Научная статья на тему 'Значение сети Интернет в детерминации незаконной миграции и миграционных преступлений'

Значение сети Интернет в детерминации незаконной миграции и миграционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / INTERNAL AND EXTERNAL MIGRATION / MIGRATION CRIMES / COUNTERACTION TO ILLEGAL MIGRATION / INTERNET RESOURCES / CYBERSPACE / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев В. С., Урда М. Н.

Цель статьи выявление корреляции между незаконной миграцией, миграционными преступлениями и использованием интернет-ресурсов. Контент-анализ рекламных сайтов, социальных сетей в сочетании с другими методами исследования выявил активное продвижение в виртуальном пространстве услуг, способствующих незаконной миграции, и широкий спрос на них. По результатам исследования авторами разработаны следующие предложения по совершенствованию мер противодействия незаконной миграции в Глобальной сети. 1. Стратегически важным направлением противодействия незаконнай миграции должна стать корректировка миграционной политики государства посредством установления корреляции между этим феноменом и использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий для организации и развития криминального бизнеса по оказанию услуг по обеспечению незаконных въезда, пребывания (проживания), фиктивной регистрации, постановки на миграционный учет и др. 2. Противодействие незаконной миграции в киберпространстве должно осуществляться на основе комплексного подхода. С позиции уголовного права необходимо дополнение ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за квалифицированный состав организации незаконной миграции, признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)». С позиции криминологии выявление и фиксирование реальной обусловленности развития незаконной миграции, миграционных преступлений и использования сети Интернет для их совершения; совершенствование статистической отчетности о преступности посредством включения в отчет ГИАЦ МВД России о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, сведений об организации незаконной миграции, совершенной с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of the Internet in Illegal Migration and Migration Crimes Determination

The purpose of the paper is to identify the correlation between illegal migration, migration crimes and the use of the Internet resources. The content analysis of advertising sites, social networks in combination with other research methods has revealed that in the virtual space there is both active promotion of services facilitating illegal migration and a wide demand for them. Based on the results of the study, the authors develop the following proposals for improving measures to combat illegal migration in the global network. 1. A strategic direction for countering illegal migration should be the adjustment of the state’s migration policy through the establishment of a correlation between this phenomenon and the use of modern information and telecommunication technologies aiming at organizing and developing a criminal business providing illegal entry, stay (residence) services, fictitious registration, and registration on migration registration, etc. 2. The counteraction to illegal migration in cyberspace should be implemented through an integrated approach. From the perspective of criminal law, it is necessary to add the element “using the media or information and telecommunication networks (including the Internet)” into Part 2 of Art. 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which provides for liability for the crime elements of the organization of illegal migration. From the perspective of criminology it is important to identify and record the real conditionality of the development of illegal migration, migration crimes and the use of the Internet to commit them; to improve statistical reporting on crime by including information on the organization of illegal migration committed via the media or information and telecommunication networks (including the Internet) in the report of the State Automated Police Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on crimes committed in the field of telecommunication and computer information.

Текст научной работы на тему «Значение сети Интернет в детерминации незаконной миграции и миграционных преступлений»

В. С. Соловьев*, М. Н. Урда**

Значение сети Интернет в детерминации незаконной миграции и миграционных преступлений

Аннотация. Цель статьи — выявление корреляции между незаконной миграцией, миграционными преступлениями и использованием интернет-ресурсов. Контент-анализ рекламных сайтов, социальных сетей в сочетании с другими методами исследования выявил активное продвижение в виртуальном пространстве услуг, способствующих незаконной миграции, и широкий спрос на них. По результатам исследования авторами разработаны следующие предложения по совершенствованию мер противодействия незаконной миграции в Глобальной сети. 1. Стратегически важным направлением противодействия незаконнай миграции должна стать корректировка миграционной политики государства посредством установления корреляции между этим феноменом и использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий для организации и развития криминального бизнеса по оказанию услуг по обеспечению незаконных въезда, пребывания (проживания), фиктивной регистрации, постановки на миграционный учет и др. 2. Противодействие незаконной миграции в кибер-пространстве должно осуществляться на основе комплексного подхода. С позиции уголовного права необходимо дополнение ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за квалифицированный состав организации незаконной миграции, признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)». С позиции криминологии — выявление и фиксирование реальной обусловленности развития незаконной миграции, миграционных преступлений и использования сети Интернет для их совершения; совершенствование статистической отчетности о преступности посредством включения в отчет ГИАЦ МВД России о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, сведений об организации незаконной миграции, совершенной с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).

