Научная статья на тему 'Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право'

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1425
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие / незаконная миграция / экстремизм / национальная безопасность / эпидемиологическая безопасность / уголовная ответственность / совершенствование законодательных норм. / counteraction / illegal migration / extremism / national security / epidemiological security / criminal liability / improvement of legislative norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрюшенков Владимир Александрович

Введение: в статье рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования сферы незаконной миграции от преступных посягательств. Предложен ряд концептуальных решений вопросов противодействия незаконной миграции с учетом последних изменений и дополнений норм действующего законодательства в данной сфере. Изучены различные аспекты незаконной миграции через призму анализа угроз национальной безопасности Российской Федерации. Приводится и детально анализируется нормативно-правовая база в сфере противодействия незаконной миграции. Указывается на необходимость совершенствования норм действующих уголовного и административного законодательств. Материалы и методы: нормативную базу исследования составили уголовное законодательство Российской Федерации, а также национальное законодательство в области законных перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства. Методологической основой исследования явился общий диалектический метод научного познания. В процессе исследования автором применялись методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, описания, обобщения, позволяющие всесторонне и объективно подойти к исследованию вопроса противодействия незаконной миграции. Результаты исследования: позволили уточнить и охарактеризовать отдельные положения, касающиеся незаконной миграции, раскрыть их сущностные особенности с учетом специфики законодательной и правоприменительной практики. Автор пришел к выводам относительно уточнения законодательной регламентации норм в области противодействия незаконной миграции. Выводы и заключения: проанализированные законодательные положения, различные точки зрения ученых-правоведов позволили прийти к выводу о том, что основные положения существующей государственной политики в области противодействия незаконной миграции нуждаются в совершенствовании и дополнении норм действующего уголовного законодательства. Автором обоснован и аргументирован вывод об уточнении и дополнении нормы ст. 322.1. УК РФ, что позволит более детально регулировать процесс противодействия незаконной миграции уголовноправовыми мерами на законодательном уровне. Существующие тенденции формирования основных положений государственной политики в области противодействия незаконной миграции позволили сформировать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства в рассматриваемой области с учетом социальных, политических и экономических факторов, происходящих в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN POLICY IN THE FIELD OF COUNTERING ILLEGAL MIGRATION

Introduction: the article considers the problematic aspects of the legal regulation of the sphere of illegal migration from criminal offenses. A number of conceptual solutions to the issues of combating illegal migration are proposed, taking into account the latest changes and additions to the current legislation in this area. Various aspects of illegal migration through the prism of the analysis of threats to the national security of the Russian Federation are studied. The legal framework in the field of combating illegal migration is given and analyzed in detail. The necessity of improving the norms of existing criminal and administrative laws is indicated. Materials and methods: The regulatory framework of the study was constituted by the criminal legislation of the Russian Federation, as well as national legislation in the field of legal movements of foreign citizens and stateless persons. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge. In the process of research, the author applied methods of deduction, induction, comparison, analysis, synthesis, description, generalization, allowing a comprehensive and objective approach to the study of the issue of combating illegal migration. Results of the study: The results of the study made it possible to clarify and characterize certain provisions related to illegal migration, to reveal their essential features, taking into account the specifics of legislative and law enforcement practice. The author came to conclusions regarding the clarification of the legislative regulation of the norms in the field of combating illegal migration. Summary and Conclusion: the analyzed legislative provisions, the different points of view of legal scholars led to the conclusion that the main provisions of the existing state policy in the field of combating illegal migration need to be improved by means of amending and supplementing the norms of the current criminal law in the field in question. The author substantiated and reasoned the conclusion about the clarification of the norm of Art. 322.1. The Criminal Code of the Russian Federation through amendments and additions to this norm, which, in turn, will allow more detailed regulation of the process of counteracting illegal migration by criminal law measures at the legislative level. The existing trends in the formation of the main provisions of state policy in the field of combating illegal migration have led to the conclusion that it is necessary to further improve the current legislation in this area, taking into account social, political and economic factors occurring in the state.

