ко, что Конституционный Суд счел временный характер таких указов серьезным аргументом в пользу их издания [3].
Таким образом, проведенный анализ дает основание утверждать, что нормативные указы Президента, принимаемые для регулирования общественных отношений в различных сферах жизни и деятельности российских граждан, способствуют осуществлению таких основных функций государства, как экономическая, политическая, социальная, функция охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и противодействия коррупции. При этом аксиологическое значение указов Президента РФ заключается в том, что они выступают как оперативными, так и действенными правовыми средствами механизма правового регулирования, выводя нормы права из статического состояния, заставляя их «работать» - регулировать разнообразные общественные отношения. При этом, являясь современным источником и одновременно формой права, т.е. формой закрепления норм права, нормативные указы способствуют реализации компетенции Президента РФ. Указы Президента незаменимы в случае оперативного реагирования на общественные отношения, т.к. принимаются они гораздо быстрее, чем федеральные законы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арзамасов, Ю.Г. Новое «указное» творчество: общая характеристика результатов, тенденции развития / Ю.Г. Арзамасов, Е.А. Певцова // Государство и право. 2010. № 1. - С. 12-20.
2. Гдалевич, И.А. Политико-правовые технологии противодействия злоупотреблениям публичной властью в России / Гдалевич Ирина Александровна: дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук / РЮИ МВД РФ. -Таганрог, 2008.
3. Дегтев, Г.В. Некоторые аспекты нормотворческой деятельности Президента РФ / Г.В. Дегтев // Право и управление. XXI век. 2007. № 1.
4. Лучин, В.О.Указное право в России / В.О. Лучин. - М., 1996.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»» Собрание законодательства РФ от 06.05.1996. № 19. Ст. 2320.
6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 14.02.2014) // Российская газета от 22 мая 2008.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
8. Чиркин, В.Е. Государственное управление. Элементарный курс / В.Е. Чиркин. - М., 2011. - С. 217-218.
УДК 34 ББК 67
Я.В. Коженко
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ, КАК ОСНОВЫ ЦЕЛОСТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *
Аннотация. В статье анализируются научные подходы и тенденции номативно-правового регулирования межнациональных конфликтов в современной России. Выявляются оптимальные для современной России формы и методы государственной политики, содержания и механизмов профилактики межнациональных конфликтов.
Ключевые слова: национальная безопасность, межнациональные конфликты, межнациональные отношения, государственная политика.
Y.V. Kozhenko
PROBLEMS SEARCH FOR EFFECTIVE FORM OF SETTLEMENT OF ETHNIC CONFLICTS AS THE BASIS OF INTEGRITY AND NATIONAL SECURITY MODERN RUSSIA *
Abstract. The article analyzes the scientific approaches and trends nomativno legal regulation of interethnic conflicts in modern Russia. Identifies optimal for modern Russia forms and methods of public policy, content and arrangements for the prevention of ethnic conflicts.
Keywords: national security, international conflicts, international relations, public policy.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-33-01219
Актуальность поиска эффективных форм урегулирования межнациональных конфликтов определяется тем, что события последних лет обнажили злободневные в настоящее время нерешенные межнациональные проблемы как федерального значения в целом, так и локально- регионального значения в частности (северокавказского, южного федерального округов). Конгломерат межнациональных конфликтов зиждется на прогрессирующих в России этнических конфликтах, социальном и имущественном неравенстве, региональной экономической дифференциации, размывании традиционных нравственных ценностей народов РФ, процветании проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике, недостаточности образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, распространенности негативных стереотипов в отношении некоторых народов, недостаточном уровне межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ, влиянии факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее воздействие глобализации на локальные культуры, нерешенности проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконной миграции.
Безусловно, все эти факторы оказывают пагубное влияние на межнациональную атмосферу регулирования общественных отношений, бросают новые угрозы и вызовы национальной безопасности России. Необходимо отметить, что демократизация федеративных отношений дала толчок извращенному проявлению национальных чувств, сопровождающихся в ряде случаев дискриминацией граждан РФ по национальному признаку. Данная социальная атмосфера порождает очевидные юридические факты и последствия в виде роста правонарушений и преступлений, совершаемых на почве национальной неприязни, социально-экономические явления, выражающиеся в этнической безработице, нелегальной миграции, этнических видов предпринимательской деятельности, которые подрывают основы конституционного строя РФ. Так, по данным Генеральной Прокуратуры РФ число убийств на почве национальной ненависти за 2014 году выросло на 2 % по сравнению с предыдущим годом. В настоящее время к традиционно межнационально конфликтным, девиантным территориям Северокавказского и Южного федерального округов присоединяются и ранее относительно спокойные города (Пугачев, Арзамас, Бирюлево и др.) В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы совершенствования механизма государственной национальной политики, взаимодействия власти и общества с целью защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, воссоздания системы воспитания единения народов как основы консолидации общества и укрепления государства.
