Научная статья на тему 'УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА №19 КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА №19 КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / ПРОФИЛАКТИКА / УГРОЗА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГУМАНИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КЛЕВЕТА / ОСКОРБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иманкулов Тимур Иманкулович

Автор, будучи участником процесса реформирования Уголовного кодекса Киргизской Республики, высказывает свои предложения по разработке нового проекта Уголовного кодекса Киргизской Республики на основе сравнительно-правового анализа с аналогичными законами в Ф РГ, России, Республике Беларусь, отмечая при этом основные объекты уголовно-правовой охраны, которые остались незащищенными действующим Уголовным кодексом Киргизской Республики, а также Кодексами Киргизской Республики о проступках и о нарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL CODE OF THE KYRGYZ REPUBLIC OF FEBRUARY 2, 2017 NO. 19 AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The author, being a participant in the process of reforming the Criminal Code of the Kyrgyz Republic, expresses his proposals for the development of a new draft of the Criminal Code of the Kyrgyz Republic on the basis of a comparative legal analysis with similar laws in Germany, Russia, the Republic of Belarus, while noting the main objects of criminal law protection, which remained unprotected by the current Criminal Code of the Kyrgyz Republic, as well as the Code of Misconduct and Violations of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА №19 КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES

УДК 342.722.3.420 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/32

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА №19 КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

©Иманкулов Т. И., ORCID: 0000-0003-0512-7759, SPIN-код: 3846-5907, д-р юрид. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

CRIMINAL CODE OF THE KYRGYZ REPUBLIC OF FEBRUARY 2, 2017 No. 19

AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE KYRGYZ REPUBLIC

©Imankulov T., ORCID: 0000-0003-0512-7759, SPIN-code: 3846-5907, Dr. habil, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Автор, будучи участником процесса реформирования Уголовного кодекса Киргизской Республики, высказывает свои предложения по разработке нового проекта Уголовного кодекса Киргизской Республики на основе сравнительно-правового анализа с аналогичными законами в Ф РГ, России, Республике Беларусь, отмечая при этом

основные объекты уголовно-правовой охраны, которые остались незащищенными действующим Уголовным кодексом Киргизской Республики, а также Кодексами Киргизской Республики о проступках и о нарушениях.

Abstract. The author, being a participant in the process of reforming the Criminal Code of the Kyrgyz Republic, expresses his proposals for the development of a new draft of the Criminal Code of the Kyrgyz Republic on the basis of a comparative legal analysis with similar laws in Germany, Russia, the Republic of Belarus, while noting the main objects of criminal law protection, which remained unprotected by the current Criminal Code of the Kyrgyz Republic, as well as the Code of Misconduct and Violations of the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: Киргизская Республика, уголовный кодекс, профилактика, угроза, национальная безопасность, административное право, гуманизация, административное правонарушение, клевета, оскорбление.

Keywords: Kyrgyz Republic, criminal code, prevention, threat, national security, administrative law, humanization, administrative offense, libel, insult.

Автор данной статьи — член экспертной рабочей группы по проведению анализа применения Уголовного кодекса Киргизской Республики, Кодекса Киргизской Республики о проступках, Кодекса Киргизской Республики о нарушениях и др., образованной распоряжением руководителя Аппарата Президента Киргизской Республики от 14 апреля 2021 г. №78. Необходимо отметить, что при разработке проектов нового Уголовного и других сопутствующих кодексов Киргизской Республики [1] в апреле-июне 2021 г. концептуально и

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

идейно победила та группа лиц, которые разработали действующие кодексы. Судя по тем проектам УК и Кодекса о правонарушениях против какого-то порядка управления.

Действующий уголовный кодекс и отсутствие кодекса об административных правонарушениях — это угроза национальной безопасности Киргизской Республики. Поскольку они делают правоохранительные органы бессильными перед преступностью, как в смысле непомерной нагрузки на следователей, так и отсутствия реальных полномочий у патрульно-постовой службы милиции по административному задержанию и административному аресту до 30 суток, как в России, Белоруссии, Узбекистане, ФРГ.

На сегодняшний день умышлено ликвидированы ГАИ, патрульно-постовая служба МВД и другие жизненно важные подразделения полиции Республики. Одновременно с новыми кодексами необходимо направить и проект закона о полиции по примеру России.

