Научная статья на тему 'СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ'

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SIMULATION TRAINING / СИМУЛЯТОР / SIMULATOR / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ / PRACTICAL TRAINING / PATIENT CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Ж.Е., Шарова О.Я.

Рассмотрены актуальные вопросы использования симуляционных технологий в приобретении навыков ухода за больными при практическом обучении студентов младших курсов медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчина Ж.Е., Шарова О.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION TECHNOLOGIES FOR PATIENT CARE

The paper considers the topical issues of using the simulation technologies for patient care in the practical training of junior medical students.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

© Ж.Е. Турчина, О.Я. Шарова, 2017

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Ж.Е. Турчина, канд. мед. наук, О.Я. Шарова, канд. мед. наук Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

E-mail: turchina-09@mail.ru

Рассмотрены актуальные вопросы использования симуляционных технологий в приобретении навыков ухода за больными при практическом обучении студентов младших курсов медицинского университета.

Ключевые слова: симуляционное обучение, симулятор, учебный процесс, уход за больными.

Задачи практического здравоохранения, улучшения медицинского обслуживания населения, повышения его качества выдвигают новые требования к высшему медицинскому образованию. Очевидно, что необходимо искать новые подходы к совершенствованию практической подготовки выпускников медицинских вузов (организация фантомных центров практической подготовки, модулей фантомного обучения). Создание таких центров диктуется требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ №30 от 15.01.07 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», в соответствии с которым к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах), тренажерах [1, 2, 6].

В связи с этим ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков, что исключает риск причинения вреда пациенту. К этим навыкам относятся способность быстро принимать решения, безупречно выполнять ряд манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, реформирование и модернизация отрасли выявили особую остроту проблемы профессиональной подготовки медицинских работников. Весной 2013 г. при Минздраве РФ был создан Комитет по непрерывному медицинскому образованию, сделаны первые шаги в направлении разработки отечественных стандартов симуляцион-

ного тренинга, предложены новые классификации оборудования и симуляционно-аттестационных центров [3, 4, 10, 14].

В мире накоплен довольно большой опыт работы в области использования симуляционных технологий (СТ). Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия в соответствии с подробными профессиональными инструкциями. Однако вопросы применения СТ в медицине и оценки их качества до конца не решены. Сегодня в медицине используются следующие виды оснащения для реализации СТ: анатомические модели; схематические манекены; электронные учебники; фантомы-тренажеры практических навыков; низкореалистичные манекены; роботы-симуляторы пациента; виртуальные палаты интенсивной терапии. Обучаясь с применением СТ, студенты развивают способность к пониманию виртуальных образов, - тактильную чувствительность, моторику, реактивность, коммуникативность, а также овладевают техникой применения видеоаппаратуры [5].

При подготовке среднего медицинского персонала, в частности медсестер, возникают определенные проблемы: боязнь пациентов; недовольство больных общением с неопытным персоналом; ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики; нерешительность при выполнении процедур. Нельзя не отметить также недостаток времени для отработки практических навыков, что ведет к высокому риску для здоровья пациента. Выходом из сложившейся ситуации является создание современных кабинетов для отработки практических навыков с необходимым комплектом оборудования. Наиболее современный метод обучения студентов практическим навыкам - использование СТ [8].

Кафедра сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого - одно из подразделений учебно-симуляцион-ного центра вуза. Здесь студенты делают первые шаги в освоении практических навыков по ряду дисциплин и учебных практик [12].

На кафедре организованы 2 класса симуляцион-ного обучения, в которых студенты развивают и от-

И [ 1 I u

рабатывают практические навыки на занятиях по учебной практике на младших курсах (специальности - «Лечебное дело, педиатрия, стоматология»); здесь занимаются также студенты фармацевтического факультета и ведется подготовка по социальной работе. На кафедре имеется достаточное количество симуляторов для работы со студентами в рамках учебной практики: интерактивные манекены взрослого пациента в человеческий рост для отработки практических навыков по личной гигиене, неотложной доврачебной помощи; интерактивные манекены новорожденного и ребенка в возрасте 6 мес для отработки навыков по уходу за детьми; модели взрослых для освоения доврачебной помощи при сердечно-легочной патологии (рис. 1); тренажеры для проведения всех видов инъекций; тренажеры для выполнения сестринских манипуляций: катетеризация мочевого пузыря; постановка клизм, компрессов; назогастральное, зондирование и т.д.; наборы для профилактики и обработки пролежней и др.

