Научная статья на тему 'Уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам'

Уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информация / информационные угрозы / информация как объект и предмет преступления / информация как средство совершения преступления / уголовно-правовые средства / information / information threats / information as an object and subject of a crime / information as a means of committing a crime / criminal law means

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Наталия Эдуардовна

Актуальность изучения проблем законодательного установления и применения статей, предусматривающих ответственность за незаконные действия с информацией, и защиты прав и законных интересов личности общества и государства вытекает из Конституции Российской Федерации, в которой закреплено положение о том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). Для того чтобы была возможность реализовывать данное право, создан целый механизм, включающий принятие различных отраслевых законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих правила действия с информацией. Одним из звеньев данного механизма является Уголовный кодекс Российской Федерации, призванный, с одной стороны, охранять общественные отношения в сфере получения, распространения, использования информации, а с другой – охранять законные интересы личности, общества и государства от информации, которая может причинить вред этим интересам. Особенно остро тема охраны информации и защиты от информации встает в условиях специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Все чаще в средствах массовой информации стали говорить об информационных угрозах. Для противодействия им созданы специальные подразделения, используются средства защиты информации и т. п. Однако в случае когда вышеназванные возможности не срабатывают, законодатель прибегает к возможностям Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащим в своем арсенале уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам. Постановка проблемы: современный мир стремительно меняется, возникают новые общественные отношения, которые требуют в одних случаях осмысления, и тогда появляются различные научные концепции, в других случаях необходимо незамедлительное реагирование на них со стороны государства. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях кризисных явлений, вызванных различными факторами. К числу общественных отношений, быстро развивающихся в современном обществе, относится его информатизация. Она позволяет обществу идти вперед семимильными шагами, облегчает жизнь людей. Однако информатизация влечет за собой и определенные проблемы. С одной стороны, государству необходимо защищать саму информацию, с другой – права, законные интересы личности, общества и государства от информации, которая несет в себе определенные угрозы. Одним из средств охраны информации и защиты личности, общества, государства от информационных угроз выступает Уголовный кодекс Российской Федерации. Цель исследования: развитие научного понимания об уголовно-правовых средствах охраны информации и защиты общества от информационных угроз. Методы исследования: диалектика, анализ, дедукция. Результаты и ключевые выводы: проведенное исследование позволило установить, что информация может быть объектом, предметом или средством совершения преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации охраняет информацию от незаконного собирания, разглашения, распространения, предоставления, передачи, похищения, использования, хранения, отказа в предоставлении. Повышенное внимание государства к охране информации и защите законных интересов личности, общества и государства от информационных угроз, как показывают процессы, происходящие в российском обществе, требуется в «кризисных» условиях, вызванных различными факторами. Это показала и пандемия COVID-19, когда количество преступлений в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» выросло за несколько месяцев на более чем 80 %. Это показывают и события, происходящие на Украине. Одним из средств охраны информации и защиты от информационных угроз является Уголовный кодекс Российской Федерации, который является последним рубежом обороны, когда иными средствами сохранить информацию и противодействовать информационным угрозам не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартыненко Наталия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Law Means of Protecting Information and Counteracting Information Threats

The relevance of studying the problems of legislative establishment and application of articles providing for liability for illegal actions with information and protection of the rights and legitimate interests of the individual of society and the state follows from the provisions of the Constitution of the Russian Federation, which establishes the provision that everyone has the right to freely seek, receive, transfer , produce and disseminate information in any legal way (art. 29). In order to be able to exercise this right, a whole mechanism has been created, including the adoption of various sectoral laws and by-laws that regulate the rules for dealing with information. One of the links of this mechanism is the Criminal Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Criminal Code of the Russian Federation), designed, on the one hand, to protect public relations in the field of obtaining, disseminating, using, etc. information, and on the other hand, to protect the legitimate interests of the individual, society and states from information that could harm those interests. The topic of information protection and protection from information is especially acute in the context of a special military operation to demilitarize and denazify Ukraine. Increasingly, the media began to talk about information threats. To counter them, special units have been created, information security tools are used, etc. However, in the case when the above possibilities do not work, the legislator resorts to the possibilities of the Criminal Code of the Russian Federation, which contain in its arsenal criminal legal means of protecting information and countering information threats. Formulation of the problem. The modern world is rapidly changing, new social relations are emerging that require, in some cases, comprehension, and then various scientific concepts appear, in other cases, an immediate response to emerging social relations by the state is necessary. This problem is especially acute in conditions of crisis phenomena caused by various factors. Among the public relations rapidly developing in modern society is its informatization. It allows society to move forward by leaps and bounds, makes life easier for people. But informatization entails certain problems. On the one hand, the state needs to protect the information itself, on the other hand, the rights, legitimate interests of the individual, society and the state from information that carries certain threats. One of the means of protecting information and protecting the individual-society of the state from information threats is the Criminal Code of the Russian Federation. Research methods: dialectics, analysis, deduction. Results and key conclusions: the study made it possible to establish that information can be an object, subject or means of committing a crime. The Criminal Code of the Russian Federation protects information from illegal collection, disclosure, distribution, provision, transfer, theft, use, storage, refusal to provide. The increased attention of the state to the protection of information and the protection of the legitimate interests of the individual, society and the state from “information threats, as the processes taking place in Russian society show, is required in “crisis” conditions caused by various factors. This was also shown by the COVID-19 Pandemic, when the number of crimes in the information and telecommunications system “Internet” has grown by more than 80% in a few months. This is also shown by the events taking place in Ukraine. One of the means of protecting information and protecting against information threats is the Criminal Code of the Russian Federation, which is the last line of defense when it is not possible to save information and counteract information threats by other means.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам»

