ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Н. В. ЧЕРЕМИСИНА
В статье на примере Тамбовской области рассматриваются: понятие экономической безопасности региональной экономической системы, механизмы, критерии и инструментарий оценки уровня безопасности региона в области экономики. Определено, что для обеспечения экономической безопасности региона необходимо создание эффективного механизма защиты его национальных интересов в области экономики, представляющего собой систему управленческих процедур, позволяющих региональным руководящим органам своевременно и эффективно отражать угрозы этим интересам.
Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм оценки угроз экономической безопасности, пороговые значения, индикаторы экономической безопасности.
Обеспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности регионов России базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Вышеназванная Концепция определяет пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [4, с. 11].
В структуре национальной безопасности России одно из центральных мест занимает ее экономический аспект. Введение понятия экономической безопасности государства означает признание главенства экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства.
Экономическая безопасность является составной частью системы национальной безопасности, и ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства, так как состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности государства.
Под термином «экономическая безопасность» понимают надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национальной экономики от внутренних и внешних угроз [4, с. 12].
Сложная и многоуровневая система экономической безопасности предполагает изучение ее состояния не только на национальном уровне, но и на уровне отдельных территориальных субъектов.
Регион является сложным целостным социально-экономическим и политическим образованием, частью единой социально-экономической и политической системы государства. Соответственно, решая задачи обеспечения экономической безопасности региона, следует принимать во внимание критерии, относящиеся как к государству в целом, так и к специфике экономической безопасности отдельных организаций и предприятий, функционирующих в данном регионе.
Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики улучшать качество жизни населения, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона. Объектами экономической безопасности региона являются территория региона и все элементы ее экономики в пределах этой территории.
Принципиально важным является понимание того, что экономическая безопасность региона должна рассматриваться как проекция проблемы обеспечения национальной экономической безо-
пасности на региональный уровень. Соответственно экономическая безопасность на региональном уровне обеспечивается путем выявления и предотвращения действий внутренних и внешних угроз в социально-экономической, общественной, экологической, информационной и других сферах жизнедеятельности региона.
Постоянно действующий механизм оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов в сфере экономики представляет собой систему управленческих процедур, позволяющих государству эффективно поддерживать свою экономическую безопасность [5, с. 808]. В ходе формирования этого механизма должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по защите национальных интересов России, которые должны выполняться на всех стадиях экономической деятельности государства: при определении основных направлений экономической политики, преобразований финансово-банковской системы страны, анализе хода и прогнозе социальноэкономического развития, разработке и утверждении государственного бюджета, принятии важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики и др.
Организационную систему механизма обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Таким образом, для защиты национальных интересов страны в сфере экономики задействован комплекс властных и общественных структур.
В основу этого механизма положен принцип обеспечения взаимосвязи, сбалансированности и интеграции со всеми элементами экономической политики государства и хозяйствующих субъектов. Это означает, что проблемы защиты национальных интересов страны в области экономики -органичная часть экономической политики государства и хозяйствующих субъектов [5, с. 808].
И, наконец, важно, что государственная деятельность, направленная на предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности России, осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Тем самым создается строгая вертикаль ответственности за экономическую безопасность страны.
Функционирование механизма обеспечения экономической безопасности требует определенных критериев и инструментария оценки уровня
безопасности страны в области экономики. Для этого необходимо, чтобы национальные интересы страны в области экономики приобрели количественную определенность.
Индикаторы, количественно характеризующие национальные интересы и угрозы экономической безопасности, могут иметь различное назначение и соответствующий назначению статус. Наиболее обширный перечень таких индикаторов предназначен для мониторинга состояния экономики с точки зрения экономической безопасности [5, с. 809].
Вместе с тем функции механизма обеспечения экономической безопасности шире осуществления указанного мониторинга. В ходе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности необходимо определить не только происходящие изменения в экономике с позиции экономической безопасности в терминах «лучше», «хуже» и насколько, но, и это крайне важно, вышла ли страна из опасной экономической зоны, где угрозы вызывают резкие негативные последствия и приобретают системный характер в виде кризисов или, наоборот, страна вошла в эту зону и насколько глубоко. Для этого необходимо знать границу между этими зонами, т. е. знать, какое количественное значение того или иного индикатора экономической безопасности показывает, что страна вошла в опасную зону. Такими количественными значениями и являются пороговые значения, которые должны официально утверждаться.
