Научная статья на тему 'Укол вакцины под названием "народные кооперативы" для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области'

Укол вакцины под названием "народные кооперативы" для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДЕФИЦИТ / НАРОДНЫЙ КООПЕРАТИВ / IMPORT SUBSTITUTION / SANCTIONS / MANUFACTURE / AGRICULTURE / DEFICIT / PEOPLE''S COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ольга Вячеславовна, Авцинова Анна Александровна, Пятница Мария Александровна

В статье рассмотрены проблемы развития сельского хозяйства нашей страны. Санкции России в отношении ряда стран по поставкам продукции дают возможность российским производителям быть более конкурентными, открывают доступ на полки торговых сетей именно отечественным товарам. Эти санкции являются реальным стимулом для отечественных производителей. Импортозамещение в сельском хозяйстве это самое приоритетное направление экономического развития в ближайшем будущем. Так, имеется смысл развивать выпуск отечественных высококлассных аналогов, открывать перерабатывающие предприятия и осваивать технологии, повышать поголовье скота и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Injection entitled "people''s cooperatives" for creation an import substitution form of agricultural products by the example of the Lipetsk region

The article examines the development problems of agriculture in our country. Sanctions imposed by Russia on a number of countries on product supply make it possible for Russian producers to be more competitive. The sanctions also give an access to commercial network shops for domestic goods. These sanctions are a real incentive for domestic producers. Import substitution in agriculture is the most priority direction of economic development in the near future. So it makes sense to develop manufacturing of domestic high-quality analog goods, to open processing enterprises, to master technologies and to increase the number of livestock, etc.

Текст научной работы на тему «Укол вакцины под названием "народные кооперативы" для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 10 • май 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Укол вакцины под названием «народные кооперативы» для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области

Широкова О.В.1, Авцинова А.В.2, Пятница М.А. 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

2 ЛКИТиУ филиал ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Липецк, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены проблемы развития сельского хозяйства нашей страны. Санкции России в отношении ряда стран по поставкам продукции дают возможность российским производителям быть более конкурентными, открывают доступ на полки торговых сетей именно отечественным товарам. Эти санкции являются реальным стимулом для отечественных производителей. Импортозамещение в сельском хозяйстве - это самое приоритетное направление экономического развития в ближайшем будущем. Так, имеется смысл развивать выпуск отечественных высококлассных аналогов, открывать перерабатывающие предприятия и осваивать технологии, повышать поголовье скота и т.п.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: импортозамещение, санкции, производство, сельское хозяйство, дефицит, народный кооператив.

Injection entitled "people's cooperatives" for creation an import substitution form of agricultural products by the example of the Lipetsk region

Shirokova O.V.1, Avtsinova A.V.2, Pyatnitsa M.A.1

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation , Russia

2 Lipetsk Cossack Institute of Technology and Management, the branch of FSEI HPE MSUTM named after K.G. Razumovskiy, Russia

Введение

Кооперация - удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Кооперативное движение в мире - самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700 миллионов кооператоров. Его центр - Международный кооперативный

союз (МКС) - включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран. Иначе говоря, примерно 12% населения Земли кооперировано.

А что же Россия? Кооперация в нашей стране имеет самостоятельную историю. Русская артель, известная по архивным источникам с ХШ-Х1У веков, оказалась формой, наиболее ей близкой.

Сегодня Россия переживает не самые лучшие времена. Введенные санкции в 2014 году затруднили поставки импортной продукции на территорию нашей страны. В связи с этим встал вопрос об импортозамещение. Так, встал вопрос о создании и развитие народных кооперативов.

Проблема развития сельского хозяйства уже давно касается руководства нашей страны и регионов. Поддержка данной сферы экономики будет способствовать как возрождению села, так и позволит стране улучшить продовольственную безопасность, встав на путь самообеспечения. По причине продовольственного эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков в России остро встал вопрос об импортозаме-щении сельхозпродукции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать. Конечно же, остался ряд стран, поставки данного вида продукции из которых будет осуществляться свободно, и это будет определять конкуренцию на рынке.

ABSTRACT:_

The article examines the development problems of agriculture in our country. Sanctions imposed by Russia on a number of countries on product supply make it possible for Russian producers to be more competitive. The sanctions also give an access to commercial network shops for domestic goods. These sanctions are a real incentive for domestic producers. Import substitution in agriculture is the most priority direction of economic development in the near future. So it makes sense to develop manufacturing of domestic high-quality analog goods, to open processing enterprises, to master technologies and to increase the number of livestock, etc.

