https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.27
Шиженский Роман Витальевич
"НОВОЕ В НОВОМ": ЯЗЫЧЕСКАЯ ПРОЛИФИКАЦИЯ XXI ВЕКА НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВА
"АЛАТЫРЬ ДУХА"
На основе материалов интернет-ресурсов, данных интервью, опубликованных источников лидеров языческих групп в статье рассматриваются структурные особенности, специфика мировоззрения языческого сообщества "Алатырь духа". Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Сообщество "Алатырь духа" представляет собой яркий пример нового язычества XXI века с характерным набором системных дискурсов, свойственных движению на современном этапе. К важнейшим из них следует отнести: во-первых, сверхбыструю хронологию становления; во-вторых, особенность внутренней структуры - немногочисленность адептов при значительном территориальном разбросе; в-третьих, подчеркнутую "самостийность", реализуемую через авторский пантеон и календарь.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ/в^У.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. C. 135-138. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Философия религии и религиоведение
РИНозорИу of РеПдюп and Ре!1д1оиз Studies
УДК 1; 008+299.572(470) Дата поступления рукописи: 24.05.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.27
На основе материалов интернет-ресурсов, данных интервью, опубликованных источников лидеров языческих групп в статье рассматриваются структурные особенности, специфика мировоззрения языческого сообщества «Алатырь духа». Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов. Сообщество «Алатырь духа» представляет собой яркий пример нового язычества XXI века с характерным набором системных дискурсов, свойственных движению на современном этапе. К важнейшим из них следует отнести: во-первых, сверхбыструю хронологию становления; во-вторых, особенность внутренней структуры -немногочисленность адептов при значительном территориальном разбросе; в-третьих, подчёркнутую «самостийность», реализуемую через авторский пантеон и календарь.
Ключевые слова и фразы: русское язычество XXI века; новые религиозные движения; течения Нью-Эйдж; магическое сообщество; интервью; колдуны; пантеон.
Шиженский Роман Витальевич, к.и.н., доцент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина [email protected]
«НОВОЕ В НОВОМ»: ЯЗЫЧЕСКАЯ ПРОЛИФИКАЦИЯ XXI ВЕКА НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВА «АЛАТЫРЬ ДУХА»
Актуальность исследования. По мнению известной исследовательницы русского «родноверия» К. Айта-мурто, язычество представляет собой наиболее быстро развивающееся новое религиозное движение в России, насчитывающее несколько десятков тысяч человек [15]. Соглашаясь с тезисом финского специалиста, внесём небольшую конкретизацию и отметим важнейшую составляющую младоязыческого развития - аградацию. Учитывая специфику русской вариации феномена - сохранение в качестве мировоззренческих аксиом этнической и экологической страт - следует констатировать перманентные изменения организационных и идеологических исканий нативистов XXI века. Как отмечалось ранее, традиционные структурные типы: язычник-одиночка, община, конференция, союз общин - в России периода пост-миллениума обогащаются языческой конфедерацией, вечем, семьёй, интернет-ресурсом и др. [13]. Изменяется и «младоязыческий интерфейс». Популярность набирают новые направления (Шуйный путь) [1], в том числе синкретические («родноверие» / шаманизм, «род-новерие» / асатру). На стадии завершения находится формирование дресс-кода жреческо-волховской группы, адептов культовой среды - «язычников на перспективу», - включающего обрядовую одежду, татуаж, обереж-ную продукцию, непосредственно предметы, используемые в обрядовой практике (идолы, чаши, бубны, жезлы, варганы и т.п.). Наконец, наблюдается расширение сакрального пространства за счёт бума на храмовое строительство и зарождение особого языка, в своём функционале далеко выходящего за рамки чистой религиозности и непосредственно влияющего на конструирование новоязыческой истории и пропаганды [11].
