JURIDICAL SCIENCES
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА К УЧАСТИЮ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Башкатов И.Ю.
Следователь по особо важным делам Следственного отдела по городу Мурманск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области
Мурманск
CRIMINAL PROCEDURAL PROBLEMS OF INVOLVING A PSYCHOLOGIST AND A TEACHER TO PARTICIPATE IN CRIMINAL PROCEEDINGS AGAINST MINORS
Bashkatov I.
Investigator for particularly important cases of the Investigative Department for the city of Murmansk of the Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation
for the Murmansk Region, Murmansk
АННОТАЦИЯ
Расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних и рассмотрение их в суде имеет немало особенностей. Одна из них заключается в том, что в деле принимают участие особые субъекты -педагог и психолог. Их роль особенно значительна при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Однако в уголовно-процессуальном законе Российской Федерации нет специальных норм, определяющих их правовой статус и требования к ним. Это создает неопределенность в судебно-следственной практике и требует законодательных решений.
ABSTRACT
The investigation of criminal cases against minors and their consideration in court has many features. One of them is that special subjects - a teacher and a psychologist - take part in the case. Their role is particularly significant in the investigation and consideration of criminal cases against minors. However, in the Criminal Procedure law of the Russian Federation there are no special rules defining their legal status and requirements for them. This creates uncertainty in judicial and investigative practice and requires legislative solutions.
Ключевые слова: участник уголовного судопроизводства, педагог, психолог, права и интересы несовершеннолетнего, следственные действия.
Keywords: participant in criminal proceedings, teacher, psychologist, rights and interests of a minor, investigative actions.
В теории уголовно-процессуального права, а также в уголовно-процессуальных нормах, классифицирующих субъектов уголовно-процессуальных отношений, принято выделять такую группу, как «иные участники уголовного судопроизводства» (глава 8 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - УПК РФ) [1]. В отличии от других групп субъектов уголовного процесса указанная группа не содержит в названии указания на выполняемую ею функцию и соответствующий интерес, что объясняется неоднородностью выполняемых её членами функций (свидетель; лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве; эксперт; специалист; переводчик; понятой). Условно эту группу можно именовать участниками, оказывающими содействие в отправлении правосудия, или лицами, выполняющими вспомогательные функции.
Однако в УПК РФ упоминаются также лица, которые играют весьма важную роль, но их статус в рамках уголовного процесса закреплен неопределенно, конкретного перечня процессуальных прав и обязанностей не содержится. К ним относятся психолог и педагог. Их роль приобретает особое значение в ходе производства по делам в отношении несовершеннолетних.
Основная задача педагога и психолога при проведении допроса одинакова - способствование налаживанию психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом, создание спокойной и благоприятной морально-психологической обстановки для проведения следственного действия. Также они призваны предотвращать агрессию, стыдливость, замкнутость, ложные показания и т.д.
В соответствии с ч.1 ст. 191 УПК РФ при проведении некоторых следственных действий (до-
проса, очной ставки, опознания и проверки показаний) с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.
При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ).
Среди правомочий педагога или психолога, участвующих в допросе, законодатель указывает лишь на возможность задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому (с разрешения следователя), а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч 5 ст.425 УПК РФ).
Если же обратиться к положениям ч. 1 ст. 280 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля), то в ней упоминается только педагог, но не психолог: «При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога». Таким образом данной нормой законодатель не предусмотрел привлечение психолога. Вероятно он имел в виду наличие каких-то особых возможностей у педагога, которых лишен психолог. Однако из смысла иных норм это не усматривается. Законодатель не проводит между данными специалистами водораздела.
В таком случае возникает вопрос - в каких случаях целесообразнее приглашать на следственное действие педагога, а в каких - психолога? Если для решения правовых вопросов это не имеет принципиального значения, то для содержательной части общения в ходе следственных действий это очень даже немаловажно.
Законодатель не регламентировал требования к квалификации педагога для привлечения к участию в допросе, хотя на практике случаются ситуации, когда педагог не может обеспечить необходимую эмоционально-психологическую обстановку и оказать соответствующую помощь в случае затруднения в общении с подростком, поскольку он не обладает достаточно глубокими знаниями в области детской психики. А вот психолог, имея специальную подготовку, способен обеспечить в ходе допроса нужный подход к подростку с учетом его ин-
дивидуально-психологических особенностей. Поэтому мы считаем, что оптимизировать процесс получения правдивых показаний и сдерживать действие психотравмирующих факторов, связанных с негативной тематикой общения может именно психолог, а не педагог.
