Научная статья на тему 'Уголовное право Древнего Китая: попытка реконструкции по историческому источнику «Ши цзи»'

Уголовное право Древнего Китая: попытка реконструкции по историческому источнику «Ши цзи» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4295
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО КИТАЯ / ДРЕВНИЙ КИТАЙ / «ШИ ЦЗИ» / «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ» / СЫМА ЦЯНЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазуркевич Андрей Константинович

Статья посвящена уголовному праву Древнего Китая. Автор исследует развитие данной отрасли со 2-го тысячелетия до н. э. до III в. н. э., сравнивает уголовное право Китая того времени с современным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовное право Древнего Китая: попытка реконструкции по историческому источнику «Ши цзи»»

А. К. Мазуркевич*

УГОЛОВНОЕ ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ИСТОЧНИКУ «ШИ ЦЗИ»

Статья посвящена уголовному праву Древнего Китая. Автор исследует развитие данной отрасли со 2-го тысячелетия до н. э. до III в. н. э, сравнивает уголовное право Китая того времени с современным правом.

Ключевые слова: уголовное право Китая, Древний Китай, «Ши цзи», «Исторические записки», Сыма Цянь

The article is devoted to criminal law in Ancient China. The author researches the development of this branch of law from around 2000 BC up to 3d century AD, compares criminal law of this period and modern Chineese law.

Key words: criminal law of China, Ancient China, Shiji, «Historical Records», Sima Qian

«Ши цзи» («Исторические записки») — сборник, составленный историком династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) Сыма Цянем (135—86 гг. до н. э.). Современное название «Ши цзи» получили уже после смерти Сыма Цяня, сам историк называл свой труд «Тайшигун шу» — «Книга придворного историографа»1. Сыма Цянь в полной мере использовал свое положение: работал с архивами Чжоухоу, читал «указы о заслугах». Также он получал сведения, путешествуя по стране и знакомясь с легендами и преданиями разных регионов Китая. Для составления жизнеописаний Сыма Цянь общался с современниками описываемых им деятелей, близко их знавшими. Некоторые сведения автор труда получил в процессе служебной деятельности2.

В китайской историографии принято считать, что «Ши цзи» увидели свет в период правления императора Сюань-ди (73—49 гг. до н. э.), когда внук Сыма Цяня обнаружил рукопись своего деда3.

«Ши цзи» включают пять разделов: «Основные записи»; «Хронологические таблицы»; «Трактаты»; «Истории наследственных домов»; «Жизнеописания»4.

«Основные записи» («Бэнь цзи») — первая по расположению и основная по замыслу часть «Исторических записок». «Бэнь цзи» обозначили исторический фон, раскрытию содержания которого должны были послужить последующие разделы «Исторических записок»5.

«Хронологические таблицы»: Сыма Цянь был первым китайским историком, приложившим к историческому труду хронологические таблицы: этот раздел не лишен ошибок и противоречий, но в наше время он незаменим при составлении хронологических таблиц по древней истории Китая6.

* Мазуркевич Андрей Константинович — студент Института юстиции Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: Bolkongogol@rambler.ru.

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1 / пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина; под общ. ред. Р. В. Вяткина; вступит. ст. М. В. Крюкова. М., 2001. С. 14.

2 Там же. С. 50—53.

3 Там же. С. 29.

4 Там же. С. 44.

5 Там же.

6 Там же. С. 47.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

«Трактаты» («Шу») посвящены различным отраслям общественной жизни, культуры, науки: экономической истории и теории (обмен, деньги, налоговая политика) («Трактат о балансе торговли»), ирригации («Трактат о реках и каналах»), астрономии («Трактат о небесных светилах»), календарю («Трактат о календаре»), музыке («Трактат о музыке»), религии («Трактат о жертвоприношениях») и т. д.1

«Истории наследственных домов» («Ши цзя») — биографический раздел «Исторических записок», посвящен истории царств эпохи Чжоу, включает биографии крупнейших представителей наследственной знати2.

«Жизнеописания» («Ле чжуань») содержит жизнеописания знаменитых философов, ученых, поэтов, полководцев, дипломатов, государственных деятелей, чиновников

и т. д.3

Рассмотрим отражение в «Ши цзи» сведений об уголовном праве.

