Научная статья на тему 'РУССКИЙ МЛАДОЯЗЫЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПЕНТАЛОГИИ«НОЧЬ СВАРОГА»'

РУССКИЙ МЛАДОЯЗЫЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПЕНТАЛОГИИ«НОЧЬ СВАРОГА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / РОМАН ФЭНТЕЗИ / ЖРЕЧЕСКО-ВОЛХОВСКОЕ СОСЛОВИЕ / ПРИБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ / КОНСПИРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шиженский Р. В.

Одним из наиболее активно развивающихся жанров современной литературы, активно используемым современным языческим сообществом России, и оказывающим значительное влияние на распространение данного мировоззрения, следует признать жанр славянского героического фэнтези. В предлагаемой статье на основе изучения пенталогии «Ночь Сварога» рассматриваются ключевые элементы новоязыческого дискурса. В результате анализа содержания цикла романов В. И. Сахарова, сравнения фэнтезийных авторских локусов с характеристиками субъектов, содержащимися в программных заявлениях, утопических проектах идеологов русского язычества XX-XXI веков, установлено, что к базисным составляющим современного нативизма относятся: во-первых, конструирование собственной хронологии и космогонии, неприятие официальной истории, жизни в реалиях современного мира и, как следствие, проектирование собственной истории и склонность к эскапизму. Во-вторых, устойчивое, ярко выраженное неприятие внеязыческой религиозности (в данном случае - христианства), помноженное на «национальный» фактор и конспирологические теории. В-третьих, идеализация волховского сословия и касты профессиональных воинов в рамках проекций построения теократического этноориентированного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN YOUNGPAGAN DISCOURSE IN THE PENTALOGY«NIGHT OF SVAROG»

One of the most actively developing genres of modern literature, actively used by the modern pagan community in Russia, and having a significant impact on the spread of this worldview, should be recognized as the genre of Slavic heroic fantasy. This article, based on the study of the pentalogy «Night of Svarog», examines the key elements of the newpagan discourse. As a result of the analysis of the content of the cycle of V.I. Sakharov, comparing the author's fantasy loci with the characteristics of subjects contained in program statements, utopian projects of the ideologists of Russian paganism of the 20th-21st centuries, it was established that the basic components of modern nativism include: firstly, the construction of one's own chronology and cosmogony, rejection of official history, life in the realities of the modern world and, as a result, the projection of their own history and a tendency to escapism. Secondly, a stable, pronounced rejection of extra-pagan religiosity (in this case, Christianity), multiplied by the «national» factor and conspiracy theories. Third, the idealization of the magician estate and the caste of professional warriors within the framework of the projections of building a theocratic ethno-oriented state.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ МЛАДОЯЗЫЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПЕНТАЛОГИИ«НОЧЬ СВАРОГА»»

Р. В. Шиженский

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

РУССКИЙ МЛАДОЯЗЫЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПЕНТАЛОГИИ «НОЧЬ

СВАРОГА»3

Одним из наиболее активно развивающихся жанров современной литературы, активно используемым современным языческим сообществом России, и оказывающим значительное влияние на распространение данного мировоззрения, следует признать жанр славянского героического фэнтези. В предлагаемой статье на основе изучения пенталогии «Ночь Сварога» рассматриваются ключевые элементы новоязыческого дискурса. В результате анализа содержания цикла романов В. И. Сахарова, сравнения фэнтезийных авторских локусов с характеристиками субъектов, содержащимися в программных заявлениях, утопических проектах идеологов русского язычества XX-XXI веков, установлено, что к базисным составляющим современного нативизма относятся: во-первых, конструирование собственной хронологии и космогонии, неприятие официальной истории, жизни в реалиях современного мира и, как следствие, проектирование собственной истории и склонность к эскапизму. Во-вторых, устойчивое, ярко выраженное неприятие внеязыческой религиозности (в данном случае -христианства), помноженное на «национальный» фактор и конспирологические теории. В-третьих, идеализация волховского сословия и касты профессиональных воинов в рамках проекций построения теократического этноориентированного государства.

Ключевые слова: современное русское язычество, роман фэнтези, жреческо-волховское сословие, прибалтийские славяне, конспирология.

R. V. Shizhenskiy

Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)

RUSSIAN YOUNGPAGAN DISCOURSE IN THE PENTALOGY «NIGHT OF SVAROG»

One of the most actively developing genres of modern literature, actively used by the modern pagan community in Russia, and having a significant impact on the spread of this worldview, should be recognized as the genre of Slavic heroic fantasy. This article, based on the study of the pentalogy «Night of Svarog», examines the key elements of the newpagan discourse. As a result of the analysis of the content of the cycle of V.I. Sakharov, comparing the author's fantasy loci with the characteristics of subjects contained in program statements, utopian projects of the ideologists of Russian paganism of the 20th-21st centuries, it was established that the basic components of modern nativism include: firstly, the construction of one's own chronology and cosmogony, rejection of official history, life in the realities of the modern world and, as a result, the projection of their own history and a tendency to escapism. Secondly, a stable, pronounced rejection of extra-pagan religiosity (in this case, Christianity), multiplied by the «national» factor and conspiracy theories. Third, the idealization of the magician estate and the caste of professional warriors within the framework of the projections of building a theocratic ethno-oriented state.

Keywords: modern Russian paganism, fantasy novel, priest-magician estate, Baltic Slavs, conspiracy theories.

3 Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта.

