ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_104 УДК 349.2
К ВОПРОСУ О СРОКЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ON THE ISSUE OF THE TERM OF THE EMPLOYMENT CONTRACT TEACHING STAFF
СЕРГЕЕНКО Юлия Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права, Саратовская государственная юридическая академия. 410056, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Вольская, 1. E-mail: [email protected];
Sergeenko Yuliya Sergeevna,
assistant professor Chair of Labor Law, Saratov State Law Academy, candidate of juridical sciences. 410056, Russia, Saratov, Volskaya st., 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследованы законодательство, судебная практика, научные труды ученых по вопросу срока трудового договора и его заключения с педагогическими работниками. Выявлены положительные стороны заключения трудового договора с педагогическими работниками на неопределенный срок. При подготовке материала автором были использованы метод анализа и формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Abstract: The article examines legislation, judicial practice, scientific works of scientists on the issue of the term of the employment contract and its conclusion with teaching staff. The positive aspects of concluding an employment contract with teaching staff for an indefinite period are revealed. When preparing the material, the author used the method of analysis and formal-legal, comparative-legal methods.
Ключевые слова: педагогические работники, трудовой договор, обучающиеся, наука.
Keywords: teaching staff, employment contract, students, science.
Для цитирования: Сергеенко Ю.С. К вопросу о сроке трудового договора педагогического работника // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 104-105. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_104.
For citation: Sergeenko Yu.S. On the issue of the term of the employment contract teaching staff // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 104-105. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_104.
Статья поступила в редакцию: 16.01.2023
Трудовой договор является основой возникновения трудовых отношений между работником и работодателем. Это гарант защиты работников при выполнении трудовых обязанностей, который является основой для регулирования процесса труда. В настоящее время он переживает изменения по его содержанию вызванные реалиями настоящего времени. Существуют различные точки зрения ученых по условиям трудового договора, но это лишний раз подтверждает актуальность его развития и трансформации в лучшую сторону для граждан заключивших трудовой договор и осуществляющих свои обязанности. «Новые» условия, закрепленные в нем дают пищу для размышления, споры и рассуждения специалистов в трудовом праве. Специалисты кадровых служб разрабатывают и изменяют этот документ под требования законодательства и условия организации в зависимости от отрасли. Предоставляя максимально улучшенные условия этого соглашения. Это свидетельствует о заботе и максимальной защите работников как со стороны государства, работодателей, так и действующих юристов нашей страны.
По словам Владимира Владимировича Путина: «Уважение к человеку труда, социальное партнерство, экономическая солидарность -это важнейшие положения, которые заложены в Конституции России. Нужно, чтобы эти положения Конституции работали в каждом районе, регионе, области, городе, в конкретных трудовых коллективах и предприятиях. Для этого правительство, профсоюзы, работодатели должны действовать максимально слаженно, как настоящие партнеры» [1]. Именно такая слаженная работа, объединенная общей целью по повышению трудовых прав работников - залог соблюдения основного закона Российской Федерации. Выполнение трудовых обязанностей педагогов как при получении обучающимися общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования зависит от их правового обеспечения. Поэтому периодически возникает вопрос у педагогов высшей школы о заключении трудовых договоров на неопределенный срок и закреплении этого в законодательстве. В настоящее время в образовательных организациях высшего образования как правило трудовые договоры заключаются на определенный срок (встречаются договоры на 6 месяцев, на год, на два года, на три года). А. В. Завгородний полагает, что «Многолетняя практика показывает, что большинство педагогических работников работают в образовательной организации не один десяток лет, но при этом они вынуждены периодически проходить конкурсный отбор и заключать очередной срочный трудовой договор» [2]. Н.Л. Лютов раскрывает в своей работе «проблемы срочного трудового договора в качестве элемента неустойчивой занятости» [3]. Н. В. Черных подчеркивает, что «Основным элементом неустойчивой занятости в труде научных работников и лиц профессорско-преподавательского персонала следует признать возможность заключения с ними срочного трудового договора» [4]. Совершенствование трудового законодательства касающегося педагогических работников в своей работе исследует и В.А. Абалдуев [5].
И действительно это так. Педагогический работник не может быть уверен в «завтрашнем дне», а, то есть будут ли продлены его трудовые отношения через год?
Вопрос о сроке трудового договора периодически возникал и возникает на практике, так и в теории при регулировании трудовых отношений. Было изучено Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. № 771-О [6], Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2022 г. № 2238-О [7]. А 15 июля 2022 г. № 32-П было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ [8], в котором подчеркивается «... лишь в условиях стабильной занятости, которая при выборе гражданином такой формы реализации права на свободное
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), как заключение трудового договора, предполагает длительные трудовые отношения, возможна и полноценная реализация педагогическими работниками конституционных свобод научного творчества и преподавания (статья 44, часть 1, Конституции Российской Федерации)...» [8].
Кроме того, уже было принято «Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы» [9] в котором прослеживается главная идея о массовом заключении трудовых договоров на неопределенный срок с педагогическими работниками, а в случае невозможности его заключения на неопределенный срок, то при согласии работника не меньше чем на три года [9].