Научная новизна исследования. В настоящее время в исследованиях, посвящённых проблемам современного русского язычества, отсутствуют специализированные работы, раскрывающие как специфику создания новых направлений в рамках современного феномена нативизма, так и рассматривающие конкретные примеры «нового в новом язычестве». Вместе с тем только во втором десятилетии XXI века этноориен-тированное направление в российских новых религиозных движениях пополнилось не одним десятком специфических сообществ1. Единственная попытка объяснения возможного варианта появления новой языческой группы принадлежит белорусскому сектоведу В. А. Мартиновичу и связана с авторской типологиза-цией. Предложенная версия может быть проиллюстрирована латинским выражением, принадлежащим перу
1 Община «Утро Сварога» (2009 г.), община «Родуница» (2009 г.), сообщество язычников Ивановской области (2011 г.), сообщество "Svarte Aske" (2011 г.), община «Земля Даждьбога» (2012 г.), община «Родъ» (2016 г.), объединение общин «Волжский рубеж» (2017 г.) и др.
Горация: "Multa renascentur, quae jam decider" («Многое способно возродиться из того, что уже умерло»). «Неоязыческие секты», по мнению исследователя, образуются в результате откола от иных языческих сообществ и характеризуются наличием сильной организационной структуры, фиксированным институтом постоянного членства, всесторонним вероучением [6, с. 162].
Цель исследования заключается в рассмотрении структурных и мировоззренческих особенностей языческого объединения «Алатырь духа».
Источниковая база статьи включает интервью с одним из руководителей Нижегородского филиала объединения Сергеем Твердимиром и информацию, полученную с официальной страницы сообщества в российской социальной сети «ВКонтакте». Несмотря на молодость объединения, стоит отметить тот факт, что ряд представителей сообщества ранее уже являлись членами иных языческих групп. Данное явление, условно обозначенное нами как «младоязыческая миграция», массово проявляется не только в смене той или иной общины, полного выхода адепта за рамки структуры с приобретением статуса «язычника-индивидуала». Пассионарное перемещение наблюдается во время проведения крупных календарных праздников. К примеру, ежегодно некоторые рядовые представители диаспоры посещают по несколько мероприятий, приуроченных к празднованию Купалы и организованных, соответственно, разными объединениями. Безусловно, организационная и праздничная «харизматичность» адептов непосредственно дополняют культ харизматических лидеров движения и иллюстрируют принадлежность современного язычества к новым религиозным движениям.
Как отмечает Твердимир, группа равноправных практикующих единомышленников (участники сообщества имеют от пяти до десяти лет личных обрядовых и магических практик) была создана в середине ноября 2018 года [5]. Основу сообщества составляет одиннадцать человек из восьми городов РФ (Московская, Нижегородская, Волгоградская, Ленинградская области, республики Карелия, Татарстан, Башкортостан). Целью сообщества является: «Переосмысление и применение языческих традиций в современном мире: Задачи сообщества: 1. Адаптация славянского язычества в современном обществе. 2. Изучение, сохранение и приумножение языческого духовного опыта народов мира. 3. Формирование понятного и доступного современному человеку комплекса обрядов для повседневной жизни и кологодных праздников. 4. Развитие и практическое использование магических традиций мира, адаптация их под славянскую традицию» [16]. В уставном документе подчёркивается аполитичность группы, отказ её участников от любых проявлений религиозного фанатизма. На информационной страничке объединения авторы обращают внимание на нежелание заниматься пропагандой своих взглядов и приводят правила вступления в «Алатырь духа»1. Кроме того, весьма интересна структура сообщества языческой традиции. Отсутствует традиционное для многих общин деление на «мирян» и «священство». Твердимир обращает внимание на специфику группы: «Все без исключения являются действующими практиками в плане обрядов, радений и колдовских воздействий. Опять же в отличие от многих мы не боимся привносить в традицию предков новое, формировать действующие техники обрядов и колдовства, адаптировать наработки других народов под славянскую