Волосова Н. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ
15. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
15.1. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ
Волосова Нонна Юрьевна д-р юрид. наук, доцент, завкафедрой уголовного права Место работы: Оренбургский государственный университет
Аннотация: защита прав потерпевших, несмотря на прилагаемые усилия законодателя, остается все еще актуальной проблемой современного развития системы уголовно-процессуального права. Зарубежный опыт защиты прав потерпевшего может быть использован и для реформирования российского законодательства. В частности, полагаем, нельзя отказываться от идеи создания специализированных компенсационных фондов, которые бы позволили возместить вред, причиненный преступлением потерпевшему. В условиях современной России проблема возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, стоит особенно остро. Вопрос о финансировании такого фонда, возможно, решить консолидированным подходом, который распространен в Канаде.
Ключевые слова: потерпевший, жертва преступления, компенсационный фонд, выплаты, движение в защиту жертв.
SOME PROBLEMS OF VICTIMS' RIGHTS PROTECTION
Volosova Nonna Yu., doctor of law, associate professor, Head of the criminal law department Place of employment: Orenburg State University
Abstract: despite the efforts of the legislator, the victims' rights protection is still an up-to-date problem of modern development of the system of criminal procedure law. Foreign experience in protecting the victim's rights can also be used to reform Russian legislation. In particular, we believe, that the idea of creating specialized compensation funds, that would make possible the harm compensation caused to crime's victim, should not be denied. In modern Russia, the problem of harm compensation caused to the crime's victim is particularly acute. The problem of financing this type of funds may be solved by a consolidated approach, which is pretty common in Canada.
Keywords: victim, crime's victim, compensation fund, payments, victims' defense movement.
Наметившаяся в конце ХХ в. общемировая тенденция развития и защиты прав жертв преступлений (потерпевших) коснулась большинства государств мира. Это было обусловлено отчасти тем, что мировое сообщество на проблему жертв преступлений стало обращать пристальное внимание. На шестом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями была принята рекомендация ООН о необходимости разработки руководящих принципов и норм, касающихся защиты жертв преступлений и злоупотреблений властью . Реализацией данных рекомендаций стала принятая резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.1985 г. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью2
В этот период принимаются законодательные нормы, которые значительно облегчают положение потерпевшего в уголовном судопроизводстве, решается ряд организационных вопросов, развиваются новые направления совершенствования защиты интересов потерпевшего в различных государствах, опыт которых используется Россией.
Для Российской Федерации результатом общемировой практики стало принятие нового уголовно-процессуального законодательства в 2001 г. Согласно его по-
1 Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракасская Декларация) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901747215
2 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью: Принята резолюцией 40/34 Гене-
ральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901739105
ложениям существенно были расширены права потерпевших. В частности им было предоставлено право свидетельского иммунитета, право знать о предъявленном обвиняемому обвинении, представлять доказательства, иметь представителя и др.
В любом демократическом государстве целями уголовного правосудия являются защита прав потерпевших; лиц, находящихся в конфликте с законом; реабилитация признанных невиновными в совершении преступлений. Являясь участниками уголовного судопроизводства, потерпевший наделен законодателем комплексом прав и обязанностей.
Права потерпевшего продолжают совершенствоваться, о чем говорят изменения, которые были внесены в ст. 42 УПК РФ в 2007 г. Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ; в 2010 г. Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ; в 2013 г. Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ; в 2015 г. Федеральными законами от 30.03.2015 № 62-ФЗ и от 30.12.2015 № 440-ФЗ, а также в иные нормы уголовно-процессуального законодательства.
Несмотря на многочисленные изменения и существенное расширение правового статуса потерпевшего, остается множество не решенных вопросов, которые требуют своего разрешения. В частности, потерпевшие продолжают быть малоинформированными о своих правах, институт реституции остается малоэффективным, отсутствует Фонд защиты потерпевших.
Указанные проблемы не являются исключительно российскими. С аналогичными столкнулись и другие государств, в которых процесс реформирования прав жертв преступлений продолжается по настоящее время, идет поиск новых путей защиты их прав. Осознание необхо-
Социально-политические науки
2'2018
димости защиты прав лиц, вовлеченных в сферу уголовной юстиции, существенно изменило вектор развития и совершенствования законодательных предписаний в сторону их расширения. В связи с этим небезынтересно будет изучение уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики некоторых государств, которые прошли путь прогрессивного совершенствования и формирования прав участников.
В этой связи интересным является опыт Канады.
Движение в защиту жертв преступлений в Канаде началось в начале 80 - х гг. прошлого века и было основано на растущем общественном сознании о необходимости решения вопросов правосудия, касающихся жертв преступлений. Историческая концепция канадского законодательства была основана на том, что виновное лицо совершает преступление не только в отношении потерпевшего, но прежде всего в отношении общества и государства. Это понимание правосудия привело к созданию системы, в которой интересы жертв преступлений и их потребности были проигнорированы.
