10. Архив Евпаторийского городского суда за 2015 год. Уголовные дела № 2015157640 (п. а, б ч.2 ст. 158 УК РФ) и № 2015158090 (ч.1 ст.158 УК РФ); Архив Армянского городского суда за 2017 год. Уголовные дела № 2017237100 (ч.1 ст. 161 УК РФ) и № 2017237116 (ч.1 ст. ст.158 УК РФ); Архив Белогорского районного суда Республики Крым за 2018 год. Уголовные дела № 2017187495 (ч.1 ст.158 УК РФ) и № 1181250302 (п. в ч.2 ст. 158 УК РФ).
11. Федеральный закон № от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 30.04.21) // СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4553.
12. Федеральный закон № 253-ФЗ от 21.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). ст. 4601.
13. Федеральный закон от 31.12.2014 № 529-ФЗ «О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). - ст. 82.
14. Коновалова И.А. К вопросу о мерах предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних // Новый юридический журнал. 2013. №3.
References and Sources
1. Sudebnaya statistika Sudebnogo departamenta pri Verhovnom sude Rossijskoj Federacii. Otchet № 12 http://cdep.ru/index.php?id=79&item=4894
2. GIAC MVD Rossii Oficial'nyj sajt.// https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics
3. Sudebnaya statistika Verhovnogo Suda Respubliki Krym http://vs.krm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=4
4. Arhiv Razdol'nenskogo rajonnogo suda Respubliki Krym za 2015 god. Ugolovnoe delo № 2015277147.
5. Arhiv Razdol'nenskogo rajonnogo suda Respubliki Krym za 2015 god. Ugolovnoe delo №»2015277123.
6. Arhiv Kievskogo rajonnogo suda g. Simferopolya za 2016 god. Ugolovnoe delo 2016038507.
7. Arhiv Simferopol'skogo rajonnogo suda Respubliki Krym za 2017 god. Ugolovnoe delo № 2017297112.
8. Arhiv Central'nogo rajonnogo suda g. Simferopolya za 2015 god. Ugolovnoe delo № 2015027044.
9. Arhiv Central'nogo rajonnogo suda g. Simferopolya za 2016 god. Ugolovnoe delo № 2016297494.
10. Arhiv Evpatorijskogo gorodskogo suda za 2015 god. Ugolovnye dela № 2015157640 (p. a, b ch.2 st. 158 UK RF) i № 2015158090 (ch.1 st.158 UK RF); Arhiv Armyanskogo gorodskogo suda za 2017 god. Ugolovnye dela № 2017237100 (ch.1 st. 161 UK RF) i № 2017237116 (ch.1 st. st.158 UK RF); Arhiv Belogorskogo rajonnogo suda Respubliki Krym za 2018 god. Ugolovnye dela № 2017187495 (ch.1 st.158 UK RF) i № 1181250302 (p. v ch.2 st. 158 UK RF).
11. Federal'nyj zakon № ot 22.11.1995 «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noj produkcii» (red. ot 30.04.21) // SZ RF. 1995. № 48. st. 4553.
12. Federal'nyj zakon № 253-FZ ot 21.07.2011 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti usileniya mer po predotvrashcheniyu prodazhi nesovershennoletnim alkogol'noj produkcii» // SZ RF. 2011. № 30 (ch. 1). st. 4601.
13. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 529-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 151.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2015. № 1 (chast' I). - st. 82.
14. Konovalova I.A. K voprosu o merah preduprezhdeniya korystnyh prestuplenij nesovershennoletnih // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2013. №3.
ОСАДЧУК ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина; старший преподаватель Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Севастополь ([email protected]). OSADCHUK, OKSANA A. - Ph.D. student, Department of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin; Senior Lecturer of the Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol ([email protected]).
