УДК 349.2 ББК 67.405.1
DOI 10.22394/1682-2358-2023-5-63-71
A.A. Ivanov, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Labor Law Department, Saratov State Academy of Law
THREAT
TO LIFE AND HEALTH OF PEDAGOGICAL WORKERS: LEGAL ASPECTS
Issues related to risks in the labor activity of pedagogical workers are analyzed. From the point of view of the current legislation and practice of its application and existing approaches in science, the concept of threat to life and health of an employee is investigated, an authorial definition is proposed. In the context of the risks lying in the plane of pedagogical labor certain recommendations to contribute to the system of social and labor guarantees of pedagogical workers are proposed.
Key words and word-combinations: pedagogical workers, risks to life and health, social risk factors.
А.А. Иванов, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии (етай [email protected])
УГРОЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Анализируются вопросы, связанные с рисками в трудовой деятельности педагогических работников. С позиции действующего законодательства, практики его применения и существующих в науке подходов исследуется понятие угрозы жизни и здоровью работника, предлагается его авторское определение. В контексте рассмотрения рисков, связанных с педагогической деятельностью, сформулированы рекомендации по дополнению системы социально-трудовых гарантий педагогических работников.
Ключевые слова и словосочетания: педагогические работники, риски для жизни и здоровья, социальные факторы риска.
В
современных реалиях становится актуальной проблема угрозы жизни и здоровью работников [1], при этом сфера педагогического труда не является исключением [2]. Труд педагогических работников имеет свою специфику с точки зрения не только правового регулирования как такового, но и его организации. Организационный аспект
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5
63
педагогической работы представляет интерес с теоретических, правовых и практических позиций, связанных с безопасностью труда самих педагогов [3]. В связи с этим представляется необходимым выявить и проанализировать риски, связанные с профессией педагога, через призму отечественного законодательства и практики его применения.
Категория «угроза жизни и здоровью» закреплена в различных отраслях российского законодательства: трудовом, медицинском, экологическом и других. Данная правовая категория содержится во многих нормативных актах высших органов исполнительной власти, но особый интерес представляет такой ведомственный акт, как приказ Роструда от 24 января 2011 г. № 14 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [4]. По смыслу основных положений п. 5.3 данного документа под угрозой социального здоровья граждан понимаются следующие нарушения со стороны работодателей: невыплата работникам заработной платы; непредоставление оплачиваемых отпусков; необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Аналогичное толкование угрозы жизни и здоровью содержится и в проекте приказа Роструда «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [5].
Под действиями, а равным образом бездействием работодателей, которые попадают под понятие угрозы жизни и здоровью, кроме тех, которые предусмотрены приказом Роструда от 24 января 2011 г. № 14, подразумеваются: нарушение режима труда и отдыха; уклонение от оформления социально-трудовых отношений; допуск к работе их субъектов, не прошедших инструктаж; медицинское освидетельствование; отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование; непроведение специальной оценки условий труда; непредоставление гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность во вредных или опасных условиях труда.
Данное понятие содержится в большом количестве локальных актов работодателей, например в актах ОАО «РЖД» [6]. Термин «угроза
64
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5
жизни и здоровью» содержится также в важнейших правовых нормах, регулирующих отношения социального партнерства [7].
В правоприменительной практике судебных учреждений различных инстанций также наблюдается использование категории угрозы жизни и здоровью работников. Однако единого толкования ни Верховный Суд РФ, ни Конституционный Суд РФ не выработали. Заслуживает внимания «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022)». Согласно оценкам Верховного Суда РФ, «поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти о фактах нарушений работодателей трудового законодательства... повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, является основанием для проведения внеплановой проверки». Можно предположить, что наличие угрозы жизни и здоровью работников — это основание для проведения проверки сотрудниками государственной инспекции труда [8]. Вместе с тем для полноценного, легального определения подобная юридическая формулировка вряд ли подходит.
Исходя из обзора существующих нормативно-правовых актов, сложившейся судебной практики, правил социального партнерства, локальных актов работодателей, можно сделать вывод о том, что, несмотря на широкое распространение понятия угрозы жизни и здоровью работников, в отечественном законодательстве и правоприменительной практике легального универсального определения обозначенного понятия не выработано.
В современной научной доктрине сложились специфические подходы к пониманию понятия угрозы жизни и здоровью работников. Так, В.А. Абалдуев предлагает определять угрозу жизни и здоровью работника как состояние производственной среды и условий труда, которые могут повлиять на наступление заболеваний, нарушающих функции организма [9]. С.Ю. Головина считает целесообразным включать в состав угрозы жизни и здоровью работников сексуальные домогательства
[10] в силу того, что данные действия могут иметь для пострадавшего работника последствия физического и психического характера.
