Научная статья на тему 'Угрозы и риски духовной безопасности народов Дагестана'

Угрозы и риски духовной безопасности народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNO-CULTURAL TRADITION / THE PEOPLES OF DAGESTAN / IDENTITY / SPIRITUAL SECURITY / ETHNICITY / RELIGION / INTERETHNIC HARMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупова Г. И.

The relevance of the research topic is that the challenges of modernization and globalization pose a real threat to the spiritual security of the individual, destroying ethno-cultural traditions, leveling traditional spiritual values. The purpose of the article is to study the mechanisms of ensuring spiritual security in the context of modern modernization challenges and risks, philosophical understanding of the features of the ethnocultural tradition of the peoples of Dagestan. The article analyzes the current threats in the sphere of spiritual security, considers the features of the ethno-cultural tradition of the Dagestani peoples, which is an integral part of the evolutionary development of the spiritual sphere of society. Based on the use of a number of conceptual concepts, such as ethnicity, ethnic culture, ethnic customs and traditions, and spiritual security, the author has developed a definition of the category "ethno-cultural tradition". It is concluded that modern threats and risks in the spiritual sphere can only be overcome on the basis of integrated work to preserve the ethnocultural values of the Dagestan peoples.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS AND RISKS TO THE SPIRITUAL SECURITY OF THE PEOPLES OF DAGESTAN

The relevance of the research topic is that the challenges of modernization and globalization pose a real threat to the spiritual security of the individual, destroying ethno-cultural traditions, leveling traditional spiritual values. The purpose of the article is to study the mechanisms of ensuring spiritual security in the context of modern modernization challenges and risks, philosophical understanding of the features of the ethnocultural tradition of the peoples of Dagestan. The article analyzes the current threats in the sphere of spiritual security, considers the features of the ethno-cultural tradition of the Dagestani peoples, which is an integral part of the evolutionary development of the spiritual sphere of society. Based on the use of a number of conceptual concepts, such as ethnicity, ethnic culture, ethnic customs and traditions, and spiritual security, the author has developed a definition of the category "ethno-cultural tradition". It is concluded that modern threats and risks in the spiritual sphere can only be overcome on the basis of integrated work to preserve the ethnocultural values of the Dagestan peoples.

Текст научной работы на тему «Угрозы и риски духовной безопасности народов Дагестана»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-91-102

ФИЛОСОФИЯ

(специальность: 09.00.13)

УДК 101 Г.И. Юсупова

Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук г. Махачкала, Россия huria@list.ru

УГРОЗЫ И РИСКИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

[Guria I. Yusupova Threats and risks to the spiritual security of the peoples of Dagestan]

The relevance of the research topic is that the challenges of modernization and globalization pose a real threat to the spiritual security of the individual, destroying ethno-cultural traditions, leveling tradi -tional spiritual values. The purpose of the article is to study the mechanisms of ensuring spiritual security in the context of modern modernization challenges and risks, philosophical understanding of the features of the ethnocultural tradition of the peoples of Dagestan. The article analyzes the current threats in the sphere of spiritual security, considers the features of the ethno-cultural tradition of the Dagestani peoples, which is an integral part of the evolutionary development of the spiritual sphere of society. Based on the use of a number of conceptual concepts, such as ethnicity, ethnic culture, ethnic customs and traditions, and spiritual security, the author has developed a definition of the category "ethno-cultural tradition". It is concluded that modern threats and risks in the spiritual sphere can only be overcome on the basis of integrated work to preserve the ethnocultural values of the Dagestan peoples.

Key words: ethno-cultural tradition, the peoples of Dagestan, identity, spiritual security, ethnicity, religion, interethnic harmony.

