Научная статья на тему 'Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов'

Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7502
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ / СОПРЯЖЁННЫЕ ПОНЯТИЯ "УГРОЗЫ / ВЫЗОВЫ / РИСКИ / ПРОБЛЕМЫ" / REGION / DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE REGION / DEGREE OF DANGER / THE CONJUGATE NOTIONS OF "THREATS-CHALLENGES-RISKS-PROBLEMS "

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Светлана Ивановна

Раскрыто содержание системы сопряж:ённых понятий, отражающих разную степень опасности регионального развития: от угроз (наибольшая опасность) к вызовам, рискам и проблемам. Эти понятия редко используются в действующих региональных стратегиях вместе, обычно выявляются ключевые проблемы, называются угрозы как внешние факторы развития, а сценарии развития региона сравниваются по степени риска. В алгоритме разработки стратегии социально-экономического региона факторы «опасности» должны помогать выстраивать стратегию развития региона, вписывая его в систему и условия мирового и национального развития. Для этого в стратегических разработках необходимо использовать всю систему сопряжённых понятий «угрозы», «вызовы», «риски» и «проблемы», чтобы выполнять разноуровневые оценки степени опасности социально-экономического развития регионов. В статье приведены примеры подобных оценок на примере действующих стратегий Республики Татарстан, Алтайского края. Ярославской и Тверской областей. Количественные оценки степени опасности обычно проводятся только в отношении региональных проблем и рисков развития. В статье предложено методическое уточнение количественной оценки рисков. Расчёты базируются на классической оценке отклонений региональных показателей от среднероссийских. Выбор преимущественно относительных показателей для расчётов среднегодовых коэффициентов риска позволит более объективно оценить степень опасности отставания социально-экономического развития регионов. Количественная оценка рисков выполнена для регионов ЦФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS, CHALLENGES, RISKS AND PROBLEMS AS IMPORTANT CATEGORIES OF STRATEGIC PLANNING OF REGIONS

The content of the system of conjugated concepts that reflect the different degree of danger of regional development is revealed: from threats (greatest danger) to challenges, risks and problems. These concepts are rarely used in existing regional strategies together, usually, key problems are identified, defined threats as external development factors, and scenarios for the development of the region are compared by the degree of risk. In the algorithm for developing a strategy for the socio-economic region, the "hazard" factors should help to build a strategy for the development of the region, inscribing it into the system and the conditions for the world and national development. For this purpose, in strategic developments, it is necessary to use the entire system of conjugate concepts "threats", "challenges", "risks" and "problems", in order to perform multi-level estimation of the degree of danger in the socio-economic development of regions. The article gives examples of such estimations using the example of the current strategies of the Republic of Tatarstan, the Altai Territory, the Yaroslavl and Tver regions. Quantitative estimation of the degree of danger is usually conducted only for regional problems and development risks. The article suggests methodical specification of quantitative risk estimation. Calculations are based on a classical estimation of regional deviations from the average Russian. The choice of mainly relative indicators for calculating the average annual risk factors will allow estimating the danger's degree of the lagging behind the socio-economic development of the regions more objectively. A quantitative risk estimation had been carrying out for the regions of the Central Federal District.

Текст научной работы на тему «Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов»

Псковский регионологический журнал № 3 (31)/2017

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332.145

С. И. Яковлева

УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ, РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ КАК ВАЖНЫЕ КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ

Раскрыто содержание системы сопряжённых понятий, отражающих разную степень опасности регионального развития: от угроз (наибольшая опасность) к вызовам, рискам и проблемам. Эти понятия редко используются в действующих региональных стратегиях вместе, обычно выявляются ключевые проблемы, называются угрозы как внешние факторы развития, а сценарии развития региона сравниваются по степени риска. В алгоритме разработки стратегии социально-экономического региона факторы «опасности» должны помогать выстраивать стратегию развития региона, вписывая его в систему и условия мирового и национального развития. Для этого в стратегических разработках необходимо использовать всю систему сопряжённых понятий — «угрозы», «вызовы», «риски» и «проблемы», чтобы выполнять разноуровневые оценки степени опасности социально-экономического развития регионов. В статье приведены примеры подобных оценок на примере действующих стратегий Республики Татарстан, Алтайского края, Ярославской и Тверской областей. Количественные оценки степени опасности обычно проводятся только в отношении региональных проблем и рисков развития. В статье предложено методическое уточнение количественной оценки рисков. Расчёты базируются на классической оценке отклонений региональных показателей от среднероссийских. Выбор преимущественно относительных показателей для расчётов среднегодовых коэффициентов риска позволит более объективно оценить степень опасности отставания социально-экономического развития регионов. Количественная оценка рисков выполнена для регионов ЦФО.

