Научная статья на тему 'Некоторые аспекты гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан'

Некоторые аспекты гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГАРАНТИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЧЕЛОВЕК / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафаров Бахтовар Амиралиевич

В статье рассматривается вопросы гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан. Анализируются нормы уголовного законодательства Республики Таджикистан по данным вопросам. Автор, проводя итоги, отмечает, что законодательство Республики Таджикистан в сфере правовых гарантий права человека на жизнь отвечает международно-правовым стандартам, но некоторые моменты требуют правового совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the guarantee of the right to life in the legislation of the Republic of Tajikistan

This article discusses issues guarantees the right to life in the legislation of the Republic of Tajikistan. Analyzes the criminal law of the Republic of Tajikistan on these issues. Copyright conducting outcome notes that the legislation of the Republic of Tajikistan in the field of legal guarantees of the right to life meets international legal standards, but some points need improving legal.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан»

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

10.2. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Сафаров Бахтовар Амиралиевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Подразделение: кафедра прав человека и сравнительного правоведения. E-mail: bakht-83@mail.ru Место работы: Таджикский национальный университет.

Аннотация: В статье рассматривается вопросы гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан. Анализируются нормы уголовного законодательства Республики Таджикистан по данным вопросам. Автор, проводя итоги, отмечает, что законодательство Республики Таджикистан в сфере правовых гарантий права человека на жизнь отвечает международно-правовым стандартам, но некоторые моменты требуют правового совершенствования.

Ключевые слова: Международный пакт о гражданских и политических правах, право на жизнь, Конституция, права человека, личные права человека, гражданские права человека, личная безопасность, гарантии, международные стандарты, человек, свобода.

SOME ASPECTS OF THE GUARANTEE OF THE RIGHT TO LIFE IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Safarov Bakhtovar Amiralievich, PhD at law, Associate Professor. Position: head of chair. Department: Human and Comparative Law chair. E-mail: bakht-83@mail.ru Place of employment: Tajik National University.

Annotation: This article discusses issues guarantees the right to life in the legislation of the Republic of Tajikistan. Analyzes the criminal law of the Republic of Tajikistan on these issues. Copyright conducting outcome notes that the legislation of the Republic of Tajikistan in the field of legal guarantees of the right to life meets international legal standards, but some points need improving legal. Keywords: International Pact on Civil and Political Rights, the right to life, the Constitution, human rights, individual rights, civil rights, personal safety, safeguards, international standards, people, freedom.

Таджикистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах 4 января 1999 года, без каких-либо ограничений или толкований. Таким образом, все положения данного документа обязательны для Республики. Одним из основных установлений данного Пакта является право на жизнь, от которого зависит реализация всех других прав. В этой связи в рамках данной статьи попытаемся проанализировать некоторые аспекты законодательства Республики Таджикистан в отношении права на жизнь.

В первую очередь остановимся на положениях ст.2 МПГПП, согласно смыслу которых, Таджикистан как участник Пакта обязан уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте независимо от любых различий; обязан принимать все необходимые конституционные меры; обеспечить каждому человеку, права и свободы которого нарушены независимо от официального положения нарушителей эффективные

средства правовой защиты, устанавливаемые компетентными органами согласно внутреннему праву государства.

Следует иметь в виду, что в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах, который требует прогрессивного исполнения в зависимости от доступных ресурсов, МПГПП налагает немедленные обязательства по соблюдению и обеспечению прав, провозглашенных в нем, и по принятию законодательных и других мер, необходимых для достижения результатов. Именно на основе статьи 2, то есть общего положения о характере обязательств Таджикистана в рамках МПГПП, исследуется степень внедрения в законодательство Таджикистана обязательств страны в отношении соблюдения гражданских и политических прав1.

Правовой статус международных договоров регулирует ст.10 Конституции Республики Таджикистан, согласно которой «Международно-правовые акты, ратифицированные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов».

Указанная конституционная норма является шагом навстречу реализации гражданских и политических прав. Однако, несмотря на наличие данной статьи в Конституции РТ, вопрос заключается в том, внедрены ли эти международные нормы в национальное законодательство, применяются ли они и соблюдаются ли различными государственными структурами.

