Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / УГРОЗЫ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Мадина Маликовна, Рабаданов Рабадан Муртазалиевич

Данная статья посвящена проблемам создания системы управления рисками в регионе в условиях глобальных вызовов и угроз. В процессе написания статьи использовались такие методы, как экспертной оценки, анализа и синтеза, факторный, корреляционно-регрессионного анализа. Использование перечисленных методов позволило провести комплексный анализ рисков экономической безопасности в Республике Дагестан и сформулировать предложения по их снижению. Полученные в статье выводы позволят сформировать в Республике Дагестан эффективную систему управления рисками в целях обеспечения экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедова Мадина Маликовна, Рабаданов Рабадан Муртазалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN EFFECTIVE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE REGION AS A CONDITION FOR INCREASING ECONOMIC SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

This article is devoted to the problems of creating a risk management system in the region in the context of global challenges and threats. In the process of writing the article, such methods as expert assessment, analysis and synthesis, factor analysis, correlation and regression analysis were used. The use of these methods made it possible to conduct a comprehensive analysis of the risks of economic security in the Republic of Dagestan and formulate proposals to reduce them. The conclusions obtained in the article will make it possible to form an effective risk management system in the Republic of Dagestan in order to ensure economic security

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

Экономическая безопасность

УДК 338.1 МАГОМЕДОВА МАДИНА МАЛИКОВНА

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Мировая и региональная экономика», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия, e-mail: magomedova-mm@mail.ru

РАБАДАНОВ РАБАДАН МУРТАЗАЛИЕВИЧ

инспектор, Счетная палата Российской Федерации,

г. Москва, Россия, e-mail: rabadan05@inbox.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-12-261 -266 ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

РИСКАМИ В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ( НА ПРИМЕРЕ РД)

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам создания системы управления рисками в регионе в условиях глобальных вызовов и угроз. В процессе написания статьи использовались такие методы, как экспертной оценки, анализа и синтеза, факторный, корреляционно-регрессионного анализа. Использование перечисленных методов позволило провести комплексный анализ рисков экономической безопасности в Республике Дагестан и сформулировать предложения по их снижению. Полученные в статье выводы позволят сформировать в Республике Дагестан эффективную систему управления рисками в целях обеспечения экономической безопасности

Ключевые слова: экономическая безопасность, риски, угрозы, управление рисками.

MAGOMEDOVA MADINA MALIKOVNA

Dr.Sc of Economics, Professor, Head of the Department "World and Regional Economics", Dagestan State University, Makhachkala, Russia,

e-mail: magomedova-mm@mail.ru

RABADANOV RABADAN MURTAZALIEVICH

Inspector, Accounts Chamber of the Russian Federation,

Moscow, Russia, e-mail: rabadan05@inbox.ru

FORMATION OF AN EFFECTIVE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE REGION AS A CONDITION FOR INCREASING ECONOMIC SECURITY (USING THE EXAMPLE OF RD)

Abstract. This article is devoted to the problems of creating a risk management system in the region in the context of global challenges and threats. In the process of writing the article, such methods as expert assessment, analysis and synthesis, factor analysis, correlation and regression analysis were used. The use of these methods made it possible to conduct a comprehensive analysis of the risks of economic security in the Republic of Dagestan and formulate proposals to reduce them. The conclusions obtained in the article will make it possible to form an effective risk management system in the Republic of Dagestan in order to ensure economic security Keywords: economic security, risks, threats, risk management.

Введение

В современных условиях развития, характеризующихся многочисленными рисками, связанными с усилением экономических санкций, регион как социально-экономическая система сталкивается с угрозами, препятствующими устойчивому развитию самой системы. В ситуации, когда степень неопределенности внешней среды и усиливающаяся динамика негативного воздействия растет, риски становятся серьезной угрозой дальнейшему социально-экономическому развитию региона. Каждый регион в условиях ужесточения экономических санкций должен разрабатывать антикризисные меры для снижения уровня неопределенности внешней и внутренней среды [1]. Важной составляющей антикризисной политики государства должна стать система мер, направленных на создание институциональной инфраструктуры, способствующей минимизации рисков неопределенности среды для предпринимательских структур и населения. В этой связи заслуженный интерес для органов государственной и муниципальной власти представляет используемые в корпоративном секторе экономики технологии риск-менеджмента, которые основаны на следующих этапах системы управления рисками: определение ( индентификация) риска, его оценка и предложение мер по его нейтрализации.

