УДК 343.98 : 339.19
Елена Евгеньевна КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ,
доцент кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент [email protected]
Арби Русланович АКИЕВ,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук
Дарья Юрьевна ФИСЕНКО,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД
Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРАБАНДЫ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
(СТАТЬЯ 226.1 УК РФ)
CRIMINAL LEGAL AND CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS
OF TIMBER MATERIALS SMUGGLING (ARTICLE 226.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)
В статье на основе анализа действующего уголовного и таможенного законодательства, материалов судебно-следственной практики по вопросам правоприменения в части квалификации противоправных деяний в сфере лесопользования, официальных статистических данных, а также мнений ведущих ученых в области уголовного права и криминалистики рассматриваются особенности отдельных элементов и признаков состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ, характерные непосредственно для контрабанды лесоматериалов как отдельного вида стратегически важных ресурсов Российской Федерации, а также анализируются отдельные элементы криминалистической характеристики данного вида преступных посягательств.
The features of particular elements and signs of a corpus delicti under Art. 226.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, being direct characteristic of timber smuggling as a specific type of strategically important resources of the Russian Federation are considered in the article based on the fundamental analysis of the current criminal and customs legislation, materials of judicial and investigative practice on issues of law enforcement in terms of the qualification of illegal acts in the field of forest exploitation, official statistical data, as well as the leading scientists' opinions in the field of criminal law doctrine and criminalistics; certain elements of criminalistic characteristics of this type of criminal encroachments are analyzed.
Ключевые слова: контрабанда лесоматериалов, стратегически важные ресурсы, квалификация, криминалистическая характеристика, состав преступления, предмет доказывания.
Keywords: timber smuggling, strategically important resources, qualification, forensic characteristics, corpus delicti, fact in proof.
Экспорт леса и лесоматериалов относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). С учетом высокой доходности экспортных поставок леса эта сфера притягивает к себе криминальные элементы, использующие различные схемы незаконной деятельности. По данным Правительства Российской Федерации, лесной фонд занимает около 67% территории России, а анализ теоретических источников и материалов судебно-следственной практики показывает, что незаконный оборот стратегических важных ресурсов в сфере лесопромышленного комплекса (далее - ЛПК)1, как правило, представлен набором таких видов преступлений, как приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ), а также рядом составов преступлений экономической направленности (например, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) и др.
Особое место среди преступлений в данной сфере занимает контрабанда леса как одного из видов стратегически важных ресурсов (ст. 226.1 УК РФ). Согласно официальным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, на протяжении последних пяти лет удельный вес осужденных по ст. 226.1 УК РФ в общем числе осужденных составляет менее 1%. Однако удельный вес рассматриваемых преступлений среди осужденных за преступления против обще-
ственной безопасности в период с 2015 года по 2019 год колеблется в пределах 2-5%2. Несмотря на небольшое количество фактов привлечения к уголовной ответственности за контрабанду по ст. 226.1 УК РФ, количество фактов незаконного импорта и экспорта леса в последние годы остается относительно стабильным. Так, в 2017 году сотрудниками Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) были возбуждены 174 уголовных дела по ст. 226.1 УК РФ по фактам контрабанды лесоматериалов, в 2018 году - 249, в 2019 году - 2063. Наибольшие объемы контрабанды древесины выявляются таможенными органами в Дальневосточном и Сибирском регионах.
Кроме того, выявляемые преступления характеризуются не только большими объемами незаконно вывозимого леса, но и устойчивостью противоправных схем и слаженностью преступных групп, их организовавших.
К примеру, в 2019 году по факту контрабанды леса неустановленными лицами в Иркутской области были возбуждены 7 уголовных дел. Братская транспортная прокуратура и следственный отдел Братского линейного отдела МВД России на транспорте установили, что неизвестные граждане, используя подставное юридическое лицо, вывезли в Китай, Таджикистан и Узбекистан пиломатериалы из незаконно вырубленной древесины. Контрабандный вывоз осуществлялся с мая по октябрь 2019 года через Братский таможенный пост Иркутской таможни. Всего вывезено более 2 тыс. кубометров пиломатериалов стоимостью 16 млн рублей. По материалам проверки возбуждены 7 уголовных дел по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда
1 Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей : постановление Правительства Российский Федерации от 13.09.2012 № 923 // СПС КонсультантПлюс.
