Научная статья на тему 'Угрозы межэтнических конфликтов в современной Европе и оптимизация правовых механизмов управления ими'

Угрозы межэтнических конфликтов в современной Европе и оптимизация правовых механизмов управления ими Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
922
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ПРАВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / КСЕНОФОБИЯ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатова Каринэ Эдуардовна

В работе рассмотрены актуальные причины межэтнических конфликтов, угрожающих всеобщей безопасности и миру, выявлено, что они вызваны фактором ксенофобии, а также региональной нестабильностью, основанной на проявлении чувств национального превосходства. Отмечается, что проблематика этнических конфликтов обостряется отсутствием эффективных правовых механизмов управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатова Каринэ Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats of Ethnic Conflicts in Modern Europe and Optimization of Management of Legal Mechanisms

The paper discusses the causes of current ethnic conflicts that threaten global security and the world, revealed that they are caused by a factor of xenophobia, as well as regional instability, based on the expression of feelings of national superiority. It is noted that the issue of ethnic conflict is exacerbated by a lack of effective legal mechanisms to manage them. In this regard, the purpose of the study is to identify the legal mechanisms aimed at preventing inter-ethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «Угрозы межэтнических конфликтов в современной Европе и оптимизация правовых механизмов управления ими»

УДК 34.09

Угрозы межэтнических конфликтов в современной Европе и оптимизация правовых механизмов управления ими

^И^ Игнатова К. Э.

чгч^Ь Старший преподаватель кафедры юриспруденции ; Волжского филиала Волгоградского государственного университета

В работе рассмотрены актуальные причины межэтнических кон-^^^^ ^^^ фликтов, угрожающих всеобщей безопасности и миру, выявлено, что они вызваны фактором ксенофобии, а также региональной нестабильностью, основанной на проявлении чувств национального превосходства. Отмечается, что проблематика этнических конфликтов обостряется отсутствием эффективных правовых механизмов управления ими.

Ключевые слова: межнациональные отношения, этнические конфликты, право, Европейский союз, интеграция, ксенофобия, миграция.

Увеличение числа региональных конфликтов, вызванных факторами роста этнической обособленности, а также глобальные интеграционные процессы на территории Европы после Второй мировой войны, итогом которых стало образование Европейского Союза, свидетельствуют о важности затрагиваемых проблем, поскольку на протяжении уже более 70 лет национальный вопрос там остается одним из приоритетных, особенно учитывая, что большинство европейских государств являются носителями различных культурных и этнических традиций. Остро этот вопрос стоит и в многонациональной Российской Федерации. В этой связи выявление правовых механизмов, направленных на предотвращение межэтнических конфликтов, является актуальным и значимым направлением научного исследования.

25 марта 1957 г. в Риме на конференции глав государств и правительств Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции, Германии и Италии был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. В ст. 2 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества было закреплено, что одной из задач учрежденного сообщества стало содействие более тесным связям между государствами, которые оно объединяет [1].

Образование Европейского Союза, созданного в соответствии с Договором о Европейском Союзе,

подписанном 7 февраля 1992 г., стало объективным результатом процессов интеграции.

С момента подписания Римского договора 25 марта 1957 г. и до 1 июля 2013 г. (присоединение Хорватии) Европейский Союз расширился до 28 государств-членов, каждое из которых является мультинациональным и поликультурным. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что национальный вопрос здесь является одним из главных и существенных, поэтому право Европейского Союза формировалось не только под влиянием экономических и политических факторов, но и национальных и религиозных. Кроме того, право Европейского Союза характеризуется стремлением государств-членов решать стоящие перед ними задачи путем реализации соответствующих правовых норм, распространяющих свое действие на объединенное в единый механизм европейское сообщество, и направленных на обеспечение интересов всего Союза.

Несомненно, что Европейский Союз после своего образования стал приобретать уникальные особенности и неотъемлемые черты, обусловленные традиционными для его государств-членов социокультурными особенностями. Естественно, что такое объединение является катализатором не только нового влияния на общественные отношения в едином межгосударственном пространстве, но и способствует проявлению тех или иных конфликтов,

поскольку в их основе могут находиться различные факторы восприятия жизни: конфессиональные, этнические, демографические и иные.

