Научная статья на тему '"Уходить в лес или остерегаться стеклянных пчел?": прочтение современных языческих констант в произведениях Э. Юнгера'

"Уходить в лес или остерегаться стеклянных пчел?": прочтение современных языческих констант в произведениях Э. Юнгера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
современное русское язычество / одиночки / символика / самоизоляция / самосовершенствование / почвенничество / ненаблюдаемое состояние / малые группы. / modern russian paganism / loners / symbolism / self-isolation / self-improvement / pochvennichestvo / unobservable condition / small groups.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиженский Р.В.

Российское язычество постмиллениума находится в перманентном развитии и трансформации. Несмотря на появление новых форм современного язычества, изменений векторов мировоззренческих исканий носителей "традиции", усложнения обрядовой практики и ставки на поиск сакрального пространства, соответствующего аутентике и современным реалиям, религиозный нативизм обладает набором "хромосом", передающихся от поколения к поколению и выступающих основой конструируемого идеологического продукта. Цель исследования заключается в определении ключевых дискурсов современного российского языческого сообщества. Источником для поиска новоязыческого мировосприятийного базиса и сравнительного анализа выступило эссе-манифест Э. Юнгера "Уход в лес". В результате исследования были выявлены особенности "символики" и "тактики", как основных сюжетно-проблемных блоков, в произведении немецкого философа и реалиях современной языческой диаспоры. * Данное исследование было поддержано из средств программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030" БФУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The forest passage or beware of the glass bees": reading modern pagan constants in the works of E. Junger

Russian post-millennium paganism is in permanent development and transformation. Despite the emergence of new forms of modern paganism, changes in the vectors of the worldview searches of the bearers of "tradition", the complication of ritual practice and the stakes on the search for sacred space corresponding to authenticity and modern realities, religious nativism has a set of "chromosomes" that are transmitted from generation to generation and serve as the basis of the constructed ideological product. The purpose of the study is to identify the key discourses of the modern Russian pagan community. The source for the search for a new-pagan worldview basis and comparative analysis was the essay-manifesto by E. J?nger "Leaving for the Forest". As a result, the features of "symbols" and "tactics" as the main plot-problem blocks in the work of the German philosopher and the realities of the modern pagan diaspora were revealed. * This study was supported by the program of strategic academic leadership "Priority 2030" of the IKBFU. I. Kant.

Текст научной работы на тему «"Уходить в лес или остерегаться стеклянных пчел?": прочтение современных языческих констант в произведениях Э. Юнгера»

«The forest passage or beware of the glass bees»: reading modern pagan constants in the works of E. Junger

Shizhensky Roman Vitalievich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Baltic Federal University. Immanuel Kant; Head of the Laboratory of Religious Studies "North-West", Higher School of Philosophy, History and Social Sciences, Kaliningrad

Russian post-millennium paganism is in permanent development and transformation. Despite the emergence of new forms of modern paganism, changes in the vectors of the worldview searches of the bearers of "tradition", the complication of ritual practice and the stakes on the search for sacred space corresponding to authenticity and modern realities, religious nativism has a set of "chromosomes" that are transmitted from generation to generation and serve as the basis of the constructed ideological product. The purpose of the study is to identify the key discourses of the modern Russian pagan community. The source for the search for a new-pagan worldview basis and comparative analysis was the essay-manifesto by E. Jünger “Leaving for the Forest”. As a result, the features of "symbols" and "tactics" as the main plot-problem blocks in the work of the German philosopher and the realities of the modern pagan diaspora were revealed.

Keywords: modern russian paganism; loners; symbolism; self-isolation; self-improvement; pochvennichestvo; unobservable condition; small groups.

Цитировать: Шиженский Р.В. "Уходить в лес или остерегаться стеклянных пчел?": прочтение современных языческих констант в произведениях Э. Юнгера // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 251-255. EDN: MMMCSM. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.45

Шиженский Роман Витальевич, кандидат исторических наук, доцент, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта; заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад», Высшая школа философии, истории и социальных наук, Калининград

Российское язычество постмиллениума находится в перманентном развитии и трансформации. Несмотря на появление новых форм современного язычества, изменений векторов мировоззренческих исканий носителей «традиции», усложнения обрядовой практики и ставки на поиск сакрального пространства, соответствующего аутентике и современным реалиям, религиозный нативизм обладает набором «хромосом», передающихся от поколения к поколению и выступающих основой конструируемого идеологического продукта. Цель исследования заключается в определении ключевых дискурсов современного российского языческого сообщества. Источником для поиска новоязыческого мировосприятийного базиса и сравнительного анализа выступило эссе-манифест Э. Юнгера «Уход в лес». В результате исследования были выявлены особенности «символики» и «тактики», как основных сюжетно-проблемных блоков, в произведении немецкого философа и реалиях современной языческой диаспоры.

