Научная статья на тему 'Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в школе как пропаганда народного опыта воспитания'

Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в школе как пропаганда народного опыта воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ДАГЕСТАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИОННОЕ ГОРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / DAGESTAN NATIONAL SCHOOL / TRADITIONAL MOUNTAIN UPBRINGING AND SPIRITUAL HERITAGE / NATIONAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агабалаев И. А.

В статье освещены проблемы приобщения подрастающих поколений этноса к его духовно-культурным ценностям, включая сюда в первую очередь родной язык, традиции, обычаи семейной и общественной сферы. Статья адресована аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of familiarizing the younger generations of the ethnic group to its spiritual and cultural values, including, first and foremost, the native language, traditions, customs, family and social spheres. The article is addressed to graduate students, teachers of socio-pedagogical higher education establishments.

Текст научной работы на тему «Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в школе как пропаганда народного опыта воспитания»

учебник / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 304 с. 3. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников : учебное пособие /. - М. : Флинта, 2011. - 137 с. - ISBN 978-5-9765-0981-8; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83377 (06.05.2016).

Literature:

1. Akhmedova M. F. Development of punctuation skills in the study process // Russian language in national schools. - 1985. - No. 5.

2. Gordievsky, M. L. a Collection of exercises on the Russian language: textbook / M. L. Gordievsky, M. L. kalenchuk, L. Kasatkina. - 3rd ed. revised - M.: Academy, 2011. - 304 p.

3. Theoretical foundations and methodology of literary education of younger students : tutorial. - M. : Flinta, 2011. - 137 S. - ISBN 978-59765-0981-8; The same [Electronic resource]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83377 (06.05.2016).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДМЕТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА» В ШКОЛЕ КАК ПРОПАГАНДА НАРОДНОГО ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ

Агабалаев И.А., к.с-х.н, учредитель Социально-педагогического

института

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Аннотация. В статье освещены проблемы приобщения подрастающих поколений этноса к его духовно-культурным ценностям, включая сюда в первую очередь родной язык, традиции, обычаи семейной и

общественной сферы. Статья адресована аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений.

Ключевые слова: этнопедагогика, дагестанская национальная школа, традиционное горское воспитание, духовное наследие, народная педагогика.

«CULTURE AND TRADITIONS OF THE PEOPLES OF DAGESTAN" IN THE SCHOOL AS THE PROMOTION OF PEOPLE'S

EXPERIENCE OF EDUCATION

Abstract. The article deals with the problem of familiarizing the younger generations of the ethnic group to its spiritual and cultural values, including, first and foremost, the native language, traditions, customs, family and social spheres. The article is addressed to graduate students, teachers of socio-pedagogical higher education establishments.

Key words. Pedagogy, the Dagestan national school, traditional mountain upbringing and spiritual heritage, national pedagogics.

Традиционное горское воспитание - живой фактор творения личности, функционирующий в горской семейной педагогике и в несколько ослабленном виде и в современной общественной сфере горского аула. Возрождение это - его всестороннее исследование с позиций этнопедагогической науки, использование его потенциала в учебно-воспитательном процессе современной национальной школы и других образовательных учреждений.

С учетом итогов функционирования в дагестанской национальной школе, инновационных и средних специальных учебных заведениях предмета «Культура и традиции народов Дагестана» становится очевидным актуальность использования опыта народной педагогики Дагестана и

Северного Кавказа, т.к. это стимулирует совершенствование воспитательной работы, гуманизацию ее содержания, итогом чего является формирование духовно здоровой, гуманистически ориентированной личности человека и подрастающих поколений.

Значителен вклад в изучение актуальных проблем народной педагогики Дагестана и внедрение результатов исследований в работу Дагестанской национальной школы, внесенный учеными Агабалаевым И.А., Саидовым Т.Г., Мирзоевым Ш.А. и другими. Исследования их посвящаются таким актуальным проблемам, как словесные средства воспитания в народной педагогике Дагестана, традиционная этническая система народов Дагестана, традиционный горский этикет, фольклор как источник нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения.

