Научная статья на тему 'Противодействие методам вербовки в религиозные экстремистские организации'

Противодействие методам вербовки в религиозные экстремистские организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2968
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ВЕРБОВКА / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / КОНТРПРОПАГАНДА / КОНТРПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НОВОСТНОЙ КОНТЕНТ / RELIGIOUS EXTREMISM / TERRORISM / PROPAGANDA / RECRUITMENT / ISLAMIC FUNDAMENTALISM / COUNTER-PROPAGANDA / COUNTERPROPAGANDA ACTIVITIES / INFORMATIONAL INFLUENCE / SOCIAL NETWORKS / NEWS CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щеглов Александр Васильевич

Сегодня интернет-СМИ, социальные сети превращаются в своеобразный инструмент агитации и вербовки со стороны профессионально подготовленных религиозных экстремистов и террористов. Объектом такой идеологической и психологической обработки в первую очередь становятся молодые люди с неустойчивой психикой и сомнительными нравственными ценностями. В настоящей статье рассказывается о том, по каким признакам надо распознавать религиозных экстремистов, как не попасть в их ловко расставленные капканы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The counteraction to methods of recruitment into Religious extremist organizations

Today, Internet media, social networks become a tool of propaganda and recruitment by professionally trained religious extremists and terrorists. The object of such an ideological and psychological treatment in the first place it is young people with unstable mentality and questionable moral values. This article tells about what are the signs to recognize them religious extremists, as not to fall into their cleverly placed traps.

Текст научной работы на тему «Противодействие методам вербовки в религиозные экстремистские организации»

УДК 37

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕТОДАМ ВЕРБОВКИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

АЛЕКСАНДР ВА СИЛЬЕВИЧ ЩЕГЛОВ,

начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: av_shoheglov@mail.ru Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Сегодня интернет-СМИ, социальные сети превращаются в своеобразный инструмент агитации и вербовки со стороны профессионально подготовленных религиозных экстремистов и террористов. Объектом такой идеологической и психологической обработки в первую очередь становятся молодые люди с неустойчивой психикой и сомнительными нравственными ценностями. В настоящей статье рассказывается о том, по каким признакам надо распознавать религиозных экстремистов, как не попасть в их ловко расставленные капканы.

Ключевые слова: религиозный экстремизм; терроризм; агитация; пропаганда; вербовка; исламский фундаментализм; контрпропаганда; контрпропагандистская деятельность; информационное воздействие; социальные сети; новостной контент.

Annotation. Today, Internet media, social networks become a tool of propaganda and recruitment by professionally trained religious extremists and terrorists. The object of such an ideological and psychological treatment in the first place it is young people with unstable mentality and questionable moral values. This article tells about what are the signs to recognize them religious extremists, as not to fall into their cleverly placed traps.

Keywords: religious extremism; terrorism; propaganda; recruitment; Islamic fundamentalism; counter-propaganda; counter-propaganda activities; informational influence; social networks; news content.

После распада Советского Союза, когда в процесс религиозного возрождения стали активно внедряться зарубежные миссионеры, основным методом распространения своего учения оставалась устная и печатная агитация, а лекции, беседы нередко совмещались продажей или бесплатной раздачей книг, брошюр, газет и журналов. По мере того, как население массово обзаводилось аудио- и видеотехникой, к существующим видам пропаганды добавилась агитация на аудио- и видеоносителях.

Приходиться констатировать, что Интернет уже уверенно вошел в повседневную жизнь большинства людей, став одним из важных источников получения информации и обмена ею, а для многих —

и самым главным, оттеснив телевидение и прочие формы связи. Особенно заметно это стало в среде молодежи, для которой виртуальное пространство является не только местом поиска информации, но и коммуникации: социальные сети нередко подменяют собой реальное общение.

Внимание: на вас наброшена социальная сеть!