В этот период система уголовного правосудия Канады была сосредоточена главным образом на преступнике -его преследовании, наказании, ресоциализации и реабилитации. Этот ориентированный на правонарушителей фокус оставил жертв без поддержки и прав, благодаря которым они могли бы отстоять свои права в уголовном процессе. Их физическое, психологическое и финансовое состояние в значительной степени игнорировалось должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, потерпевшие не были информированы о своих правах. Это вызывало недоверие к существующей системе правосудия.
Переломным моментом стало канадское движение в защиту жертв преступлений, которое стремилось обратить внимание на потребности потерпевших. С самых ранних лет работы движения в защиту жертв преступлений в Канаде его адвокаты лоббировали интересы жертв преступлений. Ими неоднократно поднимался вопрос о необходимости разъяснения прав не только преступнику, но и потерпевшему. Большинство канадцев знают о праве обвиняемого на получение помощи адвоката, право осужденного на получение медицинской помощи в исправительном учреждении и др. Действительно, эти права правонарушителей заложены в самом ядре системы уголовного правосудия Канады. Что касается прав жертв преступления, даже в XXI веке их права по-прежнему значительно отстают от прав правонарушителей. По данным представленным в исследованиях канадских юристов многие потерпевшие не были уведомлены о праве на представителя, о возмещение вреда в порядке реституции, праве участвовать в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение3
Верховенство закона, демократические преобразования, развитие прав человека во многом зависят от степени успеха, которого правительства желают достичь в сфере уголовного правосудия.
С конца 1980-х годов в Канаде благодаря общественному движению в защиту жертв преступлений, существенно изменилось и расширилось законодательство, касающееся защиты потерпевших. Как отмечается рядом канадских исследователей данные изменения сыграли свою существенную роль в приведении законодательства в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений
3 An exploration of the victims' movement in Canada Prepared By Victims of Violence Canadian Centre for Missing Children. - Ottawa, Ontario, 2014. - a 143-144
4
властью .
Однако до 2015 года значительных изменений в положении жертв преступлений не было. 23 июля 2015 года вступил в силу Билль о правах жертв преступлений5 Данный закон наделил потерпевших в системе уголовного правосудия широкими правами, которые представляют собой эффективный механизм защиты и восстановления. Билль впервые в истории Канады определил цель участия потерпевших в уголовно-процессуальных отношениях - обеспечение прав потерпевших от преступлений, наделил их правами полноценных участников процесса со своими интересами, возложил на должностных лиц обязанность обеспечивать реализацию их прав.
Закон о правах жертв включает обязательное для всех федеральных ведомств и агентств требование о необходимости оказывать жертвам преступлений содействие в восстановлении их прав, нарушенных преступлением, в том числе, и нарушенных лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. Такие механизмы должны быть доступными для жертв преступлений и должны способствовать исправлению любых нарушений.
Положительным моментом принятия такого законы было установление ряда важных законодательных предписаний, касающихся понятия жертв преступления, их статуса, а также предоставления им прав для эффективной защиты своих интересов.
В соответствии со ст. 2 данного законодательного акта жертвой преступления признается физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, материальный вред или оно понесло экономические потери.
Жертвами преступления могут быть признаны и иные лица, если потерпевший скончался или является недееспособным. К таковым законодатель относит:
- супруга (-гу) жертвы;
- лицо, которое находилось с жертвой в фактических супружеских отношениях не менее одного года;
- любой родственник или иждивенец жертвы;
- лицо, которое в соответствии с законом или фактически осуществляло обязанности опекуна, ухаживало или поддерживало жертву;
- лицо, которое в соответствии с законом или фактически, осуществляло обязанности опекуна, если жертва находилась в зависимом от него состоянии.
Следует отметить, что в канадской доктрине господствующим является взгляд характерный для англосаксонской системы на понятие потерпевшего как жертвы преступления.
Анализируемые законодательные предписания позволяют сделать вывод, что перечень лиц, которые могут быть признаны в качестве жертв преступления достаточно обширный. В него законодатель включил не только лиц, которым преступлением вред причинен непосредственно, но и тех, которые тем или иным образом зависели от жертвы или же наоборот оказывали ей помощь, являясь опекунами. В 2013 г. российский законодатель также пошел по пути расширения категории лиц, которые могут быть признаны потерпевшими в уголовном судопроизводстве в случае смерти потерпевшего. К таковым он отнес близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве - одного из родственников. Первоначальная редакций п. 8 ст. 42 УПК РФ существенно сужала данный перечень.
4 Marie Manikis Imagining the Future of Victims' Rights in Canada: A Comparative Perspective // Ohio State Journal of Criminal Law. - 2015. -№ 13:1. - a 163-186
5 Canadian Victims Bill of Rights. Published by the Minister of Justice at the following address : http://laws-lois.justice.gc.ca
Волосова Н. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ
По законодательству Канады жертва преступления наделена обширными правами, которые помещены в ст. 6 Билля и сгруппированы по блокам. Среди них законодатель выделяет три наиболее важных, с точки зрения восстановления и защиты прав потерпевших. Данные блоки в целом воспроизводят предписания международных актов о защите прав жертв преступлений. В частности, среди них выделяются право о получении информации о системе уголовного правосудия; о государственных программах для жертв преступлений, включая программы реституционного правосудия; о праве на подачу жалобы в связи с нарушением предоставленных им законом прав.
