Оборин М.С.
Региональные модели импортозамещения в сельском
хозяйстве
Оборин Матвей Сергеевич — доктор экономических наук, профессор Пермского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», профессор ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, профессор ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», Пермь, РФ; профессор ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8200-9024
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей региональных моделей импортозамещения в сельском хозяйстве на основе стратегических приоритетов развития страны. Проводится анализ теоретико-методических основ и ключевых факторов, влияющих на моделирование и прогнозирование показателей отрасли сельскохозяйственного производства.
Целью данной статьи является анализ экономических показателей сельского хозяйства, отражающих влияние импортозамещения на развитие регионов. В задачи исследования входят обоснование необходимости импортозамещения в сельском хозяйстве для экономики страны и развития субъектов и федеральных округов; выявление основных факторов влияния на выбор модели импортозамещения; характеристика имеющихся проблем эффективной реализации моделей импортозамещения и описание возможных путей их решения. В качестве методов исследования использовался анализ статистики, моделирование социально-экономических процессов, системный и ситуационный подходы. В результате проведенного исследования было выявлено положительное влияние импортозамещения на экономику регионов страны, охарактеризованы перспективные направления повышения эффективности существующих моделей импортозамещения.
Ключевые слова
Сельское хозяйство, аграрные регионы, импортозамещение, продовольственная безопасность, стратегия, сельскохозяйственная продукция, модель.
Актуальность
Сельское хозяйство — неотъемлемый элемент экономической системы страны. Оно является источником продуктов питания для населения, обеспечивает перерабатывающую промышленность сырьем, а также служит основой и гарантом занятости сельского населения. Сельскохозяйственное производство России включено в глобальный аграрный рынок, представляющий систему устойчивых товарно-денежных отношений в сфере сельского хозяйства между государствами, отдельными предпринимателями, коммерческими организациями, и включает в себя национальные рынки стран мира. Развитие сельского хозяйства в целом зависит от того, какую роль на данный момент занимает аграрное производство в мире.
Основными функциями глобального аграрного рынка являются: снабжение продовольственными товарами развитые и особенно развивающиеся страны,
население которых ежегодно растет с большой скоростью; поставка рабочей силы и капитала для определенных отраслей мирового экономического сектора; укрепление сырьевой базы промышленного производства как расширение сильной и устойчивой аграрной основы индустриализации некоторых сфер деятельности; мировой аграрный рынок может выступать как постоянный источник валюты (основной поставщик валюты для некоторых развивающихся стран, для которых экспорт товаров сельскохозяйственного назначения является важной экономической деятельностью).
По данным Высшей школы экономики, в 2015 году объем всего глобального производства товаров и услуг агропромышленного комплекса составил 6150 млрд долларов США, а размер мирового экспорта продукции АПК насчитывал 1250 млрд долларов США. Что касается показателей России, то здесь ее доле в мировом сельскохозяйственном производстве и мировом экспорте товаров и услуг АПК отведено приблизительно 1,3%, что в денежном выражении составляет 80 и 16,2 млрд долларов США соответственно1.
Рост всего производства сельскохозяйственной продукции в России составил 40% за последние 10 лет, что находится на одном уровне с аналогичными показателями некоторых ведущих стран мира в этой отрасли, таких как Индия и Бразилия; и на данный момент он продолжает увеличиваться и прибавлять по 2-3% в год. Это говорит о том, что роль агропромышленного комплекса как фактора социально-экономического роста действительно способствует смягчению эффектов цикличности развития экономического сектора.
Отрасль сельского хозяйства в России ориентирована в большей степени на экспорт собственной продукции, что объясняется, в первую очередь, политикой импортозамещения в связи с введенными странами Евросоюза и США санкциями. По многим позициям АПК РФ является глобально конкурентоспособным сектором производства. Лидирующие места Россия занимает на глобальном зерновом рынке. Доля страны в мировом экспорте пшеницы за последние 15 лет возросла на 10%. Российская Федерация также признана одним из основных экспортеров минеральных
1 ВШЭ подготовила прогноз развития агропромышленного комплекса до 2030 года // Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. 6.12.2017 URL: https://www.hse.ru/news/expertise/201397875.html (дата обращения: 10.10.2018).
удобрений, которые в структуре экспорта РФ находятся на 3 месте, сразу после товаров топливно-энергетического комплекса и металлургии2.