В настоящее время рассматривается Законопроект внесенного в Государственную Думу о внесении изменений в ст. 332 ТК РФ [10], в соответствии с которым трудовые договоры с педагогическими работниками высшей школы могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок, но не менее чем на три года (в законопроекте перечислены исключения заключения трудового договора на три года «если трудовой договор заключается впервые либо планируемая учебная нагрузка педагогического работника объективно исключает возможность установления трудовых отношений с ним на срок не менее трех лет. В этих случаях допускается заключение трудового договора с педагогическим работником на срок менее трех лет, но не менее чем на один год» [10]).
Несомненно, это улучшение в защите труда педагогических работников, так как это альтернатива выбора для сторон продолжительности трудовых отношений и не уменьшение его менее чем три года, а также возможность установления и на неопределенный срок.
В самом деле, добросовестные педагогические работники высшей школы осуществляя свои обязанности, реализовывая образовательный процесс для будущего поколения должны быть убеждены в длительности трудовых договоров для внутреннего спокойствия и уверенности в социальной необходимости и нужности его труда для страны. Научная работа - это особый труд научных работников. Как правило, для достижения результата по выбранному научному направлению требуется время, значительное количество времени и это не оди н год и тем более не полгода. ..поэтому так важно защитить таких работников и гарантировать заключение трудового договора на срок не менее трех лет или на неопределенный срок.
Срок трудового договора должен зависеть от каждого работника в индивидуальном порядке. Если он добросовестно исполнял свои обязанности, содержащиеся в трудовом договоре (см. например, «3.1.1.2. Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения Работодателя» [11]), а работодатель способствовал осуществлению научной работы, поддерживал его, то по соглашению сторон данные отношения будут носить длительный характер. Только стабильная занятость для работников науки даст плодотворные результаты в развитии различных отраслей Российской Федерации, потому так важно осуществлять защиту научного сообщества, предоставляя гарантированную занятость и нужность своей стране. Нам думается, что как практическое сообщество, так и научное еще не раз будут возвращаться к этому вопросу. Потому как за работой именно этих субъектов трудового права стоит будущее Российской Федерации.
Библиогра фия:
1. Путин: власти, работодатели и профсоюзы должны работать как партнеры https://www.vesti.ru/finance/article/2544375
2. Завгородний, А. В. Особенности и содержание трудового договора с педагогическим работником образовательной организации высшего образования / А. В. Завгородний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2014. - № 4. - С. 158. - EDN SZBZCD.
3. Лютов Н.Л. Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 20.
4. Черных, Н. В. Элементы неустойчивой занятости в труде научных и педагогических работников / Н. В. Черных // Lex Russica (Русский закон). -2021. - Т. 74. - № 10(179). - С. 38. - DOI 10.17803/1729-5920.2021.179.10.036-046. - EDN UDEBJC.
5. Абалдуев, В. А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства / В. А. Абалдуев // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2008. - Т. 3. - № 1. -С. 92-122. - EDN NCIMDL.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. № 771 -О // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2022 г. № 2238-О // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 г. № 32-П // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021) (ред. от 05.05.2022) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Система обеспечения законодательной деятельности https://sozd.duma.gov.ru/bill/190210-8 (дата обращения 03.01.2023 г.)
11. Форма: Трудовой договор с преподавателем (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) // Доступ из справочно-правовой системы « Консул ьтантПл юс».
References:
1. Putin: the authorities, employers and trade unions should work as partners https://www.vesti.ru/finance/article/2544375
2. Zavgorodny, A.V. Features and content of an employment contract with a pedagogical employee of an educational organization of higher education / A.V. Zavgorodny // Bulletin of St. Petersburg University. Pravo. - 2014. - No. 4. - p. 158. - EDN SZBZCD.
3. Lyutov N.L. Fixed-term employment contract as an instrument of unstable employment: multiple renegotiation and the possibility of concluding with scientific and pedagogical workers // Labor law in Russia and abroad. 2018. No. 4. p. 20.
4. Chernykh, N. V. Elements of unstable employment in the work of scientific and pedagogical workers / N. V. Chernykh // Lex Russica (Russian Law). - 2021. - T. 74. - № 10(179). - P. 38. - DOI 10.17803/1729-5920.2021.179.10.036-046. - EDN UDEBJC.
5. Abalduev, V. A. Features of labor regulation of pedagogical workers: scientific and practical analysis of Chapter 52 of the Labor Code of the Russian Federation and proposals for improving labor legislation / V. A. Abalduev // Yearbook of Russian educational legislation. - 2008. - Vol. 3. - No. 1. - PP. 92-122. - EDN NCIMDL.
6. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 771 -O dated April 26, 2021 // Access from the ConsultantPlus legal reference system.
7. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 2238-O dated September 29, 2022 // Access from the ConsultantPlus legal reference system.
8. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 32-P of July 15, 2022 // Access from the ConsultantPlus legal reference system.
9. Industry Agreement on educational organizations of Higher education under the jurisdiction of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for 2021-2023 (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Trade Union of Workers of Public Education and Science of the Russian Federation 09.04.2021) (ed. from 05.05.2022) // Access from the ConsultantPlus legal reference system.
10. The system of ensuring legislative activity https://sozd.duma.gov.ru/bill/190210-8 (date of application 03.01.2023)
11. Form: Employment contract with a teacher (Prepared for the ConsultantPlus system, 2022) // Access from the ConsultantPlus legal reference system.