Проблема роли этнокультурной традиции в формировании духовной сферы полиэтничного социального пространства, этнического и религиозного измерения современного социокультурного пространства Северного Кавказа исследуется в работах А.А. Озерова, А.М. Буттаевой, Р.М. Абакаровой, В.М. Манаповой, М.З. Магомедовой, М.М. Шахбановой и других. О.А. Кривцун полагает, что фундаментальные накопления, сделанные в зарубежной и отечественной философии, привели к следующему методологическому выво-

ду: «собственно культурно-исторические мотивы не приносятся извне, а развертываются как неотъемлемая внутренняя сторона эволюционизирующего художественного процесса» [3, с. 51]. С этим постулатом можно согласиться. Однако проблема исследования этнокультурной традиции требует учета не только ее внутренней матрицы. Задача нашего исследования заключаются в анализе влияния современных угроз и вызовов этнокультурному наследию и духовной безопасности полиэтноконфессионального региона.

В исследовании применены социокультурный, системный, междисциплинарный подходы и принцип историзма. Под влиянием глобализации усилились интеграционные процессы в социокультурной сфере. Социокультурное пространство Республики Дагестан, как часть общероссийского пространства, наряду с общероссийскими ценностными характеристиками имеет свои этнокультурные особенности.

В качестве трансдисциплинарного метода исследования применена широко используемая в современной философии синергетическая парадигма, к предметам изучения которой относятся и социальные системы, в том числе сфера духовной безопасности человека, как система, открытая внешним информационным воздействиям, в то же время имеющая свои внутренние противоречивые пространственно-временные характеристики.

Для философского анализа социокультурного пространства региона мы предлагаем рассмотреть ряд понятий концептуального характера, позволяющих разработать авторское определение этнокультурной традиции. Такими понятиями мы считаем этничность, этническую культуру, этнические обычаи и традиции, духовную безопасность. Идентификация индивидов по национальному признаку или этничность - это один из важных элементов социализации личности в полиэтническом обществе, один из основных механизмов взаимодействия человека и этнической группы как составного элемента общего социокультурного пространства общества.

Этническая культура - это определенная матрица или набор национальных культурных элементов и структур, сохраняющая свою этническую особенность, играющая этнодифференцирующую роль, несущая конкретную этническую эмоционально-психологическую нагрузку. Этнические обычаи и традиции - главные элементы психологического типа этноса, поведенческие стереотипы субъективного характера, транслируемые на все следующие поколения.

Под духовной безопасностью полиэтноконфессионального социального пространства предлагаем рассматривать отсутствие рисков и угроз в духовной сфере, позволяющее обеспечивать возможности безопасного и устойчивого развития всех граждан независимо от этнической, конфессиональной принадлежности, социального статуса, создавать приемлемые условия для духовного самосовершенствования личности.

За последние десятилетия стремительно возросли вызовы духовной безопасности российского поликультурного пространства. Характерным для сегодняшнего общества стал кризис морально-нравственной сферы, проявившийся в снижении общего культурного уровня граждан, развитии деструктивных социально-культурных явлений, обесценивании духовных приоритетов и ценностей [10, с. 95].

Радикальные перемены во всех сферах жизни общества затронули духовную область, вызвав глубокий идеологический, нравственный кризис. «Многими теоретиками и критиками высказывается мысль, что духовно-нравственные традиции прошлого уже изжили себя, являются лишь наследием и не оказывают никакого влияния на формирование духовной сферы, их место занято новациями» [8, с. 67].

В.В. Касьянов отмечает, что общество, которое начинает ощущать угрозу базовым ценностям, «выступает за всякого рода ограничения, сохранение барьеров и требований национальной безопасности» [1, с. 150]. Формирование в России потребительского общества, по мнению многих исследователей. привело к опасному дисбалансу в системе ценностных ориентиров общества [5, с. 41].

В современных условиях глобального социокультурного кризиса выросли угрозы не только для духовной сферы общества, но и для духовной без -опасности отдельного человека как части единого духовного пространства. К распаду привычных социальных связей, утрате привычного образа жизни, традиционных ценностных ориентиров, кризису идентичности, потере чувства собственного достоинства, апатии, отчужденности, социальной отгороженности привел затянувшийся характер негативных социальных процессов. «Официально разрушаются, отменяются старые общественные ценности и ориентиры, а новые отстают в своем формировании, вызывая массо -вые стрессовые состояния» [6, с. 39].

