Научная статья на тему 'ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
освобождение от уголовной ответственности / освобождение от наказания / погашение судимости / поощрение участников специальных военных операций / exemption from criminal liability / exemption from punishment / expungement of criminal records / encouragement for participants in special military operations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Т. Г, Долгополов К. А., Жуков А. П.

В статье отражается результат проведенного научного исследования положений законодательства и доктрины, определяющие содержание условий, при которых не применяются меры уголовно-правового характера к лицам, призванным на военную службу в период мобилизации или в военное время, а также заключившим в период мобилизации, военного времени и (или) военного положения контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, при условии их награждения или увольнения по определенным законом основаниям. Актуальность такого исследования предопределена в первую очередь тем, что рассматриваемые уголовно-правовые нормы были внесены в Уголовный закон совсем недавно. Положения ст. 78.1, 80.2 и ч. 3.1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации носят бланкетный характер, условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, в них предусмотренные, во многом отличаются от условий, которые характерны для других обстоятельств освобождения от ответственности. Авторы обращают внимание, что решение федеральных органов исполнительной власти о неприменении мер уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы к лицам, совершившим преступление, не зависит от того, к какой категории, в соответствии со ст. 15 УК РФ, следует отнести это преступление. Освобождение от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы не происходит одномоментно, а предполагает как минимум два этапа. Первый выражается в приостановлении применения уголовно-правовых мер к лицу, пока он служит, при условии осуществления контроля за ним командиром воинской части или учреждения. Второй заключается в окончательном отказе от привлечения лица к уголовной ответственности. Основанием прекращения для лица всех уголовно-правовых последствий совершения им преступления в таком случае является одно из указанных в законе. Это или награждение военнослужащего государственной наградой, или увольнение с военной службы в связи с достижением определенного возраста или признание лица военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по состоянию здоровья, или в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова Т. Г, Долгополов К. А., Жуков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY IN CONNECTION WITH MILITARY SERVICE

The article reflects the result of a scientific study of the provisions of legislation and doctrine that determine the content of the conditions under which criminal law measures are not applied to persons called up for military service during the period of mobilization or in wartime, as well as those imprisoned during the period of mobilization, wartime and (or) a martial law contract for military service in the Armed Forces of the Russian Federation, subject to their award or dismissal, on grounds specified by law. The relevance of such a study is predetermined primarily by the fact that the criminal law provisions in question were introduced into the Criminal Law quite recently. Provisions of Art. 78.1, 80.2 and part 3.1 of Art. 86 of the Criminal Code of the Russian Federation are of a blanket nature, the conditions and procedure for exemption from criminal liability and the punishments provided for in them differ in many respects from the conditions that are typical for other circumstances of exemption from liability. The authors note that the decision of the federal executive authorities on the non-application of criminal liability measures in connection with military service to persons who have committed a crime, does not depend on what category, in accordance with Art. 15 of the Criminal Code of the Russian Federation, this crime should be included. Exemption from criminal liability in connection with military service does not occur simultaneously, but involves at least two stages. The first is expressed in the suspension of the application of criminal legal measures to a person while he is serving, subject to control over him by the commander of a military unit or institution. The second is the final refusal to bring the person to criminal responsibility. The basis for the termination for a person of all criminal legal consequences of committing a crime in this case is one of the alternatives specified in the law. This is either the awarding of a state award to a serviceman or dismissal from military service due to reaching a certain age, or recognition of a person by a military medical commission as unfit for military service due to health reasons or due to the end of the mobilization period, the abolition (termination) of martial law and (or) the expiration of martial law time.

Текст научной работы на тему «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Научная статья С. 55-60

УДК 343.135

DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-55-60

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Татьяна Геннадьевна Жукова1, Кирилл Андреевич Долгополов2, Алексей Петрович Жуков3

