Схимникова К.М.
к вопросу об эффективности мер ответственности за организацию незаконной миграции
Цель: Разработка рекомендаций по совершенствованию действующего уголовного законодательства Российской Федерации.
Методология: Использовались системно-структурный, частно-научный, системно-логический методы.
результаты: Статья посвящена проблемам противодействия организации незаконной миграции, в связи с этим предлагаются некоторые пути совершенствования уголовного законодательства в вопросе повышения эффективности борьбы с организацией незаконной миграции.
новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью и практической значимостью.
Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, организация незаконной миграции, уголовная ответственность, противодействие незаконной миграции.
Skhimnikova K.M.
about question of effectiveness of responsibility for organizing illegal migration
purpose: Development of recommendations for improving the current criminal legislation of the Russian Federation.
Methodology: System-structural, private-scientific, system-logical methods.
Results: The article is devoted to the problems of combating the organization of illegal migration. Therefore, ways of improving the criminal legislation in the matter of increasing the effectiveness of the fight against the organization of illegal migration are suggested.
Novelty/originality/value: The article has scientific value and practical significance. Keywords: migration, illegal migration, organization of illegal migration, criminal liability, counteraction to illegal migration.
Миграция населения, являясь сложным и многогранным явлением, затрагивающим многие сферы жизнедеятельности общества, сегодня становится актуальным вопросом не только для европейских стран, но и для России. В становлении и развитии российского государства с его уникальным географическим расположением на Евразийском континенте процессы перемещения населения (миграционные процессы) всегда играли важную роль. В связи с этим вопросам регулирования общественных отношений в миграционной сфере постоянно уделялось внимание со стороны государственной власти, что находило соответствующее отражение в отечественном законодательстве.
Отметим, что даже в рамках Европы выделяются пять различных типов стран в зависимости от их отношения к миграции: старые реципиенты, новые реципиенты, малые острова, страны переходной экономики, страны без иммиграции. Россия, обладая культурными особенностями, отличающими ее от европейских стран, имеет также свои особенности в области миграции. Тем не менее, и у России, и у стран Запада есть общие проблемы, связанные с миграцией, а именно незаконная миграция и образование национальных диаспор.
Незаконная миграция на сегодняшний день представляет собой серьезную угрозу, которая несет в себе множество проблем, требующих незамедлительного решения.
Уголовное законодательство Российской Федерации до 2004 года вопросы, связанные с организацией незаконной миграции, не ставило во главу угла. На тот период времени обстановка в стране не была настолько критической, как сейчас. Однако согласно официальной статистике с каждым годом происходит колоссальное увеличение мигрантов на территории Российской Федерации. Если говорить о незаконных мигрантах, то в рамках нашего исследования хотелось бы акцентировать внимание именно на проблемах противодействия организации незаконной миграции.
С 2004 года в УК РФ существует статья 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции.
Что же подразумевается под термином «организация незаконной миграции»? Ни в диспозиции, ни в примечании к статье Уголовного кодекса, ни в официальных комментариях и разъяснениях не найти дефиниции данного термина. Этот факт может служить тому, что у правоприменителя неоднократно возникают трудности в
евразийская
> 2 (27) 2017 <
адвокатура
привлечении виновного лица к ответственности за данный вид преступного деяния, что дает ему право толковать понятие по-разному. Считаем, что разработка данного понятия поможет более детально и комплексно подходить к вопросу противодействия организации незаконной миграции. В связи с этим предлагаем уточнить, что ответственность за организацию незаконной миграции как преступного деяния наступает именно за организацию деятельности, которая направлена на осуществление незаконного въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания на территории Российской Федерации, незаконного перемещения этих лиц по территории Российской Федерации, включая деятельность, направленную на осуществление незаконного транзитного проезда [1, с. 603-606].
С момента введения настоящего состава в УК РФ вносились многочисленные изменения в статью. Однако уже достаточно длительное время настоящая статья находится в УК РФ, а об отсутствии какой-либо ее эффективности на практике можно говорить постоянно.
Без комплексных, разумных, основанных на реальной обстановке в государстве решений, а также без учета опыта зарубежных стран в вопросе незаконной миграции, считаем, не обойтись. Это необходимо, в первую очередь, для осуществления эффективной борьбы с организацией незаконной миграции.
В рамках настоящей статьи хотелось бы предложить вариант модернизации санкции обеих частей ст. 322.1 УК РФ.
Во-первых, санкция ч. 1 ст. 322.1 УК РФ неоднократно подвергалась изменениям. Последние изменения были в июле 2016 года, когда законодатель решил исключить все дополнительные виды наказаний, оставив меру ответственности в виде лишения свободы до 5 лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Хотелось бы отметить, что санкция по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ не перешла в разряд тяжких, с чем мы категорически не согласны. Обстановка в стране становится криминогенной, растет количество преступлений, сопряженных с незаконной миграцией. Оставлять ч. 1 ст. 322.1 УК РФ в категории преступлений средней тяжести неразумно и опасно. В связи с этим предлагаем увеличить санкцию ч. 1 ст. 322.1 УК РФ до 6 лет лишения свободы, тем самым перевести всю статью в категорию тяжких преступлений.
Помимо всего прочего, мы не согласны с решением законодателя в вопросе исключения та-
кого дополнительного наказания по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, как штраф.
