Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальное законодательство России: соответствует ли оно научной мысли и реалиям правоприменения?'

Уголовно-процессуальное законодательство России: соответствует ли оно научной мысли и реалиям правоприменения? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / REFUSAL TO INITIATE CRIMINAL PROCEEDINGS / СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / INFORMATION ABOUT A CRIME / СРОКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ / ДОЗНАНИЕ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / DETENTION / PRETRIAL INVESTIGATION / PROSECUTION / INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилов Борис Яковлевич

Анализируются отдельные недостатки законодательного регулирования досудебного производства по уголовным делам, в том числе проблем стадии возбуждения уголовного дела, сроков предварительного расследования, предъявления обвинения, избрания мер пресечения. Производится сопоставление норм ряда актуальных институтов с соответствующими положениями Устава уголовного судопроизводства 1864 г. и других ранее действовавших источников процессуального права. Формулируются необходимые законодательные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal procedure legislation of Russia: whether it complies with scientific thought and real enforcement

Analyzed some shortcomings of legal regulation of pre-trial proceedings in criminal cases, including problems stage of initiation of a criminal case, the timing of the preliminary investigation, indictment, the election of preventive measures. Made a comparison of a number of rules relevant institutions with relevant provisions of the Charter of criminal proceedings 1864 and the other previously existing sources of procedural law. Formulate the necessary legislative offers.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальное законодательство России: соответствует ли оно научной мысли и реалиям правоприменения?»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.1 ББК 67.311

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ОНО НАУЧНОЙ МЫСЛИ И РЕАЛИЯМ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ?

БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ ГАВРИЛОВ,

заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются отдельные недостатки законодательного регулирования досудебного производства по уголовным делам, в том числе проблем стадии возбуждения уголовного дела, сроков предварительного расследования, предъявления обвинения, избрания мер пресечения. Производится сопоставление норм ряда актуальных институтов с соответствующими положениями Устава уголовного судопроизводства 1864 г. и других ранее действовавших источников процессуального права. Формулируются необходимые законодательные предложения.

Ключевые слова: отказ в возбуждении уголовного дела, сообщение о преступлении, сроки предварительного расследования, предъявление обвинения, дознание, заключение под стражу.

Annotaiton. Analyzed some shortcomings of legal regulation of pre-trial proceedings in criminal cases, including problems stage of initiation of a criminal case, the timing of the preliminary investigation, indictment, the election of preventive measures. Made a comparison of a number of rules relevant institutions with relevant provisions of the Charter of criminal proceedings 1864 and the other previously existing sources of procedural law. Formulate the necessary legislative offers.

Keywords: refusal to initiate criminal proceedings, information about a crime, pretrial investigation, prosecution, investigation, detention.

Одна из особенностей развития в современный период уголовно-процессуального права обусловлена тем, что этот этап приходится на тот период развития юридической науки, когда перед законодателем, научной общественностью и практиками стоит задача выработки концепции дальнейшего развития уголовной политики, в том числе в области уголовно-процессуального права. В свою очередь, постановка этой задачи на Парламентских слушаниях 18 ноября 2013 г. и обсуждение основных направлений совершенствования законодательства 24 июня и 23 сентября 2014 г.1 в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обусловлена тем, что за последние годы в уголовный и уголовно-процессуальные кодексы были внесены многочисленные изменения и дополнения, не всегда носящие системный характер, а в ряде случаев - противоречащие логике и принципам совершенствования законодательства.

На это накладывается и то обстоятельство, что, несмотря на произошедшие в России за три последних десятилетия экономические и социально-правовые изменения, современное уголовное судопроизводство, в том числе его досудебная часть, содержит в своей основе отдельные положения принятого более 50-лет

назад УПК РСФСР и по причине чего остается чрезвычайно забюрократизированным и сущностно затратным при его недостаточной эффективности (ежегодно в суд направляется только каждое третье уголовное дело), в силу чего не способно обеспечить реализацию задач, сформулированных в ст. 6 УПК РФ, например назначение уголовного судопроизводства. Основной из них является борьба с преступностью с целью ее удержания на социально терпимом уровне.

Одновременно законодатель, вследствие оказываемого на него «давления» со стороны правоохранительных и судебных органов, в том числе названной профессором В.П. Божьевым «тихой революцией» Конституционного Суда РФ2, неоднократно допускал принятие в УПК РФ поправок, носящих характер контрреформ (например, фактическое возвращение в УПК РФ положений ст. 205 УПК РСФСР, регламентирующих правила изложения в обвинительном заключении доказательств; расширение оснований возвращения судом уголовного дела прокурору фактически, на дополнительное расследование 3 (выделено Б.Г.) и ряд других4.

