Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кур И. Н.

Статья посвящена проблемам уголовно-правовой охраны конфиденциальной информации. Посредством изучения законодательства Российской Федерации (далее - РФ), автор сформулировал выводы, характеризующие конфиденциальную информацию как правовое явление, разграничил «конфиденциальность информации» и «конфиденциальную информацию» как содержание и сущность. Обозначено место охраны конфиденциальной информации в системе уголовного права. Такой подход позволил прийти к выводу о взаимосвязанности охраны конфиденциальности уголовно-правовыми средствами с нормами законодательства РФ, и направлена на противодействие «внешним» и «внутренним» воздействиям. Актуальность и проблема: Роль информации возросла до такой степени, что государство «вынуждено» регулировать данную сферу для реализации двух целей: защиты информации от посягательств; защиты общества и самого государства от негативного влияния информации. Сфера конфиденциальности, являясь проявлением информационности, также становится все более значимой. Положения уголовного закона, направленные на охрану конфиденциальности, сформированы на бланкетной диспозиции уголовно-правовых норм, в связи с чем неточность положений законодательства РФ существенно влияют на охранительный потенциал уголовно-правовых норм, обеспечивающих правовой режим конфиденциальности информации. Объект исследования: общественные отношения в сфере оборота конфиденциальной информации. Новизна характеризуется недостаточной теоретико-правовой разработанностью сферы конфиденциальности, в частности отсутствия правового регулирования понятия «конфиденциальная информация», и необходимостью получения новых знаний об уголовноправовой охране конфиденциальной информации как средства противодействия преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кур И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW PROTECTION OF CONFIDENTIAL INFORMATION

The article is devoted to the problems of criminal law protection of confidential information. By studying the legislation of the Russian Federation (hereinafter referred to as RF), the author formulated conclusions characterizing confidential information as a legal phenomenon, distinguished between «confidentiality of information» and «confidential information» as the content and essence. The place of protection of confidential information in the system of criminal law was outlined. Suck approach allowed to come to conclusion on interrelation of protection of confidentiality by criminal law means with norms of legislation of RF, and is directed on counteraction to «external» and «internal» influences. Relevance and Issue: The role of information has grown to the point where the state is «forced» to regulate this sphere for two purposes: to protect information from encroachment; to protect society and the state itself from the negative impact of information. The sphere of confidentiality, as a manifestation of informationality, is also becoming increasingly important. The provisions of the criminal law aimed at protecting confidentiality are formed on the blanket disposition of the criminal law norms, in connection with which the inaccuracy of the provisions of the Russian legislation significantly affects the protective potential of the criminal law norms that provide the legal regime of information confidentiality. Object of study: social relation in the sphere of circulation of confidential information. The novelty is characterized by insufficient theoretical and legal development of the area of confidentiality, in particular the lack of legal regulation of the concept of «confidential information», and the need for new knowledge on the criminal law protection of confidential information as a means to counteract crime.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_283 УДК 343.2/.7

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Criminal law protection of confidential information КУР Иосиф Николаевич,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, кафедра уголовной политики, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: xviperpro@gmail.com;

Kur Iosif Nicolaevich,

Adjunct faculty preparement of scientific and scientific-pedagogical personnel, Department of Criminal Policy Management Academy of the Ministry of the Interior affairs of Russia. Russian Federation, 125171, Moscow, Zoyi and Alexandra Kosmodemyanskikh, 8 st. E-mail: xviperpro@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена проблемам уголовно-правовой охраны конфиденциальной информации. Посредством изучения законодательства Российской Федерации (далее - РФ), автор сформулировал выводы, характеризующие конфиденциальную информацию как правовое явление, разграничил «конфиденциальность информации» и «конфиденциальную информацию» как содержание и сущность. Обозначено место охраны конфиденциальной информации в системе уголовного права. Такой подход позволил прийти к выводу о взаимосвязанности охраны конфиденциальности уголовно-правовыми средствами с нормами законодательства РФ, и направлена на противодействие «внешним» и «внутренним» воздействиям. Актуальность и проблема: Роль информации возросла до такой степени, что государство «вынуждено» регулировать данную сферу для реализации двух целей: защиты информации от посягательств; защиты общества и самого государства от негативного влияния информации. Сфера конфиденциальности, являясь проявлением информационности, также становится все более значимой. Положения уголовного закона, направленные на охрану конфиденциальности, сформированы на бланкетной диспозиции уголовно-правовых норм, в связи с чем неточность положений законодательства РФ существенно влияют на охранительный потенциал уголовно-правовых норм, обеспечивающих правовой режим конфиденциальности информации. Объект исследования: общественные отношения в сфере оборота конфиденциальной информации. Новизна характеризуется недостаточной теоретико-правовой разработанностью сферы конфиденциальности, в частности отсутствия правового регулирования понятия «конфиденциальная информация», и необходимостью получения новых знаний об уголовно-правовой охране конфиденциальной информации как средства противодействия преступлениям.