Тем не менее, определение педагога в УПК РФ закреплено (п. 62 ст. 5), а психолога - нет. В связи с этим мы считаем возможным присоединиться к мнению Харатишвили А.Г. о необходимости внесения изменений в редакцию ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем кодексе», и дополнить указанную статью новым пунктом: «63) Психолог - лицо, имеющее высшее психологическое образование, а также постдипломную подготовку по психологическому консультированию» [5, с. 99].
Законодателю следует предусмотреть в качестве требования к психологу, участвующему в следственном действии, помимо наличия соответствующего высшего образования, именно наличие достаточного опыта работы, поскольку несовершеннолетние часто находятся в стрессовом состоянии. Тому мы находим многочисленные подтверждения, в т.ч. из личного опыта практической деятельности автора.
Так, при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых, находящихся в производстве следственного отдела по городу Мурманск Следственного управления Следственного комитета России по Мурманской области, следователи преимущественно приглашают психологов из Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В указанных организациях работают психологи, в т.ч. клинические психологи и психоаналитики, осуществляющие психологическое сопровождение детей и оказывающие им психологическую помощь, а также проводящие психологическую реабилитацию детей и их родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на постоянной основе.
Как правило, перед началом и, при необходимости, в ходе проведения следственного действия следователь предоставляет психологу время для проведения психологической беседы с несовершеннолетним наедине и конфиденциально, в ходе которой психолог устанавливает психологический контакт с ребенком и подбирает диагностический инструментарий для получения полной и достоверной информации об обстоятельствах, интересующих следствие, а также дает рекомендации следователю для выбора тактики проведения следственного действия и формулировки вопросов, задаваемых несовершеннолетнему.
В 2019 году в ходе расследования уголовного дела по факту совершения действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней, не достигшей 12-летнего возраста, на допрос потерпевшей следователем был приглашен психолог. О совершенном преступлении сообщила сестра потерпевшей, тогда как сама несовершеннолетняя не могла пояснить время, период и способ совершения
в отношении нее действий сексуального характера со стороны обвиняемого, а на вопросы сотрудников полиции и следствия отказывалась что-либо говорить и плакала. Благодаря беседе, проведенной психологом с несовершеннолетней перед началом следственного действия, были получены показания потерпевшей о шести эпизодах преступной деятельности обвиняемого, которые нашли свое объективное подтверждение в ходе предварительного следствия по уголовному делу, и, в свою очередь, послужили основанием для вынесения обвинительного приговора в Первомайском районном суде города Мурманска.
В 2018 году при расследовании уголовного дела по факту совершения действий сексуального характера в отношении восьмилетней потерпевшей, на основании полученных показаний о нарушении сна, а также появившемся страхе следователем было назначено психологическое обследование в отношении малолетней. Было установлено наличие у потерпевшей психологической травмы, отсутствие негативного воздействия родителей на малолетнюю, а также отсутствие склонности малолетней ко лжи, оговору и фантазированию. Благодаря проведенному обследованию малолетней потерпевшей специалистами был проведен курс реабилитации, который позволил нивелировать посттравматический синдром после перенесенного ею насилия, а результаты проведенного обследования предоставлены для проведения психолого-психиатрической экспертизы малолетней, которое позволило установить наличие у потерпевшей психического вреда, причиненного преступлением, в виде психического расстройства в форме расстройства адаптации, оцененное как средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья.
Следует учитывать, что нередко не только потерпевшие, но и свидетели, являющиеся очевидцами преступных действий, испытывают посттравматическое стрессовое расстройство, которое способен диагностировать только психолог. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних необходимо привлечение именно психолога, обладающего соответствующим образованием и опытом работы, не только для установления сведений, имеющих значение для уголовного дела, но и для полноценной защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также возможности получения ими последующей квалифицированной психологической помощи.
Кроме того, часто перед следователем стоит дилемма - привлечь ли к проведению следственного действия знакомого для несовершеннолетнего педагога (психолога) или же того, с кем несовершеннолетний не знаком. В одних случаях необходимо сделать выбор в пользу уже знакомого специалиста, учитывая наличие расположения к нему ребенка, в других же ситуациях наоборот, незнакомого, поскольку встреча со знакомым психологом может спровоцировать замыкание в себе, в
т.ч. по причине предыдущих негативных обстоятельств их знакомства (например, из-за работы данного специалиста с семьей ребенка в составе Комиссии по делам несовершеннолетних).
