Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / OFFICIAL / RESPONSIBILITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Елена Андреевна

В статье содержится перечень преступных действий, которые чаще всего совершаются в контрактных отношениях, проведен анализ. Рассмотрены административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для участника закупки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY UNDER THE LAW ON THE CONTRACT SYSTEM

The article contains a list of criminal acts that are most often committed in contractual relations, an analysis is carried out. Considered administrative and criminal liability for both the customer and the procurement participant.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ»

Ответственность в рамках законодательства о контрактной системе Liability under the law on the contract system

Сергеева Елена Андреевна

Студентка 2 курса магистратуры Юридический факультет «Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения» Россия, 196135 г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета д.14 e-mail: [email protected]

Sergeeva Elena Andreevna

Student of 2 course of magistracy, faculty of law . Petersburg State University of Aerospace Instrumentation» Russian, 196135, St. Petersburg, Lensoveta st., 14 e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье содержится перечень преступных действий, которые чаще всего совершаются в контрактных отношениях, проведен анализ. Рассмотрены административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для участника закупки.

Annotation.

The article contains a list of criminal acts that are most often committed in contractual relations, an analysis is carried out. Considered administrative and criminal liability for both the customer and the procurement participant.

Ключевые слова: закупки, контрактная система, должностное лицо, ответственность, коррупция.

Key words: procurement, contract system, official, responsibility, corruption.

Федеральным законом № 99-ФЗ от 23.04.2018 года были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, содержащие новые меры ответственности за преступные действия в сфере государственных и муниципальных закупок. В соответствии со ст. 200.4, 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации появилась уголовная ответственность за злоупотребление и подкуп заказчика (контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок). Субъективная сторона подкупа, как и взятничества, выражена в форме прямого умысла, причем обеих сторон, а субъектный состав преступления -специальный. Особенность специального субъекта проявляется в нанесении вреда общественному отношению изнутри одним из субъектов правоотношения, являющимся одновременно и субъектом преступления. Следовательно, к уголовной ответственности при подкупе будут привлечены обе стороны - сотрудники заказчика и уполномоченные лица, имеющие какое-либо отношение к закупке.

Подкуп и сговор являются наиболее частым и серьезным правонарушением. В практике такое преступное поведение развито и известны случаи, когда предоставлялась закрытая информация потенциальным участникам закупки, лоббирование интересов, приемка исполнения контракта без фактической проверки, договоренности поочередно выигрывать тендеры и т.п. «Распил» - еще один вид преступного поведения, когда цена контракта намерено завышается, а бюджетные ассигнования далее распределяются между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом исполнение контракта может вообще не происходить либо исполняться с нарушениями. По предписанию Пленума Верховного суда Российской Федерации (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 24) «откаты» следует квалифицировать как растрату бюджетных средств по ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Стоит отметить, что ранее специализированные нормы, устанавливающие ответственность за нарушения в сфере закупок, отсутствовала, однако существовала уголовная ответственность по статьям мошенничества, получения взятки, превышения должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств.

Федеральная антимонопольная служба России часто проводит проверки действий поставщиков и заказчиков, возбуждает дела по результатам таких проверок и раскрывает картельные сговоры между ними. Данные субъекты антиконкурентного соглашения привлекаются к ответственности в определенных случаях:

- использование единой инфраструктуры (1Р-адрес, телефон);

- наличие крепких родственных или финансовых связей;

- одинаковая схема действий организаций и тд.

Факт наличия антиконкурентного соглашения подтверждается как и с помощью прямых доказательств, так и косвенных, что следует из позиции Арбитражного суда города Москвы.

Административная ответственность предусмотрена в большом количестве за различные правонарушения, рассмотрим часто допускаемые:

- Нарушение выбора способа определения поставщика: 30 000 рублей для должностного лица, 50 000 рублей для юридического лица. Например, проведение запроса котировок при начальной (максимальной) цены контракта свыше пятьсот тысяч рублей; проведение закупки, содержащая государственную тайну, путем электронного аукциона.

- Нарушение сроков размещения документов по конкурсу, аукциону. В случае просрочки не более чем на 2 дня, штраф на должностное лицо 5 000 рублей, для юридического лица - 15 000 рублей. Если более 2 дней, то 30 000 рублей и 100 000 рублей соответственно.

- Неправомерное определение победителя закупки. Штраф варьируется от 10 000 рублей до 50 000

рублей.

- Неразмещение в Единую информационную систему данных и документов. Штраф для должностного лица 50 000 рублей, для юридического лица 500 000 рублей.

Работа в сфере закупок тяжелая и требует большой внимательности. Ответственность для уполномоченных лиц со стороны заказчиков окружает со всех сторон. Стоит отметить, что в закон о контрактной системе вносятся регулярные изменения. Так, например, к 2021 году планируется сократить количество способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) до трех: аукцион, конкурс и запрос котировок. Значит ответственность за неверный выбор способа определения поставщика будет меньше. Планируется сокращение статей закона на 30 %. В перспективе заказчик не должен будет составлять документацию по закупке, т.к. вся информация будет содержаться в извещении о закупке. Также, очень важно отметить, что в будущем размер штрафа за вышеперечисленные нарушения будет зависеть от того, оказали ли влияние эти действия на сроки подачи заявок или сроки отмены определения поставщика, а не от способа закупки и срока просрочки.