KEYWORDS: Import substitution, sanctions, manufacture, agriculture, deficit, people's cooperative.

Received: 28.05.2017 / published: 31.05.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shirokova O.V. (shirokova-ov0mai1.ru )

CITATION:_

Shirokova O.V., Avtsinova A.V., Pyatnitsa M.A. (2017) Ukol vaktsiny pod nazvaniem «narodnye kooperativy» dlya sozdaniya formy importozamescheniya selskokhozyaystvennoy produktsii na primere Lipetskoy oblasti [Injection entitled "people's cooperatives" for creation an import substitution form of agricultural products by the example of the Lipetsk region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (10). - 1547-1556. doi: 10.18334/rp.18.10.37953

По данным Росстата, в 2015 году ВВП России сократился на 3,7% (табл. 1), при этом без учета внешней торговли спад составил бы 9,9%. Аналогичная картина была в 2009 году, когда ВВП сократился почти на 8%, но без учета внешней торговли эта величина возросла бы до 13%.

В 2015 году чистый экспорт оказался единственным компонентом, внесшим положительный вклад в темпы роста ВВП за счет падения импорта на 25,7% при росте экспорта на 3,6%. В итоге вклад упавшего импорта достиг 5,1 п.п. ВВП, что условно «компенсировало» отрицательный вклад личного потребления, составивший в 2015 году -5,2 п.п. ВВП.

Таблица 1

Вклад компонентов спроса в прирост ВВП России, п.п., 2007-2015 годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014* 2015*

Прирост ВВП, %, в т.ч.: 8,5 5,2 -7,8 4,5 4,3 3,5 1,3 0,7 -3,7

Потребление 7,1 5,5 -2,6 2,5 3,6 4,2 2,5 0,8 -5,4

Расходы домохозяйств 6,3 4,9 -2,5 2,8 3,4 3,7 2,3 0,8 -5,2

Расходы госуправления 0,5 0,6 -0,1 -0,3 0,3 0,4 0,3 0 -0,3

Валовое накопление 4,8 2,5 -10,5 4,7 4,2 0,9 -1,7 -1,7 -3,6

Ивестиции в основной капитал 4 2,3 -3,2 1,2 1,9 1,2 0,2 -0,5 -1,5

Изменение в запасх 0,8 0,3 -7,3 3,4 2,3 -0,3 -1,7 -1,2 -2,1

Чистый экспорт -2,5 -2,8 5,2 -2 -4 -1,6 0,5 1,8 6,2

Экспорт 2,1 0,2 -1,5 2,3 0,1 0,4 1,3 0,2 1

Импорт -4,6 -3 6,7 -4,3 -4,1 -1,9 -0,8 1,7 5,1

Статистическое расхождение -0,2 -0,1 0 -0,2 0 0 -0,1 0 -0,7

Примечание: данные по приростам ВВП и его компонентов за 2012-2015 гг. пересчитаны Росстатом по новой методологии. *С 2014 года - включая Крымский феодальный округ.

Источник: Росстат.

ОБ АВТОРАХ:_

Широкова Ольга Вячеславовна, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», кандидат экономических наук (shirokova-ovßmail.ru )

Авцинова Анна Александровна, доцент кафедры «ОГСЭД», кандидат экономических наук (a.avtsinovaß mail.ru)

Пятница Мария Александровна, студент III курса, направления «Экономика» (pyatnitsa.m0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Широкова О.В., Авцинова А.В., Пятница М.А. Укол вакцины под названием «народные кооперативы» для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 10. - С. 1547-1556. doi: 10.18334/rp.18.10.37953

1550

RUSSiAN иоиРМА1 ОР ENTREPRENEURSHiP #10'2017 (Мау)

Рассмотрим, каковы возможные последствия санкций для ЕС? Россия экспортирует небольшое количество высокотехнологичной продукции, в то время как ее импорт достаточно велик.

По данным Росстата, за январь-сентябрь 2015 г. доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта составила 11,8%, при этом их доля в импорте за аналогичный период - 58,5% (за 2014 год - 61,2%) (табл. 2).