В связи с постоянно растущим населением земного шара происходят интенсивный рост спроса и увеличение количества потребления продовольственных товаров. Это может привести к возникновению новых долгосрочных рисков нестабильности на глобальном аграрном рынке. К 2050 году рост общемирового производства товаров и услуг агропромышленного комплекса должен составить от 60% до 70%, по сравнению с началом XXI века. Ускоренное импортозамещение и достижение продовольственной безопасности России являются ключевыми и наиболее актуальными задачами государственной программы развития сельского хозяйства на период до 2020 года3. Согласно программе, к 2020 году доля российских товаров в общем объеме потребляемых в стране ресурсов заметно возрастет. В документе особое внимание уделяется ускоренному импортозамещению отдельных продуктов мясного, молочного и растительного происхождения.
Ускоренное импортозамещение подразумевает сокращение доли иностранных производителей на рынке и оперативное удовлетворение потребительского спроса продукцией отечественного производства. Важным аспектом при минимизации сроков реализации аграрных проектов является сохранение и контроль высокого качества производимой продукции. К слову, в последнее время в правительстве РФ поднимаются вопросы о прекращении ускоренного импортозамещения в отношении ряда товаров именно в связи с необходимостью доработок в плане качества4. Не менее значимым фактором является наличие масштабных источников финансирования. Государственная поддержка распространилась на наиболее продуктивные и перспективные предприятия и регионы.
Резкое сокращение импортных поставок продукции требует серьезного расширения производственных мощностей отечественных производителей. Однако далеко не все регионы готовы к подобным действиям, многие сельскохозяйственные
2 Динамика экспорта продовольствия в мире // Институт анализа инвестиционной политики [Электронный ресурс]. URL: http://мниап.рф/aшlvtics/Diшmika-eksporta-prodovolstvia-v-mire/ (дата обращения: 20.09.2018).
3 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 31 июля 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843 (дата обращения: 22.09.2018 ).
4 Минсельхоз хочет убрать импортозамещение из целей госпрограммы развития АПК // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economv/20170213/1487794508.html (дата обращения: 22.09.2018).
комплексы страны нуждаются в серьезной модернизации и реконструкции. О данном факторе пишут Оболенцев И., Корнилов М. и Синюков М., подчеркивая, что для обеспечения продовольственной безопасности необходимо в первую очередь развитие производственной базы сельского хозяйства5. Именно фактор изношенности производственных мощностей и технологической отсталости не позволяет большинству регионов страны осуществлять ускоренное импортозамещение. Стоит также отметить природно-климатические трудности, с которыми сталкиваются некоторые регионы.
Основные задачи сельского хозяйства, определяющие его роль в социально-экономическом развитии страны, следующие:
1) Обеспечение продовольственной безопасности;
2) Поддержка и снабжение прочих отраслей производства;
3) Оборот сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках — вклад в ВВП страны;
4) Привлечение финансовых активов и всестороннее развитие сельских территорий;
5) Обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;
6) Сокращение миграционного оттока из сельскохозяйственных территорий;
7) Повышение конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках;
8) Развитие регионального рынка сельхозпродукции.
К ключевым проблемам на текущем этапе реализации государственной программы по замещению импортных продуктов отечественными аналогами отнесем:
1) Продолжительный период окупаемости сельскохозяйственных проектов, подрывающий платежеспособность производителей в среднесрочной перспективе.
2) Высокая себестоимость российской продукции по сравнению с зарубежными аналогами.
5 Оболенцев И., Корнилов М., Синюков М. Продовольственная безопасность // Экономист. 2005. № 12. С. 39-48.
3) Трудности с получением льготных кредитов в связи с особенностями региональной кредитной системы.
4) Производство отечественного продукта на основе импортного сырья.
5) Низкий уровень модернизации производственной базы, в том числе сельхозтехники, обрабатывающих и перерабатывающих производств.
6) Необходимость достижения высокого уровня качества и конкурентоспособности товара в короткие сроки.
Основной задачей является производство продуктов питания, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения. Социально-экономическое положение страны во многом зависит от развитости сельскохозяйственных отраслей и возможности самообеспечения продуктами потребления.
Степень изученности проблемы
Анализ литературных источников выявил в качестве основной задачи сельскохозяйственного комплекса обеспечение продовольственной безопасности страны и соблюдение баланса потребления и производства продукции. В настоящее время в России актуальным направлением развития агропромышленного комплекса является импортозамещение, обусловленное сложным макроэкономическим фоном и геополитическими факторами, в том числе санкциями, которые нарушают закономерности функционирования глобального рынка сельскохозяйственной продукции, создавая искусственные барьеры для продавцов и покупателей. Импортозамещение в России в сфере сельского хозяйства последовательно развивалось, являясь механизмом адаптации к глобальным факторам внешней среды, а также внутренним проблемам: девальвации рубля, низким темпам внедрения инноваций в производственный процесс, недостаточно эффективным технологиям аграрного бизнеса и системе страхования рисков. Отмечена высокая эффективность протекционистских мер, которые способствовали развитию производства и выходу отрасли на лидирующие позиции6.