Исходя из анализа нормативных актов, сложившихся норм судебной практики и существующих научных подходов, понимание угрозы жизни и здоровью работников, на наш взгляд, необходимо дополнить следующим условием: деструктивная окружающая среда на рабочем месте, нахождение в которой может стать причиной развития заболеваний физического и психического характера. В данном определении намеренно не применяется формулировка профессиональных заболеваний, так как правомерным представляется учитывать не только раз-
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 6
витие у работников заболеваний профессионального характера, непосредственно связанных с опасной для здоровья средой. Если общество подразумевает под угрозой жизни и здоровью работника не только нахождение во вредных и опасных условиях труда, но и в деструктивной среде на рабочем месте, то это означает, что, кроме непосредственных профессиональных заболеваний, к ним прибавляются и иные заболевания, вызванные нахождением в конкретной среде. Так, продолжая мысль С.Ю. Головиной, можно прийти к выводу о том, что сексуальные домогательства работодателя могут стать для его объекта причиной психического расстройства и даже суицида. Таким образом, под угрозой жизни и здоровью следует понимать не только вредные и опасные условия труда, но и деструктивное окружение, соответствующую среду, на первый взгляд с условиями труда никак не связанные.
Угроза жизни и здоровью в педагогической деятельности, как правило, возникает прежде всего в связи с деструктивной средой на рабочем месте. Так, при выполнении своих трудовых обязанностей педагогический работник может сталкиваться с такими санитарно-гигиеническими факторами, негативно влияющими на состояние его здоровья, как шум; некомфортная температура; наличие сквозняков в учебной аудитории; плохое освещение; загрязнение воздуха [11]. Наличие уже одного из данных факторов может крайне отрицательно сказаться на здоровье.
В современных условиях цифровизации школьным педагогам приходится проводить много времени за компьютером как в образовательной организации, так и дома для заполнения электронного дневника; написания рабочих программ предметов (дисциплин); классные руководители ведут текущую документацию, связанную с делами вверенного класса, — составляют списки учеников для школьного врача и т.п.; делают различные выписки и справки; готовят материалы к занятиям. Кроме электронного дневника (сервис dnevnik.ru), во многих школах учителей обязывают заполнять и традиционные, бумажные журналы. Очевидно, что при этом явно возрастает нагрузка на зрение, поэтому особого внимания заслуживает проблема недостаточного освещения, так как учителя входят в группу риска как потенциальные пациенты врачей-офтальмологов. Даже в период пандемии COVID-19, когда, казалось бы, педагогические работники находились дома, в комфортных условиях, риски для их здоровья увеличивались в силу того, что им приходилось проводить гораздо больше времени за мониторами в процессе видеосвязи с обучающимися, а также для ведения отчетной документации, занимающей не меньше времени, чем учебная работа. В результате заметно возросла нагрузка на зрение, на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, сердце.
66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5
Существенную угрозу жизни и здоровью педагога представляет также риск сердечно-сосудистых заболеваний. Их причиной является повышенная нагрузка на сенсорные системы организма и на психику. Работа с большой аудиторией (более двадцати человек), как отмечают специалисты, связана с риском формирования подобных заболеваний [11]. Риск сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний, связанных с центральной нервной системой, безусловно, увеличивается в неблагоприятной атмосфере контактов с администрацией образовательной организации, которая может вести себя крайне недобросовестно или, более того. противоправно.
Профессиональным заболеванием педагогических работников являются осложнения, связанные с нагрузкой на голосовые связки. Развитие хронических заболеваний, таких как ларингит или трахеит, повреждения слизистой оболочки горла, при отсутствии неотложных мер могут стать причиной более серьезных респираторных заболеваний.
Находясь в плоскости малоподвижности, связанной со спецификой педагогической работы, те педагоги, кто при проведении занятий находится преимущественно в стоячем положении (например, читающие лекции), рискуют со временем приобрести варикоз нижних конечностей, а те, кто больше сидит, подвержены таким профессиональным заболеваниям, как ожирение, сердечно-сосудистые болезни, неврозы, осложнения с кишечником и т.п.