Можно привести в пример эти государства, так как там есть самое главное для всех реформ — это политическая стабильность. Действующий Уголовный кодекс Киргизской Республики 2017 г. содержит в себе специальные мины, которые разрушают постепенно, как тлеющий огонь, институт семьи, здоровых отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Проект нового Уголовного кодекса эту идею усиливает и дальше развивает, так как содержит такой страшный состав, как насилие в семье, это любые умышленные действия. Так прописано в диспозиции. Любые. За это будет судимость и реальный срок отсидки. Далее. Даже задание генерального прокурора не выполнено. По такому составу, как половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, если это касается парня и девушки, разница в возрасте между которыми не превышает четырех лет.

Почему рабочая группа якобы боится реакции каких-то пресловутых правозащитников? Но ведь правозащитники — это в первую очередь сами правоохранительные органы. Вдумайтесь в само это слово. Защитники наших прав.

Мы ведь первым делом звоним и бежим в милицию, потом уже в прокуратуру. Поэтому лично я считаю, что правозащитники в нашей стране - это милиция и прокуратура, в первую очередь. Ну и потом уже суды. И всё остальное. Некоторые разработчики действующих кодексов уголовного цикла говорят или уверовали в то, что административное право и административная ответственность — это ответственность чиновника, администрации перед гражданином. А как же ответственность перед законом? У нас же не первобытное племя. У нас запрещены самосуды. Зачем извращать административное право? Такой с позволения сказать обман могут «проглотить» обыватели, но среди нас ведь есть и профессионалы, и даже теоретики права, и мы можем просто взять учебник по административному праву и перепроверить. И это не важно, административное право Киргизской Республики, России, Белоруссии и т.д. потому что мы, Кыргызстан, член ЕАЭС. И все наше законодательство должно быть унифицировано согласно Договору о присоединении к ЕАЭС. Но даже если этот момент опустить, то административное право — это правопреемник полицейского права. Полицейского государства. Которое является предшественником правового государства, или его первой ступенью. Мы на сегодня не являемся ни полицейским, ни правовым государством, а с такими размытыми, неэффективными полномочиями милиции мы вообще скоро потеряем государственность. Мы ее уже теряем на примере агрессии Таджикистана, когда внутренние войска МВД были беспощадно и бездумно уничтожены бывшими президентами. Один бывший президент Киргизской Республики вообще уничтожил всю систему МВД, создав отдельные самостоятельные службы внутри МВД, уничтожил уголовный розыск, создал на его базе так называемую криминальную милицию. Лишил милицию права расследовать и выявлять должностные преступления, не говоря уже

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

об экономических. И всё это только для того, чтобы в составе правительства Киргизской Республики не было правоохранительного органа по борьбе с указанными преступлениями, а такой орган был один и подчинялся только президенту Киргизской Республики для расправы с политическими врагами. Это я резюмировал доклад политологов на деньги Женевского центра по сектору безопасности, который называется: Анализ контекста институционализации сектора безопасности Киргизской Республики 1991-2019 Анара Мусабаева, Аида Алымбаева [2].

Почему его Указ 2016 года не отменяется? [3].

Говоря о подследственности, надо сказать, что пусть экономические и должностные преступления выявляют и расследуют все три органа — МВД, ГКНБ и прокуратура, потому что коррупция - это, пожалуй, главная угроза нац. безопасности. Так было всегда. Даже в советское время. Пожалуйста, никому не жалко. Главное - неотвратимость наказания.

По соглашениям в УПК. Необходимо их все оставить. Особенно о сотрудничестве. Потому что это ключ к беспыточному раскрытию и расследованию преступлений. Особенно сложных. Поэтому можно просто статью УПК дополнить, что следователь обязан добыть и другие как бы минимальные доказательства виновности других соучастников. Потому что один человек даёт информацию, за что получает от государства поощрение, в этом и гуманизм, а эта информация уже проверяется и в совокупности оценивается. Если она ложная, то обвиняемого надо привлекать за заведомо ложное сообщение, донос.

Что я предлагаю по кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Еще раз — название оставить как было. Первоначальное. Дополнить проект КоАП такими статьями, как:

-Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

-Административный арест, который заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Постоянно среди членов рабочей группы идет превратное понимание гуманизации при реформировании законов.

Гуманизация — усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью [4].

Это не сокращение сроков наказаний и не декриминализация. Именно наказания административные за такие антиобщественные формы поведения как занятие проституцией, курение в общественном месте, распитие спиртного там же и других веществ - вот это и есть воспитание государством культуры в обществе.

Среди нас есть и те, кто нас умышленно вводит в заблуждение, махинируя такими терминами, как гуманизация, декриминализация, использование рычагов для сокращения обрядов «нике».