Ключевые слова: внутренняя и внешняя миграция, миграционные преступления, противодействие незаконной миграции, интернет-ресурсы, киберпространство, информационно-телекоммуникационная среда.

001: 10.17803/1994-1471.2019.109.12.114-122

Соловьев В. С., Урда М. Н., 2019

Соловьев Владислав Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России [email protected]

350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128

Урда Маргарита Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права

Юго-Западного государственного университета

[email protected]

305040, Россия, г. Курск, 50 лет Октября, д. 94

© *

Процессы информатизации общественных отношений неминуемо привели к тому, что информационные технологии стали использоваться при совершении преступлений. Исключением не стали и деяния, связанные с незаконной миграцией. К сожалению, криминологическая наука, призванная реагировать на криминальную пораженность отдельных социальных сфер, не связывает корреляционной зависимостью явление незаконной миграции с процессами, происходящими в информационно-телекоммуникационной среде. В диссертациях последних лет, где исследовались криминологические аспекты незаконной миграции, нет ни слова об использовании коммуникационных возможностей сети Интернет для совершения миграционных преступлений1. Индифферентным отношением к этой проблеме характеризуется и современная государственная политика. Ни Концепцией государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, ни пришедшей на смену ей Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019—2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ 31 октября 2018 г. № 6222, не определяется необходимость принятия мер

противодействия незаконной миграции в информационно-телекоммуникационной среде. В Стратегии национальной безопасности России 2015 г. также отсутствует взаимосвязь и взаимообусловленность этих явлений3.

Между тем исследование информационного пространства сети Интернет позволило выявить корреляцию незаконной миграции и миграционных преступлений с использованием Глобальной сети. Контент-анализ рекламных сайтов, социальных сетей в сочетании с другими методами исследования выявил активное продвижение в виртуальном пространстве «услуг», способствующих незаконной миграции, и широкий спрос на них4.

Многие сайты содержат предложения по фиктивной постановке на миграционный и регистрационный учет, а также иные «услуги» по организации незаконного въезда и пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ. Их исследование позволило сделать ряд криминологически значимых наблюдений.

Первое наблюдение касается масштабов поиска информации, связанной как с внешней, так и внутренней миграцией в сети Интернет5.

1 Ахмедов М. Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 281 с. ; Исхаков А. М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2018. 201 с. ; Соков В. С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной миграцией : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2015. 224 с.

2 Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

3 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

4 Для получения объективных результатов применялись различные средства анализа информационного пространства сети Интернет: программа «СайтСпутник», предназначенная для автоматизации и организации профессионального поиска, сбора, мониторинга и анализа информации, размещенной в сети Интернет; средства анализа поисковых запросов Google Trends и «Яндекс Wordstat»; «ручной» поиск по поисковым системам Google и «Яндекс», сайтам объявлений «Авито», «Юла», «Из рук в руки», группам в социальной сети «ВКонтакте»; «ручной» поиск по форумам mega darknet market, hydra, matanga, narnia, o3shop, medusa, darkseller, blackmart, являющимся крупными торговыми площадками в Darknet — теневом сегменте сети Интернет, предлагающими нелегальные товары и услуги. Техническая часть исследования, связанная непосредственно с получением информации из сети Интернет, проводилась в период с 1 по 17 февраля 2019 г.

5 Оценка этих масштабов проводилась при помощи сервисов двух наиболее популярных в российском сегменте сети Интернет поисковых ресурсов: Google Trends и «Яндекс Wordstat». Семантическое ядро

При помощи сервиса Google Trends6 была получена следующая информация:

1. Запрос «временная регистрация» демонстрирует непрерывный рост в течение пяти лет, а также сезонные закономерности. Ежегодно наибольшие значения приходятся на конец лета. Пик запросов пришелся на конец 2018 г.: показатель достиг 100 баллов, в конце лета 2017 г. он составлял 96 баллов.