2 Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 16.09.2020).
3 Незаконный вывоз леса: статистика и методы борьбы. URL: https://провэд-медиа.рф/tamozhnya/nezakonnyj-vyvoz-lesa-statistika-i-metody-borby/ (дата обращения: 10.06.2020); ФТС в 2019 году возбудила 206 уголовных дел по контрабанде леса. URL: https://ria.ru/20200126/1563880796.html (дата обращения: 16.09.2020).
стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере»4.
Согласно информации Следственного комитета Российской Федерации, 30 января 2020 года были возбуждены уголовные дела по факту организации русско-китайского преступного сообщества, занимавшегося незаконной заготовкой ценных пород древесины на территории Приморья и их контрабандой в Китай. Преступники занимались контрабандой монгольского дуба и маньчжурского ясеня. Участники знали, что продажа в Китае этих видов древесины при недостоверном декларировании или использовании документов с ложными сведениями приносит сверхприбыль. По данным ведомства, преступное сообщество состояло из русской и китайской подгрупп. Общая стоимость товара, попадающего под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года (Конвенция СИТЕС) и относящимися к стратегически важным ресурсам, составила свыше 458 млн рублей5.
Следует отметить, что, по данным таможенной статистики внешней торговли, Сибирский федеральный округ является крупным участником международного рынка леса и лесоматериалов. Вывоз леса и лесоматериалов в 2013 году осуществлялся в 60 стран дальнего и ближнего зарубежья. Более 79% стоимостного объема экспорта лесоматериалов заняли поставки в страны дальнего зарубежья (прежде всего в Китай, Японию, Египет, Германию и Афганистан), 21% - в страны СНГ (в основном в Узбекистан и Таджикистан). По сравнению с 2012 годом стоимостной объем экспорта лесоматериалов в страны дальнего зарубежья увеличился на 4,8%, а в страны СНГ - на 30,4%, составил 2 млрд 159,1 млн и 573,4 млн долл. США соответственно. Наибольшие объемы экспортных поставок лесоматериалов оформлялись в Иркутской и Красноярской таможнях. Основная доля уголовных дел о контрабанде лесоматериалов
приходится на таможенные органы - 66%, остальная доля - на органы внутренних дел и иные правоохранительные органы [1, с. 21].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что на сегодняшний день контрабанда лесоматериалов входит в число наиболее общественно опасных деяний в сфере ЛПК, а также в число таможенных преступлений, которые причиняют существенный ущерб различным видам общественных отношений, охраняемых государством. В связи с этим борьба с рассматриваемым видом преступных посягательств является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных, таможенных и иных государственных органов. Между тем специфика законодательной конструкции и предмета преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, обуславливает ряд особенностей, свойственных контрабанде лесоматериалов, которые неизбежно влекут за собой наличие закономерных нюансов и трудностей при уголовно-правовой оценке рассматриваемых видов общественно опасных деяний, а также выраженную уникальность производства различных следственных и иных процессуальных действий по данной категории уголовных дел, что требует от правоприменителей учета всех этих особенностей при выборе тактических приемов при осуществлении расследования.
Отличительной особенностью контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, является многообразие предмета данного состава преступления, который включает в себя широкий перечень абсолютно неоднородных, различных по свойствам элементов материального мира. Необходимо подчеркнуть, что специфика предмета преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, обуславливает значительную долю проблем при квалификации данного вида контрабанды. В зависимости от вида незаконно перемещаемого товара или иного предмета и преступных целей, преследуемых виновными, непосредственным объектом посягательства при
4 По контрабанде леса на 16 млн рублей в Приангарье возбудили семь дел. URL: https://regnum.ru/news/ accidents/2806497.html (дата обращения 17.09.2020).
5 СК возбудил уголовные дела о контрабанде леса на 458 млн рублей в Приморье. URL: https:// iz.ru/970184/2020-01-30/sk-vozbudil-ugolovnye-dela-o-kontrabande-lesa-na-458-mln-rublei-v-primore (дата обращения 17.09.2020).