Интернет становится наиболее удобным и более доступным инструментом агитации и пропаганды для исламских фундаменталистов, чем печатная продукция. Попытки блокировки сайтов, форумов, групп в социальных сетях дают лишь временный положительный эффект. Блокирование

тех или иных групп происходит зачастую медленно: правоохранительным органам приходится соблюдать формальную процедуру запрета, через обращения прокуратуры к администрации социальных сетей или через суд, что, естественно, занимает определенное время, а в таких вопросах порой огромную роль играет оперативное реагирование. Например, если планируется какая-то незаконная массовая уличная акция, то заблокировать ее группу в социальных сетях нужно максимально быстро.

Численность сайтов в Интернете, ведущих пропаганду идеологии экстремизма и терроризма, весьма объемна. Если в 1998 году таких сайтов насчитывалось всего двенадцать, то уже к 2005 году их было 4800 на разных языках, а к 2013 году — составляло уже около 10 тысяч сайтов. Из них на русском языке функционировало около двухсот [1] — и это, не считая многочисленных групп в социальных сетях. Особенностью социальных сетей, которая отличает их от сайтов, является то, что с психологической точки зрения пользователь воспринимает свою страницу как некое личное пространство, что обусловлено особенностями социальных сетей, такими как самостоятельный выбор пользователем круга общения и фильтрация контента посредством членства в интересных пользователю сообществах. «Именно из-за этой персонализации, доверие пользователя социальной сети к получаемой информации априори выше, чем к информации, получаемой из других источников, таких как федеральные СМИ и даже Интернет-СМИ» [2], — отмечают специалисты.

Для пропагандиста и вербовщика (к примеру, от ИГИЛ1) порой достаточно своей личной страницы: функции социальной сети позволяют подписаться любому желающему на нее, и она заменяет собой целое интернет-сообщество, а личные записи на ней, доступные для подписчиков, превращаются в свободную для просмотра информацию.

Способы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, новыми не являются. Среди них эксперты указывают на подтасовку фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая, эмоционально точная

риторика [3]. Способы использования религии в нелегитимных целях или с применением незаконных методов политической борьбы практически всегда связаны с большим или меньшим манипулированием религиозными догмами и религиозным сознанием различных слоев населения, спекулятивным толкованием ее канонов, часто — с прямым их нарушением [4].

Вход — рубль, выход — два, или — вперед ногами

Давно известно: чтобы победить врага, необходимо знать его в лицо, а также знать пути, которыми он вербует своих последователей, комплектует, так сказать, свои кадры. Хотя зачастую эти «кадры», сами того не понимая, играют роль «пушечного мяса», что вполне устраивает их коварных хозяев. Вход — рубль, выход — два, а точнее, головой назад. Или, что вернее, без головы.

Итак, первый этап — это социальные сети. После того, как исламистов вежливо попросили покинуть «Twitter», они прочно подсели на «Вконтакте». Первым сообществом, поддерживающим террористов, официально стало «Islamic State News». Затем оно было заблокировано с кратким и емким объяснением «за призывы к насилию».

Однако особого действия это не возымело, так как появилась масса других групп, в которых можно пообщаться даже с реальными террористами. Некоторые из них призывают помочь террористам материально или даже физически, присоединившись к ИГИЛ.

Так как основная забота террористов — максимальное расширение своих рядов, они не стесняются прибегать к различным методам пропаганды. Лучше всего попадаются на уловки боевиков малообразованные молодые люди, которые судят о действиях ИГИЛ по демотиваторам и запрещенным пропагандистским роликам. Более искушенную публику исламисты вербуют на особо опасных религиозных курсах или в мечетях.

Следующий этап касается пересечения границы. Здесь, как ни странно, все просто: заброска рекрутов происходит через Турцию. Сей бизнес еще до недавнего времени был поставлен, можно сказать, на поток. Турецкая контрразведка и местные правоохранительные органы об этом не только догадывались.

