Научная статья С. 119-123
УДК 343.32
DOI: 10.47475/2311-696X-2024-42-3-119-123
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Максим Николаевич Косарев
Уральский государственный юридический университет имени В. Ф.Яковлева, Екатеринбург, Россия kmn8@mail.ru
Аннотация. Трансформация мироустройства продуцирует возникновение различных кризисов, эскалация которых приводит к применению военной силы как исключительного способа отстаивания своих интересов государствами в современном мире. Начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция (далее — СВО) существенно изменила состояние общественных отношений, призванных обеспечивать военную безопасность. Эти изменения создают необходимость изучения политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, иных вопросов, призванных создать более эффективную систему обеспечения национальной безопасности. В статье исследуются правовые аспекты реализации уголовной политики Российской Федерации в сфере обеспечения военной безопасности. Автором анализируются документы стратегического планирования и иные источники в области обеспечения военной безопасности. Предлагается авторская позиция по нынешнему состоянию и перспективам развития уголовно-правовых средств обеспечения военной безопасности.
Ключевые слова: безопасность, военная безопасность, преступления, террористический акт, государственная измена, преступления против военной безопасности, уголовное право переходного периода
Для цитирования: Косарев М. Н. Уголовно-правовые средства обеспечения военной безопасности: состояние и перспективы // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. № 3 (42). С. 119-123. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-42-3-119-123
Research article
CRIMINAL LAW MEANS OF ENSURING MILITARY SECURITY: STATE AND PROSPECTS
Maksim N. Kosarev
Ural State Law University named after V. F. Yakovlev, Yekaterinburg, Russia kmn8@mail.ru
Abstract. The transformation of the world order produces the emergence of various crises, the escalation of which leads to the use of military force as an exceptional way for States to defend their interests in the modern world. The special military operation that began in February 2022 has significantly changed the state of public relations designed to ensure military security. These changes create the need to study political, organizational, socio-economic, military, legal, informational, and other issues designed to create a more effective system for ensuring national security. The article examines the legal aspects of the implementation of the criminal policy of the Russian Federation in the field of military security. The author analyzes strategic planning documents and other sources in the field of military security. The author's position on the current state and prospects for the development of criminal law means of ensuring military security is proposed.
Keywords: security, military security, crimes, terrorist act, high treason, crimes against military security, criminal law of the transitional period
For citation: Kosarev MN. Criminal law means of ensuring military security: state and prospects. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2024;(3):119-123. (In Russ.) DOI: 10.47475/2311-696X-2024-42-3-119-123
Введение
Современный мир вступил в череду глобальных изменений политического, экономического, социального, технологического, экологического характера, которые сопровождаются и будут сопровождаться всевозможными
вооружёнными конфликтами. Кризисные процессы, вызванные этими изменениями, создают в системе глобальной, субрегиональной и региональной безопасности серьезный потенциал для формирования угроз, связанных с нарушением военной безопасности. Фактор применения
военной силы будет предопределять результаты череды кризисов, которые только начинают свое развитие. Следует отметить, что данная тема из чисто теоретической сферы обсуждения уже перешла в практическую плоскость. Российская Федерация как глобальный игрок, в том числе и в военной сфере сталкивается в настоящее время с существенными вызовами в части военной безопасности, которых не было со времен Великой Отечественной войны. Ежедневно фиксируются факты комплексного, системного и массированного вооружённого воздействия как на внешних границах России, так и изнутри страны. При этом нарушается международное гуманитарное право, комплексно совершаются преступления, направленные на нарушение военной безопасности.
Конечной целью глобальных противников, которую они не скрывают, является разрушение российского государства либо такое его ослабление, которое не позволит отстаивать свои интересы ещё долгие годы. Одним из важных инструментов системы обеспечения безопасности являются уголовно-правовые средства, которые закрепляют уголовную ответственность за деяния, нарушающие военную безопасность, при этом они должны формироваться и реализовываться в рамках быстроменяющихся внешних условий, сопровождающихся деградацией системы мировой безопасности. Все вышесказанное будет предопределять актуальность и повышенное внимание к различным вопросам обеспечения военной безопасности, в том числе и с использованием правовых средств.
