Научная статья на тему 'Уголовно-правовое регулирование качества оказания услуг населению'

Уголовно-правовое регулирование качества оказания услуг населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ НОРМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сумачев Алексей Витальевич

В статье отмечается, что многообразие запросов и, соответственно, услуг, предоставляемых населению в настоящее время, неразрывно связано с увеличением числа травматизма либо заболеваний потребителей услуг. Констатируется, что уголовно-правовое регулирование качества услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, торговли, общественного питания, оказания бытовых или зрелищно-развлекательных услуг не только целесообразно, но и необходимо. Ставится и предлагается решение вопроса о том, какая сфера услуг в современном обществе «требует» специализации уголовно-правовых норм, ориентированных на поддержание (повышение) качества их оказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сумачев Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовое регулирование качества оказания услуг населению»

УДК 343.3.7

Сумачев Алексей Витальевич

доктор юридических наук, профессор, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск alekssumachev@mail.ru

Alexey V. Sumachev

doctor of legal Sciences, Professor, Yugra state University, Khanty-Mansiysk alekssumachev@mail.ru

Уголовно-правовое

регулирование качества оказания услуг населению

Аннотация. В статье отмечается, что многообразие запросов и, соответственно, услуг, предоставляемых населению в настоящее время, неразрывно связано с увеличением числа травматизма либо заболеваний потребителей услуг. Констатируется, что уголовно-правовое регулирование качества услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, торговли, общественного питания, оказания бытовых или зрелищно-развлекательных услуг не только целесообразно, но и необходимо. Ставится и предлагается решение вопроса о том, какая сфера услуг в современном обществе «требует» специализации уголовно-правовых норм, ориентированных на поддержание (повышение) качества их оказания.

Ключевые слова: услуги населению, качество услуг, уголовно-правовое регулирование, уголовно-правовая норма, специализация норм.

Criminal-legal regulation

of quality of rendering services to the population

Annotation. The article notes that the variety of requests and services provided to the population at the present time, is inextricably linked to the increase in the number of injuries or illnesses of consumers of services. It is stated that criminal and legal regulation of quality of services in health, education, culture, tourism, sports, trade, public catering, provision of domestic or entertainment services, not only appropriate, but necessary. It raises and proposes a solution to the question of what the scope of services in modern society «requires» specialization of criminal law, focused on maintaining (improving) the quality of their provision.

Keywords: public services, quality of services, criminal legal regulation, criminal law, specialization standards.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под термином «услуга» понимается действие, приносящее пользу, помощь другому [1, с. 839]. В Юридической энциклопедии Л. В. Тихомировой и М.Ю. Тихомирова «успу-» -

тельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, кроме деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений [2, с. 890].

В свою очередь, категория (термин) «качество» в обыденном значении определяется как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающее ему определенность либо то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь [1, с. 270]. В юридическом смысле «качество» определяется как совокупность полезных свойств объекта (вещи / про, / ), -влетворять определенные материальные или духовные потребности при обычных условиях его использования [2, с. 403].

Соответственно, под «качеством оказания услуг » -

тельскую деятельность гражданина или юриди-,

материальных или духовных потребностей других лиц (кроме деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений) в части использования ими полезных свойств объекта (вещи / продукции, товара / или работы) потребности. При этом характеристики объекта потребности могут быть заданы не только формально-

(« -

, -

ность, надежность (готовность, безотказность,

ремонтопригодность), безопасность, окружающая , »), -

-

(« »).

В древнем мире оснащение жизненного процес-,

.

обеспечения жизнедеятельности в основном решают специализированные организации и учреждения здравоохранения, образования,

культуры, туризма, спорта, торговли, обще, -

лищно-развлекательных услуг и др. Вместе с

тем, многообразие запросов и, соответственно, ,

,

числа травматизма либо заболеваний потребителей услуг.

Стоит заметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в достаточной мере ориентирован на защиту прав потребителей различных услуг. При этом уголовно-правовые нормы, регулирующие качество оказания услуг населению, условно можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим уголовно-правовым нормам, преду,

за некачественное оказание услуг населению,

можно отнести следующие составы: -

вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2

ст. 109 УК РФ); - -

осторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ);

- оставление в опасности (ст. 125 УК РФ);

- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);

- халатность (ст. 293 УК РФ).

