Научная статья на тему 'Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации'

Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
480
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валитова Елена Рашидовна

Одним из главных вызовов мировой безопасности является деятельность запрещенной в России террористической группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ДАИШ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации»

Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации

Валитова Елена Рашидовна - сотрудник НЦПТИ

Проблема негативных социальных коммуникаций в сети Интернет очевидна. Глобальная сеть, являясь динамично развивающимся информационным пространством, предоставляет широкие возможности для деятельности разнообразных деструктивных сил: широкий охват аудитории, высокая скорость и лавинообразный характер распространения информации через интернет-ресурсы, социальные сети и блоги, а также возможность анонимизации. Наибольший интерес к такому виду социальной коммуникации проявляют идеологи терроризма и экстремизма.

Одним из главных вызовов мировой безопасности является деятельность запрещенной в России террористической группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ДАИШ).

Актуальность темы исследования обусловлена высоким уровнем пропаганды ИГИЛ, получившей широкое распространение в интернете вообще и в социальных сетях в частности. Так, 84 %

пришедших в ряды ИГИЛ сделали это благодаря сети Интернет; 47% были заинтересованы материалами (видео и текст), размещенными онлайн; 41 % пользователей сети присягнули ИГИЛ онлайн; 19% использовали онлайн-инструкции по подготовке теракта (изготовление самодельных взрывчатых устройств) [4].

Чаще всего пропаганда и вербовка ИГИЛ осуществляются через популярные социальные сети такие, как Facebook, Twitter, УоиШЬе и другие. В Рунете активисты ДАИШ заявляют о себе в наиболее популярных российских социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир») [4].

Таким образом, налицо острота рассматриваемой проблемы - распространение идеологии ИГИЛ посредством современных социальных коммуникаций.

Кампании по блокировкам страниц и сообществ джихади-стов в социальных сетях привели к тому, что вербовщики стали создавать закрытые сообщества или сообщества, название которых не связаны напрямую с содержанием. Иногда в наименовании сообществ используются

57 обзор.нцпти Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации 2017

и

Объявлен Исламский

ХАЛИФАТ!

ЧР Мне нравится 431

Новости Исламского Халифата!

По милости Всевышнего Аллаха, мы увидели этот день, деньобьявления праведного Исламского Халифата! В связи с этим посоветовавшись с руководством ИГИШ 8 Шаме, на счет тех братьев и сестер которые активно поддерживают ИГИШ в сои сетях, нами было предложено и руководство одобрело это! Показать полностью..

Показать предыдущие 114 комментариев

Фотографии на стене сообщества

Поделиться • Сохранить к себе • Ещё •

Аллаху Акбар!!!

6июл2014 Ответить

Написать комментарий..

символы арабского языка, что делает их поиск затруднительным. При этом пропагандистский материал во многих группах находится среди обычных богословских обсуждений, но именно в таких сообществах можно найти весь перечень информационных продуктов ИГИЛ [2, с. 156].

Еще одним методом работы ИГИЛ в соцсетях выступает продвижение определенных хэште-гов, обеспечивающих приток аудитории, так как в этом случае контент становится доступен тем пользователям, которые сами его не искали [6].

Чтобы привлечь дополнительную аудиторию, члены ИГИЛ также используют популярные хэштеги масштабных мировых мероприятий. Так, во время чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году джихадисты публиковали свои информационные посты с хэштегами #ШогЫСир и

#Бга7П2014 [6]. В итоге пользующиеся теми же ключевыми словами для поиска футбольные фанаты вместо информации о соревновании получали жуткие кадры казней, совершенных террористами.

Важно отметить, что наряду с высоким уровнем владения PR-технологиями в социальных сетях, вербовщики ИГИЛ используют их пространство и в качестве «пресс-центров» для обращений лидеров боевиков, повстанцев и разнообразных религиозных радикалов, примкнувших к организации.

Особой популярностью пользуется видеосервис УоиТиЬе, на котором ежедневно просматривается 4 млрд видеороликов [1, с. 131]. В частности, видеообращение Доку Умарова, ныне ликвидированного лидера незаконных

вооруженных формирований на Северном Кавказе, было просмотрено за короткое время пользователями УоиТиЬе сотни тысяч раз [1, с. 133].

В последнее время джихадисты ИГИЛ стали активно использовать мессендже-ры WhatsApp, Telegram, Viber, дающие террористам безопасный способ обмена информацией и координации действий.

