экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии
е. И. КУЗНЕЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВд России
Переход к стратегии устойчивого развития регионов России должен опираться на эффективную систему государственного управления региональным развитием, построенную на согласованном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе осуществления ими региональной политики.
Исходя из сказанного, ключевыми элементами данной политики будут являться региональные стратегии социально-экономического развития, в которых высшим приоритетом будет реализация интересов личности независимо от региона проживания.
Разработка Стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 17.06.2002 № 170) и Требованиями к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2007 № 14). Регионам рекомендовано руководствоваться этими документами при разработке региональных программ развития.
В Типовом макете предусмотрен подробный анализ социально-экономического положения региона, существует раздел «Проблемы социально-экономического развития».
В приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» рекомендовано субъектам Российской Федерации руководствоваться изло-
женными в нем рекомендациями при разработке стратегий, а также предполагается организовать ведение учета стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В Стратегии рекомендуется отражать проблемы и приоритеты развития субъекта Российской Федерации.
Процесс разработки Стратегии может включать:
а) выявление и анализ основных проблем в средне- и долгосрочной перспективе;
б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Причем к внутренним факторам рекомендуется относить:
• природно-ресурсный потенциал субъекта Российской Федерации;
• демографическую ситуацию и человеческий потенциал;
• сложившуюся систему расселения;
• инфраструктурную обеспеченность территории субъекта Российской Федерации (в том числе обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);
• сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;
• конкурентоспособность экономики субъекта Российской Федерации;
• этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения в субъекте Российской Федерации. К внешним факторам рекомендуется относить:
• макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации;
• действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта Российской Федерации;
• экономико-географическое положение субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;
• степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;
в) разработку 2—3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, с рассмотрением инерционного сценария;
г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации.
Усиление устойчивости любой экономической системы, в том числе и региональной, связано с противодействием угрозам и вызовам со стороны внешней (мировое хозяйство) и внутренней среды. Парирование угроз и вызовов национальной экономики связывается с понятием экономической безопасности, существующей в пределах определенной территории общества.
Понятие «безопасность» всегда широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или как защищенность от воздействия какого-либо объекта.
Это положение дает возможность характеризовать сущность экономической безопасности как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
По мнению вице-президента РАЕН В. К. Сен-чагова, экономическая безопасность страны включает в себя [8]:
• способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития;
• системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны;
• готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления;
• создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества.
В соответствии с этим объектами экономической безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).
Объектом исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз, как приемлемых, или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности региона реализуется в системе ее критериев и показателей.
Стратегические национальные интересы России и ее регионов в сфере экономики можно объединить в следующие важнейшие направления:
• долгосрочный устойчивый экономический рост, темпы которого опережают средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России;
• повышение конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
• рост благосостояния и качества жизни населения, расширение позиций в мировом культурном пространстве;
• обеспечение экономической и национальной безопасности, территориальной целостности Российской Федерации.
Специфика этих ценностных ориентиров заключается в том, что они служат основой для общесоциального консенсуса, все социальные группы так или иначе их разделяют.
- 39
Основным официальным документом, определяющим позиции государства по проблемам экономической безопасности, является принятая в 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». В разд. 3 этого документа дано следующее определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации: «Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями..., обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз» [2].
Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности показывает, что угрозы могут длительное время не проявляться в открытой и острой форме, что не должно ослаблять внимания к решению конкретных проблем, о которых сигнализируют индикаторы экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и увеличения числа угроз. Чем больше аналитиками и экспертами фиксируется угроз экономической безопасности и чем больше взаимосвязь и взаимодействие между этими угрозами, тем выше вероятность кризиса [8], что особенно актуально на современном этапе.
Анализ рассмотренных официальных документов РФ позволяет сформулировать содержание компонентов системы национальной безопасности в экономической сфере:
1) внутренние угрозы:
• незавершенность экономических преобразований;
• слабость рыночных институтов экономики;
• сохранение экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологичных машин, оборудования, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов;
• возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
2) внешние угрозы:
• ограничение присутствия России на ряде зарубежных рынков;
• стимулирование иностранными партнерами утечки интеллектуальной собственности и
40 -
квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;
• вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров при крайне неэффективном или криминальном использовании получаемых от этого доходов;
• культивирование структурно перекошенного товарооборота и подрыв ресурсов базы отечественного машиностроения;
• неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктур поддержки экспорта и рационализации структуры импорта.
Поэтому в целях обеспечения экономической безопасности самое пристальное внимание необходимо обращать на критерии экономической безопасности, в том числе и с целью недопущения их «размывания» под воздействием изменяющейся внешней и внутренней среды.
С научной точки зрения базовыми показателями экономической безопасности следует считать не пороговые значения определенных, хотя и важных самих по себе, социально-экономических показателей, а вероятности появления (либо непоявления) катастрофических последствий, связанных с их низким уровнем; риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для их предупреждения.
