Научная статья на тему 'УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕТОДЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ'

УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕТОДЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
302
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фейки / новости / заблуждение / злоумышленник / социальные сети

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курбанов Т.К., Качаева Г.И., Малаев А.Х., Качаев З.К., Саадуев О.С.

В современном мире новости являются неотъемлемой частью нашей жизни. Информация одновременно поступает из многих источников и минусом такого информативного потока становятся фейки. Каждый день в сети появляется большое количество информации, которая не имеет отношения к достоверным фактам. Прежде всего, ложные сведенья создаются для отвлечения внимания аудитории от действительно значимых и важных новостей. Как правило, их используют политики. Монетизация и популярность также являются основной выгодой от фейков. Также целью фейковых новостей могут быть пиар и раскрутка. Заказчики хотят, чтобы о них говорили, чтобы они были узнаваемы. До появления интернета новости можно было узнать только из журналов, газет или телевизора, но в последнее время они активно распространяются и в социальных сетях, так как здесь проще влиять на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕТОДЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ»

КУРБАНОВ Тагир Курбанович,

старший преподаватель кафедры «Информационная безопасность» Дагестанского государственного технического университет, email: tagir1119@mail.ru.

КАЧАЕВА Гюльханум Ибадулаховна,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «(Информационная безопасность» Дагестанского государственного технического университет, email: providetc@mail.ru.

МАЛАЕВ Азрет Хусенович,

преподаватель кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: akarachaev500@mail.ru

КАЧАЕВ Заурбек Казиевич,

национальный исследовательский университет «(Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), студент, е-mail: zkkachaev@edu.hse.ru

СААДУЕВ Омар Саадуевич,

студент 3 курса кафедры «(Информационная безопасность» Дагестанского государственного технического университет,

e-mail: saaduevomar05@gmail.com.

УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕТОДЫ ОГРАНИЧЕНИЯ

ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ

Аннотация. В современном мире новости являются неотъемлемой частью нашей жизни. Информация одновременно поступает из многих источников и минусом такого информативного потока становятся фейки. Каждый день в сети появляется большое количество информации, которая не имеет отношения к достоверным фактам. Прежде всего, ложные сведенья создаются для отвлечения внимания аудитории от действительно значимых и важных новостей. Как правило, их используют политики. Монетизация и популярность также являются основной выгодой от фейков. Также целью фейковых новостей могут быть пиар и раскрутка. Заказчики хотят, чтобы о них говорили, чтобы они были узнаваемы. До появления интернета новости можно было узнать только из журналов, газет или телевизора, но в последнее время они активно распространяются и в социальных сетях, так как здесь проще влиять на аудиторию.

Ключевые слова: фейки, новости, заблуждение, злоумышленник, социальные сети.

KURBANOV Tagir Kurbanovich,

the senior teacher of Information security department Dagestan state technical the university,

KACHAYEVA Gyulkhanum Ibadulakhovna,

Candidate of Economic Sciences managing Information security department Dagestan state technical the university

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-16-19 NIION: 2018-0076-6/22-728 MOSURED: 77/27-023-2022-6-927

MALAYEV Azret Husenovich,

teacher of OPD department of the North Caucasian institute of skills development (branch) of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation

KACHAYEV Zaurbek Kaziyevich,

the national research university Higher School of Economics (Higher School of Economics National Research University), the student

SAADUYEV Omar Saaduyevich,

student 3 courses of Information security department Dagestan state technical the university

THREATS OF DISTRIBUTION AND METHODS OF RESTRICTION

OF FAKE NEWS

Annotation. In the modern world, news is an integral part of our life. Information comes from many sources at the same time and the downside of such an informative flow is fakes. Every day, a large amount of information appears on the network that is not related to reliable facts. First of all, false information is created to distract the audience's attention from really significant and important news. As a rule, they are used by politicians. Monetization and popularity are also the main benefits of fakes. Also, the purpose of fake news can be PR and promotion. Customers want to be talked about, to be recognizable. Before the advent of the Internet, news could only be learned from magazines, newspapers or TV, but recently they have been actively distributed on social networks, as it is easier to influence the audience here.

Key words: fakes, news, delusion, attacker, social network.

Фейковые новости - это ложная информация, которая вводит в заблуждение и выдается за реальные новости. Их целью являются обман читателя, для увеличения прибыли и трафика. Фейковыми могут быть не только отдельные новости, но и целые документальные фильмы, причем не лишь бы кого, а именитых студий.

Говоря об «информационном загрязнении» выделяют три типа проблем: «неверная информация», «дезинформация» и «вредоносная информация»

Неверная информация ложная информация, распространяемая без вредного намерения.

Дезинформация - создается и распространяется людьми с вредоносными намерениями и представляет собой набор методов коммуникации, чтобы ввести в заблуждение людей или общественное мнение, чтобы защитить интересы или повлиять на общественное мнение.

Вредоносная информация: обмен «подлинной» информацией с намерением причинить вред.