Текст научной работы на тему «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 34.343.3

DOI 10.24411/2312-3184-2020-10005

Андрюшенков Владимир Александрович

доцент факультета очного обучения Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Andryushenkov Vladimir Aleksandrovich

the Assistant Professor of the Department of Full-time Education of Autonomous Nonprofit Educational Organization of Higher Education «Siberian Institute of Business and Information Technologies» Candidate of Law

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Введение: в статье рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования сферы незаконной миграции от преступных посягательств. Предложен ряд концептуальных решений вопросов противодействия незаконной миграции с учетом последних изменений и дополнений норм действующего законодательства в данной сфере. Изучены различные аспекты незаконной миграции через призму анализа угроз национальной безопасности Российской Федерации. Приводится и детально анализируется нормативно-правовая база в сфере противодействия незаконной миграции. Указывается на необходимость совершенствования норм действующих уголовного и административного законодательств.

Материалы и методы: нормативную базу исследования составили уголовное законодательство Российской Федерации, а также национальное законодательство в области законных перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства. Методологической основой исследования явился общий диалектический метод научного познания. В процессе исследования автором применялись методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, описания, обобщения, позволяющие всесторонне и объективно подойти к исследованию вопроса противодействия незаконной миграции.

Результаты исследования: позволили уточнить и охарактеризовать отдельные положения, касающиеся незаконной миграции, раскрыть их сущностные особенности с учетом специфики законодательной и правоприменительной практики. Автор пришел к выводам относительно уточнения законодательной регламентации норм в области противодействия незаконной миграции.

Выводы и заключения: проанализированные законодательные положения, различные точки зрения ученых-правоведов позволили прийти к выводу о том, что основные положения существующей государственной политики в области противодействия незаконной миграции нуждаются в совершенствовании и дополнении норм действующего уголовного законодательства. Автором обоснован и аргументирован вывод об уточнении и дополнении нормы ст. 322.1. УК РФ, что позволит более детально регулировать процесс противодействия незаконной миграции уголовно-правовыми мерами на законодательном уровне. Существующие тенденции формирования основных положений государственной политики в области противодействия незаконной миграции позволили сформировать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства в рассматриваемой области с учетом социальных, политических и экономических факторов, происходящих в государстве.

Ключевые слова: противодействие, незаконная миграция, экстремизм, национальная безопасность, эпидемиологическая безопасность, уголовная ответственность, совершенствование законодательных норм.

MODERN RUSSIAN POLICY IN THE FIELD OF COUNTERING ILLEGAL

MIGRATION

Introduction: the article considers the problematic aspects of the legal regulation of the sphere of illegal migration from criminal offenses. A number of conceptual solutions to the issues of combating illegal migration are proposed, taking into account the latest changes and additions to the current legislation in this area. Various aspects of illegal migration through the prism of the analysis of threats to the national security of the Russian Federation are studied. The legal framework in the field of combating illegal migration is given and analyzed in detail. The necessity of improving the norms of existing criminal and administrative laws is indicated.

Materials and methods: The regulatory framework of the study was constituted by the criminal legislation of the Russian Federation, as well as national legislation in the field of legal movements of foreign citizens and stateless persons. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge. In the process of research, the author applied methods of deduction, induction, comparison, analysis, synthesis, description, generalization, allowing a comprehensive and objective approach to the study of the issue of combating illegal migration.

Results of the study: The results of the study made it possible to clarify and characterize certain provisions related to illegal migration, to reveal their essential features, taking into account the specifics of legislative and law enforcement practice. The author came to conclusions regarding the clarification of the legislative regulation of the norms in the field of combating illegal migration.

Summary and Conclusion: the analyzed legislative provisions, the different points of view of legal scholars led to the conclusion that the main provisions of the existing state policy in the field of combating illegal migration need to be improved by means of amending and supplementing the norms of the current criminal law in the field in question. The author substantiated and reasoned the conclusion about the clarification of the norm of Art. 322.1. The Criminal Code of the Russian Federation through amendments and additions to this norm, which, in turn, will allow more detailed regulation of the process of counteracting illegal migration by criminal law measures at the legislative level. The existing trends in the formation of the main provisions of state policy in the field of combating illegal migration have led to the conclusion that it is necessary to further improve the current legislation in this area, taking into account social, political and economic factors occurring in the state.