Стратегия национальной безопасности РФ называет одним из приоритетных национальных интересов государства сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Культура, образование и воспитание признаны важнейшими приоритетными направлениями, от реализации которых зависит обеспечение национальных интересов и национальной безопасности народов нашей многонациональной страны [9].

Национальные интересы личности, общества и государства во внешнеполитической, внутриполитической, социально-экономической, военной, экологической, информационной, духовной и других сферах имеют долгосрочный характер, стратегические и тактические задачи.

Под угрозой национальной безопасности рассматривается совокупность условий и факторов, создающих прямую либо косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. В Стратегии говорится о возрождении общероссийских традиционных ценностей в духовной сфере, возрождении у подрастающего поколения чувства патриотизма, достойного отношения к собственной истории и культуре. Консолидация гражданского общества в условиях современных вызовов и угроз духовной безопасности возможна только на базе общих духовных ценностей, формирующих фундамент и целостность государства. Такими ценностями являются независимость и безопасность России, межэтнический, межконфессиональный диалог, гуманистические ценности, сохранение традиций патриотического воспитания, культурное разнообразие народов России, в то же время наличие единого ци-вилизационного пространства.

Этнокультурное многообразие является характерной особенностью народов Дагестана, неотъемлемым элементом их духовного наследия. Поэтому в обеспечении духовной безопасности важную роль играет сохранение этнокультурной традиции народа. На протяжении своей истории культура дагестанских этносов характеризуется необычайной жизнестойкостью и способностью консолидироваться. Из истории Дагестана можно найти большое число примеров, подтверждающих это. Дагестанцы сумели избежать ассимиляцию и сохранить свою культурную идентичность. Культура народов Дагестана представляет собой живой организм, наполненный телесным, духовным и мыслительным качествами. Ей присущи тождество

человека и природы, логические и поведенческие связи в словах и поступках, терпимое отношение и восприимчивость к другим культурам и конфес -сиям, высокая степень преемственности и традиционности.

Только в рамках общедагестанской культуры мог в свое время появиться такой институт межкультурного и межэтнического общения как институт куначества. Куначество считается одним из элементов стереотипа поведения дагестанских народов. Под стереотипом поведения предлагаем рассматривать конкретную стандартизированную программу или матричную форму поведения. Применительно к Дагестану мы можем говорить об этническом стандарте или стереотипе поведения. Этнический стереотип - это программа поведения, свойственная для представителей конкретной этносоциальной группы, устойчивый и ярко выраженный эмоциональный образец стандартного в смысле этнокультурной обусловленности поведения.

«Многовековая мудрость, логика здравого смысла и инстинкт само -сохранения способствовали возникновению такого социокультурного фе -номена, как маслиат, который позволял снимать обострение на всех уровнях противостояния, - от базарной ссоры до столкновения между целыми джамаатами» [2, с. 33].

Особенность дагестанских народов заключается в том, что в результате многовекового совместного проживания выработались общедагестанские стереотипы и программы поведения, составившие внутреннее ядро этнокультурной традиции народов Дагестана. Для этнокультурной традиции народов Дагестана характерны общедагестанское этническое сознание, этнические чувства, этнический характер и этнический темперамент. Общедагестанское этническое сознание включает в себя специфические ментальные представления, социально-психологические образцы мировосприятия и поведенческих стереотипов о своем месте среди других народов.

Дагестанцам присущи близкие этнические чувства - эмоциально-чув-ственное отношение представителей отдельного этнического коллектива к своей родной общности и ее этническим интересам, характер взаимоотношений с другими этническими группами; этнический императив поведения, под которым мы понимаем образцовый стереотип отношения этнического сообщества к своему конкретному представителю.

Мы можем смело говорить об общедагестанском этническом характере как определенной системе исторически оформленных и передающихся из поколения в поколение свойств психического склада, характерных для всех дагестанских народов. Особенной чертой этнокультуры дагестанцев, явственно отличающей их от представителей других народов, можно считать этнический темперамент - внешнее выражение национального характера, проявляющееся особенно четко в специфике общения и культуре поведения, включая движения, темп речи, жесты.