общая часть

Отграничение преступления от проступка

В «Ши цзи» не дается классификации категорий преступлений. Однако из содержания можно выделить две категории преступлений: преступления и проступки (понятия об административном правонарушении в то время, безусловно, не существовало, поэтому под проступком понималось преступление без тяжких последствий). Эта классификация не исчерпывающая, поскольку Сыма Цянь описывал значительный период древней истории Китая, а в разное время категории преступлений, их классификация и наказания за них различались.

Преступления. Существовало пять тяжких преступлений, за которые соответственно их тяжести назначалось одно из пяти наказаний. «Небо карает виновного одним из пяти видов наказаний, предусмотренным для одного из пяти видов преступлений»4.

Проступки. Субъектами проступка, как правило, были судьи. «Определяется один из пяти проступков судей. Изъянами, ведущими к пяти проступкам, считаются: превышение власти закона и использование родственников. Если проверка подтвердила такое злоупотребление, то оценивается и тяжесть проступка»5. Однако далее в «Ши цзи» описано деяние, совершенное не судьей, но также называемое проступком. «Так, в прошлом Гуань И-у пустил стрелу и попал в пряжку пояса Хуань-гуна; это было проступком перед правителем. Он бросил на произвол судьбы княжича Цзю, не желая за него умирать. Тем самым он проявил нерешительность. Он был опозорен, когда ему на ноги надели колодки и связали руки. Совершивших три таких проступка правители не берут на службу, с ними и соседи не общаются»6. К проступкам также относились мелкие правонарушения. «Дело в том, что наказание должно быть неотвратимым. Поэтому, согласно законам Шан Яна, подвергался наказанию даже тот, кто выбрасывал золу на дорогу. Ведь бросить золу на дорогу — проступок небольшой, но, наказывая даже за него, придают большое значение законам. Поэтому только умный правитель в состоянии глубоко разобраться в мелких проступках. Когда глубоко разбираются даже в мелких проступках, что же говорить о тяжелых преступлениях!»7

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 47—48.

2 Там же. С. 44—45.

3 Там же. С. 45—46.

4 Там же. С. 159.

5 Там же. С. 195.

6 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7 / пер. с кит., предисл. Р. В. Вяткина, коммент.

Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина. М., 1996. С. 273.

7 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8 / пер. с кит. Р. В. Вяткина, А. М. Карапетьянца,

коммент. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина, А. М. Карапетьянца, вступ. ст. Р. В. Вяткина. М., 2002. С. 62.

субъект преступления

Общей информации относительно субъекта преступления в «Исторических записках» не обнаружено: ничего не сказано ни о возрасте уголовной ответственности, ни о вменяемости.

Объект преступления

«Ши цзи» называют несколько объектов преступления: право человека на жизнь и право на честное имя, имущественные права собственника, а также государственный строй.

Объективная сторона состава преступления

Во фрагментах «Ши цзи», относящихся к уголовному праву, речь идет о наказании только за действие — общественно опасное, противоправное, осознанно-волевое, активное поведение, заключающееся в совершении поступков, запрещенных законом1. «Далее Шунь сказал: „Гао-яо! Племена Мань И тревожат наше Ся, грабители и разбойники свирепствуют внутри и вне страны“»2.

В одном случае в «Ши цзи» описано довольно специфическое орудие совершения преступления — гусли, в которые положен свинец3.

субъективная сторона состава преступления

В «Ши цзи» упоминается только прямой умысел. «Он подражает Сыну Неба, самочинно издает законы и указы, замышляет вместе с наследником Цзипу-хоу по имени Ци поднять мятеж»4.

стадии совершения преступления

Из известных современному уголовному праву стадий преступления в «Ши цзи» описывается только покушение на преступление — покушение на императора, которое каралось смертью. «И вот однажды Гао Цзянь, положив внутрь своего инструмента свинец, подошел к правителю и, подняв гусли, ударил ими Цинь Ши-хуана, но промахнулся. Гао Цзянь-ли был казнен»5. Можно выделить признаки покушения: деяние было намечено на совершение преступления, так как Гао Цзянь положил свинец в гусли для совершения удара; его преступление не было доведено до конца, поскольку он промахнулся; промах, из-за которого Гао Цзянь не довел преступление до конца, не зависел от преступника; Гао Цзянь намеренно и осознанно, с прямым умыслом положил свинец в гусли.