Пороговые значения экономической безопасности - это предельные величины каких-либо финансово-экономических индикаторов, превышение которых лишает экономику возможности функционировать в нормальном режиме [5, с. 809].
Состав этих пороговых значений для экономической безопасности регионов, безусловно, должен корреспондироваться с соответствующим перечнем, касающимся экономики и национальных интересов России в целом, но не должен полностью совпадать с ним. Экономика каждого региона имеет специфику, которая должна найти отражение как в перечне, так и в количественных параметрах пороговых значений экономической безопасности. Эти пороговые значения разрабатываются и утверждаются регионами по согласованию с Минэкономразвития России.
Наиболее трудный вопрос создания постоянно действующего механизма защиты национальных интересов страны в области экономики - разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности. Трудность заключается в том, что они далеко не всегда поддаются чисто расчетным методам, под которыми часто
понимается только цепочка строго последовательных математических операций, в результате чего и определятся количественные параметры пороговых значений экономической безопасности.
При этом имеется в виду, что входные данные в эту цепочку математических операций должны быть взяты или из официальной статистики, или из каких-либо правительственных документов, т. е. иметь официальный статус. Такой методический подход не всегда применим к расчету количественных параметров пороговых значений экономической безопасности прежде всего потому, что при решении этой задачи часто приходится оперировать понятиями и величинами, отсутствующими в официальном статистическом учете [5, с. 812].
Между тем известен ряд других методов определения экономических величин, наиболее характерных именно для рыночной экономики. Это, например, метод аналогий с другими странами или периодами в данной стране, метод экспертных оценок, нормативный метод и т. д. Именно эти методы следует широко использовать при определении количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, не исключая и чисто расчетных методов.
Используя данные официальной статистики, попытаемся коротко оценить экономическую безопасность нашего региона - Тамбовской об-
ласти. В основу оценки нами положены пороговые значения основных социально-экономических показателей, разработанные в соответствии с международными рекомендациями, характеризующие производственный потенциал региона, уровень и качество жизни населения, состояние преступности и т. д.
Первая группа пороговых значений - индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы.
Универсальным показателем оценки экономического потенциала региона является показатель валового регионального продукта (ВРП), который характеризует не только сложившийся уровень развития, но и особенности структуры, эффективность функционирования отдельных видов экономической деятельности, степень вовлечения региона в интеграционные процессы и другие аспекты его деятельности. Абсолютный размер ВРП области является объективным показателем его вклада в развитие экономики страны. Ежегодный удельный вес ВРП Тамбовской области в сумме валовых региональных продуктов России за период с 2000 г. составляет 0,4 %.
В абсолютном исчислении объем ВРП Тамбовской области в 2008 г. составил 123220,3 млн рублей, что выше уровня 2007 г. в сопоставимых ценах на 5,8 % (табл. 1).
Таблица 1
Динамика производства валового регионального продукта Тамбовской области за 2000-2008 гг. [2, с. 209; 3, с. 11]
2000 2005 2006 2007 2008
ВРП, млн рублей 23387,3 63614,8 79766,2 106039,6 123220,3
ВРП на душу населения, тыс. руб. 19,1 55,9 71,0 95,4 111,9
ВРП (в сопоставимых ценах) в % к предыдущему году 112,1 104,5 107,2 110,5 105,8
Следует отметить, что в Тамбовской области с 1999 г. наблюдается положительная динамика темпов роста ВРП, которые в ряде лет превышали уровни показателей ЦФО и ВВП Российской Федерации. Однако ВРП на душу населения в Тамбовской области на протяжении длительного периода времени значительно отстает от среднероссийского показателя, величина которого является пороговым значением и принимается за 100 %. Так, в 2008 г. на 1 жителя Тамбовской области приходилось 111,9 тыс. рублей созданного в области валового регионального продукта, а в целом по России - 293,5 тыс. рублей. Следовательно, в Тамбовской области в расчете на 1 жителя объем ВРП в 2,6 раза ниже среднероссийского и составляет всего 38,1 % от ВВП России.
