Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Мадина Маликовна, Рабаданов Рабадан Муртазалиевич

В данной статье рассматриваются проблемы снижения угроз и обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан. В ходе подготовки статьи использовались методы наблюдения, анализа и синтеза, системного подхода. Применение этих методов позволило собрать необходимый материал, провести комплексный анализ угроз экономической безопасности в Республике Дагестан. Полученные в статье выводы позволяют сформулировать меры обеспечения экономической безопасности региона, повышения ее уровня, а также предложить решение задач, ориентированных на выстраивание эффективной системы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедова Мадина Маликовна, Рабаданов Рабадан Муртазалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND THE WAY OVERCOMING THEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

This article discusses the problems of reducing threats and ensuring the economic security of the Republic of Dagestan. During the preparation of the article, methods of observation, analysis and synthesis, and a systematic approach were used. The use of these methods made it possible to collect the necessary material, conduct a comprehensive analysis of threats to economic security in the Republic of Dagestan. The conclusions obtained in the article allow us to formulate measures to ensure the economic security of the region, increase its level, and also propose solutions to problems aimed at building an effective system for ensuring the economic security of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

Экономическая безопасность

УДК 338.1 МАГОМЕДОВА МАДИНА МАЛИКОВНА

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Мировая и региональная экономика», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия, e-mail: magomedova-mm@mail.ru

РАБАДАНОВ РАБАДАН МУРТАЗАЛИЕВИЧ

инспектор, Счетная палата Российской Федерации,

г. Москва, Россия, e-mail: rabadan05@inbox.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -12-163-168 УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы снижения угроз и обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан. В ходе подготовки статьи использовались методы наблюдения, анализа и синтеза, системного подхода. Применение этих методов позволило собрать необходимый материал, провести комплексный анализ угроз экономической безопасности в Республике Дагестан. Полученные в статье выводы позволяют сформулировать меры обеспечения экономической безопасности региона, повышения ее уровня, а также предложить решение задач, ориентированных на выстраивание эффективной системы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан. Ключевые слова: экономическая безопасность, внешние и внутренние угрозы, Республика Дагестан.

MAGOMEDOVA MADINA MALIKOVNA

Dr.Sc of Economics, Professor, Head of the Department "World and Regional Economics", Dagestan State University, Makhachkala, Russia,

e-mail: magomedova-mm@mail.ru

RABADANOV RABADAN MURTAZALIEVICH

Inspector, Accounts Chamber of the Russian Federation,

Moscow, Russia, e-mail: rabadan05@inbox.ru

THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AND THE WAY OVERCOMING THEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Abstract. This article discusses the problems of reducing threats and ensuring the economic security of the Republic of Dagestan. During the preparation of the article, methods of observation, analysis and synthesis, and a systematic approach were used. The use of these methods made it possible to collect the necessary material, conduct a comprehensive analysis of threats to economic security in the Republic of Dagestan. The conclusions obtained in the article allow us to formulate measures to ensure the economic security of the region, increase its level, and also propose solutions to problems aimed at building an effective system for ensuring the economic security of the Republic of Dagestan.

Keywords: economic security, external and internal threats, Republic of Dagestan.

1. Введение. В современных условиях возникновения глобальных вызовов особую важность приобретает разработка концептуальных подходов к укреплению региональной экономической безопасности в условиях повышенной неопределенности и рисков [1].Укрепление положения Российской Федерации на мировой арене требует новых подходов к обеспечению экономической безопасности регионов, которые должны базироваться на принципах противодействия современным вызовам, внешним и внутренним угрозам в условиях глобальной нестабильности.

В этой связи важное значение приобретает исследование проблем современного состояния экономической безопасности регионов, выявление ключевых вызовов, внешних и внутренних угроз, оценка сбалансированной системы индикаторов экономической безопасности с обоснованием их пороговых значений.

2. Основная часть. При проведении данного исследования использовались методы наблюдения, анализа и синтеза, системного подхода. Применение этих методов позволило собрать необходимый материал, провести комплексный анализ, на основе которого сформулировать предложения по обеспечению экономической безопасности в современных условиях.

Анализ проблем, связанных с укреплением экономической безопасности в Республике Дагестан, необходимо проводить с учетом геополитического положения, экономических, социальных, этнокультурных особенностей региона. Эксперты определяют экономическую безопасность региона как способность и готовность региональной социально-экономической системы обеспечить устойчивый экономический рост, удовлетворение потребностей общества, защиту национальных интересов от внешних и внутренних угроз на основе эффективного управления [2]. Многие эксперты подчеркивают важность учета при анализе экономической безопасности региона таких категорий, как устойчивость и экономический рост, поскольку отсутствие устойчивости и стабильности в развитии региональной социально-экономической системы приводит к возникновению внешних и внутренних угроз. Стабильность и устойчивость в развитии региональной социально-экономической системы гарантирует надежность ее функционирования, прочность внутренних связей, возможность противостоять угрозам, как внешним, так и внутренним [3].

