Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Уголовно-правовые и административные меры по противодействию финансированию экстремисткой деятельности

СТАТЬЯ

78

Уголовно-правовые и административные меры по противодействию финансированию экстремисткой деятельности

Журавлева Алёна Алексеевна — студентка 3 курса Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, г. Ижевск

Победитель 50-й Всероссийской научной конференции студентов, магистров и молодых ученых «Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях глобализации: правовые и организационные проблемы и перспективы» (г. Ижевск, 14-15 апреля 2022 года)

Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ в УК РФ была введена ст.282.3 «Финансирование экстремистской деятельности». В соответствии с Пояснительной запиской к законопроекту принятие данного федерального закона обусловлено тем, что «назрела объективная необходимость по внесению в УК России изменений и дополнений, предусматривающих установление уголовной ответственности за финансирование экстремисткой деятельности, а также введение конфискации имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности» [1].

По данным, размещенным на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, в 2021 году в России было зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, из которых 18 было совершено в Удмуртской Республике [2]. Проанализировав динамику совершения данных преступлений, к которым относится и финансирование экстремисткой деятельности, за три года, можно сделать вывод о том, что в последнее время отмечается рост числа преступлений экстремисткой

направленности в целом. Так, в 2019 году в России было зарегистрировано 585 преступлений, в 2020 году — 833, а в 2021 уже 1057 [3].

По данным ГИАЦ МВД России по ст. 282.3 УК РФ было возбуждено уголовных дел: в 2014г. — 1; в 2015 г. — 1; в 2016 г. — 4; в 2017 г. — 3; в 2018 г. — 12; в 2019 г. — 5; в 2020г. — 4 [4].

Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ по ст. 282.3 УК РФ было осуждено: в 2015 г. — 0; в 2016 г. — 1; в 2017 г. — 1; в 2018 г. — 0; в 2019 г. — 5; в 2020 г. — 4; в первой половине 2021 г. — 0 [5].

Несмотря на незначительное количество обвинительных приговоров, выносимых по ст. 282.3 УК РФ, имеются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11, в которых указано, что под финансированием экстремистской деятельности следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например,

предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц) [6].

Наличие вышеуказанных статистических данных позволяет сделать вывод о том, что дела о финансировании экстремистской деятельности судами рассматриваются, но проанализировать приговоры по конкретным делам не представляется возможным, так как дела о преступлениях, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, рассматриваются в закрытых судебных заседаниях и решения по ним не публикуются. Например, дело № 1-172/2021, которое рассматривалось в Ленинском районном суде г. Ростова-на-Дону судьей Бороховой Ольгой Дмитриевной (по совокупности преступлений: ст. 282.2 и ст. 282.3 УК РФ) [7]. Более подробных сведений о деле нет.

На официальном сайте Следственного комитета РФ имеются публикации о фактах привлечения к уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности. Например, в конце августа 2021 года в отношении соратников Алексея Навального Леонида Волкова, Ивана Жданова и иных лиц было возбуждено дело по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ («Сбор средств и оказание финансовых

услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации»). По версии следствия, Волков и Жданов, зная о том, что ФБК* признан экстремистской организацией, через интернет призывали поддержать сторонников Навального и осуществлять их финансирование путем пожертвования по указанной ими ссылке [8].

Еще один пример. 6 сентября 2021 года Октябрьский районный суд г. Уфы приговорил Ильмиру Бикбаеву к трем годам лишения свободы условно по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ. По версии следствия, Бикбаева «совершила предоставление средств, заведомо предназначенных для подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности» башкирским националистом Айратом Дильмухаметовым, а также «умышленно оказывала ему помощь путем распространения в социальной сети Facebook материалов, направленных на сбор денежных средств» [9].

