© Кульчихина Ю.С., 2011
УДК 347.4 ББК 67Х
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Ю.С. Кульчихина
Данная работа посвящена проблемам правового регулирования договора возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства. В ней рассматриваются вопросы, касающиеся материально-правовых аспектов регулирования договора возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства, в частности, его предмета, также рассмотрены некоторые виды услуг в сфере охотничьего хозяйства, предложено определение договора возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Ключевые слова: договор возмездного оказания услуг, услуги, услуги в сфере охотничьего хозяйства, охотничье хозяйство, охотничий туризм.
В настоящее время проблемам, касающимся правового регулирования договора возмездного оказания услуг, в российской цивилистике посвящено достаточно большое количество научных работ и исследований, что обусловлено прежде всего принятием Гражданского кодекса Российской Федерации [5] (далее - ГК РФ), в котором расширен круг правовых институтов, направленных на регулирование договоров, уже имеющих устойчивый договорный тип.
«Включение нового для ГК РФ договора возмездного оказания услуг обусловлено тем, что регулируемые им отдельные услуги, такие как комиссия, поручение, перевозка, банковские и др., не охватывают всего их многообразия, вследствие чего многие из них оказались за пределами ГК РФ 1964 и регулировались либо ведомственными нормативными актами, либо вообще не подверглись правовому регулированию. Кроме этого, ст. 128 ГК РФ рассматривает услуги как самостоятельный объект гражданского права» [13, с. 148].
«...В настоящее время услуги проникают во все области деятельности человека, транс-
формируясь в зависимости от целей их оказания в материальные или нематериальные. Принимая во внимание устойчивую тенденцию диверсификации услуг в современной экономике, законодатель в главе 39 ГК РФ сформировал нормативно-правовую модель договоров возмездного оказания услуг, уже нашедших распространение в гражданском обороте, а также тех, которые пока не имеют широкого применения в российском бизнесе услуг, но в дальнейшем, несомненно, получат свое развитие... Нормы о договорах возмездного оказания услуг представляют собой правовой институт, хотя еще совсем недавно возможность признания таковым этой совокупности норм являлась дискуссионной» [11, с. 15].
Сфера услуг в российской экономике действительно занимает достаточно весомый сектор, где задействован большой процент трудоспособного населения, и многие индивидуальные предприниматели и юридические лица в своей деятельности ориентированы именно на оказание услуг. Несмотря на то что в ГК РФ закреплено всего несколько статей, относящихся к договору возмездного оказания услуг, все общие положения относительно всех возможных видов услуг базируются именно на нормах ГК РФ и соответствуют им.
«Набор используемых практически в любой экономической сфере договоров услуг непрерывно расширяется. При этом отдельные виды услуг нередко отличаются друг от друга весьма существенным образом. Данное обстоятельство вынудило законодателя посвятить отдельным из них, главным образом, традиционно выделяемым в кодифицированных актах, специальные главы в ГК РФ. Однако за их пределами остались многие уже сложившиеся виды услуг, а также те, потребность в которых может возникнуть в будущем» [10, с. 14].
При попытке рассмотрения непосредственно самого понятия «услуга» в российском праве невольно приходим к выводу о том, что данное понятие имеет довольно размытые границы, что порождает множество вопросов и, как следствие, различную трактовку среди ученых и цивилистов.
Понятие «услуга» находится на стыке двух наук - экономики и права, не имея строго научного экономического или юридического содержания. Однако разработанные в теории гражданского права определения услуги в той или иной мере основываются на экономической теории [15, с. 28].
К. Маркс различал два рода услуг в зависимости от результата деятельности: «...услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара или труда, воплощенных в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара» [9, с. 413].
Н.П. Индюков под услугой понимает потребительскую стоимость в форме деятельности (положительный эффект), которая способна удовлетворить те или иные человеческие потребности, и «положительный эффект неотделим от деятельности» [6, с. 32-33].
М.В. Кротов же придерживается позиции о том, что «услуга создает определенный экономический эффект... как и вещь, услуга представляет собой определенную форму продукта труда и обладает всеми свойствами товара» [7, с. 4].