В табл. представлена информация о месте Республики Дагестан в рейтинге основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации за 2018-2019 гг.

№ Показатели Место РД в рейтинге регионов РФ

2018 2019

1 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ на душу населения 83 83

2 ВРП на душу населения 76 78

3 Инвестиции в основной капитал на душу населения 57 56

4 Основные фонды в экономике 33 49

5 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности: -добыча ископаемых; - обрабатывающие производства; - обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 53 69 61 70 55 71 66 72

6 Продукция сельского хозяйства 13 14

7 Ввод в действие жилых домов на 1000 тыс. человек 66 65

8 Оборот розничной торговли на душу населения 40 45

9 Среднедушевые доходы в месяц 46 45

10 Среднемесячная заработная плата работников организаций 85 85

11 Уровень занятости 79 80

12 Уровень безработицы 81 83

13 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя 80 81

И сШтштгшштш ТтштыжмржОнВОтШ0?: Щаттжс 66 мические показат ели : атШт. сб. -

Данные таблицы свидетельствуют о том, что по таким важным показателям, как среднемесячная заработная плата работников, уровень занятости, уровень безработицы, поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ на душу населения, Республика Дагестан занимает одно из последних мест в рейтинге регионов РФ. Ненамного лучше ситуация обстоит с другими индикаторами, характеризующими уровень социально-экономического развития Республики Дагестан. Так, в 2019 г. Республика Дагестан по уровню ВРП на душу населения занимала 78-е место в рейтинге регионов РФ, по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя - 80-е место. Относительно благополучную ситуацию мы наблюдаем с производством продукции сельского хозяйства, по этому индикатору Республика Дагестан занимала в 2019 году 14-е место в рейтинге субъектов Федерации.

В целях преодоления такого резкого отставания индикаторов социально-экономического развития республики от среднероссийских показателей и повышения уровня ее экономической безопасности необходимо исследовать внутренние угрозы экономической безопасности Республики Дагестан, оказывающие существенное влияние на ее общий уровень [5].

К основным внутренним угрозам экономической безопасности Республики Дагестан, на наш взгляд, следует отнести такие, как:

- Низкий уровень жизни населения. Хотя, по данным проведенных исследований о качестве жизни россиян в 2020 г. республика по сравнению с прошлым годом поднялась с 64-й позиции на 56-ю, уровень жизни населения остается все еще достаточно низким. Исследование проводилось по 70 индикаторам, таким, как уровень доходов, занятость и рынок труда, жилищные условия и безопасность проживания, демографическая ситуация, уровень образования, здоровья населения, обеспеченность объектами инфраструктуры, уровень экономического развития, развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Значительный рост произошел по таким показателям, как увеличение объема вкладов населения в банках, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, сокращение выброса в атмосферу вредных веществ, снижение детской смертности, однако несмотря на это уровень жизни населения республики остается достаточно низким.

- Достаточно высокая дифференциация уровня жизни населения и значительная доля беднейшего населения. Значение коэффициента фондов составило 13,5, коэффициента Джинни-0.393. Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах к общей численности населения составила за период 2018-2020 гг. 14,7%, 14,6%, 14,8 % соответственно.

- Высокий уровень безработицы. Официальные данные Росстата свидетельствуют, что среднегодовая численность в Республике Дагестан в 2019 г. уменьшилась по сравнению с 2018 г. и составила 1109, 4 тыс. чел против 1118, 3 тыс. человек. Численность безработных за этот период выросла до 179, 3 тыс. чел, в 2018 г. она составляла 160 тыс. чел. За год вырос и уровень безработных, составив 13,0%. Значение этого показателя в 2018 г. составило 11,6 %.

- Достаточно высокий уровень зависимости республиканского бюджета от поступлений из федерального бюджета. Так, по данным 2019 г. доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан составили 134786 млн руб., расходы консолидированного бюджета - 129598 млн руб. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ составили 45288 млн руб., задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ составила 14522 млн руб.

- Достаточно высокая изношенность основных производственных фондов предприятий Республики Дагестан, которая приводит к низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствию возможности диверсификации производства.

- Низкая рентабельность промышленных предприятий Республики Дагестан, которая приводит к вынужденному сокращению производства, росту безработицы.

