Научная статья на тему 'Современные аспекты криминализации деяний террористической направленности в системе преступлений против общественной безопасности'

Современные аспекты криминализации деяний террористической направленности в системе преступлений против общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕДОСТАТКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозовицкая Г. П., Лапупина Н. Н.

В статье анализируется уголовная политика России в сфере криминализации деяний против общественной безопасности по Уголовному Кодексу Российской Федерации 1996 года. Делается вывод о том, что процесс криминализации общественно опасных деяний в рамках 24 главы УК РФ происходит активнее, чем других. Если на момент принятия УК РФ в 1996 году глава, предусматривающая уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности, насчитывала 23 преступления, то на 1 февраля 2016 года уже 37. Отмечается, достаточная обоснованность новых норм об ответственности за различные виды террористической деятельности, но вместе с тем выявлены и недостатки, связанные с бессистемностью некоторых изменений и нарушением теоретических основ квалификации преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of the criminalization of acts of terrorism in the system of crimes against publik security

The article analyzes the criminal policy in Russia in the field of criminalization of acts against public security by the example of the Criminal Code of the Russian Federation of 1996. Concludes that the process of criminalization occurs more active than other crimes. At the time of adoption of the Criminal Code in 1996, it provided for criminal liability for 23 crimes, on Febriary 1, 2016 already for 37. It is noted that this is a positive trend, but not all the changes are made systematically, consistent with the norms of the General part of the criminal code of the Russian Federation, well-known theoretical principles of criminal law.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты криминализации деяний террористической направленности в системе преступлений против общественной безопасности»

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Лозовицкая Г.П. Лапупина Н.Н.

7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

7.1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лозовицкая Г.П., д-р юрид. наук, доцент. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: ФГКУ «ВНИИ МВД России». E-mail: [email protected] Лапупина Н.Н., канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского. Подразделение: кафедра уголовного, экологического права и криминологии.

Аннотация: В статье анализируется уголовная политика России в сфере криминализации деяний против общественной безопасности по Уголовному Кодексу Российской Федерации 1996 года. Делается вывод о том, что процесс криминализации общественно опасных деяний в рамках 24 главы УК РФ происходит активнее, чем других. Если на момент принятия УК РФ в 1996 году глава, предусматривающая уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности, насчитывала 23 преступления, то на 1 февраля 2016 года уже 37. Отмечается, достаточная обоснованность новых норм об ответственности за различные виды террористической деятельности, но вместе с тем выявлены и недостатки, связанные с бессистемностью некоторых изменений и нарушением теоретических основ квалификации преступлений.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, криминализация, преступление, терроризм, общественная безопасность, недостатки.

MODERN ASPECTS OF THE CRIMINALIZATION OF ACTS OF TERRORISM IN THE SYSTEM OF CRIMES AGAINST PUBLIK SECURITY

Lozovitskay G.P., Dr of Law, associate professor. Position: Leading Researcher. Place of employment: National Research Institute of MIA Russia. E-mail: [email protected] Lapupina N.N., PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Saratov State University named after N.G. Cherneshevsky.

Annotation: The article analyzes the criminal policy in Russia in the field of criminalization of acts against public security by the example of the Criminal Code of the Russian Federation of 1996. Concludes that the process of criminalization occurs more active than other crimes. At the time of adoption of the Criminal Code in 1996, it provided for criminal liability for 23 crimes, on Febriary 1, 2016 already for 37. It is noted that this is a positive trend, but not all the changes are made systematically, consistent with the norms of the General part of the criminal

code of the Russian Federation, well-known theoretical principles of criminal law.

Keywords: criminal law, criminal policy, criminalization, crime, terrorism, public security, shortcomings; some aspects of criminalization of terrorism acts against public security.

Совершенствование действующего уголовного законодательства предполагает криминализацию новых общественно опасных деяний и декриминализацию преступлений, утративших общественную опасность.