В силу не всегда четко выверенной организации педагогической работы учителям нередко приходится брать определенные материалы домой (составление рабочих программ дисциплин или фондов оценочных средств; сбор информации об учащихся и их законных представителях и ее обобщение в таблицах; срочные поручения администрации). Получается, что режим дня педагогического работника должным образом не упорядочен, дисбаланс между работой и отдыхом приводит к физическим перегрузкам, исключая возможность занятия спортом или хобби, что негативно отражается на состоянии физического и психического здоровья. Такой образ жизни наносит физический и ментальный вред здоровью, чреват эмоциональным и профессиональным выгоранием личности, что, в свою очередь, приводит к снижению работоспособности, а иногда и уходу из профессии.
В.А. Абалдуев подчеркивает, что нарушения со стороны работодателей (невыплата заработной платы; непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков; необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.) могут стать существенными факторами состояния производственной среды и условий труда, влияющими на состояние здоровья работников. Очевидно, что наруше-
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 6 7
ния российского трудового законодательства со стороны работодателей формируют соответствующую среду на рабочем месте.
Кроме санитарно-гигиенических факторов на рабочих местах, немалое значение в системе здоровья и жизнеобеспечении педагогических работников приобретают и так называемые социальные факторы риска. В приказе Роструда от 24 января 2011 г. № 14 социальные факторы условно подразделяются на две группы: во-первых, факторы риска, лежащие в плоскости трудовых отношений между педагогическим работником и работодателями в лице администраций образовательных организаций; во-вторых, факторы риска, связанные со взаимодействием с целевой аудиторией, с обучающимися и их законными пр едставителями.
В первую группу факторов риска, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью педагогических работников, входит сфера трудовых правоотношений, связанная с нарушениями норм ТК РФ и иных нормативных актов в данной области. Анализ современной судебной практики и материалов СМИ свидетельствует о частых нарушениях трудовых прав педагогических работников со стороны работодателей, что проявляется в незаконных действиях, противоречащих трудовому законодательству. Распространенным является поручение учителям работы, не предусмотренной трудовым договором и трудовой функцией в целом; понуждение администрациями школ учителей к работе, не связанной с педагогической, — уборке территорий школы или даже территорий населенных пунктов [12]. Привлекая педагогов к неквалифицированной работе, не предусмотренной трудовым договором, недобросовестные работодатели проявляют бездействие, связанное с обеспечением их средствами индивидуальной и коллективной защиты, чем создают травмоопасные положения.
К данной группе факторов риска, создающих угрозу жизни и здоровью педагогических работников, относятся также незаконные действия работодателей, связанные с невыплатой премий, понуждением к увольнению по собственному желанию [13]. В соответствии с приказом Роструда от 24 января 2011 г. № 14 нахождение работника в состоянии, к которому привела невыплата или несвоевременная выплата заработной платы, является одним из факторов, представляющих собой угрозу для жизни и здоровья работника. Незаконное увольнение делает работника социально уязвимым по объективным причинам, он теряет способность к достойному существованию из-за отсутствия средств для оплаты жилищно-коммунальных услуг, приобретения продуктов питания, одежды, обуви, саморазвития [14] и становится фактором риска, создающим угрозу жизни и здоровью [15]. Как правило, ответчики в
68 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5
своих требованиях, кроме восстановления на работе, выдвигают требование выплаты денежных средств за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда.
Вторая группа факторов риска угрозы жизни и здоровью педагогических работников находится в плоскости их взаимодействия с обучающимися и их родителями. К сожалению, в современном обществе существует множество негативных тенденций, одна из них — маргинализация населения в связи с употреблением запрещенных веществ и алкоголя [16]. В результате педагогам и администрациям школ приходится взаимодействовать с семьями, которые состоят на учете как социально опасные; приходится работать с детьми, чьи родители имеют неоднократные судимости. Если в классе большое количество таких детей, учитель сам может оказаться жертвой: обучающиеся нередко срывают занятия, неподобающим поведением нарушают устав образовательной организации, тем самым наносят вред здоровью и жизни педагога [17]. Не застрахован учитель и от подобных действий родителей, ведущих асоциальный образ жизни. К сожалению, когда у ребенка нет должных авторитетов и образцов для подражания, он, вероятнее всего, будет копировать деструктивное поведение членов своей семьи. Родители, ведущие антиобщественный образ жизни, внушают ребенку, что с учителем и администрацией школы можно не считаться, а взаимодействие педагогов с такой категорией обучающихся и их законных представителей становится не только причиной неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний, но и представляет реальную угрозу для жизни и здоровья педагога.
