Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА ПОТЕРПЕВШИМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА ПОТЕРПЕВШИМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ПОТЕРПЕВШИЙ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ФОНД КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко Илья Викторович, Сливко Никита Константинович

Введение. Актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена расширением границ восстановительного правосудия, которое все чаще становится разумной альтернативой его карательной парадигме. Это же в свою очередь во многом объясняет позиции ряда зарубежных законодателей, основанные на не вполне традиционном для карательного правосудия подходе к восстановлению социальной справедливости через своевременное и максимально полное возмещение материального вреда потерпевшему. Как известно, подобные возмещения возможны не только посредством удовлетворения гражданского иска, заявленного в уголовном процессе, но и через уголовно-правовой механизм возмещения вреда, причиненного в результате преступного посягательства. Вопрос в том, что подобный механизм так и не получил должного развития в отечественной правовой системе на фоне многих стран с давними традициями восстановительного правосудия. Среди государств Евразийского экономического сообщества лидирующие позиции в этой области занимает Республика Казахстан, опыту которой и посвящено наше исследование. Результаты и методы. Так, авторы обращают внимание на положительный эффект от создания фонда компенсации потерпевшим, в котором аккумулируются денежные средства, предназначенные для возмещения материального вреда. Вместе с тем представлен краткий аналитический обзор сложившейся практики исполнения соответствующих видов уголовных наказаний, особое внимание среди которых уделено исправительным работам. Выводы. На основе анализа современного уровня развития уголовно-правового механизма компенсации материального вреда потерпевшим в Республике Казахстан рассматриваются возможности заимствования подобного опыта отечественным законодателем в контексте позитивной законодательной инициативы по разработке и принятию федерального закона «О потерпевших от преступлений», которая, к сожалению, так и не была реализована на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитенко Илья Викторович, Сливко Никита Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL MECHANISM OF THE COMPENSATION OF PECUNIARY DAMAGE TO THE VICTIMS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Introduction. The relevance of the issues considered in the article is due to the expansion of the boundaries of restorative justice, which is increasingly becoming a reasonable alternative to its punitive paradigm. This, in turn, largely explains the position of a number of foreign legislators, based on not quite traditional approach for punitive justice to restore social justice through timely and maximally full compensation of pecuniary damage to the victim of a crime. It is a well-known fact that such compensations are possible not only by satisfying a civil lawsuit in criminal process, but also through a criminal legal mechanism of compensation of damage caused as a result of a criminal assault. The question is that such mechanism did not receive proper development in the domestic legal system against the background of many countries with a long tradition of restorative justice. Among the states of Euro-Asian economic cooperation, the Republic of Kazakhstan occupies a leading position in this field, the experience of which our research is dedicated. Results and Methods. The positive effect from the creation of the «Victim’s Compensation Fund», in which the funds necessary for compensation of pecuniary damage to victims are accumulated, is noted by the authors. At the same time, the brief analytical review of prevailing practice of the execution of the relevant types of criminal punishments with paying particular attention to correctional works are introduced by the authors. Conclusions. Based on the analysis of the current level of development of the criminal law mechanism of compensation to victims in the Republic of Kazakhstan, the possibilities of adoption of such experience by Russian legislator in the context of a positive legislative initiative of developing and adoption the Federal Law «About victims of crimes», which, unfortunately, has not been implemented at the legislative level are considered.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА ПОТЕРПЕВШИМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО _И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 343.296 И. В. Никитенко,

Н. К. Сливко

Дальневосточный юридический институт МВД России

Уголовно-правовой механизм компенсации материального вреда потерпевшим в Республике Казахстан

АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена расширением границ восстановительного правосудия, которое все чаще становится разумной альтернативой его карательной парадигме. Это же в свою очередь во многом объясняет позиции ряда зарубежных законодателей, основанные на не вполне традиционном для карательного правосудия подходе к восстановлению социальной справедливости через своевременное и максимально полное возмещение материального вреда потерпевшему. Как известно, подобные возмещения возможны не только посредством удовлетворения гражданского иска, заявленного в уголовном процессе, но и через уголовно-правовой механизм возмещения вреда, причиненного в результате преступного посягательства. Вопрос в том, что подобный механизм так и не получил должного развития в отечественной правовой системе на фоне многих стран с давними традициями восстановительного правосудия. Среди государств Евразийского экономического сообщества лидирующие позиции в этой области занимает Республика Казахстан, опыту которой и посвящено наше исследование.