При этом необходимо учитывать, что деятельность правоохранительных органов, основную составляю-

щую которых представляют органы внутренних дел, осуществляется в условиях осложнения криминогенной обстановки, обусловленной в числе других причин значительным увеличением (с 19,3 млн. в 2006 г. до 28,4 млн. в 2013 г. и 14,3 млн. за первое полугодие 2014 г.) количества зарегистрированных сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях и, соответственно, возрастанием в 2013 г. в целом объема процессуальной деятельности до 2,1 млн. расследованных уголовных дел и 6.7 млн. процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, а всего 8,8 млн. (для сравнения в 1992 г. количество «отказных» материалов составляло всего 1,3 млн., и возбужденных уголовных дел - 2,8 млн., а всего 4,1 млн. процессуальных производств).

Сегодня требуют неотложных изменений нормы, регламентирующие начало производства по уголовному делу; принципиальному пересмотру подлежит институт предъявления обвинения; необходимо введение сокращенного, приближенного к протокольной форме, дознания, в первую очередь, по преступлениям небольшой тяжести и возможность их перевода в уголовные проступки; необходимо срочное упорядочение процессуальных сроков расследования в соответствии с введенной в УПК РФ нормой - принципом ст. 6.1 и ряд других.

В число первоочередных задач входит изменение порядка начала производства по поступившему заявлению, сообщению о преступлении, в том числе исключение из УПК РФ его ст. 148, предоставляющей правоприменителю право отказывать в возбуждении уголовного дела. Ее наличие влечет за собой ряд негативных последствий. Так, решения органов расследования об отказе возбуждения уголовного дела (в 2012-2013 гг., соответственно, по 6,4 млн. и 6,7 млн. заявлений и сообщений о преступлениях) не только ограничивают конституционное право граждан на доступ к правосудию, но и, зачастую, нарушают закон. 0т20% до 40% таких решений прокурорами ежегодно признаются незаконными или необоснованными и отменяются. Следует также учитывать и нерациональность затрат, связанных с их принятием. В 2012-2013 гг. количество процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, вместе с отмененными и повторно вынесенными, составило, соответственно, порядка 13 и 11 млн., что эквивалентно затратам (на государственном уровне нигде не учитываемым) труда порядка 30 тыс. сотрудников органов дознания и следствия, не считая десятков миллионов рублей на бумагу, почтовые расходы и т.д.

Хотя количество возбужденных уголовных дел после отмены процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела остается незначительным (менее 10%), однако за 20 лет оно возросло почти в 7 раз (с 32,5 тыс. в 1991 г. до 215,3 тыс. в 2013 г.).

При выработке предложений об исключении из УПК РФ института отказа в возбуждении уголовного дела учитывалось, что ни Устав уголовного судопро-

изводства 1864 г., ни УПК РСФСР 1922, 1923 гг. его не предусматривали, отсутствует он и в зарубежном процессуальном законодательстве, за исключением ряда государств бывшего СССР.

Возбуждение уголовного дела. Обусловленность по УПК РФ начала расследования по заявлению, сообщению о преступлении вынесением постановления о возбуждении уголовного дела заведомо влечет за собой, как указано выше, ограничение доступа граждан к правосудию. Об этом наглядно говорит сокращение почти в три раза (с 16,9% в 2006г. до 5,9% за 1 полугодие 2014 г.) количества принятых следователем, дознавателем, органом дознания таких решений за последние годы.

2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014, 1 пол.

Всего зарегистрировано заявлений, сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, млн. 19,3 22,8 23,9 24,7 26,4 28,4 14,3

Возбуждено уголовных дел, млн. 3,3 2,4 22 2,0 1,9 1,78 0,84

В т.ч. удельный вес к числу заявлений и сообщений, % 16,9 10,7 9,0 8,0 7,2 6,0 5,9

О складывающейся негативной практике свидетельствует и соотношение удельного веса процессуальных решений о возбуждении уголовного дела к числу решений об отказе в возбуждении уголовного дела, который за последние 20 лет сократился в 8 раз.

