Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
госзакупки / 44-ФЗ / коррупция / хищение / бюджетные средства / public procurement / 44 Federal Law / corruption / embelement / budget funds

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коткина Т. В.

Автор рассматривает возможные уголовно-правовые риски при работе с государственными и муниципальными контрактами для заказчиков и поставщиков на разных стадиях проведения закупочных процедур. В работе не рассматриваются особенности закупок по гособоронзаказу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW RISKS AT WORK WITH STATE AND MUNICIPAL CONTRACTS

Author examines possible criminal law risks when working with state and municipal contracts for customers and suppliers at different stages of procurement procedures. The paper does not consider the specifics of procurement under the state defense order.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ»

УДК 347.4

Коткина Т.В.

магистрант Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ

Аннотация: автор рассматривает возможные уголовно-правовые риски при работе с государственными и муниципальными контрактами для заказчиков и поставщиков на разных стадиях проведения закупочных процедур. В работе не рассматриваются особенности закупок по гособоронзаказу.

Ключевые слова: госзакупки, 44-ФЗ, коррупция, хищение, бюджетные средства.

В соответствии с положениями действующего законодательства, регламентирующего особенности проведения закупок для государственных и муниципальных нужд [1], они проводятся для целевого и экономного расходования бюджетных средств [2] на нужды заказчика для:

- достижения целей и выполнения государственных, региональных программ и программ муниципалитетов,

- обеспечения функционирования государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций,

- выполнения международных обязательств государства.

Поскольку из средств бюджета ежегодно выделяются большие объемы денежных средств для осуществления закупок для обеспечения нужд государственных и муниципальных органов и учреждений, они становятся объектом преступного посягательства коррупционного характера. В целях предотвращения таких преступлений в Уголовный кодекс РФ в течение

нескольких лет вносились изменения, которыми в российское уголовное законодательство были добавлены новые составы преступлений и внесены изменения в отдельные статьи. Так, в 2018 г. в Уголовный кодекс РФ были добавлены ст. 200.4 и 200.5, и внесены изменения в ст. 304 [3].

Все уголовно-правовые риски при работе с государственными и муниципальными контрактами можно разделить по стадиям, на которых они возникают:

- на стадии заключения контракта,

- на стадии исполнения контракта.

При этом на каждой из этих стадий уголовно-правовые риски несут как заказчики, так и поставщики. А.Н. Ляскало, рассматривая преступления при проведении конкурсных закупочных процедур, отмечает, что на стадии заключения контракта одним из наиболее распространенных преступлений в настоящее время являются картельные соглашения поставщиков [4], ответственность за которые предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Под картельным соглашением в конкурсных процедурах понимают соглашение между хозяйствующими субъектами, которые осуществляют продажу товаров (услуг, работ) на одном товарном рынке, что приводит к установлению и поддержанию цен на этом рынке. На практике это выражается в том, что несколько хозяйствующих субъектов, договариваются о том, что ценовые предложения будут одинаковыми, а также оговаривают уровень снижения цены на торгах и победителя, либо отказ остальных участников от участия в закупке, чтобы победителем стал единственный участник [5]. Это свидетельствует об отказе участников рынка от самостоятельных действий.

При этом нередко к участию в конкурсных процедурах не допускаются иные хозяйствующие субъекты, что также ограничивает конкуренцию [6]. В этом случае в сговор вступают заказчик и поставщик - заказчик может в закупочной документации указать такие требования к поставщику, которым будет соответствовать только один участник (например, требования к количеству работников, наличия определенного разрешения, завышенный

размер банковской гарантии и т.д.). Должностные лица, представляющие интересы заказчика (работники контрактной службы, члены закупочной комиссии), могут быть привлечены к ответственности по ст. 159, ст. 160 [7], ст. 200.4, ст. 200.5, ст. 285, п. е ч. 3 ст. 286, ст. 290, ст. 291.2 Уголовного кодекса РФ в зависимости от обстоятельств дела (например, наличия или отсутствия корыстной или иной личной заинтересованности).

Вместе с тем, необходимо учитывать специфику объекта закупки. Так, например, при закупке поставки и/или сопровождения установленных у заказчика комплектов СПС КонсультантПлюс и Гарант многие потенциальные поставщики обращались с жалобами на ограничение конкуренции в ФАС, указывая, что при описании объекта закупки с указанием товарного знака отсутствуют слова «или эквивалент» [8]. Вместе с тем, специфика данного объекта закупки состоит в том, что каждая из СПС обладает своими техническими особенностями, доступа к работе с которыми не имеют лицензиаты другой СПС при внешнем сходстве их пользовательских оболочек и алгоритмов работы.

На стадии исполнения заключенного контракта возможны следующие

риски:

- исполнение не в полном объеме,

- несоответствие исполненного предъявляемым требованиям к качеству или техническому заданию,

- нарушение сроков исполнения,

- замена материалов более дешевыми без согласования с заказчиком [9],

- привлечение субисполнителей,

- выполнение работ, не предусмотренных госконтрактом.

Ответственность за все перечисленные нарушения предусмотрена

законодательством, регулирующим госзакупки, однако в ряде случаев виновные лица могут привлекаться и к уголовной ответственности за хищение. Законодатель обоснованно, на наш взгляд, в подобных случаях полагает, что оплата по контракту производится за счет бюджетных средств, а отклонение от

согласованных сторонами условий происходит в пользу поставщика, который необоснованно получает выгоду, совершая таким образом хищение бюджетных средств.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на максимальную открытость проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, которая достигается путем размещения всей информации в открытом доступе, эта сфера до сих пор остается одной из самых криминализированных. К уголовной ответственности могут быть привлечены как представители заказчика, так и исполнители.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823;

3. Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 18. Ст. 2569;

4. Ляскало А.Н. Преступления на торгах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 1. С. 112-132;

5. Приговор Новгородского районного суда Новгородской области № 118/2021 от 10 марта 2021 г. по делу № 1-18/2021 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/PI5n0MGqtkHK;

6. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434;

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 12;

8. Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов от 26.03.2020 г. дело № 036/06/34-327/2020). [Электронный ресурс]. URL: https://br.fas.gov.ru/to/voronezhskoe-ufas-rossii/c91513e9-b8df-432a-9788-ddbd40b76991;

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 (ред. от 15.12.2022) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 2.

Kotkina T.V.

Surgut State University (Surgut, Russia)

CRIMINAL LAW RISKS AT WORK WITH STATE AND MUNICIPAL CONTRACTS

Abstract: author examines possible criminal law risks when working with state and municipal contracts for customers and suppliers at different stages of procurement procedures. The paper does not consider the specifics of procurement under the state defense order.

Keywords: public procurement, 44 Federal Law, corruption, embelement, budget funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.