Также в «Исторических записках» на конкретном примере описывается отказ преступника от совершения преступления. «Лодочник решил убить Чэнь Пина. Поняв намерение лодочника, Пин снял с себя одежду, остался голым и помогал толкать лодку. Лодочник увидел, что у беглеца с собой нет богатств, и отказался от намерения убить его»6. Необходимо констатировать, что на отказ лодочника совершить преступление повлияло определенное обстоятельство — полное отсутствие какой-либо экономической выгоды от совершения преступления.

1 Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. В. Ю. Малаховой. М., 2011. С. 89.

2 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 145.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8. С. 46.

4 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2 / пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина; под общ. ред. Р. В. Вяткина. М., 2003. С. 235.

5 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8. С. 46.

6 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6 / пер. с кит., предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. М.,

1992. С. 226.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

соучастие в преступлении и виды соучастия

В «Ши цзи» говорится только о непосредственном исполнении, опосредованное не упоминается.

Также в «Ши цзи» можно выделить интеллектуальное пособничество: «Император в гневе воскликнул: „Сварить его в кипятке!“ Тун воскликнул: „Как же это! Как можно безвинного варить?“ Государь ответил: „Ты учил Хань Синя бунтовать, разве ты безвинен?“»1 Интеллектуальное пособничество заключалось в предоставлении информации, существенно облегчающей совершение преступления2.

Сыма Цянь, описывая в «Ши цзи» конкретные преступления, упоминает сговор. «А Тянь Бу-ли вполне способен на убийство и тоже заносчив. Эти два человека, сойдясь друг с другом, обязательно замыслят тайное, и возникнет злодейство»3.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Во фрагменте «Ши цзи» называется обстоятельство, исключающее преступность деяния, которое по некоторым признакам походит на исполнение приказа или распоряжения. «„Один человек покинул наш пир, и, исполняя закон, я убил его“. Все приближенные императрицы сильно перепугались. Но поскольку ему ранее дозволили действовать по военным правилам, то в его поступке не было преступления»4.

В «Ши цзи» предусмотрено такое особое, не закрепленное в современном уголовном праве обстоятельство, как нанесение вреда по ошибке. «Нанесение вреда по ошибке прощалось»5.

Понятие, цели, система и виды наказаний

В «Ши цзи» упоминаются6 пять видов тяжелых наказаний, назначавшихся за одно из пяти тяжелых преступлений. Существовали и иные наказания. Так, «ссылкой смягчались пять тяжелых наказаний»7; «плеть служила для наказания чиновников, палки — для наказания при обучении»8.

Предусматривалась возможность внести определенное количество золота для того, чтобы избежать наказания. Откупом могло заменяться любое из пяти наказаний, но только в том случае, если были сомнения в необходимости применения наказаний9. Откуп за клеймение составлял 100 шуа; отрезание носа — 200 шуа; отрубание ног — 400 шуа; кастрацию — 500 шуа; смертную казнь — 1000 шуа10.

К назначению данных наказаний, как пишет Сыма Цянь, относились довольно внимательно, прописывая случаи и порядок их применения. «Я поведаю вам о том, как правильно применять наказания. Когда вы ныне умиротворяете байсинов, разве вы не должны выбирать достойных людей судьями, разве вы не должны быть осмотрительными в применении наказаний, разве вы не должны тщательно оценивать обстоятельства преступления? Порядок определения наказаний таков: когда обе спорящие стороны налицо, судьи должны выслушать их, руководствуясь при этом пятью внешними признаками! Если пять признаков ясны и неоспоримы, определяется одно из пяти тя-

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8. С. 129.

2 Однако необходимо отметить, что выражение «учил бунтовать» может трактоваться и как подстрекательство.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 67.

4 Там же. С. 185.

5 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 140.