Период Возбуждено уголовных дел, млн Количество «отказных» материалов, млн Удельный вес к возбужденным делам, в %

1992 2,8 1,3 47,7

2002 2,5 3,8 148,4

2010 2,2 6,0 272,7

2012 1,9 6,4 336,8

2013 1,8 6,7 380

2014 1 пол. 836 3,2 381

В результате показатель преступности в России ежегодно колеблется в зависимости от требований МВД России и Генеральной прокуратуры РФ к соблюдению учетно-регистрационной дисциплины от +32,7% в 1989 г. до - 14,9% в 2002 г. Последствия этого приобрели гипертрофированный характер в форме так называемого «административного» фактора ре-

гулирования показателей преступности, на что автор в последние 15 лет обращал особое внимание5. Для сравнения, в Германии за последние 15 лет ежегодные изменения преступности при ее количественной составляющей 6,5 млн. в год не превышают 1-1,5%.

Изложенное позволяет констатировать необходимость изменения порядка начала производства расследования путем исключения процессуальной нормы о возбуждении уголовного дела. Так, ст. 303 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. устанавливала, что «жалобы почитаются достаточным поводом к начатию следствия. Ни судебный следователь, ни прокурор не могут отказать в том лицу, потерпевшему от преступления или проступка»6*. Указанные предложения включены в Дорожную карту дальнейшего реформирования органов внутренних дел и положены в основу подготовленного в МВД России с непосредственным участием автора проекта соответствующего федерального закона.

Порочность процессуальной нормы о возбуждении уголовного дела и в существенных препятствиях при собирании доказательства на первоначальном этапе расследования7, в ограничении возможностей использования в доказывании результатов оперативно-разыскной деятельности и др.8

В последнее время указанная негативная составляющая проявлялась в позиции Верховного Суда РФ при оценке соблюдения органами предварительного расследования процедуры возбуждения уголовного дела. Показательным является определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. №60-Д13-3 по обвинению «Г». Уголовное дело было возбуждено по п. «б» (как минимум - совершение преступления группой лиц) ч. 4 ст. 132 УК РФ, однако в постановлении о возбуждении следователь указал только гражданина «З». По мнению Верховного Суда РФ, в отношении «Г», в силу положений ст.ст. 140 и 146 УПК РФ, также необходимо было вынести постановление о возбуждении уголовного дела9, что противоречит не только сложившейся многолетней практике самого Верховного Суда РФ по этому вопросу, но и здравому юридическому смыслу. Следует считать необоснованным и требования о возбуждении самостоятельного уголовного дела, например, по каждому факту совершения мошеннических действий в виде «финансовой пирамиды», обманутых вкладчиков, по фактам совершения которых уголовное дело возбуждается, как правило, в отношении организаторов мошеннической схемы изъятия у граждан денежных средств.

Процессуальные сроки расследования. В связи с введением в УПК РФ нормы-принципа (ст. 6) о разумном сроке уголовного судопроизводства и в соответствии с Постановлением Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. № 30/64 в части разумного срока уголовного судопроизводства в 4 года, представляется необходимым привести в соответствие с указанными правовыми факторами пред-

усмотренный ч. 1 ст.162 УПК РФ двухмесячный срок предварительного следствия, воспроизводящий аналогичные положения ст. 119 УПК РСФСР 1922 г., несмотря на существенное усложнение как самого предварительного следствия, так и расследуемых уголовных дел.

Еще более одиозная ситуация сложилась с первоначальным двухмесячным сроком содержания обвиняемого под стражей, в который входят: от 10 до 30 суток для принятия прокурором решения о дальнейшем движении дела (ч. 1 и ч. 1.1. ст. 221 УПК РФ) и еще 14 суток для принятия судом (судьей) решения в соответствии с ч. 1 ст. 227 УПК РФ, из-за чего сроки содержания обвиняемых под стражей в 2013 г. продлевались по 50% уголовных дел.

Не способствует решению проблемы процессуальных сроков предварительного расследования и положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ, допускающего продолжительность срока досудебного производства по уголовному делу в 4,5 года, признавая данный срок разумным10.

Пересмотр процессуального порядка предъявления обвинения. Необходимо отметить, что Устав уголовного судопроизводства 1864 г. не предусматривал института привлечения лица в качестве обвиняемого. Его потребность на протяжении десятилетий обусловливалась тем, что предъявление обвинения являлось правовым основанием (моментом) допуска защитника к участию в уголовном деле. Однако, сегодня в соответствии с требованиями ст.ст. 46 и 49 УПК РФ участие защитника в уголовном деле предусмотрено не только с момента его возбуждения в отношении конкретного лица, а в соответствии с нормами Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ11 - с момента начала осуществления процессуальных действий с лицом, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении. Кроме того, сегодня по сути нивелирована разница в правовом статусе подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).