Ключевые слова: регион, стратегия развития региона, степень опасности, сопряжённые понятия «угрозы — вызовы —риски — проблемы».

В содержании действующих региональных стратегий активно используются сопряжённые понятия: «угрозы», «вызовы», «проблемы» и «риски». Точного толкования этих популярных понятий для стратегического планирования нет. Попытаемся установить их содержание и соотношение, а также варианты использования и примеры оценки в действующих региональных стратегиях субъектов Российской Федерации.

Взаимосвязанные (сопряжённые), но различные по значению понятия «угрозы», «вызовы» и «риски» отражают «разную степень опасности», поэтому возможны переходы и технологии переводов угроз в вызовы, а вызовов — в риски. Эти «технологии переводов» популярны в политологии, системе национальной безопасности, педагогике, они актуальны для стратегического планирования регионов. В этом терминологическом ряду риски — самый низкий уровень опасности, а угрозы — самый высокий уровень. Оценочное понятие «проблемы» предполагает оценку «степени

кризисности». По признакам кризисности выявляются отсталые (слаборазвитые) и депрессивные регионы [3; 14; 15]. В региональных стратегиях обычно выявляют главные — ключевые проблемы регионального развития.

Последовательные переходы сопряжённых понятий с понижением степени опасности — это движение от угроз к вызовам, от вызовов к рискам. Переход в обратном направлении означает сбой в системе стратегического регионального планирования и/или неуправляемый процесс разрастания опасности рисков регионального развития (от локального, регионального до межрегионального и далее).

УГРОЗЫ (перед «грозой») —> ВЫЗОВЫ («иду на грозу») —► РИСКИ (возможные потери) —► ПРОБЛЕМЫ (нерешенные вопросы, задачи). Эти понятия всегда связаны с действиями: разработка программ, проектов, мероприятий.

В новых «Методических рекомендациях разработки региональных стратегий» (2017) [5] дано расширенное толкование только понятия «риски». Риски — факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие субъекта Российской Федерации и при определённом развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации. Указано на связь «проблемы—фиски» в пункте 3.3. «Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Стратегии рекомендуется осуществлять на основе определения важнейших региональных и межрегиональных проблем и оценки сопряжённых с ними рисков развития субъекта Российской Федерации, а также с учётом возможностей и региональных (межрегиональных) ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде». Вероятно, риски в широком смысле слова, подменили собой и другие понятия опасности — угрозы и вызовы.

Попытаемся «развести» эти понятия-факторы в матрице соответствия по двум группам (как в 8\¥ОТ-анализе) — на внутренние и внешние факторы (табл. 3). Все варианты названий факторов разной степени опасности используются в действующих стратегиях развития регионов-субъектов Российской Федерации.

Алгоритм разработки региональной стратегии начинается с диагностики — выявления ключевых проблем (и причин) и создания «дерева целей» стратегии регионального развития, и лишь затем проводится оценка факторов. Описание — текст стратегии формируется по-разному, он может начинаться с диагностики, а иногда с оценки стратегических вызовов — внешних факторов, как в стратегии Татарстана [8].

В первом Стандарте разработки региональных стратегий Российской Федерации в 2006-2007 гг. [11; 12] в группе внешних факторов были рекомендованы для оценки следующие факторы: макроэкономическая ситуация в Российской Федерации; действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской Федерации; экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире; степень включённости в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов. В новых «Методических рекомендациях» 2017 г. [5] внешние факторы развития ограничены «совокупностью макроэкономических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на субъект Российской Федерации и не зависящих от деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации». Очевидно, понятие «внешние факторы» развития должно быть

значительно расширено и включать, в первую очередь, оценку угроз и вызовов и обязательно ЭГП и степень включённости региона в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

Угрозы. С середины XX в. слово «угроза» начинает активно использоваться в управленческой и экономической лексике, особенно в сфере проблем безопасности. В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента в декабре 2015 г.) рассматриваются главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики [13, с. 18]:

- низкая конкурентоспособность;

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития;

- высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

- отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

- незащищённость национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость её информационной инфраструктуры;

- несбалансированность национальной бюджетной системы;

- регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;

- ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;

- прогрессирующая трудонедостаточность;

- сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;

- неравномерное развитие регионов;

- снижение устойчивости национальной системы расселения.