Стратегия импортозамещения должна способствовать физической и экономической доступности сельскохозяйственных товаров для различных регионов и категорий населения, автономности продовольственной системы страны, ее
6 Самоцветова Т.С. Развитие импортозамещения в АПК России // Инновационная наука. 2017. № 4. С. 35-42.
надежности и устойчивости, которые отражаются в сопоставимых темпах развития вместе с численностью населения страны7.
В ряде работ рассматриваются прогнозы количественных и качественных показателей импортозамещения в отрасли для сокращения объемов ввоза сельскохозяйственной продукции, которые повышают риск зависимости от внешних поставщиков; анализируются оптимальные параметры диверсификации поставок основных групп продовольственных товаров; обосновывается необходимость присутствия предприятий агропромышленного комплекса на внутреннем и внешних рынках, поскольку высокий спрос стимулирует производителей и инвесторов, и происходит приток капитала в отрасль, что, в свою очередь, ведет к внедрению инноваций и опытных разработок на коммерческой основе8.
Другие отечественные авторы считают важнейшей задачей сельского хозяйства поддержание уровня жизни на селе: создание рабочих мест, обеспечение занятости, формирование инфраструктуры и транспортного сообщения с близлежащими регионами, сокращение оттока молодежи, борьба с бедностью и прочее. Захарова Е.А. говорит также о роли сельского хозяйства как элемента агропромышленного комплекса; автор поднимает проблему «снижения доли сельскохозяйственной продукции в стоимостной структуре продукции АПК»9, но при этом подчеркивает значение сельского хозяйства как базиса аграрной промышленности.
Многими авторами сделан акцент на развитии импортозамещения в агропромышленном комплексе как приоритетном направлении стратегии, способствующем достижению продовольственной безопасности, повышению качества жизни населения сельских территорий. Положительным фактором рассматривается рост потребления сельскохозяйственной продукции и большой внутренний рынок; основной проблемой является технологическое отставание и сокращение импорта цифрового оборудования, необходимого для повышения качества производственно-управленческих процессов. Приводится положительный региональный опыт создания
7 Уланова О.И., Сологуб Н.Н. Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Нива Поволжья. 2016. № 3 (40). С. 121-128.
8 Кормишкина Л.А., Семенова Н.Н. Импортозамещение — важнейшая стратегическая задача развития агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 8 (293). С. 2-11; Липницкий Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 63-67; Ушачев И.Г.Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 1. С 9-15.
9 Захарова Е.А. Определение роли сельского хозяйства в межотраслевых связях АПК // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 61-64.
сельскохозяйственных кооперативов, основное достижение которого — снижение или полное устранение посредников в цепи производитель-потребитель, контроль над локальными ценами10.
В зарубежной литературе отметим обширный пласт исследований, посвященных социально-экономическим проблемам развития сельскохозяйственного производства, в том числе импортозамещению в условиях санкций и глобализации экономики11.
Модели импортозамещения: анализ региональных показателей сельскохозяйственного производства
Угроза экономической и продовольственной безопасности РФ как результат санкционного давления стала стимулом для перехода к политике импортозамещения в различных отраслях, в том числе и в сельском хозяйстве. В литературе данный вид импортозамещения называют «санкционным» или «вынужденным»12. В отношении подобного импортозамещения должна действовать гибкая политика, признающая, что не всякое импортозамещение экономически выгодно.
10 Большанина Ю.С., Булкина Е.А., Черданцева И.В. Законодательное регулирование малого и среднего предпринимательства как базовое условие его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6 (78). С. 95-105; Озерова М.Г. Методологические подходы систематизации экономического механизма аграрного сектора // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 4(76). С. 52-61; Опейкина Т.В. Современное состояние и проблемы развития отраслей АПК: региональный аспект // Региональная экономика и управление. 2017. № 1 (95). С. 42-54; Тотонова Е.Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 9 (81). С. 23-29; Трифонов В.А. Изменение финансовых нормативов в работе кредитных потребительских кооперативов // Эко. 2016. № 6(88). С. 32-41; Федотова О.В. Принципы эффективного управления и экономики развития агропромышленного комплекса региона // Экономика труда. 2015. № 5 (77). С. 11-19; Широкова О.В., АвциноваА.А., Пятница М.А. Укол вакцины под названием «народные кооперативы» для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 10. С. 153-167.