Keywords: counteraction, illegal migration, extremism, national security, epidemiological security, criminal liability, improvement of legislative norms.

В настоящее время проходящие в Российской Федерации миграционные процессы стали одной из глобальных проблем современной действительности. Это связано с тем, что незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации показывает стабильный рост при тенденции уменьшения общего количества совершаемых преступлений на территории России. Так, согласно статистическим данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ с января по декабрь 2018 г. в России было зарегистрировано 1 991 532 преступления, что на 66 944 меньше аналогичного периода прошлого года1.

В концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. отмечается, что «в 2012-2017 гг. интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 %. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения»2.

Незаконной миграцией является не только незаконный въезд или выезд с территории Российской Федерации, но и незаконное пребывание в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства въехало на территорию России на законных основаниях, но после окончания срока пребывания выезд не последовал, а также осуществление нелегальной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Общеизвестно, что незаконная миграция является побочным следствием процесса глобализации и представляет угрозу национальной безопасности России. Во-первых, нелегальная миграция всегда связана с транснациональными преступными организациями, которые осуществляют не только экстремистскую, террористическую деятельность, но и иную запрещенную законом. Так, в августе 2019 г. сотрудни-

1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 г. URL: https://g2enproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbomik_12_2018.pdf (дата обращения 22.12.2019).

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

ками ФСБ РФ была пресечена преступная деятельность религиозно-экстремистской ячейки в Калужской области, участниками которой стали шесть уроженцев государств Центральной Азии. Данная организация систематически и регулярно отправляла денежные средства запрещенной в России организации террористов «Исламское государство» [16]. Важно отметить не единичный характер действий такого характера иностранными гражданами [8], они стали приобретать всеобъемлющий преступный характер. Общеизвестно, что данные организации нуждаются в постоянном поиске новых членов преступных группировок, их вербовке и обучении. Как показывает практика, идеальными кандидатами становятся лица, незаконно выезжающие либо находящиеся на территории Российской Федерации.

Во-вторых, нелегальные мигранты, стремящиеся заработать, оказываются вовлеченными в теневую экономику, становятся заложниками рабского труда. Трудясь в теневом секторе экономики, они уклоняются от уплаты налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней. Как результат, наблюдается колоссальный отток денежных средств. Российское государство является исключительно местом получения заработка, а не постоянного законного места жительства с вытекающими из этого правовыми последствиями. Не случайно в научной литературе активно используется термин «миградоллар» [13], который означает денежные переводы мигрантов из стран пребывания, где они находятся на заработках, в страну-родину. Е. Тюрюканова представила следующие данные: «средний гражданин Молдавии ежемесячно посылает домой $110, Азербайджана - $133, Украины - $130, Армении - $130, Узбекистана -$52, Грузии $86, Таджикистана - $51. А за весь срок пребывания в России каждый гражданин Азербайджана послал домой всего $5852, Армении - $4810, Грузии -$4042, Молдавии - $2750, Украины - $2210, Казахстана - $1121, Белоруссии - $2140, Таджикистана - $765, Киргизии - $711, Узбекистана - $676» [13]. Как видим, речь идет об огромных суммах, которые российское государство теряет и не облагает соответствующими налогами.

Среди угроз национальной безопасности России вследствие незаконной миграции важно отметить и эпидемиологическую безопасность Российской Федерации. Неконтролируемые потоки мигрантов во многом являются причиной появления и разрастания инфекционных, эпидемиологических заболеваний на территории нашего государства.

Существенные негативные факторы свидетельствуют о необходимости более глубокого и всестороннего исследования незаконной миграции, а также выработки мер по предупреждению и профилактике данного явления, которые должны реализо-вываться в рамках государственной политики.

Согласно п. 6 Концепции государственной миграционной политики на 2019 -2025 гг. «за последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов послед-

них лет, численность населения страны на начало 2025 г. составит 142,8-145,6 миллиона человек»1.