66

Мартыненко Наталия Эдуардовна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-0996-4389

E-mail: kafedra_up_au@vail.ru

Nataliya Eduardovna Martynenko,

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Criminal Policy,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-0996-4389

E-mail: kafedra_up_au@vail.ru

Научная специальность: Scientific specialty: 5.1.4. Уголовно-правовые науки 5.1.4. Criminal Law Sciences

УДК 343.271

DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-66-75

Дата поступления: 29 августа 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.

Уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам

Criminal Law Means of Protecting Information and Counteracting Information Threats

Аннотация

Актуальность изучения проблем законодательного установления и применения статей, предусматривающих ответственность за незаконные действия с информацией, и защиты прав и законных интересов личности общества и государства вытекает из Конституции Российской Федерации, в которой закреплено положение о том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29). Для того чтобы была возможность реализовывать данное право, создан целый механизм, включающий принятие различных отраслевых законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих правила действия с информацией. Одним из звеньев данного механизма является Уголовный кодекс Российской Федерации, призванный, с одной стороны, охранять общественные отношения в сфере получения, распространения, использования информации, а с другой - охранять законные интересы личности, общества и государства от информации, которая может причинить вред этим интересам. Особенно остро тема охраны информации и защиты от информации встает в условиях специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Все чаще в средствах массовой информации стали говорить об информационных угрозах. Для

Abstract

The relevance of studying the problems of legislative establishment and application of articles providing for liability for illegal actions with information and protection of the rights and legitimate interests of the individual of society and the state follows from the provisions of the Constitution of the Russian Federation, which establishes the provision that everyone has the right to freely seek, receive, transfer , produce and disseminate information in any legal way (art. 29). In order to be able to exercise this right, a whole mechanism has been created, including the adoption of various sectoral laws and by-laws that regulate the rules for dealing with information. One of the links of this mechanism is the Criminal Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Criminal Code of the Russian Federation), designed, on the one hand, to protect public relations in the field of obtaining, disseminating, using, etc. information, and on the other hand, to protect the legitimate interests of the individual, society and states from information that could harm those interests. The topic of information protection and protection from information is especially acute in the context of a special military operation to demilitarize and denazify Ukraine.

Increasingly, the media began to talk about

противодействия им созданы специальные подразделения, используются средства защиты информации и т. п. Однако в случае когда вышеназванные возможности не срабатывают, законодатель прибегает к возможностям Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащим в своем арсенале уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам.

Постановка проблемы: современный мир стремительно меняется, возникают новые общественные отношения, которые требуют в одних случаях осмысления, и тогда появляются различные научные концепции, в других случаях необходимо незамедлительное реагирование на них со стороны государства. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях кризисных явлений, вызванных различными факторами. К числу общественных отношений, быстро развивающихся в современном обществе, относится его информатизация. Она позволяет обществу идти вперед семимильными шагами, облегчает жизнь людей. Однако информатизация влечет за собой и определенные проблемы. С одной стороны, государству необходимо защищать саму информацию, с другой - права, законные интересы личности, общества и государства от информации, которая несет в себе определенные угрозы. Одним из средств охраны информации и защиты личности, общества, государства от информационных угроз выступает Уголовный кодекс Российской Федерации.