11 Anderson K., Nelgen S. Trade Barrier Volatility and Agricultural Price Stabilization. Evidance from Agriculture // World Development. 2012. Vol. 40. No. 1, P. 36-48; BouëtA., Laborde D. Economics of Export Taxation in a Context of Food Crisis. A Theoretical and CGE Approach Contribution // IFPRI Discussion Paper 00994. 2010. URL: http://www.foodsecurityportal.org/sites/default/files/DiscussionPaper OnTheRoleOfExportT axes 1.pdf (дата обращения: 25.11.2018).; Bouët, A., Estrades C., Laborde D. Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain: A Partial Equilibrium Analysis // American Journal of Agricultural Economics. 2014. Vol. 96. № 3. P. 924-938; Crosby D. WTO Legal Status and Evolving Practice of Export Taxes // Bridges. 2008. Vol. 12, No. 5. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/bridges/news/wto-legal-status-and-evolving-practice-of-export-taxes (дата обращения: 25.11.2018); Débâcle: The 11th GTA Report on Protectionism. Centre for Economic Policy Research / ed. by Evenett S. London: Center for Economic Policy Research, 2012; Giordani P., Rocha N., Ruta M. Food Prices and the Multiplier Effect of Trade Policy // IMF Working Paper. 2014. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp14182.pdf (дата обращения: 25.11.2018); Headey D., Fan S. Anatomy of a crisis: the causes and consequences of surging food prices // Agricultural Economics. 2008. No. 39. P. 375-391.
12 Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 7. С. 24-41.
Таким образом, различный уровень развитости и потенциала регионов обуславливают необходимость диверсифицированного подхода к политике импортозамещения. И, следовательно, можно говорить о реализации на территории РФ двух сценариев импортозамещения: ускоренного (для наиболее развитых регионов) и обычного (для менее развитых). Модель импортозамещения можно представить следующим образом (Рисунок 1).
Рисунок 1. Сельскохозяйственная модель импортозамещения13
Все регионы РФ наделены сельскохозяйственными мощностями различного масштаба и уровня развития. Проводимая политика в области импортозамещения основывается на разделении территории страны по кластерам, объединяющим сельские территории в две большие группы: относительно благополучные и наиболее проблемные. К относительно благополучному ареалу можно отнести первый (высокоразвитый прогрессирующий), второй (среднеразвитый прогрессирующий) и девятый (высокоразвитый регрессирующий, за исключением Чукотского АО, где регрессия носит обвальный характер) типы сельских территорий, а к наиболее проблемному — седьмой (низко развитый стагнирующий), восьмой (крайне низко развитый стагнирующий), одиннадцатый (низко развитый регрессирующий), двенадцатый (крайне низко развитый регрессирующий). Первый кластер включает сельские территории 17 субъектов Российской Федерации, что составляет примерно 1/5 часть территориальной структуры России. Второй кластер объединяет сельские
13 Источник: составлено автором.
территории 26 субъектов Российской Федерации (33,3%)14. Его состав весьма неоднороден по уровню развития, вектору и темпам динамики состояния, поэтому в кластере наиболее проблемных сельских территорий выделяются две группы регионов — депрессивные и кризисные (Рисунок 2).
Кластерная структура сельских территорий России
Ж
ж
Кластер первого типа
(благополучные территории)
ж
Магаданская область Новгородская область Еврейская АО Кемеровская область Республика Ингушетия Челябинская область Ленинградская область Новосибирская область Красноярский край Ивановская область Волгоградская область Ярославская область Самарская область Нижегородская область Калужская область Белгородская область Республика Татарстан
Кластер второго типа (кризисные территории)
Ж Ж-
Депрессивные Кризисные
Республика Адыгея Свердловская область Краснодарский край Республика Коми Чувашская Республика Удмуртская Республика Калининградская область
Ставропольский край Республика Северная Осетия-Алания Мурманская область Чеченская республика Амурская область
Хабаровский край Республика Калмыкия Республика Бурятия Архангельская область Костромская область Алтайский край Карачаево-Черкесская Республика Республика Хакасия Республика Дагестан Республика Тыва Забайкальский край Республика Карелия Астраханская область Ульяновская область
Рисунок 2. Распределение сельских территорий субъектов Российской Федерации
по кластерам15
В зависимости от целей и задач импортозамещения рассмотрим государственные программы по развитию сельского хозяйства регионов страны. В Магаданской области, которая отнесена к первому типу кластеров по развитию сельских территорий, реализуется 36 программ, которые охватывают экономику и социальную сферу. Программа развития сельского хозяйства направлена на достижение таких целей, как создание условий для сохранения достигнутого уровня
14 Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», 2015. С. 79-80.