Наиболее широкий анализ следует предпринять в отношении наиболее важного основного естественного права человека - права на жизнь и закрепление такового в законодательстве Таджикистана.

Итак, согласно ст. 6 Пакта (МПГПП) право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом при недопустимости произвольного ее лишения. Пакт не требует от государств-участников отмены смертной казни. Однако обязывает государства, не отменившие этот вид наказания предпринять все юридические меры, чтобы смертный приговор выносился только за самые тяжкие преступления соответственно закону, действовавшему во время совершения преступления при отсутствии противоречий с положениями Пакта касательно предупреждения геноцида. Смертный приговор осуществляется только во исполнение окончательного приговора вынесенного компетентным судом. Приговоренный к казни должен быть наделен правом помилования или смягчения приговора. Смертный приговор не может быть вынесен лицам моложе 18 лет и не может быть приведен в исполнение в отношении беременных женщин.

Конституционные гарантии права на жизнь устанавливаются в ст. 5 Конституции Таджикистана. Статья 18 Основного закона провозглашает недопустимость лишения жизни кроме как за особо тяжкое преступление и по приговору суда, который должен быть компетентным, независимым и беспристрастным.

Конституция Республики закрепляет право государства на объявление чрезвычайного положения как временной меры при недопустимости ограничения права на жизнь (ст. 47 Конституции РТ).

‘См.: Общий комментарий 3: Реализация на национальном уровне, 27/07/81 и Общий комментарий 31: Характер общих правовых обязательств, налагаемых на государства, являющиеся членами Пакта, 26/05/04, по адресу: http://www.unhchr.ch/tbs/doc. nsf/(Symbol)/CCPR.C.21.Rev.1.Add.13.En?Open document

310

ГАРАНТИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Сафаров Б.А.

Кроме этого ст.11 Конституции РТ запрещает пропаганду войны, Геноцид преследуется согласно от. 398 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, а от. 395 запрещает агрессию.

До внесения поправок в новый Уголовный кодекс смертная казнь применялась к 14 различным преступлениям. Однако количество таких преступлений было снижено с 14 до 5. Несмотря на то, что смертная казнь как высшая мера наказания указана в Уголовном кодексе, с 2004 года Таджикистан наложил мораторий на исполнение смертной казни. С тех пор никто не был приговорен к этой мере наказания.

Уголовное законодательство Таджикистана предусматривает применение смертной казни за следующие преступления: убийство (от. 104, ч.2), изнасилование (от. 138, ч.3), терроризм (от. 179, ч.3), производство или распространение оружия массового поражения (от. 398) и геноцид (от. 399)2. В порядке помилования смертная казнь может быть заменена на пожизненное лишение свободы или лишение свободы сроком на двадцать пять лет (ч.3 от. 59 УК РТ).

Касательно смертной казни в отношении женщин Республика ушла дальше положений Пакта предусматривающих неприменение смертной казни в отношении женщин находящихся в состоянии беременности. Согласно ч. 2 от. 59 УК РТ в отношении женщин смертная казнь не может даже назначаться.

Статья 399 Уголовного кодекса Таджикистана преследует биоцид, ст.400 экоцид.

Действия государства по борьбе с вооружением также можно оценить по наличию законодательства, запрещающего содействие, подстрекательство, поддержку или склонение финансовыми или другими методами любого физического или юридического лица к занятию любой деятельностью, а также покушение или угроза совершить одно из вышеуказанных преступлений.

Следует указать на закрепление в Уголовном кодексе Республики преступлений имеющих косвенное отношение к правам на жизнь (от.от. 224,225,228,198 199 УК РТ).

Для правильной оценки соблюдения и обеспечения права на жизнь необходимо проанализировать меры принятые Республикой для борьбы с терроризмом. В данной работе обзор ограничивается изучением только тех положений, который вызывают озабоченность Комитета по правам человека или требуют тщательного анализа.