Угрозы экономической безопасности страны в целом находят свое конкретное проявление в каждом регионе. Вместе с тем, специфика каждого региона определяет и свою, специфичную для него форму проявления этих угроз и силу их действия. Поэтому каждый регион должен позиционировать себя по отношению к угрозам экономической безопасности страны, определить наиболее вероятные формы этих угроз и силу их проявления. Кроме того, в каждом регионе вполне могут возникать свои угрозы экономической безопасности, не вытекающие непосредственно из угроз экономической безопасности страны, а порождаемые своими внутренними факторами.
В силу этого для обеспечения устойчивости развития региона необходимы своевременное выявление и мониторинг наиболее вероятных угроз экономической безопасности, определение возможного ущерба от их воздействия.
Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы
преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов.
В связи с этим представляется необходимым включать в разрабатываемые стратегии социально-экономического развития регионов показатели экономической безопасности.
Основными требованиями к системе социально-экономических показателей региона могут быть:
• система социально-экономических показателей региона должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном и отраслевом уровнях;
• показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
• система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности региона;
• перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;
• результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;
• социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;
• показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.
В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации было определено следующее положение: «Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого его региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом» [2].
Следует подчеркнуть, что речь идет о корреспондировании, а не о полном совпадении.
Для разработки количественных параметров пороговых значений экономической безопасности важно определить их перечень. Перечень показа-
телей, по которым разрабатываются пороговые значения экономической безопасности, должен соответствовать следующим требованиям:
• отражение главных, сущностных, а не второстепенных черт каждой угрозы экономической безопасности;
• взаимосвязанность в рамках всего перечня угроз с тем, чтобы обеспечить их сравнение;
• возможность использования на различных уровнях управления — область, отрасль, район, город;
• совместимость показателей с действующей системой учета, статистики и прогнозирования;
• возможность межрегиональных сопоставлений;
• достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики и социальной сферы региона с позиции экономической безопасности.
Критерием эффективности конкретных программ будут те уровни опасности (безопасности), которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными — мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого уровня затраты.
Из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, выход за которые препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения. Такие величины есть на макро, мезо- и микроуровнях. Они присутствуют как в развитой рыночной, так и переходной экономике.
Пороговые значения должны иметь статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов. К сожалению, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.
Центр финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложил четыре группы пороговых значений:
• макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты националь-
- 41
ных интересов и утверждаемые на правительственном уровне;
• пороговые значения, раскрывающие и дополняющие эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития РФ;
• пороговые значения функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами;
• пороговые значения экономической безопасности регионов.
Многие пороговые параметры экономической безопасности РФ разработаны на основе данных отечественной статистики и с учетом мирового опыта. В 2000 г. они были согласованы с соответствующими министерствами и ведомствами, прошли апробацию в научной секции Совета Безопасности РФ.
Предложенные пороговые параметры могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России.
Критерием оценки эффективности системы обеспечения национальной экономической безопасности будет поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни нации либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими опасностями (затрат для парирования и ущерба от разрушительного проявления).
Оптимальными должны считаться программы и мероприятия, обеспечивающие максимальный прирост уровня национальной безопасности России при выделенных затратах либо требующие минимальных затрат для достижения ее заданного уровня.
Таким образом, примерный перечень показателей, включенных в региональные стратегии, может быть представлен следующим разделом.
Организационное обеспечение защиты экономической безопасности.
1.1. Определение критериев и приоритетов, характеризующих интересы региона и отвечающих требованиям его экономической безопасности
1.2. Особенности угроз экономической безопасности
1.3. Пороговые значения экономической безопасности по отдельным сферам.
В области производства это могут быть показатели:
• объем ВРП на душу населения, в том числе, по 2-3-м главным отраслям (промышленность, сельское хозяйство);
• износ основного капитала, в т. ч., оборудования;
• уровень обеспеченности отраслей квалифицированными кадрами;
42 -
• инвестиции в основной капитал.
В социальной сфере:
• соотношение среднедушевых денежных доходов населения в Сибири и в среднем по России;
• уровень безработицы в процентах к экономически активному населению по методике МОТ;
• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
• соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума;
• коэффициент фондов.
В денежно-финансовой сфере:
• объем бюджетных доходов и расходов (включая трансферты) на душу населения в сравнении с другими субъектами федерации;
• объем кредиторской задолженности в процентах к ВРП;
• объем рублевой денежной массы;
• темпы инфляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов А, Городецкий А, Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Утверждена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.
3. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2006 № 128-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24).
5. Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность. — М.: Экзамен. 2005.
6. Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».
7. Рубанов В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика //Свободная мысль. 1991. № 17.
8. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5. С. 2-21.
9. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. / Под ред. Сенчагова В. К. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.