Одной из основ экономики Тамбовской области являются предприятия промышленного
производства, которые создают значительный объем общественного продукта, ежегодно формируя около 20 % валовой добавленной стоимости и почти четвертую часть поступлений в бюджетную систему области (табл. 2) [2, с. 212; 3, с. 12].
На долю Тамбовской области в 2007-2008 гг. приходилось 0,2-0,3 % объема всех отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в России по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
За последние десять лет (1999-2008 гг.) в Тамбовской области наблюдается стабилизация и рост промышленного производства. Среднегодовой индекс промышленного производства за этот период составил 106,9 % против 105,1 % в целом по России [2, с. 249].
Таблица 2
Структура валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности Тамбовской области в 2007-2008 гг. (%)
2007 г. 2008 г.
Валовая добавленная стоимость - всего 100 100
из нее по видам экономической деятельности: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,5 15,7
Обрабатывающие производства 12,7 12,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,0 3,4
Строительство 8,5 9,3
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 25,8 25,5
Транспорт и связь 10,9 10,6
Среди областей ЦФО Тамбовская область по среднегодовым индексам производства продукции за последние десять лет занимает 10 место. Вместе с тем, одной из причин, сдерживающих рост промышленного производства в области, остается недостаток крупных инвестиций, необходимых для модернизации производственных мощностей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Износ основных фондов в обрабатывающих производствах области на конец 2008 г. составил 47,9 % [2, с. 220].
В качестве одной из составляющих экономической безопасности рассматривается продовольственная независимость региона, поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности.
Обеспечение продовольственной безопасности любого региона требует внимания к развитию сельского хозяйства, которое определяет не только специфику экономики, но и жизненный уклад значительной части населения (42,0 % населения Тамбовской области по состоянию на 1.01.2009 г. -сельское).
В 2008 г. всеми категориями хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции в действующих ценах на сумму 35,5 млрд рублей, что выше уровня 2007 г. на 24,2 % [2, с. 261, 263].
В 2008 г. Тамбовская область занимала по данному показателю 4 место среди областей ЦФО.
За годы реформирования экономики изменилась структура сельскохозяйственного производства: при уменьшении доли животноводческой продукции с 39 % в 2000 г. до 29 % в 2008 г., увеличилась доля растениеводства с 61 % до 71 % соответственно. Сократилось поголовье крупного рогатого скота на 100,9 тыс. голов (на 39 %), в том числе коров на 74,2 тыс. голов (в 2,3 раза).
На протяжении всех лет реформы инвестиционная сфера остается одной из значимых точек экономики области, так как инвестиции в основной капитал являются фактором как стимулирующим, так и сдерживающим рост экономики. В Тамбовской области с 1999 г. уверенно сохраняется положительная динамика темпов роста инвестиций в основной капитал, которые с 2001 г. опережают среднероссийские показатели. В период с 2003 по 2008 гг. инвестиции в основной капитал в Тамбовской области выросли в сопоставимых ценах в 2,9 раза.
В последние годы в Тамбовской области отмечается опережение темпов роста инвестиций в основной капитал над темпами роста ВРП (табл. 3). Однако, в абсолютном выражении инвестиции, освоенные в Тамбовской области, значительно ниже соседних регионов. Так, в 2008 г. освоено всего 50,9 % и 40,2 % от инвестиций в основной капитал соответственно Липецкой и Белгородской областей [2, с. 26-50].
Таблица 3
Динамика темпов роста инвестиции в основной капитал и валового регионального продукта Тамбовской области
за 2000-2008 гг.
2000 2005 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах в % к предыдущему году 107,1 119,9 123,3 141,2 115,4
ВРП в сопоставимых ценах в % к предыдущему году 112,1 104,5 107,2 110,5 105,8
Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, % 10,8 23,1 24,7 29,1 33,7
Основными факторами, оказывающими положительное влияние на повышение инвестиционной активности в области, является сохранение тенденций развития в основных видах экономической деятельности, благоприятная внешнеторговая конъюнктура, некоторое замедление инфляции, рост реальных располагаемых денежных доходов населения, замедление роста цен производителей промышленной продукции.