УДК 343.3 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-85-89
ЧОЧУЕВА З.А., АБАЙХАНОВА А.М. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ, КАК МЕРА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, конфликт интересов, коррупция, заказчик, члены закупочной комиссии, контрактный управляющий, участники закупки, контрактная служба, государственный контроль.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность лица может каким-либо образом повлиять на выполнение им его должностных обязанностей. В системе государственных и муниципальных закупок под конфликтом интересов подразумевается ситуация, где лица, представляющие заказчика, могут находиться в близкородственных отношениях с участниками закупки. До 4 мая 2018 года за все правонарушения в системе государственных и муниципальных закупок предусматривалась административная ответственность. С 4 мая 2018 года вступили в силу две новые статьи Уголовного кодекса (ст. 200.4 УК и ст. 200.5 УК), регламентирующие уголовные меры ответственности как для должностных лиц государственного и муниципального заказчика, так и для недобросовестных участников государственной закупки. Авторы предлагают уточнить ст. 200.4 УК РФ, добавив квалифицирующий признак, подразумевающий конфликт интересов между сторонами, осуществляющими государственные и муниципальные закупки.
CHOCHAEVA, Z.A., ABAYKHANOVA, A.M. CRIMINAL-LEGAL REGULATION OF CONFLICTS OF INTEREST AND IDENTIFICATION OF PERSONAL INTERESTS AS A MEASURE TO COMBAT CORRUPTION CRIMES IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT
Key words: state and municipal procurement, conflict of interest, corruption, customer, members of the procurement commission, contract manager, procurement participants, contract service, state control.
A conflict of interest is a situation in which the personal interest of a person can in any way affect the performance of his official duties. In the system of state and municipal procurement, a conflict of interest means a situation where persons representing the customer may be in close relationship with the procurement participants. Until May 4, 2018, administrative liability was envisaged for all violations in the system of state and municipal procurement. On May 4, 2018, two new articles of the Criminal Code (Article 200.4 of the Criminal Code and Article 200.5 of the Criminal Code) came into force, regulating criminal liability measures both for officials of the state and municipal customer and for unscrupulous participants in public procurement. The authors propose to clarify Art. 200.4 of the Criminal Code of the Russian Federation, adding a qualifying feature implying a conflict of interest between the parties carrying out state and municipal purchases.
В настоящее время коррупция стала масштабным явлением, затронувшим почти все возможные сферы общественных отношений. Не стала исключением и система государственных и муниципальных закупок. Одним из факторов, способствующих коррумпированности системы государственного заказа, является конфликт интересов, при котором руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, начальник контрактной службы или контрактный управляющий находятся в родственных или иных отношениях с участниками закупки. Целью статьи является комплексное исследование вопросов противодействия конфликту интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, поиск путей повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с этим общественно опасным проявлением коррупции.
В уголовно-правовом законодательстве сравнительно недавно была введена норма, предусматривающая уголовную ответственность за преступления в сфере государственного заказа. До этого времени и уголовно-правовая доктрина и сам законодатель использовали понятие конфликта интересов, предложенное Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 272-ФЗ [4]. На наш взгляд, рассматриваемое понятие не было адаптировано конкретно под систему государственных закупок, и потому, считаем, что данная тема на сегодняшний день более чем актуальна.
В данном контексте определенный интерес представляет анализ законопроекта по введению норм к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выявление слабых сторон указанного документа [3]. На основании проведенного исследования, мы планируем предложить ввести дополнения в нормы по урегулированию данного вопроса на уровне государственного контроля, а также реформировать уголовное законодательство, расширив квалифицирующий состав преступлений в сфере государственного заказа.
Конфликт интересов - это та самая ситуация, при которой личная заинтересованность лица может каким-либо образом повлиять на выполнение им его должностных обязанностей. В системе государственных и муниципальных закупок под конфликтом интересов подразумевается ситуация, где лица, представляющие заказчика, могут находиться в близкородственных отношениях с участниками закупки.
В мае 2020 г. Министерством труда РФ были разработаны методологические рекомендации, в которых прописан порядок выявления личной заинтересованности работников при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В письме Министерством труда от 05.11.2020 г. №18-2/В-757 даны разъяснения, что личная заинтересованность может быть связана не только с родственными, но и иными лицами, с которыми должностное лицо связывают имущественные, корпоративные или иные близкие отношения [5].
Вспомним, что проект федерального закона «О внесении изменений» в ФЗ-44 подготовлен во исполнение национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 г.г. № 378 [3].