Материал и методы
В статье использованы нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения военной безопасности уголовно-правовыми средствами, специальная литература по предмету исследования, практика применения уголовного закона. Основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы научного познания, анализ теоретических и нормативных правовых источников, статистический, герменевтический методы.
Описание исследования
Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что одним из стратегических национальных приоритетов по обеспечению и защите национальных интересов выступает оборона страны. Её целями являются создание условий для мирного социально-экономического развития страны и обеспечение ее военной безопасности.
Так, согласно Военной доктрине Российской Федерации под военной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Таким образом, способность противостоять внешним и внутренним военным угрозам предопределяет
применение комплекса всевозможных мер политического, экономического, организационного, военного, правового, информационного, технологического и иного характера. В свою очередь, правовые меры обеспечение вышеуказанного вида безопасности, связанного с применением вооруженного насилия как наивысшей и массовой из возможных форм насилия, включают в себя и уголовно-правовые средства. Под ними следует понимать совокупность уголовно-правовых норм, используемых для обеспечения защиты интересов личности, общества, государства от военных угроз. Хотелось бы отметить то, что упоминание понятия «военная безопасность» в тексте Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) отсутствует, несмотря на важность защиты рассматриваемых отношений. При этом контент-анализ содержания уголовного закона позволил выявить использование слов «военный», «боевой» и «обороноспособность» и их производных около 250 раз в более чем 70 статьях. Тем самым можно утверждать о наличии в уголовном законе определенной системы норм, связанных с регулированием военной деятельности государства, которая именуется в научной литературе военно-уголовным правом.
В доктрине уголовно-правовых наук существует ряд подходов к природе военно-уголовного права. Военно-уголовное право рассматривается как самостоятельная отрасль [1, с. 53], как часть военного и уголовного права [3, с. 51], как самостоятельный институт уголовного права [2, с. 11] и др. В ходе проведения Российской Федерацией СВО законодатель внес в УК РФ значительное количество изменений, касающихся преступлений, связанных с нарушением военной безопасности. Так, Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1 были обновлены имеющиеся составы преступлений, а также введены новые (например, ст. 352.1 УК РФ «Добровольная сдача в плен», ст. 356.1 УК РФ «Мародерство»), имплементированы в УК РФ нормы о совершении преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, устранена отсылка на применение законодательства военного времени в отношении преступлений против военной службы совершенных в военное время или боевой обстановке. В связи с чем А. И. Рарог заключает, что «...российское военно-уголовное право, которое с января 1997 г. по 24 сентября 2022 г. пребывало в статусе уголовно-правового института, возвращает себе статус подотрасли уголовного права. Она включает уголовно-правовые нормы и нормативные предписания, содержащиеся в ч. 3 ст. 11 (в части ответственности
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_427325/ (дата обращения: 20.03.2024).
за совершение преступления на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации), ч. 2 ст. 12, ч. 4 ст. 34, ст. 42, пп. «в», «е», «и» и «к» ст. 44, ч. 1 ст. 45, ст. 48, 51, 54, 55, п. «л» ч. 1 ст. 63, ст. 71-74, 79, 80, ч. 3 ст. 81, ст. 331-352.1 и 356.1УК РФ» [4, с. 49].
Соглашаясь с авторами относительно понимания военно-уголовного права как подотрасли уголовного права, хотелось бы отметить, что, как показывает практика, обеспечение военной безопасности в рамках уголовного права представляет собой более комплексное явление и не может быть ограничено только преступлениями против военной службы, которые совершают специальные субъекты.
Говоря об иных нормах уголовного законодательства, направленных против военной безопасности можем привести пример террористического акта (ст. 205 УК РФ). Так, по статистическим данным МВД России, число зарегистрированных террористических актов в сравнении с 2021 годом (до СВО) и 2023 годом (1 год и 10 мес. СВО) возросло в 10 раз (таблица 1). Причем в большинстве ныне совершаемых террористических актов устанавливается взаимосвязь их совершения с попыткой ослабить военную безопасность Российской Федерации.
виновно совершенные общественно опасные деяния, причиняющие вред военной безопасности и порядку деятельности военных организаций» [5, с. 13].