Ключевые слова: современное русское язычество; одиночки; символика; самоизоляция; самосовершенствование; почвенничество; ненаблюдаемое состояние; малые группы.

УДК 299.572(470)

5.7.9

Шиженский Р.В.

«Уходить в лес или остерегаться стеклянных пчел?»: прочтение современных языческих констант в произведениях Э. Юнгера

В сегодняшних реалиях феномен русского язычества является неотъемлемой частью религиозного пространства РФ. На «генном уровне», испытывая постоянную необходимость к обновлению, как в плане структурных изменений, так и в области мировоззренческих исканиях, новое язычество вынужденно «впитывает» в себя разнообразие смыслов и идей, зачастую выступающих в роли ярких антагонистов. Возникающий синкретизм затрудняет изучение рассматриваемого религиозного социально-политического явления. Один из вариантов выхода из создавшегося методологического тупика предполагает поэтапное выявление основных (базовых) элементов русского младоязычества, в том числе с использованием параллелей из гипотетических проекций исследователей прошлого и настоящего. К примерам фиксации действующих новоязыческих «звеньев» в научных изысканиях прошлого относятся статьи, посвященные анализу гипотез Б. Андерсона (воображаемые сообщества) и К. Доусона (религиозные органы общества) [11, 215-234; 12, 73-81]. В целях дальнейшего погружения в заявленное проблемное поле особый интерес представляет критика работ крупнейшего немецкого философа XX века Э. Юнгера .

Эссе-манифест Э. Юнгера «Уход в лес» (1951 г.) представляет собой яркий пример «концентрации» новоязыческих идеологем. Знакомство с произведением позволяет выделить несколько ключевых тем, получивших параллельное развитие в объединениях современных последователей доавраамической религиозности. Условно обозначив выделенные сюжетно-проблемные блоки как «символика», «тактика», «носители», в данной статье рассмотрим характеристики двух первых тематических блоков.

Символика. Рассуждая о приемах борьбы против диктатуры, Э. Юнгер обращает особое внимание на власть символов: «Знаками могут служить также цвета, фигуры или предметы. Там, где они принимают характер букв, письмо возвращается к иероглифическому шрифту. Тем самым знаки получают непосредственное существование, вместе с иероглифичностью и наглядностью они перестают быть толкованием, но сами становятся предметом истолкования» [14, 21]. История возникновения и развития отечественного варианта нового язычества неразрывно связана с сакральным прочтением как аутентичной, так и искусственно создаваемой «авторской» символикой. Так, наиболее популярный и узнаваемый символ принадлежности к «своим» – коловрат (коловорот) - был введен в современное русскую языческую диаспору первым идеологом движения А.А. Добровольским (Доброславом) в 1989 году. При этом восьмилучевой свастический знак изначально обретает собственную мифологию. Во-первых, рассматриваемый символ – основа идеи цикличности («коловращения» в языческой терминологии), стержневого элемента в рассуждениях Добровольского по поводу категорий «жизнь» и «смерть»: «Язычники рассматривали Жизнь как череду циклов существования, а смерть – не как бесследное уничтожение, а как свещеннодейство перехода на новый виток Жизни, перехода в некое качественно иное состояние» [5, 22-23]. Во-вторых, коловрат, по мнению А. А. Добровольского, напрямую связан с хороводом. Появившись в каменном веке, этот оберег, как и хоровод, олицетворял круговое движение солнца, являлся защитным магическим кругом. Как отмечал идеолог «Русского освободительного движения», посредством хороводной обрядности человек напрямую общался с потусторонними силами .

Особое значение придается и внешней составляющей культа, нашедшей выражение в оберегах-символах. Кроме всевозможных тотемических вариаций («медведь», «голова быка», «лапа волка»), российские религиозные нативисты активно «разбавляют» поле эмблем новыми знаками: «звезда Руси», «Мара», «Яроврат», «звезда Лады», «алатырь», «квадрат Сварога» и т.п. Символизм пронизывает и все категории новоязыческих демотиваторов. «Типологизация «родноверческих» демотиваторов в настоящее время может быть представлена тремя группами, объединѐнными смысловой направленностью главных восприятийных элементов: текста и изображения. В целевом делении, предлагаемом А. С. Голиковым и А. А. Калашниковой, языческая группа вполне соотносима с социально-рекламными и спамоморфными (саморепрезентационными) демотиваторами. Для первых характерна пропаганда традиционных ценностей через критический взгляд на сложившуюся ситуацию и эмоционально окрашенное осмысление несоответствия идеальных и реальных схем поведения. Здесь демотивация используется как метод воздействия на внетрудовое поведение личности. Вторые направлены на использование устойчивого типа изображения для демонстрации лояльности к определѐнной субкультурной группе. Наибольшее распространение получили демотиваторы,