В Стратегии национальной безопасности названы угрозы качеству жизни российских граждан [13, с. 16]:

- неблагоприятная динамика развития экономики;

- отставание в технологическом развитии;

- введение ограничительных мер против Российской Федерации;

- нецелевое расходование бюджетных ассигнований;

- усиление дифференциации населения по уровню доходов;

- снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Пример выявления ключевых внутренних угроз развития региона в Стратегии Тверской области (2013) [9, с. 52]:

а) уменьшение численности населения, долговременные негативные демографические процессы;

б) недостаток квалифицированных кадров;

в) отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;

г) недостаточно активная инновационная политика предприятий в регионе;

д) резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, неустойчивое развитие и кризисные явления в монопрофильных поселениях региона;

е) расслоение населения по уровню жизни, влияющее на рост социальной напряженности;

ж) переток части населения в Москву и Санкт-Петербург, а также внутренняя миграция в региональный центр, возникновение территориальной дифференциации;

з) ухудшение экологической ситуации в регионе (низкое качество пресной воды, неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности, загрязнение атмосферного воздуха);

и) запаздывание адаптации систем жизнеобеспечения региона к потребностям развития экономики, социальной сферы и другим вызовам развития.

В региональных стратегиях выявление и оценка внешних угроз входит в матрицы SWOT-анализа. Угрозы (threats) — внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели. При разработке стратегий оцениваются показатели парных факторов, в т. ч. в сочетании с «угрозами». Это позволяет разработать две группы стратегий: 1) нейтрализация угроз (ST) — стратегия силы — угрозы — для максимального развития сильных сторон и снижения угроз; 2) ослабление недостатков и угроз (WT) — стратегия слабости — угрозы — для нейтрализации слабых сторон и угроз (табл. 1).

Таблица 1

Анализ парных факторов для разработки стратегий регионального развития

(составлено по тексту [6] с дополнениями)

Совместный анализ парных факторов Стратегии развития региона: 4 группы стратегий формируются в результате анализа показателей каждой пары факторов

Силы — возможности (8-0) Расширение возможностей (80) Стратегии силы — возможности служат для активизации сил и средств на основе максимального использования внешних возможностей

Силы — угрозы (8-Т) Нейтрализация угроз (8Т) Стратегии силы — угрозы — для максимального развития сильных сторон и снижения угроз

Слабости — возможности (\¥-0) Преодоление недостатков (\УО) Стратегии слабости — возможности — для нейтрализации слабых сторон при одновременном использовании возможностей

Слабости — угрозы (\¥-Т) Ослабление недостатков и угроз (\¥Т) Стратегии слабости — угрозы — для нейтрализации слабых сторон и угроз

Вызовы. Сегодня термин «вызовы» становится востребованным в связи с неопределённостью последствий основных тенденций развития человечества. Построение прогноза на долгосрочную перспективу связано с высокими рисками неопределённости, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти политические и/или экономические события, в корне меняющие ситуацию на мировом рынке (Стратегия Татарстана [8, с. 14]). Вызовы — это внешние факторы глобального уровня и внутренние факторы регионального уровня. Так, в Стратегии Татарстана [8] названы вызовы двух типов: стратегические как тенденции развития внешней среды, в т. ч. глобальные тенденции мирового развития и ключевые вызовы проблемных сфер регионального развития (внутренние вывозы).

Сущность стратегических вызовов дадим в кратком изложении по тексту Стратегии Татарстана [8] (первый раздел и параграф 1.1). В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (тенденции сгруппированы по семи направлениям конкуренции).

1. Рынки продукции и услуг (переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда удовлетворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для потребностей будущих поколений; существенный рост населения Земли — за счёт роста населения стран Азии, Африки и Латинской Америки; смещение центра экономической активности в Азию: Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления; дальнейший рост рынка услуг (лидерами являются развитые страны). Рост рынка медицинских услуг, связанный с глобальным старением населения. Рост рынка образовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на высококвалифицированных специалистов и широким применением в образовании информационно-коммуникационных технологий; др.