Разработка концепции предмета «Культура и традиции народов Дагестана», включая сюда разработку всей изданной учебно -методической литературы по предмету (программы, учебники и учебно-методические пособия; а также монографические исследования научно -методического характера и др.); внедрение предмета в дагестанскую школу и систематическое оказание помощи учителям, начиная с 1991 года, проведение курсовых мероприятий, посвященных новому предмету в школе, - все эти мероприятия, шаги по возрождению национальной этнической системы воспитания связаны с научно-педагогической и экспериментальной деятельностью этих ученых.

Созданы оригинальные учебники, программы, учебно-методические пособия, тесно связанные со спецификой этого важного в национальной школе предмета, сделана попытка увязать этот процесс с духовным наследием дагестанцев.

Духовное возрождение общества начинается с правильного воспитания детей, приобщения их к ценностям родного народа, усвоения культуры соседних народов, овладения общечеловеческими культурными богатствами. Это важный критерий формирования личности в

поликультурном обществе, в котором мы живем. В решении этой главной задачи воспитания у дагестанских народов есть такое надежное подспорье, как народная традиционная система воспитания, в которой отразился ценный опыт, накопленный в многонациональной социальной среде, начиная со времен древней Кавказской Албании.

На наш взгляд, одной из главных причин многих проблем в духовной сфере современного российского общества является именно невостребованность народного опыта воспитания школой, общественным воспитанием, что привело к нарушению, а порою даже к разрушению преемственных духовных связей между поколениями народа.

«Педагогическая наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры», - таково мнение Г.Н.Волкова, большого авторитета в этнопедагогике.

Народная педагогика, безусловно, оказывает благотворное влияние на развитие педагогической теории и практики. При этом мы, конечно, подчеркиваем, что может быть, не все в народной педагогике приемлемо для нашего времени. Критический анализ выявляет в ней ошибочные, а порою и вредоносные позиции, выводы, установки, объяснимые условиями формирования родословного мировоззрения прошлых поколений, испытывавших многие тяготы жизни, подвергавшихся сильному давлению идеологии господствующих классов.

Великие педагоги прошлого и выдающиеся представители современной педагогической науки ценили и ценят народную педагогику и ратуют за ее использование в школе, хорошо понимая, что доминирует в ней демократические и гуманистические идеи, видя ее гигантский воспитательный потенциал, устанавливающий отношения гармонии и содружества между семейным и школьным воспитанием.

Наше время знаменуется стабильным интересом к воспитательному опыту народа, его всесторонним исследованием и внедрением его в воспитательно-образовательную практику школы.

Сегодня этой деятельностью плодотворно занимается целая отрасль педагогической науки - этнопедагогика.

Народная педагогика Дагестана, если принять во внимание ее богатое содержание, изучена сравнительно недостаточно. Между тем подчеркнем: в течение веков она доказала свою ценность, жизненность и необходимость для подрастающих поколений: под ее благотворным воздействием сформировалось не одно поколение воинов, защитников Родины, величайших тружеников - созидателей, преобразивших суровую землю своей отчизны, любовно и преданно служат ей.

Исследование проблем традиционного горского воспитания с целью использования его положительного опыта, идей и мудрых выводов в семейном и общественном воспитании, несомненно, отвечает духовным потребностям нашего поликультурного общества в гуманизации и моральном оздоровлении его социального климата.

Десятилетнее функционирование в дагестанской национальной школе предмета «Культура традиции народов Дагестана», отношение к духовному наследию и этнической педагогической системе со стороны педагогов, родителей и самих учащихся показало:

а) насущную необходимость приобщения подрастающих поколений к духовному наследию народа, что само по себе является могучим фактором воспитания духовности и гуманизма;

б) острую потребность школы в научно-методическом обеспечении предметов, основанных на этнокультуре, этнопедагогике, этнопсихологии.