Исследователь И.Ю. Абалов выделяет еще одну особенность социальных сетей, идущую на руку вербовщикам террористических организаций, - это открытость профилей многих пользователей и доступность их личной информации. С помощью ее анализа, а также анализа отмеченных предпочтений пользователей, оставленных комментариев по тому или иному вопросу, в разы упрощается поиск кандидатов для последующей вербовки [3, с. 33].

Говоря о специфике пропагандистского контента, распространяемого через социальные сети, можно утверждать, что и здесь вербовщики группировки используют самые последние ноу-хау. Выделяя своей основной целевой аудиторией молодежь, они подстраивают под данную группу характер информационной продукции. Например, в ней делается акцент на популярные компьютерные игры со скоростью монтажа «смена плана в 3 секунды», предназначенного именно для молодых людей с развитым, так называемым, клиповым мышлением [4].

Применяя в своей информационно-пропагандистской деятель-

ности средства невербальной коммуникации: жесты, мимику, пантомимику, диапазон и тональность голоса, паузы, плач, смех, темп речи, организацию пространства и времени коммуникативного взаимодействия и визуальный контакт, помогающие раскрыть смысловую сторону речевой информации, - вербовщики увеличивают процентное соотношение семантически значимой информации [3, с. 33].

Для привлечения молодых людей активно используется размещение сцен удачных боевых действий, тем самым пропагандируется привлекательный военный образ жизни, героизм боевиков и борьба за свои идеалы с оружием в руках. Девушек прельщают любящими и богатыми женихами.

Вербовщики ИГИЛ, те, кто непосредственно ищут объекты для общения и обработки, являются тонкими психологами. Научный сотрудник НИЦ Казахстана по вопросам религий Г.В Новикова считает, что террористы используют в своей вербовочной методике основу, аналогичную основе тоталитарных сект. Они стремятся максимально расположить к себе человека, став для него наставником и другом [4].

В вербовке ИГИЛ педалируется бедность некоторых этнических групп, молодежный про-тестный потенциал, юношеский максимализм, отторжение от разрушения традиционных ценностей, протест против идеологии потребления, мужская поддержка (для девушек и женщин).

Через давление на личность они вынуждают людей отказать всем прежним отношениям, спо-

59 обзор.нцпти

Угроза распространения идеологии ИГИЛ через виртуальные социальные коммуникации 2017

cviii ¿л*

СПЕШИТЕ К СПАСЕНИЮ

Запрещенная группировка ИГИЛ использует социальные сети в качестве одного из основных инструментов по распространению своей радикальной идеологии

собным помешать их обработке и вовлечению в ряды террористов. Вследствие этого происходит подмена наиболее близких человеку людей (семьи, друзей, коллег) на духовных «братьев» и «сестер», которые якобы нуждаются в помощи. Некоторое число вербовщиков, обладающее знаниями в теологической сфере, в работе с верующими людьми сознательно, пользуясь доверием, искажают значения многих религиозных понятий [5].

Таким образом, следует констатировать, что запрещенная группировка ИГИЛ прочно обосновалась в социальных сетях и использует современные социальные коммуникации в качестве одного из основных инструментов по распространению своей радикальной идеологии. Это ставит перед мировым сообществом общие задачи по повышению эффективности методов мониторинга и выявления радикального контента в социальных сетях, его нейтрализации, а также формированию и укреплению системы взглядов, демонстрирующих обманчивость и опасность идеологии терроризма.

Список использованной литературы

1. Бураева Л.А. Мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве /Л.А. Бураева // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 18.

- С. 131-134.

2. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере / С.А. Воронцов, А.Г. Штейнбух // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 9 (64). - С. 156-157.

3. Жаворонкова Т.В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями // Вестник ОГУ. - 2015. - № 3 (178) - С. 30-36.

4. Как вербуют в ИГИЛ: медиа-империя ДАИШ, профессиональный PR и он-лайн-присяги террористов. URL: http:// rusvesna.su/recent_opinions/1450279359 (дата обращения: 08.10.2016).

5. Как казахстанцев вербуют в ИГИЛ - эксперты. // Сайт «356info»

- URL: http://365info.kz/2015/12/kak-kazahstantsev-verbuyut-v-igil-eksperty/ (дата обращения: 14.10.2016).

6. Террористы ИГИЛ — пропаганда в соцсетях. // Сайт «Дагестанская пресса»

- URL: http://dagpress.info/1933 (дата обращения: 10.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.