Научная статья на тему 'Уид в рамках МдО. . . записки немолодого молодого специалиста (part III)'

Уид в рамках МдО. . . записки немолодого молодого специалиста (part III) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНО МЫСЛИТЬ / ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ / СТАВИТЬ ЦЕЛИ / РЕШАТЬ ЗАДАЧИ / КОНСТРУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / СПОСОБЫ И ПРИМЕРЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КАЖДЫМ ПРОЕКТОМ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозевич Руслан Валентинович

В статье повествуется о становлении молодого специалиста педагога, выявлении актуальных проблем и поиска их решения. Основной задачей ставится формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности учащихся в СОШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уид в рамках МдО. . . записки немолодого молодого специалиста (part III)»

- авторитетный, но демократический, основанный на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка;

- в либеральном стиле инициатива и решение остаются с ребенком;

- хаотический стиль характеризуется непоследовательностью, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.

Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод о том, что социальной силой в семье является существующий стиль лидерства и общения, которые влияют на развитие и формирование личности младшего школьника.

Список литературы

1. Берне Р. Психология детства: учебник / Р. Берне; под. ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 368 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. 2-е изд., испр. Москва: Совершенство, 1998. 298 с. (Практическая психология в образовании).

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 томах / А.В. Запорожец. Москва: Педагогика, 1986. Т. 1: Психическое развитие ребенка. 320 с.

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. Москва: Гардарики, 2008. 320 с.

5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Долджин. 12-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 656 с.

УИД В РАМКАХ МДО ... ЗАПИСКИ НЕМОЛОДОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

(PART III) Морозевич Р.В.

Морозевич Руслан Валентинович - магистрант, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально -педагогический университет (РГППУ),

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье повествуется о становлении молодого специалиста -педагога, выявлении актуальных проблем и поиска их решения. Основной задачей ставится формирование интереса к учебно -исследовательской деятельности учащихся в СОШ.

Ключевые слова: продуктивно мыслить, выдвигать гипотезы, ставить цели, решать задачи, конструктивные выводы, понятийный аппарат, способы и примеры опытно-поисковой работы, индивидуальная работа с каждым проектом, презентация, защита проектов.

Модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов:

идей, печатной бумаги, маниловской мечты

А.С. Макаренко

В современном мире действительно очень много аббревиатур. Это что -то вроде пароля для входа в определенный круг осведомленных, чуть ли не избранных. Думаю, однажды, кто-то из ученых мужей внес предложение: «... а давайте придумаем какое-нибудь слово, которое бы упрощало повествование длинных слов. - Давайте! Пусть это будет «аббревиатура».

Дабы впустить вас в свой круг посвященных - поясняю, «УИД», это учебно-исследовательская деятельность, а «МДО» - междисциплинарное обучение. Стало быть, учебно-исследовательской деятельностью в рамках программы междисциплинарного обучения мне и поручили заняться в качестве дополнительной нагрузки. Стать жертвами сего истязательства выпало 7 -ым классам нашего МБОУ.

Радовало, что курс обучения касался полных классов, а не только мальчиковой их части. Я очень надеялся, что наличие девочек на занятиях несколько смягчит сухое общение с моими подопечными, которое укоренилось на предмете «Технология». Дело в том, что требование беспрекословного соблюдения правил техники безопасности, вынужденно вселяют в меня «служаку -сержанта» из кинофильмов про Американскую армию, с той разницей, что я «белый» и одет не по уставу. Мне же по душе диалог, а не муштра.

Далее в статье, для придания аутентичности, я позволил себе сохранить выражения и тексты подростков в оригинальном их повествовании.

Для чего им УИД в школе, насколько это актуально? Выяснилось, что учащиеся (несмотря на уже почтенный возраст) практически не умеют строить доклад или представление, грамотно презентовать свою мысль, быстро и компетентно изыскивать информацию для этого. Определенно такое задание может встретиться на ОГЭ по ФГОС. Уметь продуктивно мыслить, выдвигать гипотезы, ставить цели, решать задачи и делать конструктивные выводы, всё это весьма ценный алгоритм действий, который может пригодиться даже и во взрослой жизни.