2. Запрос «вид на жительство» также демонстрировал рост в течение пяти лет, однако максимальное количество запросов приходилось на январь 2015 г. В марте и мае 2018 г. был зафиксирован второй по величине показатель — 91 балл.

3. Запрос «разрешение на временное проживание» характеризовался тенденцией к снижению. Максимальные значения приходились на 2014 г. и начало 2015 г. Наибольший показатель был зафиксирован в 2018 г. и составил 34 балла.

4. Динамике запроса «патент на работу» также была присуща тенденция к снижению. Максимум запросов приходился на начало 2015 г. В дальнейшем произошел существенный спад, и показатель запросов в конце лета 2017 г. и 2018 г. составил 21 и 23 балла соответственно.

При помощи сервиса «Яндекс Wordstat»7 установлено следующее:

1. В период с 2017 по 2018 г. включительно на 16,5 % увеличилось число запросов по словам «временная регистрация». Если в 2017 г. их количество составило 181 211, то уже в 2018 г. — 211 160.

2. Число запросов по словам «вид на жительство» в исследуемый период оставалось

относительно стабильным. В среднем за месяц в 2017 г. пользователи оставляли 169 987 таких запросов, а в 2018 г. — 176 785 (+ 4 %).

3. Динамика запросов по словосочетаниям «разрешение на временное проживание» и «патент на работу» в течение двух последних лет демонстрировала стабильно невыские показатели. В первом случае количество запросов увеличилось с 12 574 в 2017 г. до 12 670 в 2018 г., во втором случае — уменьшилось с 28 819 до 28 622.

Масштабы запросов по искомым ключевым словам демонстрируют наибольшую востребованность информации, связанной с временной регистрацией. Увеличивающееся число поисковых запросов свидетельствует о том, что Интернет является достаточно привлекательной площадкой для поиска услуг, связанных как с внутренней (для российских граждан), так и внешней миграцией (для иностранных граждан (лиц без гражданства)), а потому используется для предложения таких услуг, носящих противоправный характер. В данном случае можно говорить о действии экономического закона, в соответствии с которым спрос рождает предложение.

Второе наблюдение связано с распространением рекламных объявлений об оказании услуг, способствующих незаконной миграции.

На сайте «Авито» было обнаружено 1 868 объявлений, связанных с предложением оказать содействие в регистрации как российских, так и иностранных граждан без фактического предоставления им помещения для проживания.

исследования включало в себя четыре словосочетания: «временная регистрация», «вид на жительство», «патент на работу», «разрешение на временное проживание».

Посредством использования сервиса Google Trends можно оценить уровень интереса к определенному поисковому запросу по условной 100-балльной шкале, где 100 баллов — наивысшая степень популярности искомой информации, а 0 баллов — отсутствие поисковых запросов в исследуемый период. К примеру, если максимальное количество поисковых запросов на интересующую тему равнялось 1 000, то именно 1 000 запросов принимается за 100 баллов. Соответственно, 500 запросов будет равняться 50 баллам, 100 запросов — 10 баллам и т.д. Анализ данных осуществлялся за последние пять лет — с февраля 2014 г. по февраль 2019 г.

Сервис «Яндекс Wordstat» позволяет определить точное количество запросов по искомым словам в течение месяца. Функционал используемого сервиса дает возможность исследовать динамику запросов лишь за двухлетний период.

6

7

Наибольшее количество объявлений размещено в крупных привлекательных для миграции регионах: г. Москва — 327 объявлений (17,5 %); Краснодарский край — 256 объявлений (13,7 %); Московская область — 182 объявления (9,7 %); г. Санкт-Петербург — 123 объявления (6,6 %). На остальные субъекты Российской Федерации приходится в общей сложности 52,5 % объявлений.