Методы исследования.

На уровне региона использование технологий риск-менеджмента предполагает анализ возникающих политических, экономических, техногенных рисков, проведение их оценки и разработка мер по снижению и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Как показывает проведенный анализ отечественной и зарубежной практики управления рисками, в развитых странах эффективно применяется практика аккумулирования средств населения посредством создания страховых компаний для вложений в инвестиционные проекты Анализ отечественной практики управления рисками продемонстрировал, что в связи с недостаточным уровнем развития страховых фондов и компаний предприниматели с опасением относятся к участию в высокорисковых проектах, поскольку отсутствует возможность страхования рисков. В связи с этим обстоятельством основная нагрузка, связанная с финансированием развития общественного сектора, приходится на долю государства, что существенно осложняет развитие инновационной экономики.

На современном этапе развития в условиях ужесточения вводимых против Российской Федерации экономических санкций необходимо учитывать, что ранее наша экономика была чувствительна к происходящим глобальным процессам, в том числе к сопутствующим глобальным рискам. В настоящее время эксперты [2, 3] прогнозируют снижение влияния мировых тенденций на отечественную экономику, что связано с разработанными и реализуемыми правительством мерами защиты внутреннего рынка и уменьшения зависимости экономики России от действий США и ЕС. Мы наблюдаем процессы переориентации трендов экономического развития на рынки развивающихся стран. Министерством экономического развития РФ разработан целевой сценарий устойчивого развития экономики России, ориентированный на ускоренную адаптацию к изменяющимся условиям, связанный с ужесточением санкций.

В условиях усиливающихся рисков, связанных с изменением ситуации на международной арене, перед государством стоит важная задача-обеспечить противодействие возникающим угрозам, максимально снизить их влияние на деятельность бизнес-структур. Особую актуальность приобретает необходимость разработки мер мониторинга негативных тенденций, представляющих риск, и на этой основе формирование системы мер по предупреждению тенденций, представляющих особую угрозу социально-экономическому развитию региона.

Для достижения поставленных задач эксперты рекомендуют создать такую институциональную среду, которая бы характеризовалась наличием обозначенных правил, целью которых является повышение доверия к основным институтам государства [4]. Для формирования такой среды важное значение имеет законодательство, четко разделяющее уровни компетенций государственной и местной власти. Эксперты выделяют такие способы нейтрализации рисков, как нейтрализация рисков в тесной связи принимаемых решений с законодательными и регулирующими нормами, что даст возможность конкретному субъекту предположить варианты поведения, которые определяются законодательными предписаниями, а также снижение

угрозы рисков за счет проведения мониторинга характеристик рисков, выделения их составляющих [5].

Таким образом, обеспечить эффективное управление рисками возможно за счет тщательного соблюдения законодательных актов или используя систему исследования и мониторинга рисков и выработки эффективных решений их нейтрализации. К сожалению, существующая в настоящее время ситуация в России исключает возможность принятия рисковых решений. Как показывает анализ зарубежной практики, в развитых странах заранее планируются определенные потери, возникающие в процессе реализации рисковых проектов.

На современном этапе развития наблюдается значительное негативное воздействие рисков на развитие регионов, поскольку у региональных органов управления нет реальных инструментов нейтрализации рисков и угроз социально-экономическому развитию. Эти тенденции придают особую актуальность вопросам управления рисками в регионах, социально -экономическое развитие которых осуществляется в условиях недостаточной разграниченности полномочий между федеральным и региональным уровнями, сильной зависимости региональных бюджетов от федеральных дотаций и субсидий.

В настоящее время для регионов наибольшую актуальность приобретают вопросы преодоления инвестиционных и финансовых рисков. По оценкам экспертов бюджетные ограничения не позволяют регионам осуществлять активную и эффективную инвестиционную политику, что, в свою очередь, негативно сказывается на экономической безопасности регионов. Влияние высоких рисков приводит к опасности невыполнения регионами своих обязательств [6].