К специальным уголовно-правовым нормам, предусматривающим ответственность за некачественное оказание услуг населению, следует :

- -

вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4

ст. 122 УК РФ); -

нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); - -

трической энергии либо отключение от других

источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК РФ); - -

станций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.1 УК РФ); - -

станций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.2 УК РФ); - -

ятельности или фармацевтической деятельно-( . 235 );

-

средств и медицинских изделий (ст. 235.1 УК РФ);

- обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекар-

, -

рот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ);

-

эксплуатации железнодорожного, воздушного,

морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ);

- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техниче-

( . 266 ).

Кроме того, специальные уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за некачественное оказание услуг населению, можно разделить по видам услуг:

- ( )

(услуги в сфере здравоохранения) (ч. 4 ст. 122,

235, 235.1, 238.1 УК РФ); - -

тельности (ст. 215.1 УК РФ);

- услуги в области спорта (ст. 230.1, 230.2

);

-

( . 263. 266 );

- финансово-юридические услуги (ст. 202 УК РФ).

Нет сомнений в том, что уголовно-правовое регулирование качества указанных видов услуг не только целесообразно, но и необходимо, дополнительным свидетельством чего как раз и является специализация отмеченных уголовно.

И в этой связи, резонным будет вопрос: какая сфера услуг в современном обществе «требует» специализации уголовно-правовых норм, ориентированных на поддержание (повышение) качества их оказания?

Так, можно поставить вопрос о целесообразности специализации уголовно-правовых норм, ориентированных на обеспечение качества услуг в области организации общественного питания, образования, культуры, экстремальных развлечений и туризма. ,

дел в сфере общественного питания. Так, в 2018 -лением УМВД России по г. Улан-Удэ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, . 1 . 236 « -

ние санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей». Основанием для возбуждения уголовного дела послужил факт отравления граждан после употребления пищи в одном из кафе города. Сообщение о данном инциденте поступило в дежурную часть МВД по Республике Бурятия вечером 12 января. На 17 января 2018 года 69 человек госпитализированы, в том числе 14 несовершеннолетних. В 17 случаях подтвержден диагноз сальмонел-лез. Деятельность заведения была приостановлена [2]. И не случайно, именно для таких случаев законодатель закрепил норму, предусматривающую уголовную ответственность за наруше--

( . 236 ).

Общественно опасные проявления в сфере об-( )

могут быть связаны со злоупотреблением полномочиями либо халатным отношением к своим

обязанностям преподавательского состава. В

,

взятки за выставление положительных оценок, в уклонении от надзора за детьми во время их

прогулок или игр и т.п. Однако, как представля-

,

и для их минимизации либо реакции на них вполне достаточно общих уголовно-правовых норм (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 125, 290, 293 ).

Общественно опасные проявления в сфере культуры, как представляется, могут быть связаны с деяниями, посягающими на общественную («

оборот порнографических материалов или предметов» (ст. 242 УК РФ), «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» (ст. 242.1 УК РФ), «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов» ( . 242.2 )) , -

ми на основы конституционного строя и безопас-(« -

ществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 ), «

вражды, а равно унижение человеческого досто-( . 282 ). -ханизмами противодействия по-видимому, являются не уголовно-правовые, а организационно-распорядительные установки (вполне допус-, ).

Особого внимания с точки зрения уголовно-правового регулирования требует сфера экстремальных развлечений и туризма.

Так, М.Н. Малеина (гсылаясь на статью «Да еще за свои же доллары ...» опубликованную в газете «Известия» 17 ноября 1989 года) приводит весьма любопытный пример коммерческой деятельности американского предпринимателя, со,

которой входит курс прохождения пыток. С участников берут письменное согласие на то, что их будут бить, мучить, обрабатывать слезоточи, « » 425 -ларов. При этом очередь желающих была растянута на несколько месяцев [3, с. 80]. В современной России оказание зрелищно-развлекательных услуг также, порой, сопряжено с травматизмом. Так, в письме руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Пермскому краю генерал-лейтенанта юстиции М.Н. Заббарова, адресованного Председателю Правительства Пермского края . . , ,

2015 - 2016 « -

изводстве следственных подразделений края

3 -

, -

,

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в анализируемый период времени в возбужде-

нии уголовного дела было отказано в трех случаях, все по фактам травмирования несовершеннолетних в результате посещения надувных .

проведения проверок было установлено, что травмы несовершеннолетние получили в результате собственных неосторожных действий, произошедшее квалифицировалось как несчастные случаи. Дети, при посещении аттракционов вели себя активно: прыгали, бегали, скатывались по наклонной поверхности (в соответствии

).

Опрошенные по указанным обстоятельствам родители пострадавших детей поясняли, что перед посещением аттракциона правила поведения детям не разъяснялись, за исключением необходимости снять обувь и скатываться с горки по очереди, когда внизу горки отсутствуют другие дети» [4].