В 2007 г. в Тамбовской области впервые было преодолено пороговое значение (25 %) показателя «Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте» (29,1 %). В 2008 г. значение данного показателя улучшилось (табл. 3) [2, с. 209, 333; 3, с. 11].
Второй группой пороговых значений экономической безопасности региона являются индикаторы уровня жизни населения.
Одной из составляющих этой группы является безработица. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает тревогу потому, что в последние годы приобрел массовый и застойный характер, являясь фактором бедности и социального расслоения общества.
Общая численность безработных в Тамбовской области (по методологии МОТ) имеет стабильную тенденцию роста с 47,3 тыс. человек в 2005 г. до 51,9 тыс. чел. в 2008 г. Уровень общей безработицы по методологии МОТ в области в 2008 г. составил 9,2 % и превысил пороговое значение на 2,2 % [2, с. 94].
Рост безработицы отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности, так как следствие безработицы - снижение уровня жизни, который в свою очередь ограничивает возможности экономического развития региона. Безработица является фактором бедности, и ее рост может отразиться на росте преступности. Среди официально зарегистрированных безработных области значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 64 % безработных. Каждый шестой безработный - молодой человек до 30 лет [3, с. 307].
Основными факторами, влияющими на показатель уровня жизни населения, являются денежные доходы населения, величина прожиточного минимума и показатель соотношения среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, который за последние годы имеет положительную динамику роста.
Мировой опыт показывает, что оптимальное значение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 7-10 %,
коэффициент дифференциации доходов населения не превышает 8 раз и соотношение среднемесячного размера денежных доходов к прожиточному минимуму не менее 3,5 раза.
Однако в Тамбовской области численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2008 г. составляла 11,2 % от общей численности населения области или
124,2 тыс. человек.
С 2000 г. численность населения области, живущего за чертой бедности, существенно сократилась. Тамбовская область среди регионов Центрального федерального округа поднялась с пятнадцатого места в 2000 г. до четвертого в 2008 г. [2, с. 26-27].
Наряду с общим падением жизненного уровня населения существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Раскол общества на узкий круг богатых и огромную массу бедных создает два поляризованных класса общества с разными представлениями о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база не укрепляется, что создает угрозу социальных конфликтов.
В Тамбовской области степень социального расслоения в 2008 г. достигла 15,0 раза против
11,8 раза в 2005 г. [2, с. 112].
В 2008 г. на долю 20 % наиболее обеспеченного населения приходилась практически половина (46,6 %) общего объема денежных доходов, на долю 20% наименее обеспеченного - 5,4 % [2, с. 131]. Подобный дисбаланс вызывает социально-экономическую напряженность.
В последние годы изменилась структура личных доходов по источникам их образования. До недавнего времени основным источником доходов была заработная плата. За анализируемый период основная часть доходов получена от прочих доходов, значительную часть которых (до 30 %) составляют скрытые доходы.
Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциация населения по уровню материального достатка. Так, в 2008 г. среднедушевой доход на одного жителя Тамбовской области составил 11253 руб. в месяц, вместе с тем, 5,4 % населения области имели доход не превышающий 2500 руб. в месяц, у 32,7 % доход не превышал 6000 руб. [2, с. 130].
Среди областей ЦФО отмечаются значительные различия по уровню среднедушевых денежных доходов населения (табл. 4) [2, с. 118].
Таблица 4
Группировка регионов центрального федерального округа по среднедушевому денежному доходу населения в 2008 г.
Среднедушевой доход всего населения (рублей в месяц) Количество регионов, единиц Удельный вес в общем количестве регионов, % Наименование регионов с минимальным и максимальным значением в группе, рублей в месяц
9000-10000 4 22,2 Ивановская область (9083) Орловская область (9995)
10000-11000 3 16,7 Брянская область (10274), Тверская область (10856)
11000-12000 6 33,3 Тамбовская область (11253), Калужская область (11920)
12000-13000 3 16,7 Липецкая область (12418), Ярославская область (12587)
Свыше 13000 2 11,1 Московская область (19409) г. Москва (36185)
Как видно из таблицы 4, в 2008 г. одна треть регионов ЦФО (включая Тамбовскую область) имела среднедушевой денежный доход от 11000 до 12000 руб. в месяц, пятая часть - доход от 9000 до 10000 руб. в месяц. Отмечается резкая поляризация между высокодоходными регионами и регионами с низкими среднедушевыми доходами. Так средне-
душевые доходы Ивановской области в 4,0 раза ниже показателей г. Москвы. В Тамбовской области среднедушевые доходы в 2008 г. ниже доходов населения г. Москвы в 3,2 раза.