йО! 10.22405/2304-4772-2021 -1-1-148-161

Русское младоязычество (термин ввёл один из основоположников современной версии этноориентированного язычества А. А. Добровольский (Доброслав, 1938-2013 гг.) постмиллениума значительно расширило сферы влияния и саморефлексию. Традиционный религиозный инструментарий, представленный обрядами, сакральными нарративами, атрибутикой, усилился агитационными источниками второго порядка - художественными произведениями как языческих идеологов [1, 226 с.], так и сочувствующих движению авторов, напрямую не связанных с развивающимся нативизмом. Безусловно, в настоящее время основным жанром отечественных последователей мировоззренческой архаики следует считать не исторический роман, требующий от автора определённых знаний и, соответственно, ограничивающий создателя рамками самой историчности. Художественным полем, позволившим развернутся русскому язычеству «во всём великолепии» без запретов и ограничений, становится жанр фэнтези. Важнейшей характеристикой поддерживающих союз реального и фантазийного миров выступает эклектика. В реалиях языческой повседневности эклектика проявляется через смешение традиций: асатру-родноверие, шаманизм-родноверие; внешней атрибутики - через использование специфических музыкальных инструментов во время «славянских богослужений» - варгана, волынки, бубна, татуаж - нанесение родноверческим жреческо-волховским сословием скифского, скандинавского звериных стилей и т.д. В свою очередь, русское фэнтези - «эклектичный жанр современной массовой литературы, оказывающий влияние на мировоззрение нашего общества в течение последних двадцати лет. Фэнтези претендует на создание достоверного художественного мира, сохраняя установку на явный вымысел. Фэнтези является поливалентным жанром, адаптирующим под свои потребности иные жанры массовой литературы - дамский роман, научную фантастику, детектив. Поливалентность фэнтези и обусловливает его метажанровые амбиции» [2, с. 301]. Объединяет рассматриваемый жанр фантастической литературы и русское язычество как мировоззренческий феномен и ставка на арийский миф, реваншизм, почвенничество, национальную реидентификацию [3, с. 27; 4, с. 163; 5, с. 171 -172, 178]. Следует отметить тот факт, что границы погружения - перехода от прочитанного к реальному и наоборот - весьма условны. Автор-язычник, выпуская очередное произведение героического фэнтези, увеличивает количество потенциальных неофитов, находящихся на момент чтения в мировоззренческой неопределённости культовой среды. С другой стороны, сама книга оказывает влияние на читателя, заставляя обратиться к практическому язычеству [6, с. 1]. Соответственно, и художественный нарратив, и российский нативизм - религиозный феномен конца ХХ-ХХ1 века -имеют ряд реперных точек - констант, привлекающих к младоязычеству всё новых и новых адептов. В данной связи значительный интерес представляет рассмотрение сюжетной линии пенталогии «Ночь Сварога» В. И. Сахарова.

В предисловии к «Тропам Трояна», одной из книг цикла, В. И. Сахаров классифицирует пенталогию как фантастический роман с элементами альтернативы [7, с. 9]. На вопрос автора статьи о причине популярности данного жанра, писатель ответил следующее: «Связано это с неудовлетворенностью людей текущей реальностью, своим бытием, и отсутствием сил-возможностей кардинально изменить свою жизнь и общее положение вокруг себя. Соответственно, люди пытаются найти идеал или его подобие, пытаются отвлечься. И в итоге находят отдушину. А дальше, как пойдет. Возможно, увлечение станет чем-то большим и побудит искать первоисточники, чтобы иметь собственное мнение. А возможно, останется проходным моментом в поиске» [8]. Проблемам официальной версии истории и жизни правильного, настоящего человека в XXI веке посвящены фрагменты двух романов автора. В обоих случаях автором рассуждений по поводу «бледной истории» [9, с. 85] является главный герой фэнтезийного цикла (см. ниже). Современность не устраивает персонажа пенталогии аполитичностью общества, ставкой населения на потребительство и виртуальную реальность. Его возмущает отказ от идеи борьбы, мечты о космосе, равенстве, социальной справедливости. Не устраивает героя и целенаправленная фальсификация летописцами отечественной истории, заключающаяся в изображении древних славян невежественными дикарями.

Безусловно, «неудовлетворенность людей текущей реальностью» и, как следствие, программные декларации (манифесты, уставы объединений), практическая реализация через создание общин, экопоселений, храмовых комплексов-жилищ, вера в свою переписанную историю характеризует и современной «живое родноверие». Весьма показательна сама история появления рассматриваемого цикла романов. Подчёркивая свою непринадлежность к сообществу профессиональных историков (автор называет себя сочинителем и любителем древностей), В. И. Сахаров сообщает, что серия «Ночь Сварога» (пять книг написано и три в проекте) появилась как альтернатива, некое отвлечение от более серьезного проекта [8]. Соответственно, и данное положение в дальнейшем будет не раз подтверждено, мы вправе говорить, что как сюжетная линия, так и дискурсы романов архетипичны. Для нас декларируемая писателем «бессознательность» крайне интересна. Не считая себя язычником по вере («Не ищу веры, но ищу знаний. Я считаю себя исследователем религий, а не последователем одной из них. С юности общался с разными людьми: священники, имамы, волхвы, характерники, жрецы, сектанты различных мастей. Жизнь сама сводила с людьми. Для меня близки слова Доброслава, что язычество не религия, а мировоззрение. Это я разделяю. По творчеству: Доброслав (Добровольский), Велеслав (Черкасов), Славер (Максименко). Так же, конечно, почитывал Льва Прозорова, Асова и других. Что близко - принимал. Что казалось домыслами -отметал. Мне домыслы не интересны - фантастику я и сам могу написать. А вот то, что мог реально проверить и подтвердить - откладывается в мозг. И здесь уже в подтверждение старые летописи-хроники или личное участие в обрядах»