условно обозначенные нами как «антихристианские», шире –«антимонотеистические» [13, 76]. Текст, его смысловой посыл (значение короткого предложения и даже отдельного слова, буквы в гипотезе Э. Юнгера) и узко тематическое изображение демотиваторов - один из важнейших элементов современной языческой символики, сопоставимый со значением еще одного «ингредиента» идеологической составляющей движения «новояза». Современный «языческий язык», кроме разработанных методик по включению последователей доавраамического мировоззрения в реестр традиционных религиозных верований, открытия «настоящей» истории, содержит образцы обрядовой речи и нового алфавита [1].

Как отмечет немецкий философ, выход из ситуации принуждения зиждется на трех великих силах: искусстве, философии и теологии. Э. Юнгер подчеркивает, что тема одиночки (пассионария, ушедшего в лес) все активнее и активнее проникает в сферу творчества. «Естественно, что сильнее всего эта тенденция проявляет себя в изображении человека на сцене театра, в кинематографе и, конечно, в романе» [14, 37]. Последние десятилетия ознаменовались триумфальным шествием «языческого кино» в киноиндустрии России и зарубежья. В той или иной мере искомый мировоззренческий компонент присутствует в следующих фильмах: «Таинственный лес» (2004г. режиссёр: М. Найт Шьямалан. США), «Плетеный человек» (2006г. режиссер: Нил Лабут. Канада, Мексика, США, Германия), «Черная смерть» (2010г. режиссер: Кристофер Смит. Германия, Великобритания), «Пока цветет папоротник» (2012г. режиссёр: Евгений Бедарев. Россия), «Дружина» (2015г. режиссер: Михаил Колпахчиев. Россия), «Сторожевая застава» (2017г. режиссер: Юрий Ковалев, Украина), «Апостол» (2018г. режиссер: Гарет Эванс. США, Великобритания), «Солнцестояние» (2019г. режиссер: Ари Астер. США, Швеция), «Викинги» 2013-2020 г. создатель: Майкл Хёрст. Ирландия, Канада), «Эпидемия» (2 сезон. 2022г. режиссер: Дмитрий Тюрин. Россия), «Варяг» (2022г. режиссер: Роберт Эггерс. США). Еще большей популярностью пользуются романы в стиле славянского фэнтези с практически обязательным языческим компонентом. В качестве примера сошлемся на цикл романов В.И. Сахарова. «В центре сюжетной линии «Ночи Сварога» судьба отставного подполковника ФСБ Вадима Соколова, получившего неизлечимую травму ног в результате ДТП. Согласившись поучаствовать в эксперименте по отправке в ретропространство с помощью телепорта, Соколов попадает на землю западных славян-венедов в 1141 год <…> Попав в XII столетие, Вадим Соколов оказывается в эпицентре противостояния вселенских сил добра и зла. В роли персонифицированных антагонистов выступили две мировоззренческие системы и стоящие за ними народы: балтийские славяне и европейцы (германцы). Выбрав сторону дальних родственников, Соколов (в дальнейшем – Вадим Сокол) из книги в книгу поднимается как по духовной, так и по социальной иерархии, становясь одним из лидеров языческого сопротивления крестовым походам, организованным католической церковью и проводимым силами европейских феодалов» [10, 151-152]. Наибольший интерес представляет ингрессия Юнгеровского «человека на сцене театра» в новоязыческий дискурс. Кроме прямого создания современными религиозными нативистами народного театра (см. проекты объединения «Окрутников») [8], сценой для лидеров движения традиционно выступает пространство конструируемого праздника. Идеолог (жрец, волхв) – сценарист, художник по костюмам, дирижер и главный актер «языческого спектакля». Труппа представлена общинниками объединения, зрительный зал – культовой средой, потенциальными неофитами, приехавшими на «этно-праздник».

Новый языческий символизм проявляется и в трактовке одной из ипостаси Леса: «Лес есть великий Дом Смерти, место обитания губительной угрозы. Задача душеводителя состоит в том, чтобы, держа за руку, провести ведомого им туда, где тот утратит свой страх. Он заставит его символически умереть и воскреснуть <…> Уход в Лес есть, в первую очередь, уход в смерть. Он ведет прямо в направлении смерти – и даже, если потребуется, через нее. Лес раскроется, как сокровищница жизни, в своей сверхъестественной полноте, если удастся пересечь эту линию» [14, 64, 67]. Обряды перехода: раскрещивания, имянаречения, вступления в общину, частные практики «перерождения» - неотъемлемый элемент вхождения в российский «языческий мир» конца XX начала XXI века.