Одновременно системный анализ УПК РФ в совокупности с решением Конституционного Суда РФ от 16 мая 2007 г. №6-П12 о том, что «пределы судебного разбирательства должны определяться обвинением, сформулированным в обвинительном заключении (обвинительном акте)» позволяют сделать предположения о возможности исключения из УПК РФ института предъявления обвинения (ст.ст. 171-175 УПК РФ).

Возможность такого решения обусловлена практикой расследования в форме дознания без предъявления обвинения и последующего судебного разбирательства около 4 млн. уголовных дел за 12 лет действия УПК РФ. Этим фактически подтверждена конституционность положений УПК РФ об обвинении в форме обвинительного акта.

Кроме того, в соответствии с решениями Европейского Суда по правам человека, например, гр. Экле против Германии13 термину «обвинение» должно придаваться содержательное, а не формальное (как в на-

стоящее время по УПК РФ) значение. Понятие «обвинение» может быть определено как официальное уведомление лица компетентным органом государственной власти о наличии предположения о том, что этим лицом совершено уголовно-наказуемое правонарушение. Более подробно данная проблема была обсуждена на круглом столе Академии управления МВД России14.

О реализации Федерального закона от 5 июня 2007г. № 87-ФЗ15. Внесение указанным Законом принципиальных изменений в процессуальный статус прокурора в досудебном производстве способствовало, по мнению автора, улучшению показателей качества следствия, сокращения числа лиц, незаконно, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, в том числе содержащихся под стражей, особенно по уголовным делам, расследованным следователями органов прокуратуры. Это подтверждается приведенными ниже сравнительными статистическими данными о результатах работы следователей в период действия УПК РСФСР и УПК РФ, в том числе до и после внесения в УПК РФ изменений Федеральным законом № 87-ФЗ.

Число оправданных судом лиц, в т.ч. на 1000 обвиняемых по направленным в суд делам, из них незаконно, необоснованно содержавшихся

Пери- под стражей

Из них содержалось под стражей

од Следователи МВД Следователи прокуратуры и СК РФ Из них содержа лось под стражей

2006 1372 - 2,0 524 1885 -18,0 954

2007 1191- 1,8 364 1417 -11,9 742

2008 954 - 1,5 316 966 - 8,0 595

2009 721 - 1,3 362 796 - 7,0 518

2010 878 - 1,8 639 801 - 8,0 534

2011 699 - 1,6 399 658 - 7,0 368

2012 553 - 1,3 260 615 - 6,0 364

2013 509 - 1,3 250 654 - 5,8 411

1 пол. 2014 254-1,3 45 325-5,6 145

Возвращено дел су-

Возвращено прокурором уголов- дом для доследования

ных дел для дополнительного и судом прокурору в

расследования порядке ст. 237 УПК РФ

Следователи МВД Удельный вес, в % Следователи прокурат. и СК РФ Удельный вес, в % Всем органам расследования В том числе следователям/ Уд.вес, в %

1999 21249 2,7 1102 1,4 41340 34209 - 4,0

2000 19502 2,6 833 1,0 37106 31381 - 3,7

2006 18373 3,3 1286 0,8 35930 -

2007 17557 3,2 1860 1,6 33300 -

2008 17573 3,5 3524 3,2 26502 20955 - 3,6

2009 17652 3,8 3664 3,5 12163 8952 - 1,6

2010 18089 4,4 2640 2,8 11141 7816 - 1,6

2011 18560 4,8 3118 3,5 7689 5962 - 1,3

2012 17908 4,9 3873 3,7 6227 4930 - 1,1

2013 15104 4,3 4029 3,9 5992 4689 - 1,1

2014 1-е пол. 7262 4,2 1821 3,3 2551 1793-0,8

Сокращенная форма дознания. Значительная роль в совершенствовании досудебного производства придается дифференциации расследования путем введения, в первую очередь, «дознания в сокращенной форме». Введенный указанным Федеральным законом от 4 марта 2013 г. №23-Ф3 данный порядок расследования вызвал у правоприменителей и ученых ряд значимых вопросов в связи с его несовершенством и противоречивостью с позиции публичности уголовного процесса (см. публикации А.С. Александрова16, Б.Я. Гаврилова17, С.И. Гирько18, Н.Н. Ковтуна19 и др.). Как следствие, ежеквартально в 2013 г. оканчивалось расследованием с направлением в суд чуть более 3 тыс. уголовных дел, хотя под указанную форму расследования подпадают порядка 50 тыс. В 2014 г. это количество увеличилось примерно до 5 тыс. уголовных дел в квартал.