Динамизм и нестабильность этнической сферы, процессов этногенеза обусловлены наличием и взаимодействием двух противоречивых тенденций: этнической парциации и этнической фузии. Под этнической парциацией подразумевается разделение этноса на несколько более или менее равных частей, каждая из которых считает себя самостоятельной этнической единицей и обладает соответствующим набором этнических матричных элементов и характеристик. Другими словами, эта тенденция отражает дезинтеграци-онное направление. Результаты последней переписи населения в Дагестане подтвердили действие первой тенденции - этнической парциации.

Протекающий параллельно процесс интеграции принято называть этнической фузией. Этническая фузия - слияние или объединение нескольких, ранее самостоятельных этнических общностей в единую, более крупную этническую единицу, которая становится, на наш взгляд, более устойчивой к новым условиям.

Современные универсальные цивилизационные тенденции не отменяют культурное разнообразие мира, в том числе и Дагестана, а изменяют его содержание. Культура народов Дагестана, как и культура других народов в процессе глобализации терпит значительную трансформацию. Дагестану в своей культурно-цивилизационной и социально-экономической политике нельзя с этим не считаться. Культурная политика в Республике Дагестан должна быть выстроена таким образом, чтобы многие общедагестанские ценности в условиях глобализации приобрели такие тенденции, которые позволили бы вывести их на общероссийский и общечеловеческий уровень идентичности. Для этого нужен широкий межкультурный диалог, что может придать новый импульс развитию культур дагестанских народов.

Необходимо преодолеть наблюдавшееся в последнее время падение интереса к нашим духовным корням, обрядам, традициям, мифам, легендам, народным эпосам, в которых заложены корни общедагестанского единства. Особую роль в сохранении исторической памяти народа играют этнографические музеи. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 июня 2009 года был создан Музей-заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул», ставший многофункциональным культурно-образовательным, информационным центром и туристическим объектом. Это новый современный тип организации экспозиционного пространства, объединяющий материальную и духовную культуру народов Дагестана через архитектуру, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и орудия труда, создание современной системы хранения музейных фондов, внедрение цифровых и мультимедийных технологий, организацию виртуальных туров по залам музея.

В формировании ценностного мировоззрения современной дагестанской молодежи возрастает значение сохранения и дальнейшего развития диалога культур и межнационального согласия. В Дагестане среди приоритетных социально-значимых проектов развивается проект «Человеческий капитал», в который входит подпроект «Культура и культурная политика Республики Дагестан». В рамках реализации этого проекта в муниципалитетах республики были созданы 34 центра традиционной культуры народов России. В каждом селе при поддержке Центра планируется реализация традиционных проектов, которые могут стать культурными брендами района, Дагестана, России.

За последние годы заметно расширились межкультурные диалоговые площадки, связи, принимаются республиканские целевые программы культурно-исторической направленности. С 2004 г. этнокультурное наследие республики представляет международный фестиваль-биеннале фольклора и традиционной культуры «Горцы». С 2011 г. в Дагестане проводится Международный фестиваль-биеннале народного творчества прикаспийских стран и регионов России «Каспий - берега дружбы».

Этнокультурная традиция дагестанцев повлияла на формирование современной культурной идентичности. В ней можно выделить элементы как общедагестанского, так и этнонационального (аварского, даргинского и т.д.) характера. Кроме того в культурной традиции Дагестана до сих пор выделяются кубачинская, унцукульская, балхарская и другие культурные традиции,

имеющие ярко выраженную специфичность, известность в достаточно широких пределах и преемственность, возникшие на базе конкретных традиционных народных промыслов, распространенных в отдельных селах.

Традиционная культура, включая народные промыслы, передавалась, как правило, из поколения в поколение и была сосредоточена в селах. Миграция молодежи из сельской местности в города подрывает корни этой преемственности. М.В. Мугадова считает единственным способом сохранения этнического художественного искусства, защиты его от культурной агрессии развитие фольклорных коллективов.