Цель исследования: развитие научного понимания об уголовно-правовых средствах охраны информации и защиты общества от информационных угроз.

Методы исследования: диалектика, анализ, дедукция.

Результаты и ключевые выводы: проведенное исследование позволило установить, что информация может быть объектом, предметом или средством совершения преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации охраняет информацию от незаконного собирания, разглашения, распространения, предоставления, передачи, похищения, использования, хранения, отказа в предоставлении.

Повышенное внимание государства к охране информации и защите законных интересов личности, общества и государства от информационных угроз, как показывают процессы, происходящие в российском обществе, требуется в «кризисных» условиях, вызванных различными факторами. Это показала и пандемия ООУЮ-19, когда количество преступлений в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» выросло за несколько месяцев на более чем 80 %. Это показывают и события, происходящие на Украине. Одним из средств охраны информации и защиты от информационных угроз является Уголовный кодекс Российской Федерации, который является последним рубежом обороны, когда иными средствами сохранить информацию и противодействовать информационным угрозам не представляется возможным.

information threats. To counter them, special units have been created, information security tools are used, etc. However, in the case when the above possibilities do not work, the legislator resorts to the possibilities of the Criminal Code of the Russian Federation, which contain in its arsenal criminal legal means of protecting information and countering information threats.

Formulation of the problem. The modern world is rapidly changing, new social relations are emerging that require, in some cases, comprehension, and then various scientific concepts appear, in other cases, an immediate response to emerging social relations by the state is necessary. This problem is especially acute in conditions of crisis phenomena caused by various factors. Among the public relations rapidly developing in modern society is its informatization. It allows society to move forward by leaps and bounds, makes life easier for people. But informatization entails certain problems. On the one hand, the state needs to protect the information itself, on the other hand, the rights, legitimate interests of the individual, society and the state from information that carries certain threats. One of the means of protecting information and protecting the individual-society of the state from information threats is the Criminal Code of the Russian Federation.

Research methods: dialectics, analysis, deduction.

Results and key conclusions: the study made it possible to establish that information can be an object, subject or means of committing a crime. The Criminal Code of the Russian Federation protects information from illegal collection, disclosure, distribution, provision, transfer, theft, use, storage, refusal to provide.

The increased attention of the state to the protection of information and the protection of the legitimate interests of the individual, society and the state from "information threats, as the processes taking place in Russian society show, is required in "crisis" conditions caused by various factors. This was also shown by the COVID-19 Pandemic, when the number of crimes in the information and telecommunications system "Internet" has grown by more than 80% in a few months. This is also shown by the events taking place in Ukraine. One of the means of protecting information and protecting against information threats is the Criminal Code of the Russian Federation, which is the last line of defense when it is not possible to save information and counteract information threats by other means.

Ключевые слова: информация; информационные угрозы; информация как объект и предмет преступления; информация как средство совершения преступления; уголовно-правовые средства.

Keywords: information; information threats; information as an object and subject of a crime; information as a means of committing a crime; criminal law means.

68

Первое. Информатизация. Под ней принято понимать «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». Данное определение содержалось в ранее действовавшем нормативном правовом акте — Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 (утратил силу). В действующем Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 (далее — ФЗ № 149) понятие «информатизация» не содержится. Трудно не согласиться с академиком В. Н. Кудрявцевым в том, что «недостаточное внимание к терминологии, отсутствие единства в понимании... затрудняет не только исследовательскую работу, но и практическую деятельность юриста» [3, с. 68].

Изучение специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет констатировать, что информатизация представляет собой процесс, направленный на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, призванной объединить территориально распределенные информационные ресурсы [4, с. 206—211]. Иными словами, в основе информатизации лежит, прежде всего, информация.

Второе. Информация. Представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Данное лаконичное определение содержится в вышеназванном федеральном законе.

Информация может быть самой различной. В одних случаях информация нуждается в охране, и тогда государство разрабатывает определенный механизм такой охраны, в других —

1 Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609. (Утратил силу).

2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

информация наносит вред правам и законным интересам личности, общества и государства, и тогда разрабатывается механизм противодействия угрозам, которые несет в себе такая информация. Одним из средств охраны информации и противодействия угрозам, исходящим от нее, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ).

Уголовно-правовые средства, которые можно использовать применительно к информации, предлагается классифицировать: 1) на уголовно-правовые средства охраны информации. В этом случае информация выступает предметом преступления; 2) уголовно-правовые средства противодействия информационным угрозам. В этом случае информация является средством совершения преступления.

