ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА1
В.А. Агафонов
На основании анализа опубликованных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, а также собственного опыта в разработке региональных стратегий рассмотрены некоторые важные вопросы их формирования и оценки региональной стратегии с точки зрения инновационности и в контексте важнейших аспектов формирования региональной политики страны. Высказывается позиция, что нельзя противопоставлять сырьевой и технологический сценарии развития региона. Важнейшим критерием качества стратегии является ее инновационность, повышение конкурентоспособности региона. Рассмотрены ожидания и основные риски сырьевой и технологической составляющих региональной стратегии.
Ключевые слова: региональная стратегия, инновационная стратегия, социально-экономическое развитие региона, точки экономического роста в регионах, экономический потенциал.
ВАЖНЕЙШИЕ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Переход на инновационный путь развития является в настоящее время одной из актуальнейших задач долгосрочного развития, стоящих перед нашей страной. Но любая стратегия движения по этому пути реализуется в ходе деятельности конкретных предприятий и организаций, а также осуществления институциональных мероприятий на конкретных территориях. При этом важнейшее значение имеет тот факт, что в рамках одного и
1 Работа выполнена при поддержке РГНС (проект № 0802001/26А).
того же сценария развития страны инновационные стратегии развития различных, - в терминах типологий, предлагаемых в (Гранберг и др., 2000; Шувалов, 2007; Татевосян, 2005; и др.), - регионов будут значительно отличаться друг от друга. К числу важнейших тенденций, влияющих на социально-экономическое развитие, необходимо выделить следующие.
1. Рост дифференциации в уровне социального и экономического развития регионов, устойчивое наличие на территории страны регионов, относимых к депрессивным, проблемным и кризисным.
2. Дезинтеграция социального и экономического пространства страны, выражающаяся в недостаточном уровне межрегиональных социальных и экономических связей, затрудненности обмена капиталами, людьми и товарами. Что в свою очередь является следствием дифференциации.
3. Неравномерное распределение населения по территории страны.
4. Повышение роли факторов ограниченности ресурсов: трудовых, минерально-сырьевых, пространственных, ресурсов инфраструктуры, природно-экологических и, как следствие, обострение конкурентной борьбы на рынках ресурсов.
В качестве одной из основных задач политики территориального развития страны рассматривается обеспечение выравнивания социально-экономического развития на основе дотаций и субсидирования бюджетов депрессивных регионов. Однако социально-экономическая дифференциация регионов носит объективный характер в силу различий в потенциале регионов и уровне эффективности его использования. Выравнивание за счет дотаций означает перераспределение ограниченных ресурсов из сфер наиболее эффективного их использования в регионах-донорах в регионы с относительно менее эффективным использованием. До определенного предела дополнительное бюджетирование позволяет решать социальные проблемы депрессивных регионов и способствует их экономическому развитию. Но начиная с некоторого уровня из-
лишнее изъятие ресурсов у регионов-доноров ведет к абсолютному уменьшению объема перераспределяемых ресурсов, так как у доноров снижается собственный потенциал развития. Поэтому очевидно, что здесь существует определенная точка оптимума, которая определяется именно разницей в эффективности использования ресурсов донорами и реципиентами.
Альтернативой «политики выравнивания» является концепция «развития, сфокусированного на приоритетах» (Доклад министра..., 2005). Главная идея концепции -дифференциация государственной политики регионального развития: «Определение специфических целей, задач и инструментов государственной региональной политики должно производиться в зависимости от типа региона и его функций в пространственной организации страны». В качестве основных приоритетов рассматриваются:
• формирование из регионов - «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны;
• формирование региональных модулей Национальной инновационной системы Российской Федерации;
• создание условий для модернизации промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров.
При этом наиболее сильные и конкурентоспособные регионы будут играть роль «де-велоперов» или «локомотивов» для развития соседних регионов (субъектов Федерации). Однако выполнение этих условий не решает проблемы дифференциации, а без этого, на наш взгляд, трудно говорить об интегративных процессах, повышении динамичности экономического развития страны в целом, решении социальных проблем в депрессивных регионах. Вовлечение регионами-«локомотивами» соседних регионов в свое производство за счет механизма межрегиональных связей и организации межрегиональных производств предполагает достаточно высокую эффективность производства у всех участников межре-
гионального сотрудничества. Если же будет сохраняться и усугубляться экономическая дифференциация и технологическое отставание ряда регионов, то межрегиональные связи будут неустойчивыми, а эффект комплексности и системности не будет реализован. Особенно болезненно это в ситуации обострения межрегиональной конкуренции за факторы производства, в первую очередь за инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы.