Фейк не может быть просто так создан и пущен в массы. Существуют несколько этапов создания фейков:

Подготовка почвы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Злоумышленники пишут текст, подбирают иллюстрации, подготавливают производные материалы. Новость пишут качественно и без ошибок

Создание новости.

На данном этапе происходит выбор участников и места событий новостей, добавление ложной информации, создание постов в соцсетях.

Запуск фейка.

Первым делом отправляют новость на сайты, где можно размещать материалы сразу без модерации. Когда материалы опубликованы, крутят их в социальных сетях: заказывают посты в Twitter, Facebook и так далее.

Затем к этому подключают крупного блогера, пользующегося авторитетом у аудитории.

Самостоятельная жизнь.

Новость начинает распространяться, аудитория активно следит за ней, пишет комментарии, ставит лайки и делится с другими пользователями в соцсетях. На данном этапе новость обязательно заметят одно или несколько крупных СМИ.

Ложные сообщения в Интернете могут быть совершенно разными — от псевдонаучных статей до веселых картинок. Выделяют следующие типы фейковых новостей:

Пропаганда.

Истории, которые создаются для преднамеренного введения в заблуждение аудитории и и продвижения политической программы или предвзятую точку зрения.

Кликбейт.

Это истории, которые намеренно сфабрикованы, чтобы привлечь больше посетителей сайта и увеличить доход от рекламы для сайтов. Цель - создать популярность сайту и заработать на рекламе.

Недостоверный заголовок.

Истории, которые не являются полностью ложными, могут быть искажены с помощью вводящих в заблуждение или сенсационных заголовков. Эти типы новостей могут быстро распространяться на сайтах социальных сетей, где в новостных лентах аудитории отображаются только заголовки и небольшие фрагменты полной статьи.

Газетная утка.

Ложные истории, придуманные самим автором, встречаются не только в печати, но и онлайн. Их основной источник - издания «желтой прессы». Цель - увеличение продаж или посещаемости сайта.

Ошибки журналистов.

Репортеры и журналисты, как и все люди, могут ошибаться и публиковать новости из недостоверных источников. Но издание, которое дорожит своей аудиторией, всегда впоследствии публикует поправки и сообщает о неточностях.

Сатира.

Юмористические новости на основе актуальной повестки дня носят развлекательный характер. Цель - преподнести с иронией происходящие события в мире и вокруг известных людей. Загвоздка заключается в том, что иронию очень сложно распознать, и шутливое высказывание может перерасти в настоящую сенсацию.

Дипфейк.

Является одним из новых способов введения людей в заблуждение. Получил распространение с появлением программ, которые могут подделать что угодно: голос, внешность, или заменить на фото или видео лицо человека.

Всех распространителей можно поделить на основные группы.

Администраторы крупных пабликов в социальных сетях, а также авторы личных страниц или блогов со множеством подписчиков и владельцы популярных информационных каналов в мессен-джерах.

Их целью является: публикация непроверенных или заведомо ложных сведений, которые помогают им набрать новую аудиторию и «раскрутить» в интернете страницу. А это, в свою очередь, приносит рекламу и доход.

Малоизвестные новостные издания. Авторы постоянно конкурируют с уважаемыми и читае-

мыми СМИ и это настолько не дает им покоя, что они готовы придумать какую угодно историю для публикации, которая «выстрелит» и принесет новых читателей.

Боты - которыми могут быть живые люди или специальные алгоритмы, помогающие распространять поддельные факты практически в автоматизированном режиме. Программа работает гораздо эффективнее и быстрее. В отличии от человека, бота невозможно "поймать за руку"

Компании. Рекламодатели, которым не страшны муки совести, также пользуются подобными приемами, особенно в нестабильные времена.

Тролли - это пользователи, задачей которых является распространение фейковых новостей, с целью введения людей в заблуждение, за определенную плату.

Как отличить фейк от оригинала? Рассмотрим несколько советов, как уберечься от обмана. Проверьте источник

Обратите внимание, известно ли данное издание, посетите их сайт: содержится ли там оригинальный контент? Если это касается страницы в социальной сети — проверьте, насколько давно она существует, есть ли в профиле фото и видео

Проверка похожих источников Поищите в других источниках схожие статьи, посмотрите, что пишут другие. Проверьте новость самостоятельно: например, если вы увидете, что произошел взрыв в парке, — проверьте по геолокации в социальных сетях, есть ли фото или видео с места происшествия у других пользователей. Проверьте подлинность изображений В современном мире мастера «Фотошопа» способны создать любой фейк за пару минут. Поэтому если вы увидели на фотографии инопланетян, которые высаживаются прямо в центре Москвы, то это 100% фейк. Оценка комментариев Не всегда если у статьи есть комменты, это означает что она верная. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Проверка статьи на шуточность Сатирические ресурсы популярны в Интернете, поэтому не всегда понятно, история является простой шуткой или пародией. Просмотрите веб-сайт, известен ли он созданием сатир или написанием забавных историй?