В соответствии со от. 14 Закона РТ «О борьбе с терроризмом» органы, уполномоченные проводить борьбу с терроризмом, в процессе пресечения терроризма обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении установленные законом силы, средства, формы и методы.3 Статья 7 Закона о борьбе с терроризмом по-

2 Уголовный кодекс Республики Таджикистан (Ахбори Маджпи-си Оли Республики Таджикистан, 1998 год, №9, ст. 68; №22, ст.306; 1999 год, №12, ст.316; 2001 год, №4, ст.149, 167; 2002 год, №11,ст.675, 750; 2003 год, №8, ст. 456, 468; 2004 год, №5, ст.346; №7, ст.452, 453; 2005 год, №3, ст.126; №7, ст. 399; №12, ст.640;

2007 год, №7, ст.665; 2008 год, № 1, ст. 3; 2008 год, №6, ст. 389, ст.444, ст.447; 2008 год, № 10, ст. 803; 2008 год, №12 ч.1, ст. 986;

2008 год, №12, ч.2, ст.992; 2009 год, №3, ст.80; №7-8, ст.501; 2010, №3, ст. 155; №7, ст. 550; г. 2011, №3, ст. 161; №7-8, ст. 605;Закон РТ от 16.04.2012г., №808; Закон РТ от 03.07.2012г., №844;) // Национальный центр законодательства при Президенте Респубьлики Таджикистан // http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/

3 Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» (Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан 1999 год, №11, ст. 275; 2005 год, № 3, ст.116; 2007год, №5, ст. 355; 2008 год, №10, ст.802; Закон РТ от 01.08.2012г, №879 ) //Национальный

ручает принятие активных мер для борьбы с терроризмом практически всем основным силовым органам. Предусматривается организация Штаба по противодействию терроризму для проведения

контртеррористических операций (ст. 19 Закона). Руководитель штаба определяет зоны проведения операции, исходя из масштаба и степени общественно опасных последствий террористической акции.

Статьи 24 и 25 Закона «О борьбе с терроризмом» определяют вопросы возмещения ущерба, понесенного в результате контртеррористической операции. Данные статьи определяют порядок компенсации ущерба, нанесенного здоровью, собственности или жизни вышеописанных категорий лиц, и определяют объем юридических и социальных мер, применимых в каждой ситуации. Статья 22 в общих чертах описывает условия возмещения ущерба, понесенного в результате террористических актов юридическими и физическими лицами, а именно: «компенсации финансируются из местного бюджета». Статья 23 предусматривает социальную реабилитацию жертв терактов, которая должна предоставляться с учетом возможностей местного бюджета, и меры реабилитации, включая юридическую помощь, психологическую и медицинскую реабилитацию, восстановление рабочих мест и предоставление жилья.

Военнослужащие и персонал агентств, задействованных при подавлении терроризма, не подлежат уголовной ответственности за моральный, материальный и физический ущерб, нанесенный террористам в связи с применением силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях, описываемых законом (статья 28). Это, по всей видимости, единственное положение закона, определяющее юридические рамки ответственности лиц, задействованных в контртеррористических операциях. Законодательство неявно формулирует условия применения силы в законных целях и против законных мишеней, при возникновении ситуации, разрешающей использование силы и огнестрельного оружия. Однако это никоим образом не включает ситуации, возникающие в результате самовольного и незаконного использования силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012г, №879 были внесены дополнительные нормы (ст. 171, 172), касающиеся списков лиц связанных с терроризмом и замораживанием финансовых средств и иного имущества этих лиц.

Представляется, что рассмотренный закон недостаточно четко определяет важные элементы защиты прав человека, в частности такие, как сроки проведения таких операций. Неадекватно описаны вопросы ущерба здоровью, собственности и жизни гражданских лиц в результате мер по борьбе с терроризмом. Описывается только ущерб, нанесенный терактами, но не самими мерами по борьбе с терроризмом. В общих чертах определяется снятие уголовной ответственности с лиц, осуществляющих контртеррористические меры, в отношении морального, материального и физического ущерба, понесенного террористами.

Вопросы права на жизнь требуют обращения к системе исполнения наказаний в Республике Таджикистан, где необходимо исследовать положения имеющие отношение к этому праву.

центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан // http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/1999/

311

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

Эти вопросы регулируются Кодексом исполнения уголовных наказаний4 и Законом РТ «О системе исполнения уголовных наказаний»5.

Статья 20 Кодекса предусматривает право осужденных на личную безопасность. В случае возникновения угрозы жизни и здоровья осужденного, последний может обратиться с соответствующим заявлением к должностному лицу, которое обязано предпринять меры по обеспечению безопасности осужденного.

Во избежание возможности покушения на жизнь и здоровье к осужденным допускается применение физической силы и спецсредств только в определенных рассматриваемым кодексом случаях (от. 87).

Реализация права на жизнь предусматривает также исполнение решения суда о применении принудительного лечения в отношении лиц больных алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ-инфицированных, лиц с психическим заболеванием. Предусматривается право на оказание медицинской помощи, в том числе в отношении беременных женщин в родильных домах. Кодекс предусматривает законодательные гарантии всем осужденным, нуждающимся в лечении. Для этой цели все необходимые медицинские учреждения организуются в пределах исправительных учреждений.

Осужденные к смертной казни наделены определенными правами, такими как право подачи прошения на имя Президента о смягчении приговора; право на свидания с защитником без ограничения; получение и отправление почтовой корреспонденции; краткосрочные свидания с родственниками; ежедневные прогулки; приобретение без ограничений за свой счет продуктов питания и предметов первой необходимости; право в предусмотренном законом порядке оформлять гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; получать необходимую медицинскую помощь.

Правовое положение осужденных регулируется также Законом «О системе исполнения уголовного наказания», который помимо прочих задач устанавливает обеспечение безопасности осужденных, заключённых под стражу, а также персонала, должностных лиц и граждан.

Анализ пенитенциарного законодательства показывает, что Закон об исправительных учреждениях только определяет права и гарантии в соответствии с общими принципами международного законодательства, в то время как конкретные стандарты проживания, санитарных условий, личной гигиены, одежды, белья, еды и др. отсутствуют. Законодательство ссылается на местные нормативные акты, существующие в исправительном учреждении. Поэтому следовало бы разработать общие принципы, устанавливающие минимальные требования в Кодексе, чтобы обеспечить общий минимальный уровень, обязательный для всех учреждений.

4 Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджи-

кистан (Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан, 2001 год, №7, ст. 505; 2О0З год, №12, ст. 683; 2004 год, №7, от. 455;

2OO5 год, №3, ст. 127; 2008 год, №3, ст. 190; №12, часть 1, ст.987; 2010г, №7, ст. 552; №12, ч. 1, ст. 810; 2011 г, №6, ст. 443; ЗРТ от 03.074.2012г., №866) //) // Национальный центр при Президенте Республики Таджикистан //http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/

5 Закон Республики Таджикистан «О системе исполнения уголовного наказания» (Ахбори Маджписи Оли Республики Таджи-

кистан 2004 год, №7, ст. 458; 2006 год, №3, ст. 149; 2007 год, №7, ст. 662, 2008 год, №6, ст. 451; Закон РТ от 16.04.2012г.,№803; от 01.08.2012г., № 883) // Национальный центр при Президенте Республики Таджикистан // http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/

Закон о системе исполнения уголовных наказаний содержит разные нормы, регулирующие применение силы и огнестрельного оружия в исправительных учреждениях.

Если заключенные понесли физический урон или были ранены в результате применения силы, персонал исправительного учреждения обязан оказать заключенным необходимую медицинскую помощь. Обо всех случаях ранения или смерти в результате использования силы персонал должен уведомить непосредственное руководство, с последующим отчетом перед органами прокуратуры. Любое использование силы, специальных средств и огнестрельного оружия, кроме описанных выше ситуаций, запрещено и влечет ответственность за превышение служебных полномочий в соответствии с законодательством Таджикистана.