Отмена штрафов за нарушение миграционного законодательства стала серьезным изменением в федеральном законодательстве. При этом практика назначения наказания за преступления, предусмотренные ст. 322.1 УК РФ, такова, что по части первой названной статьи в большинстве случаев суды назначали наказание в виде штрафа. Так, по результатам изучения П. Филипповым судебной практики по ст. 322.1 УК РФ за 2010-2014 гг. установлено, что штраф является самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции (58,8 %), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы [2, с. 83-92]. Учитывая, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ, данное преступление являлось преступлением небольшой тяжести, поскольку совершалось, как правило, лицами, впервые привлекавшимися к уголовной ответственности, подобный подход к назначению наказания следует признать справедливым.
В связи с этим мы предлагаем вернуть штраф в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ в качестве дополнительного наказания, которое будет назначаться совместно с основным - лишением свободы.
Поэтому мы предлагаем изложить санкцию части 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации следующим образом: «наказывается лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового».
Считаем, что данные изменения восполнят пробелы в российском уголовном законодательстве в части противодействия организации незаконной миграции и помогут изменить криминальную обстановку в Российской Федерации.
Помимо всего прочего, хотелось бы поговорить о части 2 статьи 322.1 УК РФ, а именно о пункте «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ.
Несомненно, наличие такого квалифицирующего признака, как «в целях совершения преступления на территории Российской Федерации», вполне обосновано, поскольку организация незаконной миграции нередко бывает тесно связана с незаконным оборотом наркотиков, оружия. Имеет место использование труда незаконных мигрантов в подпольных цехах и производствах по изго-
eurasian
> 2 (27) 2017 <
advocacy
товлению различных товаров, на лесозаготовках, при вылове биоресурсов, в рамках посягательств на общественные отношения, обеспечивающие защищенность деловой репутации производителей товаров и услуг, а также на гарантии прав потребителей, рациональное использование и охрану водных живых ресурсов, лесов и нелесной древес-но-кустарниковой растительности. Организация незаконной миграции может осуществляться в целях совершения преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие моральные и духовные устои общества (ст. 240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией», ст. 241 УК РФ «Организация занятия проституцией») [1]. Вместе с тем представляется необходимым пересмотреть данный квалифицирующий признак в сторону расширения уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и отразить его в следующей редакции: «в целях совершения противоправных действий». Под данный признак будут подпадать не только преступления, но и административные правонарушения. Действительно, сегодня мы наблюдаем усложнение геополитической обстановки в мире в целом и в нашей стране в частности. Так, например, говоря о процессах, происходящих сейчас на Украине, можно сделать выводы о том, что события 2014 года, по мнению многих аналитиков, вполне могут быть повторены и в России. При этом следует подчеркнуть, что эти события были организованы не без участия некоторых западных стран, которые активно поддерживали оппозицию, подготавливали участников будущих массовых беспорядков, а также вербовали граждан других государств для участия в акции протеста, в том числе и с целью создания эффекта массовости, без совершения каких-либо преступных действий [3, с. 107]. Как отмечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития Ю. Крупнов, вполне вероятно, что для трансформации Майдана в Москве могут использовать уже легализованных, организованных и сгруппированных мигрантов: «Раньше мы видели много мигрантов в центре города на праздники. Сейчас этого нет. Почему? Диаспоры «правильно» организуют ситуацию, запрещая по праздникам выходить в центр города своим подопечным. И в этом видна серьезная организация» [4].
Расширение данного квалифицирующего признака будет иметь положительную динамику в борьбе с организацией незаконной миграции.
Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что статья 322.1 УК РФ в дей-
ствующей редакции неэффективна. Существуют огромные проблемы при квалификации противоправных действий по настоящей статье, не говоря уже о проблемах разграничения уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и административного правонарушения в области незаконной миграции. Но об этом мы обязательно поговорим в рамках другой исследовательской работы.
Вышесказанные идеи и предложения должны способствовать развитию законодательства в области борьбы с организацией незаконной миграции. Происходящее совершенствование законодательства должно четко определять предмет регулирования по вопросу организации незаконной миграции. Тем самым должны быть устранены пробелы в миграционном законодательстве, и впоследствии должен быть решен не один круг проблем в регулировании такого явления современности, как незаконная миграция.
Только комплексный подход к данной проблеме при сочетании усиленного контроля за организацией незаконной миграции, выявления и уничтожения этих структур, а также предупреждения, пресечения волны незаконных мигрантов может привести к положительному результату.
Пристатейный библиографический список
1. Соков В.С. Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 603-606.
2. Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. № 3. С. 83-92.
3. Ахмедов М.Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
4. Крупнов: Мигрантов используют для майдана в Москве. 16.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// trueinform.ru/modules.php?name=Video&file=article&s id=70985.
References (transliterated)
1. Sokov V.S. Organizatija nezakonnoj migradi: prob-lemy preduprezhdenija i puti ih reshenija // Molodoj uchenyj. 2014. № 2. S. 603-606.
2. Filippov P. Organizatija nezakonnoj migratii: praktika primenenija st. 322.1 UK RF i novelly zakonodatel'stva // Ugolovnoe pravo. 2014. № 3. S. 83-92.
3. Ahmedov M.N. Protivodejstvie nelegal'noj mi-gracii: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2015.
4. Krupnov: Migrantov ispol'zujut dlja majdana v Mos-kve. 16.10.2014 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://trueinform. m/modules.php?name=Video&ffle=artide&sid=70985 .