Но как раз этот самый дефицит может подтолкнуть отечественных производителей работать еще лучше. Например, сельхозпроизводители увидели в решении Правительства РФ свой шанс и заявили о готовности провести полное продовольственное импортозамещение. Для нашей страны импортозамещение в сельском хозяйстве - это самое приоритетное направление экономического развития в ближайшем будущем. Конечно, возможен рост цен на продовольствие, но огромное количество

Таблица 2

Географическая структура внешней торговли России, млрд. долл.,

1998-2015 годы

1998 2003 2007 2013 2014 2015

Весь экспорт, в т.ч.: 71,3 133,7 351,9 527,3 497,8 343,4

в страны СНГ 13,7 20,5 52,7 73,9 64 45

Беларусь нд 7,6 17,2 20 19,7 15,5

Казахстан нд 3,3 12 17,5 13,9 10,8

в страны дальнего зарубежья 57,6 113,2 299,3 453,3 433,9 298,7

Германия нд 10,4 26,3 СО 37,1 25,4

Италия нд 8,5 27,5 39,3 35,7 22,3

Нидерланды нд СО 42,8 70,1 68 -40,8

Китай нд 8,3 15,9 35,6 37,5 28,6

Весь импорт, в т.ч.: 43,6 57,3 199,8 315 286,7 182,7

из стран СНГ 11,3 13,1 29,9 38,6 32,8 21

Беларусь нд 4,9 О СО 13,6 11,8 О СО

Казахстан нд 2,5 4,6 9 7,2 4,9

из стран дальнего зарубежья 32,3 44,2 169,9 276,4 253,9 161,7

Германия нд 8,1 26,6 37,9 33 20,4

Италия нд 2,4 8,5 14,6 12,77 8,3

Китай нд 3,3 24,4 53,2 50,9 34,9

США нд 3 9,4 16,5 18,5 11,5

людей в стране будет считать эти потери естественными, так как важна наша политическая и экономическая самостоятельность [6] (Pyatnitsa M.A., 2016).

Импортозамещение - это процесс в масштабе всей национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри государства.

По нашему мнению, санкции России в отношении ряда стран по поставкам продукции дают возможность российским производителям быть более конкурентными, открывают доступ на полки торговых сетей именно отечественных товаров.

Но не все так радужно и красочно. По мнению экспертов, отрасли необходимы новые технологии производства продукции, современное оборудование - а это снова дорогостоящий импорт. Сейчас не приходится рассчитывать на дешевые отечественные продукты. Например, даже те сыры, которые продолжают выпускаться, вдвое подорожали относительно прошлогодних расценок - сейчас отпускная стоимость около 500 рублей за килограмм.

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции в условиях санкций - одни из немногих секторов экономики, которые могут только выиграть от экономических ограничений. Нет привычных европейских продуктов? Так имеется смысл развивать выпуск отечественных высококлассных аналогов, открывать перерабатывающие предприятия и осваивать технологии, повышать поголовье скота и т.п. Но это огромные капитальные вложения и время [8] (Totonova E.E., 2015).

Поэтому отечественные предприятия не торопятся совершенствовать технологии производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

На наш взгляд, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счете, - устойчивого развития сельских территорий. Однако за последние годы число кооперативов лишь уменьшается, как и доля их выручки в отрасли. Чтобы изменить ситуацию, необходимо значительно увеличить объемы финансирования поддержки кооперации за счет перераспределения средств внутри госпрограммы развития сельского хозяйства.

Предварительные данные опроса, который провели эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) в феврале 2016 года среди участников съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), свидетельствуют, что одной из основных причин, препятствующих развитию сельхозкооперации, является нежелание сельскохозяйственных товаропроизводителей кооперироваться из-за недоверия друг другу. Ряд респондентов отметили, что в их субъектах кооперироваться просто не с кем [7] (Glazev S.).

Однако есть и административные факторы, не только не способствующие, но и прямо препятствующие развитию объединений сельхозпроизводителей на селе. Участники совещания сообщили, что один из существенных негативных факторов

1552

RUSSiAN иоиРМА1 ОР ENTREPRENEURSHiP #10'2017 (Мау)

- это препятствия в получении грантовой поддержки, которые заложены в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Дело в том, что эти субсидии распространяются на кооперативы исключительно с числом членов 10 и более, тогда как согласно федеральному закону в состав кооператива могут входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Таким образом, искусственно создан барьер для получения гранта господдержки. И внесение соответствующих изменений будет способствовать развитию сельской кооперации.

Так же еще одной причиной препятствующей развитию сельхозкоопераций является снижение объемов банковского кредитования, высокие процентные ставки кредитных и заемных средств. И все это на фоне низкого уровня доходности и, как следствие, недостатка свободных денежных средств у отраслевых пайщиков кооперативов.