Стоимость услуг по временной регистрации граждан варьируется от 500 до 2 000 руб. в месяц. Максимальные цены на них зафиксированы в Москве. Стоимость услуги по постоянной регистрации начинается от 25 000 руб.

Типичным является объявление, размещенное на сайте «Авито», следующего содержания: «От собственника через МФЦ с вашим присутствием Оформляем прописку в Москве и МО, для родителей с детьми особо выгодные условия. Временную регистрацию для граждан РФ от 3 месяцев до 5 лет. Для иностранных граждан от 3 месяцев до года. Регистрацию по РВП и ВНЖ. Не дорого! Оформление легальное через МФЦ с вашим присутствием. Помощь в получении РВП, ВНЖ, гражданства»8.

На других сайтах объявления об оказании подобного рода услуг практически отсутствуют (на сайте «Из рук в руки» их найдено всего 9, 6 из которых — в Москве; на сайте «Юла» таких объявлений нет).

Анализ групп социальной сети «ВКонтакте» позволил обнаружить 1 130 сообществ, где рекламируются услуги по временной и постоянной регистрации российских граждан и регистрации иностранцев без фактического предоставления им помещения для проживания, объединяющих 802 338 пользователей. 16 групп насчитывают более 10 000 подписчиков и объединяют в себе свыше 400 000 пользователей. Самая многочисленная включает в себя 91 045 подписчиков. Во всех группах предлагаются услуги по регистрации: в 10 — на территории Москвы; в 6 — в Санкт-Петербурге. Самое крупное сообщество, где распространена реклама данного вида услуг

не в Москве и не Санкт-Петербурге, насчитывает 4 200 участников и предлагает регистрацию в Краснодаре.

Обобщенно наполнение таких групп выглядит следующим образом:

1. Описание оказываемых услуг, их цены и сроки предоставления.

В одной из групп фигурируют следующие предложения:

«1. Основание РВП (от 3 месяцев до 3 лет).

2. Основание ВНЖ (от 3 месяцев до 5 лет). 3. Миграционный учет (3 месяца). 4. Продление по патенту (от 3 месяцев до 1 года). 5. Продление по трудовому договору (до года)»2.

2. Фото-, видео- и текстовые информационные материалы, разъясняющие отдельные аспекты миграционного учета, новостные материалы о незаконной миграции, образцы документов.

3. Предложения о сотрудничестве для собственников жилья. «Уважаемые собственники жилья! Если вы являетесь собственником квартиры или дома в Москве или Московской области, мы предлагаем вам взаимовыгодное сотрудничество! Выгодные условия! Не упустите шанс получить дополнительную прибыль в ваш бюджет. Легально, безопасно и конфиденциально. Приглашаем собственников квартиры в Москве к сотрудничеству, по следующим направлениям: 1. Временная регистрация граждан РФ. 2. Временная регистрация граждан СНГ.

3. Временная регистрация по РВП. 4. Временная регистрация по ВНЖ. 5. Постоянная прописка в Москве. Номера контактных телефонов, WhatsApp, Viber»9.

4. Отзывы клиентов о работе группы.

5. Обращения клиентов, написанные в ми-кроблоге (на «стене») группы.

6. Предупреждения о риске стать жертвой мошеннических действий при оформлении документов. Примером может послужить следующее сообщение: «Внимание! Уважаемые подписчики и гости сообщества, обращаем ваше внимание на то, что данная груп-

8 Сайт объявлений «Авито». URL: https://www.avito.ru/moskva/predlozheniya_uslug/ vremennaya_ registratsiya_i_propiska_v_moskve._rvpvnzh_1166373855 (дата обращения: 06.02.2019).

9 Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/mfcrealgistaqs993 (дата обращения: 07.02.2019).

па не занимается изготовлением поддельных документов! Остерегайтесь мошенников. Я не встречаюсь рядом со станциями метро, не забираю у вас документы, не привожу курьером. Такие варианты — развод! Вся помощь в оформлении временной регистрации строго в вашем присутствии с собственником жилья, в паспортном столе. Вместе подаем документы!!!»10.

7. Контакты администраторов и иных лиц, оказывающих «миграционные услуги».