1,2,3 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 tany_zhukova@mail.ru

2 nadal06@mail.ru

3 zhykov_ alex@m ail.ru

Аннотация. В статье отражается результат проведенного научного исследования положений законодательства и доктрины, определяющие содержание условий, при которых не применяются меры уголовно-правового характера к лицам, призванным на военную службу в период мобилизации или в военное время, а также заключившим в период мобилизации, военного времени и (или) военного положения контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, при условии их награждения или увольнения по определенным законом основаниям. Актуальность такого исследования предопределена в первую очередь тем, что рассматриваемые уголовно-правовые нормы были внесены в Уголовный закон совсем недавно. Положения ст. 78.1, 80.2 и ч. 3.1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации носят бланкетный характер, условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, в них предусмотренные, во многом отличаются от условий, которые характерны для других обстоятельств освобождения от ответственности. Авторы обращают внимание, что решение федеральных органов исполнительной власти о неприменении мер уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы к лицам, совершившим преступление, не зависит от того, к какой категории, в соответствии со ст. 15 УК РФ, следует отнести это преступление. Освобождение от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы не происходит одномоментно, а предполагает как минимум два этапа. Первый выражается в приостановлении применения уголовно-правовых мер к лицу, пока он служит, при условии осуществления контроля за ним командиром воинской части или учреждения. Второй заключается в окончательном отказе от привлечения лица к уголовной ответственности. Основанием прекращения для лица всех уголовно-правовых последствий совершения им преступления в таком случае является одно из указанных в законе. Это или награждение военнослужащего государственной наградой, или увольнение с военной службы в связи с достижением определенного возраста или признание лица военноврачебной комиссией не годным к военной службе по состоянию здоровья, или в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.

Ключевые слова: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, погашение судимости, поощрение участников специальных военных операций

Для цитирования: ЖуковаТ. Г., Долгополов К. А., Жуков А. П. Освобождение от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. № 2 (41). С. 55-60. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-55-60

Research article

EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY IN CONNECTION WITH MILITARY SERVICE

Tatyana G. Zhukova1, Kirill A. Dolgopolov2, Alexey P. Zhukov3

1,2,3 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 tany_zhukova@mail.ru

2 nadal06@mail.ru

3 zhykov_ alex@m ail.ru

Abstract. The article reflects the result of a scientific study of the provisions of legislation and doctrine that determine the content of the conditions under which criminal law measures are not applied to persons called up for military service during the period of mobilization or in wartime, as well as those imprisoned during the period of mobilization, wartime

and (or) a martial law contract for military service in the Armed Forces of the Russian Federation, subject to their award or dismissal, on grounds specified by law. The relevance of such a study is predetermined primarily by the fact that the criminal law provisions in question were introduced into the Criminal Law quite recently. Provisions of Art. 78.1, 80.2 and part 3.1 of Art. 86 of the Criminal Code of the Russian Federation are of a blanket nature, the conditions and procedure for exemption from criminal liability and the punishments provided for in them differ in many respects from the conditions that are typical for other circumstances of exemption from liability. The authors note that the decision of the federal executive authorities on the non-application of criminal liability measures in connection with military service to persons who have committed a crime, does not depend on what category, in accordance with Art. 15 of the Criminal Code of the Russian Federation, this crime should be included. Exemption from criminal liability in connection with military service does not occur simultaneously, but involves at least two stages. The first is expressed in the suspension of the application of criminal legal measures to a person while he is serving, subject to control over him by the commander of a military unit or institution. The second is the final refusal to bring the person to criminal responsibility. The basis for the termination for a person of all criminal legal consequences of committing a crime in this case is one of the alternatives specified in the law. This is either the awarding of a state award to a serviceman or dismissal from military service due to reaching a certain age, or recognition of a person by a military medical commission as unfit for military service due to health reasons or due to the end of the mobilization period, the abolition (termination) of martial law and (or) the expiration of martial law time.

Keywords: exemption from criminal liability, exemption from punishment, expungement of criminal records, encouragement for participants in special military operations

For citation: ZhukovaTG, DolgopolovKA, ZhukovAP. Exemption from criminal liability in connection with military service. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2024;(2):55-60. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-55-60 (In Russ.)

Введение

В апреле 2024 года в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) были внесены существенные изменения, касающиеся условий освобождения от уголовной ответственности и наказания1.

Глава 11 УК РФ дополнена ст. 78.1, предусматривающей основание освобождения от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу, а глава 12 УК РФ — ст. 80.2, устанавливающей условия освобождения от наказания по тем же основаниям. Бесспорно, новый уголовно-правовой институт имеет определенные исторические предпосылки его появления, поэтому анализ содержания уголовно-правовой нормы следует начать с непосредственных причин ее генезиса.

Материал и методы

Материал исследования образует совокупность правовых норм национального и зарубежного права, включая теоретические источники (научные статьи и исследования) и комментарии специалистов из различных областей права по вопросам освобождения от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы.