[8]), В. И. Сахаров, безусловно, принадлежит к категории сочувствующих новому язычеству. Вместе с тем писатель находится вне касты идеологов, лидеров общин, и цикл романов не является специализированной агитационной либо вероучительной продукцией (согласно точке зрения внештатного сотрудника миссионерского отдела Рязанской епархии РПЦ М. Н. Кузнецова, рассматриваемые романы являются инструментом неоязыческой агитации [10, с. 4]. Таким образом, выявление новоязыческих мировоззренческих аксиом, содержащихся в пенталогии «Ночь Сварога», приобретает особую ценность, представляя собой своеобразный художественный транскрипт существующих идеологем. Транслятором последних выступает рядовой носитель языческой идеи - индивид, выражающий мнение родноверческих масс (точная численность язычников, ориентированных на следование славянской традиции в настоящее время в РФ не установлена. Согласно версии руководства «Союза славянских общин славянской родной веры» на май 2019 года «количество славян язычников может колебаться от 120 000 до 320 000 человек) [11, с. 63].

В центре сюжетной линии «Ночи Сварога» судьба отставного подполковника ФСБ Вадима Соколова, получившего неизлечимую травму ног в результате ДТП. Согласившись поучаствовать в эксперименте по отправке в ретропространство с помощью телепорта, Соколов попадает на землю западных славян-венедов в 1141 год, или, в трактовке автора, шесть тысяч шестьсот сорок девятый год от «Сотворения Мира в звёздном Храме» [9, с. 49].

Вводимая хронология (выбранное летоисчисление открывает каждый новый параграф цикла романов) имеет исторический аналог. Отсчёт от «Сотворения Мира в звёздном Храме» характерен для общин староверов-инглингов и для созданного идеологами этого объединения славяно-арийского (ведического) календаря. В соответствии с гипотезой инглингов, заявленный календарь действовал в России до 1700 года и был упразднён Петром Великим. Исходная точка летоисчисления - заключение мирного договора после победы руссов над китайцами (Великим Драконом): «по Арийскому Круголету Числобога - год, в котором это произошло, носит название «Звездный Храм»» [12]. Примечательно и название серии рассматриваемых романов - «Ночь Сварога». Выстраивая собственные теологические и космогонические системы, представители различных направлений как современного язычества, так и движений Нью-эйдж, апеллируют к приведенному словосочетанию. Смысловое наполнение «Ночи Сварога» при массе частных нюансов сводится к следующему: «Ночь Сварога - это время, когда Сварог покидает свой небесный трон. Ночью это время называют по той причине, что в это время Сварог не исполняет свои функции, т.е. отдыхает, возможно, спит. У трона в это время находится Чернобог. Для людей Ночь Сварога - это время тяжелых непрерывных страданий, приносимых как богами, так и другими людьми» [13]. Итак, язычество фиксируется в романе с самых первых строк в форме календарной системы «Древнерусской инглиистической церкови православных староверов-инглингов» - весьма неоднозначного движения относимого самими

родноверами к псевдоязычеству [14; 15], и в виде хронологии более «высокого порядка» - темного отрезка времени «Ночи Сварога».

Попав в XII столетие, Вадим Соколов оказывается в эпицентре противостояния вселенских сил добра и зла. В роли персонифицированных антагонистов выступили две мировоззренческие системы и стоящие за ними народы: балтийские славяне и европейцы (германцы). Выбрав сторону дальних родственников, Соколов (в дальнейшем - Вадим Сокол) из книги в книгу поднимается как по духовной, так и по социальной иерархии, становясь одним из лидеров языческого сопротивления крестовым походам, организованным католической церковью и проводимым силами европейских феодалов. Образ Балтийской Руси - «новоязыческая классика», подарившая первым идеологам родноверия советской эпохи документальные свидетельства о богах, служителях культа, сакральном пространстве и главное - идейной стойкости в борьбе с инакомыслием, насаждаемой чуждой верой. Отсюда, уже в новой России, паломничество на остров Рюген, закладка «священной земли», на которой стояла знаменитая Аркона, в основание возводимых храмов и святилищ [16, 297 с.].

Вводя в повествование образ врага, автор пенталогии следует традиционному для русского, шире, славянского родноверия противостоянию с главным идеологическим противником - христианством. Антихристианская тематика характерна для всех книг цикла и сводится к следующим локусам: а) «христианство находится в стадии «мутации, трансформации и постоянного видоизменения, это одна из сект»; б) христианство - личное дело иудейского народа, которое не касается славян; в) «крещение Руси: одно из самых кровавых событий в истории нашей страны»; г) «русская церковь трансформировалась и впитала в себя славянское язычество; д) «идет тотальная война (с западным христианским миром), в ходе которой оправданы любые средства»; е) «методики христианских миссионеров включают: привлечение на свою сторону правящей верхушки, крещение простолюдинов, строительство церквей на месте капищ, рощ, создание синкретического учения из старых и новых догм, проповеди о грехе, уничтожение хранителей народной памяти и памятников языческого искусства» [7, с. 48-49, 100; 9, с. 11; 17, с. 142-143; 18, с. 261]. Негативная коннотация усиливается автором с помощью использования следующих выражений: «вера в распятого на кресте заложного покойника», «оболваненные христиане», «рабы бога востока», «патриарх священнослужитель-коммерсант», «добрый дядя на небесах решит все за него» [9, с. 10-11, 15, 86, 249] и др. Усугубляет религиозное противостояние и «национальный» фактор, помноженный на заговор тайных сил, управляющих миром. Представленный в романах англосаксонский мир в лице ордена цистерианцев, дружин германских и французских королей в реалиях программных документов язычников - основной проводник идей глобализма, уничтожения традиционных патриархальных институтов [19, с. 632, 690, 705; 20, с. 12]. Весьма показателен образ тайного мирового закулисья фэнтези В. Сахарова. Проводником воли «темных» выступает французский