В системе этнокультурных ценностей важную роль продолжают играть семейные ценности. Сохраняется особая роль семьи в сплочении дагестанского социума, в воспитании детей. Современная дагестанская семья представляет собой традиционный социальный тип общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, едиными этнокультурными ценностными установками, ведущих общее хозяйство, выполняющих репродуктивные функции и решающих задачи социализации и воспитания детей [4, с. 9].

Серьезной задачей обеспечения духовной безопасности дагестанских народов остается проблема сохранения национальных языков, многие из которых являются бесписьменными. «Это основополагающая проблема, так как именно язык - единственное условие сохранения нематериального культурного наследия, живых традиций, песен и устного народного творчества» [7, с. 177]. Поддержка и развитие родных языков в республике является частью деятельности, направленной на сохранение этнокультурной традиции. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» каждый субъект РФ имеет право на учет культурно-национальных особенностей, географии и истории своего региона при формировании содержания образования.

По данным последней переписи населения в РФ проживают представители 193 народов, насчитывается 277 языков и диалектов. 89 языков используется в системе государственного образования. В этом языковом и культурном многообразии Республика Дагестан занимает свою нишу. В республике проживают представители более ста народов. По языковому признаку национальности делятся на три группы: дагестанско-нахскую, тюркскую и индоевропейскую ветви. Согласно Конституции РД, языки народов республики считаются национальным достоянием, ценным компонентом этнической культуры, этнической

и гражданской идентичности. В республике признается и уважается историческая и национально-культурная самобытность народов Дагестана, создаются все условия для сохранения их культурно-исторических традиций. В условиях модернизации образования сохранение родных языков и национальных культур является задачей государственного значения.

Важными элементами дагестанской этнокультурной традиции всегда являлись патриотическое и нравственное воспитание. Понимание патриотизма в Дагестане имеет глубокую духовно-нравственную ценность и социальную значимость. Большую роль в воспитании молодого поколения республики играют судьбы выдающихся горцев-патриотов, в которых воплощены лучшие качества дагестанцев в гармоничном сочетании с героическими традициями других народов. Серьезный импульс усилению патриотических настроений, формированию патриотического сознания подрастающего поколения, укреплению общедагестанского и общероссийского патриотизма дали события августа - сентября 1999 года, связанные с разгромом нашествия на республику международных бандформирований. Популяризация этнокультурного наследия дагестанских народов в рамках сохранения единого культурного пространства России способствует обеспечению духовной безопасности общества.

Этническое многообразие всегда являлось характерной особенностью культурно-исторического наследия. Процесс этногенеза никогда не отличался статичностью и стабильностью. Анализируя современную систему этногенеза, следует отметить ее динамичность и противоречивость.

На основе исследования данной проблемы автор предлагает следующее определение этнокультурной традиции. Этнокультурная традиция - сложившаяся в определенном пространственно-временном континууме характеристика опыта исторического, межэтнического, межкультурного общения и взаимодействия, определенная матричная форма проявления культурного и цивилизационного своеобразия.

В результате влияния этнокультурной традиции на этническое самосознание народов Дагестана каждый дагестанец ощущает себя не только членом определенной этнической организации, но и представителем всего дагестанского социума. С данной особенностью связано и влияние этнокультурной традиции дагестанских народов на патриотическое воспитание молодежи. Этнокультурная традиция не является постоянной и неизменной константой,

она развивается в процессе этнизации - усвоения индивидом культурных ценностей того этноса, к которому он принадлежит; этнической самоидентификации - то есть отождествления индивидом себя с определенным этносом. Этнокультурная традиция оказывает влияние на этнические чувства, этнический императив поведения, этнический характер, этническое сознание. Для защиты этнокультурной традиции дагестанских народов необходимо активно использовать огромный потенциал, заложенный в многовековых достижениях народной культуры, этнической психологии и этнического сознания.

