1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
3.2. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Сангинов Дониёр Шомахмадович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой предпринимательского и коммерческого права.
Место работы: Таджикский национальный университет.
Факультет: юридический. E-mail: doniyor_sanginov@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование отношений в сфере оказания социально-культурных услуг по законодательству Республики Таджикистан и предлагается авторское мнение по данному вопросу.
Ключевые слова: правовое регулирование; отношения по оказанию социально-культурных услуг; медицинские услуги; услуги культуры; туристско-экскурсионные услуги; услуги образования; услуги физической культуры и спорта.
LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICES UNDER THE LAWS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Sanginov Doniyor Shomahmadovich, PhD at law, associate professor. Position: Head of Business and Commercial Law chair.
Place of employment: Tajik National University.
E-mail: doniyor_sanginov@mail.ru
Annotation: This article examines the legal regulation of relations in the sphere of social and cultural services under the laws of the Republic of Tajikistan and the author offered an opinion on the matter.
Keywords: legal regulation; relations to provide welfare services, medical services, cultural services, tourist and excursion services, education services, services of physical culture and sports.
Для качественного оказания отдельных услуг, в том числе и социально-культурных, необходимо устойчивое правовое регулирование. В теории государства и права под правовым регулированием понимается «осуществляемое всей системой юридических средств
воздействия на общественные отношения с целью их
1
упорядочивания» или «целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств»2. По мнению С.С. Алексеева, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти
1 См.: Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003. С. 24.
2 См.: Теория государства и права/ Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. С. 221.
строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой3.
Представляется, что понятие «система юридических средств» является обобщающим, в связи с чем, на наш взгляд, понятие правового регулирования определяется как юридическая регламентация общественных отношений, выраженная в дозволении, обвязывании, запрете либо сочетании различных вариантов этих способов. Несмотря на разнообразие определений правового регулирования, всем им присущ общий предметный, целевой и методологический состав: целью правового регулирования является упорядочивание и регламентация общественных отношений; объектом правового регулирования выступают общественные отношения, на которые направлено упорядочивание; методом правового регулирования является совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация4.
Социально-культурные услуги - это действия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по удовлетворению духовных, интеллектуальных, физических потребностей потребителя, поддержанию его нормальной жизнедеятельности, обеспечению и восстановлению здоровья, физического развития личности и повышению его профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, культурные услуги, туристскоэкскурсионные услуги, образовательные услуги и физкультурно-спортивные услуги.
Правовое регулирование отношений в сфере оказания социально-культурных услуг в Республике Таджикистан осуществляется на основе Г ражданского кодекса Республики Таджикистан (части 2)5 и Закона Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года, № 72 «О защите прав потребителей»6.
Отдельные подвиды социально-культурных услуг кроме ГК РТ и Закона Республики Таджикистан «О защите прав потребителей» регулируются отраслевыми нормативными актами. Например, оказание медицинских услуг регулируется следующими нормативноправовыми актами: 1) Закон Республики Таджикистан от 15 мая 1997 г., № 420 «Об охране здоровья населения»; 2) Закон Республика Таджикистан от 2 декабря 2002 г., № 60 "О частной медицинской деятельности";
3) Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года, № 676 "О семейной медицине"; 4) Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 г., № 73 "О народной медицине"; 5) Закон Республики Таджикистан от 18 июня 2008 года № 408 "О медицинском страховании в Республике Таджикистан" и т.д.
Оказание культурных услуг регулируется на основе следующих актов: 1) Закон Республики Таджикистан от 14 декабря 1996 г., № 382 «О телевидении и радиове-
3 См.: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1998. С. 134.
4 См.: Сангинов Д.Ш. Правовое регулирование туристской деятельности в Республике Таджикистан: Дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2010. С. 39-40.
5 См.: Гражданский Кодекс Республики Таджикистан (Часть вторая) от 11 декабря 1999 года, № 884// Электронный ресурс: http://mmk.tj/ru/legislation/codecs/. (дата обращения:15.01.2014г).