Результаты и методы. Так, авторы обращают внимание на положительный эффект от создания фонда компенсации потерпевшим, в котором аккумулируются денежные средства, предназначенные для возмещения материального вреда. Вместе с тем представлен краткий аналитический обзор сложившейся практики исполнения соответствующих видов уголовных наказаний, особое внимание среди которых уделено исправительным работам.

Выводы. На основе анализа современного уровня развития уголовно-правового механизма компенсации материального вреда потерпевшим в Республике Казахстан рассматриваются возможности заимствования подобного опыта отечественным законодателем в контексте позитивной законодательной инициативы по разработке и принятию федерального закона «О потерпевших от преступлений», которая, к сожалению, так и не была реализована на законодательном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Казахстан, потерпевший, компенсационные выплаты, уголовно-правовой механизм, фонд компенсации потерпевшим.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Никитенко И. В., Сливко Н. К. Уголовно-правовой механизм компенсации материального вреда потерпевшим в Республике Казахстан // Научный портал МВД России. 2020. № 3 (51). С. 80-86.

I. V. Nikitenko, N. K. Slivko

Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia

Criminal-legal mechanism of the compensation of pecuniary damage to the victims in the Republic of Kazakhstan

ABSTRACT. Introduction. The relevance of the issues considered in the article is due to the expansion of the boundaries of restorative justice, which is increasingly becoming a reasonable alternative to its punitive paradigm. This, in turn, largely explains the position of a number of foreign legislators, based on not quite traditional approach for punitive justice to restore social justice through timely and maximally full compensation

of pecuniary damage to the victim of a crime. It is a well-known fact that such compensations are possible not only by satisfying a civil lawsuit in criminal process, but also through a criminal legal mechanism of compensation of damage caused as a result of a criminal assault. The question is that such mechanism did not receive proper development in the domestic legal system against the background of many countries with a long tradition of restorative justice. Among the states of Euro-Asian economic cooperation, the Republic of Kazakhstan occupies a leading position in this field, the experience of which our research is dedicated.

Results and Methods. The positive effect from the creation of the «Victim's Compensation Fund», in which the funds necessary for compensation of pecuniary damage to victims are accumulated, is noted by the authors. At the same time, the brief analytical review of prevailing practice of the execution of the relevant types of criminal punishments with paying particular attention to correctional works are introduced by the authors.

Conclusions. Based on the analysis of the current level of development of the criminal law mechanism of compensation to victims in the Republic of Kazakhstan, the possibilities of adoption of such experience by Russian legislator in the context of a positive legislative initiative of developing and adoption the Federal Law «About victims of crimes», which, unfortunately, has not been implemented at the legislative level are considered.

KEYWORDS: The Republic of Kazakhstan, victim, compensation payment, criminal-legal mechanism, Victim's Compensation Fund.

FOR CITATION: Nikitenko I. V., Slivko N. K. Criminal-legal mechanism of the compensation of pecuniary damage to the victims in the Republic of Kazakhstan // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 3 (51). P. 80-86 (in Russ.).

Очевидно, что вопросы правового обеспечения своевременной и полной компенсации материального вреда жертвам преступных посягательств не утратили своей актуальности. Так, в одном из исследований на данную тему В. Е. Квашис справедливо отмечал, что проблема защиты потерпевших заслуживает того, чтобы возвести ее в ранг центральных проблем государства и международного сообщества в целом [3, с. 79]. Поддерживая мнение ученого, следует обратить внимание на то, что ежегодная сумма ущерба, причиненного потерпевшим от преступных посягательств в России, неуклонно растет, достигая размеров, сопоставимых с бюджетом не-которыхнаправлений правоохранительнойдеятель-ности.

Об этом же свидетельствуют и соответствующие показатели криминологической статистики. Так, если в 2017 г. ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 408,5 млрд рублей [4, с. 104], то уже в 2018 г. эта сумма выросла на треть, достигнув 563,1 млрд рублей1.