В основу исследования положены общенаучные и частнонаучные методы научного познания. Среди собственно юридических методов применены формально-юридический (догматический) метод, сравнительно-правовой.

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 23.03.2024 № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_472777/ (дата обращения: 01.05.2024).

Результаты и обсуждение

В условиях сложившихся внешнеполитических обстоятельств 24 июня 2023 года был принят Федеральный закон № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»2, в соответствие с которым предусматривалась возможность привлекать к участию в специальных военных операциях (далее — СВО) большее количество лиц, желающих искупить свою вину, приняв участие в военных действиях, защищая свою страну.

Указанный правовой акт предусматривал основание освобождения от уголовной ответственности, которое не было предусмотрено в Уголовном законе. Так, ст. 2 указанного федерального закона закрепила положение, что лицо, совершившее преступление, освобождалось от уголовной ответственности при условии призвания его на военную службу по мобилизации по ходатайству командира воинского учреждения или в случае заключения контракта о прохождении военной службы в период военного положения или военного времени. Следует подчеркнуть, что в качестве одного из обязательных условий в описанной статье указывалось, что освобождение от уголовной ответственности возможно только при совершении преступлений небольшой или средней тяжести. Освобождаться по этому правилу не должны были виновные в совершении преступлений, которые характеризуют лиц, их совершивших, как несовместимых с военной службой. К таким общественно-опасным деяниям законодатель отнес публичные призывы к осуществлению

2 СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_450391/ (дата обращения: 01.05.2024).

террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, пропаганда терроризма (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными материалами (ч. 1 и 2 ст. 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 1 ст. 221 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

В рассматриваемом федеральном законе предусматривалось и новое основание освобождения от наказания условно, причем независимо от категории совершенного лицом преступления. В ст. 5 было закреплено положение о том, что, если лицо не отбыло наказание или не было ранее от него освобождено, при условии призыва его на военную службу по мобилизации или заключения им контракта о прохождении военной службы в период военного положения или военного времени, оно освобождается от наказания.

В ст. 6 рассматриваемого федерального закона указывалось особое условие погашения судимости, в качестве которого признавалось награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, либо увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Исключением из указанного правила являлась судимость за ряд преступлений террористической направленности, против мира и безопасности человечества, против половой неприкосновенности несовершеннолетних и других. Исчерпывающий перечень преступлений, судимость за которые не погашалась по вышеуказанному основанию, устанавливался в ст. 2 рассматриваемого федерального закона.

Следует согласиться с тем, что Федеральный закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции», по своему содержанию являлся весьма актуальным, закрепляемые в нем нормы были необходимы в условиях проведения СВО. Описанный правовой механизм освобождения от ответственности должен был способствовать достижению целей наказания, а также обеспечивать дополнительными возможностями комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации1.

Несмотря на всю целесообразность принятия правовых норм, об освобождении от уголовной ответственности в связи с поступлением на военную службу в сегодняшних условиях проведения СВО, с принятием указанного федерального закона возникла очевидная проблема, заключающаяся в невозможности его применения как противоречащего принципу законности (ст. 3 УК РФ). К лицу могут применяться уголовно-правовые меры, только если они установлены в уголовном

1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bin/378326-8 (дата обращения: 01.05.2024).

законодательстве [1, с.131]. Принципы уголовного права, установленные в УК РФ, носят императивный характер, то есть их требования «строго обязательны и не допускают отступления» [2, с. 7].

Н. Н. Загвоздкин и Е. О. Коршикова, проведя научный анализ рассмотренного федерального закона, пришли к обоснованному выводу, что он принят «вопреки положениям ст. 1 УК РФ» [3, с. 102].

Так как уголовное законодательство состоит только из Уголовного кодекса, принятие описанного федерального закона привело к нарушению основных принципов, на которых строится уголовно-правовое регулирование. Поэтому логичным было прекращение его действия и введение положений о специальных правилах наступления (ненаступления) уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции в Уголовный кодекс. Правда был и другой путь легализации освобождения от ответственности в связи с участием в СВО, а именно издание акта об амнистии, в соответствии с которым можно и освободить от уголовной ответственности, и от наказания, и снять судимость определенной категории лиц (ст. 84 УК РФ). Тогда рассмотренные правила носили бы временный характер.

Анализ положений действующей сегодня ст. 78.1 УК РФ позволяет сформулировать следующие условия освобождения от уголовной ответственности.