Поправками предусмотрены следующие изменения:
- указаны условия, при которых может возникнуть конфликт интересов при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
- предложен список лиц, которые должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов, путем их включения в контрактную службу (руководитель заказчика, члены комиссии, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий);
- уточнен список лиц, которые не могут входить в состав закупочной комиссии (физические лица, имеющие личную заинтересованность в закупке, в том числе лица, состоящие в штате организации - участника закупки, руководители или лица, подавшие заявку на участие в закупке, физические лица, являющиеся акционерами организации, подавшей заявку на участие).
Также членами комиссии по осуществлению государственных и муниципальных закупок не могут быть физические лица, привлеченные в качестве экспертов, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика, должностные лица органов контроля.
Проектом новых поправок введена обязанность члена комиссии сообщать о возникшей ситуации, которая препятствует нахождению его в составе комиссии во избежание конфликта интересов. Данный проект также предусматривает обязанности руководителя заказчика и членов комиссии предотвращать и регулировать конфликт интересов при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Рассмотрев и проанализировав основные нормы поправок, предупреждающих и регулирующих конфликт интересов в сфере государственного и муниципального заказа, мы можем с точностью отметить, что в законопроекте отсутствуют какие-либо нормы об обязательных требованиях, выполнение и соблюдение которых контролируется в рамках государственного надзора или муниципального контроля. Так же отсутствуют какие-либо положения о предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
С нашей точки зрения, целесообразно было бы внести в законопроект поправки в виде норм, которые обязывали бы органы государственного надзора и контроля в обязательном порядке регулировать и предотвращать ситуации по возникновению конфликта интересов в сфере государственного и муниципального заказа. Государственный контроль должен осуществляться в рамках коррупционного противодействия в системе государственной закупки. Оптимальным вариантом в данном случае была бы подача информации в органы государственного контроля государственным заказчиком и организацией-участником закупки об отсутствии конфликта интересов при каждой закупке, превышающей 100000,00 рублей. Информация может быть подана через электронные сервисы, заверенная электронной подписью заявителя.
Вторым этапом ужесточения антикоррупционных мер в системе государственных закупок является привлечение к уголовной ответственности заказчика и участника, подавшего заявку на участие, либо поставщика, определенного по итогам закупки, при выявлении конфликта интересов в результате осуществления государственной или муниципальной закупки.
До 4 мая 2018 года за все правонарушения в системе государственных и муниципальных закупок предусматривалась административная ответственность [1]. С 4 мая 2018 года вступили в силу две новые статьи Уголовного кодекса (ст. 200.4 УК и ст. 200.5 УК), регламентирующие уголовные меры ответственности как для должностных лиц государственного и муниципального заказчика, так и для недобросовестных участников государственной закупки, которые создают коррумпированные схемы в данной системе [2].
Уголовная ответственность за правонарушения в сфере госзаказа была введена не так давно и направлена на существенное снижение уровня правонарушений в системе государственных закупок и искоренение коррупции, как явления, подрывающего экономическую безопасность страны.
При всех этих изменениях, настоящая редакция Уголовного Кодекса РФ в части норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в системе государственного заказа является несовершенной. В наши дни конфликт интересов является одной из самых внушительных коррумпирующих факторов в экономических, финансовых и социальных сферах нашей станы. Конфликт интересов является благоприятной почвой для коррумпированности системы государственных закупок на всех уровнях.
На наш взгляд, сегодня просто необходимо совершенствовать уголовно-правовые запреты по ст. 200.4 УК РФ «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контексте процессов модернизации уголовного законодательства. Ст. 200.4 УК РФ с инструментально-целевой позиции была введена как правовое средство воспрепятствования экономическим преступлениям в сфере государственного заказа. Исходя из такого понимания данной статьи, существует закономерная потребность дополнения квалифицирующих составов преступлений указанной статьи пунктом, где данное деяние совершается при наличии конфликта интересов между государственным заказчиком и участником закупки, а также государственным заказчиком и поставщиком.
Дополнение рассматриваемых статей обусловлено тем, что законодателем никаким образом не отражено положение о привлечении к уголовной ответственности виновных за противоправные действия в сфере государственного заказа, совершенные при наличии конфликта интересов сторон закупки.