Если обратиться к открытым данным, размещенным на сайте СудАкт, то большая часть решений по делам о финансировании экстремистской деятельности носит гражданский и административный характер и связана с блокировкой банковских счетов и сайтов. Так, из двадцати произвольно выбранных судебных решений, размещенных на сайте, лишь одно было уголовным и девятнадцать — административными [10]. Это позволяет сделать вывод, что на практике возникает проблема с установлением и идентификацией конкретного физического лица, совершившего действия, направленные на финансирование экстремизма. В этой связи и получили распространение в качестве других средств

противодействия финансированию экстремистской деятельности административные меры в виде блокирования сайтов и банковских счетов организаций и граждан.

Применение данных мер и их эффективность обусловлены тем, что сбор средств для финансирования экстремизма через интернет широко используется экстремистскими группами. Существенную угрозу представляет то, что средства можно получать не только от лиц, вовлеченных в финансирование экстремизма, но и от лиц, неосведомленных об истинных целях сбора средств. Таким образом, были разработаны механизмы блокировки сайтов, содержащих реквизиты, предназначенные для сбора и перевода денежных средств на финансирование экстремизма, и банковские счета, содержащие собранные денежные средства.

Механизм применения блокировки счетов заключается в следующих действиях: на основании вступившего в законную силу решения суда РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или на основании вступившего в законную силу приговора суда РФ о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, экстремисткой направленности [11], а также на основании полученной от государственных органов информации о наличии оснований для включения в список, Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг) формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности [12]. По данным на 4.07.2022 в национальную часть

данного списка внесено 527 организаций и 12281 физическое лицо [13].

На основании данного перечня Росфинмониторинг согласно п. 13.2. ст. 7 ФЗ № 115 направляет соответствующую информацию в Банк России [14].

В свою очередь Банк России доводит полученную от Росфинмониторинга информацию до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций, которые обязаны незамедлительно заморозить (заблокировать) денежные средства лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности [14].

Несмотря на то, что данный механизм противодействия финансированию экстремизма детально регламентирован, чтобы не допустить необоснованное ограничение прав и свобод, при его применении могут иметь место отдельные нарушения законности. В этом случае могут применяться судебные способы защиты. Например, индивидуальный предприниматель Пожидаева Наталья Александровна была ошибочно внесена в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности. Вследствие чего ПАО «Сбербанк России» принял действия по блокировке счетов (карт) Пожидаевой Н. А. Решением Арбитражного Суда Ставропольского Края от 13 апреля 2018 г. по делу № А63-21314/2017 действия публичного акционерного общества «Сбербанк России», ОГРН 1027700132195, г. Москва по блокировке счетов (карт) истца были признаны необоснованными и незаконными [15].

Наряду с блокированием (замораживанием) банковских счетов также применяется и блокирование сайтов. Алгоритм блокировки таков: на основании ФЗ № 149 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации или граждане, а также Генеральный прокурор РФ или его заместители подают обращение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности.

Роскомнадзор на основании ст. 15.3 ФЗ № 149 немедленно направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Оператор связи, после получения требования, обязан незамедлительно ограничить доступ к запрещенной информации. Таким образом, происходит блокировка информации в сети Интернет, которая содержит информацию экстремистского характера [14].

Например, на основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 27-31-2017/Ид3165-17 от 05 июля 2017 года в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничен доступ к официальному

сайту организации «Комитет «Нация и Свобода»»* в связи с размещением экстремистских материалов, а также заблокировано 11 страниц региональных подразделений Комитета (города Иркутск, Тамбов, Саратов, Астрахань, Санкт-Петербург, Оренбург, Самара, Томск, Йошкар-Ола, в Республиках Коми и Крым) [16].

Также одним из ярких примеров может послужить недавнее событие. Тверской суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и запретил деятельность социальных сетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta Platforms Inc.*, признав её экстремистской. К уголовной ответственности по ст. 282.3 УК РФ могут привлечь за «заказ рекламы в обеих социальных сетях либо за торговлю акциями Meta*». Признать Meta* экстремистской организацией просили Роскомнадзор и Генеральная прокуратура. Дело возбудили после публикации скриншота внутренней рассылки компании пресс-секретарем Meta* Энди Стоуном. В ней говорилось, что компания временно сняла запрет на публикацию призывов к насилию в отношении российских военных, участвующих в спецоперации на Украине, и руководителей России и Белоруссии [17].