Проблема криминализации как направления уголовной политики связана с определением круга деяний, представляющих общественную опасность в определенный исторический период для личности, общества и государства. На момент принятия УК РФ 1996 года в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» содержалось 23 преступления. Всего в Особенной части УК РФ было 256 статей, но только ст. 331 УК РФ содержит общее понятие преступлений против военной службы. С момента вступления в законную силу Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) прошло более 19 лет. За это время было принято около 200 Федеральных законов (далее - ФЗ), содержащих изменения и дополнения как Особенной, так и Общей частей УК РФ. Процесс криминализации преступных деяний в России происходит активнее, чем процесс декриминализации. Так, например, в главе 24 УК РФ, которая за время действия УК РФ была дополнена 14-ми новыми составами преступлений и на сегодняшний день содержит их в количестве 37-ми, в том числе и 5 новых составов преступлений, предусматривающих ответственность за различные виды террористической деятельности. То есть, криминализация преступных деяний в главе 24 УК РФ составила более чем 50 %.

Процессы криминализации должны способствовать устранению пробелов в действующем уголовном законодательстве, приведению законодательства в соответствие с изменившимися условиями и потребностями в государстве.

Так, например, после совершения террористического акта в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 г. был принят ряд новых нормативных правовых актов в рассматриваемой области, в числе которых Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» и другие.

Во исполнение поручения Министра внутренних дел генерала полиции Российской Федерации В.А. Коло-кольцева от 15 апреля 2015 г. ФГКУ «ВНИИ МВД России» был разработан «Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и ожидаемые тенденции ее развития», который за 12 месяцев 2015

г. показал следующие тенденции развития преступно-

i

сти .

1 Комплексный анализ состояния преступности в Российской

Федерации и ожидаемые тенденции ее развития. ФГКУ «ВНИИ

МВД России». М., 2016. С. 35-36.

В 2015 г. продолжался рост количества преступлений террористической (1538; +35,8%) и экстремистской направленности (1329; +27,7%), начавшийся с 2011 г. (рис. 1) 2

В 2015 г. прирост преступлений террористической направленности произошел за счет выявления преступлений, связанных с публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма (ст. 205.2 УК РФ; 121, +49,4%), а также организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем (ст. 208 УК РФ; 1008, +28%). Доля этих преступлений составляет 73% от всех преступлений террористического характера.

Также значительно возросло количество преступлений, введенных в УК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-Ф3 - ст. 205.3, 205.5. Главным образом это вызвано привлечением к ответственности граждан России, вернувшихся из зон боевых конфликтов на Ближнем Востоке3 (табл.1).

Рис. 1. Количество зарегистрированных преступлений террористической и экстремистской направленности в 2006-2015 гг.

Таблица 1

Количество отдельных зарегистрированных преступлений террористической направленности в 2006-2015 гг.

2 К новым видам общественно-опасных деяний, которые в последние годы в большей степени по действующему УК РФ криминализируются законодателем, относятся не только деяния террористической направленности, но и деяния экстремистской направленности. В связи с чем, целесообразно проведение их сопоставления (авт.).

3 Согласно данным МИД России из Российской Федерации в Сирию выехало 2719 российских граждан, 160 из них уничтожены, 73 вернулись и осуждены, 36 арестованы.

Структура преступлений террористической направленности представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура преступлений террористической и экстремистской направленности в 2015 г.

В целом увеличение количества выявленных преступлений террористической направленности обусловлено эффективной организацией оперативно-служебной

4

деятельности .

Хотелось бы отдельно отметить и рост числа заведомо ложных сообщений об акте терроризма, наблюдаемый в последние годы. Так, если в 2012 г. по ст. 207 УК РФ было осуждено 485 человек, а в 2013 г. -549, то в 2014 г. - 602 человека.

