Научная статья на тему 'Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму'

Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1021
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Аккаева Халимат Алиевна

Количество террористических преступлений в современной России исчисляется в сотнях деяний, жертвами которых стали тысячи человек. В этой связи особую актуальность представляет рассмотрение особенностей уголовно-правовой политики в сфере противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal and legal policy of the Russian Federation in the sphere of counteraction to terrorism

The number of terrorist crimes in modern Russia is estimated in hundreds of acts which victims were thousands of people. In this regard the special relevance is represented by treating of features of criminal and legal policy in the sphere of counteraction to terrorism.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Шхагапсоев З.Л. Аккаева Х.А.

7.2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: Начальник. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. E-mail: nliadmin@mail.ru

Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технических дисциплин. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Аннотация: Количество террористических преступлений в современной России исчисляется в сотнях деяний, жертвами которых стали тысячи человек. В этой связи особую актуальность представляет рассмотрение особенностей уголовно-правовой политики в сфере противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, уголовно-правовая политика, противодействие терроризму, криминализация, профилактика терроризма.

CRIMINAL AND LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO TERRORISM

Shkhagapsoyev Zaurbi Lelovich, Dr of law, professor. Position: Head of Institute. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. E-mail: nliadmin@mail.ru Akkaeva Khalimat Alievna, PhD at law, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: special technics disciplines chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Annotation: The number of terrorist crimes in modern Russia is estimated in hundreds of acts which victims were thousands of people. In this regard the special relevance is represented by treating of features of criminal and legal policy in the sphere of counteraction to terrorism. Keywords: terrorism, criminal and legal policy, counteraction to terrorism, criminalization, terrorism prophylaxis.

Уголовно-правовая политика государства традиционно рассматривается как стратегическая, концептуальная линия противодействия преступности, охватывающая профилактический, уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты. Это направление деятельности государства, связанное с применением уголовно-правовых мер противодействия преступности, а также определение задач, формы и содержания этого противодействия.

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации, принятая Общественной палатой Российской Федерации [2], провозглашает целями уголовно-правовой политики России обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных угроз; снижение уровня социальной напряженности; содействие достижению социального благополучия и комфорта. Снижения объема и уровня общественной опасности террористической преступности - одна из

задач, стоящих перед государством на современном этапе.

Основные направления уголовной политики в области противодействия терроризму следует разделить на три блока: определение круга преступных деяний, определение характера и объема методов противодействия таковым, определение путей повышения эффективности воздействия уголовно-правовых мер на правосознание населения. Другими словами, при реализации уголовной политики государство сталкивается с тремя основными проблемами: проблемой криминализации, проблемой пенализации и проблемой правового воспитания населения.

На современном этапе в Российской Федерации активно реализуется одно из направлений уголовной политики государства в противодействии терроризму, а именно - определение круга преступных деяний и их криминализация. Реализации способствует наличие масштабной, системной, структурной правовой базы, включающей в себя различные по иерархичности нормативно-правовые акты.

Проблема криминализации решается путем включения новых общественно-опасных деяний с признаками терроризма в уголовное законодательство страны. Перечень преступлений террористической направленности постоянно расширяется по причине криминализации законодателям общественно-опасных деяний, так или иначе связанных с терроризмом. Так, в 2016 году в уголовное законодательство внесены новые составы преступлений, например, акт международного терроризма (ст. 361 УК РФ), несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ).

Определение характера и объема методов противодействия терроризму включает в себя профилактический, уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты.

На современном этапе должное внимание уделяется профилактике терроризма. Правовое регулирование антитеррористических мероприятий; психология изучения терроризма; исследование механизмов формирования террористических установок личности; разработка и обоснование средств по противостоянию идеологии терроризма; выработка предложений по совершенствованию правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных институтов [4] -профилактические направления, которые синтезируются современной российской наукой и внедряются в практическую деятельность государства в сфере противодействия терроризму.

Профилактика терроризма выступает одной из основных задач Национального антитеррористического комитета, которым принимаются меры, направленные на противодействие террористической идеологии, проводится предупредительно-профилактическая работа. Однако нельзя не отметить, что профилактические меры активно реализуются всеми иными органами власти Российской федерации, особенно спецслужбами и ведомствами.

Уголовно-правовой аспект противодействия терроризму заключается в ужесточении уголовной ответственности за преступления террористического характера. В частности, расширен перечень составов преступлений, подпадающих под определение террористической деятельности (ст. ст. 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ). Расширено понимание финансирования терроризма путем включения в таковое материальное обеспечение не

5'2018

Пробелы в российском законодательстве

только террористической организации, но и конкретных лиц. На современном этапе развития уголовного законодательства России, уголовно наказуемы публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичные оправдания терроризма, совершенные не только с использованием средств массовой информации, но и электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая «Интернет».

Ужесточение уголовной ответственности за террористическую деятельность находит отражение и в институте освобождения от уголовной ответственности. Для освобождения от уголовной ответственности за участие в деятельности террористической организации, теперь недостаточно одного лишь добровольного прекращения такого участия, обязательным условием сегодня выступает совершение такого деяния впервые. Значимые изменения коснулись и ч. 2 ст. 20 УК РФ. Ранее пониженный возраст уголовной ответственности (14 лет) устанавливался лишь за три состава, носящих террористический характер, на данный момент перечень составов дополнен еще девятью преступными деяниями, среди которых: ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, ч. 2 ст. 208, ст.ст. 211, 277, 360, 361 УК РФ.