Кафедра СД и КУ активно сотрудничает в области применения СТ с фармацевтическим колледжем университета, в частности при подготовке медсестер по специальности «Сестринское дело». Мы совместно проводим олимпиады, открытые занятия, учебно-практические конференции, на которых акцентируются вопросы, связанные с СТ по уходу за больными. Кроме того, кафедра и колледж сотрудничают при организации экзамена на допуск к занятию должностей среднего медицинского персонала. Базой для проведения экзамена был выбран фармацевтический колледж, имеющий достаточно мощную компьютерную базу и фантомные классы, а также многочисленный преподавательский состав отделения «Сестринское дело» [7, 13].

За 3 года (2012-2014) было получено 693 заявления от желающих занять указанные должности (рис. 2).

На кафедре СД и КУ сложились некоторые методические подходы к освоению практических навыков и формированию профессиональных компетенций с использованием СТ.

Организация работы на учебно-практических занятиях имеет 6 уровней.

Уровень 1-й - теоретический. Студенты получают тематику занятия и самостоятельно изучают ее, опираясь на методические рекомендации к аудиторным и внеаудиторным занятиям.

Уровень 2-й - наблюдение за выполнением манипуляций. При подготовке к занятию обучающиеся просматривают видеоматериал. В методических рекомендациях к каждому занятию есть параграф «Практические умения».

Уровень 3-й - работа с алгоритмами. Обучающиеся самостоятельно составляют алгоритм выполнения практических навыков по соответст-

" ШВ^ЦЩ^^. _. _ ■ Л. . \ г

Рис. 1. Манекен взрослого человека

¡у 350

I 300

S 250

У 200

8 150

о 100 5 50 ^ 0

2012 2013 2014 Годы

Рис. 2. Число соискателей, допущенных на экзамен

вующей тематике, используя алгоритмы, размещенные на сайте кафедры.

Уровень 4-й - полное освоение теории. В течение 10-15 мин разбираются вопросы по теме занятия, решаются клинические задачи, проводится тестирование.

Уровень 5-й - демонстрация навыка преподавателем. После теоретического разбора происходит медленная демонстрация преподавателем практических навыков на симуляторах.

Уровень 6-й - выполнение навыка (на симуля-торах).

Далее в ходе занятия студенты отрабатывают, объединяясь в пары, практические навыки по разработанным преподавателями кафедры чек-листам алгоритмов, доводя выполнение навыка до автоматизма и оценивая свое овладение навыком самостоятельно, сверяясь с чек-листом.

Преподаватель наблюдает за процессом освоения навыков, исправляя не замеченные студентами ошибки. После освоения блока профессиональных навыков студенты участвуют в лечебном процессе в терапевтических отделениях стационаров, где реализуют отработанные практические навыки под руководством преподавателя и среднего медицинского персонала клиники у постели больного [11].

Для оценки эффективности использования СТ в освоении практических навыков и формировании профессиональных компетенций в ходе учебной практики по уходу за больными было проведено анкетирование 237 студентов I курса факультета фундаментального медицинского образования, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Анкетирование проводилось во время прохождения учебной практики «Общий уход за больными терапевтического профиля», было анонимным; каждый студент мог высказать свое мнение об организации

№ 6 2017

55

А З О В А I

Е: ПРОБЛ1

учебной практики, работе с симуляторами и овладении профессиональными навыками. Анкета содержала 12 вопросов.