Во-первых, от ответственности освобождается лицо, признающее себя виновным в совершении преступления, но до вынесения в отношении него обвинительного приговора суда. При этом не имеет значения, несудимое или ранее судимое лицо совершило преступление. Не имеет значение и к какой категории относятся совершенное преступление, и на какой объект уголовно-правовой охраны оно посягает. Исключение составляет только совершение следующих преступлений:

— против половой неприкосновенности несовершеннолетних (п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, чч. 3-6 ст. 134, чч. 3-5 ст. 134 УК РФ);

— некоторых преступлений в сфере экономики (ст. 189 УК РФ, ст. 200.1 УК РФ);

— ряда преступлений, посягающих на общественную безопасность (ст. 205-205.5, ст. 206, ст. 208-211, п. «б»

ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1 УК РФ);

— определенных преступлений против государственной власти (ст. 275, 275.1, 276-280.2, 280.4, 281-281.3, 282.1-282.3, 283-283.2, 284, ч. 2 ст. 332.1 УК РФ);

— четырех видов преступлений против мира и безопасности человечества (ст. 355, 359-361 УК РФ).

Как видно, совершение разбоев, убийств, причинение тяжкого вреда здоровью и других особо тяжких преступлений, не исключает освобождения от уголовной ответственности, в отличие от рассмотренного ранее федерального закона №270-ФЗ, который предусматривал возможность освобождения от ответственности только при совершении преступлений небольшой или средней тяжести.

Во-вторых, законодательно определены категории лиц, которые могут быть освобождены от ответственности на основании, указанном в ст. 78.1 УК РФ. К ним относятся следующие лица.

1. Призванные на военную службу в период мобилизации. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу1.

2. Призванные на военную службу в военное время, которое наступает с момента объявления федеральным законом состояния войны, в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации2.

3. Заключившие в период мобилизации или военного времени контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

4. Заключившие контракт о прохождении военной службы в период военного положения, то есть во время, когда в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ вводиться особый правовой режим3.

В-третьих, не имеет значения, до поступления на военную службу или во время ее прохождения лицо совершило преступление.

В-четвертых, юридическим фактом, с которым закон связывает освобождение от уголовной ответственности указанных лиц, является альтернативно или награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, или увольнение с военной службы по указанным в законе основаниям. К таким основаниям относятся следующие:

— достижение лицом предельного возраста пребывания на военной службе (по общему правилу это 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин);

— в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по состоянию здоровья;

— в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени4.

1 О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации : Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons. (дата обращения: 01.05.2024).

2 Об обороне : Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 01.05.2024).

3 О военном положении : Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_35227/ (дата обращения: 01.05.2024).

4 О воинской обязанности и военной службе : Федераль-

ный закон от 28.03.1998 53-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_18260/ (дата обращения: 01.05.2024).

Таким образом, положение ст. 78.1 УК РФ реализуется в два этапа. Вначале в соответствии с прямым указанием закона в отношении указанных категорий лиц предварительное расследование должно быть приостановлено в порядке, определенном п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УК РФ, а уже потом прекращается уголовное дело в соответствие со ст. 28.2 УПК РФ. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, является несудимым и, соответственно, при привлечении к уголовной ответственности в случае совершения им нового преступления рассматривается как «совершившее преступление впервые».

Следует обратить внимание на то, что до приостановления предварительного следствия необходимо выполнение всех возможных следственных действий, позволяющих установить лицо, совершившее преступление.

Важным для уяснения сущности характеристик оснований освобождения от уголовной ответственности представляется научное исследование, проведенное профессором Ю. Е. Пудовочкиным, в котором в целях определения направления оптимизации уголовно-правовых средств освобождения от ответственности рассматриваются общие условия установления оснований для освобождения лица. Как указывает Ю. Е. Пудовочкин, общепризнанно, что освободить от ответственности можно лишь лицо, которое к этой ответственности привлекается (после возбуждения уголовного дела) [4, с. 586].

Уголовно-процессуальный кодекс, закрепляя порядок приостановления уголовного дела по описанным выше основаниям, не указывает на необходимость получения для этого ходатайства командования воинской части. В то же время ст. 28.2 УПК РФ закрепляет положение о том, что уголовное преследование прекращается «в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, в отношении которого предварительное расследование было приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения)»5.

Освобождение лица от уголовной ответственности по любому из оснований, предусмотренных в главе 11 УК РФ, является нереабилитирующим, соответственно не может применяться в отношении лица, которое несогласно с предъявленным ему обвинением и не признает себя виновным в совершении инкриминируемого ему преступления. «Если лицо возражает против прекращения уголовного дела, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке»6.