Таким образом, факторами риска, создающими угрозу жизни и здоровью педагогических работников, являются следующие: неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние помещений для проведения занятий; недостаточное освещение и несоответствующий температурный режим; факторы, связанные с систематическим нахождением в однообразном положении — причине таких профессиональных заболеваний, как варикоз нижних конечностей, ожирение, гиподинамия, гипертония; развитие респираторных заболеваний из-за нагрузки на голосовые связки.
Особую группу негативных факторов, создающих угрозу жизни и здоровью педагогических работников, составляет нарушение работодателями трудового законодательства по вопросам выплаты заработной платы, охраны труда, расторжению трудовых отношений, когда работники в результате незаконных действий (бездействий) работодателей могут оказаться не только за чертой бедности, но и в травмоопасном положении. Однако наиболее опасная группа факторов риска, создаю-
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5 64
щих угрозу жизни и здоровья работников, возникает при взаимодействии педагогов с обучающимися и их законными представителями из числа социально опасных семей, склонных к девиантному поведению.
Сегодня на законодательном уровне не выработано единого универсального определения понятия угрозы жизни и здоровью работника, хотя данное понятие употребляется во многих нормативных правовых актах разных уровней. В связи с этим представляется целесообразным в российском трудовом законодательстве закрепить следующее определение: угроза жизни и здоровью работника — это деструктивная среда на рабочем месте, нахождение в которой является причиной развития физических и психических заболеваний.
Требуется также, на наш взгляд, дополнить систему социально-трудовых гарантий педагогических работников. Для педагогов школьного образования следует предусмотреть на законодательном уровне обязанность работодателей по предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска с целью восстановления здоровья, а также создание специальной сети медицинских организаций.
Библиографический список
1. Попова А.С. Некоторые пробелы в законодательном регулировании защиты жизни и здоровья медицинских работников от противоправных действий пациентов и пути их преодоления // Алтайский юридический вестник. 2019. № 1 (25). С. 72-77.
2. Почему в школах не хватает учителей и что с этим делать? URL: https:// rg.ru/2023/09/25/pedagogicheskaia-dilemma.html
3. Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 7 июля 2014 г. № 25579/2014 2-5579/2014~М-5584/2014 2-5579\2014 М-5584/2014. URL: https://sudact.ru
4. Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: приказ Роструда от 24 янв. 2011 г. № 14 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: проект приказа Роструда [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок ПОТ РЖД-4100612-ЦМ-210-20: распоряжение ОАО «РЖД» от 7 дек. 2020 г. № 2683/р (в ред. от 16 янв. 2023 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
70 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 5
7. Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2023-2025 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией «Росатом» 20 дек. 2022 г.) // Официальный сайт Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 дек. 2022 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2023. № 4.
9. Абалдуев В.А. Обстоятельства угрозы жизни и здоровью работников в трудовом праве России: понятие и юридическое значение // Вопросы трудового права. 2023. № 6. С. 362-365.
10. Головина С.Ю., Сыченко Е.В., Войтковская И.В. Защита от насилия и домогательств в сфере труда: вызовы и возможности для России и Казахстана // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 3. С. 624-647.
11. Шитов Д.Г., Шумейко Э.А. Профессиональные риски в работе преподавателя вуза // Организация и методика физического воспитания в образовательном процессе вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедры «Физическая культура» Саратовского Вавиловского университета. Саратов, 2023. С. 186-191.
12. В Саратове учителей заставили убирать снег в мусорные мешки. URL: https:// rg.ru/2019/01/28/reg-pfo/v-saratove-po-sboru-uchiteliami-snega-v-meshki-provedut-proverku.html
13. Решение Пушкинского городского суда от 16 янв. 2020 г. № 2-205/2020 2-205/2020(2-5316/2019;)~М-4882/20192-5316/2019 М-4882/2019 по делу № 2-205/2020. URL: https://sudact.ru
14. Путин назвал бедность непобежденным врагом. URL: https://rg.ru/2021/09/27/ putin-nazval-bednost-nepobezhdennym-vragom.html
15. Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 28 нояб. 2014 г. № 25818/2014 2-5818/2014~М-5153/2014 М-5153/2014. URL: https://sudact.ru
16. Решение Сосновоборского городского суда от 14 июня 2019 г. № 2-289/2018 2-7/2019 2-7/2019(2-289/2018;)~М-112/2018 М-112/2018 по делу № 2-289/2018. URL: https://sudact.ru
17. Приговор Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 7 июля 2020 г. № 1-16/2020 1-332/2019 по делу № 1-16/2020. URL: https://sudact.ru
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 5