Указанный вывод подтверждается мнением Б.А. Осипяна, который обоснованно рассуждает о том, что большинство международных конфликтов, которые угрожают всеобщей безопасности и миру, имеют своим источником либо внутригосударственную, либо региональную нестабильность, вызванную, например, проявлением чувств национального превосходства, зависти или иной вражды и неприязни, тщеславного стремления к религиозно-историческому и культурному превосходству и т.д. [2, с. 247].

Российская Федерация, априори являясь многонациональным государством, в той же степени подвержена проявлениям этноконфессиональных разногласий, поэтому существование межнациональных и межконфессиональных отношений зачастую зависит от уровня правопорядка и возникающих конфликтов, на которые всегда должна происходить своевременная и эффективная реакция в целях недопущения их эскалации и дегармониза-ции существующих отношений.

В п. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что угрозами национальной и общественной безопасности в России, в частности являются: деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей [3].

Террористические акции членов «Исламского государства», массовые убийства населения в Кении в 2014-2015 гг. - вот лишь немногие проявления насилия, спровоцированного на религиозной почве, а кризис на Украине, который в том числе опосредован национальным вопросом, наглядно демонстрирует непростые отношения, которые сейчас складываются между Россией и Европейским Союзом.

Проблема межнациональных, этнополитиче-ских конфликтов в Российской Федерации и Европейском Союзе продолжает оставаться актуальной. Кроме исторических предпосылок, порождающих такие конфликты, их проявлению способствует отсутствие правовых механизмов в их разрешении, а если такие механизмы предусмотрены законодательством, то неспособностью органов власти правильно воспользоваться ими в целях урегулирования конфликтных ситуаций. Проблема басков и каталонцев в Испании, напряженность в отношениях меж-

ду валлонами и фламандцами в Бельгии, конфликт Франции и Корсики, столкновения с арабским населением во Франции, острый миграционный кризис - вот далеко не полный перечень проблем, которые необходимо решать Европейскому Союзу уже на протяжении длительного периода времени. В свою очередь, в России широко известны межэтнические конфликты в регионах Северного Кавказа (например, Кабардино-Балкарский и Осетино-Ингушский конфликты), которые также требует конкретных мер реагирования.

На наш взгляд, большинство межнациональных конфликтов проявляются на почве ксенофобии. Е.Н. Юрасова справедливо отмечает, что в настоящее время это понятие все чаще употребляется в более узком и специфическом значении - как непринятие людей иной национальности и (или) иной культуры. Особенно часто оно используется при описании обозначенных нами межэтнических конфликтов и экстремистского поведения, такого как терроризм на религиозной или националистической основе [4, с. 18]. Схожую позицию занимает и Ю.В. Сапронов, подчеркивая, что объектами ксенофобии также могут выступать отдельные индивиды, малые группы и большие социальные группы. Традиционно считается, что такие группы «чужих» выделяются по расовому, этническому и конфессиональному признакам [5, с. 27].

В п. 17 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685, отмечается, что возникновению ксенофобии способствуют неблагоприятные тенденции, которые наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион, в результате чего не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, но и растет социальная напряженность в обществе [6]. В свою очередь, в п. 5 Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается, что попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей также чреваты усилением ксенофобии, нетерпимости и конфликтности в международных делах, а в конечном итоге - сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях [7].

В этой связи справедливой выглядит позиция Л.С. Арутюнова и М.А. Касьяненко в вопросе понимания склонностей к национальной неприязни: ксенофобии, фашизму, различного рода этнофобиям, национальному экстремизму и иным извращенным проявлениям национального характера лиц, проживающих в едином геоисторическом пространстве. Авторы отмечают, что такое понимание возможно через изучение особенностей этнического самосознания, поскольку этнический статус выступает в

качестве катализатора межэтнических отношений и в этом контексте влияет на характер отношений с другими этносами. Из этого следует то, что в содержание этнического самосознания входит так называемый конфликтный потенциал [8, с. 19-20].

Переход этносов в режим абсолютной авторитарности и яркой обособленности друг от друга является основной предпосылкой проявления межнациональной ненависти, сопровождаемой различными социально-неблагоприятными последствиями, а также общественно-опасными волнениями, впоследствии все больше усиливающими межнациональную неприязнь. В связи с этим можно однозначно утверждать, что объективными причинами распространения ксенофобии в Российской Федерации и ряде стран Европейского Союза стали затянувшаяся смена идеологических ориентиров, непростые этноконфессиональные отношения и бесконтрольные миграционные процессы.

