Научная статья на тему 'Особенности инвестирования в региональную экономику'

Особенности инвестирования в региональную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОЛЮС РОСТА / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубникова В.В.

Переход к рыночным отношениям в стране создал условия для развития хозяйственной самостоятельности регионов, что привело к необходимости формирования инвестиционных стратегий и определения приоритетов регионального развития. Обосновано применение кластерного подхода, предполагающего выделение отраслей и видов деятельности, которые могли бы стимулировать развитие всей экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестирования в региональную экономику»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ*

В. В. ТРУБНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики Е-таН:уегауИ8@уапбех.ги Курский государственный технический университет

Переход к рыночным отношениям в стране создал условия для развития хозяйственной самостоятельности регионов, что привело к необходимости формирования инвестиционных стратегий, и определения приоритетов регионального развития. Обосновано применение кластерного подхода, предполагающего выделение отраслей и видов деятельности, которые могли бы стимулировать развитие всей экономики региона.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, регион, инвестиционная стратегия, полюс роста, кластер.

Децентрализация управления народным хозяйством, произошедшая в России в конце ХХв., привела к перераспределению полномочий между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, акцентировав внимание экономической науки и практики управления на региональном уровне социально-экономического развития.

Под регионом, как правило, понимается уровень субъекта РФ (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (район, город ит. д.)

В то же время в условиях глобализации экономики регион рассматривается не только как пространственно ограниченная форма территориального образования, но и самостоятельное пространственно локализованное сообщество, основанное на единстве политической, организационной и бизнес-культур, имеющее единую экономическую базу, способную к самообеспечению и саморазвитию.

* Статья подготовлена в ИЦ при Орловском государственном техническом университете.

Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов — государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципальные образования и отдельные юридические и физические лица.

В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления — экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Главными целями регионального управления, по мнению исследователей, выступают:

• обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;

• укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций;

• повышениеуровняжизнинаселения;

• сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;

• выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также взаимоотношений с федеральным Центром.

Система регионального управления охватывает многообразные сферы экономических взаимосвязей:

• отношения собственности;

• финансово-кредитную и налогово-бюджетную системы;

• организационно-управленческие, производственно-экономические, аграрные отношения;

• недропользование;

• социальные и этнические процессы, законодательство, характер связи между ними по вертикали и горизонтали;

• меры и действия региональных властей по регулированию экономических процессов на территории региона, в системе межрегионального взаимодействия и с Федеральным Центром.

К методам реализации регионального управления относятся:

• системное прогнозирование;

• постановка реальных среднесрочных целей и методов ступенчатого решения долгосрочных задач;

• инициативный поиск финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов;

• многофункциональное регулирование экономических и социальных процессов;

• координация целей и действий на всех уровнях отношений;

• действенный оперативный контроль. Кибернетический подход предполагает выделение в системе регионального управления управляющей подсистемы и управляемой подсистемы. Управляющей подсистемой в данном случае являются региональные органы власти. Управляемая подсистема — это хозяйствующие субъекты, организации, население региона. Все элементы системы связаны между собой информационными связями. Региональные органы власти получают информацию о текущем состоянии субъектов хозяйствования и информацию из внешней среды от органов власти и организаций федерального уровня, органов власти и организаций других регионов, от международных организаций. Отклонения в функционировании хозяйствующих субъектов региона происходят под воздействием внешних возмущений. Региональные органы власти оценивают полученную информацию и на основе этой оценки принимают и вырабатывают управляющее воздействие, которое ликвидирует отклонения в деятельности предприятий.

Кибернетический подход позволяет рассматривать процесс управления развитием региона как

процесс информационный, а в составе управляющей системы выделять информационную подсистему. Необходимо отметить отсутствие такой информационной подсистемы в большинстве регионов.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по региональной политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Задачами региональной политики на федеральном уровне являются:

1) усиление процесса межрегиональной интеграции;

2) снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов;

3) обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ;

4) законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде;

5) создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно-аналитический документ — Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Курской области является Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года (постановление Курской областной Думы от 24.05.2007 № 381-1УОД).

В качестве основных приоритетов развития Курской области выделены:

• создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы;

• создание положительного инвестиционного имиджа, обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики;

• диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с мак-

симальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческих ресурсов;

• обеспечение конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики; активизация инновационных процессов; формирование конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций;

• комплексное развитие городских и сельских территорий (совершенствование градостроительной политики; развитие жилищного строительства; ускоренное развитие сети дорог с твердым покрытием; улучшение транспортного обслуживания населения; создание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения, особенно сельского);

• государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления. Переход к рыночным отношениям, появление

новых организационно-правовых форм хозяйствования, самостоятельность предпринимательства в определении способов использования собственных финансовых ресурсов, создание правовых и экономических условий для привлечения российского и иностранного капиталов, появление соответствующих ситуации новых финансовых инструментов и рычагов коренным образом преобразовали действовавший организационно-экономический механизм инвестиционной деятельности на уровне региональной экономики.