Использование либо уголовно-правовых средств охраны, или уголовно-правовых средств противодействия зависит от того, какой вид информации используется.

Информация может быть:

I. Достоверной, а может быть недостоверной (ложной). Законодатель использует возможности уголовно-правовых средств для того, чтобы охранять достоверную информацию и противодействовать недостоверной (ложной), в случае если она представляет общественную опасность для интересов личности, общества и государства.

Достоверная информация представляет собой сведения, соответствующие действительности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 149 «информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица».

Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в ст. 15.7 ФЗ № 149, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».

Недостоверная информация действительности не соответствует. И та и другая способна угрожать интересам личности, общества и госу-

дарства. Распространение хотя и достоверной информации, но вопреки существующим правилам (например, опубликование в открытой печати информации, имеющей гриф «Секретно»), может принести больше вреда, чем распространение ложной информации.

Именно поэтому законодатель устанавливает уголовную ответственность за собирание (копирование, распространение и т. п.) как достоверной, так и недостоверной информации.

Уголовная ответственность в отношении достоверной информации наступает за ее:

1. Собирание. Уголовная ответственность предусмотрена за собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (ст. 137 УК РФ); сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); сведений, составляющих государственную тайну (ст. 275, 276 УК РФ).

2. Разглашение. Уголовная ответственность предусмотрена за разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 147 УК РФ); тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ); разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); государственной тайны ст. 283 УК РФ); разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ); сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ); сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

3. Распространение. Уголовная ответственность предусмотрена за распространение: сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 137 УК РФ); заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 1281 УК РФ); публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 2073 УК рф;.

4. Предоставление. Уголовная ответственность предусмотрена за предоставление информации (ст. 1101 УК РФ).

5. Передачу. Уголовная ответственность предусмотрена за передачу информации (ст. 276 УК РФ).

6. Похищение. Уголовная ответственность предусмотрена за похищение информации (ст. 276 УК РФ).

7. Использование информации (ст. 183, 2856 УК РФ).

8. Хранение. Уголовная ответственность предусмотрена за хранение в целях передачи информации (ст. 276 УК РФ).

9. Отказ в предоставлении. Уголовная ответственность предусмотрена за отказ в предоставлении информации (ст. 140, ч. 1 ст. 144 УК РФ).

10. Получение информации. Уголовная ответственность предусмотрена за получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 2831 УК РФ).

11. Перемещение, пересылка. Уголовная ответственность предусмотрена за незаконные перемещение или пересылку носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 2832 УК РФ).

Таким образом, наиболее часто уголовный закон охраняет достоверную информацию от ее разглашения.

Кроме достоверной существует и недостоверная информация, которая может угрожать охраняемым уголовным законом правам, свободам и законным интересам личности, общества и государства. Уголовная ответственность в отношении недостоверной информации наступает:

1. За распространение. Уголовная ответственность предусмотрена за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 1281 УК РФ); распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично (ст. 3541 УК РФ).

2. Предоставление. Уголовная ответственность предусмотрена за предоставление заведомо неполной или ложной информации (ст. 1851, 287 УК РФ); заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ); заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ).

3. Фальсификацию. Уголовная ответственность предусмотрена за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ст. 303 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность в отношении ложной информации наступает за ее распространение, предоставление и фальсификацию.

II. Информация может быть объективной и субъективной. Объективная (первичная) информация — это свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре. Субъективная

70

(семантическая, смысловая, вторичная) информация — это смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов и зафиксированное на каком-либо материальном носителе [2, с. 189]. Иными словами, объективная информация не зависит от человека, субъективная — интерпретируется человеком.

Выше приведены примеры уголовно-правовой охраны достоверной объективной информации. Она охраняется от незаконного собирания, разглашения, распространения, предоставления, передачи, похищения, использова-ния,хранения.

С субъективной информацией, интерпретированной человеком, дела обстоят несколько сложнее. Все зависит от того, почему человек исказил (интерпретировал) информацию. Уголовный закон предусматривает ответственность, как было показано выше, за распространение ложной информации, но только в случае умышленной формы вины. То есть человек осознавал, что «озвучил» ложную информацию и желал ее распространить. В случае неосторожной формы вины, когда человек «интерпретировал» информацию так, как он посчитал нужным, уголовная ответственность не наступает. Это подтверждается и Верховным Судом Российской Федерации (далее — Верховный Суд РФ). Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» закреплено положение о том, что следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их дей-ствительности3.

