Научная статья на тему 'УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ. ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА'

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ. ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДСЕСТРА / УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ / ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ДНЕВНИК ПРАКТИКИ / "ЧЕК-ЛИСТ" / PATIENT CARE / SUMMER WORK PRACTICE / PRACTICAL SKILLS / PRACTICE DIARY / CHECK LIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Ж.Е., Фатьянова О.П.

Представлены инновационные внедрения в организацию летней производственной практики по уходу за больными в многопрофильных лечебных учреждениях Красноярского края. Отражен многолетний опыт учебно-методического совершенствования, симуляционного обучения в ходе проведения практики и сдачи промежуточной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчина Ж.Е., Фатьянова О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATIENT CARE. SUMMER WORK PRACTICE

The paper presents innovative implementations for summer work practice in patient care in the multiprofile healthcare facilities of the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ. ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»

© Коллектив авторов, 2018

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ. ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Ж.Е. Турчина, канд. мед. наук, О.П. Фатьянова, главная медсестра красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Российская Федерация, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; 2Краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского, Российская Федерация, 660037, Красноярск, 1-я Смоленская ул., д. 16 E-mail: turchina-09@mail.ru

Представлены инновационные внедрения в организацию летней производственной практики по уходу за больными в многопрофильных лечебных учреждениях Красноярского края. Отражен многолетний опыт учебно-методического совер-шенствования, симуля-ционного обучения в ходе проведения практики и сдачи промежуточной аттестации.

Ключевые слова: медсестра, уход за больными, летняя производственная практика, практические навыки, дневник практики, «чек-лист».

Для цитирования: Турчина Ж.Е., Фатьянов О.П. Уход за больными. Летняя производственная практика. Медицинская сестра. 2018; 20 (8): 11-14. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-08-03

Производственная практика (ПП) студентов -составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цель практики - проверка и закрепление знаний, полученных при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в академии, знакомство с организацией диагностической, лечебной, противоэпидемической и санитарно-просветительной работы в областных, городских, районных больницах, поликлиниках, на станциях скорой медицинской помощи [2].

Важный аспект профессиональной подготовки будущих врачей - освоение практических навыков и умений в ходе ПП, которая является обязательным компонентом учебного процесса, реализуемым на заключительном этапе обучения. Это -возможность для студента соединить теоретические знания и практические умения, для преподавателя - получить от медицинских организаций, принимающих студентов на практику, независимую оценку качества образования, готовности студента к самостоятельной и индивидуальной ра-

боте, степени развития критического мышления в рамках профессиональных задач на данном этапе обучения [3].

Новшеством стало введение понятия «компе-тентностный подход» и как следствие - необходимость формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а также приобретения умений и практического опыта [1].

Современное образование требует введения инноваций в педагогический процесс. Это продиктовано в том числе и повышающимися требованиями к подготовке выпускников вузов. Поэтому учебный процесс должен быть построен с ориентацией на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов и обеспечения потребности региона в кадрах [4].

Медицинский уход является деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, и поэтому требует такого же серьезного освоения студентами, как и все другие элементы лечебной деятельности. Студенты должны ознакомиться с необходимыми манипуляциями и процедурами медицинского ухода, освоить их, уметь оказать неотложную доврачебную помощь.

Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), в учебный процесс клинической кафедры сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого вошли 5 летних ПП (ЛПП):

• «Помощник младшего медицинского персонала» - у студентов I курса по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия»;

• «Помощник палатной медицинской сестры» -у студентов II курса по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело»; 31.05.02 «Педиатрия»;

• «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» - у студентов специальности 31.05.03 «Стоматология».

|щ д 1 и 1Ж1ЖП

ч 1 в № 1

ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА

Основными инновационными внедрениями в организацию ЛПП студентов младших курсов на кафедре СД и КУ в связи с переходом на ФГОС ВО являются:

1. Усиление акцента на отработку практических навыков во время учебной практики по уходу (аудиторные занятия), четкое требование соблюдения алгоритма.

2. Совершенствование учебно-методического комплекса модуля практики.

2.1. Переработка дневников ЛПП.

2.2. Переработка экзаменационных билетов.

2.3.Переработка учебно-методических рекомендаций по ЛПП для студентов и базовых руководителей.

3. Усиление роли базовых руководителей лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и лиц, ответственных за ЛПП по вузу.

4. Назначение кафедральных кураторов на учебные базы на время прохождения ЛПП с целью усиления дисциплины и ответственности студентов.

5. Увеличение числа аудиторных часов, выделяемых на предпрактический инструктаж, с 6 до 12.

6. Проведение совместно с фармацевтическим колледжем мастер-класса по выполнению инъекций.

7. Введение элективного курса «Основы клинического ухода» для студентов II курса по специальности «Стоматология».

8. Организация дополнительного фантомного класса на кафедре СД и КУ с соответствующим оснащением.

9. В ходе ПП усиление внимания к способности и готовности реализовывать необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности профессиональные знания, умения и навыки в рамках представленной рабочей программы.

10. Подготовка большого банка видеофильмов по практическим навыкам.

11. Введение электронного дневника ПП на сайте.

Наиболее современный метод обучения студентов практическим навыкам - использование симуляционных технологий на младших курсах, в том числе отработка некоторых практических навыков перед ПП. Кафедра СД и КУ Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого является одним из подразделений учебно-симуляционного центра вуза. Здесь студенты делают первые шаги в освоении практических навыков. На кафедре имеется достаточное количество симуляторов для работы со студентами в рамках подготовки к ПП: интерактивные манекены взрослого паци-

ента в человеческий рост для отработки практических навыков по личной гигиене, неотложной доврачебной помощи; интерактивные манекены новорожденного и манекены ребенка в возрасте 6 мес для отработки навыков ухода за детьми; тренажеры для проведения всех видов инъекций и др. [6].