6 Сыма Цянь, говоря об этих наказаниях, ссылается на «Кодекс наказаний», составленный Фу-хоу.

7 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 140.

8 Там же.

9 Там же. С. 160.

10 Там же.

желых наказаний. Если в определении одного из пяти тяжелых наказаний нет ясности, то определяется одно из пяти легких наказаний»1.

Помимо указанных наказаний в «Ши цзи» названы и другие в силу того, что Сыма Цянь, как было сказано, рассматривал значительный период. Как правило, чем более ранние времена описываются, тем более жестокие и изощренные наказания упоминаются.

«...Когда человек совершает проступок, его не наставляют, а применяют тяжелые телесные наказания, и, если кто-то пожелал бы исправиться и заняться добрым делом, у него нет пути к этому. Мы весьма сожалеем об этом порядке. Ведь в наказаниях доходят до того, что отрубают конечности, сдирают кожу, что причиняет мучения на всю жизнь»2. «Пан Цзюань, опасаясь, что тот своими достоинствами затмит его, сумел так использовать законы, что Сунь Виню отрубили коленные чашечки, а на лицо поставили клеймо»3. Итак, помимо названных, применялись также сдирание кожи и отрубание конечностей.

Представляется необходимым подробнее рассмотреть наказание смертной казнью, поскольку, как уже говорилось, способы ее осуществления изменялись с течением времени. Так, в «Ши цзи» сказано о следующих способах осуществления смертной казни:

обезглавливание: «Из-за дождя все вы опоздали прибыть в срок, а опоздавшие по закону должны быть казнены. Если даже вам и не отрубят головы.»4;

разрыв на части с помощью колесниц: «Циньцы доставили Лю в столицу Сяньян, где он был разорван колесницами на части в назидание другим мятежникам»5;

варение заживо в кипятке: «Я прекрасно понимаю, что за обман Великого вана я должен быть казнен, и согласен даже на то, чтобы вы сварили меня в кипятке заживо.»6; «Хань Синь воскликнул: „Поднебесная уже усмирена, теперь я несомненно буду сварен заживо!“»7;

разрубление пополам: «В седьмой луне второго года правления Эр-ши Ли Сы был приговорен к смертной казни: его должны были разрубить пополам на базарной площади Сяньяна»8.

особенная часть

Преступления, описанные в «Ши цзи», можно условно классифицировать по объекту на государственные (включая должностные), преступления против личности и против собственности.

Государственные преступления

К государственным преступлениям можно отнести хулу или клевету в адрес вана, получение взятки, мятеж, убийство вана, обман или введение в заблуждение вана, причинение вреда вану, опоздание на военную службу, опоздание на место дислокации войск, открытый самовольный вход в расположение войск.

Хула или клевета в адрес главы государства. В «Ши цзи» говорится об отмене наказаний за хулу и клевету, исходящую как от чиновников, так и от простых людей в адрес вана. Поэтому можно сделать вывод, что прежде такое наказание существовало. «Ныне в законах предусмотрены наказания за хулу и ложные речи, из-за чего чинов-

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 160.

2 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. С. 237.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7. С. 49.

4 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 153.

5 Там же. С. 158.

6 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7. С. 250.

7 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8. С. 69.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

ники не осмеливаются до конца выразить свои чувства, а государь не может услышать о своих ошибках и упущениях. Как мы сможем привлечь к себе мудрых и честных мужей из дальних мест? Отменяю подобные наказания. В народе некоторые люди предают государя анафеме, для чего сговариваются, собираются в группы и говорят друг другу разные лживые слова. Чиновники считают все это большой изменой. Даже когда эти люди говорят совершенно о другом, чиновники все равно рассматривают это как клевету. Так мелкие люди за свою глупость и невежество платят жизнью, чего мы никак не можем допустить. Начиная с этого дня ни один совершивший подобное деяние не должен подвергаться наказанию»1.

Получение взятки. В «Ши цзи» ничего не сказано о даче взятки, а касательно получения описывается отдельный случай избавления от наказания как элемента воспитания чиновников, бравших взятки. Следовательно, наказание существовало. «Когда обнаружилось, что некоторые его сановники, например Чжан У и другие, берут взятки золотом и деньгами, император открыл свою кладовую и пожаловал им золото и деньги, чтобы устыдить их, но не отдал сановников в руки судей»2.