- Достаточно высокий уровень дифференциации уровня социально-экономического развития районов и городов Республики Дагестан. Махачкалинско-Каспийская агломерация, к примеру, является центром экономического, культурного, образовательного развития республики, занимает ведущие позиции по объемам выпускаемой промышленной продукции, торговли. На ее территории проживает более 30% населения республики. На территории Среднегорья про-

живает 12% населения Дагестана, в зоне Высокогорья - 17%. Низкая транспортная доступность, тяжелые условия жизни предопределили большой отток населения из пространственной зоны Высокогорья. В северной зоне проживает 8% населения республики, в Южном Дагестане -16%.

- Достаточно низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, недостаточно эффективная структура экономики республики.

- Высокие инвестиционные риски и неблагоприятный инвестиционный климат. На протяжении многих лет рейтинговые агентства отмечали высокие инвестиционные риски по Республике Дагестан. Так, в 2020 г. ранг инвестиционного риска по Республике Дагестан определил 84-е место среди субъектов Федерации. В рейтинге, проводимом РА «Эксперт» на протяжении последних лет, республика стабильно находилась в группе с низким инвестиционным потенциалом и высоким инвестиционным риском.

- Достаточно высокий уровень теневой экономики, доля которого по оценкам экспертов составляет 40-50%.

Очень важно уметь дать полную и объективную оценку влияния ожидаемых угроз, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Как правило, эксперты [6] выделяют в структуре экономической безопасности региона такие важные блоки, как:

1) экономическая независимость, которая предполагает контроль со стороны региональных властей за расходованием региональных ресурсов, обеспечение долгосрочной конкурентоспособности экономики региона, участие в межрегиональной и международной торговле;

2) устойчивое развитие экономики региона, которое подразумевает формирование условий, стимулирующих предпринимательскую деятельность, а также снижение негативного влияния факторов, способных дестабилизировать социально-экономическое положение в регионе;

3) способность к саморазвитию, предполагающая формирование привлекательного климата для привлечения инвестиций и развития инноваций, дальнейшую модернизацию производства и т. д.

К мерам обеспечения экономической безопасности региона эксперты [7] рекомендуют относить информационно-аналитические, меры регулятивного и прямого воздействия. Адаптируя их к современным реалиям Республики Дагестан, можно предложить следующий комплекс мер, направленных на повышение уровня ее экономической безопасности.

1. Информационно-аналитические меры:

- мониторинг уязвимости экономических интересов региона, который предполагает проведение анализа социально-экономического развития Республики Дагестан;

- текущая и прогнозная оценка социально-экономического развития Республики Дагестан, включающая определение и формирование системы показателей оценки социально-экономического развития региона.

2. Меры регулятивного воздействия:

- совершенствование законодательной базы, включающее принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти Республики Дагестан;

- снижение и ликвидация кризисных тенденций в социально-экономическом развитии Республики Дагестан в целом, в городах, муниципальных образованиях , в деятельности отдельных предприятий в пределах компетенции.

3. Меры прямого воздействия:

- разработка и реализация программы выхода Республики Дагестан из кризиса;

- меры государственного регулирования социально-экономического развития Республики Дагестан, предполагающие активное участие в реализации национальных проектов, федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;

- противодействие внешним и внутренним угрозам экономической безопасности, заключающееся в повышении эффективности управления Республикой Дагестан.

Важное значение имеет разработка Стратегии экономической безопасности Республики Дагестан, которая должна основываться на выявлении внешних и внутренних угроз социально -экономическому развитию региона, создании информационной базы данных об факторах, которые представляют угрозу устойчивому и стабильному развитию региона, формировании

эффективного механизма реагирования региональных органов власти на возникающие угрозы экономической безопасности.

Анализ уровня и динамики показателей социально-экономического развития Республики Дагестан свидетельствует о некотором улучшении факторов, определяющих тренд этого развития, однако с точки зрения экономической безопасности динамика основных индикаторов явно неустойчива, внутренние угрозы представляют серьезную опасность для стабильного и устойчивого развития региона. Современная структура промышленного производства не позволяет обеспечить устойчивых темпов социально-экономического развития Республики Дагестан. И именно инновационное инвестирование должно стать приоритетным направлением модернизации экономики региона [8].

Необходимо систематически осуществлять мониторинг факторов и угроз экономической безопасности социально-экономического развития Республики Дагестан, на основе которого целесообразно разработать меры по укреплению экономической безопасности региона, предупреждению появляющихся внешних и внутренних угроз.

В целях повышения уровня экономической безопасности Республики Дагестана, необходимо:

- осуществить оптимальное распределение объемов финансирования между эффективно работающими и кризисными отраслями;

- обеспечить привлечение инвестиций в отрасли повышенной конкурентоспособности, а также провести вывод проблемных отраслей экономики республики из кризиса;

- содействовать укреплению и расширению межрегионального обмена, повышению эффективности внешнеэкономической деятельности, стимулированию экспортной деятельности;

- разработать и обеспечить реализацию региональных целевых антикризисных программ развития Республики Дагестан при поддержке федерального центра.