Этнокультурная традиция дагестанских народов, наряду с этническими элементами сознания, стереотипами поведения, характера, темперамента, имеет такую важную характеристику как межнациональное согласие. Сохранение этой особенности в современных условиях является важным условием обеспечения духовной безопасности. Важно сохранять и развивать позитивное наследие межличностных, духовно-нравственных отношений, межэтнического, межкультурного, межконфессионального диалога и взаимодействия, заложенных в этническом самосознании всех дагестанских народов.

Не далеко то время, когда в научном дискурсе вновь заговорят о процессе формирования единого дагестанского этноса. Этнос - это исторически сформировавшаяся на конкретной территории общность людей, имеющих общую этническую культуру, психологию, язык, обладающих этническим самосознанием. В данном случае единственным элементом, не укладывающимся в данную концепцию, является язык. Хотя в последние десятилетия резко усилились позиции русского языка как языка межнационального общения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Касьянов В.В. Взаимовлияние культур в условиях глобализации // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2.

2. Кафаров Т.Э. Проблема компромисса и согласия в духовной культуре народов Северного Кавказа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Изучение культурного наследия народов России - актуальная задача». Махачкала: Изд-во «Эпоха», 2007.

3. Кривцун О.А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений // Вопросы философии. 2005. № 6.

4. Магомедова М.З. Роль дагестанской семьи в формировании культуры межнациональных отношений. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.

5. Майкова В.П., Молчан Э.М., Покровская Т.П. Духовно-нравственные ценности как феномен социальных систем // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2.

6. Моллаева З.М., Амирова М.А. Этнолингвистический феномен Дагестана // Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности. Материалы Республиканской научной конференции, посвященной 2000-летию г. Дербента. Махачкала: Изд-во РЦЭИ ДНЦ РАН, 2015.

7. Мугадова М.В. Народное творчество Дагестана как инструмент этнокультурной безопасности // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы». Махачкала: РЦЭИ ДНЦ РАН, 2014.

8. Мутушев А.А.-М. Влияние традиционного и новационного на духовно-нравственную жизнь современного общества: проблемы и противоречия // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5.

9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс: rg.ru>2015/12/31/nac-bezopasnost-site-doc.html (дата обращения 15.09.2019).

10.Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10.

R E F E R E N C E S

1. Kasyanov V. V. Mutual influence of cultures in the context of globalization // Humanitarian of the South of Russia. 2013. No. 2.

2. Kafarov T.E. The problem of compromise and harmony in the spiritual culture of the peoples of the North Caucasus. Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Studying the cultural heritage of the peoples of Russia - an urgent task." Makhachkala: Epoch Publishing House, 2007.

3. Krivtsun O.A. The rhythms of art and the rhythms of culture: forms of historical conjugation // Questions of Philosophy. 2005. No. 6.

4. Magomedova M.Z. The role of the Dagestan family in the formation of a culture of interethnic relations. Makhachkala, 2005.

5. Maykova V.P., Molchan E.M., Pokrovskaya T.P. Spiritual and moral values as a phenomenon of social systems // Humanities and social sciences. 2019. No 2.

6. Mollaeva Z.M., Amirova M.A. Ethnolinguistic Phenomenon of Dagestan // Ethnocultural Dimension of General Dagestan Unity: Historical Tradition and the Challenges of Modernity. Materials of the Republican scientific conference dedicated to the 2000th anniversary of the city of Derbent. Makhachkala: Publishing House of the Center for Contemporary Art, Center for Scientific Research, RAS, 2015

7. Mugadova M.V. Folk art of Dagestan as a tool of ethnocultural security // Materials of the Republican scientific-practical conference "General gestan unity as a factor of stability and security: sources and prospects". Makhachkala, 2014.

8. Mutushev A.A.-M. The influence of the traditional and the innovative on the spiritual and moral life of modern society: problems and contradictions // Humanities and Social Sciences. 2018. No. 5.

9. Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". Electronic resource: rg.ru> 2015/12/31 / nac-bezopasnost-site-doc.html (accessed September 15, 2019).

10.Shestopal E.B., Selezneva A.V. Sociocultural threats and risks in modern Russia // Sociological studies. 2018. No. 10.

_06 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.