Определенную озабоченность настоящее время вызывает травматизм при организации квестов. Так, по данным «7я.ру», перенасыщение рынка квестов в Москве приводит к падению качества и росту числа случаев несоблюдения организаторами техники безопасности: например, в начале 2017 .

не отрубил голову игроку; летом этого же года 12-летняя девочка сорвалась с 1,5-метровой высоты на металлический штырь; в конце октяб-2017

в самый разгар игры провалилась под пол. И

видимо не случайно 01 ноября 2017 г. в 13:00 в -

«Национальная Служба Новостей» состоялась

пресс-конференция на тему: «Опасные квесты.

», -

ли: депутат Московской Городской думы, член комиссии по безопасности Антон Палеев; председатель Совета по общественной безопасности

Общероссийской организации «Офицеры Рос» ; -

сии сети квестов в реальности «^аустрофобия» Сергей Кузнецов; вице-президент Национальной Ассоциации Участников Квестиндустрии Марина

Нестеренко; пострадавшая от халатности орга-

,

[5].

Вызывает озабоченность ситуация с травматизмом и в сфере туризма, включая так называе-« ». , - 2009

пределы России в качестве туристов выезжало 9 млн. 555 тыс. человек [6], в 2010 году - 12 млн. 605 тыс., в 2011 году - 14 млн 495 тыс [7]. Однако, согласно выборочной статистической информации, рассчитанной в соответствии с Официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок, уже в 2015 году число выездных туристских по-

34 . 390 . ( 2016 туристический поток несколько сократился и составил 31 млн 658 тыс. поездок) [8]; по трем кварталам 2017 года прирост выездного турпо-тока составил более 20 %, при этом за данный период времени россияне совершили около 31 [9]. ,

российских граждан за границей нередко сопря-

жен с различного рода происшествиями и связан, порой, не только с причинением вреда здоровью, но смертью туриста. Так, по сведениям РиаНовости, лишь за период 2011-2012 гг. за

33 -

ста [10]; за период 2014-2015 гг. за рубежом погибло 40 российских туристов [11]. Случаи же ,

становятся жертвами преступных посягательств, практически не подсчитываются.

Здесь мы проиллюстрировали лишь отдельные негативные примеры оказания услуг населению

в области экстремальных развлечений и туриз-

,

даже необходимости более детального регулирования их оказания. И нет сомнений в том, что одним из действенных механизмов правового регулирования качества оказания такого рода услуг населению является уголовно-правовой механизм.

Однако, следует констатировать, что сфера экстремальных развлечений и туризма чрезвычайно

разнообразна и, соответственно, потребует для -

«чрезмерно-излишней» специализации уголовно-правовых норм. Вполне допускаем, что этот

,

- -

мой. Тем не менее, считаем, что для случаев -

экстремальных развлечений и туризма вполне достаточно общей уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасно-( . 238 ).

Кроме того, в рамках нашего исследования, но уже применительно к сфере выездного туризма, следует акцентировать внимание еще на одном моменте. Дело в том, что реакция правоохранительных органов стран, принимающих российских туристов, не всегда адекватная. Поскольку факты причинения вреда здоровью или даже гибели туриста имеют большой общественный резонанс, правоохранительные органы принимающих туристов стран пытаются представить

такого рода факты в лучшем случае, в качестве , -

туриста (последнее, конечно, является доста-

).

Выход из этой ситуации усматривается в следующем. Целесообразно (допускаю даже, что в целях общего предупреждения) решать вопросы о привлечении иностранных граждан, виновных в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в сфере выездного туризма к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. Более того, для этого имеются даже законодательные предпосылки.

Литература:

1. Ожегов СМ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Российская академия наук / СИ. Ожегов, . . //

Так, Федеральным Законом РФ от 27 июля 2006 г. № 15Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального за-«

о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» [12]

внесены изменения в ч. 3 ст. 12 УК РФ, в которой « -

ции, и в случаях ...» заменены словами «против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях ...», а слова «если они не были ...» заменены словами «если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были ...».

, , , -

лизация представляется очень и очень сомни.