Инвестиционная деятельность претерпевает существенные изменения, особенно это касается характеристик и условий ее проведения. Дальнейшие преобразования неминуемо связаны со становлением региональных финансовых систем, развитием взаимодействия государственных, общественных и частных финансов для решения масштабных задач экономического развития регионов России. Государственные финансовые ресурсы для использования в развитии экономики регионов имеют значительную долю в экономике и направляются более упорядочение в отличие от частных средств, которые, как правило, достаточно сильно разрознены и практически не участвуют целенаправленно в решении комплекса задач развития регионов. Потенциальный рост инвестиций в региональную экономику возможен за счет

привлечения частных российских и иностранных инвесторов, создания для них благоприятного организационно-правового климата.

В целом в условиях возросшей самостоятельности регионов особое значение приобретает разработка такой стратегии инвестиционного развития, которая адаптировала бы содержание национальной стратегии к условиям мезоуровня, с одной стороны, и выполняла роль звена, где согласованным образом увязывались бы в единое целое разнообразные интересы как макро-, так и микроуровня хозяйствования, — с другой стороны. Эффективное выполнение регионом этой роли может быть возможным лишь при наличии научно обоснованной методологической и методической базы, учитывающей современные особенности процессов инвестирования, отечественный и зарубежный опыт, и позволяющей осуществить новые подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной стратегии.

В содержание инвестиционной стратегии включаются:

• цели, приоритеты, принципы региональной инвестиционной деятельности;

• законодательные нормативы и инструктивные материалы для реализации целей инвестиционной деятельности;

• методические разработки по анализу инвестиционной деятельности;

• организация контроля за реализацией мероприятий.

Разработка инвестиционной стратегии предусматривает определенные этапы: формирование стратегических целей и задач; анализ экономического положения региона; оценка действующих и перспективных направлений экономической деятельности; анализ внешней среды и ее влияния на экономику региона; анализ свойственных для данного региона внутренних факторов; выбор стратегии.

Основной частью разработки инвестиционной стратегии является планирование инвестиционной деятельности, которое определяет стратегические и тактические цели инвестиционного процесса и способы их достижения. Она определяет границы инвестиционной деятельности, т. е. позволяет выбрать направления и установить критерии ограничений.

При этом принятие инвестиционных решений будет производиться в соответствии с установленными целями и подчиняться ряду ограничений, призванных способствовать финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Инвестиционная стратегия является основой всего процесса управления инвестициями, формирование которой означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное ее назначение — обеспечение последовательности действий в сфере инвестиционной деятельности. Стратегия устанавливает стандарты, которыми должны руководствоваться экономисты, отвечающие за управление инвестициями. Она определяет основу действий лиц, принимающих стратегические решения.

Инвестиционное управление создает как бы единое информационное поле и в целом — основу осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Разумная инвестиционная стратегия определяет направление специализации региона в определенных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в социальной сфере.

В наиболее общем виде региональная инвестиционная стратегия включает следующие основные элементы:

• разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

• предоставление гарантий сохранности частного капитала;

• предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

• создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

• содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

• выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

• мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

• содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры. Одним из решающих условий развития региона

является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства субъекта Федерации. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему росту экономики региона. С помощью инвестиций создаются новые инвестиции и, соответственно, дополнительные рабочие места; расширяются действующие производства; обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг; появляются дополнительные налоговые поступления в местный бюджет.

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста.

Политика выравнивания предполагает поддержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов роста объясняет неравномерность социально-экономического развития. Региональный полюс роста — это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития заложен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимо найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет к ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы.

Примером проведения политики выравнивания является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-хгг. Теория полюсов роста стала методологической основой перестройки территориальной структуры управления во Франции в

1970-хгг., которая была выдвинута экономистами и регионологами Ф. Перу и Ж. Будевилем.

Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (видения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федеральном уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.

Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов.

Формирование инвестиционной стратегии региона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии экономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокам реализации.

о.

I

80 ООО

60 ООО

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в Центрально-Черноземном регионе

в 2000—2008 гг.

Для выявления первоочередных задач инвестиционной стратегии необходимо проанализировать динамику инвестиционной активности Курской области в сравнении с другими областями Центрально-Черноземного региона — ЦЧР (рис. 1).