На основании проведенного комплексного исследования существующей законодательной базы, регулирующей вопросы противодействия конфликту интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, можно выделить две основные проблемы:
1. Законодатель не закрепил за государством в должной степени на нормативном уровне контроль и регулирование конфликта интересов в системе государственного заказа.
2. В уголовном законодательстве отсутствует норма, предусматривающая ответственность за коррупционные преступления в этой сфере, вызванные конфликтом интересов государственного заказчика и исполнителя или поставщика товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, в ходе анализа выявленных проблем, нами были внесены предложения о закреплении государственного контроля в сфере государственных закупок по вопросам предупреждения и регулирования конфликта интересов, а также предложено расширить квалифицированный состав данного преступления по ст. 200.4 УК РФ, добавив квалифицирующий признак, подразумевающий конфликт интересов между сторонами, осуществляющими государственные и муниципальные закупки.
Литература источники
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 M 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 07.01.2002. M 1 (ч. 1). ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. M 63-ФЗ (в ред. от 02.12.2020) // СЗ РФ. 1996. M 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 .Ч244-ФЗ (ред. от 01.04.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013, N° 80. ст. 6056.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 M 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 31.07.2020) // Российская газета, 30.12.2008. ст.4823.
5. Письмо Минтруда России от 05.11.2020 M 18-2/В-757 «О Методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов» // http://www.consultant.ru/documentIcons_doc_LAW_298966/ (дата обращения: 27.04.2021)
6. Aндреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М.: Проспект, 2019. 209 с.
7. Aндреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 296 с.
8. Aндреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. M11. С.3-16.
9. Aхпашев ATO. Aктуальные вопросы выявления преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Хакасия // Правосудие в Хакасии. 2018. M 35. С. 20-24.
10. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 304 с.
11. Беляева ОА. Закупки. Торги. Избранное. М.: ООО «Юридическая фирма «Контракт», 2019. 302 с.
12. Беляева ОА. «Совершенствование» законодательства о размещении заказов для публичных нужд // Законодательство. 2009. M 11. С. 17-22.
References and Sources
1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 02.08.2019) // SZ RF. 07.01.2002. № 1 (ch. 1). st. 1.
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (v red. ot 02.12.2020) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
3. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 N^44-FZ (red. ot 01.04.2021) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Rossijskaya gazeta. 12.04.2013, N^ 80. st. 6056.
4. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (red. ot 31.07.2020) II Rossijskaya gazeta, 30.12.2008. st.4823.
5. Pis'mo Mintruda Rossii ot 05.11.2020 N^ 18-2IV-757 «O Metodicheskih rekomendaciyah po voprosam privlecheniya k otvetstvennosti dolzhnostnyh lic za neprinyatie mer po predotvrashcheniyu i (ili) uregulirovaniyu konflikta interesov» // http:IIwww.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298966I (data obrashcheniya: 27.04.2021)
6. Andreeva L.V. Gosudarstvennye zakupki v Rossii: pravovoe regulirovanie i mery po ego sovershenstvovaniyu: monografiya. M.: Prospekt, 2019. 209 s.
7. Andreeva L.V. Zakupki tovarov dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe regulirovanie. M.: Volters Kluver, 2009. 296 s.
8. Andreeva L.V. Ponyatie kontraktnoj sistemy i osnovnye pravila ee funkcionirovaniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013. №11. S.3-16.
9. Ahpashev A.YU. Aktual'nye voprosy vyyavleniya prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v sfere zakupok dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Respublike Hakasiya // Pravosudie v Hakasii. 2018. № 35. S. 20-24.
10. Belov V.E. Postavka tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe regulirovanie. M.: Norma; Infra-M, 2011. 304 s.
11. Belyaeva O.A. Zakupki. Torgi. Izbrannoe. M.: OOO «YUridicheskaya firma «Kontrakt», 2019. 302 s.
12. Belyaeva O.A. «Sovershenstvovanie» zakonodatel'stva o razmeshchenii zakazov dlya publichnyh nuzhd II Zakonodatel'stvo. 2009. N^ 11. S. 17-22.