И последний этап касается собственно службы у боевиков. А она далеко не так сладка, как может показаться на первый взгляд. Выходцам из европейских стран обычно поручают очень тяжелую работу, а до участия в боевых действиях и вовсе не доходит.

Так, среди мотивов, которые побуждают молодых мусульман отправиться на «джихад» в Сирию, переехать жить в «халифат», эксперты отмечают желание участвовать в создании идеального с их точки зрения государства, стремление послужить великой благородной идее, построение справедливого общества, приключенческий азарт, поиск жениха-«правильного» мусульманина (одна из распространенных мотиваций для девушек), а для некоторых — страсть к физическому насилию [5]. ИГИЛ часто привлекает еще и тем, что он в отличие от многих ему подобных террористических группировок уже на большой территории провозгласил «халифат», сумев от слов к делу воплотить заветную мечту нескольких поколений исламистов, мечтающих о реванше исламского мира. Именно по этой причине, например, с территории Северного Кавказа значительная боевиков «Имарата Кавказ» перебралась в Сирию: одно дело долго и безрезультатно воевать партизанскими методами в горах и лесах за умозрительное исламское государство, совершенно другое — уже на конкретной территории реализо-вывать на практике этот идеал, заодно пуская кровь «неверным».

Исследователи полагают, что «социальная неопределенность, тревожность и риски, подмена общественных, моральных ценностей и деформация правосознания негативно влияют на нравственно-психологическое сознание и поведение молодежи; существенно повышается уровень ксенофобии, нетерпимости, молодое поколение (особенно в подростковом возрасте) не имеет достаточно твердой установки на неприятие идей насилия, экстремизма и терроризма и, тем более, противодействие им. И поэтому «при таких условиях деструктивным силам легче использовать малопросвещенную молодежь для пропаганды идей экстремизма и терроризма, раскачивания ситуацию в регионе, вплоть до прямого негативного влияния на власть» [6].

Дьявол проповедует «нравственность»

Сегодня социальные сети превращаются в почти безотказный инструмент вербовки. Первоначально исламисты стараются донести как бы «правильную» информацию о происходящем в Сирии. Естественно, делают они это через свою интерпретацию. Здесь важным для радикалов становится создание романтического и героического образа мусульманина, ставшего на путь моджахеда («джихада»).

Итак, еще одним действенным оружием для вербовки сторонников для ИГИЛ являются социальные сети. Агитаторы этой группировки привлекают внимание людей темами, вызывающими споры. Потом выходят на связь с теми, кто принял участие в обсуждении, и призывают в свои ряды.

Очевидцы рассказывают, что на первом этапе на людей, особенно на молодежь, оказывают влияние видеозаписи, на которых якобы запечатлены массовые убийства людей сторонниками сирийского Президента Башара Асада. ИГИЛ прилагает всяческие усилия, чтобы такое видео получило распространение.

С 2011 года одной из первых групп созданных в социальной сети «Вконтакте» был паблик «Новости Джихада в Сирии», который заполнялся одним из непосредственно воюющих там россиянином. Это было видно по публикуемому контенту, где передавалась информация порой с полей сражений с фотографиями и видеосюжетами. Во многом она задала тон впоследствии для других интернет-сообществ в этой социальной сети, которые стали дублировать ее по содержанию. Однако в 2011—2012 годы с момента начала войны в Сирии таких сообществ было немного. Главным образом потому, что количество россиян в рядах исламских группировок, находящихся в этой стране, было еще немногочисленным. По мере того, как численность ваххабитов увеличивалось, то и расширялась палитра пабликов в социальных сетях. После провозглашения «халифата» 29 июня 2014 года поток отправившихся в Сирию вырос заметно, причем, примерно 7—8 процентов от общей численности боевиков ИГИЛ составляли русскоязычные [7].