Возрождая духовное наследие народа, благородные идеалы, высокие идеи, рациональные методы, богатейшие факторы, средства традиционного горского воспитания, мы тем самым возрождаем благородный облик, цельный национальный характер народа, восстанавливаем прерванные

духовные связи между поколениями. Возрождение народа начинается с детей.

В поликультурном и многонациональном обществе России и Дагестана учет таких культурных ценностей народов, как язык, национальные традиции и обычаи, семейно-общественный уклад жизни, религия, особенности национального характера и т.п., имеет важное значение при определении содержания образования не только в национальной школе, но и вообще в воспитании семьи, общества в целом.

Отметим, три важнейшие цели, способные обеспечить нормальное национальное развитие, из которых должна исходить национальная школа, следующие:

- трансляция национальных культур и формирование национального самосознания у новых поколений народа;

- открытость в другие культуры и, особенно, в культуру народов -соседей в интересах гармонизации национальных отношений в многонациональном государстве;

- обеспечение современного цивилизованного развития нации, международного стандарта образования.

По справедливому мнению М. Н. Кузьмина, директора Института национальных проблем образования Министерства образования и науки Российской Федерации, роль национальной культуры в формирование человека высока; конкретный тип личности «неизбежно должен быть выражен и обеспечен содержанием конкретной национальной культуры». Это вытекает из этнонациональных, этнокультурных функций школы. Приобщение подрастающих поколений этноса к его духовно-культурным ценностям, включая сюда в первую очередь родной язык, традиции, обычаи семейной и общественной сферы, межличностную и межэтническую культуру общения, фольклор, верования, религию и многое другое, что входит в понятие «духовное наследие народа», глубоко обосновано и

необходимо в логике поликультурного образования. Как подчеркивается во многих источниках, посвященных исследованию поликультурного образования, целью его является формирование человека, обладающего подготовкой к жизни в многонациональной среде в любом регионе мира. Такая цель достижима при условии успешного решения следующих задач:

а) глубокое, всестороннее овладение духовной культурой родного народа и ее актуализация подрастающим поколением;

б) формирование у учащихся представления о многообразии культур и потребности уважительного отношения к культурам других народов мира, их взаимовлияния и взаимообогащения.

в) создание условий в процессе усвоения содержания школьного образования для овладения учащимися общероссийскими и общечеловеческими культурными ценностями в гармонических связях с духовными богатствами родного народа;

г) воспитание учащихся в духе терпимости, мира и дружбы с представителями других народов с опорой на традиционную этикетную культуру своего народа и общечеловеческие ценности.

Роль, значимость национальных духовно-культурных ценностей в формировании личности отдельного человека и подрастающих поколений в целом подчеркивается в важнейших документах авторитетной международной организации по науке, культуре и образованию - ЮНЕСКО.

Подчеркивая роль образования в преодолении глобальных проблем и противоречий современности, построении демократического общества, председатель Европейской комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века Жак Делор в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище» многократно акцентирует внимание слушателя и читателя на значимости национального компонента содержания образования. «Противоречия между глобальными и локальными проблемами, постепенно стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа и общины», - отмечается в докладе важность сохранения прочных

связей человека с родными духовными корнями и при интенсивной глобализации культурных, экономических, политических и иных процессов.

Сохранение и развитие богатства и многообразия национальных культур - важная и общая задача человечества.

Народы Дагестана и Северного Кавказа наряду с духовными богатствами семьи и общества создали, сохранили до наших дней содержательную и действенную в формировании человеческой личности этническую педагогическую систему, основанную на передаче подрастающему поколению, начиная с раннего детства, почти с младенческого возраста, традиционных духовных ценностей, традиций, обычаев, норм поведения и общения с различными людьми. Такое воспитание, в котором стабильные, живые традиции народа выступают в роли ведущих факторов, средств формирования фундаментальных морально-трудовых качеств и черт личности с целью подготовки ее к самостоятельной семейной и общественной жизни, присущее горским народам Северного Кавказа, сначала в житейском обиходе, а затем в этнопедагогике получило название «традиционного горского воспитания».