В свою очередь, автором предлагается, что такое расследование должно производиться по протокольной форме досудебной подготовки материалов в отношении конкретного лица, признавшего факт совершения преступления, обстоятельства которого очевидны и не требуют производства всего комплекса следственных действий. При этом законодатель должен предусмотреть ограничение при производстве в сокращенной форме перечня следственных действий допросом подозреваемого и потерпевшего. К материалам уголовного дела подлежит приобщению справка о судимости для определения судом вида уголовного на казания. Подозреваемый подлежит задержанию в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и в течение 48 часов уголовное дело предлагается направлять прокурору для утверждения обвинительного протокола и передачи его в суд. Последний, в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 108 УПК РФ, сучетом внесения в нее изменений, продлевает срок задержания до 72 часов, в течение которых рассматривает уголовное дело. В случае невозможности рассмотрения уголовного дела в сокращенной форме, суд возвращает его прокурору для расследования в общем порядке. При этом дознание производится как дознавателем, так и иным должностным лицом органа дознания (полиции).

Данная новация способна существенно повысить эффективность процессуальной деятельности органов предварительного расследования и судебной системы,

обеспечить незамедлительную защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, при сохранении уровня гарантий прав личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Совершенствование процессуального контроля и прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в форме дознания. Реальная возможность совершенствования процессуального контроля по данной категории уголовных дел создалась в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ20, которым впервые за 90-то летний период действия в России кодифицированного уголовно-процессуального законодательства в него введена процессуальная фигура начальника подразделения дознания с процессуальными полномочиями, аналогичными начальнику следственного отдела (в ред. УПК РФ 2001 г.).

С его принятием возрос уровень прокурорского надзора, о чем свидетельствует складывающиеся тенденции усиления прокурорского надзора за качеством расследования уголовных дел в форме дознания:

• в 5 раз (с 7344 дел в 1999 г. или 1,7% к направленным в суд делам до 1303 дел в 2013 г. или 0,37% и 614 дел в 1 полугодии 2014 г. или 0,34 %) сократилась доля уголовных дел, направленных судом прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ;

• уменьшилось число оправданных судами (с 651 лица в 1999 г. до 183 - в 2013 г. и 120 - в 1 полугодии 2014 г., а их доля на 1 тыс. обвиняемых по направленным в суд делам составила в 2013 г. - 0,52 против 1,52 - в 1999 г.) и многократно сократилось число оправданных и реабилитированных, содержавшихся под стражей (с 60 лиц в 1999 г. до 17 - в 2013 г. и 6 граждан в 1 полугодии 2014 г.).

Приведенные данные свидетельствуют как о качественно ином уровне требований прокуроров к состоянию законности, так и о необходимости совершенствования процессуального контроля со стороны начальников подразделений дознания путем передачи им полномочий от прокурора по аналогии с руководителем следственного органа.

Избрание меры пресечения в отношении лиц, скрывшихся от органов расследования и объявленных в федеральный розыск. Требует внесения в УПК РФ принципиальных изменений и порядок заключения под стражу подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия и объявленных в федеральный розыск, число которых на 1 января 2014 г. достигло 148 тыс., в том числе 55 тыс. числятся за судом.

Действующий порядок избрания меры пресечения, не допускающий заочного вынесения судом решения о заключении под стражу, за исключением обвиняемого, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК РФ), соответствует положениям Конституции РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющим задержанному лицу право предстать перед судом незамедлительно после задержания.

С учетом этого предлагается предоставить суду по месту расследования уголовного дела возможность заочного вынесения решения (с участием защитника) о заключении объявленных в федеральный розыск подозреваемых, обвиняемых под стражу. Одновременно в УПК РФ следует предусмотреть процессуальный механизм, который предоставляет лицу, объявленному в федеральный розыск и задержанному вне места производства предварительного расследования, в течение 48 часов с момента фактического задержания предстать перед федеральным судьей ближайшего районного суда по месту фактического задержания для допроса с целью установления личности задержанного и проверки, не отменено ли ранее вынесенное решение суда о заключении его под стражу, а после доставления к месту производства предварительного расследования - в течение 48 часов предстать перед судом (судьей), избравшим меру пресечения для решения вопроса о и возможности ее изменения (подобный порядок действует в Германии, Франции и др. странах).