средневековый богослов и мистик Бернард Клервоский, получивший, благодаря автору романов, сверхъестественные способности, проявляющиеся в чудесах во время проповеди, исцелении парализованного, явлении в виде духа. Внеземное, хтоническое происхождение монаха достигается за счёт демонизации рассматриваемой фигуры: «Лицо Бернара показалось ему <...> мордой странного животного с глазами змеи и клыками во рту» [18, с. 201]. «Темные», согласно сюжетной линии пенталогии, - обитатели иных космических миров, жаждущие славянских душ и крови и получившие силу во время господства «Ночи Сварога». Выстраивая иерархию сил зла, писатель акцентирует внимание на факте превращения в рабов и слуг «темных» людей, отрекшихся от предков и веры предков. Создаваемая пирамида надконфессиональная и имеет направления в сектах авраамических религий, отдельных культах Индии и Азии. Конспирологический миф, идея мирового заговора, заговора отдельного народа, возникшие в среде первых политиков от язычества XX века [21, 320 с.; 22, 407 с.], в произведениях В. Сахарова «разбавляются» весьма популярной в кругах последователей нью-эйдж, уфологии, ведической Руси теорией о расе пришельцев-змеелюдей: рептилоидов, виевичей, наг и пр.

Параллелизм между микромиром реального язычества и фэнтезийным миром средневековой Балтики не исчерпывается фиксацией противников по вере и крови. Во многом идентичны и «светлые» силы, набор принадлежащего им функционала. Прежде всего, следует обратить внимание на представленный автором социально-политический строй идеального общества балтийских славян. В первом романе серии «Ведун» В. Сахаров характеризует существующую систему как «сословно-кастовую формацию» [9, с. 52], возглавляемую союзом князей и жрецов. Следует отметить, что тематика, связанная со служителями культа, занимает весьма важное место в рассматриваемом цикле, «цементируя» всю сюжетную линию и расставляя акценты на наиболее значимых событиях пенталогии. Иерархия, круг обязанностей и даже волховской портрет весьма детализированы. Так, автор приводит подробную иерархическую лестницу балтийского жречества, включающую волхвов, кудесников, чародеев, ворожеев, ведунов, кобников, знахарей, младших и старших учеников и храмовых воинов [9, с. 57]. Подобную разветвленную систему служителей культа имеет и одна из старейших языческих организаций России «Союз славянских общин славянской родной веры» («ССО СРВ»). Общее количество «должностей» языческих священников насчитывает двадцать пять наименований [23], которые можно условно разделить на три категории: «волхвы», «потворники, потворницы» и «баяны». Безусловно, как показывает практика полевых экспедиционных выездов к представителям нативистских сообществ, подобного ранжирования пока не наблюдается. Как правило, обряд совершается силами волхва и жрецов (помощников) - наиболее авторитетных членов общины. Вместе с тем претендент прописанной разветвленной системы имеет место. С учетом идеализации образов волхвов, приведенных в серии романов, функционал жречества безграничен. Священнослужитель - хранитель

знаний, чародей, проводник божественной воли и судья «который вершит свое правосудие не по законам князей, а по совести» [9, с. 88]. Волхвы распоряжаются и денежными средствами. Объясняя сосредоточение материальных благ - «Святовидовой казны» - в руках духовенства, автор рисует служителей языческого культа бессребрениками, заботящимися о процветании народа, выкупающие пленных, использующие богатства для откупа от врагов, закупок хлеба, помощи соседям. Естественно, в своем бескорыстии жречество противопоставляется алчности христианских проповедников. Развивая тему идеализации фигуры волхва, В. Сахаров описывает специализированное учебное заведение - храмовую школу, в которой проходил обучение главный герой цикла «Ночь Сварога». Педагогический состав школы бояны - узко квалифицированные специалисты (историки, философы, эзотерики, географы и т.д.). Кроме обучения гражданской элиты, знати руянских семей, волхвы выступают и как первоклассные воители, способные вступать в противоборство с лучшими воинами «темной» стороны. Весьма примечательны и внешние характеристики славянских служителей культа: «А впереди, целенаправленно приближаясь ко мне, шел седовласый солидный старик в длинной белой рубахе, которая была перетянута широким ремнем. <...> Мужчина передо мной, вне всякого сомнения, серьезный. Взгляд ясный, походка уверенная, и в теле, не смотря на старость, чувствуется скрытая от обычных людей мощь» [9, с. 74]. Приведенное описание «материализуется» в массе современных языческих демотиваторов и специализированной брендовой одежды. Кроме того, можно вспомнить образ первого советского язычника А. А. Добровольского (Доброслава) и обложку одной из его книг «Волхвы», на которой была изображена знаменитая картина В. М. Васнецова «Встреча Олега с кудесником». Подобно литературным жрецам, сегодняшние идеологи движения зачастую являются и хранителями денежных средств общины, главными организаторами языческих праздников и этнофестивалей. Также некоторые объединения, развивая мировоззренческий дискурс и привлекая неофитов, содержат собственные учебные заведения. К примеру, на базе одной из крупных языческих организаций Польши «RODZIMY КО&СЮЬ POLSKI» («Родная польская церковь») функционирует образовательная организация «Академия жрецов» («Akademia Zerc6w»). В России идеолог «ССО СРВ» В. Казаков является ректором «Училища родной веры славян» [24; 25]. Особое положение в иерархической структуре историко -мифологического мира пенталогии занимает фигура верховного жреца Святовида Векомира. Главный волхв венедов, по В. Сахарову, «нечто среднее между кардиналом Ришелье и товарищем Сталиным» [18, с. 12], предстает единственным полноправным правителем - диктатором славянского Руяна, всего побережья Балтики, контролирующим выход военных эскадр в море, имеющим собственное боевое подразделение, определяющим внутреннюю и внешнюю политику в регионе. Непререкаемый авторитет жреческо -волховского сословия, созданный на страницах серии фэнтези, уже несколько десятилетий формируется лидерами новоязыческой диаспоры России. Так,