Появится новая мера ответственности вместо административной в виде предупреждения за следующие правонарушения:

- нарушение сроков формирования документов о закупке;

- несоблюдение требований к содержанию и порядку формирования.

Не планируются изменения в нарушениях части закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в недостаточном объеме, ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в реестр недобросовестных поставщиков или реестры контрактов, а также направление недостоверных сведений; нарушение порядка заключения контракта; нарушения порядка и срока оплаты по контракту.

Касаемо ответственности поставщиков (исполнителей, подрядчиков), то установлены два типа нарушения:

1. ненадлежащее выполнение обязательств, т.е. оказание услуг (выполнение работ, поставки товара), не отвечающие завяленными требованиями;

2. просрочка исполнения контракта, т.е. выполнение обязательств позже сроков, установленных контрактом.

Порядок расчетов неустоек определен постановлением Правительства Российской Федерации № 1042 от 30.08.2017 г. Конкретный процент штрафа зависит от начальной (максимальной) цены контракта, который будет заключен.

Таблица № 1. Порядок определения штрафа

Сумма ниже 3 3-50 50-1 ОО 1 00-500

контракта, руб. млн млн млн млн

Штраф, % 1 О 5 1 0,5

Заказчик вправе направить требование о выплате неустойки (пени, штрафы) и сумма начисленных штрафов не должна быть больше цены контракта. Особенное условие расчета неустоек предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - 1% от суммы контракта (цены его этапа), но не ниже 1 000 рублей и не более 5 000 рублей. Устанавливаются штрафы за нарушение обязательств без стоимостного выражения, рассчитываемые по следующей схеме:

Таблица № 2. Порядок определения штрафа за нарушение обязательств без стоимостного выражения

Пени рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта и длительности просрочки.

Пени = Сумма контракта х (1/300 х Ключевая ставка) х число

Рисунок № 1. Расчет пени

Ответственность заказчика по контракту остановлена в рублях и зависит от цены контракта, если менее 3 млн руб., то 1 000 рублей; от 3-50 млн руб., 5 000 рублей; 50-100 млн руб., 10 000 рублей; свыше 100 млн руб., 100 000 руб.

Также стоит отметить, что при наличии двух административных штрафов, полученных в течение года, должностное лицо не может более работать и дисквалифицируется на два года.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что меры ответственности сторон контрактных правоотношений сильно отличны друг от друга. В большей степени наказанию подлежат заказчики и здесь стоит отметить, что степень наказания для рядовых сотрудников муниципального уровня и для сотрудников федерального уровня одинаковые. Хотя умыслы обоих могут различаться: кто-то допустит ошибку по своей забывчивости, невнимательности или даже плохого уровня профессиональной подготовки, а кто-то может иметь прямой умысел для организации преступных действий из корыстных побуждений. Многие авторы в научных статьях отмечают, что штрафы являются крайне небольшими, однако стоит заметить для сотрудника какого статуса и уровня, субъекта Российской Федерации. Если штраф в размере 50 000 рублей получит должностное лицо со средней заработной платой около 70 000-100 000 рублей, то ущерб будет ощутим. Поэтому штраф в

фиксированном размере можно считать несоответствующим принципу справедливости и соразмерности. Некоторые ученые отмечают необходимость криминализации нарушений, содержащихся в ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части хищения и преднамеренных действий по устранению конкуренции, отмечали представители Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Б.В. Волженкин отмечает, что криминализация таких правонарушений, как хищение и преднамеренное ограничение конкуренции, является попыткой заполнить пробелы в уголовном праве путем создания специальных норм, однако не относятся к важным проблемам уголовного права Российской Федерации.

Создание новых специальных норм можно считать нормотворческой ошибкой, так как потребовало бы использования правоприменителями широкого спектра доказательственной информации, основы которой были бы в законодательстве о контрактной системе. Предлагается внести новый вид ответственности - халатность и намеренную, осознанную, нерациональную растрату бюджетных средств. Усиление мер ответственности в контрактной системе является необходимым для осуществления более эффективного контроля за сферой государственных и муниципальных закупок.

Список используемой литературы:

1. Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков, 1984. С. 108; Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 10.

2. Назарова Д.С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т.26, № 3. С.118

3. Исаичева М.М. Преступления в сфере государственных закупок, совершаемые должностными лицами. Способы совершения и проблемы квалификации/Государственная служба и кадры № 3/2019. С.168.

4. Госзакупки: доступно, оперативно, профессионально. Выпуск № 3 (78)/20 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosakademY.rU/rassvlki/3 2020 п-^уПк! gz.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.