Это, в свою очередь, поставило перед исламистами задачу — наладить пропаганду на более высоком уровне, расширив ее формы: в частно-

сти, помимо агитации в виртуальном пространстве «джихадисты» вернулись к прежним методам — печатному слову. С 2015 года они стали издавать русскоязычный журнал «Исток». «Профессиональная верстка, грамотный текст и очевидная направленность на сомневающихся. Все это было спланировано заранее и сделано чрезвычайно качественно» [8], — такую оценку дают этому халифатистско-му изданию некоторые специалисты из российских СМИ.

Печально известная с июня 2015 года студентка МГУ Варвара Караулова, которая планировала присоединиться к ИГИЛ в Сирии, но вовремя была возвращена с территории Турции домой в Россию, была завербована через социальные сети неким Владом К., который позже познакомил ее со своим знакомым из Казани, известным в социальной сети «Вконтакте» под псевдонимом Klaus Klaus. У девушки завязались с ним «виртуальные отношения», они созванивались. В результате студентка приняла ислам, а мужчина позвал ее в Сирию (сам он с 2014 года уже там находился) и пообещал на ней жениться. Как пишут СМИ, Караулова была не единственной его «невестой», поскольку он был профессиональным вербовщиком ИГИЛ [9]. Известно, что опытный вербовщик через социальные сети без труда находит подходящих ему «кандидатов», готовых отправиться на «джихад», причем ему необязательно даже лично с ними встречаться. Средства связи в Интернете позволяют избежать этого личного контакта.

Блокировка и закрытие страниц террористических организаций в социальных сетях не всегда может дать свой позитивный эффект, на который рассчитывают правоохранительные органы. Например, в январе 2013 года администрация социальной сети «Twitter» закрыла страницу террористической группировки «Аль-Шабааб». Произошло это после того, как она разместила у себя на странице видеоролик с угрозами убить двух заложников из Кении, если их требования не будут исполнены. Страницу удалили, однако через какое-то время террористы открыли новую страницу и продолжили информационное сопровождение деятельности своей организации. Более того, террористы нашли способ обходить систему фильтрации, применяемую в сетях «Facebook» и «Twitter» против публикации террористических и

экстремистских материалов. Фильтрация применяется в основном к страницам, которые ведут свою пропаганду на европейских языках. Поэтому, как отмечают наблюдатели, многие террористические группировки пишут не по-английски или по-русски, а например, по-узбекски или по-арабски. Страницы на арабских и восточных языках редко закрывают, хотя они содержат ту же информацию, что и англоязычные [10].

Не ходите, девочки, в Азию гулять

Специалисты говорят, что Варваре Карауловой повезло. А скольких не удалось остановить от рокового шага? Ведь из рядов ИГИЛ выбираются единицы. На террористов добровольно или в силу обстоятельств работает внушительный штат профессионалов высочайшего уровня, бывших сотрудников спецслужб Ирака и Сирии. Шутка ли, тысячи коренных европейцев под воздействием экстремистской пропаганды устремляются в Сирию. Только из России за последний год-полтора террористы завербовали около полутора тысяч человек. Заметьте: в большинстве своем это молодые девушки от 15 до 23 лет, почти все из благополучных, обеспеченных семей.

Если раньше экстремистские организации выступали фрагментарно, то сейчас работа ведется спланировано и грамотно. При наличии специалистов, завербованных на Западе, в Российской Федерации и ряде азиатских стран они создали механизм, на который работает уже 24 языка.

И русский язык занимает в обойме пропагандистов ИГИЛ третье место после арабского и английского. Это не удивительно, на русском говорят около 260 миллионов человек, в основном на территориях бывшего СССР.

Работают профессионалы, специалисты, которые знают, что такое нейролингвистическое программирование (НЛП), они владеют и многими другими современными методами убеждения, используют яркие, привлекательные образы, обещание различных благ, участие в «миссии справедливости» ни много ни мало общемирового масштаба.