проекты по созданию теократического славянского государства содержатся в утопиях общины «Коляда вятичей», А. А. Добровольского (Доброслава) и Н. Н. Сперанского (волхва Велимира), хронологически охватывая и «светлое» языческое прошлое эпохи до Владимирской Руси и прогнозируемое будущее [26, с. 94; 27, с. 31; 28, с. 13].

Определенные аналогии между литературными и реальными языческими священнослужителями XXI века возникают при знакомстве с эпизодом романа «Большой погром», посвященным реформе в жреческой среде, спровоцированной Вадимом Соколом. Согласно сюжету, волхвы бога Яровита - Огнеяр и Войдан - сокращают срок обучения служителей культа и посвящают в волхвы двадцатипятилетнюю молодежь. Ранее в «сан» мог вступить человек не ранее сорока-сорока пяти лет. Изменения были вызваны ослаблением влияния славянских культов и необходимостью пополнения рядов наставников. Признавая отсутствие у молодых волхвов необходимых знаний и опыта, главный герой цикла находит следующие плюсы в омоложении языческих кадров: «Люди честные, прямые, сильные и лишенные экстрасенсорных способностей. Но они вдохнули в дряхлый культ, который находился на последнем издыхании, новую жизнь. Именно они, а не старые волхвы, ходили по отдаленным селам, славили родовых богов, строили новые капища и доносили до сородичей истину, что они не рабы, а потомки небожителей» [17, с. 29]. Реформирование действующего русского нативизма наблюдается с 2010 годов. Омоложение штата служителей культа продиктовано несколькими причинами, среди которых следует выделить естественный процесс социализации, связанный с отходом «старых» лидеров активной религиозной практики в связи с жизненными обстоятельствами (изменением семейного статуса, места работы, жительства и т.д.). Изменения могут быть продиктованы и инициативой идеологов, решившихся на реформирование своего мировоззренческого базиса. В частности, ряд языческих лидеров 1990-х - начала 2000-х годов сделали ставку на отход от массовых празднично-обрядовых мероприятий, предпочитая им индивидуальные практики, обряды в узком кругу адептов. Кроме того, нельзя не учитывать естественный процесс возникновения новых сообществ, в организационно-иерархическом плане не связанных с известными союзами общин, возглавляемых своим «доморощенным» молодым жречеством. Наконец, обновление волховских кадров - естественный процесс переосмысления язычества с учетом потребностей и современных реалий, нацеленный на построение новой идеологии как для нового жречества, так и для новой паствы. Яркий пример -проект волхва «Велесова круга» Велеслава (И. Г. Черкасова) «Шуйный путь» [29, 1080 с.]. Проекты «хождения в народ» представителей жречества также имели место в новоязыческих концепциях. Н. Н. Сперанский, разрабатывая теорию «Великого Капища»: центра, монастыря, школы, - возлагает на молодых жрецов обязанность по непосредственному взаимодействию с паствой [30, с. 170].