Abstract: The article is devoted to the problems of criminal law protection of confidential information. By studying the legislation of the Russian Federation (hereinafter referred to as RF), the author formulated conclusions characterizing confidential information as a legal phenomenon, distinguished between «confidentiality of information» and «confidential information» as the content and essence. The place of protection of confidential information in the system of criminal law was outlined. Suck approach allowed to come to conclusion on interrelation of protection of confidentiality by criminal law means with norms of legislation of RF, and is directed on counteraction to «external» and «internal» influences. Relevance and Issue: The role of information has grown to the point where the state is «forced» to regulate this sphere for two purposes: to protect information from encroachment; to protect society and the state itself from the negative impact of information. The sphere of confidentiality, as a manifestation of informationality, is also becoming increasingly important. The provisions of the criminal law aimed at protecting confidentiality are formed on the blanket disposition of the criminal law norms, in connection with which the inaccuracy of the provisions of the Russian legislation significantly affects the protective potential of the criminal law norms that provide the legal regime of information confidentiality. Object of study: social relation in the sphere of circulation of confidential information. The novelty is characterized by insufficient theoretical and legal development of the area of confidentiality, in particular the lack of legal regulation of the concept of «confidential information», and the need for new knowledge on the criminal law protection of confidential information as a means to counteract crime.

Ключевые слова: информация, конфиденциальность, уголовно-правовая охрана, правовой режим, меры уголовно-правового характера.

Keywords: information, confidentiality, criminal-law protection, legal regime, criminal-law measures.

Для цитирования: Кур И.Н. Уголовно-правовая охрана конфиденциальной информации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 283-285. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_283.

For citation: Kur I.N. Criminal law protection of confidential information // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 283-285. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_283.

Статья поступила в редакцию: 08.04.2023

В Конституции РФ закреплено положение, устанавливающее право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст.29).

На сегодняшний день является аксиомой то, что роль информации в жизнедеятельности личности, общества и государства возросла до таких масштабов, что государство «вынуждено» обеспечить правовое регулирование информации с тем, чтобы, с одной стороны, «защитить» информацию от незаконных действий в отношении нее, а с другой - защитить общество от негативного воздействия информации.

На необходимость правового обеспечения в сфере обращения информации впервые было обращено внимание в 1995 г. Тогда был принят закон «Об информации, информатизации и защите информации» [3]. В законе было дано понятие информации, под которой понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст.2). Кроме того, закон разделил всю информацию на открытую и общедоступную и информацию ограниченного доступа (ст.10). Причем это деление касалось только документированной информации, под которой понималась зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст.2).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Под конфиденциальной информацией (далее - КИ) понималась только документированная информация, доступ к которой был ограничен в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» впервые выделил подвид информации ограниченного распространения КИ.

С течением времени в виду развития содержания информационных правоотношений и необходимостью обеспечения законных интересов человека и гражданина, общества и государства, был принят закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4].

Вновь принятый закон дал иное понятие информации. Теперь под ней понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Тем самым, законодатель установил, что информация может быть не только документальной, но и, например, вер-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

бальной. Новый закон отказался от термина «конфиденциальная информация», указав на конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (ст.2). Таким образом, законодатель сместил «центр тяжести» с сущности конфиденциальности на ее содержание - а именно, на правила и особенности оборота такой информации.

Изучение законодательства РФ в сфере конфиденциальности подтверждает данное положение. Так, закон «О персональных данных» [2] определяет не только те сведения, относящиеся к категории персональных данных, но и условия, порядок и требования (они же правила) оборота такого вида КИ. Аналогично происходит регулирование общественных отношений, связанных с другими видами тайн (банковская, профессиональная, государственная и др.). Законодатель также разделил всю информацию на четыре вида в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается (ст. 5). Как было показано выше, новый закон не содержит понятия КИ, а закрепляет то положение, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ст. 9).

Буквальное толкование данного положения и дефиниции, дающей определение конфиденциальности информации, позволяет сделать вывод о том, что КИ - это часть информации, относящейся к информации, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается, хотя этот термин не используется ни в законодательстве, ни в подзаконных нормативных правовых актах. Так, например, в Указе Президента РФ от 06.03.1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (далее - Перечень) [5] содержатся семь видов сведений конфиденциального характера (а не конфиденциальных сведений) к числу которых относятся: персональные данные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна; коммерческая тайна; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; тайна исполнительного производства.