По нашему мнению, преступления против военной безопасности — это противоправные общественно опасные деяния, нарушающие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз.
Не стоит отождествлять преступления против военной службы и преступления против военной безопасности, вторые по своему охвату более широки и разнообразные как по субъектам, так и по объектам уголовно-правовой охраны и содержатся в различных главах Особенной части УК РФ.
При этом следует обратить внимание на процесс законотворчества и правоприменения в части обеспечения военной безопасности, который оказался не лишенным изъянов и недочетов.
Общественные отношения, требующие регулирования в сфере обеспечения военной безопасности в связи с проведением СВО, характеризуются быстротой возникновения и достаточной изменчивостью. Несмотря на то, что законодатель не впервые столкнулся
Таблица 1 — Количество зарегистрированных преступлений по ст. 205 УК РФ по России в период 2019-2023 гг.
Период, год 2019 2020 2021 2022 2023
Количество зарегистрированных .3 50 41 177 410
преступлении
Та же тенденция просматривается, например, при анализе количества осужденных за государственную измену (ст. 275 УК РФ). По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в сравнении с 2021 годом (до СВО) и 2023 годом (1 год и 10 мес. СВО) количество осужденных возросло более чем в 2,5 раза (таблица 2).
с необходимостью оперативного реагирования на возникающие угрозы (например, включение в уголовный закон ст. 207.1, 207.2, 236 в рамках мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19)) уголовно-правовыми средствами, его действия привели к принятию спорных с точки зрения
Таблица 2 — Количество осужденных по ст. 275 УК РФ по России в период 2019-2023 гг.
Период, год 2019 2020 2021 2022 2023
Число осужденных лиц 8 6 14 16 39
за государственную измену
Также хотелось бы отметить, что и иные преступления, например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, мошенничество, использование потерпевших от мошенничества как исполнителей террористических актов фактически стали элементом ослабления военной безопасности. Такие преступления выступают массовым средством ведения боевых действий вне привычных территорий, причем против всего населения страны.
Таким образом, можно говорить о преступлениях против военной безопасности. Так, О. К. Зателепин предлагает под ними понимать «предусмотренные УК РФ
принципов уголовного права, юридической техники и качества уголовно-правового материала законодательных инициатив. Все это привело к тому, что ранее принятые нормы впоследствии пришлось дорабатывать, исправлять, дополнять, изменять. Так, федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ1 дополнил уголовный закон
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_410887/ (дата обращения: 20.03.2024).
ст. 207.3 и 280.3, в которые уже через три недели были внесены изменения федеральным законом от 25.03.2022 № 63-ФЗ1, затем изменения вносились федеральными законами от 18.03.2023 №58-ФЗ2 и от 25.12.2023 № 641-ФЗ3. При изучении этих изменений напрашивается вывод о том, что часть проблем вполне можно было исключить при первоначальном конструировании норм.
Также в этой связи следует упомянуть и Федеральный закон от 24.06.2023 №270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»4, который фактически являлся уголовным законом, действующим вне уголовного кодекса, что противоречило ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 УК РФ. Данный закон вызвал в научном сообществе однозначную реакцию о необходимости включить его нормы в текст УК РФ, что и было сделано федеральным законом от 23.03.2024 №64-ФЗ5, а сам спорный федеральный закон был признан утратившим силу в марте 2024 года.
Неопределенность прослеживалась и в вопросах единообразного и слаженного подхода к квалификации преступлений, посягающих на военную безопасность. Начавшиеся нападения, сопровождавшиеся уничтожением и повреждением объектов органов власти, военкоматов, инфраструктурных и транспортных объектов первоначально квалифицировались как хулиганство (ст. 213 УК РФ) или уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ). Только в сентябре 2022 года, более чем через полгода, как начали совершаться такие деяния, было выпущено заявление, что поджог военкомата относится к действиям, которые квалифицируются как террористический акт.
Следует отметить, что в связи с изменениями уголовно-правовых средств обеспечения военной безопасности было подготовлено постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 №11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25.03.2022 № 63-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_412674/ (дата обращения: 20.03.2024).
2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.03.2023 № 58-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_442341/ (дата обращения: 20.03.2024).