Еще одной «осью добра» серии «Ночь Сварога» является воинское сословие, представленное специализированными воинскими подразделениями, закрепленными за конкретными языческими культами - Святовида, Яровита, Триглава - и молодежными формированиями, созданными по инициативе Вадима Сокола. Особо следует отметить, что дружинный контингент изначально предстает как часть теократической «машины». В приводимой автором кастовой системе славянского общества воины уступают в положении только волхвам. В целом иерархия языческих «храмовников» выглядит следующим образом: «стратег (стражар), лучший воин, который является командиром всех боевых формирований этой религиозной общины и отвечает за политику культа. Потом идут старшие витязи священной дружины, они же рыкари, вуй-кметы (воинские наставники и командиры отрядов), ведьмаки (воины-волхвы) и волкодлаки (воины-оборотни)» [31, с. 19]. Несколько раз В. Сахаров приводит как описание внешнего богатырского вида «языческого спецназа», так и слова клятв-посвящений в воинскую элиту. Смысл последних прозаичен и полностью соответствует образу защитника национально -теократического государства. Для достижения статуса человека-бога, равного предкам-небожителям, витязь должен полностью преодолеть страх смерти, исключительно доверять своей интуиции, быть сильным духом. Воин становится бессмертным, когда воюет ради своего народа, семьи, родины и чести. Особо импонирует автору серии создаваемая им сцепка из отставных воинов-храмовников и фанатичной молодежи. Именно данному институту главный герой романов поручает руководство специализированным советом по борьбе с врагами «ОБК»: «Отдел по борьбе с крестоносцами» [9, с. 266]. Эта же цель преследуется при создании отряда «варогов» - первоначально ватаг беспризорных датских мальчишек с разграбленного славянами острова Зеландия, организованных Вадимом Соколом. Образцом для военной школы стал корпус янычар Османской империи. Юношей, разбитых на десятки, заставляли общаться исключительно на венедском языке, действовала строжайшая система воспитания, на манер спартанской агогэ. Наставниками варогов выступали волхвы, воспитывающие молодых бойцов в духе супремотеизма - почитания «самого лучшего бога» Яровита. Обучение велось по трем направлениям: воины, шпионы и убийцы. Автор обращает особое внимание на религиозную фанатичность молодых бойцов, презирающих плен и готовых погибнуть ради славянского божества [17, с. 43-54; 18, с. 123]. В текстах лидеров современной языческой диаспоры, смежных политических течений также содержатся прямые призывы к активному привлечению молодежи и планы по созданию специализированных военизированных ячеек. «Кто завоевывает молодежь, тот определяет ход будущего!» [32, с. 130] - один из главных лозунгов современных украинских национал-социалистов, придерживающихся языческого мировоззрения. Созданное 22.06.1997 года «Русское освободительное движение» («РОД»), представляющее бессистемное объединение единомышленников, провозгласило своей целью «избавление Народа - Родины - Природы от чужеродной кабалы» [33]. Почвенническая

концепция Н. Н. Сперанского (волхва Велимира) предполагает создание так называемых «ВИКов» и «СПОмов» - объединений военно-исторической и спортивно-патриотической направленности: ««ВИК занимается позитивной пропагандой, привлечением молодежи для изучения истории, созданием различных кружков для детей и подростков. СПО пропагандирует здоровый образ жизни, различные принципы самооздоровления, обучает подростков приемам самообороны» [19, с. 867].

Сравнительный анализ языческих дискурсов пенталогии «Ночь Сварога» и ключевых концептов новоязыческого мировоззрения позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, следует констатировать факт наличия идентичных образов, идеологических парадигм, характерных как для языческого мира цикла романов славянского героического фэнтези, так и для феномена российского нативизма конца XX - начала XXI веков. Рассмотренная пенталогия в реалиях сегодняшнего доавраамического этноориентированного движения, как, возможно и другие произведения данного жанра, несут двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, фэнтези формируется с учетом языческого опыта, идеологем и практик лидеров родноверческого движения. С другой стороны, подобные романы способствуют продвижению младоязычества через умышленную или непреднамеренную пропаганду комплекса идей в кругах заинтересованного социума, в культовой среде, группах неофитов. Во-вторых, в фантастической серии «Ночь Сварога» нашли отражение следующие новоязыческие мировоззренческие константы: собственное летоисчисление, отличное от общепринятой хронологии; конспирологическая составляющая, представленная силами «оси зла»: монорелигиозностью (христианством), инонациональностью (воинственным Западным миром); теократическое государство, как элемент искомого Золотого Века, базирующееся на тандеме жреческо-волховского сословия и воинской элиты.

Литература

1. Мурин Богумил. Побрехушки. Кн. 1. Ч. 1. [Изд. «Велесова круга»]. Обнинск: Оптима-Пресс, 2006. 226 с.

2. Черкесова П. С. Мифологические мотивы в современном русском фэнтези-романе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-1. С. 301-303.

3. Бреева Т. Н., Хабибуллина Л. Ф. Специфика национальной стереотипизации чужого/другого в российском славянском фэнтези // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. В 15 т. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. Т. 3. С. 24 -29.

4. Бреева Т. Н. Специфика конструирования образа чужого/другого в славянском фэнтези // Филология и культура. 2014. № 1. С. 163-167.

5. Бреева Т. Н. Русский миф в славянском фэнтези // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 171 -180.

6. Сафронов Е. А. Классификация жанра «славянской» фэнтези: постановка проблемы // Вестник московского государственного областного университета. 2013. № 1. С. 1-6.

7. Сахаров В. И. Тропы Трояна. М.: Центрполиграф, 2016. 287 с.

8. Интернет-интервью В. И. Сахарова Р. В. Шиженскому от 03.12.2019 // Личный архив автора.

9. Сахаров В. И. Ведун. М.: Центрполиграф, 2016. 319 с.

10. Кузнецов М. Православие и неоязычество. Вопросы и ответы. Рязань: Гедеон, 2020. 28 с.

11. Казаков В. Родноверие в цифрах // Родноверие. 2019. Вып. 1 (14). С.

63.

12. Хронология древнейших летописных событий [Электронный ресурс] // Тартария. Узнай своё наследие : сайт. URL: https://tartaria.name/hronologiya-drevneishih-letopisnyh-so/ (дата обращения: 15.01.2020).

13. Руднев Г. Ночь Сварога или Лютая эпоха [Электронный ресурс] // Яндекс Дзен. Дата размещения: 10.12.2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d2f3d04c49f2900aef43f50/noch-svaroga-ili-liutaia-epoha-5dd68274d8a5147cefe9a2ce (дата обращения: 13.01.2021).