Изложенное позволяет автору констатировать необходимость внесения существенных изменений в законодательство уголовно-правового комплекса, которое сегодня не обеспечивает реализацию правоохранительными органами, в том числе полицией, требований о повышении эффективности борьбы с преступностью.

Указанные предложения по изменению законодательства неоднократно озвучивались учеными и практическими работниками21, в том числе в материалах конференций, проводимых в Академии управления МВД России. Необходимы и другие изменения. Дело за российскими учеными и законодателем.

1 Автор участвовал в указанных слушаниях и представлял свои предложения.

2Божьев В.П. «Тихая революция» Конституционного суда в уголовном процессе Российской Федерации//Избранные труды. М.: Юрайт, 2010. С. 393-415.

3 О внесении изменений в ст. 236 и 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от

21 июля 2014 г. №269-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. Ст. 4270.

4 Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. Монография. М., 2008. С. 21-24.

5 Гаврилов Б.Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики. Монография. М.: Проспект, 2007. С. 20-35; Он же. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Проспект, 2008. 208 с. и др.

6 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.8. Судебная реформа. М.: Юрид. лит., 1991. С. 150.

6* Содержание ст. 311 Устава Уголовного Судопроизводства о том, что прокурор и его товарищи могут возбудить дело не означает наличия в Уставе специальной правовой нормы для реализации этого права, как это имеет место в уголовном процессе России начиная с УПК РСФСР 1960 г.

7 Гаврилов Б.Я. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела - соответствует ли он правовым реалиям и право-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применительной практики? // Российская юстиция. 2006. № 8. С. 48-50; Он же. Реализация отдельный положений Устава уголовного судопроизводства в современной досудебном производстве России// Актуальные проблемы российского права; 2014. № 5. С. 897-905 и др.

8Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. Монография. М.: Проспект, 2009. 374 с.; Он же. Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут стать содержанием доказательств в уголовном процессе // Государство и право. 2013. № 5. С. 24-39.

9 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2014. № 8. С. 23.

10 О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4274.

11 О внесении изменений в ст. 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 875.

12 По делу о проверке конституционности положений ст. 237, 413 и 418 УПК РФ в связи с запросом президиума Курганского областного суда: Постановление Конституционного суда РФ от 16 мая 2007 г. №6-П // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.

13 Решение от 15 августа 1982 г. по делу «Экле (Еск1е) против Федеративной Республики Германии» (жалоба № 8130/78) // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М.: НОРМА, 2000.

14 Материалы круглого стола: Предъявление обвинения в уголовном судопроизводстве будет отменено? // Юридический консультант. 2010. № 3. С. 9-16.

15 Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.

16Александров А.С., Сафин Р.Р., Юнусов А.А. К вопросу о сокращенной форме досудебного производства по уголовному делу// Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4.

17 Гаврилов Б.Я. Протокольная форма досудебной подготовки материалов и сокращенное дознание: сравнительно-правовой анализ// Труды Академии Управления МВД России. 2014. № 2. С. 15.

18 Гирько Г.И. Производство по уголовному делу дознания в сокращенной форме: прогнозы и суждения 2013. № 21. С. 2-5.

19 Ковтун Н.Н. Дознание в сокращенной форме: коллизии и лакуны нормативного регулирования // Российская юстиция. 2013. № 12. С. 47-49.

20 Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2833.

21 Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования в России следственного аппарата), 28-29 мая 2010 г. // Российский следователь. 2010. №15. С. 2-48. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений», 26 мая 2011 г. // Российский следователь. 2011. № 16. С. 2-39.

Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 727 с.

УПОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОВ ПРАВО

iMHilkMilllJil I |

Учебник соответствует требованиям рабочих учебных программ по специалитету и бакалавриату по всем специальностям, используемых преподавателями и курсантами (слушателями) при преподавании и изучении дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» в Московском университете МВД РФ.

Авторы учебника поставили перед собой задачу раскрыть общие положения уголовного процесса, содержание всех его стадий (этапов). Отдельные главы учебника посвящены производствам у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей, особым порядкам принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, особенностям судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, а также особенностям производства по отдельным категориям уголовных дел, международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, уголовному процессу зарубежных стран.

Для курсантов (студентов), адъюнктов (аспирантов), преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.