Научная статья на тему 'Уголовно-правовая ответственность за государственную измену в контексте права на свободу информации: вопросы теории и практики'

Уголовно-правовая ответственность за государственную измену в контексте права на свободу информации: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / TREASON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанян Л. Ю.

Объектом исследования выступает проблема в области уголовно-правовой борьбы с государственной изменой и ответственностью в контексте права на свободу информации. В качестве предмета выступает уголовное законодательство об ответственности за государственную измену в качестве преступления против государства. В рамках данного исследования автором выполнено всестороннее изучение уголовной природы государственной измены, анализ норм регулирующих ответственность за совершения данного преступления. На основе подобранного материла, выработаны конкретные предложения по совершенствованию данной нормы уголовного права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL LIABILITY FOR STATE CHANGE IN THE CONTEXT OF THE RIGHT TO FREEDOM OF INFORMATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The subject of the research is the problem in the field of the criminal legal struggle against high treason and responsibility in the context of the right to freedom of information. The subject is the criminal legislation on the responsibility for high treason as a crime against the state. As part of this study, the author carried out a comprehensive study of the criminal nature of high treason, an analysis of the rules governing the responsibility for the commission of this crime. Based on the selected material, specific proposals have been worked out to improve this norm of the criminal law of Russia.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая ответственность за государственную измену в контексте права на свободу информации: вопросы теории и практики»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ В КОНТЕКСТЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ: ВОПРОСЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Л.Ю. Степанян, магистрант

Российский государственный университет правосудия (Россия, г. Москва)

Аннотация. Объектом исследования выступает проблема в области уголовно-правовой борьбы с государственной изменой и ответственностью в контексте права на свободу информации. В качестве предмета выступает уголовное законодательство об ответственности за государственную измену в качестве преступления против государства. В рамках данного исследования автором выполнено всестороннее изучение уголовной природы государственной измены, анализ норм регулирующих ответственность за совершения данного преступления. На основе подобранного материла, выработаны конкретные предложения по совершенствованию данной нормы уголовного права России. Ключевые слова: измена, ответственность, информация.

Государственная измена предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве одного из преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность государства. Отечественный законодатель относит государственную измену к числу особо тяжких преступлений, что, несомненно, объясняется ее высокой общественной опасностью: в результате действий, составляющих объективную сторону данного преступления, может быть нанесен вред различным инфраструктурам государства, включая военную, технологическую, научную и иные сферы.

Особо тяжкий характер государственной измены обеспечил и необходимость уделять повышенное внимание вопросу соотношения объективной стороны данного преступного деяния и реализации основных прав человека и гражданина, включая право на свободу слова.

Напомним, что согласно Уголовному кодексу Российской Федерации объективную сторону государственной измены составляют следующие действия (бездействия):

1. Шпионаж.

2. Выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Как видно из вышеизложенного ряд действий, относящихся к объективной стороне государственной измены, так или иначе, затрагивает распространение различной информации, что в свою очередь непосредственно связано с реализацией права человека на свободу информации.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса об уголовной ответственности за государственную измену, в контексте реализации права на свободу информации, необходимо определить, что из себя представляет указанное право в Российской Федерации.

Отметим, что в конституционном праве понятие свободы информации носит общий характер и состоит из целого ряда самостоятельных прав, включая:

- право на свободу слова;

- право на свободу печати;

- право на получение информации, имеющее общественное значение;

- право на распространение информации любым законным способом и другие.

Ряд исследователей к числу прав на

свободу информации также относят право на свободу выражения мнения. На наш взгляд, указанное право хоть и тесно связано с правом на свободу информации, но занимает самостоятельное место в системе конституционных прав человека и гражданина.

Таким образом, право на свободу информации представляет собой целый комплекс конституционных прав человека, связанных со свободным получением и распространением информации, включая информацию, имеющую общественное значение, любыми законными способами (лично, через средства массовой информации и т.д.).

На наш взгляд, в настоящее время, когда развитие информационных процессов в обществе находится на очень высоком уровне, а получение и распространение различной информации упрощено до минимума, очень важной представляется задача законодателя развести понятия государственной измены и свободного распространения информации. В ином случае велик риск, как ненаказуемости действительно преступных деяний, так и посягательства на важнейшие конституционные права граждан.

Формальное различие между информацией, которая может быть предметом государственной измены, и информацией, подлежащей свободному распространению, есть. В диспозиции статьи 275 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что ответственность по данной статье наступает в том случае, если действия преступника затрагивали сведения, составляющие государственную тайну.