Третье наблюдение касается объявлений с предложениями об оказании содействия иностранным гражданам стран безвизового режима в пересечении Государственной границы РФ. На сайте «Авито» обнаружено 842 подобных объявления. В них содержится информация о том, что пересечение границы осуществляется для «обновления» миграционных карт тех иностранцев, срок пребывания которых на территории РФ истек. Для того чтобы срок начал течь заново, им необходимо выехать за пределы государства, а затем снова въехать.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»11 непрерывный срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Законодатель исходит из того, что такой иностранец по истечении указанного срока пребывания на российской территории должен выехать за ее пределы. Абзац 2 ч. 1 ст. 5 того же Закона определяет, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина страны безвизового режима не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Следовательно, он обязан выехать за пределы России как минимум на 90 суток.

Отсюда напрашиваются два предположения. Первое — лица, осуществляющие перевозку

безвизовых иностранцев с сопутствующими услугами по «обновлению» миграционных карт, могут вводить их в заблуждение относительно легальности таких процедур. Второе — решая вопрос с псевдообновлением миграционных карт для иностранцев по истечении определенного срока их пребывания на территории РФ, они фактически обеспечивают пересечение последними Государственной границы РФ с нарушением установленного порядка въезда. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях таких перевозчиков признаков организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) в форме организации незаконного въезда иностранных граждан на территорию государства.

Наибольшее количество объявлений подобного рода размещено в следующих субъектах Российской Федерации: г. Москва — 140 (16,6 %); г. Санкт-Петербург — 125 (14,8 %); Московская область — 93 (11 %); Краснодарский край — 51 (6 %). На остальные субъекты Российской Федерации приходится 51,6 % объявлений. Стоимость услуг зависит от населенного пункта отправления и пункта пограничного контроля. Поездка от Москвы до границы с Украиной в среднем стоит от 2 500 до 3 000 руб., от Москвы до границы с Латвией — 5 000 руб., от Москвы до границы с Казахстаном — от 4 000 руб.

Типичное объявление об оказании таких услуг выглядит следующим образом: «Пересечение границы, въезд-выезд, миграционная карта. Для граждан стран: Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Армения. 7 000 р. Санкт-Петербург — Казахстан — Санкт-Петербург. Платить больше ничего не нужно. Время в пути 3 дня. Помогаем с просроченной миграционной картой, потерянной миграционной картой. Гарантированное получение миграционной карты при въезде в Россию. Полное сопровождение в пути. Отправление ежедневно. Срочный выезд на любую границу. Новые автомобили. Русские водители. Помощь с проблемами, индивидуальный подход к каждому

10 Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.eom/@propiskarussiya33-vazhno-znat8 (дата обращения: 07.02.2019).

11 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

клиенту. Помогаем с доставкой посылок на гра-

ницу»12.

В социальной сети «ВКонтакте» обнаружено 18 групп, предлагающих услуги по пересечению Государственной границы России в обоих направлениях для «обновления» миграционных карт, объединяющих 5 562 пользователя. Самая многочисленная группа включает в себя 4 122 участника.

Четвертое наблюдение касается изучения предложения услуг, связанных с незаконной миграцией, в теневом сегменте сети Интернет — Darknet. Для этого был проведен контент-анализ Darknet-сайтов, представляющих собой торговые площадки для оборота нелегальных товаров и услуг. Установлено, что при внушительных масштабах этой незаконной деятельности и разнообразии предложений ни на одном из сайтов нет ничего, что могло бы прямо указывать на организацию незаконной миграции, фиктивную постановку на миграционный учет и фиктивную регистрацию российских граждан. Единственное, что может быть использовано для совершения миграционных правонарушений, — это подложные документы, изготовление и продажа которых предлагаются в теневом сегменте Сети. На сайтах в Darknet были обнаружены предложения о продаже паспорта гражданина России, военного билета, трудовой книжки, водительского удостоверения. В то же время эти документы могут быть использованы и в иных целях, не связанных с незаконной миграцией, например для конспирации той же противоправной деятельности в сети Интернет. Можно констатировать, что в настоящее время из-за отсутствия должного внимания со стороны государства лицам, совершающим миграционные правонарушения, нет необходимости использовать Darknet. Продажа услуг по легализации пребывания, проживания иностранных граждан (лиц без гражданства)

и других осуществляется на легальных площадках Сети.