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 01.05.2024).

6 О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 (ред. от 29.11.2016) // СПС «КонсультантПлюс». URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148355 (дата обращения: 01.05.2024).

Прекращение уголовного преследования в связи с призывом на военную службу осуществляется следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора. При этом суд в качестве органа, который может принять такое решение, в ст. 28.2 УПК РФ не назван, что отличает рассматриваемое освобождение от уголовной ответственности от всех иных видов освобождения.

Суд не может и при вынесении обвинительного приговора суда освободить лицо, относящееся к указанным в ст. 78.1 УК РФ категориям лиц, от отбывания наказания, ст. 299 УПК РФ этот вопрос не относит к тем, которые разрешает суд при постановлении приговора.

В соответствии со ст. 80.2 УК РФ освободить от наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время можно только лицо уже «отбывающее» наказание. Вид назначенного ему наказания и срок, который уже отбыл осужденный, в соответствии с рассмотренным положением уголовного закона, значения не имеет. При этом суд в качестве органа, который принимает решение об освобождении лица от наказания, в ст. 80.2 УК РФ не указывается.

Таким образом, принятие важного решения, непосредственно изменяющего правовой статус лица, касающегося установления основания применения к лицу мер уголовно-правового характера, описанных в ст. 78.1 и 80.2 УК РФ, отнесено не к компетенции органов правосудия, а к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Однако по мнению большинства ученых, которые раскрывают уголовно-правовую природу освобождения от наказания, окончательно решение об этом может принимать только суд. И.А. Ефремова пишет, что «освобождение лица от наказания предусматривает наличие у суда уверенности в том, что виновный не только исправился или находится на пути к исправлению, но в последующем откажется от совершения новых преступлений» [5, с. 190].

В ч. 1 ст. 80.2 УК РФ предусматривается, что вначале от наказания лицо освобождается условно для прохождения военной службы, и его поведение контролирует военный командир. Так как это лицо уже отбывает наказание, точнее было бы говорить

об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Осужденный освобождается от наказания окончательно только после наступления определенных юридических фактов (тех же, что были охарактеризованы ране при рассмотрении положений ст. 78.1 УК РФ). Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. По этим же основаниям в соответствие с ч. 3.1 ст. 86 УК РФ судимость лица, которое уже отбыло наказание, погашается.

Выводы

Итак, если кратко охарактеризовать содержание рассмотренных изменений уголовного законодательства, то они заключаются в следующем. В отношении лиц, призванных на военную службу в период мобилизации или в военное время, а также заключивших в период мобилизации, военного времени и (или) военного положения контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, при условии их награждения или увольнения по определенным законом основаниям, федеральными органами исполнительной власти должно быть принято решение о неприменении к ним мер уголовной ответственности. Исключения из этого правила составляют лица, совершившие преступления, указанные в ч. 1 ст. 78. 1 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки во время проведения государством боевых действий как уголовно-правовой институт в истории отечественного права появлялся неоднократно [6, с. 69], и сегодня в условиях СВО его появления является весьма закономерным. Однако, на наш взгляд, ряд положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства требуют уточнения, так как вызовут определенные трудности в процессе правоприменения, связанные с неточностью законодательных формулировок.

Считаем важным отметить, что рассмотренные новые уголовно-правовые нормы следует считать поощрительными и освобождение на их основание лица, совершившего преступления от ответственности возможно только при его согласии.

Список источников

1. Мальцев В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс, 2004. 692 с.

2. Чередниченко Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации (комплексное теоретическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Саратов, 2006. 32 с.

3. Загвоздкин Н. Н., Коршикова Е. О. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»: заметки на полях // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 101-106.

4. Пудовочкин Ю. Е. Теоретические вопросы совершенствования законодательства об освобождении от уголовной ответственности // Вестник СПбГУ. Право. 2021. Т. 12, № 3. С. 584-603.

5. Ефремова И.А. Понятие, признаки, основания и виды института освобождения от наказания // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 188-193.

6. Якоби И. В. Развитие института уголовной ответственности и институтов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания в российском государстве: теоретический и историко-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Краснодар, 2007. 229 с.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интерес отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONTRIBUTION OF AUTHORS

Contributions by the authors are equal.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи / Received: 13.05.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 22.05.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 25.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.