На практике, однако, указанное различие не всегда так просто проследить, например, когда речь заходит о распространении информации, имеющей общественное значение. Отечественный законодатель, устанавливая уголовную ответственность за оказание консультативной помощи, однако, не уточняет распространение какой именно информации, может служить основанием для привлечения лица к уголовной ответственности за государственную измену. В таком случае логично предположить, что лицо может быть обви-

нено в государственной измене в том случае, если оно в рамках оказания консультативной помощи иностранному государству или иному контрагенту раскрыло ему любую (даже общедоступную информацию).

В указанном нами случае речь идет о непосредственном ограничении права на свободу информации. При этом в статье не указан специальный субъект консультативной помощи, таким образом, право на свободу информации в данном конкретном случае ограничивается у всего круга его субъектов.

Если обратиться к тексу Конституции Российской Федерации можно отметить, что свободное распространение информации допускается только любым законными способами. С одной стороны оказание консультативной помощи в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, носит явно незаконный характер, однако, с другой стороны, в рамках такого консультирования сама передача информации может осуществляться вполне законными способами.

Статья 29 Конституции Российской Федерации также устанавливает наличие перечня информации, составляющей государственную тайну. Таким образом законодатель обращает внимание на незаконность свободного распространения сведений, содержащей государственную тайну. Но, как мы уже не раз отмечали в данной работе, консультативная помощь может включать в себя и распространение общедоступной информации законными способами.

Как же в указанном случае отделить реальное наличие состава преступления и неправомерное посягательство на конституционное право гражданина? В первую очередь необходимо особое внимание уделить критериям предмета государственной измены. Исходя из определения предмета преступления, включающего, в том числе, и информацию, распространение которой может причинить вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям, общедоступная информация может служить предметом данного вида преступного деяния только в том

случае, если, во-первых, ее распространение посягает на безопасность государства. А во-вторых, если сбор и распространение такой информации осуществляется по заданию иностранной разведки, или лица, действующего в ее интересах, либо в рамках помощи (в том числе по собственной инициативе) иностранному государству, иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Внимание стоит также обратить на цель и мотивы оказания консультативной помощи иностранному государству. В том случае, если указанная помощь оказывается без непосредственного содействия деятельности, посягающей на безопасность Российской Федерации, речь об уголовной ответственности идти не может.

Отдельного рассмотрения заслуживает также вопрос о распространении оценочных суждений, в том случае, когда вместе конкретной информации, предметом консультативной помощи становится личное мнение субъекта. По общему правилу, распространение оценочных суждений не является преступлением, даже в том случае, если указанные суждения содержат критику государственной политики Рос-

рение деятельности иностранного государства, которое затрагивает интересы РФ.

Отметим, однако, что одобрение откровенно экстремистских идей может выступать самостоятельным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Ответственность за государственную измену, в случае распространения оценочных суждений, может наступать исключительно в том случае, если наряду с такими суждениями лицо также передало иностранному государству (гражданину, организации) конкретные сведения, составляющие государственную тайну.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что право на свободу информации должно подлежать ограничению только в исключительных случаях, затрагивающих общественную и государственную безопасность. При разрешении вопроса об установлении уголовной ответственности за государственную измену необходимо учитывать не только характер информации, составляющей предмет данного преступления, но также мотивы и цели его субъекта, характер самих действий и наличие контрагента виде иностранного государства, организации и т.д.

сийской Федерации, либо выражают одоб-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации, от 13.06.1996 г., №63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, от 17.06.1996 г., №25, ст. 2954.

3. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006, №149-ФЗ // Российская газета, №165, 29.07.2006.

4. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №4. - С. 2-8.

5. Салихов Д.Р., Харламов Д.Д. Государственная измена и свободное распространение информации: между Сциллой и Харибдой // Актуальные проблемы российского права. -2015. - №7. - С. 36-37.

6. Эктумаев А.Б. Соотношение свободы слова и свободы информации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2011. - №4 (14). - С. 45-49.

CRIMINAL-LEGAL LIABILITY FOR STATE CHANGE IN THE CONTEXT OF THE RIGHT TO FREEDOM OF INFORMATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

L.Yu. Stepanian, graduate student Russian state university of justice (Russia, Moscow)

Abstract. The subject of the research is the problem in the field of the criminal legal struggle against high treason and responsibility in the context of the right to freedom of information. The subject is the criminal legislation on the responsibility for high treason as a crime against the state. As part of this study, the author carried out a comprehensive study of the criminal nature of high treason, an analysis of the rules governing the responsibility for the commission of this crime. Based on the selected material, specific proposals have been worked out to improve this norm of the criminal law of Russia.

Keywords: treason, responsibility, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.