В современных условиях важное значение приобретает учет и прогнозирование рисков обеспеченности регионов всеми факторами развития и рисков их сбалансированного социально-экономического развития. Некоторые эксперты предлагают для минимизации и нейтрализации рисков, негативно влияющих на устойчивость развития социально-экономических региональных систем и обеспечения сбалансированного развития регионов, формировать в рамках региона кластер, основанный на принципах межкорпоративного сотрудничества предприятий региона, задействованных в границах технологического цикла. В этом процессе для повышения эффективности функционирования кластера очень важную роль играет заинтересованность и политическая воля органов управления региона в развитии этого кластера.

Прежде чем провести оценку рисков, препятствующих социально-экономическому развитию Республики Дагестан, проанализируем динамику основных социально-экономических

Год ВРП на душу населения РД (руб) Степень износа основных фондов на конец года (%) Оборот розничной торговли на душу населения (руб) Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше (%) Среднедушевые денежные доходы населения в месяц (руб.) Общая площадь жилых помещений, приходящаяся В среднем на одного жителя (кв. м.) Динамика реальных доходов населения, в % к предыдущему году Среднегодовая численность населения , тыс. человек

2011 113 034,2 36,9 122579 12,7 18278 16,5 105,7 2922,3

2012 127 528,7 39,7 135860 11,7 20730 16,9 107,5 2938,2

2013 153 260,9 42,1 152841 11,6 21 557 17,1 99,6 2955

2014 177 395,3 43,6 171054 10,2 23 298 17,7 103,2 2977,1

2015 189 575,2 44,8 205890 10,8 26 764 18,2 98,8 3003,0

2016 203 906,4 46,9 196329 10,9 25 669 18,7 91,1 3028,8

2017 209 477,8 49,4 203361 12,0 26 483 19,2 100,9 3052,9

2018 219 856,8 51,0 183878 11,6 25 757 19,4 96,9 3075,0

2019 230345,5 54,0 191480 13,0 27 410 19,7 102,5 3098,5

2020 239 640,7 54,0 188325 15,7 27 666 20,0 97,2 3122,1

ниК?8 5СЮсП1а( пено 5/0Втора ми 2П017Занн лм Ф^ерат ной30сЛу>Жк: б госуЩр4теен ной 1СШппиа гикг314í3фs://

rosstat.gov. ги/ [7]

Проведенный анализ показал, что за последние годы Республика Дагестан укрепила свой экономический потенциал, так, например, за период 2010-2020 годы в рейтинге развития регионов, разрабатываемом РИА Рейтинг, позиции республики значительно укрепились и по итогам 2020 года она заняла 49 место по сравнению с 64 местом в 2010 году. Анализ значения интегрального рейтинга по РД составил 34.0 баллов при среднем значении интегрального рейтинга всех регионов РФ 38,9 баллов и медианном значении 36,9 баллов. Это свидетельствует об устойчивости развития республики, но устойчивости на относительно низком уровне развития.

По данным таблицы 1, производство ВРП на душу населения в 2021 году составило 258588,5 руб, за период 2011-2021 год этот показатель вырос в 2,29 раз, по регионам РФ это увеличение составило 2,88 раз. Анализ динамики отставания этого показателя от аналогичного показателя по регионам РФ показал, что за 10 лет этот разрыв увеличился и составляет сейчас 64,1% против 59,6 в 2011 году. Причинами такого отставания являются эффект низкой базы, кризисные процессы в социально-экономическом развитии республики, снижение платежеспособного спроса населения, уменьшение объема инвестиций и другие факторы. Анализируя динамику изменения структуры ВРП за 2011-2021 годы можно отметить продолжающуюся структурную трансформацию в направлении аграрно-полисервисной экономики.

Характеризуя состояние, структуру, качество основных фондов (см. таблицу 1) можно отметить увеличение полной учетной стоимости основных фондов за 10 лет в 2,6 раза (в РФ это увеличение составило 3,75 раза, по СКФО- в 3,1 раза), снижение доли основных фондов республики в общем объеме основных фондов по регионам СКФО составило 30,3 % в 2011 году 25,5% в 2021 году. Уменьшение объемов инвестиций, которое наблюдалось в 2015-2017 годах, стало причиной замедления обновления и модернизации основных фондов, что привело к увеличению степени износа основных фондов. Так, за 2011-2021 годы степень изношенности увеличилась с 35, 1% до 54,1 %, в то время, когда в целом по Российской Федерации и СКФО наблюдается уменьшение изношенности основных фондов за этот период. Наиболее высока степень изношенности основных фондов Республики Дагестан в таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (67,4%), деятельность в отрасли информации и связи (66,7%), государственное управление и социальное обеспечение (62,5%), транспортировка и хранение (54%). Высокая степень изношенности основных фондов при высоком уровне безработицы не позволяет даже восполнить выбытие устаревших рабочих мест.