2. Институты (возникновение глобальной многополярной системы за счёт расширения региональных блоков и возрастания относительной власти негосударственных субъектов — транснациональных корпораций, кланов, религиозных организаций и др.; переход от жёстких систем управления к «живым», динамично реагирующим на внешние и внутренние воздействия на основе гармоничной институциональной среды. Спрос на новые системы стратегического управления, включающие механизмы повышения конкурентоспособности и инструменты финансово-экономического моделирования развития; др.).

3. Человеческий капитал (выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом); рост производительности труда за счёт увеличения его технической вооружённости и развития методов и технологий повышения эффективности; повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования в образовании информационно-коммуникационных технологий; глобальное старение населения и создание условий для работы людей старших возрастов; усиление трудовой миграции населения из бедных стран (регионов) в более богатые; др.).

4. Информация и технологии (увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста; дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а впоследствии и седьмого технологического уклада (лидерство когнитивных технологий); активное развитие прорывных технологий: искусственный интеллект; нанотехнологии; биотехнологии; информационные технологии; когнитивные технологии; социогуманитарные технологии; аддитивные технологии (3D-Printer); развитие «зелёной» экономики — экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых

экономик за счёт сокращения зависимости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта). Детальная и системная разработка эффективных ре-сурсо- и энергосберегающих технологий; др.).

5. Природные ресурсы (обеспеченность мировой экономики подтвержденными запасами основных промышленных минералов на ближайшие 30-50 лет; увеличение спроса на энергоносители, пищу и чистую пресную воду, вызванное продолжающимся экономическим ростом в сочетании с общим приростом населения и ростом среднего класса. Усиление дефицита указанных ресурсов; сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии (обеспечение более чем трёх четвертей потребления энергии к 2030 г.). Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей; постепенное глобальное изменение климата, которое обострит дефицит ряда ресурсов (пресная вода, плодородные почвы), но повысит доступность значительных запасов топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на севере России и Канады, а также на континентальном шельфе в Арктике; рост объёма вредных выбросов в окружающую среду и увеличение объёма бытовых и промышленных отходов, стимулирующие внедрение рационального природопользования и безотходных и экологически чистых технологий; др.).

6. Реальный капитал: урбанизация (при сохранении текущих тенденций к 2030 г. до 60 % населения мира будет жить в городах); рост влияния качества инфраструктуры и пространства в целом на выбор региона для жизни, развития и инвестирования. Перестройка энергетической инфраструктуры (в целях перехода на использование природного газа, угля и альтернативных источников энергии). Развитие «бесшовного транспорта» и эффективной логистики. Реинжиниринг существующих транспортных систем и их системная интеграция в соответствии с изменением концепций мобильности. Развитие мультимодальных транспортных систем на основе интеграции перемещений и путешествий с интеллектуальными технологиями, обеспечивающей новое качество индивидуальной мобильности).

7. Финансовый капитал (ужесточение межстрановой и межрегиональной конкуренции за лучших инвесторов путём создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха; возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера знаний и технологий. Рост рынка акционерного и долгового капитала, рост кредитного рынка; расширение применения инструментов финансирования на принципах государственно-частного партнёрства; увеличение дефицита сбережений в глобальной экономике (недостаток длинных пассивов при сохранении спроса на длинные деньги), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в связи с потерями активов во время финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионера; увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счёт государства и внешних инвесторов; движение капитала из развитых рынков в развивающиеся, др.).

Вывод в стратегии Татарстана [8, с. 20]: в современном глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между глобальностью и самобытностью, умело вписываются в мировую экономику, не теряя своих уникальных качеств, а опираясь на них в межрегиональной конкуренции.

Пример выявления ключевых вывозов в проблемных сферах (приоритетных направлениях). Ключевые вызовы связаны с глобальными тенденциями. В Стратегии

Татарстана [8] см. Раздел 3. Приоритетные направления и задачи социально-экономической политики:

3.1. Стратегия накопления человеческого капитала: магнит для лучших.

3.1.1. Динамика населения: текущее состояние (неблагоприятная демографическая динамика) и ключевые вызовы [8, с. 63-64]:

- необходимость поддержания демографического роста в условиях неблагоприятных периодов «демографических волн»; подстройка системы социальных услуг под «волны»;

- сильное сокращение численности молодёжи в ближайшие годы — вызов для инновационного экономического развития;

- неизбежность старения населения и быстрого роста нагрузки на трудоспособное население;

- удержание позиций центра притяжения населения;

- противоречие между стремлением удержать население и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала;

- противоречие между задачей удержания населения во внутрирегиональной периферии и развитием городских агломераций.