Первый блок составляют право потерпевшего знать о состоянии и результатах расследования преступления, о месте производства, сроках расследования и рассмотрения уголовного дела (ст. 7); знать сроки и условия освобождения осужденного, участвовать в слушаниях в отношении обвиняемых, которые не несут уголовную ответственность в виду психического заболевания (ст. 8).
Второй блок составляют права, связанные с информированностью о государственных программах для жертв преступлений. В частности, ст. ст. 9, 10 и 12 рассматриваемого нами Билля, предоставляют потерпевшим право на обеспечение мер безопасности, включая защиту от запугивания и мести со стороны виновных лиц и их родственников. Данный вопрос решается компетентным органом правосудия. Широкий перечень прав связан с неприкосновенностью частной жизни жертв преступлений. Каждый потерпевший в ходе судебного заседания имеет право быть допрошенным об обстоятельствах совершенного в отношении него преступления, он имеет право на возмещение вреда, включая реституцию. По принимаемым в ходе производства по уголовному делу решениям потерпевший имеет право высказать свое мнение, которое должно быть учтено лицами, осуществляющим производство по уголовному делу.
Третий блок предоставляет потерпевшему право на подачу жалоб на действия органов и должностных лиц, включая сотрудников полиции и прокуроров. Поданные жалобы потерпевшего рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Канады.
В частности, в 2007 году было создано Управление Федерального омбудсмена по делам жертв преступлений. Одна из ключевых задач этого управления заключается в рассмотрении жалоб жертв на несоблюдение прав, предоставленных им в соответствии с действующим канадским законодательством, разъяснении прав, оказание помощи в их реализации.
Следует отметить, что канадский законодатель существенно расширил границы оказания помощи потерпевшим. Он не ограничился рамками процессуальных процедур. Эта деятельность осуществляется и в организационных внепроцессуальных рамках специальным должностным лицом - омбудсменом по делам жертв преступлений.
Потерпевшие от таких преступлений как убийство, сексуальное насилие, бытовое насилие, сексуальное надругательство над детьми, имеют право на получение финансовой компенсации из соответствующих фондов, которые образованы во всех канадских провинциях. И хотя программы, на основании которых осуществляется деятельность таких фондов, существенно отличаются, цель их создания - облегчение финансового бремени, которое сопровождает виктимизацию жертвы.
Участие в таких программах для жертвы преступле-
ния является порой единственной возможностью получить компенсацию и становится вероятным только в том случае, если все остальные страховые выплаты были исчерпаны.
В различных провинциях Канады предусмотрены совершенно различные условия получения такой компенсации. Однако можно выделить несколько общих критериев, которые учитываются при получении таких выплат.
Во-первых, сроки подачи заявления на участие в такой программе составляют от одного года до двух лет.
Во-вторых, несмотря на то, что каждая провинция определяет свои собственные критерии компенсации, общепризнано, что травма или смерть должны были быть результатом:
- совершения насильственного преступления;
- виктимизация должна произойти в провинции, где подается заявление.
В-третьих, лица, подающие заявления в соответствующие фонды являются:
- жертвами насильственных преступлений;
- иждивенцами жертв убийства.
В-четвертых, с момента подачи заявления до принятия решения о выплате, как правило, проходит от одного года до пяти лет. Сама же компенсация выплачивается заявителю через 4-20 недель.
В-пятых, размер выплат варьируются от 2000 долл. США, однако в некоторых провинциях он может достигать 365 000 долл.. Выплаты предоставляются на покрытие медицинских расходов; расходов на восстановление психического здоровья; на поддержку ребенка, родившегося в результате сексуального насилия; утерянной заработной платы для недееспособных или инвалидов и др.
Следует отметить, что если с заявлением обращается лицо пожилого возраста или неизлечимо больной, которые стали жертвой преступления, предоставляется ускоренная компенсация.
Наиболее болезненным вопросом, связанным с созданием и организацией работы таких компенсационных фондов является источник его финансирования. Не случайно многими российскими исследователями, воспринимающими положительно идею формирования таких фондов, основной проблемой выделяется именно источник финансирования.
Полагаем, что нельзя отказываться от идеи создания и формирования в Российской Федерации компенсационных фондов, для потерпевших. В качестве положительной идеи, связанной с финансированием их можно предложить комбинацию средств, которые бы консолидировались из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, штрафов, взысканных с лиц, совершивших преступления.
Список литературы:
1. Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракасская Декларация) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901747215
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью: Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901739105
3. An exploration of the victims' movement in Canada Prepared By Victims of Violence Canadian Centre for Missing Children. - Ottawa, Ontario, 2014. - С. 143-144
4. Marie Manikis Imagining the Future of Victims' Rights in Canada: A Comparative Perspective // Ohio State Journal of Criminal Law. - 2015. -№ 13:1. - P. 163-186
5. Canadian Victims Bill of Rights. Published by the Minister of Justice at the following address : http://laws-lois.justice.gc.ca