Оценка собственных убеждений У каждого из нас есть убеждения, которые могут повлиять на нашу реакцию на статью? Социальные сети создают алгоритмы, которые предлагают читателю статьи, соответствующие его поисковым запросам, интересам и мнениям. Чем больше информации из разных источников и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

с разных точек зрения вы получаете, тем больше вероятность того, что удастся сделать правильные выводы.

Использование специальных сайтов и программ для проверки фактов

На сегодняшний день проблема распространения фейковой информации разрослась настолько, что давно вышла на государственный уровень. Согласно Статье 207 ч2 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшей последствия, предусмотрено максимальное наказание виде трех лет лишения свободы.

Всемирная паутина, когда-то известная как демократическое средство массовой информации, приобрела плохую репутацию, когда речь идет о надежности информации. Это потому, что любой может создавать, делиться и манипулировать информацией в Интернете. И поскольку растущее большинство людей использует онлайн-СМИ в качестве основного источника, фейковые новости представляют собой огромную проблему. С одной стороны, демократия процветает благодаря свободно доступной информации, которая помогает нам понять политические, социальные и экономические связи. С другой стороны, фейко-вые новости способствуют недоверию и скептическому мышлению, препятствуют обсуждению или разрешению конфликтов.

Список литературы:

[1] Гитинов Х. Х., Курбанов Т.К., Алискеров М. Р., Качаева Г. И. Актуальные проблемы обеспечения защиты конфиденциальной информации в условиях электронного документооборота в работе государственных и муниципальных органов // образование и право. - 2021. - №10. - с. 131139.

[2] Жуков А. З. Актуальные вопросы осуществления борьбы с фейками в Российской Федерации и за рубежом //НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. - 2020. - С. 166-169.

[3] Калснес Б. Фальшивые новости // Оксфордская исследовательская энциклопедия коммуникации. - 2018.

[4] Квандт Т. и др. Фейковые новости //Международная энциклопедия журналистских исследований. - 2019. - С. 1-6.

[5] Кузьменко Ю. А., Попова О. В. Фейковая пропаганда как инструмент дезинформации общества и борьба за их распространение //Право и государство: теория и практика. - 2020. - №. 10 (190). - С. 122-125.

[6] Лазер Д. М. Дж. и др. Наука о фальшивых новостях //Наука. - 2018. - Т. 359. - №. 6380. - С. 1094-1096.

[7] Нещерет М. Ю. Факты против фейков: библиотеки в борьбе за информационную грамотность //Библиография. Научный журнал по библи-ографоведению, книговедению и библиотековедению. - 2020. - №. 6. - С. 48-60.

[8] Суходолов А. П., Бычкова А. М. « Фейковые новости» как феномен современного медиа-пространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия //Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6. - №. 2. - С. 143-169.

[9] Полищук С. В. Правовые аспекты противодействия фейковым атакам //Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №. 9. - С. 114-123.

Spisok literatury:

[1] Gitinov H. H., Kurbanov T.K., Aliskerov M. R., Kachaeva G. I. Aktual'nye problemy obespech-eniya zashchity konfidencial'noj informacii v uslovi-yah elektronnogo dokumentooborota v rabote gosu-darstvennyh i municipal'nyh organov // obrazovanie i pravo. - 2021. - №10. - s. 131-139.

[2] ZHukov A. Z. Aktual'nye voprosy osush-chestvleniya bor'by s fejkami v Rossijskoj Federacii i za rubezhom //NOVYE YURIDICHESKIE ISSLEDO-VANIYA. - 2020. - S. 166-169.

[3] Kalsnes B. Fal'shivye novosti // Oks-fordskaya issledovatel'skaya enciklopediya kommu-nikacii. - 2018.

[4] Kvandt T. i dr. Fejkovye novosti //Mezhdun-arodnaya enciklopediya zhurnalistskih issledovanij.

- 2019. - S. 1-6.

[5] Kuz'menko YU. A., Popova O. V. Fejkovaya propaganda kak instrument dezinformacii obsh-chestva i bor'ba za ih rasprostranenie //Pravo i gosu-darstvo: teoriya i praktika. - 2020. - №. 10 (190). - S. 122-125.

[6] Lazer D. M. Dzh. i dr. Nauka o fal'shivyh nov-ostyah //Nauka. - 2018. - T. 359. - №. 6380. - S. 1094-1096.

[7] Neshcheret M. YU. Fakty protiv fejkov: bibli-oteki v bor'be za informacionnuyu gramotnost' //Bibli-ografiya. Nauchnyj zhurnal po bibliografovedeniyu, knigovedeniyu i bibliotekovedeniyu. - 2020. - №. 6.

- S. 48-60.

[8] Suhodolov A. P., Bychkova A. M. " Fejkovye novosti" kak fenomen sovremennogo mediaprostran-stva: ponyatie, vidy, naznachenie, mery protivodejst-viya //Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. - 2017. - T. 6. - №. 2. - S. 143-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Polishchuk S. V. Pravovye aspekty pro-tivodejstviya fejkovym atakam //Social'no-gumani-tarnye znaniya. - 2019. - №. 9. - S. 114-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.