Очевидным является неуклонный рост инвестиций в основной капитал во всех рассматриваемых регионах. Лидерами по объемам вкладываемых средств являются Белгородская, Воронежская и Липецкая области. Причем заметный скачок в развитии произошелв 2004 г. Курская область занимает 4-е место.

В целях приведения динамики инвестиционной деятельности рассматриваемых регионов в сопоставимый вид рассмотрим изменение удельного объема инвестиционных средств региона (рис. 2).

На первом месте также находятся Белгородская и Липецкая области, в то время как показатели инвестиционной деятельности других областей практически на одном уровне, особенно в 2007—2008 гг.

Активизация собственной инвестиционной политики регионов обусловлена необходимостью преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Привлечение инвестиций в экономику регионов является ключевой задачей текущего момента. Эффективно решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного

региона для потенциальных инвесторов.

Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы

-Белгородская обл. - Воронежская обл. -Курская обл. -Липецкая обл. -Тамбовская обл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Белгородская обл.

- Воронежская обл.

- Курская обл. -Липецкая обл. -Тамбовская обл.

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал на душу населения в Центрально-Черноземном регионе в 2000—2008 гг.

управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Курская область относится к категории старопромышленных и депрессивных территорий.

Для старопромышленных территорий характерны традиционные индустриальные производства, переживающие структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т. п.), тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития. Промышленно-технологичес-кий кризис вызывает кризис и поляризацию уровня жизни населения. Становится избыточной, а потому разорительной инфраструктурная сеть.

Депрессивные регионы характеризуются сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно военно-про-

мышленного комплекса — ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК). Отличием депрессивных регионов является то, что в них в настоящее время более низкие, чем в среднем по стране, экономические показатели, но в прошлом это были развитые районы, по некоторым позициям занимавшие видное место в экономике страны.

Экономика Курской области имеетресурсно-сырьевую направленность, что требует перехода к комплексной переработке добытого природного сырья, производству новыхпродуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Структурная деформированность экономики Курской области характеризуется двумя составляющими — неравномерностью и диспропорциями в развитии добывающих (черная металлургия, атомная электроэнергетика) и перерабатывающих отраслей промышленности.

Основными проблемами структурной деформированное™ промышленности являются:

• территориальные диспропорции в размещении производительных сил;

• преобладание в структуре промышленного производства продукции добывающих отраслей;

• отсутствие интегрированных комплексов с полным циклом производства — от добычи до выпуска продукции с высокой степенью товарной готовности;

• высокий уровень износа основных фондов, достигающий в отдельных отраслях 70—80 %, и, как следствие низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Курские предприятия практически во всех секторах экономики, не имея инновационного потенциала, ориентируясь на стагнирующие рын-

ки, экономически растут медленнее, чем российский рынок в целом, что и приводит к отставанию Курской области в целом от общего темпа роста экономики России.

Усиливающиеся диспропорции социально-экономического развития Курской области обусловлены, прежде всего, следующими проблемами:

• процессом урбанизации;

• отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации;

• диспропорциями системы начального и среднего профессионального образования;

• нарастанием дефицита высокопрофессиональных кадров рабочей специальности;

• старением населения, выбытием трудовых ресурсов и ростом бюджетной нагрузки;

• усиливающейся разницей в доходах населения Курской области.

Одной из ключевых проблем является процесс урбанизации Курской области. Отток населения из сельской местности принимает угрожающий характер, что прежде всего связано с отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации, и впоследствии приводит к оттоку из региона наиболее грамотных, амбициозных и мобильных кадров, диспропорции системы начального и среднего профессионального образования.

За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих международных корпораций возросла до 70 %, причем даже в таких традиционных секторах, как тяжелое машиностроение и коммунальное хозяйство, вклад нематериальных активов достигает 30%. Качество человеческого капитала становится главным фактором развития экономики развитых стран и регионов. В последующие 20 лет наиболее высокие темпы роста прогнозируются в высокотехнологичных секторах, включая информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии.

Переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом: на смену доминирующим крупным транснациональным компаниям, ориентируемым на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт, приходит наукоемкое производство, в котором обновление продукции происходит за счет внедрения новых технологий.

Необходима оценка интеллектуальной собственности предприятий как нематериальных активов, включающих патенты на изобретение и полезные модели, конструкторско-технологичес-кие ноу-хау и приобретенные на них лицензии.

Для усиления инвестиционно-инновационной политики региона необходимо создание инновационной инфраструктуры, ядром которой станут инновационные и инжиниринговые центры, технопарки, кластеры.

В Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года предлагаются два сценария развития: сценарий «инерционного» развития и сценарий «инновационно-прорывного пути».