Таким образом, миграционные преступления получили развитие в киберпространстве. Предложение услуг по регистрации граждан РФ или иностранцев (лиц без гражданства) без фактического предоставления помещения для проживания (пребывания) следует расценивать как приготовление к совершению преступлений, предусмотренных ст. 322.2 и 322.3 УК РФ. Учитывая, что они относятся к категории небольшой тяжести, сама по себе реклама подобного рода услуг уголовно-правовой оценки не влечет. Но те же самые действия при определенных обстоятельствах следует трактовать как элемент более широкого посягательства — организации незаконной миграции.

В доктринальных источниках отсутствует единство во мнениях относительно сущности этого деяния. В то же время отчетливо наметилась тенденция к определению его как совершения разнообразных действий, направленных на обеспечение въезда, транзитного проезда, пребывания или проживания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства при отсутствии у них необходимых документов13. При этом действительность соответствующих документов презюмируется. Исходя из этого, помимо фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан (лиц без гражданства), элементами организации незаконной миграции являются незаконное оформление миграционных карт, патентов, трудовых договоров, видов на жительство и др., предложения о совершении которых наводнили сеть Интернет.

Как справедливо отмечает О. М. Сафонов, «сложность обнаружения действий компьютерного преступника и его возможности совершать преступления в киберпространстве, не имеющем государственных границ, многократно

12 Сайт объявлений «Авито». URL: https://www.avito.ru/moskva/predlozheniya_uslug/ peresechenie_granitsy_ vezdvyezd_1401274636 (дата обращения: 07.02.2019).

13 Байбурина Э. Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 77 ; Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. М. : Юрлитинформ, 2011. С. 104 ; Филиппов П. А. Преступления против порядка управления: закон, теория, практика. М. : Зерцало-М, 2017. С. 346, 347, 351.

увеличивают степень общественной опасности таких деяний»14.

С учетом данных обстоятельств, а также распространенности организации незаконной миграции в киберпространстве целесообразно дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)».

В заключение отметим следующее.

1. Мониторинг киберпространства обнаруживает связь использования сети Интернет с нарушениями регистрационного и миграционного режимов в части фиктивной регистрации российских граждан и постановки на миграционный учет иностранных граждан (лиц без гражданства), а также обеспечения последним незаконного въезда и пребывания на территории российского государства. Их признаками являются оформление необходимых документов (миграционных карт, видов на жительство, патентов, трудовых договоров и др.) и оказание услуг по перевозке иностранных граждан (лиц без гражданства) через Государственную границу РФ в нарушение установленных требований. Спрос на услуги подобного рода и их реклама в сети Интернет детерминирует развитие внешней и внутренней незаконной миграции, способствует совершению миграционных преступлений, поэтому государство не должно оставаться безучастным к этим процессам.

2. Стратегически важным направлением противодействия незаконной миграции должна стать корректировка миграционной политики государства посредством установления корреляции между этим феноменом и использованием современных информационно-телекоммуни-

кационных технологий для организации и развития криминального бизнеса по обеспечению незаконных въезда, пребывания (проживания), фиктивной регистрации, постановки на миграционный учет и др.

3. Оказание услуг по перевозке иностранных граждан стран безвизового режима за пределы РФ с последующим их ввозом на ее территорию, сопровождающееся оформлением документов в нарушение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» («маятниковые перевозки»), содержит признаки организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).

4. Противодействие незаконной миграции в киберпространстве должно осуществляться на основе комплексного подхода. С позиции уголовного права необходимо дополнение ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за квалифицированный состав организации незаконной миграции, признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)». С позиции криминологии — выявление и фиксирование реальной обусловленности развития незаконной миграции, миграционных преступлений и использования сети Интернет для их совершения; совершенствование статистической отчетности о преступности посредством включения в отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, ГИАЦ МВД России (форма 1-ВТ) сведений об организации незаконной миграции, совершенной с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).