До моего недавнего появления в школе, МДО существовало, но не в формате УИД. Именно поэтому для всех все было ново. Получается, что в исследовательскую деятельность теперь включен и я, но уже не в учебную, а «всамделешную» - научную, где мне предстояло: определить глубину знаний и возможностей воспитанников, выявить их интересы и наклонности; организовать опытно-поисковую работу; получить результат (в виде докладов); сделать для себя выводы о проделанной работе.

С чего я начал своё исследование и построение ученой программы. Естественно, с понятийного аппарата. Выяснилось, что «Гипотеза», это не предположение или догадка, а: «... ну, фигня, про которую думают». «Цели и задачи» - это одно и то же. В общем, формулировки пришлось заставить подзубрить. Далее, к изучению, непосредственно сама исследовательская деятельность. Были предложены различные формы опытно -поисковой и опытно-экспериментальной работы. Чтобы повысить интерес к предмету, предлагалось выбрать самостоятельно тему исследования, которая касалась собственных интересов и увлечений. Немудрено что, учащиеся попытались «завалить» (на самом деле, уже готовыми) проектами, например, из «Природоведения» за 3 -й класс или посвежее - «Литературы», «Истории» и т.п. за 6-й или 5-й классы. Пришлось вводить ограничения. Тем более, структура таких докладов никак не соответствовала требованиям изучаемого нами предмета. Также разрешалось объединяться в группы, но не более 3 человек. Для групп вводилось ролевое условие. Каждый участник группы действовал в рамках компетенции своей «роли», например, руководитель-идеолог, добытчик-ищейка (информации), редактор-оформитель . и т.п. Мало того, на единый проект, каждый участник группы писал реферат с точки зрения «своего положения» в ней. К сожалению, были и такие учащиеся, которые так и не смогли определиться с темой для исследования и что называется, тянули до последнего.

31

- Хорошо! - сказал я. Вот вам тема - «Влияние шипящих суффиксов в русском разговорном языке на исход сражения при Аустерлице».

- Как это исследовать и доказывать?

- Американцы доказали же .

- Влияние суффиксов?

- Нет, не суффиксов, а почему флот США потерпел поражение в 1941 году при Перл-Харборе. Якобы проблема была в том, что на английском языке команды: «Заряжай» и «Огонь» длиннее, чем на японском. Поэтому японцы из орудий стреляли быстрее. Хотя на самом деле все наоборот - средняя длина слова в английском языке составляет 5.2 символа, тогда как в японском 10.8. Следовательно, на отдачу приказов уходит на 56% меньше времени, что в коротком бою играет немаловажную роль.

- Ни фа се . Доказали?

- Не думаю, что так, но гипотеза красивая.

В мгновение ока, даже самые нерадивые ученики начали, как из рога изобилия, осыпать меня своими собственными идеями и гипотезами. Проблема была решена.

Вот далеко не полный перечень предложенных тем:

Какие фильмы смотрит молодежь;

Пенсии в РФ и ЕС;

Интересы и увлечения подростков в XVIII веке;

Почему и для чего люди употребляют нецензурную лексику в своей речи;

Возможно ли по плейлисту подростка определить его характер;

Почему возникает проблема у подростков с профессиональным самоопределением;

Почему люди загрязняют планету и как это исправить;

Какие бывают способы борьбы со стрессом;

Влияют ли напитки «энергетики» на здоровье человека;

Когда человека все устраивает в жизни;

Почему разные виды спорта финансируются по-разному;

Почему и как мурлыкают кошки;

Сравнение современных школ и школ времен СССР;

Влияют ли видеоигры на психику человека;

Сравнение видеоигр «Контр-Страйк» и «Дота»;

Феномен творчества Тима Бёртона;

Влияют ли «мемы» на общество.

Поскольку, на первом этапе формирования тем для исследовательской деятельности ограничений не ставилось, были и весьма провокационные, например, как:

Как мел влияет на психику учителей;

Профдеформация учителя;

Почему Саша - Лох?

Я сказал, что, безоговорочно приму темы про учителей, но напомнил, что презентации проектов учебно-исследовательской деятельности будут открытыми, а руководители методобъединений, завучи и директор уже проявляют огромный интерес к вашим будущим докладам (кстати, в конце учебного года, так и произошло). Инстинкт самосохранения не заставил себя долго ждать. Темы были изменены.