15 Там же. С. 80
производства молока и увеличения производства яйца, мяса, овощей, картофеля; повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, устойчивое развитие сельских территорий области16. Действует также программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы», в которой определены задачи инновационного развития экономики, в том числе повышение эффективности использования земельного фонда, поддержка малого и среднего бизнеса17.
В Республике Адыгея действует план по импортозамещению на 2016-2020 годы, в соответствии с которым ведущими направлениями являются сельское хозяйство и производство пищевых продуктов18. Предусматривается продвижение продукции сельского хозяйствах на выставках и ярмарках федерального значения, компенсация производителям части затрат, широкая информационная поддержка предприятий в сфере АПК.
Крупнейшие поставщики сельхозпродукции расположены в юго-западной части страны, однако вклад в общероссийский сельскохозяйственный продукт вносят все федеральные округа страны. Центральный, Приволжский и Южный ФО являются лидерами по объему поставок сельской продукции. Наименее весом вклад Дальневосточного и Северо-Западного ФО. Подробная структура сельскохозяйственных поставок из регионов РФ представлена на Рисунке 3.
16 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 31 июля 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843 (дата обращения: 22.09.2018).
17 Государственная программа Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" // Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области [Электронный ресурс]. URL: https://minselhoz.49gov.ru/activities/programs/# 1 (дата обращения: 27.09.2018).
18 Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.12.2016 N 293-р «Об утверждении плана по импортозамещению в республике Адыгея на 2016-2020 годы (с изменениями на: 29.12.2016)» // Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея [Электронный ресурс]. URL: http://adYgheYa.ru/upload/iblock/89a/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF. %D0%9A%D0% 9C %D0%A0%D0%90 185-%D1%80.rtf (дата обращения: 27.09.2018).
Рисунок 3. Вклад регионов в общероссийский объем сельскохозяйственной
продукции, 201719
С 2013 года в данной структуре не произошло существенных изменений, вклад ЦФО, ЮФО и ПФО немного вырос за счет сокращения доли прочих регионов. В целом структурных изменений в сельскохозяйственном производстве РФ в течение последних 5 лет не наблюдается.
Курс на импортозамещение дает региональным производствам возможность расширять рынок сбыта и занимать ранее недоступные ниши путем наращивания темпов и объемов производства. Каждый субъект РФ реализует свою региональную стратегию импортозамещения исходя из своих конкурентных преимуществ и финансовых возможностей.
Насколько активно в федеральных округах осуществляется программа импортозамещения и какая модель реализуется, рассмотрим, оценив динамику произведенной сельскохозяйственной продукции за последние 5 лет (Рисунок 4).
19 Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/sx/vsxp2016/VSHP 2016 T1 kl.pdf (дата обращения: 24.09.2018 )
Рисунок 4. Продукция сельского хозяйства субъектов РФ, млн рублей20
Стоит отметить, что иерархия регионов, представленная на рисунке 2, не показывает перспективность или результативность осуществления программы импортозамещения в субъектах. Насколько ускоренно осуществляется процесс расширения производства, можно оценить, только проанализировав показатели в динамике. То есть к наиболее развитым регионам, реализующим ускоренную модель импортозамещения, отнесем федеральные округа с наибольшим процентом роста производства за период реализации государственной программы. Все субъекты РФ продемонстрировали устойчивую положительную динамику. Наибольший прирост в процентном соотношении в период с 2013 по 2017 гг. продемонстрировал Южный федеральный округ — объем продукции вырос более чем на 75%. Значительных результатов также достиг Дальневосточный ФО — прирост составил 73,9%. Успех одного из наименее благоприятных для сельского хозяйства регионов обусловлен активизацией государственной программы по освоению земель Дальнего Востока. Наименее активно развивалось сельское хозяйство Сибирского и Уральского ФО — 34% и 43% прироста соответственно.
20 Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/sx/vsxp2016/VSHP 2016 T1 kl.pdf (дата обращения: 24.09.2018 )
Сопоставив вышеприведенные расчеты и данные рисунка 2, можно сделать вывод, что наличие крупной производственной базы не гарантирует возможности оперативного расширения производства в рамках реализации государственного курса на импортозамещение. Ключевой проблемой крупных аграрных регионов является физический и моральный износ существующей материально-технической базы, требующей серьезных капитальных затрат.