В связи с необходимостью перехода на инновационный путь развития выбран «инновационно-прорывной путь» развития области. Это — сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

Сценарий включает три стратегических направления развития области, которые будут развиваться одновременно:

• «Ресурсный регион» — ведущими отраслями экономической деятельности остаются электроэнергетика и черная металлургия;

• «Индустриально-инновационный центр» — это инновационный путь развития региона, поддержка инновационных проектов в реальном секторе;

• «Возвращение региону агропромышленного статуса» — агропромышленный комплекс способен стать продовольственным центром России на основе выпуска конкурентоспособной продукции с учетом внедрения инновационных технологий.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала области и направлена на выявление проблем и определение «точек роста», которые дадут затем толчок развитию всех отраслей экономики.

В добыче полезных ископаемых предусматривается выход Михайловского горно-обогатительного комбината на более высокий уровень переработки железорудного сырья и создание на его базе производства металлизированного продукта. В энергетике намечается:

• продление срока эксплуатации действующих энергоблоков № 2, 3,4 Курской атомной станции, сроки эксплуатации которых заканчиваются до 2015г., а в результате модернизации будут продлены до 2025 г.;

• завершение строительства энергоблока № 5, ввод которого обеспечит восполнение выбывающих мощностей;

• строительство станции замещения — АЭС-2 до 2019 г.

В обрабатывающих отраслях предполагается создание конкурентоспособных кластеров:

• в машиностроительном комплексе — кластеров автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта, оборудования и приборов для жилищно-коммунального хозяйства;

• в целлюлозно-бумажном производстве — кластера по производству упаковочной продукции;

• в нефтехимии — по производству резинотехнических изделий.

Повышение роли в промышленности обрабатывающих производств и обеспечение их опережающего роста позволит снизить зависимость результатов работы промышленности отпредпри-ятий-гигантов: Михайловского горно-обогатительного комбината и Курской АЭС. Увеличение доли обработки с 48 до 56% к 2020 г. обеспечит формирование более сбалансированной структуры промышленного производства.

Кластерная политика продолжится и в агропромышленном комплексе, в котором изначально заложены тенденции интеграции производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Намечается создание следующих конкурентоспособных кластеров:

• по производству и переработке животноводческой продукции, где предусматриваются строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих предприятий; совершенствование генетического потенциала мясных и молочных пород скота; создание мини-комплексов по переработке мяса и молока;

• по производству и переработке зерна, где предусматривается строительство трех комбикормовых заводов; создание солодовенных производств; расширение мощностей спиртза-водов; реконструкция мукомольно-крупяных предприятий;

• по производству и переработке сахарной свеклы, где предусматривается внедрение интенсивной технологии возделывания на всей площади посевов; реконструкция действующих сахарных заводов и строительство нового; открытие новых свеклоприемных пунктов. Точкой роста определено развитие стройин-

дустрии и промышленности строительных материалов на базе местных полезных ископаемых. Это

такие проекты, как строительство двух цементных заводов (в Солнцевском и Суджанском районах), кирпичных заводов в г. Льгове и районах области.

Подлежат реализации крупные инфраструктурные проекты по газификации и развитию дорожной сети.

Ускоренное развитие газификации с привлечением средств ОАО «Газпром» и других инвесторов, в том числе населения, организаций, позволит к 2015 г. достичь практически полной газификации области (93,4%).

Автомобильные дороги будут развиваться в два этапа:

• до 2010 г. — приведение в нормативное состояние муниципальных дорог и дорог, находящихся в собственности сельскохозяйственных предприятий;

• до 2020 г. — улучшение технических параметров федеральных и территориальных дорог, строительство скоростной объездной магистрали вокруг Курска и объездной дороги вокруг г. Курчатова в объезд Курской АЭС. Стратегическая задача жилищного строительства — доведение ввода жилых домов к 2020 г. до 1 млн м2.

Выявленные кластеры представляют собой механизм реализации региональной инвестиционной стратегии, являясь полюсами роста. Вложение ресурсов в их развитие позволит активизировать рост экономики региона в целом.

Список литературы

1. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15—28.

2. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 69—79.

3. Мицек С. А. Что способствует и что мешает инвестициям в России? // Финансы и кредит. № 3(63). 2000. С. 2-6.

4. Орлов А., Фирсова М. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист. 1999. № 12. С. 47-52.

5. Управление инвестициями: В 2 т. / В. В. Шеремет,

B.М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: «Проспект», 1999.

7. Формирование стратегических приоритетов регионов на основе сценария развития в долгосрочной перспективе: монография / А. Н. Михайлов, А. С. Зубарев,

C. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская. М.: Высш. шк., 2008. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.