Традиционное горское воспитание как терминологическое сочетание слов, как термин этнопедагогики, означающий этническое воспитание народов Дагестана и Северного Кавказа, является инновацией. Рассматривая те или иные проблемы этнопедагогики в своих диссертационных и монографических исследованиях, авторы, обычно употребляют терминологическое сочетание «народная педагогика Дагестана».

Раскрываемые Саидовым Т.Г. сущность и содержание понятия «традиционное горское воспитание» в главных чертах, оценках совпадают с выводами, итогами и нашего исследования, выполненного (в том числе и полевом) материале и с охватом многих сторон проблемы.

Названный автор к проблеме традиционного горского воспитания обращается в связи с обоснованием концепции предмета «Культура и традиции народов Дагестана», введенного в дагестанской школе, начиная с 1990 года. Данная статья, посвящается раскрытию сущности и богатого воспитательного опыта и потенциала традиционного горского воспитания, который актуален, в огромной мере полезен для современной национальной школы, вследствие чего мы считаем логичным и нужным, пользоваться именно термином «традиционное горское воспитание», предпочитая его термину «народная педагогика Дагестана».

Обычай, традиция в Дагестане и в других местностях Северного Кавказа называется адат (от арабского адат - обычай). В дореволюционном Дагестане адат имел троякое значение: бытовой, трудовой, моральный обычай народа, передаваемый от поколения к поколению; способ разбирательства судебных дел и, наконец, закон, юридическая норма.

«Жить по адату» — это сфера моральных, трудовых, бытовых и иных обычаев и традиций, когда их предписания, требования, нормы добровольно, в силу уважения общественного мнения, выполняются в семье и обществе. Нормы отношений между людьми, способы труда, культура общения между представителями старшего и молодого поколений, между представителями противоположных полов, представления о достойном поведении в различных ситуациях и многое другое, являющееся содержанием обычаев и традиций, общественным мнением; авторитетом старейшин, возводилось в ранг моральных законов.

Традиции и обычаи семейной и общественной сферы, в своих тесных взаимосвязях выступающие как главнейший фактор воспитания подрастающих поколений, составляют основу этнической воспитательной системы горских народов Дагестана и Северного Кавказа. В силу этого обстоятельства она и называется традиционным горским воспитанием. Через эту систему горские народы тысячелетиями духовно воспроизводят себя, сохраняя в новых поколениях свой неповторимый национальный

характер, свой самобытный семейно-общественный уклад жизни, особенности мировосприятия, свою духовную культуру.

В этом плане большой интерес вызвало исследование И.А. Агабалаева, состоящее из четких, разграниченных частей, но в то же время объеденное единой мыслью, в каком направлении вести концепцию воспитания подрастающего поколения. В монографии автор не просто называет имена великих педагогов, а достоверно и доказательно повествует об их роль в становлении педагогической науки, опирающейся на народную педагогику. Это научный труд, в котором описывается результативность традиционного горского воспитания, происходящее через нравственное содержательное общение с родителями, родственниками, соседями, сверстниками. Большое внимание в монографии уделяется нравственному воспитанию. И в этом отношении ответственность возлагается на семью, родителей и близких родных. Исследовательская работа И.А. Агабалаева является руководством к действию в решении многих воспитательных задач.

По мысли исследователя традиций, обычаев, духовной культуры народов И. В. Суханова, «магистральная струя» обычаев и традиций народа содержит в себе «лучшие образцы труда, освободительной борьбы, бытовых отношений», что подтверждает анализ педагогического наследия северокавказских народов, основанного на фундаменте гуманистических традиций.

В настоящее время, в жизни постсоветского общества, стремящегося к подлинной демократии, имеет место глубочайшая переоценка ценностей народа, в ходе которой восстанавливаются в своем подлинном статусе факторов духовности общества не только древнейшие народные традиции, но также конфессиональные ценности Ислама, христианства, иудаизма -величайших мировых религий.