По данным рейтинга регионов по реализации программы импортозамещения за июль 2018 года, лидерами являются субъекты УФО, ПФО, ЮФО. В десятку также вошли регионы ЦФО и ДФО21. Данный рейтинг формируется на основе результатов по всем направлениям импортозамещения, в том числе и в сельском хозяйстве.
Для сравнения моделей импортозамещения регионов, обладающих различным потенциалом и уровнем развития, более детально рассмотрим данный процесс на примере трех регионов:
1) ЮФО — регион с развитым производством, большим потенциалом и уверенными темпами роста;
2) ДФО — молодой регион в плане сельскохозяйственного развития, средний уровень потенциала, но при этом демонстрирует устойчивый рост;
3) СФО — достаточно развитое производство, большой потенциал, но низкие темпы роста.
Стратегическими документами, на базе которых реализуется политика импортозамещения, являются: стратегии социально-экономического развития регионов, концепции импортозамещения и планы мероприятий по содействию импортозамещению. Анализ документальной базы позволяет выделить особенности и сформировать поэтапную модель развития импортозамещения для округов с высокими и низкими темпами роста сельскохозяйственных производств22.
21 Победителями июльского медиарейтинга импортозамещения стали Свердловская область и Ростех // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/5471498 (дата обращения: 20.09.2018).
22 Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу (с изменениями на 13 августа 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/537824316 (дата обращения: 20.09.2018); Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года (с изменениями на: 30.05.2017) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/438964065 (дата обращения: 20.09.2018); Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению Амурской области на 2015 - 2018 годы (с изменениями на: 14.02.2017) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
Анализ полученных результатов
Модель ускоренного импортозамещения, сформированная путем сопоставления и обобщения программных документов и дорожных карт регионов ЮФО и отдельных субъектов ДФО, представлена на Рисунке 5.
Рисунок 5. Поэтапная модель ускоренного импортозамещения23
Регионы с низкими темпами осуществления импортозамещающих мероприятий отличает необходимость комплексного перевооружения существующих мощностей. В планах субъектов Сибирского федерального округа, а также менее развитых субъектов ДФО представлен крупный перечень комплексных мероприятий, требующих серьезных финансовых и временных затрат. Среди подобных мероприятий
документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/326140378 (дата обращения: 25.09.2018).; Об утверждении регионального плана по импортозамещению в Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-regionalnogo-plana-po-importozameshheniyu-v-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=24774 (дата обращения: 27.09.2018). 23 Источник: составлено автором.
строительство заводов, тепличных и перерабатывающих комплексов, ввод в эксплуатацию новых неосвоенных земель. Основным фактором, тормозящим наращивание производства, является отсутствие в регионах налаженного производства продукции из переченя товаров, входящих в программу импортозамещения.
Практически во всех программных документах особое внимание уделено развитию научно-технического потенциала и его использованию для совершенствования сельскохозяйственного производства. Зарубежный опыт показывает, что основным стимулом и акселератором развития импортозамещения является модернизация мощностей и внедрение новых технологических решений в производственные процессы. Адаптацию данного опыта в России затрудняет тот факт, что большинство используемых сегодня в сельском хозяйстве технологий — иностранные разработки. Импортными являются, в том числе, и многие селекционные виды растений, удобрения и производственные технологии. Для решения данного вопроса в последние годы по всей стране активно создаются технопарки как центры инновационного развития, предлагающие отечественные решения и разработки. Однако концентрация технопарковых структур в регионах аграрной направленности достаточно низкая, в связи с чем в стране сохраняются невысокие темпы внедрения современных технологий в сельское хозяйство.
Данные о том, насколько переход к политике импортозамещения поспособствовал развитию региональных экономик и как изменился вклад сельского хозяйства в ВРП с 2013 года, представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Экономический эффект от осуществления импортозамещения в
сельском хозяйстве24
Регион Прирост совокупного ВРП с 2013 по 2016 гг.,% Доля с/х в совокупном ВРП,% Уровень безработицы,%
2013 2016 2013 2017
ЦФО 26% 2,8 3,4 3,3 3,2
24 Рассчитано автором на основе данных Официального сайта федеральной службы государственной статистики: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSHP_2016_T 1_k1.pdf (дата обращения: 24.09.2018).