Учесть все эти обстоятельства лучше всего сможет психолог. Кроме того, при выборе кандидатуры психолога или педагога, который примет участие в следственном действии с несовершеннолетним, необходимо руководствоваться также пожеланиями самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Целесообразно отнести педагога и психолога к числу самостоятельных участников уголовного процесса, включив их в группу «иные участники уголовного судопроизводства», при этом подробно регламентировв их процессуальный статус.
Мы считаем, что не следует относить педагога и психолога, участвующих в следственных действиях в отношении несовершеннолетних, к специалистам, т.к. у указанных лиц существуют специфические задачи, не совпадающие с задачами и функциями специалиста - они не просто оказывают консультативные услуги следствию, но и помогают обеспечивать права и свободы несовершеннолетних [4].
Проанализировав данную проблему можно констатировать, что УПК РФ содержит пробел в области закрепления правового статуса педагога (психолога) при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Обозначение в УПК РФ прав педагога (психолога) как самостоятельных участников уголовного процесса послужит благоприятным элементом для следователя (дознавателя) в проведении следственного действия и позволит более объективно и правильно выбирать ту или иную тактику подготовки к следственному действию [3].
Признав педагога и психолога самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, целесообразно также четко определить требования, которым он должен соответствовать. Это также может послужить основанием для его возможного отвода. Учитывая специфику выполняемой педагогом и психологом функции, эффективность выполнения задач по защите законных интересов несовершеннолетнего требует, чтобы в качестве педагога и психолога не привлекались лица, чья компетентность, незаинтересованность и объективность могут вызвать сомнение. Поэтому кроме общих оснований для отвода, предусмотренных ст. 61 УПК РФ, в отношении педагога и психолога может быть предусмотрено дополнительное основание - отсутствие соответствующего образования или опыта работы с несовершеннолетними, а также выражение ему недоверия со стороны несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, законных представителей несовершеннолетнего [2, с. 106-107].
Таким образом, предлагаем дополнить положения главы 8 УПК РФ самостоятельной статьей (или двумя статьями), предусматривающей самостоятельных лиц - участников судопроизводства -
психолога и педагога, со своими правами и обязанностями, требованиями к опыту и квалификации. Кроме того, считаем необходимым указать, что при допросе несовершеннолетнего при расследовании и рассмотрении дел о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности участие психолога следует признать обязательным.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
2. Лазарева В. А., Демкина М. С. Проблемы развития правовой регламентации деятельности педагога (психолога) в следственных действиях // Юридический вестник Самарского университета. 2019. №3. Т.5. - С. 101-107.
3. Савёлов Ю.А. Педагог, психолог в уголовном процессе проблемы процессуального статуса и
его реализации на стадии предварительного расследования по делам несовершеннолетних - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https ://cyberleninka. ru/artide/n/pedagog-psiholog-v-ugolovшm-pшtsesse-pшЫemy-pшtsessualшgo-statusa-i-ego-reaИzatsii-na-stadii-predvaritelnogo-rassledovaniya-po, свободный. - Загл. с экрана.
4. Софийчук Н.В. Педагог, психолог в уголовном процессе: некоторые проблемы правовой регламентации процессуального статуса и его реализации - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-psiholog-v-ugolovnom-protsesse-nekotorye-problemy-pravovoy-reglamentatsii-protsessualnogo-statusa-i-ego-realizatsii, свободный. - Загл. с экрана.
5. Харатишвили А.Г. О процессуальном статусе педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 4 (18). С. 99-100.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Пирогов П.П.
Северо-Западный институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета, Помощник директора по учебной и научной работе, кандидат юридических наук Мурманск Башкатов И.Ю. Следователь по особо важным делам Следственного отдела по городу Мурманск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области
Мурманск
THE MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF PRE-REVOLUTIONARY LEGISLATION OF RUSSIA ON THE CRIMINAL PROSECUTION OF MINORS
Pirogov P.
North-Western Institute (branch) of the Autonomous Non-profit Organization of Higher Education of the Moscow University of Humanities and Economics), Assistant Director for Academic and Scientific Work Candidate of Legal Sciences Murmansk Bashkatov I.
Investigator for particularly important cases of the Investigative Department for the city of Murmansk of the Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation
for the Murmansk Region, Murmansk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется процесс формирования и развития особого подхода к уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей в дореволюционной России.
По мнению авторского коллектива, особую роль в формировании соответствующего уголовно-правового института отечественного уголовного законодательства в рассматриваемый период сыграло участие передовых сил общественности в исполнении уголовных наказаний.