3 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25.12.2023 № 641-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_465449/ (дата обращения: 20.03.2024).
4 Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции : Федеральный закон от 24.06.2023 №270-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450391/ (дата обращения: 20.03.2024).
5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 23.03.2024 № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_472777/ (дата обращения: 20.03.2024).
против военной службы»6, это, наверное, одно из самых объемных разъяснений практики применения уголовного закона в рамках обеспечения военной безопасности, но хотелось бы отметить, что описание роли иных преступлений в нарушении военной безопасности, к сожалению, отсутствует, что, наверное, должно будет найти свое отражение в будущей обобщающей судебной практике.
Российская Федерация столкнулась с комплексным вызовом нарушений военной безопасности, целью которых является обрушение состояния защищенности всей системы национальной безопасности и, соответственно, ослабление государства в существующей геополитической картине мира.
В таких условиях, столкнувшись с активными и масштабными боевыми действиями, пришлось резко и не без ошибок вносить изменения в уголовно-правовые средства обеспечения военной безопасности в условиях постоянно меняющейся тактической обстановки.
Наблюдая за современным российским уголовным правом, следует отметить, что с учетом происходящих событий мы вступили в исторический момент, который можно охарактеризовать как переходный период к новому миропорядку. При этом в настоящий момент мы находимся внутри этого периода, что немного ограничивает нас в возможности его оценки. Согласимся с профессором А. В. Наумовым, что «происходящее по своему историческому значению вполне сопоставимо с такими для России событиями, как Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., прекращение существования Советского Союза (декабрь 1991 г.). Разумеется, что это относится и к уголовному праву в его законодательном, правоприменительном и доктринальном аспектах и предполагает пересмотр привычных в этом плане методологически подходов» [6, с. 15]. Данные изменения касаются и уголовно-правовых средств обеспечения военной безопасности.
Заключение и вывод
Следует заключить, что в российском уголовном праве существует и применяется совокупность взаимосвязанных норм, направленных на уголовно-правовую защиту военной безопасности.
При этом уголовно-правовые средства, обеспечивающие военную безопасность, находятся на этапе создания и модернизации в условиях активно меняющихся угроз в указанной сфере.
Особое внимание необходимо обратить на повышение качества создаваемых уголовно-правовых норм с учетом пластичности общественных отношений требующих регулирования.
6 О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 № 11 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447521/ (дата обращения: 20.03.2024).
Террористические преступления, как и иные обще- нынешнее уголовное право находится в состоянии исто-
уголовные преступления, фактически стали средством рической трансформации. Происходит накопление вну-
ведения боевых действий в отношении Российской тренних противоречий в существующей системе уго-
Федерации. ловного законодательства и его правоприменении,
Существующие геополитические и социально-эконо- что в перспективе должно привести к возникновению
мические события позволяют говорить о формировании доктринального подхода в уголовном праве на основе
уголовного права переходного периода, который вызван формирующихся политических, социальных, экономи-
кризисом существующей системы мировой безопасности. ческих, технологических, информационных, экологиче-
Обобщающим выводом из рассмотрения частного ских и иных общественных условий, а, следовательно,
вопроса, связанного с уголовно-правовыми средства- и создание российского уголовного законодательства
ми обеспечения военной безопасности, является то, что отвечающего требованиям новой реальности.
Список источников
1. Чхиквадзе В. М. К вопросу о предмете советского военно-уголовного права // Советское государство и право. 1940. №12. С. 46-53.
2. Шарапов С. Н. Современное военно-уголовное право в системе права: проблемы институциализации // Право в Вооруженных Силах— Военно-правовое обозрение. 2021. № 9 (290). С. 47-56.
3. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации : научно-практический комментарий / под общ. ред. Н. А. Петухова. Москва, 2004. 303 с.
4. РарогА. И. Военно-уголовное право России: состояние и перспективы // Правовое государство: теория и практика. 2023. № 3. С. 45-52.
5. Зателепин О. К. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2013. 57 с.
6. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть : курс лекций. 7-е изд. перераб. и доп. Москва : Проспект, 2024. 816 с.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST
Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.
Дата поступления статьи / Received: 25.04.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 13.06.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 15.07.2024.