Ранее, в соответствии с так называемым реальным принципом действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц, иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно не проживающее на территории РФ, и совершившее преступление за пределами России, могло нести ответственность по законодательству РФ, если это деяние посягало исключительно на государственные . , ,

перечень объектов посягательства в аналогичных ситуациях расширен: интересы гражданина Российской Федерации или интересы постоянно промывающего в России лица без гражданства. Сле-

,

будут оказаны услуги, не отвечающие требованиям

,

направленным против интересов гражданина Российской Федерации. При этом, виновные в оказа-, -

сти, лица (штрудники зарубежных туристических фирм, служащие отеля, водители туристических автобусов и др.) могут (а с точки зрения закона -должны) нести ответственность по УК РФ (шли они

не были осуждены по законодательству «гаоего» ).

На первый взгляд, реализацию указанного положения в настоящее время трудно представить.

Однако в условиях активизации «выездного ту»

граждан за рубежом необходим соответствующий международно-правовой механизм (заклю-- -

зании помощи по гражданским, семейным и уго-). -ния в ст. 12 УК РФ останутся простой декларацией и не более того, а российский турист за границей будет защищен не в полной мере.

Literature:

1. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova // Russian Academy of Sciences. Institute of Russian lan-

. . . . 4- ., .

М. : «А ТЕМП», 2004. 944 с.

2. Тихомирова A.B. Юридическая энциклопедия / . . , . . . 5- ,

дополненное и переработанное; Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. 972 с.

3.

Федерации. Официальный сайт [Элеетронный ресурс] / URL.: https://MBfl^/news/item/12022918 (дата обращения: 17.01.2018).

4. . .

права граждан: понятие, осуществление, защита. 2-е изд., испр. и доп. М.: МЗ Пресс, 2001. 244 с.

5. [ ] / URL.: http://barda-rayon.ru/upload/versions/23608/ 105962/ Pismo_CUPK_po_travmatizmu.pdf (дата обращения: 17.01.2018)

6. 7я.ру [Элеетронный ресурс] / URL.: http://conf. 7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf= Cinema&trd= 15635 (дата обращения: 22.01.2018).

7. [ ] / URL.: http://tourest.ru/ publ/ statistika_turizma_v_ rossii_2009 (дата обращения: 07.01.2018).

8. [ ] / URL.: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011 (дата обращения: 07.01.2018).

9. . -ство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL.: https://www. russiatourism. ru/ content/8/section/82/detail/4508/ (дата обращения: 07.01.2018).

10. Итоги 2017: Каким стал год для туристской

// [ ] / URL.: http://www.interfax.ru/russia/594030 (дата обращения: 07.01.2018).

11. [ ] / URL.: http://www.ria.ru/spravka/20121021/905081937.html (дата обращения: 07.01.2018).

12. РиаНовости [Элеетронный ресурс] / URL.: https://ria.ru/spravka/20150629/1102638230.html (дата обращения: 07.01.2018).

13. . 2006. 29 .

guage. V.V. Vinogradova. 4th ed., supplemented. M. : «a PACE», 2004. 944 p.

2. Tikhomirova L.V. Legal encyclopedia / L.V. Tikhomirova, M.Yu. Tikhomirov. Edition 5th revised and supplemented; ed. by M.Yu. Tikhomirova. M., 2005. 972 p.

3. Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Official site [Electronic resource] / URL.: https://MBfl.pc[)/news/item/12022918 (accessed: 17.01.2018).

4. Maleina N.M. Personal non-property rights of citizens: concept, implementation, protection. 2nd ed., Spanish. and additional. M. : MZ Press, 2001. 244 p.

5. The text of the letter [Electronic resource] / URL.: http://barda-rayon.ru/upload/versions/23608/105962/ Pismo_CUPK_po_travmatizmu.pdf (accessed: 17.01.2018)

6. 7ya.ru [Electronic resource] / URL.: http://conf. 7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Cinema&trd=15635 (accessed: 22.01.2018).

7. Tourist guide [Electronic resource] / URL.: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_v_rossii_200 9 (accessed: 17.01.2018).

8. Tourist guide [Electronic resource] / URL.: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011 (accessed: 07.01.2018).

9. Federal Agency for tourism. Ministry of culture of the Russian Federation [Electronic resource] / URL.: https://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/de tail/4508/ (accessed: 07.01.2018).

10. Results 2017: what was the year for the tourism industry // Interfax [Electronic resource] / URL.: http://www.interfax.ru/russia/594030 (accessed: 07. 01. Two thousand eighteen).

11. RIANovosti [Electronic resource] / URL.: http://www.ria.ru/spravka/20121021/905081937.html (accessed: 07.01.2018).

12. RIANovosti [Electronic resource] / URL.: https://ria.ru/spravka/20150629/1102638230.html (accessed: 07.01.2018).

13. Russian newspaper. 2006. July 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.