14 Сафонов О. М. Уголовно-правовая оценка использования компьютерных технологий при совершении преступлений: состояние законодательства и правоприменительной практики, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 3.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ахмедов М. Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 281 с.

2. Байбурина Э. Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2010. — 208 с.

3. Исхаков А. М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук. — Казань, 2018. — 207 с.

4. Сафонов О. М. Уголовно-правовая оценка использования компьютерных технологий при совершении преступлений: состояние законодательства и правоприменительной практики, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 22 с.

5. Соков В. С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной миграцией : дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2015. — 224 с.

6. Филиппов П. А. Преступления против порядка управления: закон, теория, практика. — М. : Зерцало-М, 2017. — 512 с.

7. Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. — М. : Юрлитинформ, 2011. — 168 с.

Материал поступил в редакцию 4 апреля 2019 г.

IMPORTANCE OF THE INTERNET IN ILLEGAL MIGRATION AND MIGRATION CRIMES DETERMINATION

Vladislav S. Solovyev, Cand. of Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]

ul. Yaroslavskaya, d. 128, Krasnodar, Russia, 350005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Margarita N. Urda, Cand. of Sci. (Law), Docent, Associate Professor of the Department of Criminal

Law of Southwest State University

[email protected]

ul. 50 let Oktyabrya, d. 94, Kursk, Russia, 305040

Abstract. The purpose of the paper is to identify the correlation between illegal migration, migration crimes and the use of the Internet resources. The content analysis of advertising sites, social networks in combination with other research methods has revealed that in the virtual space there is both active promotion of services facilitating illegal migration and a wide demand for them. Based on the results of the study, the authors develop the following proposals for improving measures to combat illegal migration in the global network. 1. A strategic direction for countering illegal migration should be the adjustment of the state's migration policy through the establishment of a correlation between this phenomenon and the use of modern information and telecommunication technologies aiming at organizing and developing a criminal business providing illegal entry, stay (residence) services, fictitious registration, and registration on migration registration, etc. 2. The counteraction to illegal migration in cyberspace should be implemented through an integrated approach. From the perspective of criminal law, it is necessary to add the element "using the media or information and telecommunication networks (including the Internet)" into Part 2 of Art. 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which provides for liability for the crime elements of the organization of illegal migration. From the perspective of criminology it is important to identify and record the real conditionality of the development of illegal migration, migration crimes and the use of the Internet to commit them; to improve statistical reporting on crime by including information on the organization of illegal migration

committed via the media or information and telecommunication networks (including the Internet) in the report of the State Automated Police Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on crimes committed in the field of telecommunication and computer information.

Keywords: internal and external migration, migration crimes, counteraction to illegal migration, Internet resources, cyberspace, information and telecommunication environment.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ahmedov M. N. Protivodejstvie nelegal'noj migracii: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2015. — 281 s.

2. Bajburina E. R. Organizaciya nezakonnoj migracii: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty : dis. ... kand. yurid. nauk. — Chelyabinsk, 2010. — 208 s.

3. Iskhakov A. M. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty organizacii nezakonnoj migracii : dis. ... kand. yurid. nauk. — Kazan', 2018. — 207 s.

4. Safonov O. M. Ugolovno-pravovaya ocenka ispol'zovaniya komp'yuternyh tekhnologij pri sovershenii prestuplenij: sostoyanie zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki, perspektivy : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2015. — 22 s.

5. Sokov V. S. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy bor'by s nezakonnoj migraciej : dis. ... kand. yurid. nauk. — Volgograd, 2015. — 224 s.

6. Filippov P. A. Prestupleniya protiv poryadka upravleniya: zakon, teoriya, praktika. — M. : Zercalo-M, 2017. — 512 s.

7. Shcherbakov A. V. Prestupleniya protiv poryadka upravleniya: nauchno-prakticheskij kommentarij k glave 32 UK RF. — M. : Yurlitinform, 2011. — 168 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.