Персоналу исправительных учреждений в Таджикистане разрешается использовать огнестрельное оружие как крайнюю меру в случае необходимости защиты от нападения или для освобождения заложников; с целью предотвращения группового или вооруженного нападения на персонал исправительного учреждения при исполнении ими своих обязанностей; с целью предотвращения нападения на гражданских лиц, на военные или служебные помещения исправительного учреждения; для ареста лиц оказывающих сопротивление или вооруженных лиц отказывающих сдать оружие. Огнестрельное оружие должно применяться с предупреждением, если иное не разрешено законом. Предупреждение перед использованием огнестрельного оружия не требуется в следующих случаях (как исключение из вышеизложенного правила): в случае неожиданного вооруженного нападения; нападения с использованием военных технологий; нападения с использованием транспортного средства во избежание ареста и с использованием огнестрельного оружия; и, наконец, не требуется предупреждение при использовании огнестрельного оружия для освобождения заложников. Запрещено применение огнестрельного оружия против женщин, инвалидов и несовершеннолетних, кроме случаев вооруженного сопротивления, группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни людей, а также во время посещений или свиданий, когда существует угроза причинения вреда жизни невинных людей.

Статья 105 УК РТ закрепляет наказание за детоубийство. Наказание, предусмотренное для матери, совершившей такое преступление в психической и травматической обстановке во время родов или после них, составляет до 3 лет лишения свободы и ограничение свободы на срок до 5 лет.

Статьей 57 Закона «Об охране здоровья населения» предусматриваются меры по определению момента смерти человека медицинским персоналом, в тексте статьи также содержится положение о запрете эвтаназии. Законом заявлено, что «медицинскому персоналу запрещается осуществлять эвтаназию»6. Такими действиями считаются выполнение просьбы больного пациента ускорить момент наступления смерти посредством конкретных действий или методов, в том числе отключением систем искусственного жизнеобеспечения. Лицо, преднамеренно подталкивающее пациента к

6 Закон Республики Таджикистан « Об охране здоровья населения» (Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан 1997 год, №9, ст. 115; 2003год, №4, ст.149; 2004 год, №2, ст. 45; 2005 год, №12, ст. 651; 2009 год, № 5, ст.339) // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан // http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/

312

ГАРАНТИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Сафаров Б.А.

осуществлению эвтаназии, уголовно преследуется, в соответствии с законодательством Таджикистана.

Представляется необходимым признать, что положения Закона об охране здоровья населения и Уголовного кодекса должны быть приведены в соответствие, в том числе с учетом запрета эвтаназии, предусмотренного в законе, в качестве отдельного уголовно наказуемого деяния. Уголовное законодательство не содержит нормы предусматривающей ответственность за эвтаназию. Поэтому в соответствии с положениями Пакта представляется необходимым ввести в Уголовный кодекс Республики Таджикистан статью 1291 следующего содержания: «Эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни наказывается...».

«Те же действия сопряженные с сознательным побуждением к эвтаназии наказываются.»

Таким образом, законодательство Республики Таджикистан в сфере правовых гарантий права человека на жизнь отвечает международно-правовым стандартам, но некоторые моменты требуют правового совершенствования.

Список литературы:

1. Закон Республики Таджикистан « Об охране здоровья населения» //Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан 1997 год, №9, ст. 115; 2003год, №4, ст.149; 2004 год, №2, ст. 45; 2005 год, №12, ст. 651; 2009 год, № 5, ст.339)

2. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» // Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан 1999 год, №11, ст. 275; 2005 год, № 3, ст.116; 2007год, №5, ст. 355; 2008 год, №10, ст.802; Закон РТ от 01.08.2012Г, №879

3. Закон Республики Таджикистан «О системе исполнения уголовного наказания» // Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан 2004 год, №7, ст. 458; 2006 год, №3, ст. 149; 2007 год, №7, ст. 662, 2008 год, №6, ст. 451; Закон РТ от 16.04.2012г.,№803; от 01.08.2012г., № 883

4. Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан // Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан, 2001 год, №7, ст. 505; 2003 год, №12, ст. 683; 2004 год, №7, ст. 455; 2005 год, №3, ст. 127; 2008 год, №3, ст. 190; №12, часть 1, ст.987; 2010г, №7, ст. 552; №12, ч. 1, ст. 810; 2011 г, №6, ст. 443; ЗРТ от 03.074.2012г., №866)

5. Реализация на национальном уровне, 27/07/81 и Об-

щий комментарий 31: Характер общих правовых обязательств, налагаемых на государства, являющиеся членами Пакта, 26/05/04, по адресу:

http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/ (Symbol)/CCPR.C.21.Rev.1.Add.13.En?Open document

6. Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджписи Оли Республики Таджикистан, 1998 год, №9, ст. 68

7. Сафаров Б.А. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ // Пробелы в российском законодательстве. -2014. - №1.