В последние годы главными по своей значимости становятся проблемы демографии (таблица 5) [2, с. 69].
Таблица 5
Демографическая ситуация в Тамбовской области за 1990-2008 гг.
(человек)
Годы В с е г о На 1000 человек населения
родившихся умерших естественный прирост (+), снижение (-) родившихся умерших естественный прирост (+), снижение (-)
1990 15396 19643 -4247 11,7 14,9 -3,2
1995 10979 22676 -11697 8,5 17,5 -9,0
2000 9719 23229 -13510 8,0 19,0 -11,0
2004 9987 21999 -12012 8,7 19,1 -10,4
2005 9636 22050 -12414 8,5 19,4 -10,9
2006 9217 20554 -11337 8,2 18,3 -10,1
2007 9911 19537 -9626 8,9 17,6 -8,7
2008 10169 19578 -9409 9,2 17,8 -8,6
Численность постоянного населения Тамбовской области на 1 января 2009 г. составила
1096.9 тыс. человек, по сравнению с 1 января 2005 г. жителей области стало меньше на
47.9 тыс. человек или на 4,4 % [2, с. 61].
Основной причиной ежегодного сокращения
численности населения остается естественная убыль.
Превышение числа умерших над числом родившихся в Тамбовской области наблюдается с 1977 г. За 2008 г. число умерших в 1,9 раза превысило число родившихся, при этом в сельской местности превышение в 2,3 раза, городской -в 1,7 раза.
Рождаемость является одним из главных факторов воспроизводства населения. В 2008 г. по сравнению с 2005 г. число родившихся возросло на 5,5 %, с 2000 г. - на 4,6 %.
В области наблюдается ежегодный рост удельного веса лиц старше 65 лет. По классификации ООН, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше в общем числе жителей превышает 7 %. В Тамбовской области этот показатель на начало 2009 г. составил
17.2 % (табл. 6) [2, с. 62].
Подтверждением сложного демографического положения является разрыв между пороговым значением показателя средней ожидаемой продолжительности жизни (70 лет) и ее фактическим значением. В 2008 г. в области ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила
68.2 года.
В совокупности все вышеперечисленные показатели уровня жизни населения, которые в Тамбовской области отличаются от пороговых значений, влияют на состояние преступности.
Таблица 6
Распределение численности постоянного населения Тамбовской области по основным возрастным группам в 2000-2009 гг.
_______________________________________________________________________(на начало года, тыс. человек)
2000 2002 2005 2006 2008 2009
Все население 1231,1 1193,4 1144,8 1130,4 1106,0 1096,9
в том числе в возрасте, лет:
0-14 208,1 187,0 158,9 152,4 144,1 143,0
15-29 244,2 243,7 245,9 244,7 237,9 233,6
30-49 369,1 357,0 340,1 333,7 320,1 313,4
50-64 208,2 208,0 199,4 198,6 207,1 218,6
65 и старше 201,5 197,7 200,5 201,0 196,8 188,3
Удельный вес населения старше 65 лет в общей численности населения, % 16,4 16,6 17,5 17,8 17,8 17,2
Максимальное число преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения зарегистрировано в Тамбовской области в 2006 г. - 2063 преступления - это самый высокий коэффициент преступности с 1990 г. В последние годы данный показа-
тель значительно сократился. Соотношение числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения в Тамбовской области в 2008 г. по отношению к 2006 г. снизилось на 22,5 % (табл. 7) [2, с. 61, 199, 201].