ЧОЧУЕВА ЗУЛЬФИЯ АЗРЕТАЛИЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Юридического института Северо-Кавказской государственной академии ([email protected]). АБАИХАНОВА АНЖЕЛИКА МАГОМЕДОВНА - магистрант Юридического института Северо-Кавказской государственной академии ([email protected]).
CHOCHUEVA, ZULFIA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law Disciplines of the Law Institute of the North Caucasus State Academy ([email protected]).
ABAYKHANOVA, ANGELIKA M - Master's student of the Law Institute of the North Caucasus State Academy.
УДК 343.143.4 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-89-92
КЛЮЕВ А.А., ЭФРИКЯН Р.А. НЕПРИМЕНЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТКАЗ ПОТЕРПЕВШЕГО
ОТ ДАЧИ ПОКАЗАНИЙ
Ключевые слова: потерпевший, отказ от показаний, неприменение ответственности, свидетельский иммунитет.
Статья посвящена анализу примечания к статье 308 УК РФ в части ее применения к потерпевшему. В ней рассмотрены условия, которые позволяют признавать отказ потерпевшего от дачи показания правомерным и не влекущим уголовной ответственности. На основе практических аспектом сделаны предложения по совершенствованию уголовного закона. В частности, отмечено, что часть 3 статьи 56 УПК РФ не согласуется с положениями Конституции РФ, которая, хотя и предусматривает расширение перечня лиц (часть 2 стать 51), имеющих право на отказ от дачи показаний, но, что самое принципиальное, именно на отказ, а не на запрет их допроса.
KLYUEV, A-А., EFRIKYAN, R.A.
NON-APPLICATION OF CRIMINAL LIABILITY FOR THE REFUSAL OF THE VICTIM TO TESTIFICATION
Key words: victim, refusal of testimony, non-use of responsibility, witness immunity.
The article is devoted to the analysis of the note to Article 308 of the Criminal Code of the Russian Federation in terms of its application to the victim. It considers the conditions that make it possible to recognize the refusal of the victim to testification as legitimate and not involving criminal liability. On the basis of the practical aspects, proposals are made to improve the criminal law. In particular, it is noted that part 3 of article 56 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation is not consistent with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, which, although it provides for the expansion of the list of persons (part 2 of article 51), who have the right to refuse to testify, but, most importantly, precisely on a refusal, not a ban on their interrogation.
Одной из важных функций, которые осуществляют органы государственной власти, выступает защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от различного рода преступных посягательств. В широком смысле данная деятельность рассматривается как правосудие. Правосудие занимает особое место в государственном механизме, что обусловлено спецификой обстоятельств и порядка его осуществления. При осуществлении правосудия суды не зависят от иных органов государственной власти (законодательной и исполнительной), так как признаются самостоятельной ветвью власти. Регламентированный в Конституции Российской Федерации принцип независимости судебной власти означает, что суды реализуют предоставленные им функции самостоятельно, при этом неукоснительно соблюдая те полномочия, которые им предоставлены процессуальным законодательством. Решения (имеется в виду в широком его понимании), вынесенные ими при рассмотрении обстоятельств дела, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.
С целью обеспечения режима движения уголовного дела и охраны прав и интересов субъектов этих отношений законодателем установлена система преступлений против правосудия, причем в широком плане - как на досудебных стадиях, так и собственно при рассмотрении дела судом. Обеспечение правосудия является важной задачей в жизни общества, что предопределяет и пристальный интерес к нему в доктрине уголовного права и уголовного процесса, а также в судебной практике.
В качестве одного из преступных посягательств на интересы правосудия выступает отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ). По справедливому утверждению А.В. Бриллиантова и Н.Р. Косевича особая общественная опасность преступления, предусмотренного в статье 308 УК РФ, проявляется в том, что преступное деяние, совершенное виновными лицами, существенно затрудняет правоохранительным органам деятельность, связанную с полным, всесторонним и объективным проведением расследования, судебного рассмотрения дела и установления истины [1, с.217]. По мнению И.А. Киселева и Е.С. Лехановой, данное преступное посягательство: «Направлено на подрыв такого важного принципа уголовного права как неотвратимость уголовного наказания, применяемого в случае совершения всякого