Далее переход к разделам «Целевое видение и задание» и «Направления действий» (планы и проекты в рамкам демографической политики).

Вызовы можно определить как необходимость регионального развития в проблемных и противоречивых условиях. Например, наш вариант перевода формулировки угроз в категорию ключевых вызовов регионального развития для Тверской области:

- стратегическая угроза: снижение устойчивости национальной системы расселения;

- переход от ключевых проблем к ключевым вызовам и далее к рискам;

- ключевые проблемы и риски регионального расселения: разрушение сложившейся системы мелкоселенного расселения с образованием обезлюдевших территорий (ареалов), усиление техногенных рисков расселения;

- ключевой вызов в региональной стратегии с учётом стратегических угроз: развитие региона (и его системы расселения) в условиях снижения устойчивости региональной и локальных систем расселения. Действия: формирование и укрепление опорных центров расселения, в т. ч. периферийного расселения; выбор и форсированное инфраструктурное обустройство субрегиональных центров расселения.

Проблемы и риски. В теории региональной экономики важнейшей категорией является понятие «проблемы» социально-экономического развития региона, с выявлением наиболее важных — ключевых проблем регионального развития. В региональной политике поиск методик выявления проблемных регионов — актуальная задача для объективного выявления регионов, нуждающихся в поддержке государства [4].

Заключительные выводы в решении понятийной задачи в системе сопряжённых понятий «угрозы, вызовы, риски и проблемы» представлены в систематизирующей табл. 3. Примеры переходов состояний опасности на примерах региональных стратегий показаны в табл. 2.

Таблица 2

Направления переходов в оценках факторов разной степени опасности в текстах региональных стратегий

№ Направления оценочных факторных переходов Регионы

1 Стратегические вызовы —► ключевые проблемы и ключевые вызовы —► действия (программы, проекты) без оценки рисков Республика Татарстан [8]

2 Комплексные проблемы —► ключевые внутренние угрозы и вызовы —► риски реализации стратегических планов (сценариев) —► ключевые и случайные внешние и внутренние риски реализации стратегии Тверская область [9]

3 Ключевые риски для устойчивого развития региона—>■ 8\¥ОТ-анализ —► три сценария с оценкой угроз и рисков—>■ стратегические направления и приоритеты Алтайский край [7]

4 Основные проблемы (и причины) —> глобальные тренды и вызовы^8\¥ОТ-анализ —> стратегические приоритеты Ярославская область [10]

Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Как правило, именно в сценариях выполняется оценка внешних и внутренних рисков регионального развития (табл. 4).

Наиболее перспективным с точки зрения качественного социально-экономического развития Тверской области является инновационный сценарий развития региона, хотя он требует больших финансовых вложений и организационных мероприятий. Значительные «затратные» риски активного (инновационного) сценария Тверского региона «обусловлены сложностью и длительностью процессов технологической модернизации отраслей. Своевременный запуск инновационного типа развития будут сдерживать в краткосрочной перспективе: невысокий уровень качества человеческого капитала (особенно недостаток высококвалифицированных рабочих кадров), неразвитость инновационной инфраструктуры» [9, с. 31]. Выявлены внутренние и внешние риски реализации стратегии. Влияние извне на регион оказывают [9, с. 36]:

а) глобализация экономических связей, конъюнктура мировых рынков и вступление Российской Федерации в ВТО;

б) общая макроэкономическая ситуация в Российской Федерации;

в) реализуемая государственная политика (особенно в социальной и инвестиционной сферах).

Таблица 3

Матрица соответствия сопряженных факторов разной степени опасности в стратегическом планировании регионов

Факторы Стратегический анализ факторов-опасностей Алгоритм стратегического анализа и планирования

8\¥ОТ-анализ, РЕ8Т-анали !. метод вариантов (разработка сценариев), и др. Сравнение сценариев развития региона: оценка угроз и рисков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние факторы Слабые стороны и проблемы Ключевые внутренние угрозы, вызовы и риски для устойчивого развития региона -1 Ключевые риски реализации '(тратегических планов (сценариев) с Внутренние риски реализации стратегии Ключевые региональные проблемы —> определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации Ключевые вызовы в проблемных сферах региона —> действия (программы, проекты) Оценка внутренних угроз и рисков при выборе сценария регионального развития

Внешние факторы Стратегические угрозы и вызовы, внешние риски -* Межрегиональные проблемы Внешние риски реализации стратегии Тенденции развития внешней среды - стратегические угрозы и вызовы —» разработка стратегий нейтрализации внешней опасности Внешние риски Межрегиональные проблемы