совершении контрабанды могут выступать общественная безопасность, здоровье населения, экологическая безопасность и др. В связи с этим следует указать, какие именно виды лесоматериалов относятся к предмету рассматриваемого преступного посягательства.
Согласно постановлению Правительства Российский Федерации от 13 сентября 2012 года № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» (далее - постановление Правительства РФ № 923), к предмету контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, относятся далеко не все виды лесоматериалов, а лесоматериалы под кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), 4401, 4403, 4404, 4407, 4408. В частности, предметом контрабанды выступают как необработанные лесоматериалы (т.е. деревья целиком, с удаленной или неудаленной корой), так и обработанные различными способами лесоматериалы (путем распила, строгания, шлифования и др.): бревна, сваи, колья, столбы, шпон и пр. Кроме того, в предмет преступления включены топливная древесина в виде поленьев, ветвей, хвороста, гранул, брикетов и т.п., а также листы для облицовки, изготовленные из лесоматериалов различными способами. Следует отметить, что в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС предмет преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, образуют указанные выше лесоматериалы как хвойных, так и лиственных пород, в частности лесоматериалы из сосны (Pinus spp.), дуба (Quercus spp.), пихты (Abies spp.), ели (Picea spp.), бука (Fagus spp.), березы (Betula spp.), клена (Acer spp.) и многих других пород.
Кроме того, помимо установления принадлежности предмета контрабанды к ука-
занным выше видам лесоматериалов, необходимо определить размер возможного или реально причиненного ущерба, то есть стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу лесоматериалов. Федеральным законом от 27 июня 2018 года № 157-ФЗ «О внесении изменения в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» в ст. 226.1 УК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми был дифференцирован крупный размер для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов. В настоящее время согласно примечанию к ст. 226.1 УК РФ, а также постановлению Правительства РФ № 923 для рассматриваемого вида стратегически важных товаров и ресурсов крупным размером признается стоимость лесоматериалов, превышающая 100 тыс. рублей.
Важным значением с позиции как квалификации, так и оценки криминалистически значимых признаков контрабанды лесоматериалов обладает способ ее совершения и обусловленная им следовая картина. Знание специфики способов контрабанды лесоматериалов обуславливает перспективу качества формируемой доказательственной базы по делу и эффективности расследования таких преступлений в целом. Обусловлено это тем, что самому факту контрабанды леса может предшествовать (сопутствовать) совершение значительного количества иных видов преступлений, которые нередко выступают основой для совершения собственно самой контрабанды, как то: незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) и др.
Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу и (или) государственную границу Российской Федерации указанных в ст. 226.1 УК РФ предметов контрабанды. В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее - постановление
Пленума Верховного Суда РФ № 12) дано определение перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, которое заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.
Как свидетельствует анализ судебной практики по ст. 226.1 УК РФ, специфика контрабанды лесоматериалов состоит в том, что данное преступное деяние совершается преимущественно двумя основными способами:
1) путем недостоверного декларирования перемещаемых через таможенную границу и (или) государственную границу России лесоматериалов;
2) путем использования документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе поддельных документов) о перемещаемых через таможенную границу и (или) государственную границу России лесоматериалах.
Ярким примером контрабанды лесоматериалов, совершенной путем недостоверного декларирования, на территории Красноярского края может служить следующий: «Осуществляя преступный умысел, направленный на совершение контрабанды стратегически важных ресурсов, М.В.В. в период с 04.02.2014 по 10.02.2014 .„предоставил специалисту по таможенным операциям ООО «Интеллект Сервис» Б.С.А., не осведомленной о преступных намерениях М.В.В., сведения и документы, предусмотренные ч. 2 ст. 181, ч. 1 ст. 183 ТК ТС, либо их копии, содержащие недостоверные сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях, и другие сведения, необходимые для таможенных целей. В числе документов, предоставленных таможенному представителю для оформления и подачи в таможенный орган деклараций на товары, находился внешнеэкономический контракт № 003/2014 от 10.01.2014, содержащий недостоверные сведения о фактическом декларанте лесоматериалов и имеющихся договорных отношениях
между продавцом и покупателем экспортируемого товара.