14. Официальное заявление Круга Языческой Традиции и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры от 25 декабря 2009 года «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве». [Электронный ресурс] // Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры : сайт. URL: https://www.rodnovery.ru/dokumenty/o-podmenakh-ponyatii (дата обращения: 16.01.2020).

15. Открытое письмо ученым-религиоведам России [Электронный ресурс] // SVARTE ASKE - Тёмный Ясень. Бездна. Вотан. Традиция: сайт. URL: http://askrsvarte.org/blog/open_letter_religio/ (дата обращения: 16.01.2020).

16. Волхв Велеслав. Солнце героев (северный дневник). М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. 297 с.

17. Сахаров В. И. Большой погром. М.: Центрполиграф, 2016. 351 с.

18. Сахаров В. И. Северная война. М.: Центрполиграф, 2016. 286 с.

19. Велимир, Велеслав, Власов. Путь Волхва. Донецк: Каштан, 2007.

1228 с.

20. Доброслав. Светославие (очерки языческого мирочувствования). Киров: Вятка, 2004. 95 с.

21. Емельянов В. Н. Десионизация. М.: Русская Правда, 2005. 320 с.

22. Истархов В. А. Удар русских богов. СПб.: Редактор, 2001. 407 с.

23. Жреческая лествица ССО СРВ [Электронный ресурс] // Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры : сайт. URL: https://www.rodnovery.ru/dokumenty/2-zhrecheskaya-lestvitsa-sso-srv (дата обращения: 15.01.2021).

24. Akademia Zercow [Электронный ресурс] // FaceBook. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (дата обращения: 15.01.2021).

25. Училище родной веры славян [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://www.urvs.org/ (дата обращения: 15.01.2021).

26. Волхв Велимир. Родноверие. М.: Самотёка, 2012. 269 с.

27. Мезгирь, Велимир, Пересвет. Суть языческой веры. [Б. м.]: Коляда Вятичей, 2008. 32 с.

28. Доброслав. Волхвы. [Б. м.: б. и.] 79 с.

29. Влх. Велеслав. Шуйный путь. Черная книга Нави. М.: Велигор, 2014. 1080 с.

30. Влх. Велимир. Книга природной веры. М.: Велигор, 2009.592 с.

31. Сахаров В. И. Воин Яровита. М: Центрполиграф, 2016. 318 с.

32. Зиньковский М., Герасименко Е. Борьба продолжается. Национал -социализм как он есть. Харьков: ДИВ, 2008. 384 с.

33. Доброслав [Электронный ресурс] // Языческий Портал: сайт. URL: http://rusvarga.narod.ru/persons.htm (дата обращения: 18.01.2021).

References

1. Murin Bogumil. Pobrekhushki [Claptraps]. Book 1. Part 1. ["Velesov krug" publ]. Obninsk: Optima-Press publ, 2006. 226 p.[In Russian]

2. Cherkesova P. S. Mifologicheskiye motivy v sovremennom russkom fentezi-romane [Mythological motifs in the modern Russian fantasy novel]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. 2015. No. 5-1. Pp. 301303. [In Russian]

3. Breyeva T. N., Khabibullina L. F. Spetsifika natsional'noy stereotipizatsii chuzhogo/drugogo v rossiyskom slavyanskom fentezi [Specificity of the national stereotyping of the foreign / the other in the Russian Slavic fantasy]. Russkiy yazyk i literatura v prostranstve mirovoy kul'tury: materialy XIII Kongressa MAPRYAL [Russian language and literature in the space of world culture: Proceedings of the 13th MAPRYAL Congress]. In 15 vols. St. Petersburg: MAPRYAL publ, 2015. Vol. 3. Pp. 24-29. .[In Russian]

4. Breeva T. N. Spetsifika konstruirovaniya obraza chuzhogo/drugogo v slavyanskom fentezi [Peculiarities of constructing the alien's/other's image in Slavic fantasy]. Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. 2014. No.1. Pp. 163-167. [In Russian]

5. Breeva T. N. Russkiy mif v slavyanskom fentezi [Russian Myth in the Slavic Fantasy]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki [Proceedings of Kazan University. Humanities Series]. 2015. No.2. Pp. 171180. [In Russian]

6. Safronov E. A. Klassifikatsiya zhanra «slavyanskoy» fentezi: postanovka problemy [Classification of "Slavic" fantasy: the statement of the problem]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow State Region University]. Pp. 1-6. [In Russian]

7. Sakharov V. I. Tropy Troyana [Troyan trails]. Moscow: Tsentrpoligraf publ, 2016. 287 p. [In Russian]

8. Internet-interv'yu V. I. Sakharova R. V. Shizhenskomu ot 03.12.2019 [Internet interview of V. I. Sakharov to R. V. Shizhensky dated 03.12.2019]. Personal archive of the author. [In Russian]

9. Sakharov V. I. Vedun [Witcher]. Moscow: Tsentrpoligraf publ, 2016. 319 p. [In Russian]

10. Kuznetsov M. Pravoslaviye i neoyazychestvo. Voprosy i otvety [Orthodoxy and Neo-Paganism. Questions and answers]. Ryazan: Gideon publ, 2020. 28 p. [In Russian]

11. Kazakov V. Rodnoveriye v tsifrakh [Rodnoverie in numbers]. Rodnoverie. 2019. Issue 1 (14). P. 63. [In Russian]

12. Khronologiya drevneyshikh letopisnykh sobytiy [Chronology of the oldest chronicle events] [Electronic resource]. Tartariya. Uznay svoyo naslediye [Tartary. Discover your heritage]: a website. URL: https://tartaria.name/hronologiya-drevnejshih-letopisnyh-so/ (accessed: 15 January 2020). [In Russian]