Данная классификация основана на принципе применимости конфиденциальности в общественной жизни. Специалисты предлагают относить к сведениям конфиденциального характера «государственную» и «межгосударственную» тайны [7, с. 12]. Но в науке существует дискуссия относительно упомянутой классификации. Так, некоторые, разграничивают «конфиденциальную информацию» и «государственную тайну» [8, с. 21]. Но такой подход стал неактуален, поскольку законодатель изменил вектор в сторону расширения содержания конфиденциальности [1, с. 105].

Говоря о сущности КИ, необходимо отметить, что такая информация всегда представляет существенное значение для личности, общества, государства. Такая ценность может иметь, соответственно, личностный, общественный и государственный характер. Данная ценность такой информации в конечном счете определяется в зависимости от последствий раскрытия содержания таких сведений. К примеру, раскрытие данных о личности (персональные данные), с нарушением действующих нормативных предписаний влечет за собой возможность использования такой информации третьими лицами в своих интересах (в том числе и общественно опасных). Другим примером, является распространение государственной тайны, нарушение тайности содержания которой, может повлечь за собой реальную угрозу для безопасности государства и, как следствие, общества и личности в той или иной сфере (экономической, политической, военной и др.).

Другой характеристикой КИ является ее особой правовой режим. Данный режим предполагает не только существенное ограничение круга лиц, доступ которым позволителен (без данного аспекта невозможно было бы говорить о конфиденциальности в целом), но и особый порядок оборота информации (делопроизводства, в частности), который определяется в зависимости от категории КИ.

Третьей характеристикой является наличие ответственности за нарушения в данной области. Поскольку утечки в процессе оборота КИ, как упоминалось ранее, способны нанести существенный ущерб заинтересованным лицам, законодатель вынужден использовать имеющуюся у него систему средств, в число которых входят и уголовно-правовые средства, для защиты нарушенных интересов.

Последней, не менее важной характеристикой КИ является строгая определенность законодателем ее содержания, под которой подразумевается выделение последним только определенного перечня сведений, которые можно и нужно относить к такой категории данных.

Таким образом, КИ можно определить следующим образом - это строго определенная совокупность сведений (данных), независимая от формы представления, пользоваться которой имеет право ограниченный круг лиц, сокрытая определенным образом от неограниченного круга лиц, с целью обеспечения законных интересов личности, общества, государства и имеющая особый правовой режим оборота такой информации, за нарушения требований которой наступает юридическая ответственность в соответствии с законом.

Устанавливая Перечень сведений конфиденциального характера, законодатель обязан создать механизм охраны этих сведений. Одним из звеньев этого механизма является Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ).

Уголовный закон, выступая в качестве соответствующей правовой реакции общественности и государства на текущие вызовы со стороны преступности, призван охранять наиболее важные общественные отношения, связанные в том числе и с информационной сферой в целом, конфиденциальностью в частности. В науке уголовного права под охраной понимаются меры по сохранению существующих общественных отношений и интересов путем определения в уголовном законе опасных для личности, общества и государства деяний, являющихся преступными, и установления за них наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера [9, С. 49].

Правовой режим конфиденциальности, в свою очередь, представляется в статьях 137, 138, 138.1, 141, 147, 155, 183, 185.6, 199.2, 237, 275.1, 283, 283.1, 283.2, 284, 310, 311, 320 УК РФ. Данные нормы расположены в разных разделах и главах Особенной части УК РФ: Раздел VII. Преступления против личности (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несо-

вершеннолетних); Раздел VIII. Преступления в сфере экономики (преступления в сфере экономической деятельности); Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка (преступления против здоровья населения и общественной нравственности); Раздел X. Преступления против государственной власти (преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против правосудия; преступления против порядка управления). При этом такое распределение уголовно-правовых норм отражает основные задачи, изложенные в ст. 2 УК РФ, что подчеркивает разносторонний характер КИ. Упомянутые нормы различны по своему характеру: по объекту уголовно-правовой охраны, по категориям преступлений.

Так, по содержанию уголовно-правовые нормы, связанные с конфиденциальностью данных отмечены следующим образом: ст. 137, 138, 138.1, 141, 147 УК РФ - конституционные права и свободы человека и гражданина; ст. 155 УК РФ - семья и несовершеннолетние; ст. 183, 185.6, 199.2 УК РФ - сфера экономической деятельности; ст. 237 УК РФ - здоровье населения и общественной нравственности; ст. 275.1, 283, 283.1, 283.2, 284 УК РФ - основы конституционного строя и безопасности государства; ст. ст. 310, 311 УК РФ - правосудие. Анализируя содержание данных норм, можно сделать вывод, что КИ в различных ее проявлениях способна выступать в качестве объекта, предмета, средства и результата преступления.

По тяжести преступного посягательства: ст. ст. 137, 138, 138.1, 141, 147, 155, 183, 185.6, 199.2, 237, 283, 283.1, 283.2, 284, 310, 311 УК РФ - небольшой тяжести и средней тяжести; ст. 275.1 УК РФ - тяжкие преступления. Относительно степени общественной опасности, определяемой упомянутыми категориями преступлений, вывод напрашивается соответствующий - основную категорию преступлений, связанных с нарушением режима конфиденциальности информации, представляют нормы-запреты небольшой и средней тяжести.