Сложившиеся обстоятельства повлекли за собой ряд программ, нацеленных на развитие кооперации, импортозамещения и самообеспечения экономики. Например, в Липецкой области была принята государственная программа по развитию кооперации и коллективных форм собственности с 2014 по 2020 год [3]. Подобная комплексная программа была создана впервые, является новаторством в развитии народных кооперативов и реализуется в Липецкой области. Программа направлена на создание многоуровневой и сбалансированной системы кооперации и появление во всех сферах народного хозяйства и коллективных форм собственности. Финансирование проходит за счет областного бюджета и прогнозно составляет 843035,0 тыс. руб., в том числе данные по годам представлены в таблице 3.

Объемы финансирования на выполнение мероприятий Государственной программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год

Таблица 3

Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации Государственной программы

Год Сумма, тыс. руб.

2014 1 15975,0 тыс. руб.

2015 1 14500,0 тыс. руб.

2016 110850,0 тыс. руб.

2017 1 10850,0 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 141620,0 тыс. руб.

2019 125620,0 тыс. руб.

2020 125620,0 тыс. руб.

Программа предполагает организацию новых структур для поддержки кооперативов. На сегодняшний день созданы Фонд развития кооперативов, Центр развития кооперации, Липецкий областной Союз сельскохозяйственных кооперативов. К задачами Фонда относят предоставление льготных займов до 3-х миллионов рублей на срок до 3-х лет по низкой ставке 5% годовых и предоставление гарантий по кредитным договорам. Задача Союза - взаимодействие с органами власти всех уровней, а Центр развития кооперации ориентирован на консультативно-методические услуги, то есть оказание юридических консультаций, изучение рынков сбыта и т.д.

Народный кооператив - это предприятие, находящееся в коллективной собственности его работников, неразделенной на доли, паи, то есть целиком принадлежащее всему коллективу и управляемое привлеченными коллективом менеджерами и советом управляющих. В нашей стране данная форма собственности находится на низком уровне развития, причиной этому служит несовершенство законодательной базы.

В стране на начало 2015 года зарегистрировано 6400 кооперативов, при этом около 30% существуют только на бумаге. В Липецкой области более 700 кооперативов и 7 народных предприятий, и все они функционируют. По количеству кооперативов область лидирует в ЦФО и занимает третье место в России.

Например, в селе Гудово Липецкой области участники нового кооператива «Торнадо» строят коровник. Планируют разводить крупный рогатый скот на мясо. Площадь коровника - 700 кв. метров. И это только первая очередь. Продавать мясо планируют исключительно на территории Липецкой области. В планах и расширение фермы. Коров планируют закупить не меньше ста. Участники уверены, что качественная продукция кооператива в условиях импортозамещения будет пользоваться спросом

По данным на 2016 год, сельскохозяйственные кооперативы и народные хозяйства производят картофеля 82%, овощей - 90%, почти половину плодов, ягод и на треть обеспечивают область молоком. Лидером по числу кооперативов в области является Чаплыгинский район, в нем 124 сельскохозяйственных потребительских кооператива [1].

Для успешной работы кооперативов и хозяйств требуется рынок сбыта, который обеспечит спрос на товары регионального производства. В этих целях в регионе будет создаваться кооперативная торговая сеть, которая включит в себя кооперативные магазины, кооперативные сельскохозяйственные рынки и оптово-распределительные центры. Данная сеть решит вопрос с реализацией продукции у небольших перерабатывающих кооперативов, тем самым укрепив их позицию на рынке.

Работа по созданию торговой сети активно идет в Чаплыгинском районе, в котором уже создан сбытовой кооператив «Рынок», в Хлевенском районе строится сельскохозяйственный кооперативный рынок, в Усмани идет строительство оптово-рас-пределительного кооперативного центра площадью 1100 кв. м., инвестиции в размере более 10 млн руб. были выделены сельскохозяйственным потребительским коопера-

тивом «Мечта», в селе Подгорное для строительства торговой сети выделен участок, инвестором проекта является Липецкий областной Союз сельскохозяйственных кооперативов.

Таким образом, кооперация является точкой роста для малых форм хозяйствования, а значит, будет стимулировать занятость на селе. Развитие кооперации позволит значительно повысить рентабельность сельскохозяйственного производства. У мелких товаропроизводителей появится гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов. Создание кооперативов позволит исключить из цепочки «производитель-потребитель» перекупщиков, деятельность которых приводит к несправедливой цене на сельхозпродукцию, ее значительному удорожанию для потребителей. В целом, экономическое развитие России на современном этапе показывает, что экономика нашей страны окрепла и даже в условиях внешней изоляции и давления (санкций) продолжает эффективно работать. В связи с этим в России пора создавать новую региональную «кухню», основой для которой станут местные продукты. Сейчас момент для тех, кто хочет чего-то достичь и создать. А тот «укол адреналина», который мы получили в виде санкций, пусть даже кратковременно, все равно даст толчок к поиску новых партнеров и возможностей.