Е.А. Пучков считает, что «...услуга -специфический продукт “живого труда”, который заключается для получения (достижения) определенного результата в целях личного ис-
пользования. При этом результаты услуги могут иметь материальный и долговременный характер» [11, с. 16].
По мнению В.В. Кулибановой, «услуга -реакция производителя на запросы рынка и, следовательно, имеет свою потребительную стоимость, что предопределяет ее товарный характер, который выражается в способности удовлетворить потребности людей с помощью ее (услуги) приобретения, использования и потребления» [8, с. 15].
В юридической литературе в свое время имело место и выражение отрицательного отношения к резкому противопоставлению в гражданском праве таких понятий, как «услуга» и «работа». Так, М.И. Брагинский пишет, что «услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой - занятие каким-либо делом, применение своего труда. Каждая услуга становится объектом гражданско-правового обязательства тогда, когда выражается в какой-то работе, а работа - когда она принимает форму оказания услуги [1, с. 30].
В свою очередь, следуя этимологическому значению термина, услуга - это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности, и само оказание услуг создает желаемый результат [12, с. 359].
Также необходимо отметить, что всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуги «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие [14, с. 152]. Такой подход к пониманию услуг находит свое отражение не только в гражданском, но и в налоговом законодательстве. Так, например, согласно ч. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Возвращаясь к договору возмездного оказания услуг, нельзя не отметить, что такой договор содержит целый ряд специфических особенностей, которые отличают его от других гражданско-правовых договоров.
Остановимся на рассмотрении предмета договора возмездного оказания услуг. Так, пред-
метом договора возмездного оказания услуг являются определенные услуги (закрепленные легально в ст. 779 ГК РФ как определенные действия или определенная деятельность), при реализации которых необязательно наличие овеществленного результата, так как при оказании услуг важен не только результат, но и сам процесс оказания услуг. Догматическое определение предмета договора возмездного оказания услуг предполагает, что предмет устанавливается через возмездное отношение заказчика и исполнителя по поводу услуги, тождественным понятием которой являются определенные действия или определенная деятельность. Специфика предмета данного договора преимущественно рассматривается через предмет договора по выполнению работ, полезный результат которого имеет овеществленный, материальный результат [23, с. 35].
Если же рассматривать непосредственно договор возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства, то предметом такого договора могут выступать, например, такие услуги, как услуги по разработке проектов внутри- и межхозяйственного (территориального) охотустройства, разработке проектов организации дичеферм, проведению аудита охотничьих хозяйств, составлению перспективного плана развития и деятельности охотничьих хозяйств, расчету ущерба охотничьим хозяйствам от реализации хозяйственной деятельности, консультационные и иные услуги, предоставляемые в сфере охотничьего хозяйства. В связи с чем приходим к выводу, что большую роль имеет именно то, что до момента составления договора на оказание услуг сторонам необходимо точно определить, подпадают ли их взаимоотношения под понятие «услуги», так как ошибка в квалификации договора может повлечь серьезные последствия для сторон сделки в силу того, что отдельные виды договоров регулируются совершенно иными нормами законодательства и перечень существенных (обязательных) условий для данного вида договора может быть различным.
«Выделение отдельных типов договоров в конечном счете всегда связано с тем, что для соответствующей модели договора возникает необходимость установления специального правового режима. Он должен быть особым,
а значит, при отсутствии прямых отсылок применение норм, рассчитанных на иную договорную модель, допускается только в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ)» [10, с. 13].
К сожалению, в законодательстве отсутствует единая классификация договоров оказания услуг. Главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» охватываются лишь те услуги, которые не являются предметом других договоров, направленных на оказание услуг и указанных в ГК РФ [16, с. 49]. Классическими примерами договора возмездного оказания услуг являются закрепленные в ст. 779 ГК РФ договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. Перечень услуг, определенных в указанной статье, не является исчерпывающим, то есть не исключает возможность относить к услугам иные виды деятельности.