Мотивы ложного сообщения об акте терроризма могут быть хулиганскими либо низменными личными (месть, ревность, ненависть и т.д.) и пр. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма может преследовать и цель понуждения лица к совершению необходимых для преступника (ков) действий. Так, например, 7 марта 2015 г. в дежурную часть УМВД России по Невскому району г. Санкт-Петербурга позвонил неизвестный и сообщил, что один из магазинов сети «Магнит» заминирован. Следственно-оперативные группы были направлены во все магазины сети. В г. Санкт-Петербурге расположен 121 магазин «Магнит», в Ленинградской области - 189. Никаких подозрительных предметов обнаружено не было. Сотрудники полиции установили, что звонок был произведен с телефона, зарегистрированного на территории Украины. При этом, 20 февраля 2015 г. на электронный адрес офиса компании «Магнит» пришло письмо, в котором неизвестные требовали 5000 долларов, угрожая в случае неисполнения их требований сообщать регулярно по телефону о заминировании магазинов сети «Магнит»5.

Таким образом, в связи со складывающейся в результате различных процессов в государстве той или иной современной криминальной ситуации, в частности, в связи с ростом определенного вида преступности, законодатель увеличивает количество норм, предусматривающих уголовную ответственность за различные виды террористической деятельности.

Так, ст. 2051 УК РФ «Содействие террористической деятельности» введена в УК РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 103-ФЗ; ст. 2052 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ; ст. 2053 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 2054 УК РФ «Организация террористического со-

4 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и ожидаемые тенденции ее развития. ФГКУ «ВНИИ МВД России». М., 2016. С. 36.

5 Ложное сообщение о готовящемся взрыве поступило с укра-

инского номера // URL: http://www.gazeta.spb.ru/1814298-0/ (дата обращения 25.02.2016 г.).

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Лозовицкая Г.П. Лапупина Н.Н.

общества и участие в нем», ст. 2055 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» - Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-Ф3.

Ряд ученых отмечают в качестве негативной тенденции в процессе современной криминализации общественно-опасных деяний - излишнюю детализацию ряда известных преступлений6. Представляется, что с этим можно согласиться.

Но можно ли считать расширение круга преступных деяний, связанных с террористической деятельностью, излишней детализацией или нет? Для ответа на этот вопрос рассмотрим историю криминализации террористической деятельности в российском уголовном законодательстве.

Впервые ответственность за терроризм была введена Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года № 10-ФЗ. В УК РСФСР появилась ст. 2133 «Терроризм», которая помещена в десятую главу «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» по последовательности после ст. 2132 «Угон воздушного судна».

Законодатель впервые описал признаки терроризма следующим образом: «Совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий (терроризм)». Таким образом, с 1994 вплоть до начала 1997 года в УК РСФСР была предусмотрена уголовная ответственность за два самостоятельных преступления: терроризм и террористический акт.

УК РФ 1996 года также имел на момент его принятия два самостоятельных преступления: ст. 205 «Терроризм» и ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного деятеля». Причем законодатель заменил прежнее название второго преступления «Террористический акт» на «Посягательство на жизнь государственного деятеля», указав в скобках в конце диспозиции ст. 277 старое название этого преступления - террористический акт. Таким образом, преступление, предусмотренное ст. 277 УК РФ фактически имело два названия аналогично, например, ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», в котором в конце диспозиции ч. 1 в скобках также указано старое название этого преступления «угон». Впоследствии Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 в названия статей 205 и 277 УК РФ внесли изменения следующего содержания: ст. 205 стала называться «Террористический акт», а из статьи 277 было исключено второе название и оставлено «Посягательство на жизнь государственного деятеля».

В УК РФ 1996 года в ст. 205 признаки терроризма первоначально были описаны следующим образом: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения обществен-

6 См: Лапупина Н.Н., Досюкова Т.В. Уголовная политика России в сфере криминализации на рубеже тысячелетий /Человек в постиндустриальном обществе: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 30.10.2013 г. Варна-Саратов: Издательство Пресс-лицей, 2013/ С.41-49.

ной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

За время действия УК РФ 1996 года в статью о терроризме неоднократно вносились изменения и дополнения. Так, Федеральным законом от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» диспозиция части 3 ст. 205 УК РФ дополнена новым, особо квалифицирующим признаком терроризма - если он сопряжен «с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения»7.