Анализ динамики объема розничного товарооборота в РД (см. таблицу 1) показал, что за 10 анализируемых лет он увеличился в 2,14 раза ( в Российской Федерации рост составил 2,32 раза, в СКФО-2,36 раз). Увеличение оборота розничной торговли на душу населения за 20112021 годы составило 1,7 раза, что гораздо меньше чем по регионам СКФО -2,21 раз и в среднем по регионам РФ-в 2,26 раз.

Уровень безработицы населения Республики Дагестан ( см. таблицу 1) традиционно превышает среднероссийские показатели в 2-2,5 раза и становится выше в связи с сокращением рабочих мест, с дисбалансом, связанным с выбытием старых и появлением новых рабочих мест. Рост безработицы за период 2011-2021 годы составил 118,9%.

Уровень среднедушевого денежного дохода населения в месяц ( см. таблицу 1) за 2021 год составил 30 258 рублей, по сравнению с 2011 годом он вырос в 1,6 раза. Уровень бедности населения вырос с 8,0 % до 14,8%, что почти вдвое превышает среднероссийский уровень. Анализируя структуру среднедушевых доходов населения можно отметить достаточно низкую долю заработной платы, пенсий, пособий, которые в сумме составляет 40 %. Среднемесячная заработная плата за последние 10 лет выросла в 3,54 раза, в то время как в Российской Федерации этот рост составил 2,76 раза, в СКФО-2.8%.

Анализ показателя «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. м.)» ( см. таблицу ^продемонстрировал, что жилищный фонд Республики Дагестан за последние 10 лет увеличился в 1,3 раза и составил 61,3 млн. квадратных метров. Однако, хотя темпы роста обеспеченности населения Республики Дагестан жилищным фондом выше, чем в среднем по Российской Федерации и по СКФО, в 2021 году значение этого показателя составляло 21,4 кв.м. при среднероссийских показателях 26,9 кв.м. К сожалению, в рейтинге доступности жилья Дагестан занимает 80 место среди субъектов Российской Федера-

ции.

Среднегодовая численность населения (см. таблицу 1) составила в 2021 году 3143,6 тыс.человек, и составляет 2,3% и 31,4% от численности населения страны и субъектов Российской Федерации в СКФО. За период 2011-2021 годов она увеличилась на 221,3 тыс. человек или на 7,6 %. Среднегодовая численность населения Российской Федерации за это время увеличилась на 2,3%, а СКФО- на 6,6.%. Прирост населения Республики Дагестан объясняется высоким уровнем рождаемости и снижением смертности населения [8].

Результаты. Проведенный нами анализ проблем, препятствующих социально-экономическому развитию Республики Дагестан, дал возможность определить основные риски и угрозы, препятствующие полноценному развитию региона. К основным рискам и угрозам, препятствующим устойчивому социально-экономическому развитию республики, можно отнести следующие:

- крайняя нестабильность и неопределенность внешней политической и экономической среды, глобальные вызовы и риски;

- диспропорции и дисбалансы в социально-экономическом развитии Республики Дагестан;

-низкий уровень денежных доходов на душу населения, высокие показатели уровня бедности, безработицы;

- отток квалифицированных специалистов из республики;

- увеличивающийся уровень дифференциации развития районов и городов республики, ускоренное развитие Махачкалинско-Каспийской агломерации;

- низкий удельный вес в структуре народно-хозяйственного комплекса средних и крупных предприятий;

- снижение объемов бюджетных и внебюджетных средств, предназначенных для реализации серьезных инвестиционных проектов в республике, в связи появлением глобальных вызовов и угроз для российской и мировой экономики;

- резкое обострение экологических проблем региона, связанных с отсутствием переработки ТБО, загрязнением Каспийского моря;

- высокая дифференциация уровня жизни населения республики, наличие достаточно высокого удельного веса бедного населения;

- высокая степень зависимости регионального бюджета от поступлений из федерального бюджета;

- невысокая рентабельность предприятий и организаций региона, приводящая к низкой конкурентоспособности продукции, сокращению объемов производимой продукции, увеличению безработицы.