Специальное правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг находит свое выражение в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Так, например, Федеральный закон от 24 июня 2009 г. N° 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19] (далее - Закон об охоте) определяет услуги в сфере охотничьего хозяйства как услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг [услуги по содействию развитию промысловой охоты (услуги по охоте в весенний, летне-осенний и зимний сезоны); услуги, связанные с разведением дичи (кроме ветеринарной помощи) в охотничьих хозяйствах]. По смыслу ст. 55 Закона об охоте услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, договор заключается в целях полу-
чения заказчиком необходимых услуг (в нашем случае - услуг в сфере охотничьего хозяйства), которые исполнитель в силу обладания специальными возможностями (профессиональными, образовательными, иными) способен предоставить за определенную плату. В силу того, что перечень услуг не носит исчерпывающего характера, нормы главы 39 ГК РФ можно назвать общими, поскольку особенности оказания каждого вида услуг регламентируются отдельными нормативными актами.
Также в ГК РФ не содержится каких-либо ограничений относительно субъектного состава по договору возмездного оказания услуг, поэтому необходимо ориентироваться на общие правила участия граждан и юридических лиц в гражданском обороте. По общему правилу исполнитель обязан оказать услуги лично. Такой подход связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью оказывающего их лица. Действительно, при оказании некоторых услуг имеет значение персонификация личности исполнителя. Например, начинающий, неопытный охотник обратился за консультацией к известному специалисту по обработке трофеев, а тот, в свою очередь, поручил проконсультировать клиента своему ассистенту. Независимо от качества данной консультации, охотника интересовало мнение именно специалиста, а не его ассистента, поэтому обязанность личного исполнения носит характер общего правила. В свою очередь, стороны могут предусмотреть в договоре такое право исполнителя, как возможность привлечения третьих лиц для более качественного исполнения договора.
Далее перейдем к рассмотрению некоторых услуг на примере поименованных в ГК РФ договоров возмездного оказания услуг, применение которых возможно в сфере охотничьего хозяйства, а именно договора возмездного оказания туристских услуг, а также договора возмездного оказания информационных услуг.
Правовое регулирование договора возмездного оказания туристских услуг находит свое выражение в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [18], в соответствии с которым туризм -это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебнооздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, а туристская деятельность определена как туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туристская деятельность - это вид предпринимательской деятельности по предоставлению комплексной туристской услуги (турпро-дукта), а также оказанию иных индивидуальных услуг в сфере туризма. Туристские услуги - это индивидуально-обособленные услуги по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов, услуги гида-переводчика, а также иные услуги, предоставляемые в зависимости от целей туризма и не являющиеся сопутствующими к перевозке или размещению [2, с. 10]. Туристская услуга - индивидуально обособленная услуга, оказание которой в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить путешествие (является условием путешествия) в соответствии с его целями и потребностями туриста, имеющая правовую форму, соответствующую закону [4, с. 37].
Различают следующие виды туризма: внутренний, въездной, выездной, международный, социальный и самодеятельный.
В связи с этим определим понятие «охотничий туризм» как один из видов туризма, направление туристской деятельности фирм и охотничьих организаций с целью проведения охоты для лиц, постоянно не проживающих в местах ее осуществления. Соответственно, иностранный охотничий туризм - туризм с целью охоты иностранных граждан (въездной) или граждан РФ, выезжающих в другие страны с целью охоты (выездной).
Таким образом, охотничий туризм - явление относительно молодое, которое можно определить как особый вид туризма, как организованное, платное путешествие с целью трофейной охоты, обеспеченное комплексом специфических услуг. Установлено, что трофейная охота - основная услуга процесса охотничьего туризма,
удовлетворяющая цели самовыражения и самоутверждения туриста, оказываемая в местах туристского назначения и оплачиваемая либо до, либо во время путешествия [3, с. 5].