специфику» [5]. Рассматривая организационные особенности сообщества, можно констатировать определённый отход от «новоязыческой» традиции. Во-первых, «Алатырь духа» представляет собой новый структурный тип, совмещающий виртуальных (присутствие в сети Интернет) членов с реальным - обрядовым. Так, 21 ноября 2018 года участники сообщества провели ряд совместных обрядов у Алатыря-камня, расположенного у истоков одноимённой реки в Нижегородской области. Как отметили организаторы встречи, камень станет местом инициации новых членов. Таким образом, происходит отход от общинной практики «постоянного» (праздничного) присутствия - основной формы существования урбанизированного русского язычества. С первым тезисом непосредственно связан второй. Сам формат религиозности, на которой остановилось содружество - магические практики, - зачастую не предполагает массовости и постоянного «тактильного» общения адептов. Отсюда и бессмысленность выделения отдельной жреческо-волховской «касты» и немногочисленность, даже по меркам современных языческих общин (средняя численность объединений пять-десять человек), практиков: один-два на город2. В-третьих, в отличие от иных структурированных сообществ, «Алатырь духа» религиозно космополитен. Приверженцы рассматриваемого мировоззрения не только не боятся идти против канонов «родноверческой» реконструкции, но и провозглашают «языческую перестройку» и признают отвергаемый многими сегодняшними носителями термин «язычество». Сообщество пытается изменить основы современного нативизма и сломать мировоззренческие границы «славянской», то есть «своей традиции». «Алатырь духа» отвергает одну из основ нового язычества - почвенничество [12, с. 49-92; 14], выходит за пределы воззрений коренных народов России, европейского язычества, традиций, уже используемых русскими политеистами XX-XXI веков, и предлагает выйти практикам на магические традиции мира с адаптацией их под славянскую версию. Возникающий синкретизм нового язычества и положений Нью-Эйдж (идеи развития индивида через индивидуальный набор выборочных практик) вполне закономерен и, согласно исследованию А. Н. Раевского, органически вписывается в новые религиозные движения [7, с. 10].
1 «Стать участником сообщества возможно после личной беседы и общения с действующими участниками и испытательного срока, во время которого необходимо проявить себя в плане принесения пользы работе сообщества. Окончательное решение о приеме остается за Советом сообщества - высшим руководящим органом - Сообщество Языческой Традиции "Алатырь Духа"» [16].
2 Возможно, по этому пути пошли ранее и лидеры содружества общин «Велесов круг», выпустившие обращение о прекращении массовых купальских праздников и вставшие на путь ограниченной волховской изоляции в одном из рукотворных мест силы.
Весьма специфичен пантеон содружества. Отметим, что, несмотря на «религиозный космополитизм», реализуемый в «почитании всех богов славянского язычества, как светлых, так и тёмных» [5], главными покровителями сообщества являются Велес, Мара и Ящер. Особая роль хтонических божеств не нова для теологии нового русского язычества. Наиболее ярко «тёмная сторона язычества» отразилась в работах идеологов «Велесова круга» Богумила (Б. Гасанова) и Велеслава (И. Черкасова), альманахе '^агЬа" сообщества "ЗуаЛе АБке" [2; 18]. Возможно, именно «темную теогонию», вылившуюся в том числе в различные вариации «шуйного пути», следует считать новой реформой князя Владимира. Велес и Мара, тёмная ритуалисти-ка, символика привлекли в движение новых адептов и значительно расширили границы культовой среды -потенциальных язычников. Можно констатировать, что на современном этапе развития «родноверия» в тёмных верить модно. Если Мара и Велес почитаются практически всеми языческими объединениями, то введение в пантеон Ящера становится ноу-хау сообщества. Данный персонаж, как и основная канва космогонии «Алатыря духа», берут своё начало в концепции Б. А. Рыбакова (академик является наиболее признанным исследователем в русском младоязычестве) [9]. Однако, в соответствии с «законами» языческого новояза, образ Яши в прочтении советского академика претерпевает трансформацию и наполняется элементами новой мифологии. Ящер «удобен» современным язычникам. Рыбаков, во-первых, подчёркивает древность