Условием успешной реализации предлагаемой стратегии является опережающее развитие ныне отстающих регионов, которое возможно только на основе инноваций во всех элементах социально-экономической системы региона. При этом инновации необходимо понимать в широком смысле - не только как внедрение нового оборудования и новых продуктовых линеек, развитие высокотехнологичных видов производств, но и как внедрение новых методов управления и организации производств, осуществление необходимых институциональных преобразований. То есть и стратегия выравнивания, и стратегия развития, сфокусированного на приоритетах, имеют свои плюсы и минусы, риски и возможности. В этой ситуации важнейшая задача формирования территориального разреза стратегии социально-экономического развития страны заключается в нахождении оптимального баланса между выравниванием и поляризацией.
Инновационный сценарий для разных регионов будет реализовываться по-разному, в зависимости от социально-экономического положения региона, экологических и экономико-географических факторов, проблем и возможностей социально-экономического роста, и, наконец, образа будущего, с которым солидарно региональное сообщество. Не анализируя весь спектр различных типов регионов, фигурирующих в различных классификациях (см. (Гранберг и др., 2000; Шувалов, 2007; Татевосян, 2005)), мы будем рассматривать два типа регионов: регионы с доминированием промышленности в структуре экономики и регионы, имеющие значительные запасы природных ресурсов (сырья). Попытаемся
рассмотреть характеристики возможной для каждого из них инновационной стратегии развития, возможные риски и ожидания.
В каждом из регионов стратегия развития может формироваться на основе инноваций в разной - либо в большей, либо в меньшей - степени. Схематично это можно представить в виде рисунка. В соответствии с данной схемой каждый кружок в одном из четырех квадрантов характеризует положение ряда ведущих отраслей региона с точки зрения принадлежности к сырьевому или технологическому сектору и уровня инновационности производства. Аналогичным образом можно охарактеризовать также желательный «образ будущего» для региона.
Мы можем рассматривать сценарии развития различных регионов с точки зрения их положения на четырехмерном поле возможностей: «сырьевой потенциал - потенциал обрабатывающих производств», «инерционное развитие - инновационное развитие». Например, на территории регионов с высоким сырьевым потенциалом могут реализовываться проекты на основе традиционных технологий, а в «старопромышленных» регионах могут использоваться инновационные технологии, или наоборот.
Следует отметить, что любая стратегия инновационна постольку, посколь-
ку ориентирована на изменения существующей ситуации в регионе и его места в социально-экономической системе страны: его производственного, инфраструктурного и человеческого потенциала, экологической ситуации, уровня встроенности в систему межрегиональных взаимодействий и т.п. Инновационная стратегия в широком смысле -это стратегия модернизации отдельных сфер экономики региона с целью повышения его конкурентоспособности.
В целом в рамках инновационного сценария для многих регионов можно рассматривать и сырьевую, и технологическую составляющие с присущими им ожиданиями и рисками. При этом нельзя противопоставлять сырьевую и инновационно-технологическую модели развития для регионов. Это связано, с тем, что: во-первых, каждый регион в силу объективных экономико-географических условий имеет свою сложившуюся социально-экономическую структуру; во-вторых, сырьевая специализация не только не отрицает, но и предполагает реализацию инновационной модели развития. Например, создание в регионе кластера на основе высокотехнологичного производства по глубокой переработке древесины или эффективного туристическо-рекреационного кластера на базе уникальных природных ресурсов - это, безусловно, элементы инновационного сценария.
III
о
О
Инновационный I
о
и
О
Технологический
Инерционный
IV
Рисунок. Схема отраслевой структуры экономики региона по критерию «инерционное развитие -инновационное развитие»
СЫРЬЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
В региональном аспекте реализация сырьевого сценария может иметь ряд как негативных, так и позитивных результатов. Из возможных негативных результатов можно отметить следующие.
Рост дифференциации регионов в результате перераспределения добавленной стоимости в пользу сырьевых регионов, которые пока выигрывают конкурентную борьбу за
инвестиционные ресурсы у старопромышленных регионов.
Сырьевые регионы в перспективе могут столкнуться с постепенным исчерпанием эффективных запасов сырья, ростом затрат на транспортные услуги и ограничением пропускной способности транспортных коммуникаций, а также ростом тарифов на электроэнергию.
Экономика сырьевых регионов оказывается зависимой от мировой экономической конъюнктуры и конкуренции на внешнем рынке, определяемой технологическим прогрессом в области добычи и переработки сырья.