Учитывая успешные наработки отечественных специалистов [9,10] целях минимизации рисков и нейтрализации негативного действия угроз экономической безопасности необходимо разработать и реализовать следующие направления управления рисками в Республике Дагестан:

- на основе анализа, оценки и мониторинга рисков провести их систематизацию с целью определения степени их взаимозависимости и взаимовлияния;

- с целью нейтрализации негативного влияния рисков на социально-экономические процессы, происходящие в Республике Дагестан и минимизации возможных убытков, осуществить диверсификацию, то есть распределение капитала между государством и бизнесом;

- создать резервные фонды, подлежащие обособленному учету, управлению и использованию в целях покрытия непредвиденных расходов, возникающих в процессе реализации проек-

Литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года. № 683 // Собр.законодательства Рос. Федерации. 2016. №1 (ч.П).Ст.212.

2. Александров А.А. Экономическая безопасность региона: риски и их оценка// Инженерные кадры -будущее инновационной экономики России.2019. №6. С.9-12.

3. Глотова А.С., Реммельг К.А. Методические аспекты оценки рисков экономической безопасности региона//Аллея науки.2017. Том 2. №16. С.427-430.

4. Магомедова М.М., Рабаданов Р.М. Обеспечение экономической безопасности региона: проблемы и

пути решения (на примере Республики Дагестан)// Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С 573-576.

5. Макарова Т.В. Теоретические подходы к классификации рисков и угроз экономической безопасности региона/ в сборнике: Социально-гуманитарные проблемы современности. Сборник научных трудов. 2018. С.128-137.

6. Долганова Я.А., Руденко М.Н.. Модель управления экономической безопасностью регионов // Вестник Прикамского социального института. 2017. С.50-63.

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Официальное издание. Москва, 2021. https://rosstat.gov.ru

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года. Утверждена Законом Республики Дагестан «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года» http://minec-rd.e-dag.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda

9. Рой О.М. Управление риском как фактор обеспечения экономической безопасности региона/ В сборнике «Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности». Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С.33-39.

10. Цакаев А.Х., Хадисов М-Р.Б. Механизм управления риском снижения экономической безопасности региона: организационный аспект// Управление риском.2019.№ 2(90) С. 9-23.

References:

1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 goda. № 683 //Sobr.zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2016. №1 (ch.II).St.212.

2. Aleksandrov A.A. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: riski i ih ocenka//Inzhenernye kadry-budushchee innovacionnoj ekonomiki Rossii.2019. №6. S.9-12.

3. Glotova A.S., Remmel'g K.A. Metodicheskie aspekty ocenki riskov ekonomicheskoj bezopasnosti regiona// Alleya nauki.2017. Tom 2. №16. S.427-430.

4. Magomedova M.M., Rabadanov R.M. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti regiona: problemy i puti resheniya (naprimere Respubliki Dagestan)//Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2020. № 2 (115). S 573-576.

5. Makarova T.V. Teoreticheskie podhody k klassifikacii riskov i ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti regiona/ v sbornike: Social'no-gumanitarnyeproblemy sovremennosti. Sbornik nauchnyh trudov. 2018. S.128-137.

6. Dolganova YA.A., Rudenko M.N.. Model' upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost'yu regionov // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2017. S.50-63.

7. Regiony Rossii. Osnovnye harakteristiki subüktov Rossijskoj Federacii. Oficial'noe izdanie. Moskva, 2021. https://rosstat.gov. ru

8. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan na period do 2030 goda. Utverzhdena Zakonom Respubliki Dagestan «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2030 goda» http://minec-rd.e-dag.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda

9. Roj O.M. Upravlenie riskom kak faktor obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona/ V sbornike «Ekonomiko-pravovye problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti». Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S.33-39.

10. Cakaev A.H., Hadisov M-R.B. Mekhanizm upravleniya riskom snizheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona: organizacionnyj aspekt// Upravlenie riskom.2019.№ 2(90) S. 9-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.