6 См.: Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года, № 72 «О защите прав потребителей»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 12. ч. 1. Ст. 699; 2008. № 10. Ст. 817.
62
ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ
Сангинов Д.Ш.
щании»; 2) Закон Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года, № 704 «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»; 3) Закон Республики Таджикистан от 13 декабря 1997 г., № 516 "О культуре"; 4) Закон Республики Таджикистан от 6 августа
2001 года № 42 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; 5) Закон Республики Таджикистан от 2 декабря
2002 года, № 80 «О театре и театральной деятельности»; 6) Закон Республики Таджикистан от 1 августа
2003 года, № 32 «О библиотечной деятельности»; 7) Закон Республики Таджикистан 1 августа 2003 года, № 43 «О народных художественных промыслах»; 8) Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года, № 67 «О кино»; 9) Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 года № 178 "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия"; 10) Закон Республики Таджикистан от 8 июня 2007 г., № 272 «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан»; 11) Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 года, № 838 "О музеях и музейном фонде" и т.д.
Регулирование оказания туристско-экскурсионных услуг осуществляется на основе таких актов: 1) Закон Республики Таджикистан от 3 сентября 1999 г., № 824 "О туризме"; 2) Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2005 г., № 80 "О вопросах государственной поддержки развития экотуризма, горно-спортивного туризма и альпинизма в Республике Таджикистан"; 3) Концепция развития туризма в Республике Таджикистан на 2009-2019 годы от 2 апреля 2009 г. № 202; 4) Государственная программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2010-2014 годов от 28 мая 2009 г., № 299; 5) Положение о Государственном кадастре туристских ресурсов Республики Таджикистан от 4 мая 2000 года № 199 и т.д.
Оказание образовательных услуг регулируется следующими актами: 1) Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 года № 531 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; 2) Закон Республики Таджикистан от 16 апреля 2012 года, № 826 "О дополнительном образовании"; 3) Закон Республики Таджикистан от 22 июля 2013 года, № 1004 "Об образовании"; 4) Государственная программа по реализации Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан в сферах труда, социальной защиты и образования на 2012-2015 годы от 3 апреля 2012 года, № 144; 5) Концепция перехода на новую систему общеобразовательного образования в Республике Таджикистан от 3 мая 2010 года, № 207; 6) Концепция информационной системы управления сферы образования Республики Таджикистан от 2 ноября 2007 года № 530; 7) Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012-2020 годы от 30 апреля 2012 года, № 200; 8) Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года от 30 июня 2012 года, № 334; 9) Типовое положение учреждений дополнительного образования Республики Таджикистан от 30 июня 2007 года, № 348 и т.д.
Оказание физкультурно-спортивные услуги регулируется следующими актами: 1) Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2003 года, № 28 «О детскоюношеском спорте»; 2) Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 года, № 243 «О физической культуре и спорте»; 3) Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 года, № 953 «О спортивной подготовке»; 4)
Национальная Концепция развития физической культуры и спорта Республики Таджикистан от 31 декабря 2004 года, № 512; 5) Комплексная программа развития физической культуры и спорта в Республике Таджикистан на 2011-2015 годы от 30 августа 2011 года № 425.
Анализ универсальных и отраслевых нормативноправовых актов показывает, что оказание социальнокультурных услуг в Республике Таджикистан осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг (глава 37 ГК РТ). Но наличие таких недостатков как несоответствие отраслевых нормативно-правовых актов с универсальными по оказанию услуг, отсутствие общего классификатора социально-культурных услуг, неиспользование единых понятий в отраслевых актах данной области затрудняет оказание этих услуг исполнителями и влияет на культуру обслуживания.