Это всё ведение нас в заблуждение для развала государства.

Поэтому для гуманизации я предлагаю дополнить проект КоАП Киргизской Республики следующим перечнем обстоятельств, смягчающих административную ответственность, признаются:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Расширить статьи о составах за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума:

-Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.

-Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, общероссийского голосования. Для гуманизации я предлагаю повернуться лицом к здоровью детей и поэтому предлагаю дополнить проект КоАП Киргизской Республики следующими составами на основании сравнительно-правового анализа аналогичного КоАП Российской Федерации [5]:

-Нарушение законодательства Киргизской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

-Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей.

-Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов.

-Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

-Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

-Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

-Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

-Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия.

-Распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения.

-Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.

-Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.

-Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.

-Воспрепятствование оказанию медицинской помощи.

Все семейное насилие регулировать исключительно КоАП. Никаких уголовных мер. Если только не вред здоровью по соответствующим преступлениям против жизни и здоровья. Никто никого не лишает права расторгнуть брак. Если не расторгается брак, можно жаловаться в прокуратуру или обжаловать в суд.

Далее. Дополнить опять же для гуманизации по аналогии с КоАП РФ и Уголовным уложением ФРГ [6] такими составами, как:

-Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей.

-Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов

Именно в рамках КоАП мы можем приостанавливать деятельность юр. лиц и даже их ликвидировать. Вот вам прекрасный метод по борьбе с юр. лицами - нарушителями законов и исполнение наших так называемых конвенционных обязательств. Далее. Ввести такие составы:

-Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

-Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

-Нарушение установленного законом Киргизской Республики запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

-Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

-Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия.

-Распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения.

-Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

-Занятие проституцией.

-Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.

-Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

-Пропаганда закиси азота.

-Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

-Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Для гуманизации жестокое обращение с животными перенести в КоАП и также усилить ответственность за нарушение правил содержания собак. Собака — это вещь по Гражданскому кодексу Киргизской Республики и источник повышенной опасности. Прекрасный закон есть в России: Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года). Раздел II. Особенная часть. Глава 2. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и общественную нравственность (ст.ст. 6, 8, 5) [7]:

Нарушение правил содержания собак:

1. Допущение нахождения и (или) выгул собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак):

-в общественных местах без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и (или) без намордника;

-на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения без специальной сумки (контейнера) или без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и (или) без намордника;

-на детских и спортивных площадках, на территориях, прилегающих к детским и образовательным организациям, а также к учреждениям здравоохранения, отдыха и оздоровления; в местах проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч сомов.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

2. Выгул собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, без сопровождения взрослых влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей в размере от одной тысячи до пяти тысяч сомов.

3. Выгул собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак), находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также выгул одним лицом одновременно более двух собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч сомов.

4. Оставление собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак) в общественных местах и в местах выгула без присмотра влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч сомов.

5. Натравливание (понуждение к нападению) собак на людей и животных, а также действия, указанные в п. 1-4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью и (или) ущерба государственному имуществу Санкт-Петербурга либо имуществу граждан или организаций, если указанные действия не образуют состава преступления, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс сомов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Не образует состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей: допущение нахождения и (или) выгул собак гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак) без поводка и намордника в специально оборудованных местах (огороженных площадках, местах, специально отведенных для выгула и дрессировки, вольерах, местах проведения выставок собак и соревнований с использованием собак), исключающих неконтролируемое перемещение собак за их пределы; допущение нахождения и (или) выгул собак-поводырей гражданами (владельцами либо лицами, осуществляющими выгул собак) в местах, указанных в абзацах 4 и 5 п. 1 настоящей статьи; допущение нахождения служебных собак должностными лицами в местах, указанных в п. 1 настоящей статьи.

Сейчас в Киргизской Республике наступил рай для хулиганов, поскольку вообще не предусмотрен административный арест за мелкое хулиганство, за хулиганство в ночное время в виде нарушения тишины и т.д., а также, в том числе с использованием сети Интернет. И это называется гуманизация?!, другими словами, забота о человеке, это скорее, забота о преступнике, полная ликвидация профилактики уголовно-наказуемого хулиганства. Поэтому необходимо немедленно вводить в действие КоАП Киргизской Республики с составом «Мелкое хулиганство»:

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Киргизской Республики, Конституции Киргизской Республики или органам, осуществляющим государственную

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

власть в Киргизской Республике, за исключением случаев, предусмотренных статьей «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч сомов или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз - влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч сомов или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3-5 настоящей статьи, в течение 24 час уведомляются органы прокуратуры Киргизской Республики.