III. Информация может быть вербальной и невербальной. Вербальная информация представляет собой устную или письменную передачу различного рода данных. Уголовный закон в 99,9 % случаев охраняет именно вербальную информацию. Причем уголовная ответственность усиливается, если вербальная информация передается в публичном выступлении, публично демонстрирующемся про-

3 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 4.

изведении, средствах массовой информации или инф ормационно -телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») (п. «д» ч. 2 ст. 110, ч. 2 ст. 1101, п. «д» ч. 3 ст. 1101, ч. 2 ст. 1102, ч. 2 ст. 1281, ч. 3 ст. 137 УК РФ).

Невербальная информация — это информация, передаваемая через язык тела: жесты, мимику, интонации, образы. Всего несколько статей УК РФ предусматривают уголовную ответственность, в том числе и за невербальную информацию (ст. 297, 319, 336 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность в большинстве случаев наступает за совершение вербальных действий с информацией.

IV. Информация может быть свободно распространяемой, ограниченной в распространении и запрещенной к распространению. В ст. 10 ФЗ № 149 закреплено положение о том, что «в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации».

Большинство информации носит открытый характер и может быть доступна неопределенно большому кругу лиц, заинтересованных в ее получении. Однако существует информация так называемого ограниченного распространения. К ней относятся:

1. Конфиденциальная информация. Единого документа, который бы содержал понятие «конфиденциальная информация», нет. В нормативных правовых актах содержатся различные ее определения4. Так, ФЗ № 149 закрепил понятие «конфиденциальность информации», под которым понимается «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (ст. 2). Перечень сведений, которые относятся к конфиденциальным, содержится в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении сведений конфиденциального характера»5 (далее — Указ). К конфиденциальным сведениям, например, в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6 относятся сведения о защищаемых лицах и их имуществе

4 См., например: О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

5 Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента Рос. Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

6 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

(п. 4 ст. 5). Реализуя данное положение, в уголовном законе содержатся две статьи, предусматривающие ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, — ст. 311 и 320 УК РФ.

К конфиденциальным сведениям также относятся «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные (п. 1 Указа)). Уголовный кодекс Российской Федерации также берет под охрану вышеназванные сведения (ст. 137 УК РФ). Уголовный закон охраняет и иные сведения, которые в соответствии с Указом относятся к числу конфиденциальных, например сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты (ст. 310, 311 УК РФ).

Ст. 272 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, которая также может быть конфиденциальной7.

2. Служебная информация ограниченного распространения. Правила обращения с подобного рода информацией содержатся в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельно-сти8. Каждое ведомство, имеющее такую информацию, разрабатывает собственные нормативные правовые акты, содержащие правила обращения со служебной информацией ограниченного распространения9. Нарушение правил обращения с подобного рода информацией при наступлении определенных последствий влечет уголовную ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

3. Информация, имеющая гриф «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений, порядок засекречивания сведений и их носителей регламентируются Законом Российской Феде-

7 О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

8 Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3165.

9 См., например: О некоторых вопросах обращения со слу-

жебной информацией ограниченного распространения в системе

МВД России: приказ МВД России от 9 ноября 2018 г. № 755.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рации «О государственной тайне» (ст. 8, 9)10. Уголовная ответственность наступает за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи документов, содержащих государственную тайну (ст. 275, 276 УК РФ), ее разглашение (ст. 283 УК РФ), за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 2831 УК РФ), нарушение требований по защите государственной тайны (ст. 2832 УК РФ), утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

4. Информация, запрещенная к распространению. В соответствии с п. 6 и 7 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространять информацию, «которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды». Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве отягчающего ответственность обстоятельства только пропаганду, оправдание и поддержку терроризма (п. «р» ст. 63), а также ответственность за совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е» ст. 63). Вышеназванный мотив выступает в качестве квалифицирующего признака состава таких преступлений, как убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ) и легкого вреда здоровью (п. «б» ч. 2 ст.115 УК РФ) и др.

Кроме того, законодатель пошел по пути усиления ответственности за совершение некоторых преступлений в сети «Интернет» (п. «д» ч. 2 ст. 110, п. «д» ч. 3 ст. 1101, ч. 2 ст. 1102, ч. 2 ст. 1281, п. «б» ч. 3 ст. 133, ч. 3 ст. 137, п. «в» ч. 2 ст. 1512, ч. 1 ст. 1596, ч. 1 ст. 1712, ч. 1 ст. 1853, ч. 2 ст. 2052, п. «в» ч. 3, п. «в» ч. 5 ст. 222, п. «в» ч. 3, п. «в» ч. 4 ст. 2211 и др.). Большинство этих изменений внесены в УК РФ в период 2018-2021 гг.