В Таджикистане на основе Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 года, № 1021 в целях развития гражданских правоотношений предусматривается необходимость внести изменения и дополнения в части 1, 2 и 3 Гражданского кодекса. На данный момент Национальным центром законодательства при Президенте Республики Таджикистан разрабатывается часть первая Гражданского кодекса Республики Таджикистан в новой редакции. Думаем, что для совершенствования гражданского законодательства по вопросу оказания социально-культурных услуг вышеперечисленные недостатки в процессе подготовки новой редакции частей первой и второй Гражданского кодекса Республики Таджикистан будут устранены. Ведь в соответствие с ст. 2 Гражданского кодекса Республики Таджикистан: «Нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах и иных актах законодательства, должны соответствовать настоящему Кодексу»
Список литературы:
1. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан (Часть вторая) от 11 декабря 1999 года, № 884// Электронный ресурс: http://mmk.tj/ru/legislation/codecs/. (дата обращения:15.01.2014г).
2. Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года, № 72 «О защите прав потребителей»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 12.
ч. 1. Ст. 699; 2008. № 10. Ст. 817.
3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003. 448 с.
4. Сангинов Д.Ш. Правовое регулирование туристской деятельности в Республике Таджикистан: Дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2010. 193 с.
5. Теория государства и права/ Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. 496 с.
6. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. С.С. Алексеева. М., 1998. 456 с.
7. Сангинов Д.Ш. Понятие и особенности социальнокультурных услуг по законодательству Республики Таджикистан // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №1.
Literature list:
1. The Civil Code of the Republic of Tajikistan (Part Two) from December 11, 1999, № 884// Electronic resource: http://mmk.tj/ru/legislation/codecs/. (date accessed: 15.01.2014е.).
63
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
2. Law of the Republic of Tajikistan on December 9, 2004, № 72 "On Protection of Consumers' Rights// Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. 2004. Number 12. Part 1. St. 699, 2008. Number 10. St. 817.
3. Komarov S.A., Malko A.V. Theory of State and Law: Study guide. Short textbook for high schools. M.: Norma, 2003. 448 p.
4. Sanginov D.Sh. Legal regulation of tourist activity in the Republic of Tajikistan: Dis. ... cand. jurid. sciences. Dushanbe, 2010. 193 p.
5. Theory of State and Law / S.S. Alekseev, S.I. Arkhipov et al. M.: Norma, 2005. 496 p.
6. Theory of State and Law : A Textbook for universities and law faculties / Ed. S.S. Alexeev. M., 1998. 456 p.
Отзыв
научного консультанта на научную статью Сангинова Дониёра Шомахмадовича на тему «Правовое регулирование отношений в сфере оказания социальнокультурных услуг по законодательству Республики Таджикистан»
Сангинов Д.Ш. впервые в Республике Таджикистан в данной статье проанализировал законодательство страны, регулирующее отношения в сфере оказания социально-культурных услуг. В современном обществе закон как средство регулирования всех аспектов общественной жизни имеет бесспорную роль и позицию, поскольку развитие общества возможно только путем законодательного и справедливого регулирования общественных отношений. Четкое определение необходимости разработки проектов законов, их сопоставление с действующими законами, изучение и определение соответствия принятых законов требованиям времени и общества, а также их обоснование с научной точки зрения имеют много возможностей и нужно использовать их как можно чаще и эффективнее.
На базе этих факторов и в целях развития законодательных актов, регулирующих оказание социальнокультурных услуг, возникла необходимость в анализе нормативно-правовых актов в данной сфере, и этим подтверждается актуальность написания данной статьи.
Относительно каждого вида услуг - медицинских услуг, культурных услуг, туристско-экскурсионных услуг, образовательных услуг, услуг физической культуры и спорта - автор рассматривает законодательные акты как акты, регулирующие данные отношения по оказанию услуг, и выявляет пробелы законодательства по данному аспекту.
Сангинов Д.Ш. для совершенствования законодательства Республики Таджикистан по оказанию социально-культурных услуг предлагает в новой редакции Гражданского кодекса РТ устранить существующие недостатки.
Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным статьям, и рекомендуется к печати.
Директор Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан, доктор юридических наук, профессор М.З. Рахимов
64