Договоры услуг информационной сферы являются составной частью в других видах договоров возмездного оказания услуг, в том числе и договора возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства, где деятельность субъектов связана с созданием, преобразованием и потреблением информации. Предметом такого договора могут выступать такие виды услуг, как аудиторские услуги, услуги связи, оценочной деятельности, услуги по проведению маркетинговых исследований, рекламных и иных услуг [14, с. 44]. Предоставление указанных услуг осуществляется на основании Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [17], Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [22], Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [20], Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [21] и т. д.
Резюмируя вышеизложенное, можно классифицировать договор возмездного оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства как гражданско-правовой договор, заключаемый в целях получения заказчиком услуг в сфере охотничьего хозяйства, по которому исполнитель обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность за плату, некоторые из которых в своем большинстве не имеют материального результата (например, консультационные услуги по организации и ведению охотничьего хозяйства, обработка данных дистанционного зондирования для охоттакса-ции при проведении охотустроительных работ, егерские услуги и др.), другие же, наоборот, имеют своей целью достижение материального результата (например, услуги по обработке трофеев).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брагинский, М. И. Общее учение о хозяйственных договорах / М. И. Брагинский. -Минск : Наука и техника, 1967. - 260 с.
2. Баразгова, Э. Г. Туристские услуги в Российской Федерации: Гражданско-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Э. Г. Баразгова. -Кисловодск, 2005. - 27 с.
3. Вашукевич, Ю. Е. Организационно-экономические основы становления и развития охотничьего туризма в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю. Е. Вашукевич. - Иркутск, 2003. - 25 с.
4. Вольвач, Я. В. Услуга, связанная с туристской деятельностью, и туристская услуга / Я. В. Вольвач // Адвокат. - 2008. - № 10. - С. 102-110.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Индюков, Н. П. Услуга как объект гражданского правоотношения / Н. П. Индюков // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. - Свердловск, 1978.
7. Кротов, М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве : учеб. пособие / М. В. Кротов. - Л. : РИО ЛГУ, 1990. - 120 с.
8. Кулибанова, В. В. Маркетинг сервисных услуг / В. В. Кулибанова. - СПб. : Вектор, 2006. - 179 с.
9. Маркс, К. Теория прибавочной стоимости. Ч. 1 (IV т. «Капитала») / К. Маркс. - М., 1954. - 430 с.
10. Накушнова, Е. В. Особенности правового регулирования договора возмездного оказания услуг / Е. В. Накушнова // Нотариус. - 2007. - № 2. - С. 13-16.
11. Пучков, Е. А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг : автореф. дис.... канд. юрид. наук / Е. А. Пучков. - М., 2006. - 22 с.
12. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 478 с.
13. Садиков, О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / О. Н. Садиков. - 3-е изд., испр. и доп. -М. : Контракт : ИНФРА-М, 2006. - 1062 с.
14. Ситдикова, Л. Б. Информационная услуга: проблемы определения и классификации / Л. Б. Сит-дикова // Юридический мир. - 2008. - № 4. - С. 43-48.
15. Ситдикова, Л. Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ / Л. Б. Ситди-кова // Юридическое образование и наука. -2008. - № 1. - С. 28-32.
16. Сокол, П. В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг / П. В. Сокол // Журнал российского права. - 2009. - № 8. - С. 49-60.
17. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.
18. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
19. Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июня 2009 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.
20. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3813.
21. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
22. Федеральный закон «О связи» от 29 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 28. - Ст. 2895.
23. Шаблова, Е. Г. Договоры возмездного оказания услуг: практика исполнения / Е. Г Шаблова // Право и экономика. - 2002. - № 10. - С. 35-40.
SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE PAID SERVICE AGREEMENT IN THE SPHERE OF HUNTING FARMS
Yu.S. Kulchikhina
This work is devoted to problems of legal regulation of the paid service agreement in the sphere of hunting farms. It deals with the issues relating to substantive aspects of the regulation of paid service agreement in the sphere of hunting farms, and its subject matter in particular, as well as some types of services in the sphere of hunting farms; the author proposes the definition the paid service agreement in the sphere of hunting farms.
Key words: paid service agreement, services, services in the sphere of hunting farms, hunting farm, hunting tourism.