Так, значимость создания эффективных мер регулирования межэтнических отношений и разрешения межнациональных конфликтов отметил Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию РФ, обозначив следующие: «разовые "пожарные" меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны. Нужны современные системные методы и подходы... Региональные планы должны быть содержательны и отражать территориальную специфику. Пустое бумаготворчество вообще-то никому не нужно никогда, а в данном случае просто вредно» [2]. В этой связи, возникает необходимость в новом подходе профилактики и разрешения межнациональных конфликтов на основе сочетания право-культурных, морально-этических социально-религиозных и юридических методов. Обращение к традициям урегулирования межнациональных конфликтов показывает, что в советской юридической литературе уделялось большое внимание проблематике межнациональных конфликтов, однако механизмы разрешения межнациональных конфликтов и регулирования межэтнических отношений преимущественно оперировали императивными, идеологическими и радикальными методами, которые в настоящее время не отвечают международным стандартам и политическим и социальным вызовам современной России, а следовательно не могут быть всецело заимствованы сегодня.
В настоящее время государственная политика регулирования межнациональных отношений РФ опираются на Всеобщую Декларацию прав человека от 10.12.1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 года, Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 года, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 года, а также на Конституцию РФ (провозглашающей права человека (статья 2), закрепляющая идеологическое и политическое многообразие, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13), гарантирующая равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест-
венным объединениям, а также других обстоятельств. Конституци РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19), гарантирует свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29)). Одним из базовых актов является принятая Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г. [1], однако она закрепляет лишь общие рамочные каноны регулирования межнациональных отношений и конфликтов, и, к сожалению, в настоящее время фиксирует форм и методов правового регулирования, не определяет четких механизмов реализации, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Необходимо отметить, что в современном юридическом познании, как и в системе государственного управления, не сложилось однозначного отношения, отсутствует единая позиция по вопросу регулирования межнациональных отношений, разрешения межнациональных конфликтов, их профилактике. Даже в тех случаях, когда исследователи обращаются к проблематике межнациональных конфликтов, на первое место выходят проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом, а вопросы гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений граждан, социальной и культурной адаптации мигрантов, упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ, обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств остаются особняком. В тоже время действующее законодательство по данному вопросу имеет разрозненных характер, что показывает необходимость его доработки, систематизации и совершенствования. Подводя итоги можно резюмировать отсутствие единства в научном юридическом познании относительно разрешения проблем межнациональных конфликтов и регулирования межэтнических отношений. В целом имеющиеся авторские позиции можно разделить на два подхода. Сторонники первого (Д.А. Медведев «Вопросы национального развития России», Тату Ванханен «Этнические конфликты», Дени Тэпс «Проблемы национального самоопределения в условиях реформирования российского федерализма») считают, что не нецелесообразно принимать специальный закон о регулировании межнациональных отношений, поскольку его принятие усугубит межнациональные конфликты и ознаменует распад Российской Федерации. Сторонники второго подхода (А. Стародубцев «Платить нельзя проигрывать. Региональная политика и федерализм в современной России», В.Иванов «Путинский федерализм. Цен-трализаторские реформы в России», В Соловьев «Национальный вопрос в России»), к которому относится авторский коллектив, считают крайне необходимым принятие комплексного федерального закона. Данная позиция основана на необходимости комплексного решения проблемы, поскольку на протяжении двадцати лет с момента принятия Конституции РФ системно проблема межнациональных отношений так и не была решена, а отдельные разрозненные управленческие решения не принесли долгосрочного эффекта. Как подчеркнул В.В. Путин на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям от 23 октября 2013 г.: «В регионах не торопятся выполнять Стратегию государственной национальной политики. Блокировать межнациональные конфликты нужно на местах, а местные власти предпочитают кабинетную работу, причем часто до них «не достучаться». Планы реализации федеральной стратегии составили только 9 регионов, свои стратегические документы принял лишь 21 регион, причем большинство из них уже устарело. Регионы не в силах самостоятельно решить межнациональные проблемы правового регулирования».