13. Rudnev G. Noch' Svaroga ili Lyutaya epokha [The night of Svarog or the Fierce Epoch] [Electronic resource]. Yandex Zen. Date of placement: 10.12.2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d2f3d04c49f2900aef43f50/noch-svaroga-ili-liutaia-epoha-5dd68274d8a5147cefe9a2ce (accessed: 13 January 2021). [In Russian]

14. Ofitsial'noye zayavleniye Kruga Yazycheskoy Traditsii i Soyuza Slavyanskikh Obshchin Slavyanskoy Rodnoy Very ot 25 dekabrya 2009 goda «O podmenakh ponyatiy v yazyke i istorii slavyan i o psevdoyazychestve» [Official statement of the Circle of Pagan Tradition and the Union of Slavic Communities of the Slavic Native Faith of December 25, 2009 "On the substitution of concepts in the language and history of the Slavs and on pseudo-paganism"] [Electronic resource]. Soyuz Slavyanskikh Obshchin Slavyanskoy Rodnoy Very [Union of Slavic Communities of the Slavic Native Faith]: website. URL: https://www.rodnovery.ru/dokumenty/o-podmenakh-ponyatij (accessed: 16 January 2020). [In Russian]

15. Otkrytoye pis'mo uchenym-religiovedam Rossii [Open letter to Russian religious studies scholars] [Electronic resource] SVARTE ASKE - Tyomnyy Yasen'. Bezdna. Votan.Traditsiya [SVARTE ASKE - Dark Ash. Abyss. Wodan. Tradition]: website. URL: http://askrsvarte.org/blog/open_letter_religio/ (accessed: 16 January 2020). [In Russian]

16. Magician Veleslav. Solntse geroyev (severnyy dnevnik) [The Sun of Heroes (Northern diary)]. Moscow: Institute of General Humanitarian Research publ, 2013. 297 p. [In Russian]

17. Sakharov V. I. Bol'shoy pogrom [Big bashing]. Moscow: Tsentrpoligraf publ, 2016. 351 p. [In Russian]

18. Sakharov V. I. Severnaya voyna [The Northern War]. Moscow: Tsentrpoligraf publ, 2016. 286 p. [In Russian]

19. Velimir, Veleslav, Vlasov. Put' Volkhva [The way of the Magician]. Donetsk: Kashtan publ, 2007. 1228 p. [In Russian]

20. Dobroslav. Svetoslavie (ocherki yazycheskogo mirochuvstvovaniya) [Light glorification (essays on pagan world-feeling)]. Kirov: Vyatka publ, 2004. 95 p. [In Russian]

21. Emelyanov V. N. Desionizatsiya [Dezionization]. Moscow: Russkaya Pravda publ, 2005. 320 p. [In Russian]

22. Istarkhov V. A. Udar russkikh bogov [The blow of the Russian gods]. St. Petersburg: Redaktor publ, 2001. 407 p. [In Russian]

23. Zhrecheskaya lestvitsa SSO SRV [Priest ladder of the Union of Slavic Communities of Slavic Native Faith] [Electronic resource]. Soyuz Slavyanskikh Obshchin Slavyanskoy Rodnoy Very [Union of Slavic Communities of the Slavic Native Faith]: website. URL: https://www.rodnovery.ru/dokumenty/2-zhrecheskaya-lestvitsa-sso-srv (reference date: 15.01.2021). [In Russian]

24. Akademia Zercow [Electronic resource]. FaceBook. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (reference date: 15.01.2021). [In Polish]

25. Uchilishche rodnoy very slavyan [School of the native faith of the Slavs] [Electronic resource]: website. URL: https://www.urvs.org/ (reference date: 15.01.2021). [In Russian]

26. Magician Velimir. Rodnoverie [Rodnoverie]. Moscow: Samotyoka publ, 2012. 269 p. [In Russian]

27. Mezgir', Velimir, Peresvet. Sut' yazycheskoy very [The essence of the pagan faith]. [s. l.]: Kolyada Vyatichey [Carol of Vyatichi], 2008. 32 p. [In Russian]

28. Dobroslav. Volkhvy [The Magicians]. [S. L.: S. N.] 79 p. [In Russian]

29. Magician Veleslav. Shuynyy put'. Chernaya kniga Navi [Shuyny path (Path of the Left Hand). The Black Book of Nav']. Moscow: Veligor publ, 2014. 1080 p. [In Russian]

30. Magician Velimir. Kniga prirodnoy very [The book of Natural Faith]. Moscow: Veligor publ, 2009.592 p. [In Russian]

31. Sakharov V. I. Voin Yarovita [The warrior of Yarovit]. Moscow: Tsentrpoligraf publ, 2016. 318 p. [In Russian]

32. Zinkovsky M., Gerasimenko E. Bor'ba prodolzhayetsya. Natsional-sotsializm kak on yest' [The fight continues. National Socialism as it is]. Kharkiv: DIV publ, 2008. 384 p. [In Russian]

33. Dobroslav [Dobroslav] [Electronic resource]. Yazycheskiy Portal [Pagan Portal]: website. URL: http://rusvarga.narod.ru/persons.htm (accessed: 18 January 2021). [In Russian]

Статья поступила в редакцию 02.02.2021 Статья допущена к публикации 15.03.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was received by the editorial staff02.02.2021 The article is approved for publication 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.