персонажа, соответственно, закрывает вопрос архаичности и историчности - проблемным зонам приверженцев доавраамической религиозности. Во-вторых, и это ключевой элемент «новояза», Ящер - «не разгаданный полностью владыка подземно-подводного мира» [8, с. 191]. Соответственно, собственное новоязыческое прочтение образа «бога-крокодила» имеет право быть: «Великий Темяный Ящер» [17] обитает в корнях Мирового Древа - «Нави» (Нижнем мире). «Лик Его в Мире Богов - Мара Богиня Смерти. Как у Мары-Матушки два Лика Смертный да Погибельный, так и у Самого Ящера тако же. Один Лик - Правда, другой -Кривь... Ящер Темяный - это аказуальный Поток Возврата к Самому Себе... Ящер одновременно открывает в человеке Великую Правду, Совесть, Меру, Благородство и "Ящик Пандоры" самых отъявленных мерзостей человеческой души. Не готовый принять эту Силу, лишённую абсолютно мирского привычного "смысла", теряет свой рассудок и сходит с ума фактически. Чтущих Темяного Владыку всегда будут единицы, чтобы всё-таки Был Мир, Был и Не был одновременно» [Там же]. Кроме фиксируемых «шуйных точек» -брендовых категорий современного язычества, - представленных миром «Нави», слиянием образов Ящера и Мары, приведённый фрагмент интересен отстаиваемой сакрализацией служителей культа мифологического персонажа. Избранничество духовной элиты, в данном случае поклонников Ящера, достигаемое через страдания, связанные с обретением силы, - ещё одна характерная особенность современного нативизма, причём берущая начало уже в концепциях лидеров движения «первой волны» [3, с. 13; 4, с. 10]. Язычники выделяют фигуру «всебога» Рода и следующим образом характеризуют миф творения: «Нарисуем Рода как яйцо, символ мироздания. Расколем его по экватору пополам линией. Так появилось единство противоположностей -Творения и Разрушения, которые можно именовать Сваргой и Бездной, либо Белобогом и Чернобогом-Ящером. Это еще не совсем те Боги, что привычны язычнику. Они куда сильнее, обширнее и выше. Векторы тех Сил, которых иные любят именовать Светом и Тьмой. Грань между ними - всего лишь умозрительная условность, взаимопроникновение и частичное смешивание этих Сил неизбежно. Теперь раскалываем яйцо Рода вдоль, прямо сквозь Сваргу и Бездну. Правая и левая половины отражают мужскую и женскую Ипостаси Божественного. В Сварге они обозначены как Сварог и Лада, в Бездне - как Велес и Мара. Продолжая "нарезать" мужскую и женскую Ипостати по вертикали, мы получаем уже более узко определенные и направленные силы - Богов и Богинь. Из-за взаимопроникновения Творения и Разрушения друг в друга, в Каждом из Них имеется то, что принято называть Светом и Тьмой. Посему разделение Богов на Светлых и Темных является более чем условным и служит признаком недостаточного духовного опыта у разделяющего» [5]. Отличает сообщество от иных объединений «родноверов» и религиозная хронология - создание собственного календаря. Отказавшись от реконструкции, от столь популярных старославянских названий месяцев года, язычники «Алатыря духа» позиционируют созданный «кологод» как календарь для практиков. Современная языческая хронология представлена рядом проектов эр, календарных систем, из которых наиболее яркими следует признать астрономические («от Всемирного Потопа»), исторические («от падения Арконы», разгром Хазарского каганата, правление князя Святослава Игоревича и предложенный условно счет лет «по годам правления князей»), а также легендарные эры («от основания Словенска Великого» и «от сотворения мира между славянскими племенами»).
На официальной страничке сообщества размещены авторские материалы участников, анализ содержания которых позволяет выделить наиболее важные мировоззренческие концепты «Алатыря духа». Религиозную специфику сообщества подчёркивают «практический» («Что значит "работать с Богами"?», «Энергетический шар», «Путь Баланса», «Магический фетиш», «Колдовской нож», «Духовные радения») и «этно-конфессиональный» («Удивительный народ - марийцы», «О Карельских колдунах») разделы. Одна из наиболее массовых рубрик посвящена сакральному пространству и включает следующие статьи: «Разинский камень: страж атамановых сокровищ», «Котовские эллипсоиды: роковые драконьи яйца?», «Сандовский треугольник: там, где останавливается время», «"Судьбина": камень Ильи Муромца».