В рамках рассмотрения уголовно-правового аспекта также отметим, что законодателям за совершения преступлений террористического характера установлены наиболее строгие виды наказания, в том числе пожизненное лишение свободы (ч. 3 ст.: 205, ст. 205.3, ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 205.5, ч. 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. 277; ч. 1, 3 ст. 361 УК РФ) и смертная казнь (ст. 277 УК РФ).

При этом наиболее частым видом наказания, предусмотренным законодателем за совершение преступлений террористического характера, выступает лишение свободы на определенный срок, в большинстве случаев с этим видом наказания используются дополнительные: штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. И лишь за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля предусмотрена крайняя мера - смертная казнь.

Уголовно-исполнительный аспект противодействия терроризму в России выражен в деятельности органов исполнения наказания Российской Федерации (ФСИН России). Осужденные за террористические преступления отбывают наказания в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством России.

На современном этапе обсуждается и решается вопрос о создании в уголовно-исполнительной системе специализированных учреждений непосредственно для отбывания наказания осужденными за террористические преступления. Сторонники данного подхода справедливо полагают, что «данная категория осужденных к лишению свободы не должна иметь общения или, проще говоря, возможность воздействия, вовлечения в сферу своих интересов других осуждённых» [5]. По данным представителей ФСИН России: «В России есть отдельные участки в ряде колоний, где отдельно содержатся осужденные за терроризм» [3], что является первым шагом к реализации вышеуказанного вопроса о создании специализированных исправительных учреждений.

Немаловажным направлением уголовной политики в области противодействия терроризму выступает качественное повышение эффективности мер уголовно-

правовых воздействия на правовое сознание, правовое воспитание населения. Следует согласиться с С.Д. Бражником [1], что не стоит сужать понимание терроризма, расценивая его только в качестве уголовно-правового явления. Глобальность проблемы говорит о необходимости комплексного подхода к ее решению, т.е. в обязательном порядке должны проводиться мероприятия политического, правового, идеологического, социально-экономического и административного характера, а также политико-правовое регулирование таковых.

Однако следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые государством меры противодействия терроризму, террористическая деятельность продолжает прогрессировать, охватив при этом большинство развитых стран мира и обретя поистине устрашающие формы. Это свидетельствует о том, что противодействие терроризму лишь посредством уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия малоэффективно.

Таким образом, уголовная политика и уголовное законодательство в сфере регулирования ответственности за терроризм в рамках национальных и международных отношений имеют общую тенденцию, направленную на минимизацию проявлений террористических преступлений путем установления наиболее строгих мер уголовного воздействия на преступников. Нормы международного права нашли свое отражение в законодательстве России с учетом соблюдений требований ратификации применительно к национальной правовой системе. Вместе с тем, одного законодательного закрепления, а также провозглашения положений о сотрудничестве государств по противодействию терроризму недостаточно, требуется реальная фактическая консолидация усилий государств.

Список литературы:

1. Бражник С.Д. Актуальные проблемы уголовной политики: методические рекомендации. Ярославль, 2013.

2. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации // URL: https://www.oprf.ru/discussions/ 1389/newsitem/17889 (дата обращения: 22.07.2018)

3. Обзор публикаций в электронных (печатных) средствах массовой информации // Официальный сайт ФСИН России. URL: 11Йр://апу.фсин.рфЛетк>|-у/Ари/ forum2015/obzor.pdf (дата обращения: 22.07.2018).

4. Соснин В.А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов смертников // Национальный психологический журнал. 2016. № 2.

5. ФСИН: вопрос о необходимости создания отдельных тюрем для террористов обсуждается в РФ // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/2475993 (дата обращения: 22.07.2018).

Рецензия

на статью «Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму»

В представленной статье проанализированы различные уголовно-правовые методы борьбы с терроризмом.

Уголовно-правовая политика государства традиционно рассматривается как стратегическая, концептуальная линия противодействия преступности, охватывающая профилактический, уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты. Это направление деятельности государства, связанное с применением

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Шхагапсоев З.Л. Аккаева Х.А.

уголовно-правовых мер противодействия преступности, а также определение задач, формы и содержания этого противодействия.

При этом наиболее частым видом наказания, предусмотренным законодателем за совершение преступлений террористического характера, выступает лишение свободы на определенный срок, в большинстве случаев с этим видом наказания используются дополнительные: штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. И лишь за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля предусмотрена крайняя мера - смертная казнь.

Уголовно-исполнительный аспект противодействия терроризму в России выражен в деятельности органов исполнения наказания Российской Федерации (ФСИН России). Осужденные за террористические преступления отбывают наказания в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством России.

Однако следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые государством меры противодействия терроризму, террористическая деятельность продолжает прогрессировать, охватив при этом большинство развитых стран мира и обретя поистине устрашающие формы. Это свидетельствует о том, что противодействие терроризму лишь посредством уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия малоэффективно.

Интересным представляется вывод автора о том, что уголовная политика и уголовное законодательство в сфере регулирования ответственности за терроризм в рамках национальных и международных отношений имеют общую тенденцию, направленную на минимизацию проявлений террористических преступлений путем установления наиболее строгих мер уголовного воздействия на преступников. Нормы международного права нашли свое отражение в законодательстве России с учетом соблюдений требований ратификации применительно к национальной правовой системе. Вместе с тем, одного законодательного закрепления, а также провозглашения положений о сотрудничестве государств по противодействию терроризму недостаточно, требуется реальная фактическая консолидация усилий государств.

В целом, статья «Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности, доцент, полковник полиции А.Ю. Тутуков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,59 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.