В то же время при благоприятном стечении обстоятельств одним из позитивных результатов сырьевой модели может являться развитие новых центров экономической активности в регионах, приближенных к транспортным и торговым узлам, обеспечивающих выход добываемого сырья на внешние рынки, а также новых центров управления деятельностью сырьевых комплексов, что повлечет за собой создание агломерационного опорного каркаса, о котором говорилось выше.
Из сказанного можно сделать вывод, что в идеале экспортоориентированные сырьевые регионы смогут играть роль «локомотивов роста» для «старопромышленных» регионов, однако обеспечение этого эффекта предполагает решение следующих задач инновационного развития.
1. Развитие конкурентоспособных сопряженных, в частности, машиностроительных производств для отраслей сырьевого комплекса.
2. Внедрение передовых ресурсосберегающих технологий в сырьевых отраслях.
3. Обеспечение экологической безопасности производства продукции в сырьевых отраслях.
4. Создание адекватного организационно-правового механизма, позволяющего повысить мотивацию к эффективному использованию запасов невоспроизводимого сырья.
Эти задачи должны решаться в рамках региональных и межрегиональных инновационных стратегий, которые затем должны быть интегрированы в одно из направлений общенациональной стратегии. В противном случае более будет продолжаться тенденция к дифференциации в пользу регионов с более высоким сырьевым потенциалом. Причем в усилении этой неравномерности проявляется определенный мультипликативный эффект: конкурентные преимущества получают не только регионы, в которых сосредоточены экспортоориентированные сырьевые производства, но и регионы, аккумулирующие финансовые результаты от экспортных потоков.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
В настоящее время не вызывает сомнения то, что устойчивое развитие большинства регионов может быть обеспечено на основе активизации инновационных процессов, которые пока еще весьма далеки от желаемого уровня. К сожалению, инновационно-технологический сценарий, также как и сырьевой, не свободен от ряда факторов риска и неопределенности. В этой связи возникает задача анализа социально-экономической ситуации в каждом из регионов с целью ответа на вопрос: для каких регионов и при каких условиях данный путь развития осуществим и что необходимо для его реализации.
Развитие сопряженных производств. Инновационные производства требуют коренного повышения технологического потенциала большинства сопряженных производств, выступающих в качестве поставщиков результатов научных разработок, оборудования, комплектующих и т.п. для высокотехнологичных производств. К их числу относятся точное
машиностроение, приборостроение, электроника, электротехническая промышленность и др. Отрасли, потенциально способные участвовать в реализации инновацинного сценария, в наибольшей степени испытывают на себе все сложности адаптации к современным условиям рынка, тем более в условиях кризиса.
Спрос на высокотехнологичную продукцию. С точки зрения спроса реализация инновационного сценария определяется наличием высокотехнологичных видов деятельности, являющихся потребителями инновационной продукции. Фактором риска здесь может выступать относительное уменьшение объема инвестиций в отраслях-потребителях по отношению к ожидаемым показателям, что может привести к снижению спроса на выпускаемую высокотехнологичную инновационную продукцию.
Инновационный потенциал. По ряду показателей уровня развития инновационного потенциала регионы весьма сильно отличаются друг от друга, что видно из таблицы.
Как следует из данных таблицы, значение такого важнейшего показателя, как производительность труда, в инновационной сфере варьирует от 1,56 млн р. в Белгородской области до 0,107 млн р. в Воронеже при среднем значении для ЦФО в целом 0,128 млн р. Также весьма показательно соотношение между выпуском инновационной продукции и затратами на НИР накопленным итогом за 19992003 гг.: от 0,13 в Московской и Тульской областях до 3,9 в Белгородской. Отсюда можно сделать определенные выводы о «готовности» различных регионов к реализации инновационного сценария.
Инвестиционный потенциал и инвестиционный климат. Инновационные проекты, особенно в сфере высоких технологий, весьма капиталоемки и требуют значительного времени на реализацию, поэтому поддержка инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей и
производств требует наличия в регионах значительных финансовых ресурсов, которые могут быть использованы на соответствующие цели. Важные факторы интенсивности инвестиционных процессов на региональном уровне - инвестиционная привлекательность инновационного сектора региона, а также уровень развития рыночной, в первую очередь «инвестпроводящей», инфраструктуры. Необходимо отметить, что инновационные производства достаточно рискованны, а крупный бизнес, как правило, нерешительно идет в те сферы, где риски находятся даже на среднем уровне. Обсуждение этой специфики национального менедж-менталитета находится за пределами данной статьи, но этот факт необходимо учитывать. Поэтому и венчурное финансирование, и собственно развитие производства инновационной продукции должны быть объектами поддержки и стимулирования со стороны государства.