Таблица 7
Состояние преступности в Тамбовской области
(по данным УВД Тамбовской области)
2000 2005 2006 2007 2008
Число зарегистрированных преступлений:
всего, единиц 19973 22913 23180 20316 17625
на 100 000 человек населения 1634 2014 2063 1821 1600
Выявлено лиц, совершивших преступления, человек 14393 10486 10924 11125 10367
Отличительной особенностью является то, что в 2008 г. около половины всех лиц совершивших преступления (49,6 %) не достигли тридцатилетнего возраста. Большая часть лиц, совершивших преступления в 2008 г. (65,2 %) не имели постоянного источника дохода.
Третьей группой пороговых значений экономической безопасности региона являются индикаторы финансового состояния.
По этой группе специалистами были определены многие пороговые значения, приведем важнейшие из них:
- объем внутреннего долга региона (в % к ВРП) - 30 %;
- объем внешнего долга региона (в % к ВРП) - 25 %;
- дефицит бюджета региона (в % к ВРП) -до 5 %;
- денежная масса (в % к ВРП) - 50 %.
Однако из-за отсутствия официальных
данных по вышеперечисленным показателям расчет индикаторов третьей группы пороговых значений экономической безопасности Тамбовской области автором не представляется возможным.
Таким образом, обобщая показатели, характеризующие экономическую безопасность Тамбовской области по первой и второй группам пороговых значений, можно сделать вывод о том, что практически по всем анализируемым показателям (за исключением доли инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту) наш регион не достиг пороговых значений (табл. 8). Такая ситуация свидетельствует об определенной экономической нестабильности в Тамбовской области в 2007-2008 гг. Однако, имеющаяся положительная тенденция развития основных макроэкономических показателей региона позволяет предположить среднесрочный благоприятный экономический прогноз развития Тамбовской области, при условии также благоприятного экономического климата в целом по России.
Подводя итоги, можно констатировать тот факт, что для обеспечения экономической безопасности региона необходимо создание механизма защиты его национальных интересов в области экономики, представляющего собой систему управленческих процедур, позволяющих региональным руководящим органам своевременно и эффективно отражать угрозы этим интересам.
Таблица 8
Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сопоставлении с фактическими данными Тамбовской области в 2007-2008 гг.
Показатели Пороговые значения Фактическое состояние
2007 г. 2008 г.
Объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, % 100% от среднего по России 40,9 38,1
Отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, % 25 29,1 33,7
Уровень официально зарегистрированной безработицы по методологии МОТ, % 7 8,8 9,2
Удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % 7-10 13,5 11,2
Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения, раз 8 13,8 15,0
Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, раз 3,5 2,9 3,3
Удельный вес лиц старше 65 лет в общей численности населения, % 7 17,8 17,2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 70 67,9 68,2
Важнейшим инструментом, используемым для защиты региональных интересов в сфере экономики, являются пороговые значения экономической безопасности, представляющие собой предельные величины социально-экономического состояния региона, несоблюдение которых затрудняет нормальное функционирование экономики. Одним из важных требований к перечню пороговых значений является достаточно полное отражение интересов региона во всех важнейших сферах экономики.
Литература
1. Социально-экономическое положение Тамбовской области в январе-декабре 2009 года // Тамбов-стат. Тамбов. 2010.
2. Статистический ежегодник, 2009. Официальное издание // Тамбовстат. Тамбов. 2009.
3. Тамбовская область в цифрах статистический сборник // Тамбовстат. Тамбов. 2010.
4. Фалинский И. Ю. Теневая экономика как угроза экономической безопасности региона: автореф. М., 2009.
5. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчакова. 2-е изд. М., 2005.
* * *
ECONOMIC SAFETY OF ECONOMIC REGION SYSTEM: MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF ENSURING
N. V. Cheremisina
By an example of the Tambov region, this paper examines the following: 1) the notion of economic safety of the economic region system, 2) mechanisms, criteria, and instruments to estimate a level of the region safety in terms of the economy. Defined in this paper is that to ensure the economic region safety it is necessary to create effective mechanism of defence of the national concern of the region in the field of economy. The effective mechanism of defence is a system of management procedures allowing the region heads to timely and effectively repulse the threats to the concern.
Key words: economic safety, mechanism of estimation of threats of economic safety, threshold values, indicators of economic safety.