На вопрос: «Пользовались ли Вы для освоения практических навыков видеобанком практических навыков?» положительно ответили 85% студентов; 8% не смогли выйти на сайт вуза, забыли пароль, но знали о существовании банка данных; 7% не использовали сайт вуза; 76,4% больше всего пользовались видеобанком практических навыков при отработке навыка инъекций.

Отвечая на вопрос: «Как Вы оцениваете оснащенность кафедры по 5-балльной шкале»?, 54,6% студентов оценили оснащенность в 5 баллов, 34,3% - в 4 балла и 11,1% - в 3 балла: они желали бы иметь больше тренажеров, на некоторые навыки их не хватает (например, на промывание желудка), и приходится объединяться в группы не по 2 человека, а по 4-5 человек.

На вопрос: «Помогают ли Вам в овладении практическими навыками симуляторы»? в 100% случаев был получен положительный ответ.

Таким образом, клиническое моделирование позволяет в реальном времени сформировать у студентов практические навыки. Симуляционная образовательная программа дает возможность моделировать близкие к реальности неотложные состояния, адаптировать обучение к конкретным задачам, повышать эффективность обучения и в конечном счете -предотвращать ошибочные действия будущих врачей и медсестер в ургентных ситуациях [9].

Литература

1. Галактионова М.Ю., Гордиец А.В., Конуркина Н.С., Желонина Л.Г. Роль симуляционных технологий в практической подготовке студентов педиатрического факультета. Педагогика и медицина в служении человеку : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2016; 51-5.

2. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Таптыгина Е.В. От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков. Сибирское медицинское обозрение. 2015; 6: 108-11.

3. Горшков М.Д., Найговзина Н.Б., Филатов В.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. Виртуальные технологии в медицине. 2013; 1: 8.

4. Кострова И.В., Приходько О.Б., Ходус С.В. Роль симу-ляционно-аттестационного центра в подготовке студентов Амурской государственной медицинской академии. Сборник научных трудов «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2016; 384-6.

5. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А. Интеграция системы симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования студентов первокурсников КрасГМУ. Педагогика и медицина в служении человеку : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2016; 105-9.

6. Приказ Минздрава №30 от 15.01.2007 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.-ru/products/ipo/prime/ doc/12051914/

7. Приказ Минздрава РФ № 419н от 27.07.2016 г. «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием» [Электронный ресурс] URL: http://pravo-med.ru/legislation/fz/13057/

8. Применение симуляционных технологий обучения в среднем медицинском образовании [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/primenenie-simulyacionnih-tehnologiy-obucheniya-v-srednem-medicinskom-obrazovanii-1087367.html

9. Прасмыцкий О.Т, Кострова Е.М. Симуляционные технологии обучения студентов в медицинском университете по ведению пациентов в критических ситуациях. Медицинский журнал. 2015; 2: 34-41.

10. Зорина Е.В. и др. Повышение качества практической подготовки студентов КрасГМУ с помошью симуляционных технологий. Педагогика и медицина в служении человеку : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск, КрасГМУ. 2016; 77-80.

11. Турчина Ж.Е. и др. Симуляционное обучение, как современная образовательная технология в практической подготовке студентов младших курсов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3 [Электронный ресурс] URL: https://www.science -education.ru/ru/article/view?id=24677

12. Турчина Ж.Е. Оптимизация учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО. Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2013; 3 [Электронный ресурс] URL : /http:// ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full. php?id=989

13. Турчина Ж.Е. и др. Трехлетний опыт проведения экзамена по допуску лиц к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2015; 2 [Электронный ресурс] URL : http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1675

14. Frank J.R., Shell L. Competency-Based medical education theory of practice. Medical Thecher. 2010; 32 (8): 638-46.

SIMULATION TECHNOLOGIES FOR PATIENT CARE Zh.E. Turchina, Cand. Med. Sci.; O.Ya. Sharova, Cand.

Med. Sci.

Krasnoyarsk State Medical University The paper considers the topical issues of using the simulation technologies for patient care in the practical training of junior medical students.

Key words: simulation training, simulator, practical training, patient care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.