Объектом вербовщиков становятся в основном молодые люди: романтики, идеалисты, изгои и просто не адаптировавшиеся к взрослой жизни ребята, которые не хотят мириться с окружающим их социальным неравенством.

Основная работа ведется по дискредитации окружающего молодых людей мира, сначала культивируется порочность этого мира, а потом предлагаются пути выхода из этого: братство, социальная справедливость якобы имеющиеся в модели, предлагаемой «Исламским государством».

Впрочем, и отъявленных подонков террористы с удовольствием «окучивают». Как известно, «Исламское государство» узаконило рабство, возродив рынки невольников, а главное, невольниц. Самый ходовой и дорогой товар — маленькие девочки. Вдобавок была выпущена инструкция, как правильно насиловать и наказывать женщин.

Для вербовки женщин тоже часто используют плотские мотивы. Для некоторых бородатые самцы с автоматами Калашникова становятся идеалом брутальной мужественности, чуть ли не рыцарства, для других в радость послужить «секс-джихаду», т.е. каждый раз становиться «женой на ночь». Удовлетворить садистские наклонности тоже есть возможность — «женские батальоны», особенно из жительниц Европы, уже прославились своей жестокостью.

Схема вербовки работает следующим образом. На первом этапе наводчик вычисляет потенциальную жертву, выявляет проблемы у члена коллектива. Затем в работу включается мотиватор, который сначала давит на существующие проблемы, преувеличивает их, а потом показывает «выход» — «прекрасный мир» «Исламского государства». Мотиватор заставляет поверить «клиента», что он может сделать нечто очень важное, внести вклад в общее дело, направленное на «спасение» человечества.

Как «вдруг» появляется «уникальная возможность» встретиться с «очень важным человеком». Тогда и появляется вербовщик, рассказывающий сказки из серии: «Мы тебя заметили, признали твои способности и готовы тебе поручить важное дело».

Безусловно, при этом часто применяются психотропные средства. Например, некоторые ребята не хотели учиться. И вдруг, попав в этот круг, они обнаруживали такой прилив сил, что по 20 часов не могли оторваться от книги. Все психологи говорят, что без применения биодобавок, психотропных средств просто невозможно такое переключение человека

от полного нежелания читать книги до 20-часового поглощения книг весьма смутного содержания. Но так пропаганда построена, она не дает человеку выбраться из этих путанных фраз.

За событиями на Украине и в Малороссии российское общество упустило из виду данную проблему. Что предпринимают спецслужбы для противодействия экстремизму, обывателю, по большому счету, и знать не положено. Но в борьбу должно включиться и государство, и общество и, в первую очередь, система образования и светского просвещения.

Нынешняя государственная система дает серьезнейший сбой по части воспитания. Патриотическое воспитание в загоне, несмотря на утвержденную федеральным правительством пятилетнюю госпрограмму (третью по счету), которая объединила набор ведомственных мероприятий, всевозможных конференций, форумов и многочисленных акций, ярких по форме, но малоэффективных по содержательной отдаче. Почва для посева зерен любви к своей родине, заросла бурьяном и стала каменистой, непригодной для взращивания добра и культуры [11].

Основной виновник происходящего — государство и его многоликая власть, за последние 20 лет полностью развязавшие руки Телевидению и Интернет-СМИ, не гнушающимся пропагандировать нравственные антиценности, а на место высоких мотивов ставить чуждые России идеалы и низкопробные потребности. Завершают картину всеобщего «развала и вакханалии» многие политические и общественные деятели, исповедующие цинизм, алчность и олицетворяющие жизнь по двойным стандартам морали. Об их партийной, клановой принадлежности и говорить не стоит. Лучше они были бы бесхозными! С них было бы спросу меньше, а на каждого из нас, — позора несмываемого.