В настоящее время назрела необходимость преодоления дезинтеграционных процессов и создания предпосылок для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Так на федеральном уровне необходимость решения научной проблемы определяется необходимостью сохранения целостности Российской государственности, на региональном уровне необходимостью создания единой системы мониторинга межнациональных отношений. Совершенствование механизма регулирования межнациональных отношений и конфликтов возможно достичь посредством модернизации и совершенствования таких практических технологий как формирование нормативно-правовой базы этнической политики; создание соответствующих институциональных структур; диагностика уровня конфликтности; целенаправленное разрушение дисбалансных этнических стереотипов и формирование установок на позитивное межэтническое общение, реализуемых при помощи программ стабилизации межэтнических отношений; специализированное этнологическое и конфликтологическое обучение субъектов управления конфликтами (представителей органов власти и силовых структур) и субъектов влияния на потенциальных участников конфликта (лидеров общественных объединений, этнических меньшинств, представителей СМИ, работников образования),
формировании правовой культуры и толерантного межнационального отношения в образовательных учреждениях.
Очевидно, необходимость урегулирования межнациональных конфликтов, является основой целостности и национальной безопасности Российской Федерации , которая является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей, используются 277 языков и диалектов. Данная полиэтничность является не только богатым потенциалом культурно-исторического развития нашей страны, но и является почвой для межнациональных конфликтов, которые представляют собой нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий. В настоящее время в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике РФ. В этой связи, необходимо отметить, что для современной России продолжают оставаться злободневными факторы возникновения межнациональных конфликтов среди них принадлежность к разным религиям и концессиям; этноцентризм - уверенность в превосходстве одного этноса над другими; прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды; предрассудки и стереотипы обыденного сознания; злоупотребление властью [3]; национальный лоббизм [4]; неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов. В целом такие деструктивные проявления как свидетельствуют события последних десятилетий, способны стимулировать разлом и разрушение основ отечественного федерализма, всей архитектуры государственного строя. Межэтническая неприязнь представляет собой неиссякаемым источник роста преступлений, ксенофобии и национальных конфликтов. Так, начальник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел РФ С.И. Гринько в своем обращении от 06.09.2014 г подчеркнул, что реальная криминальная ситуация в России существенно отличается от отраженной в официальных отчетах. Насильственная преступность, обусловленная межнациональными конфликтами, стала крайне распространенной в нашей стране. Межнациональные конфликты негативно сказываются на положении дел в экономике, политике, идеологии, культуре и других областях общественной жизни. Как отмечает президент независимой всероссийской ассоциации криминологов А.И. Долгова, в республиках РФ сегодня раскручивается этноклановая борьба за сферы власти и управления, практикуется протекционизм по национальному признаку при приеме на работу, все более основательно укореняется этническая безработица. Проснувшиеся национальная вражда и ненависть, возникшие на почве необдуманных и легковесных лозунгов о «суверенизации», доведенные до абсурда, стали причиной многих тяжких преступлений, включая терроризм, массовые убийства и т.д. Межнациональные конфликты застали врасплох органы власти и управления, правоохранительные органы. Они оказались неподготовленными к разрешению возникших проблем, своевременно и оперативно пресекать вспышки межнациональных конфликтов, предупреждать их дальнейшую эскалацию. В свою очередь, действующее законодательство не предусматривает ответственности за преступления мотивированные межнациональными конфликтами, вследствие чего они квалифицировались как хулиганство, либо другие преступления. Преступления с данной мотивацией оказались вне поля зрения криминологов, поскольку сегодня нет официальной статистики, фиксирующей преступления на почве межнациональных конфликтов. Все это делает малоэффективной работу правоохранительных органов по борьбе с данным видом преступности и ее профилактике. В этой связи, актуальность исследования обуславливается необходимостью комплексного анализа как традиционных формы и методов разрешения межнациональных конфликтов, так и инновационных форм и технологий, с тем, чтобы предпринять адекватные меры профилактики и реагирования, отвечающие духу времени, позволяющие более мобильно осуществлять социальное маневрирование, реализовывать задачи национальной безопасности РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» www.pravo.gov.ru
2. Валеева Р. Владимир Путин: «Разовые пожарные меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны» http://www.bashinform.rU/news/583835/#ixzz3TFttyuUF
3. Гдалевич, И.А. Политико-правовые технологии противодействия злоупотреблениям публичной властью в России: дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Гдалевич / РЮИ МВД РФ. - Таганрог, 2008.
4. Мордовцев, А.Ю. Институциональная природа лоббизма в контексте современной модели государственной власти / А.Ю. Мордовцев, Я.В. Коженко, О.В. Яценко // Философия права. 2007. № 3. - С. 90-95.