Эффективность же уголовной политики государства во многом определяется его способностью обеспечить восстановление прав жертв преступлений. Подобное утверждение основывается на одной из конституционных гарантий. Например, в Российской Федерации провозглашается приоритет прав и свобод личности, обязанность же по их соблюдению и защите возлагается на государство, равно как и обязанность обеспечи-

вать потерпевшему компенсацию причиненного вреда2.

Указанное положение Конституции РФ дополнено и конкретизировано отраслевыми законодательствами. Так, ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред3.

В свою очередь, ч. 3 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) определяет, что «потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлением»4.

Очевидно, что основным средством защиты и восстановления имущественных прав потерпевших сегодня является гражданский иск в уголовном судопроизводстве. В целях его обеспечения в уголовном процессе применяется институт наложения ареста на имущество преступника. Кроме того, на основании положения ст. 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) конфискация имущества возможна и в

1 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 г. М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России».

2 См.: Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. : ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

3 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : ред. от 18 марта 2019 г., ч. II // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : ред. от 17 апр. 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001.

№ 52 (ч. 1), ст. 4921.

денежном эквиваленте. Действующее законодательство также указывает на то, что вред потерпевшему может быть возмещен преступником добровольно, в частности как условие прекращения в отношении него уголовного дела в связи с примирением сторон и деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ)5.

Вопреки такому, казалось бы, четкому и понятному правовому порядку возмещения ущерба потерпевшему интересы жертв преступлений зачастую остаются по-прежнему незащищенными.

Нередко подсудимые возмещают потерпевшему лишь незначительную часть ущерба по предъявленному им гражданскому иску. При этом на судебном заседании подсудимые уверяют потерпевшего и суд, что сразу после провозглашения приговора предпримут все возможное для незамедлительного погашения гражданского иска. Однако в действительности чаще всего после вступления приговора в законную силу осужденные не спешат выплачивать подлежащую возмещению сумму гражданского иска, нередко обращаясь в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения своих обязательств [2, с. 256].

Не следует забывать и о том, что процесс компенсации материального вреда жертве преступления в нашей стране становится практически невозможным в случае отсутствия у преступника необходимых денежных средств или имущества, подлежащего конфискации.

Трудности с получением компенсационных выплат возникают у потерпевших и в ситуации, когда правоохранительные органы не могут установить местонахождение виновного лица либо когда лицо, причинившее потерпевшему материальный вред, не установлено. Вышеперечисленные проблемы в значительной степени осложняют обеспечение своевременной и максимально полной компенсации материального вреда потерпевшим.

Известно, что среди наиболее востребованных и эффективных методов научного познания в области юриспруденции находится сравнительное правоведение. Изучение норм иностранного законодательства позволяет лучше понять собственное право, увидеть его преимущества и недостатки и на основе анализа изученных данных выработать действенные предложения по его совершенствованию.

Посредством сравнительного правоведения было установлено, что на постсоветском пространстве, именно в Республике Казахстан, организована наиболее эффективная система восстановительного правосудия в части обеспечения своевременного и полного восстановления имущественных прав потерпевших от преступлений.

Так, с 1 июля 2018 г. в Республике Казахстан вступил в силу Закон «О Фонде компенсации потерпевшим»6, который стал отправной точкой для создания в Республике целостной системы поддержки лиц, которые материально пострадали в результате совершенного преступления, но не имеют возможности получить какую-либо компенсацию из-за того, что преступление не раскрыто или лицо, совершившее его, скрывается от правосудия.

Исходя из положений норм данного Закона право на получение компенсационной выплаты из фонда имеют несовершеннолетние жертвы сексуального насилия, жертвы торговли людьми или пыток, граждане, зараженные ВИЧ-инфекцией, и потерпевшие, которым был причинен тяжкий вред здоровью, а также законные представители в случае смерти потерпевшего. Всего в Законе предусмотрено 124 состава преступления по 46 статьям Уголовного кодекса Казахстана, потерпевшие по которым имеют право на получение компенсации.