Под шуршащими знаменами Сатаны

Руководство социальных сетей и мессендже-ров (систем мгновенного обмена сообщениями) не всегда соглашается на противодействие экстремистской деятельности на своих ресурсах. Например, основатель «Telegram» Павел Дуров заявил, что не чувствует себя виноватым за то, что созданную им платформу в качестве связи используют боевики

«Исламского государства». «Наше право на приватность важнее, чем страх перед терроризмом. «ИГИЛ» всегда найдет другой способ коммуникаций. Я не думаю, что мы принимаем участие в их деятельности, и мы не должны чувствовать за это вину. Если бы они не использовали «Telegram», то они бы использовали что-то еще. Боевики просто выбирают более безопасный способ общения» [12], — заявил он в одном из своих интервью. Между социальными сетями и мессенджерами все-таки есть отличия: администрация социальных сетей старается заблокировать откровенно экстремистские группы. Тот же популярный паблик «Новости Джихада в Сирии» в сети «Вконтакте» сегодня заблокирован и недоступен пользователям. К тому же мессенджеры, имеющие сквозное шифрование, и не могут быть взломаны или перехвачены даже провайдером по решению суда. На последнее указывали не только в России (в частности, против их использования официально выступил глава Чечни Рамзан Кадыров [13]), но даже в США об этом говорил директор ФБР. Благодаря такому шифрованию, боевики могут безнаказанно общаться [14].

Противодействие мощной пропаганде ИГИЛ в социальных сетях, на наш взгляд, должна вестись не только путем блокировки и закрытия групп и па-бликов экстремистского содержания, но и за счет использования самих социальных сетей в этом деле. Проблеме войны в Сирии, воюющим там исламистам и войскам ИГИЛ уделяется внимание во многих патриотических группах, которые помимо других тем освещают и этот вопрос. Однако более сконцентрированную именно на проблематике ИГИЛ, а также целенаправленно разоблачающую контрпропаганду в отношении этой группировки в социальной сети «Вконтакте» предпринимают две самые массовые группы: «Новости про «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГИШ)» и «Изучаем ИГИЛ («Исламское государство»)». При просмотре акка-унтов участников этих групп можно увидеть, что среди них имеются не только те, кто просто хочет получать в новостной ленте информацию о событиях, связанных с той или иной террористической организацией, но и сами ваххабиты, которые таким образом хотят быть в курсе, что пишут о «халифате» их противники. Это позволяет сбить идеализи-

рованный образ «халифата» ИГИЛ, который намеренно создают исламистские сообщества в социальных сетях.

Есть все основания утверждать, что социальные сети в Интернете в своей пропагандистской и вербовочной функциях значительно превзошли печатные издания и обычные сайты в виртуальном пространстве. Их преимущество заключается в увеличении численности, в возможности индивидуального и безопасного общения на расстоянии между вербовщиком и вербуемым, более быстрым реагированием на изменение новостного контента, чем это происходит в традиционных интернет-СМИ. Пользователь информации в социальных сетях им, как правило, доверяет больше, чем телевидению, газетам или обычным сайтам. К этому быстро приспосабливаются исламские радикалы и их профессиональные вербовщики.

Литература

1. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Попова. М., 2013. С. 17.

2. Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ. 2013. № 2 (июнь). С. 29.

3. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор. М., 2013. С. 12—13.

4. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия / науч. ред.

B.Н. Кудрявцев; сост. Л.В. Брятова; Обществ.-кон-сультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН. М.: Наука, 2005.

C. 180—181.

5. Тарадай Д. Как «Исламское государство» привлекает молодежь // «Русская служба BBC», 10 июня 2015 года. URL: http://www.bbc.com/rus-sian/international/2015/06/150610_how_isis_recruits_ people.

6. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // «Власть». 2012. № 11. С. 144.

7. Сулейманов Р. Методы и формы агитации ИГИЛ в социальных сетях в Интернете // URL: http://www.ruskline.ru/special_opinion/2015/10/ metody_agitacii_igil_v_socialnyh_setyah_v_internete.

8. Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России // «Взгляд», 25 июня 2015 года. URL: http://vz.ru/ society/2015/6/25/752581.html.

9. Спецслужбы подозревают жителя Казани в вербовке в ряды ИГИЛ студентки МГУ Варвары Карауловой // «Бизнес-Онлайн», 17 июня 2015 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/134735/.

10. Лохина Е.А. Терроризм в социальных сетях. Практика распространения и борьбы с ним // Материалы молодежных форумов Приволжского и Южного федеральных округов: «Выбор молодежи Интернет без терроризма» (ПФО) и «Интернет без терроризма» (ЮФО). М., 2013. С. 56.

11. Щеглов А.В. Деонтологические основы воспитания патриотизма // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3.

12. Дуров рассказал о сотрудничестве с «ИГ» // «Дни.ру», 22 сентября 2015 года. URL: http://www. dni.ru/tech/2015/9/22/315593.html.

13. Кадыров призвал граждан Чечни ограничить доступ детей к WhatsApp // «Life News», 5 марта 2015 года. URL: http://lifenews.ru/news/150779.

14. ФБР попросило доступ к WhatsApp и iMessage // «Российская газета», 8 июля 2015 года. URL: http://www.rg.ru/2015/07/08/dostup-site-anons. html.

References

1. Guidelines for improving advocacy in the sphere of counteraction to distribution of ideology of terrorism in the Russian Federation / Under the General editorship of V.V. Popov. M., 2013. S. 17.

2. Gladyshev-Lyadov V. Social networks as a tool to promote extremism // Review of NCPTA. 2013. No. 2 (June). P. 29.

3. Steinbuch A.G. Internet and counter-terrorism. M., 2013. P. 12—13.

4. Avdeev Y.I. Religious terrorism: peculiarities of formation, the modern role, traits // Terrorism and religion]. edited by V.N. Kudryavtsev; comp. L.V. Bratova; Societies.-Advisory Council on

problems of struggle against international terrorism, Russian Academy of Sciences. M.: Nauka, 2005. P. 180—181.

5. Taraday How Islamic state attracts young people // «Russian service of BBC», June 10, 2015. URL: http://www.bbc.com/russian/ international/2015/06/150610_how_isis_recruits_ people.

6. Markin V.V., Horn, A.V. Counteraction to distribution of ideology of extremism and terrorism in the youth environment // «Power». 2012. No. 11. P. 144.

7. Suleymanov R. Methods and forms of propaganda of ISIS in social media // URL: http://www. ruskline.ru/special_opinion/2015/10/metody_agitacii_ igil_v_socialnyh_setyah_v_internete.

8. Topalov A. «Islamic state» becomes the main threat for Russia // «the View», June 25, 2015. URL: http://vz.ru/society/2015/6/25/752581.html.

9. Intelligence agencies suspect the inhabitant of Kazan in the recruitment in the ranks of ISIS MSU students Barbara Karaulova // «Business Online», 17 June 2015. URL: http://www.business-gazeta.ru/ article/134735/.

10. Lahina E. A. Terrorism in social networks. The practice spread and control // proceedings of the youth forum of Volga and southern Federal districts, «the Choice of youth Internet without terrorism» (PFO) and «Internet without terrorism» (SFD). M., 2013. P. 56.

11. Shcheglov A.V the Ethical foundations of patriotism education // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. 2014. No. 3.

12. Durov told about cooperation with «IG», / / «Days.<url>, 22 Sep 2015. URL: http://www.dni.ru/ tech/2015/9/22/315593.html.

13. Kadyrov called Chechen civilians to limit children's access to WhatsApp // «Life News», March 5, 2015. URL: http://lifenews.ru/news/150779.

14. The FBI asked for access to WhatsApp and iMessage // «Russian newspaper», July 8, 2015. URL: http://www.rg.ru/2015/07/08/dostup-site-anons.html.

1 Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.