Направления переходов с понижением степени опасности: от угроз к вызовам, от вызовов к рискам. Переход в обратном направлении означает сбой в системе стратегического регионального планирования и/или неуправляемый процесс разрастания опасности рисков регионального развития (от локального, регионального до межрегионального и далее)

Таблица 4

Сравнительный анализ сценариев развития Тверской области (составлено по Стратегии Тверской области, 2013 [9, с. 34])

Риски Сценарии регионального развития

Инерционный Инновационный

Риски, способные возникнуть при реализации сценария 1. Замедление темпов роста экономики. 2. Снижение конкурентоспособности (устойчивости) территории. 3. Нарастание проблем и диспропорций роста региональной экономики. 4. Утрата традиционной производственной базы вследствие исчерпания прежнего ресурса. 5. Рост нагрузки на бюджет 1. Высокая потребность в ресурсах для реализации, не сопоставимая с возможностями региона (потребность в поддержке федеральной власти и участии бизнеса). 2. Организационные сложности. 3. Масштабность проектов, требующих реализации

Ключевыми внутренними рисками реализации Стратегии названы:

а) динамика природно-ресурсного и человеческого потенциала;

б) уровень развития институциональной среды и институциональной инфраструктуры (включая механизмы координации, стимулирования интересов, мотивации всех субъектов региональной политики);

в) структурные сдвиги региональной экономики; инфраструктурная обеспеченность;

г) транспортная доступность; внутренняя и внешняя связность территорий;

д) сложившаяся система расселения; демографическая ситуация.

Среди случайных факторов выделяются: возможность стихийных бедствий, природных катаклизмов, техногенных аварий, острых и затяжных финансовых кризисов, вероятность появления неожиданных технологических инноваций; нестабильность рыночной конъюнктуры на различных отраслевых сегментах.

На примере тверской стратегии выявилась интересная особенность: понятие риски используются для выбора сценария развития региона, причём выбирается вариант с большими затратными рисками. И далее называются риски реализации стратегии, т. е. внешние и внутренние факторы, которые способны помешать реализации стратегии. Это ближе к понятию «вызовы» — своеобразная «установка» на развитие в сложных условиях. При этом не определены ключевые риски регионального развития. Их следует проводить во взаимосвязи с выявлением ключевых проблем как потенциальную «опасность» для качества жизни жителей региона (табл. 5). Это возможные потери при ЧС — жизнь, здоровье, имущество, культурное и природное наследие; усиление техногенных рисков расселения и природопользования в зонах прохождения магистральных дорог и подземных трубопроводов, расположения крупных электростанций; появление рекреационных рисков расселения и экологиче-

ских проблем в местах активного развития отдыха и туризма, дачного коттеджного строительства и др. Риски имеют двойное содержание: оценочное понятие возможных потерь (что теряем в случае....) и риски-факторы — внешние и внутренние факторы, способные нанести вред. В новых «Методических рекомендациях разработки региональных стратегий» (2017) [5] под рисками понимается последнее.

Таблица 5

Ключевые риски регионального развития на примере Тверской области

(составлено автором)

№ Факторы потенциальной опасности (внешние и внутренние риски) Варианты событий, усиливающих опасность рисков

1 Межстоличное положение региона Усиление бедности населения, отсутствие мест работы с достойной зарплатой — вынужденная трудовая миграция в столичные города

2 Притрассовое расселение Аварийный режим движения транспорта (риски ДТП), пробки (усиливают загрязнение, задымление притрассовых зон)

3 Техногенные риски расселения рядом с опасными объектами (АЭС, ГРЭС, магистральными газо- и нефтепроводами, магистральными железными дорогами и автобанами ЧС природного или техногенного характера

Анализ стратегий развития регионов России показал, что активно используются понятия угрозы, риски и проблемы, крайне редко — вызовы. При анализе вызовов теряется (не выполняется) оценка рисков. Чаще всего риски включены в сравнительные оценки сценариев, вариантов развития отдельных отраслей. Важная способность/ функция сопряженных понятий — переходы из одного состояния в другое с усилением или ослаблением опасности. Эти переходы и переводы как управляемый процесс представляют особый конструктивный интерес в системе стратегического планирования.