Необходимо особое внимание уделить всем составам административных правонарушений, касающихся наказания за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения, нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

В связи с самой высокой смертностью от ДТП в Киргизской Республики необходимо максимально ужесточить и регламентировать административную ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра, управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид».

Второе. По УК КР. Понятие рецидив должно остаться хотя бы для определения вида учреждения для отбывания наказания. Добавить наказания «ограничение свободы» и «лишение права управлять транспортным средством». В качестве дополнительных видов наказания включить «конфискацию», «выдворение», «запрет на въезд». Штраф также должен быть как основным, так и дополнительным наказанием.

Для гуманизации дополнить проект УК Киргизской Республики следующими обстоятельствами, смягчающие наказание (расширить данный перечень следующими положениями):

4) оказание медицинской или иной помощи потерпевшему непосредственно после преступления; добровольные возмещение ущерба, уплата дохода, полученного преступным

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

путем, устранение вреда, причиненного преступлением; иные действия, направленные на заглаживание такого вреда;

5) наличие на иждивении у виновного малолетнего ребенка;

7) совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

8) совершение преступления под влиянием противоправных или аморальных действий потерпевшего;

9) совершение преступления при нарушении условий правомерности крайней необходимости, пребывания среди соучастников преступления по специальному заданию, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

10) совершение преступления беременной женщиной;

11) совершение преступления престарелым лицом.

Такие основания есть в УК Республики Беларусь.

Дополнить проект УК Киргизской Республики следующими обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность:

а) рецидив преступлений;

6) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

г) особо активная роль в совершении преступления;

д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

ж) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

з) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

и) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

к) в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

л) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

м) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий;

н) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

о) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);

р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

Для гуманизации УК в отношении несовершеннолетних дополнить проект УК статьей о том, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы — особенности уголовной ответственности несовершеннолетних — к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

Исключить квалифицированный состав убийства за эвтаназию из УК.

Модернизировать все статьи УК Киргизской Республики, связанные с введением уголовной ответственности за вовлечение в занятие проституцией, в том числе с перемещением потерпевшего через Государственную границу Киргизской Республики или с незаконным удержанием его за границей; группой лиц по предварительному сговору, совершенные организованной группой либо в отношении несовершеннолетнего. Для защиты интересов несовершеннолетних от проституции и других развратных действий ввести такой состав преступления, как «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего» (в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста). Обязательно каждую статью снабжать примечанием: Под сексуальными услугами в настоящей статье понимаются половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение несовершеннолетнего или третьего лица либо обещание вознаграждения несовершеннолетнему или третьему лицу.

Для защиты детей от тлетворного влияния денег, которые ему навязывают путем такого заработка и детям это кажется легким путем. И ребенок, который не знает, что такое хорошо и что такое плохо, с достижением совершеннолетия уже может этим заниматься на системной основе. Потому что не было поставлен такой заслон проституции несовершеннолетних. Добавить квалифицированные составы:

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения;

в) с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних.

Скорректировать диспозицию статьи и название, чтобы не казалось, что сам ребенок

является участником данного бизнеса: «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов».

Тщательно отрегулировать все составы преступлений, касающиеся незаконного изготовления и оборота порнографических материалов или предметов, в том числе с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Для пресечения разжигания межнациональной вражды, пересмотра хода исторических событий в истории братских народов Киргизской Республики и России, а также бывшего

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

СССР, как это имеет место на Украине, в Прибалтике, в других странах, ввести уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы СССР, Киргизской Республики.

К сожалению, в проекте нового УК нет таких на сегодня распространенных составов преступлений в Киргизской Республике, как незаконная выдача документов домкомами для незаконного получения иностранцами гражданства Киргизской Республики, в связи с чем считаю необходимым криминализировать все виды деяний, связанных с фиктивной регистраций гражданина Киргизской Республики по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Киргизской Республике и фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Киргизской Республике, фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Киргизской Республике.

Для запрета проводить опыты на человеке ввести в УК Киргизской Республики уголовную ответственность за клонирование человека, создание человеческих эмбрионов для целей биомедицинских исследований или использование человеческого эмбриона в коммерческих, военных или промышленных целях, а равно вывоз половых клеток или человеческого эмбриона из Киргизской Республики в этих же целях.