Похожий механизм применяется в отношении противодействия финансированию терроризма. Но данный механизм имеет отличия, в первую очередь связанные с установлением основания уголовной ответственности, за финансирование терроризма, предусмотренного ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ. Санкция данной нормы устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет или пожизненное лишение свободы,

тогда как санкция квалифицированного состава финансирования экстремизма, предусмотренного ч. 2 ст. 282.3 УК РФ устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Основания для административной ответственности за финансирование терроризма прямо предусмотрены в ст. 15.27.1. КоАП РФ «Оказание финансовой поддержки терроризму». В этой связи представляется необходимым внести в КоАП соответствующие дополнения в отношении финансирования экстремистской деятельности для физических и юридических лиц.

Экстремизм и терроризм не могут существовать без финансовой поддержки, поэтому пресечение источников финансирования экстремизма при осуществлении антиэкстремистской деятельности имеет такой же первостепенный характер, как и оперативно-розыскные, следственные действия по противодействию экстремизму, т. к. бесполезно бороться с преступниками, если не затрагивать их доходы [18]. Эффективное противодействие финансированию экстремизма и терроризма возможно только при сочетании уголовных и административных способов противодействия.

Литература и ссылки:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. — 3 июля — № 146.

2. Динамика всего зарегистрированных преступлений // Генеральная Прокуратура Российской Федерации Портал правовой

статистики.

URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 17.03.2022).

3. Динамика всего зарегистрированных преступлений // Генеральная Прокуратура Российской Федерации Портал правовой статистики.

URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 31.03.2022).

4. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России // Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 31.03.2022).

5. Состояние преступности // Министерство Внутренних Дел Российской Федерации.

URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/28726056

(дата обращения: 13.03.2022).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11

(ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета — 2021. — 4 июля — № 142.

7. Судебные решения РФ.

URL: http://судебныерешения.рф/

extended-search

(дата обращения: 17.03.2022).

8. Жданов и Волков включены в перечень физлиц, причастных к экстремизму или терроризму (16.01.2022) // ТАСС.

URL: https://tass.ru/ proisshestviya/13429305 (дата обращения: 14.03.2022).

9. Ильмира Бикбаева приговорена

к условному сроку (06.09.2021) // СОВА

информационно-аналитический центр. URL: https://www.sova-center.ru/misuse/ news/persecution/2021/09/d44863/ (дата обращения: 09.03.2022).

10. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.03.2022).

11. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 21.12.2021)

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.03.2022) // Российская газета — 2001. — 9 августа — № 151.

12. Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,

и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц» // Российская газета — 2015. — 17 августа — № 181.

13. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму // Росфинмониторинг.

URL: https://www.fedsfm.ru/documents/terr-list (дата обращения: 17.03.2022).

14. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Росийская газета — 2006. — 29 июля — № 165.

15. Решение от 13 апреля 2018 г. по делу № А63-21314/2017 // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ.

URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/

CUKgqjZeuMZX/

(дата обращения: 26.03.2022).

16. Решение № 3А-562/2020 3А-562/2020~М-353/2020 М-353/2020 от 28 июля // СудАкт: Судебные

и нормативные акты РФ.

URL: https://sudact.ru/regular/doc/

BiKOIpM4iYlC/

(дата обращения: 19.03.2022).

17. В России признали экстремистскими и запретили Facebook и Instagram (21.03.2022) // Новости для России и мира — РБК.

URL:https://www.rbc.ru/politics/21/03/2022/

623882d99a79476d9ca054ab

(дата обращения: 26.03.2022).

18. Воронцов С. А. Политико-правовое моделирование источников финансирования экстремизма при осуществлении антиэкстремистской деятельности // Философия права, 2008, № 4 (29). С. 55-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.