В основе методик количественной оценки рисков [ 1; 2] используется соотношение региональных показателей со среднероссийскими. При этом сумма всех «отклонений» делится на количество показателей и вычитается из 1 — максимальной величины риска. Авторы модифицированной методики [1] дополнительно различают негативные и позитивные факторы риска. Заметим, что все факторы риска — потенциально «опасны». При этом у позитивных факторов положительная динамика показателей уменьшает риск, а у негативных — усиливает риск. Предлагаем использовать методику авторов в двух вариантах: 1) анализировать только коэффициенты соотношения региональных и среднероссийских показателей (это достаточно наглядная картина «отставания» и превышения региональных параметров, характерных для страны); 2) рассчитать по предложенным формулам частные (по группам факторов риска) и интегральный коэффициенты рисков. Интерес представляет градация расчётного интегрального риска для дифференциации регионов по зонам с разной степенью риска [2, с. 38]: зона минимального (0,0-0,010), пониженного

(0,011-0,100), повышенного (0,101-0,300), критического (0,301-0,500) и недопустимого (0,501-1,00) риска.

Для расчёта коэффициента риска авторы используют разные системы региональных показателей. При этом параметры объединяют в группы, характеризующие социально-демографические, экономические, технические и экологические аспекты регионального развития. Считаем важным аккуратно подбирать показатели по тематическим группам, отдавая преимущество относительным показателям. Наш вариант системы расчётных показателей отражен в табл. 6.

Таблица б

Система показателей оценки факторов риска социально-экономического развития региона

№ Система показателей (по 6 группам факторов риска)

1 Демографический фактор:

Коэффициент демографической нагрузки (количество лиц нетрудоспособного возраста на 1 000 чел. трудоспособного возраста)

2 Заболеваемость на 1000 чел. населения

3 Ожидаемая продолжительность жизни, лет

4 Социально-экономический фактор:

Уровень безработицы, %

5 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

6 Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

7 Финансовый фактор:

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

8 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб.

9 Удельный вес убыточных организаций, % от общего числа

10 Экономический фактор:

Индекс промышленного производства, %

11 Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

12 ВРП на душу населения

Технологический фактор:

13 Степень износа основных фондов, %

14 Инновационная активность организаций, %

Экологический фактор:

15 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т

16 Улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т

Для регионов ЦФО в нашем исследовании все 16 показателей сопоставлены со среднероссийскими в 2015 г. Рассчитан среднегодовой интегральный коэффициент риска (табл. 7, рис.).

Таблица 7

Среднегодовой интегральный коэффициент риска регионов ЦФО в 2015 г. (рассчитано автором по 16 показателям — см. табл. 6)

Интервалы коэффициента риска Кол-во регионов ЦФО Регионы ЦФО (коэффициент риска)

Зона минимального риска (0,0-0,010) 3 Московская и Москва, Липецкая области (коэффициент меньше 0)

Зона пониженного риска (0,011-0,100) 1 Белгородская (0,069)

Зона повышенного риска (0,101-0,300) 12 Калужская (0,244), Курская (0,261), Ярославская (0,203), Воронежская (0,143), Тульская (0,102), Брянская (0,221), Владимирская (0,216), Рязанская (0,166), Смоленская (0,245), Тамбовская (0,203), Тверская (0,247), Орловская (0,262)

Зона критического риска (0,301-0,500) 2 Ивановская (0,336), Костромская (0,309)

Зона недопустимого риска (0,501-1,00) риска 0 -

Всего регионов ЦФО 18

В 2015 г большинство регионов ЦФО находилось в зоне (или группе) повышенного риска регионального развития с отсутствием роста экономики и снижением уровня доходов населения (см. рис.). В группе (зоне) минимального риска только 4 региона — центральное ядро (Москва и область) и два региона Черноземья (Липецкая и Белгородская области).

В заключение подчеркнем главное: в алгоритме стратегической разработки — от диагностики ключевых проблем к выбору основного сценария развития — факторы «опасности» должны помогать выстраивать стратегию развития региона, вписывая его в систему и условия мирового и национального развития. Можно рекомендовать использовать всю систему сопряженных понятий — «угрозы», «вызовы», «риски» и «проблемы», с помощью которых в стратегиях разрабатывать разноуровневые оценки степени опасности в долгосрочном развитии регионов.