Literature list:

1. Law of the Republic of Tajikistan "On protection of public health " // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan in 1997 , № 9 , Art. 115 , of 2003 , № 4, Article 149,2004 , № 2 , p. 45 , 2005 , № 12, art . 651 , 2009 , № 5, Article 339 )

2. Law of the Republic of Tajikistan "On Combating Terrorism" // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan in 1999 , № 11

, p. 275 , 2005 , № 3, Article 116; 2007 year , № 5 , p. 355 , 2008 , № 10, Art..802 ; RT Law of 01.08.2012 , № 879

3. Law of the Republic of Tajikistan "On the penal system " // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan in 2004, № 7, p.

458, 2006, № 3, p. 149, 2007, № 7, p. 662,2008 , № 6 , p. 451; RT Law on 16.04.2012., № 803, from 01.08.2012., № 883

4. Penal Enforcement Code of the Republic of Tajikistan // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan , 2001 , № 7 , p. 505,2003 , № 12, art. 683,2004 , № 7, p. 455, 2005, № 3 , p. 127, 2008, № 3, p. 190; № 12 Part 1 art.987, 2010, № 7, p. 552; № 12, Part 1, Art. 810, 2011, № 6 , p. 443; ZRT of 03.074.2012g ., № 866)

5. Implementation at the national level , and General Com-

ment 27/07/81 31 : Nature of the general legal obligation imposed on States which are members of the Covenant, 05/26/04, at : http://www.unhchr.ch/tbs/doc . nsf / (Symbol) /

CCPR.C.21.Rev.1.Add.13.En? Open document

6. The Criminal Code of the Republic of Tajikistan // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 1998, № 9, Art. 68; № 22

Рецензия

на статью Сафарова Бахтовара Амиралиевича - кандидата юридических наук, доцента, заведующего кафедрой прав человека и сравнительного правоведения юридического факультета Таджикского национального Университета на тему" Некоторые аспекты гарантии права на жизнь в законодательстве Республики Таджикистан"

Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность. Спектр возможностей правовой охраны жизни и, прежде всего, права на жизнь, возглавляющего не только систему гражданских прав человека, но и всю систему прав, - один из существенных показателей степени демократичности государства. Права, закрепляющие охрану жизни, зафиксированы в международных правовых актах, а также в большинстве конституций стран мира.

Проблема обеспечения права на жизнь сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, ученых, общественности, является злободневной задачей каждого государства. Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, -процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.

Несмотря на конституционную формулировку: "Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь в качестве исключительной меры наказания применяется за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни -оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат те актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства о пытках в Таджикистане, проблемы биоэтики: вопросы законной трансплантации, медико-биологические исследований над людьми и другие.

Стремление нашей республики обеспечить права человека соответствовать высоким нормам демократии, установленным в цивилизованном мире, в целом диктуют необходимость соотнесения норм о праве на жизнь с положениями таких международно-правовых, актов как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., и Международного пакта о гражданских и политических правах. В частности с 2004 года в Таджикистане введен мораторий на смертную казнь. Все это свидетельствует о том, какое значение органы государственной власти уделяют праву на жизнь.

В своей статье Сафаров Б. досконально рассматривает вопросы, связанные с правом на жизнь, проводит сравнительный и исторический анализ. При этом, он особое внимание уделяет вопросу обеспечения права на жизнь. При этом в статье, высказаны идеи, которые являются мало освещенными. В частности, вопрос начала жизни и обоснованного применения силы. Несомненно, статья Сафарова Б.А. содержит новизну и будет полезна как для научных, так и практических работников.

Заведующий кафедрой конституционного права, доцент, к.ю.н. Диноршоев А.М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.