Заключение

Таким образом, в нашей стране сдерживающим фактором развития народных кооперативов является незнание особенностей народных предприятий, недостаток навыков и умений управления ими. Население не понимает, как работает данный механизм, и какие преимущества у него будут при работе в народном кооперативе

Для того чтобы коллективные формы хозяйствования стали мощным стимулом развития экономики, требуется совершенствование механизмов государственного регулирования и усиление мер поддержки на всех уровнях власти. Остро необходима федеральная государственная программа развития коллективных форм хозяйствования - народных предприятий и кооперативов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Администрация Липецкой Области. [Электронный ресурс]. URL: http://admlip.ru/.

2. Большанина Ю.С., Булкина Е.А., Черданцева И.В. Законодательное регулирова-

ние малого и среднего предпринимательства как базовое условие его развития // Предпринимательство. - 2015. - № 6(78).

3. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие коопе-

рации и коллективных форм собственности в Липецкой области» [Электронный ресурс]: Постановление от 30 октября 2013 года N 490 (в ред. 02.06.2015). Доступ из справ. - правовой системы «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации»

4. Озерова М.Г. Методологические подходы систематизации экономического меха-

низма аграрного сектора // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 4(76). - с. 54.

5. Опейкина Т.В. Современное состояние и проблемы развития отраслей АПК: реги-

ональный аспект // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2017. - № 1(95).

6. Пятница М.А. Санкции по отношению к России. Укол адреналина российским

производителям // &^ио;Россия и мир: экономические, правовые и социальные аспекты развития»,: Материалы сборника научных трудов участников XIII Международной студенческой научно-практической конференции, 21.04.2016. Липецк, 2016. - с. 409.

7. Глазьев С. ООО «КМ онлайн». [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/ glavnoe/2007/04/09/strategii-razvitiya-rossii/sergei-glazev-razvitie-rossiiskoi-ekonomiki-v-usloviya ( дата обращения: 17.11.2016 ).

8. Тотонова Е.Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады // Управление эко-

номическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 9(81). - с. 28.

9. Трифонов В.А. Изменение финансовых нормативов в работе кредитных потреби-

тельских кооперативов // Эко. - 2016. - № 6(88).

10. Федотова О.В. Принципы эффективного управления и экономики развития агропромышленного комплекса региона // Экономика труда. - 2015. - № 5(77). - с. 12.

REFERENCES:

Bolshanina Yu.S., Bulkina E.A., Cherdantseva I.V. (2015). Zakonodatelnoe regulirovanie malogo i srednego predprinimatelstva kak bazovoe uslovie ego razvitiya [Legislative regulation of small and medium-sized enterprises as the basic condition for its dev elopment]. Predprinimatelstvo. (6(78)). (in Russian).

Fedotova O.V. (2015). Printsipy effektivnogo upravleniya i ekonomiki razvitiya agropromyshlennogo kompleksa regiona [Principles for effective management and economics of development of the region's agro-industrial complex]. Ekonomika truda. (5(77)). 12. (in Russian).

Opeykina T.V. (2017). Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya otrasley APK: regionalnyy aspekt [The current state and development problems of agro-industrial complex: the regional aspect]. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. (1(95)). (in Russian).

Ozerova M.G. (2015). Metodologicheskie podkhody sistematizatsii ekonomicheskogo mekhanizma agrarnogo sektora [Methodological approaches to the systematization of economic mechanism of the agricultural sector]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. (4(76)). 54. (in Russian).

Pyatnitsa M.A. (2016). Sanktsii po otnosheniyu k Rossii. Ukol adrenalina rossiyskim proizvoditelyam [Sanctions against Russia. The adrenaline injection to Russian producers] Russia and the world: economic, legal and social aspects of development. 409. (in Russian).

Totonova E.E. (2015). Razvitie kooperativov na Severe: opyt Kanady [The Canadian Experience of Cooperation in North-South Development]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. (9(81)). 28. (in Russian).

Trifonov V.A. (2016). Izmenenie finansovyh normativov v rabote kreditnyh potrebitelskikh kooperativov [Change of financial standards in the work credit consumer cooperatives]. Eco. (6(88)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.