Мятеж (другое название — смута). В «Ши цзи» есть несколько упоминаний об этом преступлении. «Гуань-шу Сянь поднял мятеж, был казнен и не оставил потомков»3; «главы родов Фань и Чжунхан хотя и тяготеют к смуте, но это Дун Ань-юй поднимает их на нее; именно он строит с ними мятежные планы. А ведь в княжестве Цзинь есть закон, по которому всякий, начавший смуту, подлежит смерти. Оба главаря родов уже наказаны, только Дун Ань-юй находится на своем посту»4.

Убийство главы государства. «Он стал говорить военачальникам: „Хотя Чжао Дунь и не знал о заговоре, но все-таки, похоже, оказался главой разбойников. Будучи слугой князя, он убил правителя. Его потомки служат при нашем дворе, как же они покарают преступных? Надо казнить их“»5. В этом фрагменте «Ши цзи» упоминается убийство конкретного вана. Общая норма, регулирующая наказание за убийство вана, в «Исторических записках» не названа.

Обман или введение в заблуждение вана. В «Ши цзи» есть несколько фрагментов, в которых сказано о таком виде государственного преступления. «Конфуций вновь выскочил вперед, поднялся по ступенькам, разом перемахнув их, и сказал: „Если простолюдин вводит в заблуждение князя, то за это преступление он подлежит казни. Прошу приказать управителю церемонии остановить представление“. Церемониймейстер был наказан согласно закону, а танцующие были лишены рук и ног»6; «Циский ван Тянь Гуан, решив, что учитель Ли обманул его, приказал бросить его в кипящий котел»7.

Причинение вреда главе государства. «И вот однажды Гао Цзянь, положив внутрь своего инструмента свинец, подошел к правителю и, подняв гусли, ударил ими Цинь Ши-хуана, но промахнулся. Гао Цзянь-ли был казнен, а император в дальнейшем до конца своих дней не приближал к себе кого-либо из лиц, прежде служивших чжухоу»8. Поскольку человек, нанесший физический вред вану, был казнен, т. е. понес наказание, можно говорить о преступном характере его действий.

Опоздание на военную службу или опоздание военного на место дислокации войск. За совершение данного преступления предусматривалась смертная казнь. Надо полагать, что цель такого тяжелого наказания — поддержание весьма строгой дисци-

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. С. 232—233.

2 Там же. С. 242.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 5 / пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина; под общ. ред. Р. В. Вяткина. М., 1986. С. 95.

4 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 53.

5 Там же. С. 46.

6 Там же. С. 132.

7 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 8. С. 119.

8 Там же. С. 46.

плины. «Чэнь Шэ и У Гуан должны были следовать с этой партией мобилизованных, так как были назначены начальниками небольших групп. Но в это время прошли такие обильные дожди, что дорога стала непроходимой. Они рассудили, что срок прибытия уже нарушили, а за опоздание, согласно закону, все они подлежали казни. Чэнь Шэн и У Гуан стали совещаться: „Если мы сейчас убежим, то наказание за это — смертная казнь; если приступим к выполнению больших замыслов — также подлежим смерти. В обоих случаях — смерть, не лучше ли погибнуть во славу Поднебесной?**»1

Открытый самовольный вход в расположение войск. Смертная казнь за такое нарушение, как и за опоздание на военную службу, вероятно, имела целью поддержание и сохранение военной дисциплины. «И спросил цзюнъчжэна: „Как по закону следует поступить с человеком, ворвавшимся в расположение войск?“ Цзюньчжэн сказал: „Он подлежит казни“. Гонца охватил ужас. Но Жан-цзюй сказал: „Посланца правителя убивать нельзя*. Тогда казнили его слугу, отрубили левую оглоблю и убили левую пристяжную, чтобы это послужило уроком для всего войска»2.

Преступления против личности

Преступлений против личности в «Ши цзи» описано немного, в первую очередь это «классические» преступления: убийство и причинение вреда здоровью.