После проверки документов инспекторами Лесосибирского таможенного поста Красноярской таможни, введенными в результате умышленных действий М.В.В. в заблуждение относительно получателя товара и условий внешнеэкономической сделки при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов - лесоматериалов хвойных пород (код ТН ВЭД ТС 4407), 05.02.2014 и 11.02.2014 в соответствии с декларациями на товары № 10606070/050214/0000469, 10606070/100214/0000584, разрешен вывоз с территории Таможенного союза от декларанта ООО «Сибирское лесоторговое предприятие» в адрес ООО «Порсотичорат» в Республику Таджикистан пиломатериалов из хвойных пород, обрезные распиленные вдоль, не строганные, не лущенные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в «шип», для строительных целей, сорт 1-4, ГОСТ 8486-86 общим объемом 419,30 м3, общей рыночной стоимостью 1 429 015 рублей.
Указанные в декларациях на товары № 10606070/050214/0000469, 10606070/100214/0000584 лесоматериалы в период с 17.02.2014 по 23.02.2014 вывезены железнодорожным транспортом через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, через Казахстанский участок границы (пост вывоза «Сарыагаш»), расположенный в Республике Казахстан.
В результате умышленных преступных действий М.В.В. общая стоимость незаконно перемещенных от ООО «Сибирское лесоторговое предприятие» через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов в период с 17.02.2014 по 23.02.2014 путем недостоверного декларирования, т.е. с нарушением п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, составила 1 429 015 рублей, что является крупным размером.
Таким образом, своими умышленными действиями М.В.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, - кон-
трабанду, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов в крупном размере»6.
При этом следует подчеркнуть, что в су-дебно-следственной практике преимущественное количество фактов контрабанды лесоматериалов совершается с использованием сразу двух обозначенных выше способов.
В рамках криминалистической характеристики способ совершения контрабанды лесоматериалов принято рассматривать более фундаментально, в связи с чем к типичным способам контрабанды лесоматериалов многие ученые-криминалисты также относят следующие традиционные преступные схемы ее совершения: «занижение стоимости и сортности вывозимой древесины; перегруз железнодорожных вагонов; использование недействительных либо просроченных фитосанитарных сертификатов. При этом основной объем контрабандно вывозимой древесины является продуктом незаконных вырубок. Вместе с тем в последние годы получает распространение вывоз лесоматериалов фирмами-«одноднев-ками», созданными для осуществления однократной поставки леса за рубеж. Зачастую фирмы-«однодневки» создаются в непосредственной близости от таможенной границы, в приграничных районах на пунктах перехода государственной границы. Чаще всего незаконное перемещение леса сопряжено с использованием подложных документов, представляемых в таможенные органы» [5, с. 9-10].
Кроме указанных, ряд авторов также обращают внимание на следующие аспекты: «... взамен прямой контрабанды леса все активнее стали использоваться ухищренные способы, такие как: необоснованное применение преференций7, занижение таможенной стоимости товаров и ресурсов, фальсификация кодов товарной номенклатуры и стран производителей товаров, а также фиктивные сделки. Помимо них, с целью ухода от нало-
гов и наложенных штрафов участились случаи ликвидации организаций. Затем создаются и регистрируются новые юридические лица, использующие реквизиты «дочерних» организаций для получения новых лицензий таможенных перевозчиков. Тем самым возобновляется начатая противоправная деятельность» [2, с. 53-54].
Не меньший интерес представляет следующая схема контрабандного вывоза леса и лесопродукции, связанная с фальсификацией документов о месте происхождения самой продукции. Реализация данной схемы связана «с вывозом незаконно заготовленной древесины, с использованием легального пакета документов, выданных на заготовку леса. Фактически лес заготавливается не только на официально отведенном участке, но также и в запрещенных для вырубки местах без оформления каких-либо документов. Таким образом, может быть заготовлен и предъявлен к вывозу фактически двойной или многократный объем древесины. А поставки древесины чередующимися партиями затрудняют, а порой исключают возможность проведения документальной сверки при проверке каждой конкретной партии леса» [5, с. 11].