По данным Верховного Суда РФ, за период с 2019 по 2021 г. количество лиц, осужденных за совершение преступлений с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», составило: в 2019 г. — 6 041 человек, в 2020 г. — 5 696 человек, в 2021 г. — 6 726 человек соответственно11.

10 О государственной тайне: Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I (в ред. от 14 июля 2022 г. № 292-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 38. Ст. 1480.

11 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ldYFv9lrs3g (дата обращения: 26.07.2022).

72

Все вышесказанное позволяет подвести промежуточный итог. Как минимум двадцать семь статей УК РФ охраняют какую-либо информацию. В зависимости от содержания информации преступления, посягающие на нее, находятся в разных главах и имеют разные объекты уголовно-правовой охраны: жизнь и здоровье (ст. 1101), честь и достоинство (ст. 1281), конституционные права и свободы человека и гражданина (ст. 137, 140, 147), интересы семьи и несовершеннолетних (ст. 155), экономическую деятельность (ст. 183, 1851), компьютерную безопасность (ст. 272—2742), основы конституционного строя и безопасности государства (ст. 275, 276, 283, 2831, 2832, 284), интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 287), интересы правосудия (ст. 303, 306, 307, 310, 311), порядок управления (ст. 320), мир и безопасность человечества (ст. 3541).

Какие-либо неправомерные действия с информацией в сети «Интернет» отягчают уголовную ответственность.

Преступления, посягающие на информацию, обладают разной степенью общественной опасности, относятся к различным категориям преступлений. К категории небольшой тяжести относятся преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 1101, 1281,155, 137, 140, 147, 183, 1851, 272, 274 , 2742, 2832, 284 , 287, 303, 306, 307, 310, 311, 3541 УК РФ). К категории средней тяжести — ч. 1 ст. 273, 2741, 283, 2831 УК РФ. К тяжким - ч. 2-5 ст. 2741 УК РФ. Особо тяжким - ст. 275, 276 УК РФ.

Рассматриваемые преступления совершаются как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. При этом охраняемая информация по большинству преступлений является их предметом. Общеизвестно, что в науке уголовного права предметом преступления признается вещь материального мира, на которую непосредственно воздействует лицо, совершая преступление [6, с. 85]. Это физический предмет материального мира или интеллектуальная ценность, на которые оказывается непосредственное воздействие при совершении преступления [7, с. 88]. Информацию, представленную на каком-либо носителе, безусловно, можно отнести к предмету преступления. Но, как было показано выше, информация может быть вербальной и невербальной, и в этом случае она теряет вещный признак. В науке уголовного права имеется точка зрения, согласно которой и такую информацию следует считать предметом преступления [10, с. 19-20].

Однако в последние годы все чаще стали говорить об информационных угро-

зах. Особенно в последние несколько месяцев мы видим, как информация утрачивает свойство объективности, а освещение событий осуществляется в расчете на определенные политические силы. Информация нередко становится и объектом купли-продажи.

Чему (кому) может угрожать информация? Может ли УК РФ быть средством не только охраны информации, но и уголовно-правовым средством защиты от информационных угроз? Средством, которым следует воспользоваться тогда, когда другие средства не дают должного результата. Иными словами, может ли УК РФ защитить личность, общество и государство от угроз, которые несет в себе информация.

В научной литературе под информационными угрозами предлагают понимать потенциальную возможность неправомерного или случайного воздействия на объект защиты, приводящая к потере, искажению или разглашению информации [8, с. 21-34]. Информационные угрозы, как правило, связывают с информационной безопасностью. Иными словами, реализация угроз информационной безопасности заключается в нарушении конфиденциальности, целостности и доступности информации [8, с. 21]. Исходя из этого определения, к преступлениям, которые можно отнести к рассматриваемой сфере, относятся не только вышерассмо-тренные преступления, но и в большинстве случаев преступления, содержащиеся в гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации».

Таких преступлений всего пять (ст. 2722742). Четырнадцатого июля 2022 г. гл. 28 УК РФ была дополнена новой ст. 2742, предусматривающей ответственность за нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования12. Все преступления, находящиеся в гл. 28 УК РФ, связаны с какими-либо неправомерными действиями с компьютерной информацией.