Ю.А. Клочкова обоснованно видит в причинах роста национализма, этнического и регионального сепаратизма внутри государств фактор глобальной интеграции, который сопровождается ростом национального правосознания, стремлением сохранить свою самобытность, а вовлечение в интеграционный процесс все новых государств рождает конфликты национальных интересов [9].

С целью сдерживания фактора глобальной интеграции и возможных негативных последствий в результате него в право Европейского Союза был введен институт «Пространство свободы, безопасности и правосудия», который впервые появился в разделе VI «Положения о сотрудничестве полиций и судов в уголовно-правовой сфере» Амстердамского договора. Ст. 29 указанного документа провозгласила целью достижение высокого уровня безопасности «в рамках сотрудничества государств-членов, суда и полиции для борьбы с ксенофобией и расизмом» [10, с. 51].

В дальнейшем указанная норма была расширена и трансформировалась в п. 3 ст. 67 раздела V Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора, в соответствии с которым Союз старается обеспечить высокий уровень безопасности с помощью мер, направленных на предотвращение преступности, расизма, ксенофобии и на борьбу с ними, мер по обеспечению координации и сотрудничества полицейских, судебных и других компетентных органов, а также путем взаимного признания судебных решений по уголовным делам и, если необходимо, посредством сближения уголовных законодательств [11, с. 136].

В Российской Федерации нормативные основы безопасности вытекают из ст. 1 Федерального закона РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», в рамках которого определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безо-

Право

пасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ [12].

В число приоритетных направлений политической стратегии российского государства и Европейского Союза входят и вопросы миграции, которая стала причиной множества острейших проблем, затрагивающих различные сферы социально-общественных отношений. Очевидно, что межнациональные конфликты играют не последнюю роль в формировании общих очертаний миропорядка, основываясь на факторах глобализации и трансформации этнических границ, именно поэтому представляется важным установить такие законодательные критерии, которые будут способствовать упорядочиванию не только процессов миграции, но и эффективным методам устранения этнической неприязни.

Литература:

1. Договор об учреждении Европейского Сообщества (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццских изменений). Лиссабонским договором, вступившим в силу 1 декабря 2009 г., в настоящий Договор внесены изменения (2016/С 202/01) // СПС Гарант.

2. Осипян Б.А. Правовые основы международной безопасности // Международное право и международные организации. - 2014. - № 2. -С. 245-254.

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Гарант.

4. Юрасова Е.Н. Психология формирования ксенофобии // Юридическая психология. - 2006. -№ 4. - С. 16-25.

5. Сапронов Ю.В. К вопросу о социально-криминологической характеристике ксенофобии и экстремизма как взаимосвязанных явлений // Российский следователь. - 2012. - № 21. - С. 26-28.

6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685) (официально документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс.

7. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СПС Гарант.

8. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о транснациональном аспекте этнической преступности // Вопросы ювенальной юстиции. -2007. - № 5. - С. 19-21.

9. Клочкова Ю.А. Влияние современной конвергенции на политико-правовые институты: тео-

ретико-методологический анализ правового и политического взаимодействия // История государства и права. - 2012. - № 13. - С. 2-4.

10. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учебное пособие. - М.: Статут, 2013. - 117 с.

11.Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 696 с.

12. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (с изм. от 05.10.2015) «О безопасности» // Российская газета. - 2010. - 29 декабря. - № 295.

Threats of Ethnic Conflicts in Modern Europe and Optimization of Management of Legal Mechanisms

Ignatova K.E.

The Volzhsky branch of the Volgograd State University

The paper discusses the causes of current ethnic conflicts that threaten global security and the world, revealed that they are caused by a factor of xenophobia, as well as regional instability, based on the expression offeelings of national superiority. It is noted that the issue of ethnic conflict is exacerbated by a lack of effective legal mechanisms to manage them. In this regard, the purpose of the study is to identify the legal mechanisms aimed at preventing inter-ethnic conflicts.

Key words: interethnic relations, ethnic conflicts, law, European Union, integration, xenophobia, migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.