Согласно нормам ст. 8-9 Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим» для получения компенсационной выплаты лицу, признанному потерпевшим в установленном законом порядке, необходимо обратиться с заявлением о назначении ему компенсации в государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования, который обязан рассмотреть это заявление в течение 10 календарных дней со дня его регистрации и вынести законное решение о назначении компенсации либо об отказе в этом. Основаниями отказа в выплате компенсации являются: пропуск срока подачи заявления (срок давности подачи заявления составляет 3 года со дня признания лица потерпевшим); представление недостоверных документов; возмещение виновным лицом в полном объеме вреда, причиненного потерпевшему, а также постановление органа, ведущего уголовный процесс, о прекращении участия лица в качестве потер-

5 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 18 июля 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

6 См.: О Фонде компенсации потерпевшим : Закон Республики Казахстан от 10 янв. 2018 г. № 131-VI. URL : http:// online.zakon.kz/document/?doc_id=32981304#pos=77; -22. html (дата обращения : 20.08.2019).

певшего. Компенсационная выплата производится центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета не позднее 10 календарных дней, следующих за датой представления государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, централизованного реестра получателей компенсации, на банковский счет потерпевших или их законных представителей7.

Законом предусмотрен двухлетний период накопления денежных средств в фонде для их дальнейших выплат в качестве компенсации потерпевшим с 1 июля 2020 г. Основным источником поступления является принудительный платеж, взыскиваемый судом со всех виновных лиц, в отношении которых в законную силу вступил обвинительный приговор суда. Законом «О Фонде компенсации потерпевшим» определено, что, помимо принудительного платежа, источниками наполнения фонда компенсации потерпевшим также являются взыскания, наложенные судом за процессуальные нарушения, а также суммы, удерживаемые с осужденных, исполняющих наказание в виде исправительных работ (ч. 1 ст. 10)8.

Относительно последнего источника финансирования фонда нельзя не отметить его прогрессивный характер. Дело в том, что если согласно ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработной платы лица, осужденного к наказанию в виде исправительных работ, производятся удержания в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 % в доход государства9, то ч. 2 ст. 42 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее -УК РК) определено, что такой вид наказания, как исправительные работы, исполняется путем ежемесячного удержания и перечисления от 10 до 50 % заработной платы (денежного содержания) осужденного в фонд компенсации потерпевшим10. По нашему мнению, подобный порядок исполнения наказания наглядно демонстрирует первоочередные цели внутригосударственной уголовной политики обеих стран. И, к сожалению,

7 См.: О Фонде компенсации потерпевшим : Закон Республики Казахстан от 10 янв. 2018 г. № 131-VI. URL : http:// online.zakon.kz/document/?doc_id=32981304#pos=77; -22. html (дата обращения : 20.08.2019).

8 См.: Там же.

9 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : ред. от 18 июля 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

10 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V : с изм. и доп. по состоянию на 1 авг. 2019 г. URL : http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_

id=31575252#sub_id=420000.html (дата обращения : 25.08.2019).

приходится констатировать тот факт, что в отличие от коллег из Республики Казахстан отечественный законодатель позаботился в большей степени не о потерпевших, а о поступлениях в бюджет государства. Здесь стоит сразу же подчеркнуть, что до принятия Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» определенный процент от заработной платы (денежного содержания) осужденного (до 1 июля 2018 г. - от 20 до 40 %) к исправительным работам в Казахстане также вычитался в доход государства, однако с вступлением Закона в силу в вышеупомянутую статью УК РК были внесены изменения.

В настоящий момент согласно ч. 3 ст. 42 УК РК за уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей. Один месячный расчетный показатель равен 2 405 тенге (примерно 409 рублей) и соответственно максимальная сумма компенсации, которая может быть взыскана из заработной платы (денежного содержания) осужденного к исправительным работам в фонд помощи потерпевшим, может достигать суммы около 4 088 500 рублей.

Помимо указанных изменений, в УК РК с 1 июля 2018 г. были введены ст. 98-1 и 98-2, в которых четко определены цель и размеры принудительных платежей, взыскиваемых с лиц, совершивших преступления. Размеры принудительного платежа зависят от категории тяжести совершенного преступления. Так, за уголовные проступки с осужденного лица будет взыскана сумма в размере пяти месячных расчетных показателей; за преступления небольшой тяжести - десяти месячных расчетных показателей; за преступления средней тяжести -пятнадцати месячных расчетных показателей; за тяжкие преступления - двадцати месячных расчетных показателей и за особо тяжкие преступления -тридцати месячных расчетных показателей. Основной целью взыскания принудительного платежа с виновных лиц в бюджет фонда компенсации потерпевших является защита прав и законных интересов жертв противоправных деяний11.