Тактика. В своем развитии советское, а затем и российское язычество умело использует целый набор приемов, позволяющих последователям доавраамической религиозности выжить в сложившихся условиях многоуровнего непризнания. Значительное количество применяемых и планируемых тактических методов находят отражение в программных проектах «Ушедших в Лес». Так, Э. Юнгер, описывая действия сторонников сопротивления, вводит термин «ненаблюдаемое состояние» [14, 27]. Отказ от взаимодействия с официальной властью (регистрация), умышленная самоизоляция - одна из обсуждаемых практик определенной части современных язычников, рассматривающих «внешний» мир как враждебное пространство – источник ресурсов для нужд закрытой общины [4, 123-131].

Не менее популярна и действенна в агитационном плане тактика одиночек, избранных носителей сакрального знания, несущих «просветление» формирующейся новой религиозной элите .

Немецкий философ обращает внимание и на важнейший дискурс нового язычества – тягу к корням, мировоззренческой аутентике. Призывая человечество сбросить цивилизационную маску, осознать свою силу, «проснуться в Лесу», Э. Юнгер рассматривает катастрофу как закономерный и необходимый финал существующего мироустройства, после которого наступит эпоха «ушедших в Лес» [14, 35, 60, 62]. Планируемый, неизбежный апокалипсис - центральный сюжет авторских утопий идеологов религиозного нативизма. Природная катастрофа, Рагнарек, вызванный деятельностью человека, вернет общество к искомой архаике и «родит» личность новой природоцентристской формации [2, 7; 3, 365]. Вслед за автором эссе лидеры младоязыческого сообщества призывают неофитов переродиться, отойти от клише серых масс. «По нашему убеждению, человека делает язычником не поверхностная приверженность к верованиям какой-либо языческой религии, не ярко выраженное оспаривание существующего положения дел и не принятие древней религиозной модели в современном мире <…> Стать язычником означает поменять свое мировоззрение, переосмыслить древние истины в современном ключе. В людях, ищущих мудрости и мира, происходит борьба духа» [7, 272].

Таким образом, рассмотрение ключевых положений эссе-манифеста Э. Юнгера «Уход в лес» и авторских проекций, методик и практик лидеров современного российского языческого движения позволяет выделить характерные особенности «символики» и «тактики» как ключевых, системообразующих элементов мировоззрения религиозных нативистов России последней трети XX- третьего десятилетия XXI века.

Литература:

Букварь Руси Державы Света // Волшебное войско Руси. – URL: https://войско.рус/букварь-руси-державы-света/ (дата обращения: 09.03.2023).

1. Васильев М. С., Потапов А. Л., Сперанский Н. Н. Язычники отвечают. – Троицк: Тровант, 1999. – Брошюра №5. – 12 с.

2. Влх. Велимир. Дар шаманизма – дар волхования. – М.: Велигор, 2012. – 368 с.

3. Диссимиляция и трайбализм // Альманах Аlföðr. Вестник языческого традиционализма. – Новосибирск: Svarte Aske, 2021. – №1. – С. 123-131.

4. Доброслав. Любовь и Смерть. – Б. м., б. г. – 47 с.

5. Доброслав. Радость Солнцепоклонника. – 2-е изд., испр. – Б. м.: Сфера Интернет, 2003. – 50 с.

6. Ионов М.А., Байкова Е.А. Славянское язычество. Мироздание, общество, обряды. – М.: Амрита-Русь, 2021. – 368 с.

7. Окрутники // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/okrutnikiru (дата обращения: 10.03.2023).

8. Славянские руны и их значение // Велес. – URL: https://veles.site/news/slavyanskie-runy-i-ih-znachenie (дата обращения: 09.03.2023).

9. Шиженский Р.В. Русский младоязыческий дискурс в пенталогии «Ночь Сварога» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2021. – №1 (37) – С.148-161.

10. Шиженский Р.В. Современное русское жреческо-волховское «сословие» сквозь призму религиозных концептов К.Г. Доусона // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. – С. 215-234.

11. Шиженский Р.В. Современное русское язычество как пример «воображаемого сообщества» // Colloquium heptaplomeres: научный альманах. – Н. Новгород: Мининский университет, 2017. – Выпуск IV. – С. 73-81.

12. Шиженский Р.В. Языческий демотиватор – «мировоззренческая наглядность» современной России // История, языки и культуры славянских народов: от истоков к грядущему: материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2012 года. – Пенза - Колин - Белосток: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 72-84.

13. Юнгер Э. Уход в лес. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. – 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.