Убийство. «Убийство Ли-гуна, вызванное его разгульными поездками, отмечено и в Чунь-цю: „Цайцы убили чэньского То“. И это было преступлением»3. В этом фрагменте «Ши цзи» рассматривается конкретный случай убийства и говорится только о преступности умышленного причинения смерти человеку, наказание не упоминается. «Я хочу предложить вам, отцы-старейшины, временный закон, состоящий только из трех разделов: за убийство человека — смерть.»4 Здесь сказано о проекте закона, по которому за убийство будет полагаться смертная казнь; можно предположить, что какое-то наказание за убийство существовало и прежде.

Причинение вреда здоровью. В «Ши цзи» практически отсутствуют свидетельства того, что причинение вреда здоровью расценивалось как преступление (кроме причинения вреда вану). Однако можно сделать вывод о преступности причинения физического вреда из фрагмента, где говорится об обстоятельстве, исключавшем преступность этого деяния, — нанесении вреда по ошибке. «Нанесение вреда по ошибке прощалось, упорство до конца в преступлении наказывалось»5.

Преступления против собственности

Из преступлений против собственности, которые упоминаются в «Ши цзи», можно назвать разбой, грабеж и кражу, а также хождение по чужому полю (по определенным признакам — причинение вреда чужому имуществу).

В современном уголовном праве кража — тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). В «Ши цзи» подразумевается аналогичное толкование. «Однажды он бражничал с чуским сяном, после чего у сяна пропала регалия из яшмы. Его приближенные заподозрили в краже Чжан И и сказали: „Чжан И и беден, и плохого поведения, наверняка это он утащил яшму советника“. Они схватили Чжан И и подвергли наказанию, нанеся несколько сотен ударов палками, однако он не признал себя виновным, и его отпустили»6.

Грабеж — это открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ). Разбой же характеризуется нападением в целях хищения чужого имущества, совершенным с приме-

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 152.

2 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7. С. 46.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6. С. 107.

4 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. С. 170.

5 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. С. 140.

6 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 7. С. 120.

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

нением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК РФ). В «Ши цзи» говорится о грабителях и разбойниках; следовательно, Сыма Цянь различал эти два преступления против собственности.

Хождение по чужому полю — довольно специфическое преступление. В «Ши цзи» упоминается преступление данного вида. «„Если, ведя быка, проходишь по чьему-то полю, то хозяин поля забирает твоего быка“. Значит, прохождение по чужому полю считается преступлением»1.

ВЫВОДЫ

Как уже говорилось, «Ши Цзи» — это не источник права, но источник его познания, исторический источник, в нем нет норм. Поэтому в данном исследовании был проведен не анализ институтов уголовного права Древнего Китая и их применения, а попытка реконструкции таковых на основании сведений, полученных от историка Сыма Цяня, попытка выстроить гипотетическую картину древнекитайского уголовного права.

Итак, преступления в Древнем Китае разделялись на преступления и проступки. Объектами преступления могли быть право человека на жизнь, здоровье и честное имя, государственный строй и имущественные права собственника. Наказание назначалось только за действие.

В «Ши цзи» упоминаются такие стадии совершения преступления, как сговор на совершение преступления и покушение на преступление.

Выделяются непосредственное исполнение и интеллектуальное пособничество. Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, могли считаться исполнение приказа или распоряжения и нанесение вреда по ошибке.

Выстроить общую систему наказаний не представляется возможным, описаны система наказаний, сложившаяся на одном из этапов истории Древнего Китая (клеймение, отрубание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь), и система выкупа с пропорциональным повышением его размера в зависимости от тяжести наказания. В «Ши цзи» также упоминаются другие виды наказаний.

В «Ши цзи» перечислено много преступлений, поэтому возможно создание классификации: государственные преступления (хула или клевета в адрес вана, получение взятки, мятеж, убийство вана, обман или введение в заблуждение вана, опоздание на военную службу, опоздание на место дислокации войск, открытый самовольный вход в расположение войск, причинение вреда ванну); преступления против личности (убийство и причинение вреда здоровью); преступления против собственности (кража, грабеж и разбой, хождение по чужому полю).

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 5. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.