Как показывают данные статистики, идея законодателя Казахстана создать специализированный фонд компенсации потерпевшим, введя в действие соответствующий закон, нормы УК

11 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V : с изм. и доп. по состоянию на 1 авг. 2019 г. URL : http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_ id=31575252#sub_id=420000.html (дата обращения : 25.08.2019).

и изменения в нем, приносит свои плоды. Только за второе полугодие 2018 г. государственным органам Республики удалось взыскать более 300 млн тенге (около 51 млн рублей) с 8,5 тыс. осужденных и направить данные денежные средства в фонд компенсации потерпевшим12.

Следует заметить, что в идее создания специализированных государственных фондов, оказывающих поддержку потерпевшим, Республика Казахстан не является первопроходцем. Ранее аналогичные учреждения были созданы в таких странах, как Соединенные Штаты Америки и Германия [6, с. 242-246]. Что касается Российской Федерации, то мысль о необходимости создания в нашей стране национального компенсационного фонда была высказана еще в 2010 г. председателем Следственного комитета доктором юридических наук, профессором А. И. Бастрыки-ным. В своем интервью информационному порталу «Pravo.ru» он указывал, что финансирование фонда возможно осуществлять за счет конфискации денежных средств, полученных преступным путем, взимаемых штрафов, реализации арестованного имущества должников, а также средств федерального бюджета13.

Позднее, уже в 2012 г., Следственным комитетом совместно с членами Общественной палаты России разработан проект закона «О потерпевших от преступлений». Из содержания этого документа следует, что компенсация преступного вреда потерпевшим возлагается на государство и что это устранило бы проблемы, связанные с ожиданием указанных выплат в связи с отсутствием средств у самих осужденных. Однако в дальнейшем государственные расходы, связанные с возмещением подобного вреда, должны взыскиваться непосредственно с виновных.

Основными целями указанного законопроекта авторы определяли:

1) восстановление социальной справедливости;

2) доступность и справедливость компенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;

12 См.: Фонд компенсации потерпевшим. URL : http:// yujanka.kz/fond-kompensatsii-poterpevshim.html (дата обращения : 20.08.2019).

13 См.: Бастрыкин А. И. Потерпевшим от преступни-

ков поможет Национальный компенсационный фонд. URL : http://pravo.ru/news/view/43957/.html (дата обращения : 26.08.2019).

3) оперативность в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему14.

Несмотря на определенную критику со стороны некоторых исследователей, ими же была дана положительная оценка законопроекта. По мнению кандидата юридических наук, доцента Н. В. Ахмедшиной, одно только государство не способно справляться с задачей выплаты компенсации всем потерпевшим в стране. Для более эффективной реализации законопроекта на практике необходимо создавать как государственные, так и общественные фонды возмещения вреда жертвам преступлений. Финансирование подобного рода учреждений может осуществляться за счет отчислений крупных компаний, частных пожертвований, проведения специальных акций по сбору средств, лотерей и из других источников [1, с. 14].

В 2018 г. обсуждаемая проблема стала предметом одной из публикаций руководителя кафедры уголовного процесса пятого Факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Хабаровске) Московской академии Следственного комитета РФ К. А. Костенко, который справедливо отмечал, что со времени разработки законопроекта прошло уже несколько лет, однако вопреки несомненной его значимости вопрос о внесении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации до сих пор откладывается [5, с. 86].

В итоге краткого аналитического обзора хочется отметить, что за недолгое время, прошедшее с момента принятия Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» и вступления в законную силу нововведений и изменений в уголовное законодательство, в Республике Казахстан стала зарождаться, на наш взгляд, по-настоящему действенная и эффективная система возмещения ущерба, нанесенного преступлением.

Особенно интересно будет наблюдать за ее дальнейшим развитием, а именно за тем, как начиная с 1 июля 2020 г. государственными органами данной страны будет обеспечиваться выплата раннее накопленных денежных средств, предназначенных для компенсации потерпевшим.

В случае дальнейшей положительной динамики и хотя бы частичного решения проблемы гарантированного обеспечения компенсаций

14 См.: О потерпевших от преступлений : законопроект // Рос. газ. 2012. 24 февр. URL : http://rg.ru/2012/02/24/ poterpevshie-site-dok.html (дата обращения : 26.08.2019).