СЗФО 41% 2,1 2,3 4,3 4,2
ЮФО 37% 9,8 13,6 6,5 6,0
СКФО 29% 13,4 16,4 13,0 11,0
ПФО 22% 6,2 7,7 4,9 4,7
УФО 24% 2,1 2,2 5,7 5,6
СФО 29% 5,8 6,2 7,2 7,3
ДФО 33% 3,2 3,4 6,5 5,6
На основе данных таблицы можно сделать вывод, что период осуществления политики импортозамещения оказал положительное влияние на экономику регионов. В частности, повысился вклад сельскохозяйственных производств в валовый региональный продукт, и снизился уровень безработицы среди населения.
Заключение
Анализ региональных моделей импортозамещения показал, что наиболее эффективные модели основаны на правильном использовании существующего потенциала и нейтрализации факторов, сдерживающих развитие. Регионы, применяющие модели ускоренного импортозамещения, расположены в СевероЗападном, Южном и Дальневосточном федеральных округах. В первом случае рост произошел вследствие активного применения цифровых технологий в сельском хозяйстве; во втором за счет сочетания благоприятных природных факторов и программно-целевого подхода; в третьем имела место масштабная государственная поддержка и инвестиции.
Ускоренное импортозамещение основывается на внедрении инновационных методов производства, в частности селекции, выращивании гибридных форм растений, показавших высокую адаптивность к неблагоприятным климатическим условиям; научно-обоснованном подходе к повышению плодородности почв при сохранении высокого качества и потребительской ценности продукции; применении точного земледелия, повышающего рентабельность производства.
Эффективность применяемых моделей импортозамещения в сфере сельского хозяйства будет значительно выше при активизации сетевого взаимодействия на межрегиональном уровне; повышении качества управления муниципалитетами; участии регионов в совместных проектах, координируемых на уровне федеральных округов. Сетевые механизмы направлены на создание комплексного продукта с
уникальными характеристиками, которые обеспечат лидирующее положение группы сельскохозяйственных производителей в регионе или стране, позволят научно-образовательным предприятиям осуществлять исследования, разработки с привлечением высококвалифицированных и перспективных кадров.
Список литературы:
1. БольшанинаЮ.С., БулкинаЕ.А., ЧерданцеваИ.В. Законодательное регулирование малого и среднего предпринимательства как базовое условие его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6 (78). С. 95-105.
2. ВШЭ подготовила прогноз развития агропромышленного комплекса до 2030 года // Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. 6.12.2017 URL: https://www.hse.ru/news/expertise/201397875.html (дата обращения: 10.10.2018).
3. Государственная программа Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" // Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области [Электронный ресурс]. URL: https://minselhoz.49gov.ru/activities/programs/#1 (дата обращения: 27.09.2018).
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 31 июля 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902361843 (дата обращения: 22.09.2018).
5. Динамика экспорта продовольствия в мире // Институт анализа инвестиционной политики [Электронный ресурс]. URL: http://мниап.рф/analytics/Dinamika-eksporta-prodovolstvia-v-mire/ (дата обращения: 20.09.2018).
6. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 7. С. 24-41.
7. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», 2015.
8. Захарова Е.А. Определение роли сельского хозяйства в межотраслевых связях АПК // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 61-64.
9. Кормишкина Л.А., Семенова Н.Н. Импортозамещение — важнейшая стратегическая задача развития агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 8 (293). С. 2-11.
10. Липницкий Т.Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 63-67.
11. Минсельхоз хочет убрать импортозамещение из целей госпрограммы развития АПК // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20170213/1487794508.html (дата обращения: 22.09.2018).
12. Оболенцев И., Корнилов М., Синюков М.Продовольственная безопасность // Экономист. 2005. № 12. С. 39-48.
13. Озерова М.Г. Методологические подходы систематизации экономического механизма аграрного сектора // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 4 (76). С. 52-61.
14. Опейкина Т.В. Современное состояние и проблемы развития отраслей АПК: региональный аспект // Региональная экономика и управление. 2017. № 1 (95). С. 42-54.
15. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу (с изменениями на 13 августа 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/537824316 (дата обращения: 20.09.2018).
16. Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года (с изменениями на: 30.05.2017) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/438964065 (дата обращения: 20.09.2018).
17. Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению Амурской области на 2015 - 2018 годы (с изменениями на: 14.02.2017) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/326140378 (дата обращения: 25.09.2018).
18. Об утверждении регионального плана по импортозамещению в Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-regionalnogo-plana-po-importozameshheniyu-v-Rostovskoii-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=24774 (дата обращения: 27.09.2018).
19. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].
URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSHP_2016_T1_k1.pdf (дата обращения: 24.09.2018).
20. Победителями июльского медиарейтинга импортозамещения стали Свердловская область и Ростех // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/novosti-partnerov/5471498 (дата обращения: 20.09.2018).
21. Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.12.2016 N 293-р «Об утверждении плана по импортозамещению в республике Адыгея на 2016-2020 годы (с изменениями на: 29.12.2016)» // Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея [Электронный ресурс]. URL: http://advgheva.ru/upload/iblock/89a/%D0%A0%D0%B0%D 1%81 %D0%BF. %D0% 9A%D0%9C %D0%A0%D0%90 185-%D1%80.rtf (дата обращения: 27.09.2018).
22. Самоцветова Т.С. Развитие импортозамещения в АПК России // Инновационная наука. 2017. № 4. С. 35-42.
23. Тотонова Е.Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 9 (81). С. 23-29.
24. Трифонов В.А., Боровик С.В., Стрековцова Е.А. Изменение финансовых нормативов в работе кредитных потребительских кооперативов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 6 (88). С. 32-41.
25. Федотова О.В. Принципы эффективного управления и экономики развития агропромышленного комплекса региона // Экономика труда. 2015. № 5 (77). С. 11-19.
26. Широкова О.В., Авцинова А.А., Пятница М.А. Укол вакцины под названием «народные кооперативы» для создания формы импортозамещения сельскохозяйственной продукции на примере Липецкой области // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 10. С. 153-167.
27. Уланова О.И., Сологуб Н.Н. Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Нива Поволжья. 2016. № 3 (40). С. 121-128.
28. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 1. С 9-15.
29. Anderson K., Nelgen S. Trade Barrier Volatility and Agricultural Price Stabilization. Evidance from Agriculture // World Development. 2012. Vol. 40. No. 1. P. 36-48.
30. Bouët A., Laborde D. Economics of Export Taxation in a Context of Food Crisis. A Theoretical and CGE Approach Contribution // IFPRI Discussion Paper 00994. 2010
URL: http://www.foodsecurityportal.org/sites/default/files/DiscussionPaper_OnTheRoleOfEx portTaxes_1.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
31. Bouët, A., Estrades C., Laborde D. Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain: A Partial Equilibrium Analysis // American Journal of Agricultural Economics. 2014. Vol. 96. № 3. P. 924-938.
32. Crosby D. WTO Legal Status and Evolving Practice of Export Taxes // Bridges. 2008. Vol. 12, No. 5. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/bridges/news/wto-legal-status-and-evolving-practice-of-export-taxes (дата обращения: 25.11.2018)
33. Débâcle: The 11th GTA Report on Protectionism. Centre for Economic Policy Research / ed. by Evenett S. London: Center for Economic Policy Research, 2012.
34. Giordani P., Rocha N., RutaM. Food Prices and the Multiplier Effect of Trade Policy // IMF Working Paper. 2014. URL: https://www.imf. org/external/pubs/ft/wp/2014/wp 1 4182.pdf (дата обращения: 25.11.2018)
35. Headey D., Fan S. Anatomy of a crisis: the causes and consequences of surging food prices // Agricultural Economics. 2008. No. 39. PP. 375-391.
Oborin M.S.
Regional Models of Import Substitution in Agriculture
Matvey S. Oborin — DSc (Economics), Professor, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics; Professor, Perm State National Research University; Professor, Ak. D. N. Pryanishnikov Perm state agricultural and technological University, Perm, the Russian Federation; Professor, Sochi state University, Sochi, the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of regional models of import substitution and provides the analysis of the factors influencing the dynamics of investment activity in the Federal districts of the country and regions. Special attention is paid to the measures of state support reflected in the program documents aimed at the development of territories, increasing their socioeconomic attractiveness, competitiveness and economic independence. The aim is to analyze the economic indicators of agriculture, reflecting the impact of import substitution on the development of regions. Objectives of the study are to substantiate the necessity of import substitution in agriculture for the country's economy and development of the Federal subjects and Federal districts; to identify the main factors influencing the choice of the model of import substitution; to outline the problems of effective implementation of the models of import substitution and to offer ways of their decision. The analysis of statistics, modeling of socio-economic processes, system and situational approaches were used as research methods. As a result of the study, the positive impact of import substitution on the economy of the country's regions was revealed; promising directions for improving the efficiency of existing import substitution models were identified.
Key words
Agriculture, agricultural regions, import substitution, food security, strategy, agricultural products, model.