Ярослав™

MOCKJ

Ьгм, ,.".v:

Смоленск

Капута

ПЦПОЦК J Тдабов

Нор он г?*:

Белгород

Зон* равной степей) prc'.ii развитая реггсноз 02015i

1 Мичгм&ЫиЙ

PIKJi

2

Pi'CK

Повышенный

рис*

4 КрИИЧККИй

риск

Рис. Оценка риска социально-экономического развития регионов ЦФО в 2015 г. (составлено автором по среднегодовому интегральному коэффициенту риска, который рассчитан на базе 16 показателей — см. табл. 7)

Литература

1. Безденежных Т. IL, Корыановская II. Р., Кадничанская М. О. Факторный подход к оценке рисков регионального развития (на примере Новгородской области) // Региональная экономика: теория и практика, 2015. Вып. № 32 (407). С. 32-44.

2. БуяноваМ. Э. Оценка риска социально-экономического развития регионов Юга России (факторный подход) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. № 1 (20). С. 85-94.

3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

4. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В. Системная диагностика экономики региона. Изд. 3. 2012. 232 с.

5. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (утвержденов2017). [Электронныйресурс]: URL: http://economy.gov.rii/wps/wcm/coimect/7a368328-efc9-43d8-a926-f80cl421cOc8/metodic.docx?MOD=A.TPERES&CACHEID=7a368328-efc9-43d8-a926-fö0c 1421 с0с8

6. Пономарева 3. В. Территориальная организация регионального развития: постановка проблемы // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. Сборник научных статей. Отв. ред. А. П. Катровский. Смоленск: Универсум, 2011. С. 260-262.

7. Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://www.fFprom22.ru/pic/file/a_strategia_pp.pdf

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, 2015. [Электронный ресурс]: URL: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy_RT_1205.pdf

9. Стратегия социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года, 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://TBepcKaH-06nacTb-3K0H0MHKa^/images/st0ries/departament/ser/ strategy/ strategiy a_ser. rar

10. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 г., 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.yarregion.ru/depts/usp/docsDocuments/

11. Технические стандарты разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Предложение для Министерства регионального развития РФ, 2006. [Электронный ресурс]: URL: http://www.csr-nw.ru/upload/file_category_608.pdf

12. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Приложение к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 г. №4. [Электронный ресурс]: URL: http://www.mooml.com/d/normativno-pravovye-doku-menty/investitsii-fmansy/21153/

13. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201512310038.pdf

14. Яковенко Н. В. Депрессивные регионы России: методология, теория, прикладные аспекты: на примере Ивановской области: Автореферат дис. ... доктора географических наук: 25.00.24. Воронеж, 2013.40 с.

15. Яковлева С. И. Метод синквейна для изучения регионов разных типов // Псковский регионологический журнал, 2015. №24. С. 107-114.

Об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яковлева Светлана Ивановна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры туризма и природопользования, Тверской государственный университет, Тверь, Россия.

E-mail: Sv_Yakowleva@mail.ru

S. Yakovleva

THREATS, CHALLENGES, RISKS AND PROBLEMS AS IMPORTANT CATEGORIES OF STRATEGIC PLANNING OF REGIONS

The content of the system of conjugated concepts that reflect the different degree of danger of regional development is revealed: from threats (greatest danger) to challenges, risks and problems. These concepts are rarely used in existing regional strategies together, usually, key problems are identified, defined threats as external development factors, and scenarios for the development of the region are compared by the degree of risk. In the algorithm for developing a strategy for the socio-economic region, the "hazard" factors should help to build a strategy for the development of the region, inscribing it into the system and the conditions for the world and national development. For this purpose, in strategic developments, it is necessary to use the entire system of conjugate concepts — "threats", "challenges", "risks" and "problems", in order to perform multi-level estimation

of the degree of danger in the socio-economic development of regions. The article gives examples of such estimations using the example of the current strategies of the Republic of Tatarstan, the Altai Territory, the Yaroslavl and Tver regions. Quantitative estimation of the degree of danger is usually conducted only for regional problems and development risks. The article suggests methodical specification of quantitative risk estimation. Calculations are based on a classical estimation of regional deviations from the average Russian. The choice of mainly relative indicators for calculating the average annual risk factors will allow estimating the danger's degree of the lagging behind the socio-economic development of the regions more objectively. A quantitative risk estimation had been carrying out for the regions of the Central Federal District.

Key words: region, the development strategy for the region, the degree of danger, the conjugate notions of "threats-challenges-risks-problems ".

About the author

Prof. Svetlana Yakovleva, Department of Tourism and Nature Management, Tver State University, Russia,

E-mail: Sv_Yakowleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.