потерпевшим от преступлений считаем необходимым вернуться к рассмотрению проекта федерального закона «О потерпевших от преступлений» 2012 г.

С учетом же современной правовой реальности полагаем целесообразным использовать положительный зарубежный опыт в части реформирования собственной системы восстановления нарушенных в результате преступных посягательств имущественных прав потерпевших, и в том числе с более активным применением соответствующих уголовно-правовых средств и механизмов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедшина Н. В. О потерпевших от преступлений // Виктимология. 2015. № 1 (3). С. 11-15.

2. Гужва О. В. К проблеме защиты прав потерпевшего при решении вопроса об отсрочке исполнения приговора в части гражданского иска // Известия ОГАУ. 2012. № 34-1. С. 255-258.

3. Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. - М. : ВНИИ МВД России, 1996. - 124 с.

4. Клещина Е. Н. Возмещение потерпевшему вреда, причиненного преступлением: проблемы законодательной регламентации и правоприменения // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. С. 104-106.

5. Костенко К. А. Условия реализации проекта федерального закона «О потерпевших от преступлений». Уголовно-процессуальная защита потерпевшего и возмещение причиненного ему вреда: проблемы и пути их решения. Защита прав участников уголовного процесса : материалы Международной науч.-практ. конференции (Москва, 16 марта 2018 г.) / под общ. ред. А. М. Баг-мета. - М. : Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. С. 86-88.

6. Сливко Н. К. Уголовно-правовые и иные средства восстановления имущественных прав потерпевших в законодательстве зарубежных стран и возможность их использования в российской правоприменительной практике // Право и практика. 2019. № 2. С. 242-248.

REFERENCES

1. Akhmedshina N. V. Viktimologiya (Victimology), 2015, No. 1 (3), pp. 11-15.

2. Guzhva O. V. Izvestiya OGАU (News of the Orenburg State Agrarian University), 2012, No. 34-1, pp. 255-258.

3. Kvashis V. E., Vavilova L. V. Zarubezhnoe zakonodatel'stvo i praktika zashhity zhertv prestu-plenij (Foreign legislation and practice of protecting victims of crime), Moscow: Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1996, 124 p.

4. Kleshhina E. N. Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti (Bulletin of Economic Security), 2019, No. 1, pp. 104-106.

5. Kostenko K. А. Usloviya realizatsii proekta federal'nogo zakona «O poterpevshikh ot prestu-plenij». Ugolovno-protsessual'naya zashhita poter-pevshego i vozmeshhenie prichinennogo emu vreda: problemy i puti ikh resheniya. Zashhita prav uchast-nikov ugolovnogo protsessa : materialy Mezhdun-arodnojnauch.-prakt. konferentsii (Moskva, 16 marta 2018 g.) / pod obshh. red. А. M. Bagmeta (Conditions for the implementation of the draft federal law "On Victims of Crime". Criminal procedural protection of the victim and compensation for harm caused to him: problems and solutions. Protection of the rights of participants in criminal proceedings: Proceedings of the International Scientific and Practical Conferences (Moscow, March 16, 2018)), Moscow: Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 2018, pp. 86-88.

6. Slivko N. K. Pravo i praktika (Law and Practice), 2019, No. 2, pp. 242-248.

Рукопись поступила в редакцию 21.02.2020, принята к публикации 14.09.2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Илья Викторович Никитенко, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15)

E-mail: dfvnii@mail.ru

Тел.: 8 (4212) 46-52-33

Никита Константинович Сливко, адъюнкт федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15)

E-mail: nikitaslivko@mail.ru

Тел.: 8 (4212) 46-52-33

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ilya V. Nikitenko, Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Education «Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (Khabarovsk Territory, Khabarovsk, per. Kazarmenny, d. 15, 680020, Russian Federation)

E-mail: dfvnii@mail.ru Tel.: 8 (4212) 46-52-33

Nikita K. Slivko, Associate, Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Education «Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (Khabarovsk Territory,

Khabarovsk, per. Kazarmenny, d. 15, 680020, Russian Federation)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: nikitaslivko@mail.ru Tel.: 8 (4212) 46-52-33

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Both authors made an equal contribution to the work both at the stage of the study and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.