Вопрос незаконной миграции в настоящее время является насущным, особенно с учетом событий, происходящих как на территории Российской Федерации, так и Украины, а также на территории других иностранных государств - Ливии, Йемена, Сирии, Ирака, Афганистана, Сомали и др.

Незаконная миграция, несомненно, глобальная проблема человечества. На этот счет верно указывают А.В. Елисеев и О.М. Дорошенко, что «ужесточение миграционной политики - официальная позиция не только США. Нелегальная миграция, особенно после последних катаклизмов на Ближнем Востоке (война в Ираке, Сирии, Ливии) - проблема многих высокоразвитых стран, в первую очередь Европейского союза» [5].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что неконтролируемая и незаконная миграция стала формой транснациональной организованной преступности наряду с незаконным распространением наркотических средств и торговлей людьми2. Такая миграция лишь способствует усилению межнациональных настроений, различного рода экстремистским проявлениям, создает благоприятные условия для конфликтов на этнической почве. Не случайно исследователи отмечают прямую связь незаконной миграции с преступностью экстремистской направленности, которая проявляется в антимиграционных настроениях коренного населения того или иного государства [3].

В условиях социально-экономических и политических факторов развития Российского государства появилась задача всесторонней охраны миграционных процессов, поскольку растет тенденция к увеличению незаконных перемещений через государственную границу. Незаконные перемещения мигрантов на территорию страны приводят не только к дестабилизации экономико-социальной составляющей, но и представляют собой угрозу для целостности государства в целом: «...незаконная миграция стала неотъемлемой частью структуры преступного бизнеса, оказывая влияние на состояние всей системы экономических отношений, криминализируя национальную экономику» [9, с.16]. Справедливости ради необходимо отметить и тот факт, что «неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов» [7, с. 22].

Незаконная миграция опасна и тем, что на территорию страны проникают экстремисты, которые участвуют в незаконных вооруженных формированиях, различного рода террористических актах, в незаконном обороте наркотиков, торговле людьми. Е.Н. Сасина отмечает, что незаконная миграция создает угрозу распространения организованных преступных группировок, экстремистских и террористических органи-

1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.2019); О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.: указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 // СЗ РФ. 2018. № 45. От. 6917.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Там же. 2009. № 20. Ст. 2444.

заций [10, с. 149]. Ученые отмечают, что экстремистские настроения порождают в первую очередь конфликты в области равноправия этнических общностей в социокультурной и социально-политической сферах [15, с. 57-59]. Все это лишь малая часть, так называемая верхушка айсберга. Мигрантами совершаются также изнасилования, кражи, грабежи, разбои, дачи взятки, «незаконные действия в отношении официальных документов» [1].

Стремление законодателя усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконной миграции отчасти можно определить как положительное. Примером такой работы является разработка концепции государственной миграционной политики в нескольких вариантах на протяжении последнего десяти-летия1, наблюдается постоянное изменение и дополнение норм действующего законодательства. Однако незаконная миграция способна обходить данные нормы, поскольку вектор ее развития намного стремительнее, нежели вектор развития норм, устанавливающих ответственность за незаконную миграцию. Исследователи в области миграционного права отмечают, что несмотря на изменения и дополнения, вносимые в законодательство в области незаконной миграции, по-прежнему существуют спорные и проблемные моменты, возникающие при возбуждении уголовных дел данной категории [11].

Медленными шагами идет совершенствование сферы административно-правового регулирования в отношении защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (глава 18 КоАП РФ) . На этом факте акцентируют внимания многие ученые [4]. Не случайно в проекте Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3 большое внимание уделяется вопросам законности миграционных процессов.

т-ч и о

В вопросах противодействия незаконной миграции важную роль играет не только нормативно-правовая база, но и роль сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, их усилия оказываются недостаточно эффективными в силу того, что незаконные пересечения через государственную границу Российской Федерации постоянно видоизменяются, меняются методы и способы незаконного въезда

1 О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ от 10.11.1997 г. № 1414 // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5406; Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // Консуль-тантПлюс (дата обращения 20.12.2019); О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2017 № 499-ФЗ // Там же. 2018. № 1. Ст. 83; О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ // Там же. № 30. Ст. 4550.