Кроме того, «при оформлении документов на экспорт древесины проверить партию леса, доставляемую по воде, гораздо сложнее, чем транспортируемую по суше. Оценить количество и качество лесоматериала можно только в пункте погрузки. Определить со стопроцентной точностью, сколько леса вмещает уже нагруженное судно, практически невозможно. Чтобы проверить трюмы судна, нужно разгрузить весь лес, который навалом лежит на палубе, а это потребует и дополнительного времени, и специальной техники, и дополнительных затрат на персонал» [2, с. 55].
Следует также осветить такой аспект: «незаконный экспорт леса в большинстве случаев связан с деятельностью организаций (фирм), либо не имеющих фактического ме-
6 Обвинительное заключение по обвинению М.В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ // Архив СУ Сибирского ЛУ МВД России.
7 Преференция - это предоставление государством льгот и приоритетов тем или иным предприятиям и организациям в целях создания благоприятных условий их деятельности. В данном контексте имеются ввиду налоговые преференции по НДС (освобождение, пониженные ставки, необлагаемые операции и пр.).
стонахождения, либо зарегистрированных на подставных лиц, либо прекративших хозяйственную деятельность. Такие фирмы в качестве документов, необходимых для таможенных целей, представляют документы, полученные незаконным путем (контракты, лицензии, паспорта импортных сделок, договоры комиссии, счета-фактуры и т. п.). В целях легализации незаконно заготовленной древесины недобросовестные участники ВЭД при получении лицензий предоставляют поддельные договоры купли-продажи и/или договоры комиссии, внешнеторговые контракты и др. На основании этих документов и осуществляется экспорт леса ценных пород. Основная сложность при выявлении названных правонарушений и преступлений заключается в установлении фактов перемещения через границу РФ незаконно добытого леса. Возможности проверить подлинность представленных участниками ВЭД документов в ходе таможенного контроля в сроки, предусмотренные для таможенного оформления, нет, и, соответственно, нет оснований для запрета экспорта леса» [4, с. 60-61].
Отмеченная специфика способов совершения незаконного перемещения через таможенную или государственную границу лесоматериалов обусловлена, во-первых, самим предметом контрабанды (например, крупные габариты и масштабы импортируемых и экспортируемых лесоматериалов; обязательность маркировки отдельных пород древесины и учета сделок с древесиной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней и др.); во-вторых, действующим порядком таможенного оформления товаров, установленным в ТК ЕАЭС, в соответствии с которым в таможенный орган декларантом передаются одновременно и таможенная декларация на товары, содержащая недостоверные сведения, и сами подтверждающие документы, содержащие недостоверные сведения о данных товарах.
Следует обратить внимание и на то, что при совершении контрабанды указанными выше способами она признается оконченной с момента представления таможенному орга-
ф Кж
Теория и практика правоохранительной деятельности -S&*
ну таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
Еще одним криминалистически значимым свойством преступлений, совершаемых в сфере ЛПК, в частности контрабанды лесоматериалов, является то, что они часто совершаются серийно; при квалификации подпадают под признаки различных, сложных совокупностей (реальных и идеальных) составов преступлений, предусмотренных УК РФ; для них характерен групповой характер (совершение группой лиц или в составе организованной преступной группы и (или) преступного сообщества (преступной организации). В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть некоторые особенности квалификации отдельных форм и видов соучастия, которые могут иметь место при совершении анализируемого преступного посягательства.
При уголовно-правовой оценке соучастия и действий соучастников по ст. 226.1 УК РФ необходимо учитывать общие и специальные правила квалификации, отраженные в главе 7 УК РФ, прежде всего в ст. 34, 35 и 36 УК РФ, которые, исходя из позиции высшей судебной инстанции, отраженной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 12, в полном объеме распространяются на указанный состав преступления, без каких-либо исключений. В частности, в связи с наличием в ст. 226.1 УК РФ специального квалифицирующего признака преступные действия соучастников, совершенные ими в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), подлежат квалификации по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, вне зависимости от их юридической роли и фактически выполненных действий при совершении данного преступления, так как признаются простым соучастием без юридического распределения ролей (например, действия участников организованной группы, которые содействовали незаконному перемещению предметов в пункте таможенного контроля или фальсифици-
ровали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).