Таким образом, сообщество «Алатырь духа» представляет собой яркий пример нового язычества XXI века с характерным набором мировоззренческих, организационных элементов, свойственных движению на современном этапе. К важнейшим из них следует отнести: во-первых, сверхбыструю хронологию становления,
во-вторых, особенность внутренней структуры: немногочисленность адептов при значительном территориальном разбросе, в-третьих, подчёркнутую «самостийность», реализуемую через авторский пантеон и календарь.
Список источников
1. Богумил, влх. Книга проклятий. М.: Велигор, 2015. 378 с.
2. Велеслав, влх. Шуйный путь: Черная книга нави. М.: Велигор, 2011. 1080 с.
3. Доброслав. Волхвы. Б.м., б.г. 79 с.
4. Доброслав. Язычество: Закат и Рассвет. Киров: Вятка, 2004. 78 с.
5. Личный архив автора статьи Шиженского Р. В. Интервью с Твердимиром. 09.01.2019.
6. Мартинович В. А. Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования / под ред. Р. В. Шиженского. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 161-176.
7. Раевский А. Н. Движение New Age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ: автореф. дисс. ... к. филос. н. Ростов-на-Дону, 2012. 29 с.
8. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: София; Гелиос, 2001. 744 с.
9. Тризна по Борису Александровичу Рыбакову. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 40 с.
10. Черасов И. Веда Нави. Черный Заговорник. М.: Велигор, 2013. 616 с.
11. Шиженский Р. Особенности нового языка («Новоязы») русских язычников XXI века // Orientalia Christiana cracoviensia. Journal of the Institute of History at the Pontifical University of John Paul II in Krakow. 2017. № 9. S. 125-139.
12. Шиженский Р. В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н. Н. Сперанского). Изд-е 2-е, испр. и доп. Н. Новгород: Поволжье, 2015. 202 с.
13. Шиженский Р. В. Русское язычество XXI в.: идеологи, организации, направления // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 82-86.
14. Шиженский Р. В. Термин «Родина» в понятийном багаже современной языческой диаспоры (по данным полевых исследований) [Электронный ресурс]. URL: https://paganka.blog/2017/10/25/termin-rodina-v-ponyatijnom-bagazhe-sovremennoj-yazycheskoj-diaspory/ (дата обращения: 23.01.2019).
15. Aitamurto K. More Russian than Orthodox Christianity: Russian Paganism as Nationalist Politics [Электронный ресурс] // E-International Relations. URL: https://www.e-ir.info/2015/11/08/russian-paganism-as-nationalist-politics/ (дата обращения: 13.01.2019).
16. https://vk.com/alatyr_duha (дата обращения: 23.01.2019).
17. https://vk.eom/@alatyr_duha-o-yaschere (дата обращения: 01.02.2019).
18. Warha: альманах о пути левой руки. Новосибирск: Svarte Aske, 2015-2018. Вып. 2-5.
"NOVUM IN NOVOS": PAGAN PROLIFICATION OF THE XXI CENTURY BY THE EXAMPLE OF "ALATYR OF SPIRIT" COMMUNITY
Shizhenskii Roman Vital'evich, Ph. D. in History, Associate Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University [email protected]
Relying on the Internet sources, interviews and publications of pagan leaders, the article examines the structural peculiarities and worldview specificity of the pagan community "Alatyr of Spirit". The research findings allow the author to draw some conclusions. The "Alatyr of Spirit" community is a striking example of new paganism of the XXI century with a range of specific systemic discourses typical of the movement at the modern stage. The following distinguishing features of the mentioned pagan community are identified: firstly, impetuous development; secondly, the peculiarities of internal structure: a small group of geographically separated adherents; thirdly, the insisted "spontaneity" realized through their own pantheon and calendar.
Key words and phrases: Russian paganism of the XXI century; new religious movements; New Age movements; magic community; interview; wizards; pantheon.