Проект Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: http://static.government.ru/media/files (дата обращения 20.12.2019).

иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации под различными предлогами, мотивами [2, с. 24-26]. С другой стороны, незаконная миграция не всегда осуществляется только физическими лицами - мигрантами. Все чаще в данный процесс вовлекаются должностные лица, сотрудники правоохранительных органов, руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций [12]. Все это не только усложняет процесс поиска виновных лиц, незаконно пересекших государственную границу, но и делает процесс практически невозможным. В судебной практике подобного рода примеров достаточно много1. В последнее время наблюдаются многочисленные факты совершения незаконной миграции с корыстной заинтересованностью со стороны лиц, имеющих служебное положение.

В науке уголовного права существует много точек зрения по вопросу семантики терминов «использование служебного положения» и «должностное лицо» [14]. Не вдаваясь в подробный анализ существующих мнений ученых, отметим, что совершение преступления «лицом с использованием своего служебного положения» следует трактовать расширительно, нежели совершение преступного деяния должностным лицом. Следует согласиться с точкой зрения А.В. Бриллиантова и Е.Ю. Четвертаковой, что «под использованием своего служебного положения для совершения преступления необходимо понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния, которое проявляется в значимости и авторитете занимаемой им должности» [6]. Не случайно ученые ведут речь о закреплении в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ отягчающего обстоятельства - «лицом с использованием своего служебного положения» [2]. Схема совершения подобного рода деяний проста: лица, используя свое служебное положение, из корыстных побуждений осуществляют незаконную регистрацию иностранных граждан или организацию незаконного пребывания таких граждан на территории Российской Федерации.

Другим вектором законодательной деятельности противодействия незаконной миграции является неоднократное дополнение и изменение норм УК РФ, устанавливающих ответственность за преступления против порядка управления миграционной деятельностью. В связи с криминализацией ряда таких составов законодатель ставит перед собой задачу и решения вопросов пенализации наказания за общественно опасные деяния путем расширения действия их санкций. Федеральным законом от 06.07.2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в аб. 2 ч. 1 ст. 322.1 УК РФ законодатель видоизменил свое отношение к вопросу наказания за организацию незаконной миграции, установив ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового. А п. 1 ч. 2 данной статьи дополнил «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Такие действия со стороны за-

1 Уголовное дело № 1-1035/11 // Архив Железнодорожного районного суда г. Хабаровска за 2011 г. URL: http://www.gcourts.ru/case/7827343 (дата обращения 26.12.2019).

2 СЗ РФ. 2016. № 28. Ст. 4559.

конодателя, безусловно, заслуживают положительной оценки по эффективному противодействию незаконной миграции уголовно-правовыми мерами.

Однако политика государства в сфере миграционного законодательства нуждается в более детальном подходе, поскольку существующая государственная политика не совсем способна противодействовать незаконной миграции. Таким образом, эффективность уголовно-правового воздействия в сфере миграции от преступных посягательств зависит от детальности, точности, ясности и конкретности нормы ст. 322.1 УК РФ, учитывающей всю специфику и разнообразие способов совершения незаконной миграции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. 12 % изнасилований совершают иностранцы // Проект благотворительного фонда «Нужна помощь». 2018. URL: https://takiedela.ru/ 2017/05/takaya-rossiya-iznasilovaniy (дата обращения 22.12.2019).

2. Андрюшенков В.А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2016. - 209 с.

3. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 2. - С. 98-101; Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению. - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2015. - 406 с.; Ульянов М.В. Миграционные процессы в системе детерминации преступлений экстремистской направленности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2017. - 218 с.; Смыслова В.Н. Влияние миграционных процессов на состояние преступности экстремистской направленности в условиях радикализации и роста протестной активности в России и зарубежных странах // Matters of Russian and International Law. - 2017. - Vol. 7. Is. 4 A. - Р. 287-302; Урда М.Н. Противодействие незаконной миграции как направление российской уголовной политики // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 4 (89). - С. 150157 и др.