Человеческий потенциал. Существует точка зрения, что низкий уровень заработной платы является важным фактором конкурентоспособности отечественной продукции. Представляется, что данное «конкурентное преимущество» является препятствием для технологического варианта экономического развития. Сложилось положение, что в отраслях, которые так или иначе участвуют или обеспечивают реализацию инновационного сценария в регионах, характерна более низкая средняя заработная плата, более низкий уровень рентабельности и худшие показатели финансового состояния предприятий по сравнению с сырьевым сектором и естественными монополиями. Например, уровни заработной платы в электроэнергетике, топливной промышленности и транспорте, с одной стороны, и науке, образовании, легкой промышленности, машиностроении, с другой, различаются почти в три раза, (Регионы России, 2005) Это в свою очередь существенно снижает приток квалифицированного персонала в данные отрасли. В то же время фактор мотивации признается в настоящее время одним из важ-
Таблица 1
Основные показатели развития инновационного сектора в регионах ЦФО в 2003 г.
Субъект Федерации Численность занятых в экономике, тыс. чел. Численность занятых в НИР, чел. Доля занятых в НИР Величина затрат на НИР, тыс. р. Затраты на НИР 1999-2003 гг., тыс. р. Выпуск инновационной продукции в 2003 г., всего, млн р. Выпуск инновационной продукции и услуг на 1 р. суммарных затрат на НИР 1999-2003 гг., млн р.
1 2 3 4 5 6 7 8
РФ 65 666 858 470 0,013 169 862 369 534 875 219 263 344 0,492
ЦФО 17 736 431 718 0,024 87 117 122 270 763 254 52 997 0,200
Белгородская обл. 668,3 1487 - 155 760 596 832 2327 3,900
Брянская обл. 602,3 2115 - 441 461 825 1,870
Владимирская обл. 717,9 8244 - 1 004 602 2 856 421 2605 0,910
Воронежская обл. 1065,9 13 993 - 1 573 990 5 564 156 1503 0,270
Ивановская обл. 476,1 1417 - 526 486 407 0,770
Калужская обл. 480 13 644 - 1 952 616 5 474 986 3173 0,580
Костромская обл. 327,7 219 - 76 423 751 9,900
Курская обл. 598,2 1830 - 525 885 1 457 635 115 0,079
Липецкая обл. 556,4 367 - 34 746 150 346 203 1,350
Московская обл. 2576,8 96 328 - 18 859 806 58 513 599 7423 0,127
Орловская обл. 411,9 1508 0,0036 102 781 402 886 929 2,300
Рязанская обл. 532,7 3030 - 632 733 1 768 312 1613 0,910
Смоленская обл. 480,2 1072 0,0021 193 927 550 340 451 0,820
Тамбовская обл. 517,9 2827 - 420 980 1 426 670 767 0,540
Тверская обл. 654,7 6007 0,009 1 117 602 3 474 819 3421 0,980
Тульская обл. 770,7 10 131 0,013 704 231 2 994 297 363 0,130
Ярославская обл. 666,3 7876 0,012 1 438 177 4 471 310 3274 0,730
Источник: (Регионы России, 2005).
нейших для предприятий, ориентированных на инновации. Таким образом, низкая заработная плата (за исключением Московского и Санкт-Петербургского регионов, Тюменской области) является тормозом для развития инновационных производств. Это в свою очередь может привести к существенным потерям в человеческом потенциале, который представляет собой главный и самый «скоропортящийся» фактор инновационного производства.
Из сказанного следует, что к инвестиционным проектам, осуществляемым в сфере высоких технологий, предъявляется ряд
требований. Во-первых, рост производительности должен опережать рост заработной платы, что вполне соответствует концепции инновационного развития экономики. Во-вторых, уровень заработной платы должен быть таким, чтобы данные рабочие места были привлекательны для высококвалифицированных кадров. Наконец, в условиях проявляющегося дефицита трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных, и прогнозируемого усиления конкуренции между работодателями за квалифицированные трудовые ресурсы эффективность производств, создаваемых на основе новых технологий,
должна в разы превышать существующий уровень.
Из сказанного следует, что реализация инновационного сценария требует выполнения целого ряда условий, или критериев, которым должен удовлетворять каждый проект, реализуемый в рамках инновационной стратегии развития региона, в том числе наличие:
• необходимого инновационного потенциала в регионе;
• необходимой технологической среды для формирования инновационного производства в виде эффективных сопряженных производств;
• платежеспособного внешнего спроса на новые продукты и технологии, производимые в регионе;
• высокого уровеня инвестиционной активности в регионе;
• необходимого человеческого потенциала.