Так, приговором Заельцовского районного суда г. Новосибирска к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ была привлечена гражданка Р., которая в составе структурного подразделения, входящего в состав преступного сообщества (преступной организации), совместно и согласованно с другими участниками данного преступного сообщества (преступной организации) систематически осуществляла контрабанду лесоматериалов в крупном размере. Согласно материалам судебного решения одни соучастники, исходя из своей роли в преступном сообществе (преступной организации), занимались организацией деятельности юридических лиц по оптовой торговле лесоматериалами, часть из которых была специально создана для указанных преступных целей: осуществляли дистанционное банковское обслуживание расчетных счетов организаций, оформляли документы о якобы имевших место сделках о покупке, переработке и реализации лесоматериалов, а также иные фиктивные документы, содержащие недостоверные сведения, достаточные для создания видимости законности перемещения лесоматериалов через таможенную границу Российской Фе-драции на экспорт и пр. Другие соучастники принимали участие в непосредственном таможенном оформлении грузов на основании полученных от гражданки Р. и других участников преступного сообщества (преступной организации) фиктивных документов, приобретали лесоматериалы в неустановленном месте на территории Алтайского края и Томской области за наличные денежные средства без уплаты НДС в бюджет Российской Федерации и без документального оформления отношений по купле-продаже, а также занимались организацией грузоперевозок лесоматериалов. К преступной деятельности были привлечены также лица, не осведомленные о преступной
деятельности данного преступного сообщества (преступной организации). Осужденная Р. совместно с рядом других соучастников осуществляла в том числе контроль за деятельностью специалистов по таможенному оформлению, осуществляющих подготовку и подачу деклараций на товары на территории Алтайского края и Томской области соответственно, не осведомленных о преступной деятельности Р. и иных участников преступного сообщества (преступной организации)8.
Исходя из позиции, отраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 12, если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого пе-
ремещения, то оно подлежит ответственности по ст. 226.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.
Следует также подчеркнуть, что субъектом контрабанды рассматриваемого вида стратегически важных товаров и ресурсов может выступать как общий субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста), так и специальный (например, должностное лицо таможенных органов Федеральной таможенной службы России или пограничного контроля пограничных органов ФСБ России). При этом квалификацию действий должностного лица следует осуществлять по специальному квалифицирующему признаку, закрепленному в п. «а» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ, без дополнительной квалификации по ст. 285 или 286 УК РФ.
С субъективной стороны контрабанда лесоматериалов характеризуется прямым умыслом. Согласно законодательной конструкции ст. 226.1 УК РФ мотивы и цели совершения контрабанды не отнесены законодателем к числу конструктивных признаков данного
8 Приговор Заельцовского районного суда г. Новосибирска № 1-357/2019. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 21.09.2020).
№ 1-357/2019 от 05.11.2019 по делу
состава преступления, соответственно, они могут быть любыми [3]. Между тем в п.п. 7 и 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 12 отмечается, что рассматриваемое противоправное деяние совершается в целях незаконного перемещения предметов, обозначенных в ст. 226.1 УК РФ через таможенную или государственную границу.
Так, в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 12 указано, что если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров. При этом к сведениям, необходимым для таможенных целей, Пленум Верховного Суда РФ относит сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.
Исходя из приведенных выше положений, можно заключить, что если лицо вносит в таможенную декларацию недостоверные сведения не о товарах (предметах), а об иных обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением, которые не влияют на решение таможенного органа о ввозе их на территорию Российской Федерации или вывозе их с территории Российской Федерации, а также на исчисление таможенных платежей или иных материальных затрат на их таможенное оформление, то есть не преследует таможенных целей, то состав преступления, предусмотренного ст. 226. 1 УК РФ, в таком случае отсутствует.