В связи с тем, что в настоящее время личность как высшая конституционная ценность Киргизской Республики подвержена необоснованным обвинениям в совершении самых чудовищных деяний в социальных сетях, считаю необходимым криминализировать уголовную ответственность за клевету (такая ответственность предусмотрена в УК РФ), тем более, что в новой Конституции Киргизской Республики 2021 г. нет запрета на ее криминализацию, в том числе клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных; в том числе за клевету, совершенную с использованием своего служебного положения; за клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих; за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления. Обоснование криминализации клеветы очень убедительно обоснованно в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [8]. Это же касается и оскорбления, то есть унижения чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (в том числе совершенного публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций).

Для исполнения конституционного принципа неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 29) необходимо декриминализировать многоженство, двоеженство, так как в Семейном кодексе Киргизской Республики указано, что есть статья 15 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке. Статья 28 данного Закона признаёт брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 15. Даже в России данный состав декриминализирован. Он был преступлением по УК 1960 г.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Действующий Семейный Кодекс КР допускает полигамный брак, правда, не в строгом смысле. Так, в соответствии со статьёй 30 Семейного Кодекса КР, суд может признать брак действительным, если к моменту судебного рассмотрения отпали те обстоятельства, которые, в силу закона, препятствовали его заключению (например, смерть супруга в предшествующем браке или объявление его умершим). Юридически допускается одновременное состояние лица в двух законных браках, поскольку второй брак признаётся судом действительным с момента его заключения, а не с момента, когда прекращён первый брак.

Список литературы:

1. На общественное обсуждение с 7 мая 2021 года выносятся проекты законов «О новой редакции Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов КР и Кодекса КР об Административных правонарушениях», а также «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс КР». https://clck.ru/W6cUB

2. Мусабаева А., Алымбаева А., Алиева Г. Анализ контекста институционализации сектора безопасности Киргизской Республики. 1991-2019. Бишкек, 2020. 162 с.

3. Указ Президента Киргизской Республики «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Киргизской Республики» от 18 июля 2016 года УП №161 (В редакции Указа Президента КР от 11 апреля 2017 года УП №73). https://clck.ru/W6cVA

4. Словари и энциклопедии на Академике. https://clck.ru/W6cVS

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. https://clck.ru/W6cWj

6. Головненков П. В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: Strafgesetzbuch (StGB): научно-практический комментарий и перевод текста закона. М.: Проспект, 2016. 311 с.

7. Статья 81. Нарушение правил содержания собак. https://clck.ru/W6cY5

8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. №3 (г. Москва) «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». https://clck.ru/W6cYo

References:

1. From May 7, 2021, draft laws "On the new edition of the Criminal and Criminal Procedure Codes of the Kyrgyz Republic and the Code of the Kyrgyz Republic on Administrative Offenses", as well as "On Amendments to the Criminal Executive Code of the Kyrgyz Republic". https://clck.ru/W6cUB

2. Musabaeva, A., Alymbaeva, A., & Alieva, G. (2020). Analiz konteksta institutsionalizatsii sektora bezopasnosti Kirgizskoi Respubliki. Bishkek, 1991-2019.

3. Decree of the President of the Kyrgyz Republic "On measures to reform the system of law enforcement agencies of the Kyrgyz Republic" dated July 18, 2016 UP # 161 (As amended by the Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated April 11, 2017, UP # 73). https://clck.ru/W6cVA

4. Dictionaries and encyclopedias on Academician. https://clck.ru/W6cVS

5. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Adopted by the State Duma on December 20, 2001. https://clck.ru/W6cWj

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

6. Golovnenkov, P. V. (2016). Ugolovnoe ulozhenie (Ugolovnyi kodeks) Federativnoi Respubliki Germaniya: Strafgesetzbuch (StGB): nauchno-prakticheskii kommentarii i perevod teksta zakona. Moscow.

7. Article 81. Violation of the rules for keeping dogs. https://clck.ru/W6cY5

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated February 24, 2005 No. 3 (Moscow) "On judicial practice in cases of protecting the honor and dignity of citizens, as well as the business reputation of citizens and legal entities". https://clck.ru/W6cYo

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.06.2021 г. 19.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Иманкулов Т. И. Уголовный кодекс Киргизской Республики от 2 февраля 2017 года №19 как угроза национальной безопасности Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 250-262. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/32

Cite as (APA):

Imankulov, T. (2021). Criminal Code of the Kyrgyz Republic of February 2, 2017 No. 19 as a Threat to the National Security of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 250262. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.