Это самая маленькая глава в УК РФ, хотя степень общественной опасности данных преступлений достаточно высока. Как не высоко количество возбужденных уголовных дел по этим статьям (табл.).

12 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. II). Ст. 5227.

Таблица

Количество возбужденных уголовных дел по гл. 28 УК РФ13

Статья УК РФ 2017 2018 2019 2020 2021

272 1 079 1 761 2 420 4 105 6 392

273 802 733 455 371 317

274 2 5 4 0 1

2741 0 1 4 22 159

2742 введена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ

Итого 1 883 2 500 2 883 4 498 6 869

Причем из общего количества зарегистрированных преступлений было приостановлено (ч. 1 ст. 208 УПК РФ): в 2017 г. — 1 031 уголовное дело, в 2018 — 1 713, в 2019 — 2 064, в 2020 — 3 261, в 2021 — 4 734 соответственно. Более 70 % уголовных дел приостанавливаются из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Количество осужденных по преступлениям, предусмотренным гл. 28 УК РФ, составило: в 2019 г. — 165 человек, в 2020 г. — 137 человек, в 2021 г. — 221 человек соответственно14. Столь малое количество лиц, осужденных за преступления в сфере компьютерной информации, связано не с проблемами квалификации содеянного, а со сложностью установления лиц, совершивших преступление.

В науке информационные угрозы предлагается классифицировать в зависимости от объекта, на который они воздействуют: информационные угрозы для государства, физических лиц и юридических лиц. К числу угроз для государства относят информационные войны, информационные противодействия, информационное оружие, кибератаки, кибершпио-наж, распространение секретной служебной информации (инсайдовской информации). К информационным угрозам для компаний (юридических лиц) — разглашение, утечку, несанкционированный доступ к информации. К информационным угрозам для физического лица — киберслежку, онлайн-мошен-ничество (поддельные письма), фишинг (раскрытие персональных данных: логина, пароля, номера банковской карты), фальшивые сайты [8, с. 22].

Охраняет ли УК РФ законные интересы личности, общества и государства от таких угроз и чем они являются для уголовного закона? Ответ на этот вопрос, конечно, положительный.

13 Статистические данные ГИАЦ МВД России. Форма 491. Раздел 14.

14 URL: https://www.youtube.com/watch?v=ldYFv9lrs3g (дата обращения: 26.07.2022).

Да, УК РФ охраняет законные интересы личности, общества и государства от информационных угроз. Причем круг объектов такой охраны ежегодно расширяется. Появляются новые общественные отношения, нуждающиеся в уголовно-правовой охране. В отличие от информации, которая является предметом преступления, информационные угрозы выступают средством совершения преступления. Под средством совершения преступления, опять традиционно, в науке уголовного права понимаются «вещи, которые используются преступником для воздействия на объект или предмет преступления» [4, с. 75], это только те предметы внешнего мира (например, орудия, приспособления, химические вещества или другие предметы) либо физические процессы (например, электрический ток), которые использует преступник для воздействия на потерпевшего, предмет и объект преступления [5, с. 24].

Однако с течением времени исследователи расширили определение средств совершения преступлений. Под ними стали понимать «различные вещества, предметы, газы и т. д.», химические (яды), физические (радиация, электрический ток), биологические (инфекционные болезни) и иные, свойства которых используются преступником в процессе совершения преступления для создания благоприятных условий его осуществления и облегчающие процесс его исполнения, не поддающиеся полному контролю воли субъекта, которые только включаются субъектом в преступную деятельность, а сам процесс воздействия на объекты материального мира происходит независимо от контроля волей субъекта» [1, с. 8—9].

Представляется, что и информация, не всегда имеющая материальное выражение, должна признаваться не только предметом, но и средством совершения преступления. Подобно тому, как тридцать-сорок лет назад преступление могло быть совершено с помощью отмычки, сегодня отмычку заменяют информация и информационное пространство.

74

Многие преступления ушли в сферу информационно-телекоммуникационных технологий. Особенно бурный их рост наблюдался в условиях пандемии. Пандемия COVID-19 оказала существенное воздействие на преступность в России. По данным МВД России, продолжает оставаться высокой криминальная активность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Рост ^-преступности составил 82,4 % и в значительной степени повлиял на увеличение общего количества зарегистрированных преступлений в стране за 4 месяца на 0,8 %15.

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги.