Например, Иркутский областной суд удовлетворил кассационную жалобу гражданки Щ., осужденной по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, и освободил ее от уголовной ответственности в связи с отсутствием в деянии гражданки Щ. состава преступления. В соответствии с данным судебным решением способом совершения гражданкой Щ. контрабанды явилось то, что она подала в отдел таможенного оформления и таможенного контроля 42 декларации на товары, в которых в качестве мастера погрузки указала Х., фактически являющегося директором ООО «БАМ» и функций мастера погрузки ООО «Северная стрела» не выполнявшего. Мотивируя решение, суд кассационной инстанции указал, что способом совершения контрабанды является недостоверное декларирование товаров или использование документов, содержащих недостоверные сведения только о товарах. Предоставление же недостоверных сведений относительно иных обстоятельств, связанных с таможенным оформлением товара, в том числе сведений о лице, составившем таможенную декларацию, не является способом совершения контрабанды, поскольку такие сведения не являются юридически значимыми ни для таможенных органов, ни для налоговых органов, и на права и обязанности, возникающие при таможенном оформлении и налогообложении, никак не влияют9.
Как продемонстрировал анализ судеб-но-следственной практики, контрабанда лесоматериалов совершается преимущественно с корыстным мотивом. Когда лицо использует незаконные способы, указанные в ст. 226.1 УК РФ, в отношении товаров, продукции и ресурсов, которые не изъяты или не ограничены в свободном гражданском обороте (лесоматериалы относятся к такого рода товарам и ресурсам), его умысел направлен на неуплату или уменьшение объема таможенных платежей. В преимущественном большинстве таких фактов контрабанда выступает в качестве способа уклонения от таможенных платежей в отношении не изъятых или не
9 Постановление Иркутского областного суда от 25.09.2017 № 44У-101/2017 4У-1335/2017 URL: https:// sudact.ru/ (дата обращения: 22.09.2020).
ограниченных в обороте предметов. Соответственно, действия виновного лица по уклонению от таможенных платежей, совершенные в отношении лесоматериалов, где контрабанда данного вида стратегически важных товаров и ресурсов выступает в качестве способа уклонения от таможенных платежей, целесообразно квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ.
К примеру, приговором Канского городского суда гражданка К. была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. В соответствии с данным приговором К. из корыстных побуждений, с целью уменьшения затрат по уплате таможенных платежей необоснованно воспользовалась льготой по уплате таможенных платежей (вместо 80% в размере 15% от таможенной стоимости перемещенного товара) путем недостоверного декларирования, выразившегося в заявлении таможенным органам недостоверных сведений о производителе товара, а также об исчислении и взимании таможенных платежей, необходимых для таможенных целей, с использованием разовых лицензий Минпромторга России, дающих основания для применение льготной тарифной ставки вывозной таможенной пошлины в разме-
ре 15% от таможенной стоимости товара. В результате умышленных действий К. общая сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с организации по декларациям на товары, составила 8 758 951 рублей 88 копеек, что является особо крупным размером. Кроме того, в результате умышленных действий осужденной общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов (лесоматериалов) по декларациям на товары составила 13 564 841 рублей 75 копеек, что является крупным размером10.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что учет обозначенных особенностей уголовно-правовой оценки и криминалистической характеристики контрабанды лесоматериалов при осуществлении правоприменительной деятельности будет способствовать минимизации ошибок при квалификации преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, и расследовании по данной категории уголовных дел, что, в свою очередь, позволит эффективно и качественно осуществлять правоохранительным и иным органам необходимую процессуальную деятельность и борьбу с преступными посягательствами такого рода в целом.
10 Приговор Канского городского суда № 1-13/2018 1-13/93328/2018 1-476/2017 от 06.06.2018 по делу № 1-13/2018. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.09.2020).
Библиографический список
1. Денисов, С.А. Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления / С.А. Денисов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 6(38). - С. 21-23.
2. Иванов, П.И. Некоторые проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов / П.И. Иванов, П.Г. Кузнецов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. - № 2(24). - С. 50-56.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 4 т. Том 3. Особенная часть. Раздел IX (постатейный) : / отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт, 2017. - Т. 3.
4. Розанов, В.Ю. Проблемы борьбы с контрабандой леса и лесоматериалов на Дальнем Востоке / В.Ю. Розанов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2010. - № 3(52). -С. 59-63.
5. Самойлов, М.И. Актуальные проблемы выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с контрабандой леса и лесопродукции / М.И. Самойлов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2009. - № 9-1. - С. 9-12.
~ 44 ~ № 1 (42) • 2021