4. Егоров Е.Ю. Административно-правовой механизм противодействия незаконной миграции в России // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2016. - № 1 (34). - С. 12-18; Степенко В.Е., Степенко О.В. Содержание административно-правовых средств противодействия незаконной миграции // Актуальные проблемы современного права: материалы междунар. научн.-практич. конф. - Хабаровск, 2016. - С. 75-86.

5. Елисеев А.В., Дорошенко О.М. Актуальные проблемы применения административно-правовых мер противодействия незаконной миграции в зарубежных странах // КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.2019).

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный): В 2 т. Т. 1 / под ред. А.В. Бриллиантова, Г. Д. Долженкова, Э. Н. Жевлаков [и др.]. - М., 2016. - 792 с.; Бриллиантов А.В., Четвертакова Е.Ю. Должностное лицо в уголовном законодательстве России и зарубежных стран: монография. - М.: Проспект, 2019. - 192 с.

7. Лукьянов А.С. Консолидация национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции // Миграционное право. - 2015. - № 3. - С. 22.

8. Меньше террористов: кого ловили в Карачаево-Черкесии и Москве. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/06/21/ (дата обращения 22.12.2019); Теракты на праздники: в Москве задержали пятерых боевиков ИГ. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/12/13/ (дата обращения 22.12.2019).

9. Неупокоева И.А. Тактика допроса по делам об организации незаконной миграции // Законодательство и практика. - 2015. - № 2. - С. 16-20.

10. Сасина Е.Н. К вопросу об уголовно-правовых аспектах организации незаконной миграции // Научные ведомости. Серия «Философия. Социология. Право». -2010. - № 20. - Вып. 14. - С. 148-154.

11. Сухарникова А.В. О некоторых вопросах, возникающих при возбуждении уголовных дел по ст. 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции) // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 3 (51). - С. 125-127; Савина Л.А. Проблемы возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 3-2. - С. 405-410; Власов Ю.А. Квалификация действий, связанных с организацией незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 4 (47). - С. 44-50 и др.

12. Трех сотрудников ГУ МВД по Москве задержали за организацию незаконной миграции. URL: https://tass.ru/proisshestviya/6667634 (дата обращения 26.12.2019).

13. Тюрюканова Е. Денежные переводы мигрантов: беда или благо? // Демо-скоп. - 2006. - № 98. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/archives.php (дата обращения 22.12.2019).

14. Уголовное право: (Особенная часть): учебник / под ред. А.И. Рарога. -М., 1996. - 822 с.; Уголовное право России: (Особенная часть): учебник / отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 1996. - С. 90-93; Уголовное право России: (Особенная часть): учебник / под ред. А.И. Рарога. - М., 2010. - 794 с.; Уголовное право Российской Федерации: (Общая часть): учебник / под ред. В.В. Векленко. - Омск, 2016. - 447 с.; Уголовное право Российской Федерации: (Общая часть): учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М., 2007. - 559 с. и др.

15. Филин И.В. Урегулирование межэтнических конфликтов в современной России: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2007. - 199 с.

16. ФСБ задержала группу финансировавших ИГ экстремистов. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/08/2019/ (дата обращения 22.12.2019).

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. 12% of rapes are committed by foreigners // Charity Fund Project «Need Help». -

2018. URL: https://takiedela.ru/ 2017/05 / takaya-rossiya-iznasilovaniy (date of the application 22.12.2019).

2. Andryushenkov V.A. Criminal liability for organizing illegal migration / An-dryushenkov Vladimir Alexandrovich. - Omsk, 2016. - 209 p.

3. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Actual issues of illegal migration as a type of organized crime in modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. - № 2. - P. 98-101; Kapinus O.S. Legality: state and trends in 2010-2014 The activities of the prosecutor's office to ensure it. - M.: Acad. Gene. prosecutors Ros. Federation, 2015. - 406 p.; Ulyanov M.V. Migration processes in the system of determination of crimes of an extremist orientation / Ulyanov Mikhail Vladimirovich. - M., 2017. - 218 p.; Smyslova V.N. The influence of migration processes on the state of extremist crime in the context of radicalization and growth of protest activity in foreign countries in Russia // Matters of Russian and International Law. - 2017. Vol. 7. Is. 4 A. - P. 287-302; Urda M.N. Countering illegal migration as a direction of Russian criminal policy // Actual problems of Russian law. - 2018 . - № 4 (89). - P. 150-157 and etc.

4. Egorov E.Yu. Administrative and legal mechanism to combat illegal migration in Russia // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. - 2016. - № 1 (34). - S. 12-18; Stepenko V.E., Stepenko O.V. The content of administrative and legal means of combating illegal migration // Actual problems of modern law. - 2016. -P. 75-86.

5. Eliseev A.V., Doroshenko O.M. Actual problems of applying administrative and legal measures to combat illegal migration in foreign countries // SPS «KonsuFtantPlyus» (date of the application 22.12.2019).

6. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation: (itemized). In 2 t. T. 1 / ed. A.V. Brilliantova., G. D. Dolzhenkova, E. N. Zhevlakov [et al.]; under the editorship of A. V. Brilliantova. - M., 2016. - 792 p.; Brilliants A.V., Chetvertakova E.Yu. An official in the criminal legislation of Russia and foreign countries: a monograph. - M.: Prospect,

2019. - 192 p.

7. Lukyanov A.S. Consolidation of national legislation in the field of combating illegal migration // Migration Law. - 2015. - № 3. - P. 22.

8. Fewer terrorists: who were caught in Karachay-Cherkessia and Moscow. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/06/21/ (date of the application 22.12.2019); Terrorist attacks: five ISIS fighters were detained in Moscow. URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/12/13/ (date of the application 22.12.2019).

9. Neupokoeva I.A. Tactics of interrogation in cases of the organization of illegal migration // Legislation and practice. - 2015. - № 2. - 16-20 p.

10. Sasina E.N. To the question of the criminal law aspects of the organization of illegal migration // Scientific reports. Series «Philosophy. Sociology. Right». 2010. - № 20. -Issue. 14. - P. 148-154.

11. Sukharnikova A.V. On some issues arising from the initiation of criminal cases under Art. 322.1 of the Criminal Code (Organization of illegal migration) // Law and state: theory and practice. - 2009. - № 3 (51). - P. 125-127; Savina L.A. Problems of initiating criminal proceedings for crimes related to the organization of illegal migration (Article 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Bulletin of Tula State University.

Economic and legal sciences. - 2016. - № 3-2. - P. 405-410; Vlasov Yu.A. Qualification of actions related to the organization of illegal migration (Article 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - № 4 (47). - P. 44-50 and etc.

12. Three employees of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs in Moscow were detained for organizing illegal migration. URL: https://tass.ru/proisshestviya/6667634 (date of the application 22.12.2019).

13. Tyuryukanova E. Remittances of migrants: trouble or benefit? // Demoscope. -2006. - № 98. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/archives.php (date of the application 22.12.2019).

14. Criminal law: (Special part): textbook / ed. A.I. Raroga. - M., 1996. - P. 125127; Criminal law of Russia: (Special part): textbook / ed. ed. B.V. Common sense. - M., 1996. - 822 p; Criminal law of Russia: (Special part): textbook / ed. A.I. Raroga. - M., 2010. - 794 p; Criminal law of the Russian Federation: (General part): textbook / ed. V.V. Veklenko. - Omsk, 2016. - 447 p.; Criminal law of the Russian Federation: (General part): textbook / ed. L.V. Inogamova-Khegai, A.I. Raroga, A.I. Chuchaeva. - M., 2007. - 559 p and etc.

15. Filin I.V. Settlement of interethnic conflicts in modern Russia / Filin Ivan Viktorovich. - M., 2007. - 199 p.

16. The FSB detained a group of extremist-funded ISIS. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/08/2019/ (date of the application 22.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.