Что касается темы про «Сашу», я поинтересовался - а есть ли устойчивое определение слова «лох»? (Вопрос вызвал дискуссию). Следовательно, темой исследования будет -«Этимология слова «лох», а на свой вопрос ты ответишь сам. Я, конечно, предполагал, что могут возникнуть казусы с такими фривольностями, но для меня был важен не столько результат исследования, сколько сам процесс. Как выдвинется гипотеза, какие цели будут преследоваться, как будут решаться задачи, какие выводы мы получим.

Одним словом, не только докажут или опровергнут собственную гипотезу, а как это сделают и насколько грамотно.

Вот текст одного такого шедевра ... (орфография сохранена)

ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Историческое значение слова «Лох»

Однажды, мне захотелось узнать для чего и когда было придумано слово «лох» и как его использовали раньше. Этим я и решил заняться в своем проекте. Моя гипотиза в том что мы часто используем в своей жизни, то о чем знаем очень мало или даже не имеем ни каких представлений о том что слово обозначало раньше. Я хочу знать о некотором больше, чем представляет моя больная фонтазия и представляю вашему вниманию мой небольшой доклад.

Целью моей работы является выяснить историческое значение слова «лох», для этого я:

1) нашел информацию в интернете

2) задал вопрос на порнтале "ответы mail.ru"

И так, что это за слово такое - ЛОХ? О происхождении слова "лох" в интернете я насчитал шесть версий. А правильная какая?

Вариант ФИНСКИЙ: слово это финского происхождения, и восходит оно к понятию лохи (лосось). до сих пор жители карелии, не ботающие по фене, именуют лохами отнерестившихся лососей, которых можно хватать практически голыми руками

Существует также версия, что этимология слова «лох» связана с глаголом 1оиЫкко (добывать камень, дробить щебенку) - самое подходящее занятие для лохов.

Вариант СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ: Лохом называли отощавшего после нереста лосося, однако вероятное происхождение от других значений слова лох - "лентяй; ротозей 'или лоха -' плут, мошенник ', а также' глупая женщина, дура '(Г)

От ЛОКХ - плохой рыбак. Такое прозвище иногда давали жителм Пижмы.

Вариант БОТАНИЧЕСКИЙ: Лох - род деревьев и кустарников семейства лоховых. Св. 50 видов в Азии (главным образом Япония, Китай) и Юж. Европа, в т. ч. 8 видов на Кавказе и в Средней Азии; по одному виду в Сев. Америки и Австралии. Лох узколистный и серебристый возделываются как декоративные и эфирно-масличные растения. Медоносы

Вариант ПО ДАЛЮ: ВАЛЬЧАГ, лох, воротившийся (свалившийся) в море из реки, и затем переходящий снова в семгу.

Вариант МЕДИЦИНСКИЙ: слово это берет начало от слова «лохии» (медицинский термин) - это хрень неприятного вида и сомнительного происхождения, выходящая во время родов

Вариант ХАЗАРСКИЙ: слово "лох" происходит из идиш "лах". Значит "дырка, пустое место". Или так: «А лох», что значит «дырка», издавнася евреи о простофиле, недотепе или человеке, пропустившем свой шанс по глупости. «Лох» - сокращенное от знаменитой еврейской идиомы «лох ин дер коп» - дырка в голове. «У нас нет информации». Зато в американском (где слово «лох» по звуку и по значению ничем от русского не отличается), по авторитетному свидетельству принстонского профессора Лео Ростина имеет такую этимологию.

И последний Вариант ОФЕНЕЙ: жаргонное лох означает - простофиля, дурень, потенциальная жертва мошенника. Пошло от названия торговцев мелким товаром вразнос, а потом стало относиться к людям, которые у них с лотков покупают. Т. е. лохи - это люди, которым можно «впарить» любую дрянь, легковерные простаки, глупцы.

Таким образом мы больше сблизились с древней морфологией.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Содержание и форма изложения сего нетленного творения, к сожалению, не является уникальной, это скорее типичный образец среди прочих работ, просто наиболее яркий.

Что тут можно сказать: Деградирующее, потерянное поколение? Тупая и невоспитанная генерация школьников? Вовсе нет! Просто в 14 лет, большинство «детей» - еще дети, просто дети. Я с ужасом ожидал бурной реакции на «медицинский эпитет» в этом докладе, но аудитория даже не отреагировала. Не стал заострять внимание и я, (хотя, позже в приватной беседе, пришлось провести воспитательную работу). К сожалению, школьная программа, порой никак не предусматривает факт ментальной разницы подростков. Вот и я «промахнулся». Тем не менее, так как учащиеся получали оценки по трем критериям -содержание, оформление и сам доклад. С точки зрения уверенности в повествовании, я похвалил ученика. В остальном же, хотелось обнять и плакать.