Важной особенностью упомянутых норм является наличие в уголовно-правовой норме бланкетной диспозиции, которая отсылает к нормам законодательства других правовых отраслей. Именно от точности формулировок, изменений норм в иных отраслях зависит точность и эффективность применения не только норм большинства статей Особенной части УК РФ в целом, но и норм, непосредственно связанных с КИ, определяя ее охранительный потенциал. Сама же ссылка на нормы других отраслей определяется необходимостью выделения дополнительных признаков, которые будут использоваться для признания того либо иного деяния преступным [6, с. 601].

Сам режим охраны конфиденциальности информации при этом не ограничивается лишь упомянутыми нормами. В силу интегративной сущности информации в настоящее время, возникает возможность реализации преступных посягательств в рамках других статьей Особенной части уголовного закона. Так на примере норм, представленных в гл. 28 УК РФ, а именно в ст. 272 и 273, в силу особенностей построения законодателем диспозиций, возможен оборот КИ. В рамках упомянутых норм такая информация способна становится результатом преступного посягательства. В других случаях, такая информация способна быть средством для совершения иных преступлений, таких, к примеру, как посягательство, предусмотренное ст. 159.6 УК РФ, где КИ, полученная в ходе совершения иных преступлений, упомянутых ранее, может способствовать и способствует достижению корыстного умысла злоумышленников. Данное обстоятельство позволяет также говорить о развитии так называемых «многосоставных преступлений», определяющихся тем, что для достижения преступного результата злоумышленником совершается последовательный комплекс преступлений, на первый взгляд не имеющих ничего общего, но внедряясь в особенности таких посягательств, вид очевидность реальных целей таких посягательств.

Таким образом, уголовный закон в одних случаях охраняет КИ от «внешних воздействий», выражающихся в возможности совершения преступного посягательства лицами, не являющихся субъектами оборота такой информации, способных использовать КИ для совершения новых преступлений и, соответственно, для достижения более общественно опасного результата (содержательный подход). В других случаях - от «внутренних воздействий», выражающихся в форме нарушений надлежащими субъектами деятельности в сфере конфиденциальности порядка, условий и правил оборота такой категории информации, что может повлечь за собой утечку, распространение таких сведений (процедурный подход). В любом случае, уголовно-правовая охрана КИ осуществляется посредством реализации мер уголовно-правового характера, направленных на обеспечение законных интересов личности, общества и государства. Библиогра фия:

1. Камалова Г.Г. Вопросы систематизации информации ограниченного доступа // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. Т. 26, вып. 2.

2. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 165.

3. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 8.Ст. 609. (утратил силу ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149 -ФЗ (в ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I). Ст. 3448.

5. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 10. - ст. 1127.

6. Пикуров Н.И., Иванов Н.В. Бланкетная форма конструирования в уголовном праве // Юридическая техника №7. 2013.

7. Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2004.

8. Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат. 2001.

9. Ткаченко В.С. Уголовно-правовая охрана личности сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

References:

1. Kamalova G.G. Issues of systematization of restricted information // Bulletin of Udmurt University. Economics and Law Series. 2016. T. 26, vol. 2.

2. About Personal Data: Federal Law dated 07/27/2006. № 152-FZ (as amended on 03/01/2023) // Collection of Laws of the Russian Federation dated 07/31/2006, № 165.

3. On Information, Informatization and Information Protection: Federal Law 02/20/1995, № 8. Art. 609. (lost by the Federal L aw of 07/27/2006 № 149-FZ).

4. On Information, Information Technologies and Infromation Protection: Federal Law dated 07/27/2006 № 149-FZ (as amended on 12/29/2022) // Collection of Laws of the Russian Federation dated 07/31/2006 № 31 (Part I). Art. 3448.

5. On Approval of the List of Information of Confidential Nature: Decree of the President of the Russian Federation of 03/06/1997 № 188 (ed. From 07/13/2015) // Collection of Laws of the Russian Federation. 1997. - № 10. - Art. 1127.

6. Pikurov N.I., Ivanov, N.V. Blanket form of construction in criminal law // Legal Technique № 7. 2013.

7. Salikhov I.I. Information with limited access as an object of civil legal relations: abstract of Ph.D. Candidate of Law Sciences. - Kazan, 2004.

8. Snytnikov A.A., Tumanova L.V. Enforcement and protection of the right to information. Moscow: Gorodets-edat. 2001.

9. Tkachenko V.S. Criminal legal protection of the personality of law enforcement officers ensuring publick order and public safety: Ph.D. Candidate of Law sciences. M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.