Приводим результаты ЛПП 2017 г. на примере работ студентов 1-Ш курсов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Такие показатели успеваемости, как средний балл (СБ) и качественный показатель (КП), представлены в таблице.

Результаты экзаменов по итогам ЛПП

Курс Название ПП СБ КП, %

2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.

Специальность «Лечебное дело»

I Помощник младшего медицинского персонала 4,66 4,79 90,59 87,28

II Помощник палатной медицинской сестры 4,74 4,74 91,97 82,96

III Помощник процедурной медицинской сестры 4,74 4,52 79,91 78,82

При анализе СБ отмечена положительная динамика по программам «Помощник младшего медицинского персонала и палатной медицинской сестры» и некоторое ухудшение результатов по программе «Помощник процедурной медицинской сестры» в сравнении с прошлым годом. Анализируя КП, мы видим некоторое его снижение по 3 программам; возможно, это связано с более строгим подходом к оценке дневников практики, а также с оценкой практических навыков, согласно чек-листам.

Было проведено анкетирование студентов на сайте Университета. При ответе на вопрос: «Каково Ваше общее впечатление о практике?» 96,0-98,0% студентов всех 3 курсов дали достаточно высокую оценку (рис. 1).

При ответе на вопрос: «Как Вы охарактеризовали бы свою активность в процессе производственной практики?» были получены следующие данные. Ответ: «Постоянно был вовлечен в практическую деятельность» был получен по всем программам практики от 84,0-86,0% студентов; ответ: «Проявлял активность по собственной инициативе» - от 12,0-13,0%; 0,8-1,8% студентов ответили: «Был предоставлен самому себе и не знал, чем заняться»; рис. 2.

Рис. 1. Общее впечатление о ПП

%

90

86,7 86,5 84,5

80

70 - ■ Был предоставлен самому себе

60 и не знал, чем заняться

_ 1 Проявлял активность по собственной

50 инициативе Постоянно был вовлечен в практическую

40 деятельность

30

20

12,5 12,1 13,7

10 ■

0,8 ^ 1,4 1,8

0

I курс II курс III курс

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы охарактеризовали бы свою активность в процессе производственной практики?»

%

90

80,8 84,5

80

73,9

70

60

50 - и Нет ■ Иногда Да

40

30

22,7

20

10 1 : 15,9 13,2

0 3,3 2,3

I курс II курс III курс

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Имели ли Вы возможность отрабатывать практические навыки на больных?»

На вопрос: «Имели ли Вы возможность отрабатывать практические навыки на больных?» подавляющее большинство студентов ответили «Да»: в среднем по 3 курсам - 79,7%; ответ «иногда» получен в 17,2% случаев и «нет» - в 3,0%; рис. 3.

Среди ответов на вопрос: «Имели ли Вы возможность отработать алгоритмы в экстренных ситуациях?» доминировал ответ: «Частично», что составило в среднем по 3 курсам 47%; ответ «да» дали 38,8% респондентов; «нет» - 18, 4%; рис. 4.

Таким образом, на современном этапе необходимо медицинское образование, которое включает в себя формирование не только специальных профессиональных навыков и знаний, но и ком-петентностных умений, что позволяет будущему врачу войти в профессию, формирует личность, обладающую профессиональным мышлением, способную к саморазвитию и имеющую необходимые профессиональные компетенции. Это, несомненно, актуально при прохождении ПП.

I<| Д 1 u 1Ж1ЖП

(J i В №

ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА

Литература

1. Барабанова О.Н., Герасина Т.Г. Организация и проведение производственной практики студентов медико-фармацевтического колледжа СИБГМУ Минздрава России в условиях реализации ФГОС. Сб. научных трудов «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2015; 368-9.

2. Кострова И.В., Танченко О.А., Приходько О.Б. Международное сотрудничество в проведении производственной практики студентов медицинских вузов. Сб. научных трудов «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2015; 376-8.

3. Мирошниченко И.В., Юдаева Ю.А. Объективная система оценки готовности студентов медицинского вуза к производственной практике. Сб. научных трудов «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2015; 378-80.

4. Оптимизация производственной практики на младших курсах в медицинском вузе [Электронный ресурс] Ж.Е. Турчина [и др.]. Современные проблемы науки и образования. 2015; 6. Электрон. версия печат. публ.-URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24677

5. Подгрушная Т.С. Контрольно-обучающие программы, как средство педагогического контроля в образовательном процессе. Сибирское медицинское обозрение. 2013; 3: 97-100.

6. Турчина Ж.Е., Шарова О.Я. Симуляционные технологии по уходу за больными. Медицинская сестра. 2017; 6: 54-6.

PATIENT CARE. SUMMER WORK PRACTICE Zh.E. Turchina, Cand. Med. Sci.; O.F. Fatyanov, Chief Nurse

1Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

1, Partisan Zheleznyak St., Krasnoyarsk 660022, Russian Federation

2A.I. Kryzhanovsky Territorial Clinical Oncology Dispensary,

16, First Smolenskaya St., Krasnoyarsk 660037, Russian Federation

The paper presents innovative implementations for summer work practice in patient care in the multiprofile healthcare facilities of the Krasnoyarsk Territory.

Key words: patient care, summer work practice, practical skills, practice diary, check list.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For reference: Turchina Zh.E., Fatyanov O.F. Patient care. summer work practice. Meditsinskaya Sestra. 2018; 20 (8): 11-14. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-08-03

© Коллектив авторов, 2018 https://doi.org/10.29296/25879979-2018-08-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.