Таким образом, утверждать об излишней детализации уголовного законодательства, отражающего современные аспекты криминализации террористической деятельности в системе преступлений против общественной безопасности, на наш взгляд, было бы несправедливым.

Кроме этого, Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации» были увеличены санкции за терроризм по ч. 1 ст. 205 УК до 12 лет лишения свободы, по ч. 2 - от 10 до 20 лет лишения свободы, по ч. 3 - от 10 до 20 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы. Затем Федеральными законами от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ, от 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ наказание было увеличено и в настоящее время оно по ч. 1 - до 15 лет лишения свободы, по ч. 2 - до 20 лет лишения свободы, по ч. 3 - от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы.

Таким образом, на примере санкций за террористический акт прослеживается уголовная политика России на усиление наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Однако этот вывод можно сделать не только из авторского анализа по санкциям ст. 205 УК РФ, но и по криминализации иных преступлений террористической направленности (в узком понимании этого вида преступлений, то есть - статьи 205 со значками от 1 до 5 УК РФ).

Так, преступления, предусмотренные ст.ст. 2051 УК РФ «Содействие террористической деятельности», ст. 2052 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», ст. 2053 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 2054 УК РФ «Организация террористического сообщества и участие в нем», ст. 2055 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», по сути своего содержания образуют приготовительную деятельность к терроризму.

Казалось бы, зачем нужны эти новые нормы, если, как и ранее, действия виновных можно было квалифицировать по ст. 205 со ссылкой на часть 1 ст. 30 УК РФ. Но не следует забывать, что УК РФ содержит ст. 66 «Назначение наказания за неоконченное преступление», в которой имеется ограничение в назначении максимального наказания при приготовлении или покушении на преступление. При приготовлении наказание не может превышать половины максимального срока.

7 СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 873.

Получается, таким образом, что если бы законодатель не криминализировал новые виды террористической деятельности, то при ранее существовавшей квалификации по ст. 205 со ссылкой на ст. 30 УК РФ, суды не могли бы назначить виновным по ч. 1 ст. 205 УК РФ наказание сроком более 7,5 лет, по частям 2 и 3 - более 10 лет лишения свободы. Предусмотренные в новых статьях виды и размеры наказания намного строже - до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.

Таким образом, представляется, что расширения перечня именно этого вида преступлений с соответствующими санкциями обосновано и оправдано сложившейся в последние годы криминальной ситуацией.

Следует отметить, что законодатель неоднократно менял и уточнял признаки террористического акта, в том числе мотивы и цели совершение этого преступления. Так, в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ: террористический акт - это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Помимо иных изменений и дополнений следует особо отметить и такое нововведение, как террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ). Этот особо квалифицирующий признак был введен Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» в случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается пунктом «б» части 3 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ не требует.

Представляется, что это положение недостаточно продумано законодателем, поскольку такое исключение по вопросам квалификации сделано только для двух составов преступлений, а не для всех.

Конечно, правильность и четкость описания признаков преступлений в новых нормах о террористической деятельности будут проверяться практикой их применения. Несомненно, они будут уточняться и дополняться. Но в целом криминализацию всех новых деяний связанных с терроризмом следует признать правильным направлением в уголовной политике российского государства.

Список литературы:

1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и ожидаемые тенденции ее развития. ФГКУ «ВНИИ МВД России». М., 2016. С. 3536.

2. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и ожидаемые тенденции ее развития. ФГКУ «ВНИИ МВД России». М., 2016. С. 36.

3. Ложное сообщение о готовящемся взрыве поступило с украинского номера // URL: http://www.gazeta.spb.ru/1814298-0/ (дата обращения 25.02.2016).

4. См.: Лапупина Н.Н., Досюкова Т.В. Уголовная политика России в сфере криминализации на рубеже тысячелетий /Человек в постиндустриальном обществе: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 30.10.2013 г. Варна-Саратов: Издательство Пресс-лицей, 2013/ С.41-49.

5. СЗ РФ. 1999. №7. Ст. 873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.