1. Поскольку информация в современном мире представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, постольку эти сведения (сообщения, данные) необходимы для личности - общества - государства. Поскольку сведения (сообщения, данные) могут быть не только общедоступными, но и конфиденциальными, государство берет на себя обязанность по их охране и защите, в том числе уголовно-правовыми средствами.

2. В уголовном законе информация может выступать в качестве объекта преступления, предмета преступления и средства совершения преступления. Деление информации на эти группы происходит в зависимости от того, охраняет ли уголовный закон саму информацию, либо охраняет личность - общество - государство от информационных угроз.

15 Официальный сайт МВД России. URL: https://xn—b1aew. xn—p1ai/reports/item/20176492/ (дата обращения: 01.07.2022).

Список литературы:

1. Денисова А. С. Уголовно-правовое значение орудий и средств совершения преступления: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005.

2. Краснов Г. А., Краснов А. А., Краснов А. А. Объективная и субъективная информация в экономической системе // Вестник НГУЭУ. 2013. № 2.

3. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. Москва, 1999.

4. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. Москва, 1960.

5. Наумов А. В. Средства и орудия совершения преступления // Советская юстиция. 1986. № 14.

6. Уголовное право России: учебник / под ред. А. И. Плотникова. Оренбург, 2016.

7. Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Ра-рога, А. И. Чучаева. Москва, 2008.

3. Законодатель не признает как посягательство на информацию, так и информационные угрозы тяжким и особо тяжким преступлением, относя большинство из них к категории небольшой тяжести. И только тогда, когда информация связана с посягательством на основы конституционного строя и безопасности государства, преступления относятся к категории особо тяжких.

4. Информационные угрозы могут быть самыми различными и направленными как на персонифицированное, так и неперсони-фицированное лицо. С учетом охвата большой аудитории в случаях распространения информационных угроз в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представляется необходимым в качестве отягчающего наказание обстоятельства закрепить в ст. 63 УК РФ новое - совершение преступления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Важность информации возрастает в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной различными факторами, что требует от государства незамедлительного уголовно-правового реагирования путем установления уголовной ответственности за новые виды информационных угроз.

6. Учитывая высокую общественную опасность преступлений, в которых информация выступает не только объектом, но и предметом и средством совершения преступления, возможно создание специальной главы УК РФ, которая бы содержала не только нормы о преступлениях в сфере компьютерной информации, но и иные деяния, при совершении которых информация угрожает законным интересам личности - общества - государства.

References:

1. Denisova al. S. Ugolovno-pravovoe znachenie orudij i sredstv soversheniya prestupleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2005.

2. Krasnov G. al., Krasnov al. al., Krasnov al. al. Objective and subjective information in economic system // Vestnik NSUEM. 2013. № 2.

3. Kudryavcev V. N. Obshchaya teoriya kvalifikacii prestuplenij. Moskva, 1999.

4. Kudryavcev V. N. Ob"ektivnaya storona prestupleniya. Moskva, 1960.

5. Naumov al. V. Sredstva i orudiya soversheniya prestupleniya // Sovetskaya yusticiya. 1986. № 14.

6. Ugolovnoe pravo Rossii: uchebnik / pod red. A. I. Plotnikova. Orenburg, 2016.

7. Ugolovnoe pravo. Obshchaya chast': uchebnik / pod red. L. V. Inogamovoj-Hegaj, A. I. Raroga, A. I. Chuchaeva. Moskva, 2008.

8. Фалеев М. И., Черных Г. С. Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 1 (6).

9. Шевцов В. С. Информационное противоборство в глобализирующемся мире: актуальность, дифференциация понятий, угрозы политической стабильности // Вестник университета. 2015. № 1.

10. Яшков С. А. Информация как предмет преступления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

8. Faleev M. I., Chernykh G. S. Threats to the national security of the state in the information sphere and the tasks of the MES of Russia in this field of activity // Civil protection strategy: problems and research. 2014. № 1 (6).

9. Shevcov V. S. Information warfare in the globalized world: relevance, differentiation of concepts threat to political stability // Vestnik Uni-versiteta. 2015. № 1.

10. Yashkov S. A. Informaciya kak predmet prestu-pleniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2005.

Для цитирования:

For citation:

Мартыненко Наталия Эдуардовна. Уголовно-правовые средства охраны информации и противодействия информационным угрозам // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 66—75.

Martynenko Nataliya Eduardovna. Criminal Law Means of Protecting Information and Counteracting Information Threats // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 66-75.

S S

и и о

а

<

a S

7-

s

<

0 с

к

<

1

вз

О <

О —

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.