Как строилась сама работа с учащимися при графике 1 занятие в неделю:

I четверть - понятийный аппарат;

II четверть - способы и примеры опытно-поисковой работы;

III четверть - индивидуальная работа с каждым проектом;

IV четверть - защита проектов.

Предвижу вопрос:

- Как велась индивидуальная работа с проектами?

- Несколько сложнее, чем я предполагал.

Для того чтобы сохранить интерес (где-то даже интригу), нарочно не обсуждались конкретные темы проектов на общих занятиях. Приводились примеры грамотной работы, разбирались типичные ошибки. Индивидуальное общение с учащимися происходило посредством сети интернет. Я предложил высылать мне промежуточные результаты и сам ход работы над исследованиями на электронную почту.

Оказалось, что корректно пользоваться такой формой общения большинство учеников просто не умеет. Это в XXI веке - «Прощай бумага!». Кто-то высылал мне письма с почты родителей (позже я выяснил, что родители и отсылали, потому что «чадо» не знает, как), кто -то каждый раз писал с нового почтового ящика и интернет ресурса, так как «старый» безвозвратно утерян. Кто -то пользуется только Apple iPhone и у них «эта хрень вааще не открывается». Я удивился - как так? Вы все уже до мозга костей, компьютеризированные и интернет-зависимые. Не выпускаете из рук свои гаджеты, а набрать текст и отправить по электронной почте для вас проблема! Оказалось, что так. Сидят большинство подростков в социальных сетях (через смартфоны) и всё, на что их знаний хватает, так это «лайкать», «репостить», «чатиться» и «писать коменты» ... и конечно, играть ... играть ... играть.

В начале III учебной четверти, я просил выслать каждого рефераты о своей работе, чтобы отслеживать направление мысли - так сказать. В итоге примерно 25% от всех учащихся принесли мне информацию о своей деятельности в печатном и даже рукописном формате. На вопрос - почему так? Получил вразумительный ответ:

- родители к «ноуту» не пускают, боятся «зависимости»;

- а сами «залипают»?

- типа того, . работают.

Вот и получается, борьба с «компьютерной зависимостью» порождает безграмотных, но все же «зависимых» людей.

Чем же мы занимались в III четверти, если конкретные темы проектов на уроках не обсуждались?

Посредством сети интернет, мною были найдены и смонтированы несколько 30-минутных роликов, которые демонстрировались и обсуждались во время занятий. Чаще всего это были истории о становлении личности, раскрытии таланта, жизненного пути к достижению цели. Поднимались вопросы моральной ценности и нравственности. Уделялось очень много времени по вопросам самореализации. Неприятно удивило то, что самые инертные ученики собрались служить в полиции, дескать «Там ничего делать не надо». Вот такое искаженное понятие о работе сотрудников МВД засело в умах и сознании растущего поколения. Спасибо СМИ.

Правда одна ученица меня очень порадовала, заявив, что это единственные уроки, которые учат самой жизни. Однажды мне такая форма обучения чуть не вышла боком. На общем собрании, одна «родительница» спросила - «Чем это вы там занимаетесь на уроках по междисциплинарному обучению? Я спрашиваю сына, а он объяснить не может и почему он должен постоянно какие -то письма вам писать. Что это за практика, такая?» Пришлось подробно растолковать структуру программы обучения, ее цели и задачи. На что другая «мамаша» воскликнула: «И это всё? Так всё просто? А мой -то страху мне нагнал».

Такие ситуации возникают, наверное, потому, что родители слишком заняты своей бытовой жизнью, чтобы ознакомляться на сетевых ресурсах с учебными программами, а ведь они там скрупулёзно выкладываются перед каждым учебным годом. Не секрет, что чаще всего всё ограничивается просмотром успеваемости своего чада - не более того. А от школы требуют...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, свершилось! Презентации и защита проектов.