Важную роль в реализации системы антикризисных мер должны играть программные меры по ужесточению борьбы с коррупцией, экономическими преступлениями. Результативность этой борьбы могут обеспечить консолидированные усилия правоохранительных, контрольно-надзорных и фискальных органов [9].

Заключение. Несмотря на имеющиеся внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Дагестан, происходит улучшение параметров социально-экономического развития Республики Дагестан, ведется работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 г. Модель стратегического развития экономики Республики Дагестан необходимо разрабатывать на основе комплексной оценки внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Создание модели стратегического развития региона должно основываться на анализе геополитических факторов, оказывающих воздействие на развитие региона, определении стратегических зон хозяйствования в регионе и потенциально конкурентоспособных базовых отраслей экономики региона, разработке критериев эффективности реализации стратегических планов, проведении мероприятий с целью выполнения стратегических планов, разработки экономических и политических мероприятий, направленных на поддержку региональными властями поставленных целей, оценке перспектив развития региона с позиции укрепления экономической безопасности [10].

Для выстраивания эффективной системы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан необходимо обеспечить выполнение таких задач, как:

- определение и анализ отрицательных тенденций, оказывающих негативное воздействие на социально-экономическое развитие Республики Дагестан;

- выбор показателей мониторинга экономической безопасности региона, определение кри-

Литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Буркальцева, Д. Д. Точки экономического и инновационного роста : модель организации эффективного функционирования региона //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 8-30.

3. Ганин, О. Б., Шляпина, М. В. Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности регио-

на //Пермский финансовый журнал. 2017. № 2 (17). С. 74-94.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 г. : стат. сб. - Москва, 2020. - URL : https://rosstat.gov. ru.

5. Магомедова, М. М., Рабаданов, Р. М. Обеспечение экономической безопасности региона : проблемы и пути решения (на примере Республики Дагестан) // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 573-576.

6. Долганова, Я. А., Руденко, М. Н.. Модель управления экономической безопасностью регионов //Вестник Прикамского социального института. 2017. С. 50-63.

7. Каранина, Е. В. Концептуальный подход к оценке инвестиционной безопасности экономических субъектов в рамках регионально-отраслевых систем // Инновационное развитие экономики. 2017. № 6 (42). С. 374-383.

8. Куклина, Е. А., Старикова, О. В. Устойчивое развитие регионов России и региональная безопасность в контексте NEWNORMAL // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 401419.

9. Санникова, И. Н., Рудакова, Т. А. Татарникова, Э. В. Риски реального сектора экономики в контексте региональной экономической безопасности // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2015. № 20 (305). С. 2-13.

10. Тофан, А. Л. Формирование модели стратегического развития региона в контексте обеспечения экономической безопасности // Финансы, учет, банки. 2016. № 2 (21). C. 97-103.

References:

1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 //Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2016. № 1 (ch. II). St. 212.

2. Burkal'ceva, D. D. Tochki ekonomicheskogo i innovacionnogo rosta : model' organizacii effektivnogo funkcionirovaniya regiona //MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2017. T. 8. № 1. S. 8-30.

3. Ganin, O. B., SHlyapina, M. V. Finansovye aspekty obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona // Permskij finansovyj zhurnal. 2017. № 2 (17). S. 74-94.

4. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2019 g. : stat. sb. - Moskva, 2020. - URL : https:// rosstat.gov.ru.

5. Magomedova, M. M., Rabadanov, R. M. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti regiona : problemy i puti resheniya (na primere Respubliki Dagestan) //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 2 (115). S. 573576.

6. Dolganova, YA. A., Rudenko, M. N.. Model' upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost'yu regionov // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2017. S. 50-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Karanina, E. V. Konceptual'nyj podhod k ocenke investicionnoj bezopasnosti ekonomicheskih subüktov v ramkah regional'no-otraslevyh sistem //Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2017. № 6 (42). S. 374-383.

8. Kuklina, E. A., Starikova, O. V. Ustojchivoe razvitie regionov Rossii i regional'naya bezopasnost' v kontekste NEWNORMAL // Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie. 2016. T. 15. № 3. S. 401-419.

9. Sannikova, I. N., Rudakova, T. A. Tatarnikova, E. V. Riski real'nogo sektora ekonomiki v kontekste region-al'noj ekonomicheskoj bezopasnosti //Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost'. 2015. № 20 (305). S. 213.

10. Tofan, A. L. Formirovanie modeli strategicheskogo razvitiya regiona v kontekste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti //Finansy, uchet, banki. 2016. № 2 (21). C. 97-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.