Можно полагать, что регионы, для которых рассмотренные характеристики существенно лучше среднероссийских, могут претендовать на реализацию инновационной стратегии развития.
Так как с точки зрения данных критериев регионы существенно различаются, можно сделать вывод, что технологический сценарий будет осуществляться эшелонированно, начиная с наиболее подготовленных регионов, с подключением других регионов по мере готовности.
Регионы, реализующие инновационную стратегию развития, неизбежно столкнутся с проблемой привлечения инвестиций в высокорисковую сферу деятельности. Отсюда следует значительная роль государства в регулировании инвестиционных потоков. В условиях недостатка бюджетных средств государственным органам управления неизбежно придется выбирать между инновационными проектами в различных регионах, и это еще один фактор, обусловливающий реализацию технологического сценария сначала в ограниченном числе регионов, имеющих для этого достаточный
потенциал, благоприятную конъюнктуру, высокий инвестиционный рейтинг.
Обеспечение необходимого потенциала для реализации технологического сценария развития для отдельно взятого региона может оказаться непосильной задачей. Исключение могут составлять лишь Москва и Московская область, Санкт-Петербург, некоторые субъекты Приволжского и Сибирского федеральных округов. Поэтому в данном аспекте большое значение имеет межрегиональное взаимодействие, основанное на кооперации и специализации различных регионов как в процессах разработки новых продуктов и технологий, так и в продвижении их на рынок, организации сопряженных и обеспечивающих производств, включении инноваций в технологические цепочки производства и потребления. То есть необходимо говорить о реализации инновационно-ориентированной кластерной стратегии регионального развития.
В ходе реализации данной политики различные регионы начинают конкурировать между собой за право «вписаться» в национальную программу инновационного развития и федеральные органы исполнительной власти вынуждены отбирать наиболее предпочтительные проекты, предлагаемые регионами с учетом их потенциала по данному направлению. Федеральные органы должны будут оценивать данную стратегию по критерию целевой направленности исходя из вклада в достижение приоритетных целей правительства, по соответствия приоритетным направлениям технологического развития страны в целом. Эти процессы и составляют существо работ по формированию национальной инновационной стратегии в региональном разрезе. Инструментом ее осуществления должны являться программы межрегионального сотрудничества в сфере технологического развития.
Все вышесказанное заставляет полагать, что, возвращаясь к схеме на рисунке, «путь» из III квадранта в I, проще, чем из IV во II. То есть в рамках инновационного сценария первоочередными, скорее всего, будут
инновации в сфере сырьевых, экспортоори-ентированных производств. Что же касается инновационного развития в технологическом секторе, то здесь инкубационный период консолидации и накопления ресурсов, достаточных для того, чтобы инновационный сектор стал играть значимую роль в экономике, будет более длительным.
Литература
Агафонов В.А. Стратегическое управление и экономическая безопасность. М.: Академия экономической безопасности, 2006.
Агафонов В.А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экономическая наука современной России. 2008. № 2.
Варшавский А.Е., Сиротин О.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики / Коллект. авторов под ред. акад. Д.С. Львова. М., 2000.
Гранберг А.Г., Шульберг Б.М., Адамеску А.А и др. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики. Коллект. авторов под ред. акад. Д.С. Львова. М., 2000.
Григорьев Л.М., Луковкина Е.В., Мельников В.В., Са-лихов М.Р., Урожаева Ю.В. Россия в поиске региональной политики // Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития. М.: ИРОФ,2006.
Доклад министра регионального развития В.А. Яковлева «Концепция стратегии социально-экономического развития регионов России». М.: Минрегионразвития, 2005.
Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сборник. М.: Госкомстат, 2005.
РубинскийЮ.И., ВяткинК.С. Долгосрочные совместные программы социально-экономического развития центра и регионов (опыт Франции и Германии). М.: Институт Европы РАН, 1998.
Татевосян Г.М. Анализ динамики промышленного производства в регионах России // Актуальные социально-экономические проблемы регионов России. М.: ЦЭМИ РАН, 2005.
Шувалов В.Е. Группировка регионов и индикаторы для регионально-типологического мониторинга экономического и социального развития // Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития. Серия «Общественные финансы». Вып. 1 (13). М.: ИРОФ, 2007.
Рукопись поступила в редакцию 27.10.2008 г.