УДК 343.37
Л.Е. Гришко
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИИ, БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В сопоставляемом плане анализируется уголовное законодательство России, Беларуси и Казахстана, предусматривающее ответственность за совершение налоговых преступлений. Вносятся предложения по его гармонизации.
Ключевые слова: уголовный закон, Таможенный союз, налоговые преступления.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Одним из самых молодых таких объединений является Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана. Одной из задач Союза является стимулирование отечественных экспортных отраслей, то есть льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными (в том числе путем льготного налогообложения). Среди них можно отметить льготное государственное кредитование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Не вызывает сомнения, какую роль играет в данном случае обеспечение реализации налоговой политики. Значительное место здесь принадлежит уголовному законодательству.
Как в России, так в Беларуси и Казахстане ответственность за совершение налоговых преступлений предусмотрена в уголовных кодексах. УК РФ содержит четыре такие статьи («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» - ст. 198 УК; «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» - ст. 199 УК; «Неисполнение обязанностей налогового агента» - ст. 1991 УК; «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыска-
Л.Е. Гришко
ние налогов и (или) сборов» - ст. 1992 УК); УК Республики Казахстан - две статьи («Уклонение от уплаты налога» - ст. 221 УК; «Уклонение от уплаты налогов с организаций» - ст. 222 УК); УК Республики Беларусь - одну статью («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» - ст. 243 УК).
Сопоставление статей, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налога с физического лица и с организации, позволяет выявить как общее, так и особенное. Общими являются отдельные признаки объективной стороны преступлений. Она заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. Для УК всех трех государств характерен такой признак объективной стороны, как причинение ущерба в крупном размере. УК РФ и УК Республики Беларусь предусматривают квалифицирующий признак при совершении налоговых преступлений - совершение их в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 1991 УК РФ; ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь).
В уголовных законах России, Беларуси и Казахстана больше отличий, чем общих черт. Эта разница имеет место: относительно объективной стороны преступления; их квалифицирующих признаков; оснований освобождения от уголовной ответственности.
Так, в отличие от УК РФ и УК Республики Казахстан, помимо таких способов совершения преступления, как уклонение от представления налоговой декларации или внесение в нее заведомо ложных сведений, характерных для УК всех государств-членов Таможенного союза, УК Республики Беларусь называет умышленное занижение налоговой базы.
Уголовное законодательство Республики Беларусь не дифференцирует составы преступлений в зависимости от субъекта преступления: является ли им физическое или должностное лицо организации.
Квалифицирующие признаки: в УК Республики Казахстан имеют место квалифицирующие признаки, которых нет в УК РФ и УК Республики Беларусь. Ими являются: совершение преступления лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов (ч. 2 с. 221 УК), и совершение деяния неоднократно (ч. 2 ст. 222 УК). УК РФ содержит такой квалифицирующий признак при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации, как совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 199 УК). Этого признака нет в УК Беларуси и Казахстана.
Наиболее существенной разницей является то, что российское законодательство, в отличие от законодательства других стран-участниц Таможенного союза, допускает освобождение лица, впервые совершившего преступления, предусмотренные ст. 198, 199, 1991 УК, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, при условии, если лицом полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Данная норма, введенная в УК РФ в декабре 2009 г., в полной мере себя оправдала. Ее реализация положительно сказалась на показателях налоговой преступности. Количество зарегистрированных преступлений в 2011 г. по отношению к
2006 г. сократилось в 2,4 раза и составило соответственно 5 895 и 13 913. Количество лиц, их совершивших, уменьшилось в 3,2 раза и составило соответственно 3 239 и 10 232 человека [1].
Санкции статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, содержат различное количество видов наказаний. Одинаковое их количество в УК РФ и УК Республики Беларусь - четыре, в УК Республики Казахстан - пять. При этом такие виды наказаний, как арест и лишение свободы, имеют место в УК всех государств-членов Таможенного союза, штраф предусматривается в УК РФ и Казахстана, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - в УК РФ и Беларуси, ограничение свободы - в УК РФ и Казахстана. Общественные и исправительные работы имеют место только в УК Казахстана.
Заключая сопоставление норм УК РФ, Беларуси и Казахстана, предусматривающих уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений, можно сказать, что российское законодательство отличается большей дифференциацией при определении деяний в изучаемой сфере в качестве преступления. Самым отличительным и значимым признаком российского законодательства является то, что оно предусматривает не только более гуманные виды наказаний, но и полное освобождение от уголовной ответственности. Положительная динамика количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений (приведенная выше) после введения данного вида освобождения, свидетельствует о высокой степени эффективности избранного направления противодействия данному виду преступности.
У автора статьи не вызывает сомнения целесообразность введения такой нормы в УК других стран-участниц Таможенного союза.
Литература
1. Преступность, национальная безопасность, бизнес / под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2012. 352 с.