Вообще, я полагал, что 7-летний опыт посещения школы и работы у доски разрушил страх выступления перед аудиторией класса. Оказалось, совсем наоборот - нервозность и закомплексованность преобладала над подавляющим большинством докладчиков. Неестественная, скованная поза, неуместное жестикулирование, подавленный голос, невнятная тихая речь. Всё это очень портило общее впечатление от проделанной ребятами работы. В начале обучения, я показывал примеры выступлений и защит, объяснял тонкости ораторского и актёрского мастерства, даже тренинг проводил, но всего этого оказалось недостаточно.

Что касается оформления презентаций - такая же печаль. Несмотря на то, что мной был предложен шаблон презентации, в котором предлагалось сменить тему оформления для придания ей аутентичности, я получил свою же тему в тех же цветах, с бездарно вставленным текстом, эстетически ломающим всю картину. На вопрос: «Тебе самому-то нравится, то, что сделал?», получил ответ: «Так Вы же мне это дали, что Вам не нравится?». Либо собственные версии оформления, с «кислотными» цветами на черно-кровавом фоне. Хотя тема о «правилах хорошего тона» для презентаций, так же затрагивалась. Я даже предлагал выступить в роли корректора и редактора, дабы избежать... Не воспользовался никто. Многие работы были, что называется «с колена».

Данный опыт натолкнул меня на размышление о том, что «школа» весьма абстрактно осведомлена о внеурочном распорядке дня учащихся. Тем более не имеет возможности контролировать или влиять на него. А ведь такая «прозрачность» помогла бы снять много вопросов и избежать ошибок.

Все же итогом проделанной работы, я остался очень доволен. Абсолютно все учащиеся, а это свыше 90 человек, были вовлечены в работу учебно -исследовательской деятельности. Около 60 презентаций мне посчастливилось увидеть и оценить. Из них около 10 вполне могли бы принять участие в тематических конкурсах и олимпиадах самого высокого уровня, ребята сами гордятся полученным результатом. Некоторые доклады просили повторить на

35

«Бис». В конце учебного года планировалось сделать гала -представление лучших работ в актовом зале, но не сложилось.

Для себя я тоже сделал определенные выводы и даже открытия. Например, как родители «борются» с компьютерной зависимостью и игроманией - компьютер нельзя, а гаджет - можно. У подростков практически не сформировано понятие об эстетике и композиции, у большинства - боязнь публичных выступлений (причём, для реплики «с места» такой проблемы нет, стоит вызвать к доске - совсем иная картина - либо кривляние, либо неистовая скованность). Самая острая проблема опрошенных учеников - самоопределение. Несмотря на мои душеспасительные беседы, для большинства этот вопрос так и остался открытым: около 5% всех учащихся данной возрастной группы, точно знают, куда пойдут учиться и в какой сфере будут работать; примерно 65% - не определились, остальные даже не думали об этом. Огорчает то, что предлагаемая помощь со стороны школы и родителей в этом вопросе им кажется какой-то навязанной, даже некомпетентной (глубоко не осознающей их яркого внутреннего мира и тонкой душевной организации). Проще говоря, сами не знают, чего хотят и к чему стремиться, именно поэтому большинство из них интроверты. Парадоксально то, что сейчас гораздо больше свобод, чем в былые времена, а «движения» нет. Быть может сама «свобода» сковывает. Пути открыты, а указателей нет. Надо как-то помогать определяться. Кто если не МЫ.

Список литературы

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия / А.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. Москва: Издательство АСТ, 2018. 640 + [24] с. ил. (Бестселлеры воспитания).

2. Арнстен Эми, Мэзьюр Кэролайн, Раджит Синх. Как плавится мозг. // «В мире науки». № 7, 2012. С. 64-68.

3. Хау Нейл, Штраус Уильям. Следующее Великое Поколение. Кнопф -Публикации в изд-ве Doubleday группы. 16 янв., 2009. 432 с.

4. Хэммет Франсис. Виртуальная реальность. N.Y., 1993. Р. 8. Источник: http://astu.secna.ru./ (дата обращения: 13.09.2018).

5. Риско Эван Ф., Гилберт Сэм Дж. Когнитивная разгрузка // Trends in Cognitive Sciences. Сентябрь, 2016. С. 676-688.

6. Ингенблек Вернер. Все о мультимедиа. Изд-во: Киев: BHV, 1996. 352 с.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum.guns.ru/forummessage/2/1470358-2.html/ (дата обращения: 13.09.2018).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://astu.secna.ru/ (дата обращения: 13.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.