И в народных традициях, и в конфессиональных моральных ценностях не устаревающим, непреходящим по ценности и значимости своей являются идеи гуманизма, добра, мира и дружбы.

В дагестанской национальной школе с начала 90-х годов XX века введен предмет «Культура и традиции народов Дагестана», который призван претворить в реальность веление знаменательного времени о необходимости приобщения подрастающего поколения к духовному наследию, моральной культуре многонациональной республики, ее поликультурного общества.

Данное обстоятельство ставит перед исследователями духовно -педагогической культуры дагестанских народов в качестве актуальной проблему изучения этнокультуры и этнопедагогики дагестанских народов с целью разработки на основе их результатов и выводов в соответсвующей учебно-методической литературы для школ.

Обращение педагогической науки и школьной воспитательной практики к опыту воспитания - явление знаменательное, свидетельствующее о его ценности, нужности для решения современных актуальных проблем, задач, стоящих как перед семьей, так и перед школой. Педагогическое наследие, этническая система воспитания того или иного народа представляют ценность еще и потому, что в течение веков их формирование, становление и развитие связаны с данным народом; здесь народом-педагогом во всех отношениях учтены специфические условия и цели своей жизни. Конечно же, народная педагогика везде, даже у самых отдаленных друг от друга народов, имеет единую основу, опирается на общепринятые моральные нормы человеческого общежития, руководствуется общим для всех народов стремлением воспитания достойных, морально зрелых, готовых трудиться, любящих труд людей.

Народный опыт воспитания, накопленный за всю его историю, доказавший свою действительность в деле формирования многих поколений народа, перед национальной школой и другими образовательными

учреждениями открывает широкие возможности усовершенствования, обогащения и гуманизации содержания воспитательного процесса.

Литература:

1. Агабалаев И.А. «Традиционное горское воспитание». Учебное пособие. //Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 240 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студента средних и высших учебных заведений. М.: Академия. 1999 с.6.

3. Делор Ж. «Образование: сокрытое сокровище». //Педагогика. - 1998, -№ 5. - с. 3-16.

4. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. //Педагогика. - 1999. № 6. с. 4.

5. Мирзоев Ш.Л. Народная педагогика Дагестана, Махачкада. Дагучпедгиз, 1986.с. 123

6. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, Дагучпедгиз, 1994 с.133

7. Саидов Т.Г. Культура и традиции пародов Дагестана: Становление мужчины. Учебник для 10-11 кл. М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Мзд. «Гном-Пресс», 1998-320 с.

Literature:

1. Agabalaev I.A. "Traditional highland training." Tutorial. // Makhachkala: ALEPH, 2014. - 240 p.

2. Volkov G.N. Ethnopedagogics: the textbook for students of secondary and higher educational institutions. M .: Academy. 1999 p.6.

3. J. Delors, "Learning: The Treasure." //Pedagogy. - 1998, - number 5. - s. 3-16.

4. Kuzmin MN Education in a multicultural and multiethnic Russia. //Pedagogy. -1999. № 6. a. 4.

5. Mirzayev SH.L. Folk pedagogy Dagestan Mahachkada. Daguchpedgiz, 1986.s.

123

6. Saidov T.G. Peoples create human traditions. Makhachkala, Daguchpedgiz 1994 p.133

7. Saidov T.G. Culture and traditions of the peoples of Dagestan: Becoming a man. Textbook for 10-11. MA: Association of Authors and Publishers "Tandem" Mzd. "Gnome Press" 1998-320 with.

УДК: 372

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТКИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хайбулаев М.Х., к.пед.н., профессор Раджабалиев Г. И., к.техн.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные технологии, повышающие эффективность учебных занятий. Проведен сравнительный анализ пассивных, активных и интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: активный, интерактивный, качество обучения, метод, модель обучения, пассивный.

IMPROVING THE EFFICIENCY IN SCIENCE LESSONS BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Haybulayev M. H., c. ped.n., professor Radzhabaliyev G. P., c. tech.n., associate professor, Dagestan state pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.